Научная статья на тему 'Особенности ценообразования в сельском хозяйстве'

Особенности ценообразования в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничные цены на молоко / место розничной торговли в установлении цен / регулирующая роль государства / milk consumer price / retail trade influence on consumer price / government activity in price regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пошкус Б. И.

Автор анализирует уровень и структуру розничных цен на молоко в России и других странах и приходит к выводу, что в нашей стране они непомерно завышены в сравнении с низким уровнем доходов населения. Доминирующее место в этом деле принадлежит розничной торговле. Автор предлагает повысить роль государства в регулировании рыночных отношений на продовольственном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author has analyzed level-price and structure of consumer prices in Russia and other countries and found that ours are extremely high versus low income of the populace. The retail trade dominates in the matter. The author recommended increase government activism in foods market regulation.

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования в сельском хозяйстве»

Экономика

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Б.И. ПОШКУС,

доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, ВИАПИ им. А.А. Никонова

Ключевые слова: розничные цены на молоко, место розничной торговли в установлении цен, регулирующая роль государства.

Производитель сельскохозяйственной продукции, ее переработчик и торговец продовольственными товарами являются непосредственными участниками процесса прохождения продукта от поля до потребителя. В неразрывной цепи «поле - магазин» формируется стоимость продовольственного товара, определяется его цена. Стоимость товара определяется затратами на его производство, переработку и реализацию, а его цена для покупателя складывается под влиянием факторов рыночных отношений. Стоимость произведенной продукции формируется в среде сложной экономической системы материально-технического обеспечения и производственно-финансовых услуг, с одной стороны, и острой конкурентной борьбы на рынке реализации продукции - с другой.

Во всей цепи «производство - переработка - реализация» постоянно возникает проблема соблюдения и совершенствования принципа справедливого распределения экономического результата труда между участниками процесса, который часто перерастает в противоречия. Первая проблема - темпы роста цен на промышленные товары для села, особенно на энергоресурсы, за последнее двадцатилетие в пять раз превысили рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Вторая -пропорции распределения экономического результата труда между участниками чаще всего складываются не в пользу сельхозтоваропроизводителя.

В настоящей статье рассматривается вторая проблема. О существовании проблемы распределения доходов между участниками аграрного рынка можно наглядно узнать, сопоставив пропорции, сложившиеся в России, с пропорциями в странах, имеющих более длительную историю рыночных отношений, а также в соседних странах.

В качестве объекта исследования было взято производство молока как продукта, производимого во всех регионах страны, широко перерабатываемого и повсеместно реализуемого в большом ассортименте. При изучении вопросов использовались данные научных исследований Литовского института аграрной экономики (отдел по изучению продуктового рынка), данные Евростата, Департамента Статистики Литовской Республики, Международного сравнения сети хозяйств (!РС1\1).

Наиболее обобщающим показателем

распределения доходов между участниками является рыночная цена молока. В структуре цены выделяются доля сельского хозяйства, доля переработки и торговли, а также доля государственного налога на добавленную стоимость (НДС). Однако не во всех изучаемых странах можно разделить переработку и торговлю. В некоторых странах функции переработки и оптовой торговли очень срослись. Поэтому эти данные проиллюстрируем только на примере тех стран, в которых велись специальные исследования. С целью сопоставимости стоимостных показателей национальные валюты пересчитаны в доллары США.

Из данных таблицы 1 видно, что в России по сравнению с другими изучаемыми странами наиболее высокая розничная цена на молоко.

Заметим, что в странах Европы, имеющих менее благоприятные природные условия для производства молока, чем в России, розничная цена выше. Так, в Норвегии она составила 186, в Швейцарии - 124 долл. США за 100 кг молока. Закупочная цена на молоко в этих странах в 1,6 раза выше, чем в России. Высокая розничная цена на молоко «созвучна» с общим уровнем экономики этих стран, с уровнем доходов их населения. К сожалению, в адрес России такого обобщения мы сделать пока не можем.

Из изучаемых стран по уровню розничных цен на молоко к России ближе всего стоят Франция, Германия, Нидерланды. И все же следует обратить внимание, что в России розничная цена на молоко на 13% выше, чем в упомянутых странах, а уровень доходности населения этих стран в несколько раз выше, чем в России.

