Научная статья на тему 'Особенности труда специалистов в области спорта'

Особенности труда специалистов в области спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2714
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКА / СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА / СПЕЦИФИКА / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / СПОРТ / ТРЕНЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / WORK EXPERIENCE / CHARACTERISTIC / THE CONTENT OF WORK / SPECIFICITY / WORK FUNCTIONS / WORKFLOW / METHODOLOGICAL FRAMEWORK / SPORTS / TRAINERS / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкин Евгений Сергеевич

В статье рассматривается характеристика и содержание труда специалистов в области спорта. В связи с тем, что к наиболее сложным вопросам в части планирования и организации труда, относится объективная оценка трудовой деятельности необходимо формирование методического подхода в части комплексной оценки сложности труда, что позволит в дальнейшем оптимально использовать каждого специалиста в соответствии с его образованием, квалификацией и практическим опытом, более четкую специализацию специалистов, равную оплату одинаковых по сложности, но разных по функциональному наполнению работ и дифференциации оплаты труда в зависимости от сложности выполняемой работы. Исходя из всего вышесказанного, прежде необходимо определить, что представляет собой труд тренера по виду спорта, преподавателя физической культуры, инструктора и других специалистов данной сферы деятельности, выделить общие и специфические особенности, проанализировать труд по характеру, содержанию, результатам, определить основные цели и задачи, решаемые разными специалистами в ходе их профессиональной деятельности, обозначить сходства и различия в структуре их труда, с целью дальнейшего формирования перечня признаков качественного различия позволяющих с достаточной полнотой отразить все многообразие и уровень сложности данного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of work of specialists in the field of sport

The article considers the characteristics and content of the work of specialists in the field of sports. Due to the fact that the most difficult issues in planning and organization of work, is an objective assessment of work necessary to form a methodical approach to the integrated assessment of the complexity of the work, which will continue to make optimal use of each expert according to his education, qualifications and practical experience a clear specialization of experts, to equal pay for equal complexity, but of different functional content of work and wage differentiation, depending on the complexity of the job. Based on the foregoing, it is necessary first to define what constitutes a labor coach sport, physical education teachers, trainers and other specialists in this field of activity, to identify common and specific features to analyze the work on the nature, content and results, identify key goals and objectives addressed by different experts in the course of their professional activity, to identify similarities and differences in the structure of their labor, to further the formation of the list of signs of qualitative differences allow in sufficient detail to reflect the diversity and complexity of the work.

Текст научной работы на тему «Особенности труда специалистов в области спорта»

УДК 331.102.323

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

Малкин Евгений Сергеевич

ФГБУ «Научно-Исследовательский Институт Труда и Социального Страхования Министерства Труда России»

Россия, Москва Аспирант E-Mail: mr.xokkeist@mail.ru

Особенности труда специалистов в области спорта

Аннотация: В статье рассматривается характеристика и содержание труда

специалистов в области спорта. В связи с тем, что к наиболее сложным вопросам в части планирования и организации труда, относится объективная оценка трудовой деятельности необходимо формирование методического подхода в части комплексной оценки сложности труда, что позволит в дальнейшем оптимально использовать каждого специалиста в соответствии с его образованием, квалификацией и практическим опытом, более четкую специализацию специалистов, равную оплату одинаковых по сложности, но разных по функциональному наполнению работ и дифференциации оплаты труда в зависимости от сложности выполняемой работы. Исходя из всего вышесказанного, прежде необходимо определить, что представляет собой труд тренера по виду спорта, преподавателя физической культуры, инструктора и других специалистов данной сферы деятельности, выделить общие и специфические особенности, проанализировать труд по характеру, содержанию, результатам, определить основные цели и задачи, решаемые разными специалистами в ходе их профессиональной деятельности, обозначить сходства и различия в структуре их труда, с целью дальнейшего формирования перечня признаков качественного различия позволяющих с достаточной полнотой отразить все многообразие и уровень сложности данного труда.

Ключевые слова: Трудовая деятельность; характеристика; содержание труда;

специфика; трудовые функции; трудовой процесс; методологическая база; спорт, тренеры; профессиональные знания и навыки; критерии оценки.

