Научная статья на тему 'Особенности участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности'

Особенности участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2687
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мороз Н.О.

В статье исследуются две формы участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности: договорно-правовая и институциональная. Рассматриваются особенности международных договоров Республики Беларусь в данной сфере. Автор делает вывод о том, что такие международные соглашения охватывают две сферы сотрудничества: противодействие военно-политическим угрозам в информационной сфере, а также международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. В статье выявляются неточности и неопределенности, содержащиеся в данных международных договорах, указывается на необходимость расширения участия Республики Беларусь в международных договорах, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. Кроме того, в статье определяется роль Республики Беларусь в совершенствовании международного регулирования сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности на постсоветском пространстве. В рамках исследования вопросов участия Беларуси в деятельности международных организаций отмечается, что Республика Беларусь придерживается активной позиции в сфере необходимости международного регулирования координации сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности. По мнению автора статьи, наиболее высоких результатов практического взаимодействия в области обеспечения информационной безопасности Республике Беларусь удалось достичь в рамках Интерпола и Организации Договора о коллективной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности»

УДК 341.1/8(476)

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н. О. Мороз

Международный университет «МИТСО», г. Минск, Республика Беларусь

PECULIARITIES OF THE PARTICIPATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN INTERNATIONAL COOPERATION IN ENSURING INFORMATION SECURITY

N. O. Moroz

International University "MITSO", Minsk, Republic of Belarus

В статье исследуются две формы участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности: договорно-правовая и институциональная. Рассматриваются особенности международных договоров Республики Беларусь в данной сфере. Автор делает вывод о том, что такие международные соглашения охватывают две сферы сотрудничества: противодействие военно-политическим угрозам в информационной сфере, а также международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. В статье выявляются неточности и неопределенности, содержащиеся в данных международных договорах, указывается на необходимость расширения участия Республики Беларусь в международных договорах, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. Кроме того, в статье определяется роль Республики Беларусь в совершенствовании международного регулирования сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности на постсоветском пространстве. В рамках исследования вопросов участия Беларуси в деятельности международных организаций отмечается, что Республика Беларусь придерживается активной позиции в сфере необходимости международного регулирования координации сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности. По мнению автора статьи, наиболее высоких результатов практического взаимодействия в области обеспечения информационной безопасности Республике Беларусь удалось достичь в рамках Интерпола и Организации Договора о коллективной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, международное сотрудничество, преступления в сфере высоких технологий, международные договоры Республики Беларусь, участие в деятельности международных организаций.

The article explores two forms of participation of the Republic of Belarus in international cooperation in the field of information security: conventional and institutional forms. The characteristics of the international treaties of the Republic of Belarus in this sphere are considered. The author concludes that these international agreements cover two areas of cooperation: countering military and political threats in information sphere, as well as international cooperation in the fight against high-tech crime. The article reveals the uncertainties contained in these international treaties, points out the need to expand the participation of the Republic of Belarus in international treaties regulating the cooperation of states in combating high-tech crime. In addition, the article defines the role of the Republic of Belarus in improving international regulation of cooperation in the field of ensuring information security in the post-Soviet space. When investigating the participation of Belarus in the activities of international organizations, it is noted that the Republic of Belarus takes an active stand advocating the need for deeper international regulation of cooperation in the field of ensuring information security. In the author's view, the best results of practical cooperation of the Republic of Belarus in ensuring information security have been achieved within the framework of the Interpol and the Collective Security Treaty Organization.

Keywords: information security, international cooperation, high-tech crime, international treaties of the Republic of Belarus, participation in the activities of international organizations.

© Мороз Н. О., 2017

Широкое использование информационно-телекоммуникационных технологий обуславливает необходимость принятия мер по защите личности, общества, государства от противоправного использования киберпространства в противоправных целях. Вместе с тем, транснациональный характер угроз в информационной сфере обуславливает необходимость коллективного взаимодействия государств в исследуемой области.

Международные договоры Республики Беларусь, регулирующие международное сотрудничеств в сфере обеспечения информационной безопасности направлены на установление правовых основ взаимодействия: а) в целях осуществления противодействия военно-политическим угрозам в информационной сфере; б) государств и международных организаций в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. При этом абсолютное большинство таких документов посвящено второму из указанных выше направлений сотрудничества.