Возникает вопрос: за счет каких факторов в России установилась на молоко такая высокая розничная цена, может быть, она не имеет материальной основы для того, чтобы достигать такого уровня? Может быть, закупочная цена на молоко в России завышена?

Сразу ответим - нет. Закупочная цена на молоко в России в 2007 г. составила 38 долл. США за 100 кг натурального молока, или 39% розничной цены. Закупочная цена на молоко в среднем по странам ЕС была 49 долл. и составляла 55% розничной цены. Закупочная цена в Новой Зеландии - в стране, где наилучшие условия для производства молока в мире, равна 44 долл. за 100 кг молока. Ниже, чем в России, закупочная цена на

105064, г. Москва,

Б.Харитоньевский пер., 21/6, стр. 1; тел. 8 (495) 6285942.

молоко была в Литве, на Украине и в Белоруссии. Но розничные цены на молоко в этих странах были также значительно ниже, чем в России. Они больше соответствовали уровню доходов населения этих стран. К тому же на Украине и в Белоруссии продовольственный рынок в большей степени регулируется государством, чем в России. По нашим расчетам, закупочная цена на молоко в России может быть повышена на 15-20% без изменения розничных цен на молочные продукты.

Определенное влияние на уровень и структуру цены на молочные продукты оказывает налог на добавленную стоимость (НДС). В странах СНГ и Восточной Европы тариф НДС на молоко составляет 15-20%, в странах Западной Европы - 5-7%, за исключением Дании, Финляндии, Испании. В США, Канаде, Австралии, Бразилии, Великобритании НДС на молочные продукты не применяется. В России тариф НДС на молоко установлен 10%. Было бы хорошо, если бы он был вообще отменен. Тогда можно было бы на эту долю или снизить розничную цену, или повысить закупочную цену на молоко. Но если возьмем розничную цену на молоко без НДС, то все равно в России она останется еще нереально высокой по отношению к экономике населения страны.

Несомненно, главным фактором формирования розничной цены на молоко является его переработка и реализация. В России переработчики и торговля забирают 52% розничной цены, а если считать без НДС - то 57% цены. Выходит, на 100 кг молока у нас тратится 52 доллара на переработку и реализацию. Это на 11% больше, чем во Франции, которая по глубине переработки и экспорту молочных продуктов, особенно сыров, является мировым лидером. Россия на переработку и торговлю молоком тратит в 1,5 раза больше средств, чем Германия и Нидерланды, в 2,2 раза больше, чем Польша и Украина, и в 3,2 раза больше, чем Белоруссия. Доля переработчиков и торговли в розничной цене в России за последние семь лет не изменилась. В то же время в ряде европейских стран, например, в Чехии, Польше, Белоруссии, на Украине, она

Milk consumer price, retail trade influence on consumer price, government activity in price regulation.

уменьшилась в пользу сельского хозяйства. Все это наводит нас на активный поиск путей снижения доли переработчиков и торговли в розничной цене молочной продукции.

Его нужно начать с разграничения в цене молока доли переработки и торговли и с учета роли каждой из них. Расчеты такого разграничения проводились в Германии, Литве, на Украине. Структура розничной цены на молоко в этих странах показывает, что доля переработчиков в цене колеблется незначительно, более весомое отклонение дает доля торговли. Объясняется это тем, что, во-первых, торговля в цепи «поле

- магазин» является замыкающим звеном. Она дает заказ производителю и переработчику, какой ассортимент и качество продукции требуется поставить на рынок, выступает от имени производителя и переработчика в конкурентной борьбе на продовольственном рынке. Значит, главным дирижером и финансовым регулятором в цепи «производство

- переработка - реализация» молочной продукции является торговля. С учетом конечного экономического индикатора -уровня розничных цен на молочную продукцию - торговец как главный монополист ценовой цепи в состоянии изменять доли распределения доходов между участниками процесса «поле -магазин». Разумеется, торговля с успехом пользуется этой возможностью и себя не обижает. Осуществляется это путем установления конечной цены товара на прилавке. Покупателя она держит в постоянном напряжении, цена в магазине всегда на пределе возможностей массового покупателя. Торговля для производителя и переработчика устанавливает не только цены, но и регулирует количество и качество поставляемой продукции.