Идентификационный номер статьи в журнале 38БУЫ613

Malkin Evgeniy

Scientific-Research Institute of Labour and Social Insurance Ministry of Labor Russia

Russia, Moscow E-Mail: mr.xokkeist@mail.ru

Features of work of specialists in the field of sport

Abstract: The article considers the characteristics and content of the work of specialists in the field of sports. Due to the fact that the most difficult issues in planning and organization of work, is an objective assessment of work necessary to form a methodical approach to the integrated assessment of the complexity of the work, which will continue to make optimal use of each expert according to his education, qualifications and practical experience a clear specialization of experts, to equal pay for equal complexity, but of different functional content of work and wage differentiation, depending on the complexity of the job. Based on the foregoing, it is necessary first to define what constitutes a labor coach sport, physical education teachers, trainers and other specialists in this field of activity, to identify common and specific features to analyze the work on the nature, content and results, identify key goals and objectives addressed by different experts in the course of their professional activity, to identify similarities and differences in the structure of their labor, to further the formation of the list of signs of qualitative differences allow in sufficient detail to reflect the diversity and complexity of the work.

Keywords: Work Experience; characteristic, the content of work; specificity; work functions, workflow, methodological framework, sports, trainers, professional knowledge and skills, the evaluation criteria.

Identification number of article 38EVN613

Происходящие в настоящее время перемены в социально-экономическом устройстве России, затрагиваю все области народного хозяйства. Государственные программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации предусматривают решение целого ряда отраслевых задач и актуальных проблем по направлениям: пропаганды и формирования здорового образа жизни, оздоровления населения, физическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке спортивного резерва и поддержке профессиональных спортсменов и т.д. Разрешение поставленных государством задач, невозможно без квалифицированного кадрового обеспечения в области физической культуры и спорта, а именно тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры и т.д. К наиболее сложным вопросам планирования и организации работы данных специалистов, относится объективная оценка и оплата труда.

В данной статье мы предпримем попытку описания характера и содержания труда в данном виде деятельности, с целью выявления общих и специфических особенностей, которые необходимо учитывать для формирования подходов к рассмотрению критериев расчета в системе оценки и оплаты труда. В настоящее время заработная плата вышеуказанных специалистов является достаточно низкой, и не способна в должной мере удовлетворить минимально необходимые потребности, и в полной мере обеспечить полноценное воспроизводство рабочей силы большего числа специалистов, трудящихся в организациях физкультурно-спортивной направленности.

Занимаясь исследованием критериев оценки труда в области физической культуры и спорта, необходимо определиться с тем, что представляет собой труд тренера по виду спорта, преподавателя физической культуры, инструктора и других работников данной сферы, выделить общие и специфические особенности, проанализировать труд по характеру, содержанию, результатам, рассмотреть его с точки зрения трудового процесса, определить основные цели и задачи, решаемые разными специалистами в ходе их профессиональной деятельности, обозначить сходства и различия в структуре их труда.

Рассматривая труд специалистов в области спорта, можно утверждать, что в процессе своей профессиональной деятельности для достижения намеченных целей, данным специалистам необходимо решать ряд задач различного характера требующих определенной квалификации, знаний и опыта. Все вышесказанное справедливо в отношении практически любого вида деятельности, поэтому характер труда определяют особенности, которые присутствуют в составе того или иного вида деятельности.

Особенностью труда тренера, по мнению специалистов в области психологии спорта (А.Н. Николаева, А.П. Горбань, Е.Н. Гогунова, Б.И. Мартьянова, П.Э. Пфейера, И.Н. Решетень, М.В. Прохорова, Л.М. Руйбите, В.Н. Пономарева), является специфика объекта труда, и специфика продукта получаемого в результате трудовых усилий. В ходе нашего анализа мы выделили общие и специфические черты присущие труду исключительно специалистов физической культуры и спорта.