В целом же все многосторонние международные договоры Республики Беларусь в рассматриваемой сфере заключены в рамках следующих международных организаций: Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (далее -ОДКБ). Республика Беларусь выражала интерес в присоединении к Конвенции Совета Европы о киберпреступности от 23 ноября 2001 года. Вместе с тем, в настоящее время Республика Беларусь пока так и не стала государством -участником данного международного договора.

Единственным двусторонним договором Республики Беларусь, посвященным вопросам информационной безопасности, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 25 декабря 2013 г. «О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности».

Наибольшее количество международных договоров Республики Беларусь, затрагивающих различные аспекты международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, заключено в рамках СНГ. Так, например, Правительствами государств - участников СНГ 20 ноября 2013 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности. Данное соглашение направлено на установление правовых основ проведения совместных скоординированных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в государствах-участниках (ст. 1), определяет

основные направления и формы взаимодействия сторон в рассматриваемой области (ст. 3-4), а также порядок реализации его норм (ст. 5). Наиболее детально в соглашении урегулированы направления взаимодействия и сотрудничества государств - участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности [1].

Представляется, что в рассматриваемом соглашении уделено недостаточное внимание вопросу определения перечня угроз в информационной безопасности. Так, в соответствии со ст. 2 Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности под угрозами информационной безопасности понимаются «факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве. В целях настоящего Соглашения под угрозами информационной безопасности понимаются в том числе разработка и применение информационного оружия, информационный терроризм и информационная преступность» [1]. Кроме того, некоторое представление о перечне угроз информационной безопасности можно получить на основе толкования п. 1 ст. 4 данного международного договора, где указано, что государства-участники предпринимают «консолидированные усилия по противодействию угрозам использования информационно-коммуникационных средств и технологий в целях совершения противоправных и иных деструктивных действий в отношении государств - участников СНГ» [1]. Вместе с тем, полагаем, что отсутствие четко сформулированного списка угроз информационной безопасности создает дополнительные сложности по реализации соглашения. Включение такого списка в Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности позволило было заложить основу для единообразного понимания условий и факторов, способных нанести информационной безопасности сторон.

Одним из наиболее важных документов, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий на уровне СНГ, является заключенное 1 июня 2001 г. Соглашение о сотрудничестве государств -участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации [2, с. 138-145].

Наиболее детальную регламентацию в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации получила процедура направления и исполнения запроса об оказании содействия (ст. 6-8).

На наш взгляд, Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации имеет ряд неточностей, наиболее существенные из которых связаны с тем, что рассматриваемое Соглашение имеет узкий объект регулирования, который охватывает только международное сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, а также основано на традиционном представлении о правовой помощи.

В настоящее время в рамках ОДКБ заключен только один международный договор, посвященный координации сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности - Протокол о взаимодействии государств - членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере от 23 декабря 2014 года.

Целью рассматриваемого международного договора является реализация договоренностей по воспрепятствованию использования информационных технологий для дестабилизации обстановки на территориях Сторон [3].

Протокол имеет целый ряд недостатков, обусловленных в первую очередь тем, что в его основу были положены преимущественно положения Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, многие из которых нуждаются в совершенствовании как в силу неточностей содержательного характера, так и несоответствия современным потребностям международного сотрудничества компетентных органов в деле противодействия противоправному использованию информационных технологий.

Таким образом, участие Республики Беларусь в договорно-правовом сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности реализуется только рамках постсоветского пространства. Учитывая тот факт, что угрозы информационной безопасности носят трансграничный характер, такое положение дел нельзя признать удовлетворительным. Требуется активизация усилий по присоединению Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о киберпреступно-сти. В настоящее время данный международный договор признан в качестве наилучшей практики договорно-правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий [4]. Конвенция Совета Европы о киберпреступности регулирует все значимые вопросы противодействия таким противоправным деяниям. Примечательно, что ранее необходимость проработки вопроса о присоединении к Конвенции Совета Европы о киберпре-

ступности уже обозначалась в Указе Президента Республики Беларусь от 2 октября 2010 г. № 518 «О Государственной программе противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями на 2011-2013 гг.». В то же время в настоящее время данный вопрос «выпал» из приоритетов развития международного сотрудничества Республики Беларусь в борьбе с преступностью.