Несомненно, производители и переработчики также ведут работу по маркетингу молочных продуктов. В этом плане они тесно взаимодейству-

ют, часто идут на конфронтацию с торговлей. Однако почти во всех случаях победителем выходит последняя инстанция - торговля. Поэтому покупатель свои претензии по поводу уровня цен на молочные продукты, их качества предъявляет торговле.

Учитывая вышеупомянутые обстоятельства, мы пришли к следующим выводам: доля сельского хозяйства в рыночной цене молока регулируется закупочной ценой, которая в регионе его закупок бывает одинаковой, а по стране мало различается; затраты переработчика молока и его доля в структуре розничной цены даже по отдельным изучаемым странам различаются незначительно; НДС на молоко и молочные продукты единый по стране. Следовательно, согласно остаточному принципу, наиболее подвижной, изменчивой в ценовой цепи молока является доля торговли.

Вернемся к российским пропорциям. Закупочная цена на молоко в России в 2007 году составила 39%, или 38 долл. в розничной цене. Доля переработки в зарубежных странах составляет от 25 до 29% в цене. Считаем, что в России она будет примерно 27%, что равно 26,7 долл. США на 100 кг молока, НДС - 9 долл. Таким образом, на долю торговли остается 25%, или 24,7 долл. на 100 кг молока. Для сравнения скажем, что доход торговли на Украине был 11,4, в Великобритании -12, в Германии - 14, в Литве - 14 долл. на 100 кг молока. Следовательно, в России доходы торговли от реализации 100 кг моло-ка были в 1,7-1,8 раза выше, чем в упомянутых странах.

Можно сделать общий вывод о том, что в России в 2007 году ценовая цепь на молоко по отношению к среднему по странам ЕС была следующего уровня:

■ закупочная цена на молоко была на 23% ниже;

■ цена переработки молока была в

1,4 раза выше;

Экономика

• цена реализации молочных продуктов была в 1,6 раза выше;

• тариф НДС на молочные продукты в среднем был в 1,8 раза выше.

Таким образом, переработка и торговля молоком в России получают повышенную экономическую выгоду по отношению к сельскому хозяйству. Поэтому справедливость нужно восстановить.

Приведенные нами расчеты отражают уровень и структуру цены, которая доходит до потребителя молочной продукции. Однако анализ экономики производства, переработки и реализации молока этим не заканчивается. На доходы и доходность молока по всей цепи «поле - магазин» влияют и другие экономические факторы. Посмотрим, как формируется и распределяется общая стоимость молока.

Во-первых, сельский производитель молока кроме закупочной цены имеет дополнительные доходы за пределами цены. Например, в Литве как стране ЕС в 2007 году за 100 кг реализованного в пределах квоты молока выплачено по

3.6 долл. бюджетных средств. За луга, пастбища и корма, выращенные на посевных площадях, предназначенных для производства молока, выплачено еще по

5.6 долл. Общие прямые выплаты составили 9,2 долл. на 100 кг молока. Таким образом, стоимость 100 кг молока в сельском хозяйстве Литвы составила 31 + 9,2 = 40,2 долл. С учетом этой корректировки определяется величина созданной в сельском хозяйстве добавочной стоимости молочного сектора.

Меры по стимулированию производства молока осуществляются и в России, правда, в основном за счет бюджетных средств субъектов Федерации. По нашим расчетам, в среднем по стране приходится по 2 долл. на 100 кг реализованного молока.

В свою очередь, переработчик переводит часть своих доходов по договоренности с торговлей за маркетинговые услуги и некоторые торговые скидки. В Литве в 2007 году по молоку они составили 6 долл. на 100 кг молока. На эту сумму уменьшается в стоимости доля переработчика и увеличивается доля торговли. Однако переработчики молока также получают бюджетную поддержку на экспортные поставки в другие страны, на модернизацию производственного процесса, что идет на увеличение стоимости.

С учетом указанных изменений стоимость молока в Литве становится на 20%, а в России - на 5% выше розничных цен. При этом нужно учесть то важное обстоятельство, что эти меры увеличивают доходы участников цикла «поле - магазин», но не влияют на рост розничных цен молочных продуктов (табл. 2). Следовательно, бюджетная поддержка имеет целевую функцию - материально стимулировать производство и переработку молока и одновременно ограничивать рост его цен на прилавке.

