Научная статья на тему 'Особенности ценообразования в жилищно-коммунальном комплексе региона'

Особенности ценообразования в жилищно-коммунальном комплексе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГИ / КОММУНАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / ЖИЛИЩНЫЙ ПЛАТЕЖ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апросимова С.А.

Анализируется современное состояние, тенденции и проблемы в жилищно-коммунальном комплексе региона. Определены приоритетные направления деятельности субъектов ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования в жилищно-коммунальном комплексе региона»

ПРОБЛЕМЫ ЖКХ

УДКЗЗ. 855.5(571.56)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ВЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

РЕГИОНА

С. А. АПРОСИМОВА, старший научный сотрудник E-mail: sarilana@mail.ru Институт региональной экономики Севера

Анализируется современное состояние, тенденции и проблемы в жилищно-коммунальном комплексе региона. Определены приоритетные направления деятельности субъектов ЖКХ.

Ключевые слова: тариф, ценообразование, услуги, коммунальный платеж, жилищный платеж, регулирование.

Жилищно-коммунальный комплекс — один из социально значимых секторов экономики, который работает по регулируемым ценам и тарифам, и вопрос ценообразования в этой сфере носит сложный и проблемный характер. Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства направлена на постепенное увеличение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением при условии недопущения резкого роста нагрузки на бюджеты домашних хозяйств. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения до внесения изменений Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЭ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 13.08.2010) в Жилищный кодекс Российской Федерации утверждались органами местного самоуправления. Многочисленные нарушения при начислении размера платы за жилищно-коммунальные услуги органами местного самоуправления в целом по России, в том числе и

по Республике Саха (Якутия) (в поселках Тикси, Белая Гора, Чернышевский было зафиксировано превышение предельных индексов), привели к обострению тарифных проблем.

В Жилищный кодекс Российской Федерации, в федеральные законы от 02.01.2000 № 40-ФЗ, от 04.05.2000 № 57-ФЗ «О ветеранах», от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также в некоторые иные законодательные акты внесены изменения, касающиеся, в частности, вопросов, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилые помещения и за коммунальные услуги; созданием государственной информационной системы, обеспечивающей оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах и надбав -ках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг, а также уточнением полномочия Правительства Российской Федерации в сфере жилищных отношений.

Утверждение всех тарифов на коммунальные услуги, регулирование тарифов на услуги систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 2011г. для населения согласно вышеназван-

ным изменениям будет производиться Государственным комитетом по ценовой политике — региональной энергетической комиссией РС (Я). Изменяется и сама измерительная система — тарифы на отопление будут утверждаться в Гкал вместо 1 м2, а услуги систем водоснабжения (водоотведения) в 1 м3. Такие понятия, как регулируемые надбавки к тарифам на тепловую энергию (мощность), надбавки к тарифам на товары (продукцию), услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, утверждаемые органами местного самоуправления, отменяются. Некоторыми муниципальными образованиями республики были приняты инвестиционные программы, но ни в одном из них инвестиционная надбавка не была утверждена. Вместо инвестиционной надбавки теперь источником финансирования программ будет являться инвестиционная составляющая в тарифах на тепловую энергию. Также следует отметить, что в коммунальной отрасли существует разрыв между установленными тарифами для населения и их экономически обоснованным уровнем (так называемое «перекрестное субсидирование»). Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования приводит к значительному росту тарифов для населения, также является дополнительным фактором роста платежей ЖКХ.

Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях размер платы может быть скорректирован ввиду наличия (ликвидации) бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг. Таким образом, динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифов с учетом предоставляемых им субсидий и льгот. Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, изменением законодательства по налогообложению,

увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, ростом цен на ГСМ, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами. Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Программный переход в российском масштабе на 100%-ную окупаемость жилищно-коммунальных услуг предполагает и адресные субсидии, что вызовет проблемы с финансовым обеспечением завоза топлива в PC (Я). Кроме того, этот переход вызовет целый ряд негативных социальных последствий. Например, в арктических улусах доходы населения очень низкие: до 5тыс. руб., а фактические расходы на содержание однокомнатной квартирыдостигаютдо 10 тыс. руб.