К общим особенностям по нашему мнению можно отнести наиболее явно выраженные составляющие труда, которые формируют образ в сознании общества к определенному виду деятельности, т.е., ассоциации связанные с данным видом труда. Специфические же особенности требуют более глубокого понимания от человека структурных аспектов, которые не так выражены. В связи с этим к общим особенностям по нашему мнению, можно отнести следующее:

• Созидательный труд, в ходе которого развиваются природные психофизиологические свойства, производятся новые физические навыки и возможности, человека и общества в целом. Деятельность тренера, в ходе которой передаются знания,

соответствует основным принципам педагогического процесса, с теми особенностями, которые связаны с периодами индивидуального физиологического развития организма. Тренеру в одном трудовом процессе необходимо связывать основополагающие педагогические принципы обучения при построении тренировочного процесса с особенностями спортивно-функциональной подготовки.

• Воспитательная составляющая. Тренеру приходится выступать в роли воспитателя, в тех случаях когда ему необходимо следить за дисциплиной учеников, распорядком дня, соблюдением внутреннего режима, и т.д. Тренеру необходимо заниматься как физическим воспитанием своих учеников, так и нравственным, эстетическим направленным на формирование спортивной этики и культурной личности человека в целом.

• Творческая составляющая труда. На различных этапах подготовки необходимо проявлять нестандартные и креативные подходы в ходе своей трудовой деятельности, находя тем самым пути решения различных рабочих моментов и оперативных задач, которые не терпят отлагательства. Специалист в области спортивной психологии, кандидат психологических наук, Л.Я. Кваснюк, считает, что творческая составляющая в работе тренера просто необходима, объясняя это тем, что она способствует формированию у занимающихся нестандартности в решении различного рода задач, в том числе и тактических, что в свою очередь применительно к спорту, может быть определяющим на пути к победе.

• Управленческо-административный характер труда. Тренер является нередко организатором либо соорганизатором набора в спортивные секции и группы, осуществляет подбор перспективных спортсменов в спортивные команды. Занимается вопросами организации выезда спортивной команды на соревнования, в обязанности которого входит составление сметы, подача заявки, размещение спортсменов в гостинице, прохождение мандатных комиссий и других функций требующих некоторых организаторских функций.

• Персонифицированный подход в системе отношений тренер-ученик, ученик-тренер. Труд тренера в спорте можно определить как взаимодействие человека с человеком, в связи с чем, результативность деятельности, посредством такого общения зависит не только от отношения тренера к ученикам, но и от отношения учеников к тренеру. Успешность такого двустороннего взаимодействия напрямую зависит, как от профессионализма, опыта, так и от наличия личностных качеств тренера, таких как: доброжелательность, позитивность, честность, открытость, коммуникабельность, внимательность, справедливость, требовательность.

Несомненно, что все вышеперечисленные качества так же присущи другим специалистам сферы образования, однако в отличие от них, требование тренера от занимающихся в исполнении тех или иных необходимых элементов и упражнений, ничем не защищена, у тренера нет административных инструментов воздействия и контроля, так как посещение физкультурно-спортивных центров не является обязательным и относится к дополнительному образованию, а следовательно одного нежелания приходить на тренировки может быть достаточно для того, чтобы ученик прекратил занятия. В связи с этим с одной стороны тренер должен требовать от занимающихся исполнения упражнений, как обязательный фактор тренировки, а с другой стороны должен делать это так, чтобы не оттолкнуть и не потерять желающих заниматься в спортивных секциях. В этой связи, требовательность тренеров по спорту в целом обеспечивается наличием совокупности всех положительных качеств лидера, необходимых для тренера, как ведущего субъекта в данной системе отношений.

• Высокая степень риска в профессиональном плане. В работе тренера по спорту высока вероятность неполучения запланированного результата, так тренеру приходиться

отбирать и отсеивать занимающихся, не выполнивших намеченный план, прекращения тренировок учениками по семейным обстоятельствам и т.д., что ставит под угрозу всю проделанную им ранее работу. В спорте высших достижений, где спортсмен высокого класса является, что называется «штучным товаром», которому замены у тренера нет, высока опасность приостановки либо прекращения занятий, из-за получения травмы, что приостановит работу на неопределенный срок, до полного функционального восстановления спортсмена.