Таблица 1

Уровень и структура розничных цен на молоко в 2007 году

Страны Розничная цена за 100 кг молока, долл. США В том числе Структура розничной цены, %

закупочная цена переработка и торговля НДС всего в том числе

сельское хозяйство переработка и торговля НДС

Россия 99 38 52 9 100 39 52 9

Франция 88 38 47,5 4,5 100 43 52 5

Германия 87 47 34,5 5,5 100 54 39,5 6,5

Нидерланды 87 48 34 5 100 55 39 6

Литва 74 31 32 11 100 39 46 15

Чехия 73 41 28,5 3,5 100 56 39 5

Польша 67 40 22,5 4,5 100 59 34,5 6,5

Украина 67 31 24,5 11.5 100 47 36 17

Белоруссия 39 19 16,1 3,9 100 48 43 9

Таблица 2

Структура розничных цен и стоимости молока в России и Литве в 2007 году, %

Элементы «ценовой цепи» Литва Россия

розничная цена стоимость розничная цена стоимость

Сельское хозяйство 39 45,2 39,3 38,4

Переработка 27 20,2 27 25,5

Торговля 19 22,2 25,2 28,1

ндс 15 12,4 8,5 8,0

Всего 100 100 100 100

Экономика

Таблица 3

Структура стоимости молочных продуктов в Литве в 2007 году

Продукты Всего Доля в стоимости

сельское хозяйство переработка торговля НДС

Молоко 25%-ной жирности 100 30 28 27 15

Сыры ферментированные типа «Тильзит» 100 40 27 19 14

Т ворог 22% 100 23 36 26 15

Сметана 40% 100 43 25 17 14

Масло 82% 100 39 23 24 14

Таблица 4

Экономика производства молока в хозяйствах различной величины Литовской Республики в 2007 году

Показатели Группы хозяйств (по 13 хозяйств в группе)

I II III IV V

Количество коров в хозяйстве, в среднем, гол. 4,7 9,0 31,3 60,9 132,6

Площадь сельхозугодий, в среднем, га 13,3 38,1 72,9 126,0 170,6

Закупочная цена молока за тонну, литы 702 769 930 909 924

Приходится на одну корову в среднем, литы:

стоимость произведенной продукции по закупочным ценам 4548 6391 7284 8086 7488

производственные затраты 6515 6154 6050 5788 4638

из них:

корма 1441 1607 2335 2590 1980

оплата труда 3319 1733 1114 815 624

Производственные затраты на 1000 литов продукции (себестоимость продукции) 1433 963 831 716 619

Прибыль (убыток) от производственной деятельности в расчете на корову, литы -1970 236 1234 2297 2839

Дотации государства (без инвестиций) в расчете на корову, литы 1544 1106 912 1544 1608

Прибыль (убыток) с дотацией на корову, литы -426 1342 2146 3841 4447

Рентабельность молока, %

к производственным затратам:

без дотации -25,7 3,8 20,4 39,7 61,2

с дотацией -6,5 21,8 35,5 66,4 95,7

к стоимости продукции:

без дотации -43,3 3,7 16,9 28,4 38,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с дотацией -9,3 21,0 29,5 47,5 59,5

Известно, что молоко предоставляется потребителю в виде питьевого молока, масла, сметаны, творога, сыров в различном виде и т.д. Каждый молочный продукт требует различных затрат на его переработку и реализацию, у каждого из них цена и стоимость имеют различную структуру. Исследования, проведенные в Литовском институте аграрной экономики, показывают некоторые тенденции к их изменению (табл. 3). Наблюдается тенденция, что доля сельского хозяйства в стоимости молочных продуктов увеличивается с увеличением глубины переработки этих продуктов. Так, если доля сельского хозяйства в стоимости 2,5%-ного молока и творога составляет 23-30%, то в стоимости масла, ферментированных сыров и сметаны она составляет уже 39-43%. Соответственно, доля торговли в стоимости молока и творога составляет 26-27%, а сметаны и сыра - 17-19%. Доля переработки в стоимости отдельных продуктов различается незначительно, за исключением переработки творога.

