Научная статья на тему 'Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу'

Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1488
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу»

9 Архив Государственной инспекции труда в Челябинской области за 2005 г. Постановление по делу об административном правонарушении от 24.08.2005 г.

10 См.: Уральские общественные ведомости. 2004. № 355. 1 июля.

11 См.: Смольская Е.А. Указ. соч. С. 23.

Е.А. Федянина

Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных иными федеральными законами. Трудовая деятельность лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, начинается с заключения с ним срочного трудового договора. Содержание трудового договора с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, имеет некоторые особенности по сравнению с обычными трудовыми договорами. Это прежде всего связано с особым правовым статусом данной категории работников, который подразумевает особые права, обязанности, ответственность, а также дополнительные льготы, гарантии, компенсации. В связи с этим, по нашему мнению, трудовой договор с работниками, проходящими альтернативную гражданскую службу, можно назвать особым видом трудового договора наряду с такими видами, как трудовой договор с прокурорскими работниками, руководителями организаций, профессиональными спасателями, судьями, педагогическими работниками и др.1

Среди особенностей данного трудового договора можно выделить следующие: во-первых, срок действия такого договора не должен превышать срока альтернативной гражданской службы2.

Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе»3 сторонами договора, заключаемого с работниками, проходящими альтернативную гражданскую службу, выступают гражданин России в возрасте от 18 до 27 лет, признанный призывной комиссией годным к прохождению такой службы, и организация (работодатель), которая определяется указанной комиссией с учетом плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Гражданин признается годным к прохождению альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Степень годности к выполнению какой-либо трудовой деятельности определяется медицинским освидетельствованием, которое проводится на основании решения призывной комиссии о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу.

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места его работы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребности в трудовых ресурсах.

В-третьих, перед заключением срочного трудового договора гражданин получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Этот документ выдается военным комиссаром в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. На основании предписания работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для трудоустройства, обязан заключить с

ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

В-четвертых, статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, определен ст. 18 Закона от 25.07.02 г. Статус включает в себя совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом РФ. Вместе с тем в отличие от общих прав и обязанностей работников, закрепленных в ст. 21 Трудового кодекса РФ, статус лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, включает ряд дополнительных трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе: 1) отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором; 2) занимать руководящие должности; 3) участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; 4) совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях; 5) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами; 6) покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя; 7) прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе; 8) оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Вместе с тем в трудовом договоре с работником, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы, необходимо предусмотреть и ряд дополнительных гарантий. Среди них следует выделить следующие: во-первых, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно. Во-вторых, гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, имеет право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год) за счет средств работодателя. В-третьих, гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, имеет право на гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, если совмещает работу с обучением. Однако при этом ему не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

Кроме вышеперечисленных гарантированных прав закон называет и другие, которые характеризуют статус гражданина, проходящего альтернативную службу, и предусмотрены трудовым законодательством для всех работников. В частности, это предоставление льгот, гарантий и компенсаций, связанных с особым характером их трудовой деятельности. Время прохождения гражданином службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Следует также отметить, что за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с такой службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же организации. Причем оплата труда осуществляется в соот-

ветствии с действующей в организации системой оплаты труда без каких-либо ограничений и дополнительных удержаний.

Между тем, как известно, не все государства придерживаются таких принципов. Например, в Дании альтернативная служба — это работа по гражданской специальности. Все доходы от такой работы направляются в военный бюджет. В Венгрии трудовая деятельность лиц, проходящих альтернативную службу, осуществляется как в государственных, так и в общественных организациях. Однако выплачиваемая работодателем заработная плата составляет около 80 процентов минимального оклада. В Италии этот вопрос упрощен еще больше. Все, кто не призывается в армию по религиозным и идейным соображениям, должны платить значительный налог на военные нужды4.

Становится очевидным, что дополнительные права и обязанности такого работника предоставляют больше возможностей работодателю для укрепления трудовой дисциплины, но и, с другой стороны, накладывают на него ряд дополнительных обязанностей. Например, согласно ст. 19 Закона от 25.07.02 работодатель возмещает расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно. В соответствии со ст. 20 работодатель должен бесплатно обеспечить общежитием граждан, проходящих службу вне территории постоянного проживания.

Кроме того, одной из особенностей срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, являются основания изменения и прекращения трудовых правоотношений. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются специальным положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Прекращение трудовых правоотношений между гражданином и работодателем по их инициативе является невозможным. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы: 1) по истечении срока альтернативной гражданской службы; 2) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе; 3) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе; 4) в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. Данное решение является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую за-

пись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора и выдает ее гражданину в день увольнения (последний день работы).

Итак, анализ особых положений трудового договора с работниками альтернативной гражданской службы позволяет сделать вывод о том, что далеко не все особенности правовой регламентации труда работников альтернативной гражданской службы нашли свое отражение в Трудовом кодексе. Большинство из них предусмотрено специальным законодательством об альтернативной гражданской службе, а именно ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и «Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы»5.

На наш взгляд, специальные нормы, регулирующие трудовые отношения данной категории работников, должны непременно найти отражение в статьях главного кодифицированного акта о труде. В связи с этим, необходимо расширить главу 55 Трудового кодекса РФ и внести в нее все соответствующие изменения и дополнения.

Полагаем, что сосредоточение специальных правил, касающихся работников альтернативной гражданской службы, в одной главе, безусловно, будет свидетельствовать

0 совершенствовании системы Трудового кодекса Российской Федерации, а также повысит уровень соблюдения прав работников при заключении трудового договора.

Примечания

1 См.: Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учеб.-практ. пособие. М., 2003.

2 См.: Власов В.И. Альтернативная гражданская служба: правовой аспект // Юрид. мир. 2003. №10. С. 54-55.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст. 3030.

4 См.: Снежко О.А. Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности // Юрист. 2003. №8. С. 56-57.

5 См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» от 28 мая 2004 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2004. №23. Ст. 2309.

Е.В. Курбалов

Охрана труда в Российской Федерации средствами прокурорского надзора

Органы прокуратуры являются неотъемлемой частью государственного механизма и наделены определенным объемом власти для осуществления надзора за исполнением законов в государстве.

В настоящее время органами прокуратуры приоритетное значение придается защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых прав человека и гражданина, в частности прав на безопасные условия и охрану труда. Организация этой работы прокурора должна строиться с расчетом на максимально полное обеспечение ее профилактической направленности1.

Прокурорский надзор за исполнением законов об охране труда является составной частью определенного Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзора за исполнением законов. При этом органы прокуратуры согласно ч. 2 ст. 26 указанного закона не должны подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека, и не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Исходя из требований ст. 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства

06 охране труда является:

- надзор за исполнением законов об охране труда, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитета-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.