На основании изложенного выше можно сделать вывод о том, что международные договоры Республики Беларусь, регулирующие международное сотрудничество в сфере информационной безопасности, имеют ряд недостатков, связанных с: 1) отсутствием четко определенного перечня угроз информационной безопасности; 2) узким объектом регулирования международных договоров, посвященных координации сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий и традиционным пониманием международно-правовой помощи, на котором они основаны.

Институциональное сотрудничество Республики Беларусь осуществляется как на региональном, так и универсальном уровне. Республика Беларусь, являясь членом таких международных организаций, как ООН, Интерпол, СНГ, ОДКБ участвует как в сессиях их главных органов, так и специально проводимых конференциях, заседаниях специально созданных для борьбы с преступностью в сфере высоких технологий органов, а также мероприятиях информационно-образовательного и методического характера, проводимых для правоохранительных органов.

В рамках ООН деятельность Республики Беларусь сосредоточена на обоих направлениях обеспечения информационно безопасности: противодействии военно-политическим угрозам и преступности в сфере высоких технологий.

Республика Беларусь принимала следующее участие в совершенствовании механизма координации международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности: а) состояла в Группе правительственных экспертов по исследованию существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению, а также концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем в 2004-2005 гг., 2009-2010 гг., 2012-2013 гг., 2014-2015 гг., 2016-2017 гг.; б) является одним из разработчиков резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: «Борьба с преступным использованием информационных технологий», «Меры по борьбе с транснациональной

организованной преступностью: помощь государствам в создании потенциала в целях содействия осуществлению Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и принятых протоколов к ней», «Мир против насилия и насильственного экстремизма», «Борьба с героизацией нацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» и др.

Следует отметить, что представитель Министерства иностранных дел Беларуси входит в состав Группы правительственных экспертов ООН по вопросам международной информационной безопасности, деятельность которой направлена на выработку кодекса правил, принципов и норм в этой области. Так, в частности, данная группа должна представить к 72-й сессии Генеральной Ассамблеи правил и принципов ответственного поведения государств в киберпространстве [5].

На наш взгляд, все указанное выше свидетельствует о вполне активной позиции Республики Беларусь на международной арене по вопросам обеспечения информационной безопасности.

Участие в деятельности по обеспечению информационной безопасности в рамках Интерпола и ОДКБ носит, в основном, практический характер.

Так, Национальное центральное бюро (далее -НЦБ) Интерпола Министерства внутренних дел Республики Беларусь направляет материалы о распространении детской порнографии по компьютерным сетям, регулярно предоставляемые Генеральным секретариатом Интерпола в соответствующие подразделения Министерства внутренних дел Республики Беларусь. НЦБ Интерпола совместно с Управлением «К» Министерства внутренних дел Республики Беларусь и иностранными правоохранительными органами принимают участие в международных спецоперациях. Среди них: спецоперация Интерпола по борьбе с распространением детской порнографии в Интернете под кодовым названием «Балено» [6, с. 23-24], спецоперация по ликвидации международной организованной преступной группы, занимавшаяся распространением детской порнографии в глобальной информационной сети [7, с. 194] и др.

В рамках ОДКБ особое значение придается осуществлению практических мер по усилению совместного противодействия использованию информационно-телекоммуникационных технологий в противоправных целях. В 2008 году Решением Совета коллективной безопасности была утверждена Программа совместных действий по фор-

мированию системы коллективной безопасности. В ее рамках предусмотрено проведение совместной операции «ПРОКСИ» по противодействию преступным проявлениям и экстремизму в сети Интернет [8, с. 230]. Указанные операции проводятся рамках ОДКБ с 2009 г. ежегодно. В операциях «ПРОКСИ» активно участвуют представители органов безопасности и внутренних дел Республики Беларусь.

В рамках регионального сотрудничества Республики Беларусь Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 гг. СНГ от 10 декабря 2010 г. МВД Республики Беларусь было назначено ответственным органом за разработку Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. Решением Совета министров иностранных дел СНГ от 5 апреля 2013 г. был одобрен и внесен на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств СНГ проект Концепции сотрудничества государств -участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. С инициативой разработки Концепции сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий выступила Беларусь. Концепция основывается на национальном опыте Беларуси, накопленном за десять лет существования специализированного подразделения по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий [9]. Концепция была одобрена Советом глав государств СНГ 25 октября 2013 года [10].

