Научная статья на тему 'Особенности учебной мотивации студентов на разных этапах профессионального обучения'

Особенности учебной мотивации студентов на разных этапах профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1082
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / «РЕАЛЬНОЕ» И «ИДЕАЛЬНОЕ» СОСТОЯНИЕ МОТИВА / «REAL» AND «IDEAL» MOTIVE CONDITION / MOTIVATION / MOTIVATIONAL STRUCTURE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Ольга Евгеньевна

В статье отмечается актуальность систематического изучения особенностей учебной мотивации личности в процессе профессионального образования. Представлены результаты исследования мотивационной структуры личности обучающихся, выявлены ведущие мотивы современных студентов. Определены тенденции динамики основных мотивационных факторов в структуре учебной мотивации участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article points out the relevance of a systematic study of personality’s academic motivation in professional education. The research results of motivational structure of the learners’ personality are presented, the leading motives of students are revealed. The trends of the main motivational factors in the structure of academic motivation of educational process participants’ have been identified.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной мотивации студентов на разных этапах профессионального обучения»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

№ 1. 2013

УДК 159.947

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Мальцева Ольга Евгеньевна

старший преподаватель Гродненский государственный университет им. Я. Купалы,

Гродно (Беларусь)

Malcevao@tut.by

Аннотация. В статье отмечается актуальность систематического изучения особенностей учебной мотивации личности в процессе профессионального образования. Представлены результаты исследования мотивационной структуры личности обучающихся, выявлены ведущие мотивы современных студентов. Определены тенденции динамики основных мотивационных факторов в структуре учебной мотивации участников образовательного процесса.

Ключевые слова; мотивация; мотивационная структура личности; «реальное» и «идеальное» состояние мотива.

FEATURES OF ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL EDUCATION

Malceva Olga Evgenievna

senior lecturer

The Grodno state university of. Y.Kupala, Grodno (Belarus)

Abstract. The article points out the relevance of a systematic study of personality’s academic motivation in professional education. The research results of motivational structure of the learners’ personality are presented, the leading motives of students are revealed. The trends of the main motivational factors in the structure of academic motivation of educational process participants’ have been identified.

Key words: motivation; motivational structure of the personality; «real» and «ideal» motive condition.

В современном мире благосостояние страны зависит не только от уровня развития базовых отраслей общественного производства, но и от уровня науки, культуры и образования, которое является основой устойчивого экономического роста. В условиях усложнения социального мира и динамизации социокультурных изменений, перед профессиональным образованием встает важная задача - подготовка специалистов обладающих способностью непрерывно обучаться, быть предприимчивыми, ответственными, активными, ориентированными на успешное решение учебно-профессиональных задач. В связи с этим одним из актуальных направлений современной психологии является психологическое обеспечение профессионального становления специалистов и особое значение уделяется процессу личностного становления в системе профессионального образования.

Однако, как показывает практика, в настоящее время существует ряд проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров. Одной из этих проблем является недостаточная изученность мотивации студентов на разных этапах профессионального образования, что негативно сказывается на эффективности учебно-профессионального процесса, а также на будущей профессиональной компетентности. В этой связи актуальной становится задача систематического изучения учебной мотивации студентов, поскольку воспитание специалиста означает, прежде всего, формирование системы его потребностей и мотивов, иерархия которых характеризует целостную личность.

К настоящему времени осуществлен целый ряд исследований проблемы мотивации учебной деятельности, раскрывающих её значимые закономерности и механизмы (Б. И. Додонов, А. К. Маркова, P.P. Бибрих, Л.И. Божович, И.И. Вартанова, И.А. Васильев, А.А. Вербицкий, А.К. Дуса-вицкий, Н.Е. Елфимова, И.А. Зимняя, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.Э. Мильман, В.Ф. Моргун,

А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов, К.Т. Патрина, Л.М. Фридман, С. Ames,

2

G. Chambers, W. Lens, S. Sageder. В. Weiner и мн.др.). Вместе с тем, в силу своей предельной сложности, она все еще далека от своего решения, а многие ее ключевые аспекты остаются недостаточно раскрытыми [1].

Мотивация учебной деятельности считается частным видом мотивации в ее общепсихологическом значении, но имеет и свою собственную специфику. Нередко термин «мотивация учебной деятельности» используется как синоним понятия «познавательная мотивация» [2]. Учебная мотивация имеет достаточно сложную структуру и обладает спецификой на каждом возрастном этапе [3;4;5, 6 и др.]. Представляется очень важным, что практически невозможно выделять в качестве детерминант учебной деятельности какие-либо особые мотивационные образования. Это - все те общие, «образующие» мотивационной сферы, которые «прилагаются» конкретным образом к сфере учебной деятельности. Под мотивами учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявления учебной активности: потребности, цели, установки, интересы и др. [7].

Наше исследование основывается на типологии В.Э. Мильмана, предлагающего рассматривать мотивационную структуру личности как соотношение мотивирующих сил разного уровня, среди которых можно выделить: мотивы-интересы, мотивы-направленности личности, мотивы-функциональные тенденции личности [8].

На первом этапе исследования, при помощи методики В.Э. Миль-мана, решалась задача определения особенностей содержания мотивационной структуры личности студентов на разных этапах профессионального обучения. Выводимые в результате тестирования диагностические оценки относятся к 7 шкалам: П - мотивация поддержания жизнедеятельности; К - мотивы комфорта; С - статусно-престижная мотивация; О - мотивация общения; Д - мотивация общей активности; ДР -мотивы творческой, развивающей активности; ОД - мотивы социальной

полезности. В мотивационный профиль включены шкала «ид», характе-

3

ризующая «идеальное» состояние мотива, а именно уровень собственно побуждения, устремления и шкала «ре», отражающая «реальное» состояние мотива, т.е., то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время [9]. В исследовании приняли участие 396 студентов ГрГУ им. Янки Купалы 1, 3 и 5 курсов обучения.