Аналогичные результаты получены и в Финляндии. Так, доля сельского хозяйства в розничной цене 2,5%-ного молока составляет 33,4%, сыров типа «Эдам» - 37,6%, масла - 52,1%. Соответственно, доля переработки и торговли была 52,1, 47,9 и 33,4% при НДС на все виды молочных продуктов 14,5%.

В завершение предлагаем обратить внимание на роль концентрации производства молока в экономике этой отрасли. Нами изучались различные по количеству коров группы хозяйств (табл. 4).

Представленный анализ явно свидетельствует в пользу крупных молочных хозяйств. Так, закупочная цена на молоко в хозяйствах пятой группы была в 1,3 раза выше, чем в первой группе. Достигнуто это за счет более высокого качества молока и маркетинговой деятельности. Себестоимость молока в хозяйствах пятой группы была в 2,3 раза ниже, чем в первой. Достигнуто это в основном за счет более высокой производительности труда. Оплата труда в хозяйствах пятой группы составляла 14%, а в хозяйствах первой группы -51% производственных затрат.

Значительное влияние на прибыль (доходность) хозяйств оказывает бюджетная дотация государства. В расчете на одну корову она составляла 912-1608 литов, или 12,5-33,9% к закупочной цене молока. Рентабельность производства молока за счет бюджетной дотации повышается особенно заметно в мелких хозяйствах. Тут нужно пояснить, что убыточность хозяйств первой группы является довольно относительной. Дело в том, что, согласно методике РАйЫ, в каждой группе хозяйств включается в производственные затраты оплата труда двух членов семьи в сумме 15 600 литов (156 тыс. руб.) в год. Однако нужно учесть, что в хозяйствах до 20 коров

наемные работники не используются, здесь обходятся собственными силами, тем более, в хозяйствах первой группы (4,7 коров в среднем). В этих хозяйствах два члена семьи не имеют полной трудовой нагрузки на производстве молока. Следовательно, после уточнения затрат труда в молочном производстве в сторону уменьшения молоко в этой группе становится рентабельным.

Надеемся, что изложенная в этой статье информация и размышления станут некоторым поводом для постановки вопроса о необходимости повышения роли государственного регулирования рыночных отношений на продовольственном рынке России.

Информация Регулирование рынка зерна через интервенции Закупочные интервенции 2008 г. начались 19 августа. За пять месяцев торгов (по 27 января) закуплено 1 706,9 тыс. т пшеницы 3 класса, 1 950,2 тыс. т пшеницы 4 класса, 1 670,2 тыс. т пшеницы 5 класса, 133,5 тыс. т продовольственной ржи, 753,5 тыс. т фуражного ячменя, 261,6 тыс. т кукурузы - всего 6 476,1 тыс. т зерна на общую сумму 30,4 млрд руб.

Возможные объёмы закупок оцениваются участниками рынка в 10 млн т.

Правительство и Минсельхоз России заявили, что закупки будут продолжаться столько, сколько нужно для стабилизации рынка, и могут достигнуть 20 млн т. Россельхозбанку выделены дополнительные 45 млрд руб, которые предполагается истратить в основном на ин-тервен-ционные закупки.

Основная цель интервенций - остановка падения внутренних цен на зерно - в настоящее время достигнута. Внутренние цены на зерно укрепляются. Разрыв между рыночными и интервенционными закупочными ценами уменьшился, а в экспортных регионах сейчас рыночные цены выше интервенционных. В результате темпы интервенционных закупок снизились. Необходимо отметить, что важным фактором укрепления внутренних цен на зерно стало снижение курса рубля и укрепление цен на зерно на мировом рынке. При этом одной из причин укрепления мировых цен стали именно интервенционные закупки в России - предложение российского зерна на мировой рынок снизилось, соответственно, темпы экспорта российского зерна уменьшились, конкуренты на мировом рынке (Украина, ЕС, США) воспользовались ситуацией и увеличили экспорт. Интервенционные закупки зер-

на оказали решающее воздействие на внутренний рынок и значительное воздействие на мировой рынок. Сельхозпроизводители получили существенную помощь, смогли продать зерно по выгодным ценам.

Однако следует отметить ряд недостатков, обусловленных главным образом большими объёмами закупок зерна при сжатых сроках закупок в ноябре-декабре 2008 г. Фактически закупалось всё зерно, которое мог предложить рынок, и там, где были свободные элеваторные мощности. Не учитывались осо-

бенности структуры полученного урожая и региональные особенности. В результате оказалось, что закуплены существенные объёмы зерна в регионах, где это было не нужно. И, наоборот, в ряде регионов, где необходимо было снять излишки зерна, этого сделано не было.

