Научная статья на тему 'Особенности трансформации мировых финансовых институтов в 1960-1970-е гг'

Особенности трансформации мировых финансовых институтов в 1960-1970-е гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВФ / БРЕТТОН-ВУДС / ЯМАЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ВЬЕТНАМСКАЯ КАМПАНИЯ / ЕВРОАТЛАНТИКА / ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / IMF / BRETTON-WOODS / JAMAICAN CONFERENCE / VIETNAM CAMPAIGN / EURO-ATLANTIC / TRILATERAL COMMISSION / EUROPEAN COMMON MARKET / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Науменко Евгений Николаевич

Бреттон-Вудская финансовая система испытывала трудности на рубеже 1960-1970-х гг. В 1976 г. государства члены МВФ провели конференцию в Кингстоне, изменившую структуру экономических отношений. В статье анализируются условия и причины, способствовавшие трансформации МВФ и Евроатлантических отношений в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspects of world financial instituts transformation in 1960-1970th

The Bretton-Woods financial system suffered troubles at the edge of the 1960-1970s. In 1976, state-members of IMF held a conference in Kingston, which changed the economic relations’ structure. This paper analyses the conditions that led to the transformations of IMF and Euro-Atlantic relations in general.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации мировых финансовых институтов в 1960-1970-е гг»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 1

Е.Н. Науменко*

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В 1960-1970-е гг.

E.N. Naumenko

THE ASPECTS OF WORLD FINANCIAL INSTITUTS TRANSFORMATION IN 1960-1970th

Бреттон-Вудская финансовая система испытывала трудности на рубеже 1960—1970-х гг. В 1976 г. государства — члены МВФ провели конференцию в Кингстоне, изменившую структуру экономических отношений. В статье анализируются условия и причины, способствовавшие трансформации МВФ и Евроатлантических отношений в целом.

Ключевые слова: МВФ, Бреттон-Вудс, Ямайская конференция, Вьетнамская кампания, евроатлантика, трехсторонняя комиссия, европейский общий рынок, международные экономические отношения.

The Bretton-Woods financial system suffered troubles at the edge of the 1960—1970s. In 1976, state-members of IMF held a conference in Kingston, which changed the economic relations' structure. This paper analyses the conditions that led to the transformations of IMF and Euro-Atlantic relations in general.

Key words:IMF, Bretton-Woods, Jamaican conference, Vietnam campaign, Euro-Atlantic, trilateral commission, European common market, international economic relations.

Конец 1960-х — 1970-е гг. — период крупных перемен, происходивших в политико-экономической жизни капиталистического мира. Начиная с вторжения США во Вьетнам и заканчивая развалом Бреттон-Вудской ва-лютно-финансовой системы, официально согласованной на так называемой Ямайской конференции, мир претерпел ряд перемен.

Основные причины кризиса золотовалютного стандарта

Важнейшей причиной трансформации мировой финансовой системы стал кризис Бреттон-Вудского золотодолларового стандарта, где можно обозначить три важнейших фактора:

1. Расхождение официальной и рыночной цен на драгоценный металл. Рыночная конъюнктура не могла контролироваться международным ва-

* Науменко Евгений Николаевич — студент 1 курса магистратуры ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: eugen.naumenko@mail.ru

лютным фондом, который стремился подогнать цены на золото под установленные им же стандарты. Попытки же давления на золотодобытчиков с требованиями завысить цену для продажи добываемого металла упирались в проблему нерентабельности такого производства.

2. С вытеснением золота из международных платежных систем и фактически из финансовой жизни в целом, многие предприниматели стремились обладать им с целью повышения на него спроса, а значит, и цены, что вело к утечкам золота из национальных резервов Соединенных Штатов. При этом крупные монополии, скупавшие золото, надеялись на выравнивание официальных и рыночных цен, что как раз и подогревало их желание скопить больше дорогого металла.

3. Рост цены на золото, основным способом закупки которого стал доллар, вел к обесценению последнего, что усугублялось расширением товарно-денежного оборота (который с 1934 г. возрос в три раза при неизменном золотом стандарте с того же года)1.

В начале существования Бреттон-Вудской системы из 30 000 тонн запаса золота, приходящегося на все капиталистические страны того времени, США сосредоточили в своих руках 20 000 тонн, т.е. 2/32. По сути, США остались единственной страной, которая могла стабилизировать международные финансовые отношения капиталистического мира, в течение двух с половиной десятилетий до этого находившихся в состоянии системного кризиса. Наличие золотого запаса позволяло создать золотой эквивалент для осуществления всех клиринговых операций, таким образом, как уже было отмечено, избежав всевозможных спекуляций валютными курсами.