Ежегодно потребителями жилищных и коммунальных услуг в PC (Я) не достигается установленный уровень их возмещения. Фактический уровень возмещения населением затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги практически остается на протяжении последних лет на одном уровне и достигает 43,3 % в 2007—2009 гг. и 42,4% в 2008 г.

Установленный и фактический уровни затрат на жилищные услуги значительно отличаются по показателям по сравнению с уровнем возмещения за коммунальные услуги: жилищные услуги — 74,8 %, коммунальные услуги — 44,1 (установленные показатели), 67,3 — жилищныеи 38,0 % (фактические показатели) за2007г. [1, с. 38]. Сравнительные показатели за последующие годы имеют схожую тенденцию.

Основная причина роста тарифа на коммунальные услуги — это рост цен на топливо, которая зависит от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше природного газа). В тарифе на теплоснабжение доля топлива составляет 51,4 %, в то время как на зарплату приходится 16,9, на амортизационные отчисления — 5 и на прибыль всего 1,6%. Дополнительные затраты надепонацию, хранение топлива до следующего отопительного периода также сказываются на уровне тарифов на тепловую энергию. Если в городах средний тариф составляет 550 руб. за Гкал, то в некоторых маленьких котельных улусов тариф может достигать до 4—5 тыс. руб. Кроме

того, поселковые котельные отапливаются сырой нефтью, которая добывается на юге республики ОАО «Сургутнефтегаз». Цена на нее в свою очередь, хотя и добывается и потребляется она внутри республики, зависит от мировых цен на нефть из-за ставок налога на добычу полезных ископаемых. Эти колебания цен на нефть оказали огромное влияние на тарифы на тепловую энергию. Альтернативу нефтяному котельному топливу найти очень трудно, так как эти котельные раньше отапливались еще более дорогим завозимым дизельным топливом. Перевод на уголь требует больших инвестиций, мазут не подходит по техническим характеристикам. Потребителями в основном являются бюджетные учреждения и население. Из республиканского бюджета на разницу тарифов ЖКХ выделяется около 5 млрд руб. И именно эти средства министерство финансов РС (Я) централизует в бюджете и разово направляет на финансирование завоза.

Не менее важными факторами, оказывающими существенное влияние на себестоимость производства и реализацию тепловой энергии, являются: уровень загрузки источника тепловой энергии (ТЭЦ, котельных) и, как следствие, при низком уровне загрузки — более высокие удельные нормы расхода энергоносителей, а также конструктивные особенности и плотность застройки жилья, обусловливающие соответственно различные величины тепловых нагрузок и потерь тепла.

Индексы тарифов на жилищно-коммунальные услуги по РС (Я) динамично возрастают: 122,65 % в 2005г., 116,59 - 2006г., 110,77 - 2007г., 108,81 -2008г. и 117,44 в 2009г. (декабрькдекабрю предыдущего года). По сравнению с индексами потребительских цен на все товары и платные услуги показатели на жилищно-коммунальные услуги на этот период гораздо выше (за исключением 2008г.) [1, с. 37]. Удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств на протяжении 2005—2008гг. оставался примерно на одном уровне: 6,7 % в 2005 г., 6,8 — в 2006г., 6,6 - в 2007 г., 6,7 %в 2008 г.

В 2009г. данный показатель составил 7,9%, причем для сельскохозяйственных домашних хозяйств вырос почти в 2 раза — с 2,5 в 2005 г. до 4,1 в 2009 г. [2, с. 96].

Уровень начисленных и фактически собранных платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги динамично возрастает: в 2007 г. начислено 6 044402,7тыс. руб., в 2008г. - 6 891 655,4тыс. руб., в 2009г. — 8 749 010,7тыс. руб. (рост начислений в 2008г. - 114,02%,в2009г. - 126,95%).