• Высокая степень конкуренции и некий элемент нестабильности в профессиональном плане, присущи тренерской деятельности. По мнению спортивных психологов (Г.Д. Горбунова, С.В. Иванова, И.П. Волкова), это объясняется динамичностью, престижностью и востребованностью профессии тренера, как в обществе, так и в глазах коллег «по цеху», так и среди занимающихся, в моменты удачных выступлений и побед его подопечных, и забвения в момент неудачных выступлений и проигрышей.

• Особенности регламентирования труда тренеров. Тренерская деятельность состоит из колоссального объема учебно-воспитательной работы, неотъемлемой составляющей в которой являются личностные отношения (о которых уже упоминалось выше), четкие границы в которых между педагогикой, воспитанием и доверительными отношениями могут опускаться. В связи с этим по нашему мнению, правомерно разделять труд тренера на две группы:

1. регламентированные процедуры с определенным планом, обязанностями и правами;

2. нерегламентированные процедуры, которые на определенных этапах работы становятся условиями успешного взаимодействия тренера со спортсменами по достижению намеченной цели.

Так же различные тренерские советы, совещания, собрания с родителями, ведение отчетной документации, написание методических рекомендаций, индивидуальные занятия, диктуемые оперативной необходимостью, все это неотъемлемая часть тренерской работы, которая зачастую выходит за установленные законодательством нормы рабочего времени. По мнению специалиста в сфере экономики труда А.Б. Кушнира, нормирование трудового процесса некоторых категорий работников, в составе труда которых имеется интеллектуально-творческая составляющая скорее выступает элементом планирования рабочего времени, необходимого для достижения результата. В связи с этим труд тренера в спорте в некоторых аспектах носит формально нормированный и регламентированный характер.

• Разность тренерского труда, с точки зрения постановки задач и конечного результата. Трудовая деятельность тренера носит более специализированный характер на спортивной подготовке, «воспитании» новых спортсменов, способных показывать высокие спортивные результаты, в отличие от тренеров фитнес клубов или преподавателей физической культуры в школах и ВУЗах для которых основными задачами являются, общая физическая подготовка, оздоровление занимающихся, рекреация.

К специфическим особенностям труда тренера можно отнести:

• Сильные психические переживания. По мнению таких психологов в области физической культуры и спорта, как: Г.Д. Бабушкина, Л.Е. Варфоломеевой, С.В. Иванова, для тренера характерно высокое эмоциональное напряжение, переживания и сопереживания за своих учеников в период соревнований и финальных этапов подготовки к ним, имеющие экспериментально доказанную основу.

• Разносторонность профессиональной деятельности, как комплекс знаний.

Тренеру в своей работе необходимо применять знания и умения ряда профессий. Так тренеру необходимо помогать спортсменам, справляться с волнением, тревожностью, преодолевать и управлять различными предстартовыми состояниями, такими как: страх, агрессия,

безразличие, апатия и др., учить мобилизоваться в психоэмоциональном плане, когда это необходимо и т.д., проявляя тем самым себя как психолога. Применять знания анатомии, морфологии, биомеханики, физиологии позволяющие правильно и грамотно строить процесс обучения, владеть теорией и методикой вида спорта и т.д. Применять на практике основные принципы педагогики. Заниматься статистическим анализом, проводить аналитическую работу. Знать и применять основы оказания первой помощи в случае получения травм занимающимися.

• Неоднородность трудовой нагрузки. В большинстве, основная трудовая нагрузка для тренеров приходится на вечернее время, так как подавляющее большинство занимающихся приходит на спортивные объекты, как правило, после учебы (и/или) работы, что позволяет говорить о большей трудовой нагрузке в эти часы. Исключение составляют лишь та малая часть специалистов, которая работает с ведущими профессиональными спортсменами и ближайшим спортивным резервом, где весь распорядок дня подчинен спортивной подготовке, а не наоборот.

• В качестве следующей специфической особенности, можно выделить агитаторскую работу. Тренер занимается набором в спортивные секции и группы. Он находится в постоянном поиске новых учеников, поэтому в своей работе он должен заинтересовывать желающих заниматься избранным видам спорта, убедить их в интересности и значимости спортивного вида.