Однако в сложившихся условиях, с ростом мирового производственного сектора, с началом глубоких сдвигов в европейской экономике стабильность доллара была подкошена. Рыночные связи становились все более мобильными. Причины крылись опять же в самой сущности системы, которую заложили Соединенные Штаты: либерализация торговых отношений, выход на первый план негосударственных субъектов в виде частных предприятий способствовали ослаблению контроля над внешней торговлей. Полный отказ от протекционизма повлек за собой и ослабление основных функций, которые столетиями выполняла Вестфальская система, регулировавшая международные отношения на уровне правительств. Чем больше экономические связи уходили из рук государств-наций, тем сильнее во власть стихийного рынка попадали все сферы общественно-политической и экономической жизни народов. И важнейшим ударом стал удар по финансовой системе, которая в высшей степени зависела от золота. Постольку, поскольку владение золотом оставалось монопольной привилегией Федеральной резервной системы США, Бреттон-Вудская система функционировала стабильно. Однако либерализация мировых рынков привела к одновременной либерализации рынков золота как товара, а это неумо-

1 Селихов И.А. Валютные проблемы и противоречия современного капитализма. М., 1976.С. 38.

2 Там же. С. 35.

лимо вело к неустойчивости цен на золото, их чрезмерной зависимости от конъюнктуры.

Что касается роли золотого запаса, то надо отметить, что с его «возобновлением», система утратила важнейший принцип, который существовал до Первой мировой войны. Привязка золота к доллару сместила акценты в валютных отношениях. Став резервной валютой, доллар заменил роль «благородного металла» не только в национальных сейфах, но и в торговой жизни. Отныне все государства стремились установить как можно более высокий паритет своей валюты по отношению к доллару, что приводило к грандиозным спорам, ибо именно от паритетного курса зависела величина сальдо торгового баланса страны3. В самих же Соединенных Штатах Америки золото отныне было зарезервировано основными резервными банками. Именно они имели право осуществлять операции по его продаже и покупке, что было недоступно частным фирмам и банкам.

В конце 1950-х гг. начинают проявляться первые признаки кризиса Бреттон-Вудской системы. С введением свободного оборота доллара в золото начинается отток последнего из страны. Впервые эта тенденция проявилась в 1958 г. — американская казна потеряла золота на 2,4 млрд долларов. С 1958 по 1971 г. из страны было вывезено около 14 млрд долларов золота, что составило более половины резервов 1950 г.4 Так, в 1972 г. американский экономист Х. Лумер указывал на то, что доля золотых резервов в центральных государственных банках за этот период сократилась с 69 до 38%. Золотой запас становился орудием для усиления экспансии доллара, так как именно он, будучи официальной резервной валютой, заменял драгоценный металл в сейфах национальных казначейств5.

Причиной первого кризиса Бреттон-Вудской системы стали противоречия между национальным происхождением денежных знаков и международным характером валютных отношений6. В послевоенный период доллар стал тем каналом связи, своеобразным проводом, по которому внут-риамериканские процессы подавали импульс на всю мировую капиталистическую систему. И это остается фактором международной жизни до настоящего времени.

В конце 1967 г. внешний долг США составил 36 млрд долларов, из которых 18 млрд «предназначались» иностранным правительствам и центральным банкам. Но поскольку оставалась привязка доллара к золотому запасу, он продолжал быть важнейшей резервной единицей. Однако такая ситуация была оптимальной пока Европа пребывала в состоянии послевоенного упадка. Бурный экономический рост 1960-х гг. способствовал тому, что Западная Европа начала концентрировать в своих руках значительную долю валютных резервов. И чем дольше в сейфы складывались

3 Аникин А.В. Золото: Международный экономический аспект. М., 1984. С. 228.

4 Горбунов С.В. США в международной валютной системе. М., 1989. С. 35.

5 Лумер Х.Корни валютных потрясений // Проблемы мира и социализма (Прага). 1972. №5. С. 51.

6 Глухарев Л.И. Проблема «евродолларов» в условиях кризиса валютной системы капитализма. М., 1973. С. 8.

долларовые доходы от торговли, тем больше у европейских экономистов и политиков росло желание оживить существующие нормы финансового международного права. Так, к началу 1970-х гг. европейцы поставили под сомнение платежеспособность американцев. Рынок Западной Европы пресытился долларами, все чаще европейские страны стремились прибегнуть к закупкам золотых резервов. С 1967 г. происходит серия девальваций национальных валют: сначала был девальвирован фунт стерлинга, что вызвало панику на мировых рынках. Передовые капиталистические страны отказались поддерживать цену на золото на рынке и отпустили ее в свободное плавание. Таким образом, МВФ установил двойную систему обменного курса («двухъярусная система»): отдельно для центральных банков, отдельно для свободного денежного рынка. Так, например, цена золота на Лондонском рынке в 1970 г. повысилась до 39 долл. за унцию7. В августе 1969 г. Франция девальвирует курс франка8. В отношении Соединенных Штатов со стороны европейских стран также звучали требования девальвации доллара для стабилизации международной финансовой системы. Однако в ответ американское правительство требовало ревальвировать европейские национальные валюты, чтобы, с одной стороны, облегчить себе проведение внешнеторговых операций (путем пассивной девальвации доллара по отношению к ревальвированным европейским валютам), а с другой —удержать цену на золото по паритету 1934 г. — 35долл. за унцию. Это позволило бы сохранить стабильность американского платежного баланса и гарантировало возможности Америки оставаться вне конкуренции со своими западноевропейскими партнерами9.