Сбор платежей увеличился: с 5 163 730,5 тыс. руб. - в 2007г. (6 100 872,2тыс. руб. - в 2008г.) до 7 841 421,2тыс. руб. - в 2009г., или 118,15% - в 2008г.; 128,53 % — в 2009г. Собираемость платежей по улусам за оказанные жилищно-коммунальные услуги составляет от83до 100 %.

В среднем за последние рассматриваемые годы собираемость не превышает 89% (2007 г. — 85,45 %, 2008г. - 88,5, 2009г. - 89,6%).

Расходы организаций по основному виду деятельности, оказывающих жилищно-коммунальные услуги в РС (Я), ежегодно возрастают по всем статьям: в 2007г. они составили 22 476 334,4тыс. руб.; в 2008г. - 26 147 910,0тыс. руб.; в 2009г. -31 161 156,0тыс.руб.

Доля эксплуатационных расходов в 2007 г. составила 90,0 %, в 2008 г. - 88,5, в 2009 г. - 86,8 %. Однако, хотя доля инвестиционных расходов за рассматриваемый период и увеличилась с 9,8 % в 2007 г. (11,5 - в 2008 г.) до 13,2 % в 2009 г., но недостаточно [1, с. 7]. Средства на развитие отрасли заложены в тарифы, что создает определенные трудности с привлечением заемных средств, так как именно тарифы обеспечивают средства на возврат кредитных ресурсов. Опережающий рост цен на топливо снижает возможность модернизации оборудования, повышения эффективности предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Таким образом, снижение издержек и повышение качества предоставляемых коммунальных услуг за счет материального стимулирования путем увеличения заработной платы работников жилищно-коммунального комплекса, реализация инвестиционных программ, разработка и внедрение системы управления качеством производства и производственных отношений являются главными условиями для сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Приоритетные направления деятельности региональных властей, органов местного самоуправления, различных хозяйствующих субъектов, действующих в секторе жилищно-коммунального комплекса, в области тарифной политики должны быть следующие:

• внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части отмены для северных регионов стандарта 100-процентного возмещения платежами населения стоимости коммунальных услуг;

• проведение планомерной работы по снижению уровня износа основных фондов;

стимулирование применения прогрессивного энергоэффективного оборудования и современных материалов;

проведение реструктуризации задолженности муниципальных образований и учреждений местного бюджета за жилищные и коммунальные услуги;

непринятие не учтенных в тарифе дополнительных расходов по вновь подключаемому жилому фонду к системе теплоснабжения. Возмещение убытков по вводимому жилому фонду производить только после включения таких расходов в тариф по факту ввода объектов в эксплуатацию. При формировании тарифов на следующий год учесть расходы по вновь подключенному в предыдущем году к системе теплоснабжения жилому фонду; усиление контроля за своевременной оплатой населением жилищно-коммунальных услуг с принятием мер административного воздействия к постоянным неплательщикам; предусмотрение в бюджете финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государствен-

ных регулируемых цен, при оказании жилищно-коммунальных услуг населению по экономически обоснованным тарифам предприятий и нормативам потребления коммунальных услуг;

• продолжение работы по совершенствованию системы управления и внедрению электронной системы управления предприятием;

• повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Система тарифного регулирования жилищно-коммунального комплекса требует доработок, чтобы в полной мере обеспечить баланс интересов ресурсоснабжающих субъектов и интересов потребителей услуг, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.

Список литературы

1. Основные показатели деятельности жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) за январь — декабрь 2009 года // Стат. сб. Якутск, 2010.

2. Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) // Стат. сб. Якутск, 2010.

1С:ПРЕДПРИЯТИЕ8

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И УЧЕТА

Продажа, доставка и установка программных продуктов

Сопровождение (обновление, консультации, настройка и доработка программ)

Внедрение 1С

Разработка программ (с учетом специфики деятельности и индивидуальных требований клиента)

Автоматизация бизнес-процессов предприятий на базе 1С

Перенос данных и организация обмена данными между различными программами

®

//

1С: ФРАНЧАЙЗИНГ

'Альмасофт" (495) 767-21-80

http://www.almassoft.ru/ info@almassoft.ru/

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО ДЕЛОВОМУ ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.