Республика Беларусь являлась участницей совместного проекта СЕ и ЕС «Восточное партнерство - сотрудничество против киберпреступности» [11]. Срок реализации проекта — с 1 марта 2011 г. по 31 августа 2013 г. В рамках программы были проведены конференции, тематические семинары (конференции «Октопус», учебные мероприятия «Большой восьмерки» для контактных центров 24/7), а также состоялись визиты организаторов проекта в каждую страну Восточного партнерства в целях подготовки рекомендаций по укреплению потенциала органов уголовного правосудия по эффективному сотрудничеству в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий в соответствии с европейскими и международными договорами и практикой [12].

В настоящее время Республика Беларусь принимает участие в двух проектах Европейского союза и Совета Европы «Восточное партнерство», рассчитанных на 2015-2017 гг.»:

1) «Киберпреступность. ВП II», который ориентирован на развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и работой с электронными доказательствами (взаимная правовая помощь по уголовным делам; повышение роли пунктов 24/7);

2) «Киберпреступность. ВП III: «Новые проекты в сфере частно-публичного партнерства» (повышение эффективности сотрудничества органов уголовного правосудия и поставщиков услуг по конкретным уголовным делам с учетом необходимых гарантий защиты прав человека) [12].

Таким образом, тот факт, что МВД Республики Беларусь было назначено ответственным органом

за разработку Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, а также активное участие в работе органов ООН, операциях по противодействию преступности в киберпространст-ве, проводимых совместно с Интерполом и в рамках ОДКБ, вовлеченность в тематические совместные проекты с Европейским союзом, Советом Европы, свидетельствует о принципиальной позиции Республики Беларусь по вопросу необходимости согласованного взаимодействия в сфере обеспечения информационной безопасности.

Литература

1. Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ от 20 ноября 2013 г.: [заключено в г. Санкт-Петербурге 01.06.2001 г.]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31216151#pos=1;-172 (дата обращения: 12.04.2017).

2. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации: [заключено в г. Минске 01.06.2001 г.] // Содружество. 2001. № 1. С. 138-145.

3. Протокол о взаимодействии государств - членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере: [заключен в г. Москве, 23 декабря 2014 г.] // Консультант Плюс. М., 2017.

4. О Государственной программе противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями на 2011-2013 гг.: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 окт. 2010 г., № 518: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30.2.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Минск, 2017.

5. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности: резолюция Генер. Ассамблеи ООН, 5 дек. 2016 г., № 71/28 URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/399/53/PDF/ N1639953.pdf?OpenElement (дата обращения: 22.03.2017).

6. Аферовский Д. Полицейский интернационал против преступного мира // Беларуская думка. 2008. № 6. С. 20-24.

7. История органов внутренних дел Беларуси: курс лекций / А. Ф. Вишневский [и др.]; под ред. А. Ф. Вишневского. Минск: Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 2010. 218 с.

8. Довгань Е. Ф., Мороз Н. О. ОДКБ и информационная безопасность // Организация Договора о коллективной безопасности и планирование на случай чрезвычайных обстоятельств после 2014 г. / Е. Ф. Довгань, А. В. Русакович [и др.]; под ред. Е. Ф. Довгань и А. В. Русаковича; Женевский центр демократического контроля над вооруженными силами, Центр изучения внешней политики и безопасности. Женева; Минск, 2015. С. 207-236.

9. Рост киберпреступности создает угрозу национальной безопасности стран СНГ - эксперт. URL: http://pravo.by/ main.aspx?guid=77643 (дата обращения: 23.03.2017).

10. О Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий: [принято в г. Минске 25.10.2013 г.] // Консультант Плюс: Беларусь. Минск, 2017.

11. Regional co-operation in criminal justice: strengthening capacities in the fight against cybercrime. URL: http://www. coe. int/t/dghl/cooperation/economiccrime/cybercrime/cy %20project %20balkan/Default_IPA_en.asp (date of access 14. 12. 2016).

12. Eastern Partnership - Council of Europe Facility: cooperation against cybercrime: project summary. URL: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/economiccrime/cybercrime/cy_Project_EaP/2523_eap_cyber_summary1a_15Mar11.pdf (access 14.12.2016).