Сравнительный анализ выраженности побудительной силы мотивационных факторов в структуре учебной идеальной мотивации, показал, значительное единообразие структуры мотивационной сферы студентов, независимо от курса обучения. В частности, одинаково наиболее сильными для студентов являются мотивы направленные на достижение социального статуса, мотивы общения и творческой, развивающей активности (рис. 1).

1курс — — Зкурс ....5курс

Рисунок 1. Структура идеальной учебной мотивации студентов

В структуре реальной учебной мотивации, отражающей степень удовлетворения мотивов в настоящем, для студентов всех курсов обучения, наиболее значимой является мотивация поддержания жизнеобеспечения. Второй по значимости для студентов 1 и 3 курсов является мотивация социального статуса и престижа, тогда как для студентов 5 курса - мотивация общения (рис. 2).

1курс — — Зкурс ..5курс

Рисунок 2. Структура учебной реальной мотивации студентов

Среди наиболее слабых мотивов в структуре и идеальной и реальной учебной мотивации студентов, оказались мотивация общей активности, отражающая энергичность, стремление субъекта приложить свою энергию и умения в той или иной сфере деятельности и мотивация общественной полезности.

Таким образом, установлено, что реальная учебная мотивация первокурсников отличается наличием мотивационных тенденций, направленных на поддержание жизнеобеспечения, комфорта и достижение социального статуса. Из этого следует, что они занимают потребительскую позицию и озабочены, в основном, проблемами, связанными с благоприятными условиями учебы и быта, возможностью влияния на окружающих. Мотивационные тенденции, свидетельствующие о стремлении к развитию своей личности, а именно, к активности творческой направленности и социальной деятельности, у них выражены слабо.

Для студентов 3 курса в структуре учебной мотивации характерно наличие выраженных мотивационных тенденций, связанных с необходимостью удовлетворения мотивов в достижении социального статуса, поддержания жизнеобеспечения и активности творческой направленности.

Реальная учебная мотивация выпускников вузов отличается доминированием мотивационных тенденций, направленных на поддержание

5

жизнеобеспечения, комфорта и общения. Преобладание названных побуждений свидетельствует об отсутствии у них стремлений к самоактуализации и саморазвитию.

П ^ V

В целом, проведенный сравнительный анализ свидетельствует о том, что в наибольшей степени идеальные и реальные мотивации студентов различаются по силе мотивов поддержания жизнеобеспечения и мотивов комфорта, которые наиболее сильны в реальной учебной мотивации, тогда как в идеальной учебной мотивации они имеют меньшую побудительную силу. В структуре идеальной мотивации испытуемых мотивы общения и творческой активности имеют большую побудительную силу в сравнении с реальной мотивацией. В структуре обоих видов учебной мотивации наиболее слабыми оказались мотивы общей активности и социальной полезности.

В ходе дальнейшего исследования была предпринята попытка определения тенденций динамики учебной мотивации студентов. Основой послужили результаты применения последовательного сравнительного анализа по категориям выборки. Достоверность различий определялась с помощью 1-критерия Стьюдента. В целом, определены следующие особенности изменения учебной мотивации у студентов на разных этапах профессионального образования. Так, на первом году обучения у студентов усиливаются мотивы (идеальные) к поддержанию жизнедеятельности, общению, общей активности и социальной полезности. При этом в учебной деятельности они прикладывают большие усилия к удовлетворению мотивов поддержания жизнеобеспечения и творческой активности, и в меньшей степени - мотивов комфорта. К 3 курсу у студентов усиливается социально-статусная мотивация и снижается мотивация общения и общей активности, при этом они считают наименее удовлетворенными в учебной сфере мотивы комфорта и социального статуса. Вероятно, эта ситуация является одним из проявлений известного «кризиса 3 курса», часто проявляющегося в общем падении инте-

6

реса к учебе и даже разочаровании в выбранной профессии. К моменту окончания вуза у студентов наблюдается рост идеальных мотивов общей активности и социальной полезности, а также они отмечают большую удовлетворенность мотивов общения в учебной деятельности. Вероятно, это связано с тем, что выпускник стоит перед необходимостью трудоустройства, начала самостоятельной жизни, создания семьи и перехода в новый статус взрослого человека.

Все полученные в исследовании выводы и заключения позволяют расширить представление о динамике как важнейшей характеристике мотивации в системе профессионального образования, и предложить конкретные рекомендации по совершенствованию программ профессиональной подготовки кадров с учетом потребностей и мотивов личности.

Список использованных источников

1. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2009. 23 с.

2. Вартанова И. И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1998. № 2. С. 80-87.

3. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблема формирования личности / под. ред. Д. И. Фельдштейна. Воронеж: МО-ДЭК, 1995. 352 с.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.

5. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения младших школьников. Волгоград: ВГПИ, 1983. 72 с.

6. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 351 с.

7. Рюмина Т.В. Эмоционально-

чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2002. 22 с.

8. Мильман В.Э. Побудительные

тенденции в структуре деятельности // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 5-15.

9. Мильман В.Э. Мотивационный

профиль личности - «Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции». М. МГУ, 1990. С. 21-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.