• Коммуникативные особенности труда. Еще одной специфической характеристикой тренерского труда является, необходимость вести диалог с родителями занимающихся, как на ранних этапах спортивной подготовки, так и на этапах высшего спортивного мастерства, так как родители, являются важной составляющей, которые должны принимать активное участие в подготовке, как начинающих спортсменов, так и в карьере состоявшегося спортсмена.

Смысловое наполнение профессиональной трудовой деятельности заключает в себе достижение заранее определенных целей, в составе которых присутствуют промежуточные цели и подзадачи, и определенный алгоритм их решения. Одна из явных целей тренерской деятельности является обучающая, в результате которой у занимающихся формируются определенные знания, навыки и умения.

К основным задачам тренерской деятельности можно отнести подготовку, обучение, воспитание, оздоровление, восстановление (на разных этапах подготовки реализуется в различных соотношениях).

Специфические задачи, в общем понятии реализующиеся в трудовой деятельности, формируемые особенностями тренерского труда можно обозначить, как выявление, развитие и сохранение психофизиологических качеств человека (спортсмена), в течение длительного периода времени на основе бережного и гуманистического отношения к человеческому материалу.

Основной функцией тренерской деятельности, выступает обеспечение подготовительного и соревновательного процесса занимающихся, которая является определяющей и системообразующей данного труда, реализующейся по средствам более частных, набор которых для разных специалистов будет отличаться друг от друга в

зависимости от конкретных целей и задач, которые ставятся перед теми или иными специалистами в различных условиях.

В заключении можно определить, что труд тренера в спорте, имеет как, признаки причастности ставящие его в один ряд с педагогическими специальностями, так и специфические, выделяющие его среди них в обособленный процесс обучения, воспитания и сохранения подрастающего поколения, спортивного резерва, высококлассных спортсменов, требующий все поглощенности в трудовой процесс и полной самоотдачи, зачастую выходящий за установленные законодательством нормы трудового времени, для которого совокупность профессионально-личностных качеств является необходимым условием успешного достижения результата. Все вышесказанное несомненно способно помочь в решении задачи, по формированию эффективной базы критериев оценки труда специалистов в спорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г.Д. Влияние способностей, учения и отношения тренера к своему делу на эффективность профессиональной деятельности (Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры- 1985б.№1 С.47-49);

2. Баев Н.Н. Деятельность преподавателя - тренера технического ВУЗа со студентами: Автореф. диссертации кандидата педагогических наук Н.Н. Баев -Л. 1986-21с.);

3. Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии (И.П. Волков// БПА - СПБ., 1998126с.);

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие (Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - М.: И.У. «Академия», 200-288С.);

5. Горбань А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера -методическое пособие. (А.П. Горбань // МГОУФК.- Малаховка, 1988- 33с.);

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта (Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986г.- 208 С.);

6. Горбунов Г.Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте. (Г.Д. Горбунов // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. ЛНИИФК.

- Л. 1977. - С. 32-33.);

7. Данилов М.С. Свойства темпераментности в деятельности тренера по футболу. (М.С. Данилов // Психологические основы обучения и воспитания: Материалы 26 й научной конференции // Под редакцией А.Н. Николаева. СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПБ. 2000.- С. 71-73);

8. Деркач А.А. Творчество тренера. (А.А. Деркач, А.А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1982.-238С.);

9. Иванов С.В. Педагогические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры: автореф. диссертации кандидат. психологических наук (С.В. Иванов.- Л. 1990.-17 С.);

10. Кваснюк Л.Я. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту: диссертация кандидата психолог. наук (Л.Я. Кваснюк - СПБ. 1997-169 С.);

11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. (Е.А. Климов; КГУ.- Казань, 1969 г.-278 С.);

12. Луценко Ю.В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренажерной деятельности: Автореф. диссертации канд. психолог. наук (Ю.В. Луценко - СПБ 1997.-21 С.);

13. Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: диссертация кандидата психолог. наук (А.Е. Певзнер.- СПБ 1996.-125 С.);

14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. (К.К. Платонов. М.: Наука, 1986255 С.);

15. Прохоров, В.Н. Психологическая позиция тренера как воспитателя. (В.Н. Прохоров // Вопросы становления и самореализации специалиста: психологический аспект: Материалы межвузовской научно - практической конференции \\ Под редакцией М.В. Прохоровой, СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