По оценкам (на основании статистики интервенционных закупок), к середине января были закуплены по регионам следующие объёмы зерна (табл. 5).

Всего к середине января было аккредитовано элеваторных мощностей на

11,5 млн т, на момент составления таб-

Экономика

лицы было закуплено 6,16 млн т зерна. При этом максимальный объём закуплен в Южном федеральном округе, в основном это пшеница - более 2 млн т. Балансы пшеницы по регионам показывают, что необходимости закупки пшеницы в Южном ФО вообще не было. Южный федеральный округ сейчас ориентирован на экспорт, при производстве 17 млн т пшеницы в округе в прошлом сезоне (2007/08) из округа было экспортировано 10 млн т. При этом баланс вывоза/ввоза пшеницы в другие регионы России из Южного ФО был отрицательным - то есть вывезено пшеницы из региона было меньше, чем ввезено в него, примерно на 200 тыс. т.

Другие регионы (в основном Центральный и Приволжский ФО) используют экспортную инфраструктуру Южного ФО для отправки на экспорт своего зерна, при необходимости поставляют зерно для нужд внутреннего рынка Южного ФО. Это нормальная рыночная ситуация. Цены в Южном ФО за счет экспортного спроса, как правило, выше, чем в соседних регионах.

Таблица 5

Объемы интервенционных закупок по регионам и культурам, тыс. т

Федеральные округа Пшеница вся В том числе Свободные мощности

Всего 3 кл. 4 кл. 5 кл. Рожь Ячмень Кукуруза

Центральный 1 224 988 89 430 469 4 217 15 481

Северо- Западный 65 65 0 60 5 0 0 0 62

Южный 2 411 2 095 290 1 016 789 33 99 184 1 322

Приволжский 1 421 994 427 268 299 73 340 15 1 932

Уральский 91 69 56 9 4 0 22 0 183

Сибирский 946 909 792 105 12 19 18 0 1 268

Всего 6 157 5 120 1 6531 8891 578 128 695 214 5250

По информации ООО «Международная Зерновая Компания»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С.В. АГЛОТКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела экономики и мониторинга в АПК, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области

Ключевые слова: эффективность сельскохозяйственного производства, механизм государственной поддержки, субсидии на инвестиционные цели, отбор сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области с 2005 года осуществляется работа по техническому и технологическому оснащению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Замена устаревшей сельскохозяйственной техники и производственного оборудования на современную ресурсосберегающую технику и автоматизированное высокопроизводительное оборудование даёт возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую требованиям потребительского рынка.

Техническое оснащение большинства сельскохозяйственных организаций, полученное вследствие интенсивного обновления и увеличения парка сельско-

хозяйственной техники за последние 4 года при реализации за этот период крупных инвестиционных проектов, позволяет в настоящее время решать текущие производственные задачи.

Благодаря проводимым мероприятиям в настоящее время удалось преодолеть спад в молочном животноводстве. Так, по итогам 7 месяцев 2009 года Свердловская область занимает 9-е место среди 39 субъектов Российской Федерации, которые обеспечили наибольший прирост производства молока (9,4 тыс. т). В то же время в 41 регионе допущено снижение. Следует отметить, что в целом по Российской Федерации производство молока уменьшилось на 98 тыс. т, или на 0,5% к аналогичному периоду 2008 года.

Достижению таких результатов по стабилизации положения в сельском хозяйстве Свердловской области во многом способствовала целенаправленная

620026, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 60; тел. 8 (343) 377-78-02; e-mail: minsel@mcxso.ru.

работа по переходу к интенсивным технологиям в молочном животноводстве, которые предусматривают использование только высокопродуктивного поголовья коров и позволяют сократить затраты кормов на единицу продукции и трудоемкость производства.

Продолжается реализация инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению производственных объектов в свиноводстве, что позволило в 2008 году довести численность поголовья свиней в сельскохозяйственных организациях до

Efficiency of an agricultural production, the mechanism of the state support, grants for the investment purposes, selection of agricultural commodity producers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.