References

1. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv - uchastnikov SNG ot 20 noyabrya 2013 g. [zaklyucheno v g. Sankt-Peterburge 01.06.2001 g.] [Agreement on cooperation of the CIS member states of November 20, 2013: [singed in St. Petersburg on 01.06.2001]]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31216151#pos=1;-172

2. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv v bor'be s prestupleniyami v sfere komp'yuternoi informatsii: [zaklyucheno v g. Minske 01. 06. 2001 g.] [Agreement on cooperation of member states of the Commonwealth of Independent States in the fight against crimes in the field of computer information: [singed in Minsk on 01.06.2001]]. Sodruzhestvo = Commonwealth, 2001, no. 1, pp. 138-145.

3. Protokol o vzaimodeistvii gosudarstv - chlenov ODKB po protivodeistviyu prestupnoi deyatel'nosti v informatsionnoi sfere: [zaklyuchen v g. Moskve, 23 dekabrya 2014 g.] [Protocol on the interaction of CSTO member states in countering criminal activities in the information sphere: [singed in Moscow, December 23, 2014]]. Konsul'tantPlyus, Moskow, 2017.

4. O Gosudarstvennoi programme protivodeistviya torgovle lyud'mi, nelegal'noi migratsii i svyazannymi s nimi protivopravnymi deyaniyami na 2011-2013 gg.: Ukaz Prezidenta Resp. Belarus', 2 okt. 2010 g., No 518: v red. Ukaza Prezidenta Resp. Belarus' ot 30.12.2011 g. [On the State program to combat trafficking in persons, illegal migration and related illegal acts for 2011-2013: Decree of the President of the Republic of Belarus, 2 October. 2010, No. 518: in the redaction of the Decree of the President of the Republic of Belarus of 30.2.2011]. Konsul'tantPlyus: Belarus', Minsk, 2017.

5. Dostizheniya v sfere informatizatsii i telekommunikatsii v kontekste mezhdunarodnoi bezopasnosti: rezolyutsiya Gener. Assamblei OON, 5 dek. 2016 g., No 71/28 [Achievements in the field of information and telecommunications in the context of international security: the resolution of the UN General Assembly, Dec. 5. 2016, No. 71/28]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N16/399/53/PDF/N1639953.pdf?OpenElement

6. Aferovskii D. Politseiskii internatsional protiv prestupnogo mira [Police International against the underworld]. Belaruskaya dumka, 2008, no. 6, pp. 20-24.

7. Istoriya organov vnutrennikh del Belarusi: kurs lektsii [History of Internal affairs bodies of Belarus]. A. F. Vishnevskii [i dr.]; pod red. A. F. Vishnevskogo. Minsk: Akad. M-va vnutr. del Resp. Belarus', 2010, 218 p.

8. Dovgan' E. F., Moroz N. O. ODKB i informatsionnaya bezopasnost' [CSTO and information security]. Organizatsiya Dogo-vora o kollektivnoi bezopasnosti iplanirovanie na sluchai chrezvychainykh obstoyatel'stvposle 2014 g. = Organization of the Collective security treaty and contingency planning after 2014, Zhenevskii tsentr demokraticheskogo kontrolya nad vooruzhennymi silami, Tsentr izucheniya vneshnei politiki i bezopasnosti, Zheneva; Minsk, 2015, pp. 207-236.

9. Rost kiberprestupnosti sozdaet ugrozu natsional'noi bezopasnosti stran SNG - ekspert [The growth of cybercrime poses a threat to the national security of the CIS countries-experts]. URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=77643

10. O Kontseptsii sotrudnichestva gosudarstv - uchastnikov SNG v bor'be s prestupleniyami, sovershaemymi s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii: [prinyato v g. Minske 25.10.2013 g.] [On the Concept of cooperation of the CIS Member states in combating crimes committed using information technologies: [adopted in Minsk on 10/25/2013]]. Konsul'tant Plyus: Belarus', Minsk, 2017.

Статья поступила в редакцию 12.01.2017 г.

Submitted 12.01.2017.

Для цитирования: Мороз Н. О. Особенности участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 2 (10). С. 79-84.

Citation for an article: Moroz N. O. Peculiarities of the participation of the Republic of Belarus in international cooperation in ensuring information security. Vestnik of the Mar State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 2 (10), pp. 79-84.

Мороз Наталья Олеговна, кандидат юридических наук, профессор, Международный университет «МИТСО», г. Минск, Республика Беларусь, Nataliya.Maroz@gmail. сот

Moroz Natal'ja O., Ph. D. (Law), professor, International University "MITSO", Minsk, Republic of Belarus,

Nataliya.Maroz@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.