- СПБ 1997 г. С. 27- 29);

16. Прохорова М.В. Особенности коммуникативной деятельности тренера. ДЮСШ: Автореф. диссертации кандидат. психолог. наук (М.В. Прохорова.- М., 11974.-18 С.);

17. Пфейфер Н.Э. Исследование профессионально - педагогического потенциала

специалиста по физической культуре. (Н.Э. Пфейфер Вопросы становления и самореализации специалиста - психологический аспект: Материалы

межвузовской научно - практической конференции // Под редакцией М.В. Прохоровой; СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПБ, 1997.-С. 6 - 8.);

18. Решетень И.Н. Вопросы педагогического мастерства тренера.(И.Н. Решетень, М.И. Фролова; МГОУФК.- Малаховка, 1978-43С.);

19. Решетень И.Н. Основы педагогического мастерства тренера: Учебное пособие. (И.Н. Решетень, И.К. Кобер, М.В. Прохорова; МГОУФК - Малаховка, 198655С.);

20. Рогалева Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: автореф., диссертации кандидат психолог. наук (Л.Н. Рогалева.-М.1999.-20 С.);

21. Руйбите Л.М. Зависимость успешности соревновательной деятельности от особенностей межличностного восприятия и психологического климата в спортивных командах. Автореф. диссертации кандидат психолог. наук (Л.М. Руйбите.- Л. 1984.-21 С.);

22. Савенков Г.Н. Педагогические способности тренеров. (Г.Н. Савенков ВГИФК.-Волгоград, 1979.-49 С.);

23. Скляр Е.А. Методика формирования творческого подхода к решению

педагогических задач у студентов СПБГАФК. (Е.А. Скляр Психологические основы учебно-воспитательной работы: материалы межвузовской научной

конференции \\ Под редакцией А.Н. Николаева; БПА. - СПБ, 1998.-С. 46-47);

24. Якимов А.М. Тренер: составляющие профессии. (А.М. Якимов // Спортивные игры. - 1990. - № 5. - С. 26-27).

Рецензент: Кушнир Александр Борисович, Начальник управления, кандидат

экономических наук, ФГУП «НИИ труда и социального страхования».

REFERENCES

1. Babushkin G.D. Vlijanie sposobnostej, uchenija i otnoshenija trenera k svoemu delu na jeffektivnost' professional'noj dejatel'nosti (G. D. Babushkin // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury- 1985b.№1 S.47-49);

2. Baev N.N. Dejatel'nost' prepodavatelja - trenera tehnicheskogo VUZa so studentami: Avtoref. dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk N.N. Baev - L. 1986-21s.);

3. Volkov I.P. Ocherki sportivnoj akmeologii (I.P. Volkov// BPA - SPB., 1998-126s.);

4. Gogunov E.N. Psihologija fizicheskogo vospitanija i sporta: Uchebnoe posobie (E.N. Gogunov, B.I. Mart'janov - M.: I.U. «Akademija», 200-288S.);

5. Gorban' A.P. Professional'no-pedagogicheskoe masterstvo trenera - metodicheskoe posobie. (A.P. Gorban' // MGOUFK.- Malahovka, 1988- 33s.);

Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta (G.D. Gorbunov. - M.: Fizkul'tura i sport, 1986g.-208 S.);

6. Gorbunov G.D. Prakticheskaja psihologija i ee osnovnye napravlenija v sovremennom sporte. (G.D. Gorbunov // Psihologicheskie problemy predsorevnovatel'noj podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov. LNIIFK. - L. 1977. - S. 32-33.);

7. Danilov M.S. Svojstva temperamentnosti v dejatel'nosti trenera po futbolu. (M.S. Danilov // Psihologicheskie osnovy obuchenija i vospitanija: Materialy 26 j nauchnoj konferencii // Pod redakciej A.N. Nikolaeva. SPB GAFK im. P.F. Lesgafta. SPB. 2000.- S. 71-73);

8. Derkach A.A. Tvorchestvo trenera. (A.A. Derkach, A.A. Isaev. M.: Fizkul'tura i sport, 1982.-238S.);

9. Ivanov S.V. Pedagogicheskie osobennosti professional'no-pedagogicheskogo

obshhenija na urokah fizicheskoj kul'tury: avtoref. dissertacii kandidat.

psihologicheskih nauk (S.V. Ivanov.- L. 1990.-17 S.);

10. Kvasnjuk L.Ja. Issledovanie tvorcheskoj strategii povedenija trenerov po sportu: dissertacija kandidata psiholog. nauk (L.Ja. Kvasnjuk - SPB. 1997-169 S.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Klimov E.A. Individual'nyj stil' dejatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy. (E.A. Klimov; KGU.- Kazan', 1969 g.-278 S.);

12. Lucenko Ju.V. Formirovanie psihologicheskogo klimata sportivnoj komandy v trenazhernoj dejatel'nosti: Avtoref. dissertacii kand. psiholog. nauk (Ju.V. Lucenko -SPB 1997.-21 S.);

13. Pevzner A.E. Psihologicheskie faktory jeffektivnosti stereotipnoj i variativnoj strategij povedenija: dissertacija kandidata psiholog. nauk (A.E. Pevzner.- SPB 1996.-125 S.);

14. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. (K.K. Platonov. M.: Nauka, 1986-255 S.);

15. Prohorov, V.N. Psihologicheskaja pozicija trenera kak vospitatelja. (V.N. Prohorov // Voprosy stanovlenija i samorealizacii specialista: psihologicheskij aspekt: Materialy mezhvuzovskoj nauchno - prakticheskoj konferencii \\ Pod redakciej M.V. Prohorovoj, SPBGAFK im. P.F. Lesgafta. - SPB 1997 g. S. 27- 29);

16. Prohorova M.V. Osobennosti kommunikativnoj dejatel'nosti trenera. DJuSSh: Avtoref. dissertacii kandidat. psiholog. nauk (M.V. Prohorova.- M., 11974.-18 S.);

17.

18.

19.

20. 21.

22.

23.

24.

Pfejfer N.Je. Issledovanie professional'no - pedagogicheskogo potenciala specialista po fizicheskoj kul'ture. (N.Je. Pfejfer Voprosy stanovlenija i samorealizacii specialista

- psihologicheskij aspekt: Materialy mezhvuzovskoj nauchno - prakticheskoj konferencii // Pod redakciej M.V. Prohorovoj; SPBGAFK im. P.F. Lesgafta.-SPB, 1997.-S. 6 - 8.);

Resheten' I.N. Voprosy pedagogicheskogo masterstva trenera.(I.N. Resheten', M.I. Frolova; MGOUFK- Malahovka, 1978-43S.);

Resheten' I.N. Osnovy pedagogicheskogo masterstva trenera: Uchebnoe posobie. (I.N. Resheten', I.K. Kober, M.V. Prohorova; MGOUFK. - Malahovka, 1986-55S.);

Rogaleva L.N. Vlijanie sporta i ustanovok trenera na lichnost' junogo sportsmena: avtoref., dissertacii kandidat psiholog. nauk (L.N. Rogaleva.- M.1999.-20 S.);

Rujbite L.M. Zavisimost' uspeshnosti sorevnovatel'noj dejatel'nosti ot osobennostej mezhlichnostnogo vosprijatija i psihologicheskogo klimata v sportivnyh komandah. Avtoref. dissertacii kandidat psiholog. nauk (L.M. Rujbite.- L. 1984.-21 S.);

Savenkov G.N. Pedagogicheskie sposobnosti trenerov. (G.N. Savenkov VGIFK-Volgograd, 1979.-49 S.);

Skljar E.A. Metodika formirovanija tvorcheskogo podhoda k resheniju pedagogicheskih zadach u studentov SPBGAFK. (E.A. Skljar Psihologicheskie osnovy uchebno-vospitatel'noj raboty: materialy mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii \\ Pod redakciej A.N. Nikolaeva; BPA. - SPB, 1998.-S. 46-47);

Jakimov A.M. Trener: sostavljajushhie professii. (A.M. Jakimov // Sportivnye igry. -1990. - № 5. - S. 26-27).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.