Однако на этом фоне возникали иные проблемы системного характера. Привязка к доллару не могла обслуживать тот гигантский рост мировых экономик, который имел место в послевоенное время. Возвышение Европы было связано не просто с восстановлением довоенного уровня торговых отношений и либерализацией рынков. Важным фактором стало наращивание производственных мощностей, расширение производственных связей, увеличение числа секторов промышленности за счет технического развития, а это неуклонно вело к росту торгово-денежной ликвидности. Зачастую инфляция использовалась для перераспределения богатств в пользу национальных элит, отчасти повторяя аналогичный опыт 1920—1930-х гг.10 Инфляция способствовала возрождению экономического демпинга, который в связи с нестабильностью курсов и невозможностью удержать фиксированную привязку к стойкому эквиваленту приобрел новую актуальность. В этой ситуации золото уже не могло стать тем эквивалентом торговли, каким оно было в предыдущие столетия, его не хватало для покрытия международного торгового оборота при том, что добыча дра-

7 Фрей Л.И. Крах Бреттон-Вудской системы капитализма // Научные записки / Всесоюзная академия внешней торговли. Вып. 20. 1972. С. 135.

8 Глухарев Л.И. Указ. соч. С. 9.

9 Лумер Х. Корни валютных потрясений. С. 52.

10 Красавина Л.Н. Современный валютный кризис. М., 1975. С. 12.

гоценного металла стала менее прибыльной. По сравнению с 1934 г. цена на золото была занижена, а цены на товары к 1960-м гг. выросли в три раза.

В основу всей этой диффузии доллара легли военно-политические события, развернувшиеся в Азии. Непомерные расходы на содержание военных баз во Вьетнаме и на военную операцию в целом способствовали отрицательному торговому балансу11. В 1960-е гг. эскалация вьетнамской войны сделала нагрузку на бюджет Соединенных Штатов еще тяжелее. Так, по данным, приводимым Х. Лумером, годовые расходы США на войну с 1961 по 1966 г. выросли с 1,1до 5,8 млрд долларов12. Это подтверждают и данные, представленные в 2010 г. Конгрессу США специалистом по оборонной политике и бюджету С. Дэггетом: 111 млрд долларов за весь период войны во Вьетнаме, которая сильно подкосила финансово-экономическую базу США13. Всего с 1967 по 1972 г. на войну затрачивалось 19,7% ВВП США14. И это происходило наряду с высоким уровнем экспорта капитала, который с 1969 по 1970 г. возрос с 4,8 до 5,4 млрд долларов15. В феврале 1971 г. были снижены расходы на оборону16, а 15 августа Р. Никсон был вынужден отказаться от золотого обеспечения доллара17. Все это время платежный баланс Соединенных Штатов оставался пассивным. Краткосрочная задолженность США национальным банкам составила в 1970 г. 43,3, коммерческим банкам — 17, а МВФ — 5,4 млрд долларов18. Наряду с этим, наблюдался значительный отток капитала из Соединенных Штатов в страны Западной Европы в форме инвестиций, что тоже отнюдь не способствовало стабильности доллара.

Другая причина заключалась в недооценке валютно-финансовой составляющей на конференции в Нью-Хэмпшире. В Бреттон-Вудсе рассматривали роль системы фиксированных курсов в качестве своеобразного «дополнения» к либерализации внешней торговли, которая должна была выполнять пассивно-расчетную функцию19. Иными словами, желая решить проблему валютных спекуляций, имевших место в 1930-е гг., Соединенные Штаты стремились поставить финансовую систему на службу торговле. Предполагалось, что возвращение к фиксированному стандарту позволит торговать по старым правилам, но с новыми возможностями. Примерно также долгое время воспринимался финансовый сектор и европейцами,

11 Лумер Х.Корни валютных потрясений. С. 51.

12 Лумер Х.Экономика США и война во Вьетнаме // Проблемы мира и социализма (Прага). 1967. № 3. С. 23.

13 Dagget S. Costs of Major U.S. Wars. Washington, 2010. P. 2.

14 Historical Tables // Budget of the United States Government. Fiscal Year 1998. Washington, 1997. P. 16.

15 ФрейЛ.И. Указ. соч. С. 134.

16 Nixon R.. 37 — Annual Message to Congress: The Economic Report of the President. February 1,1971. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=3232 (датаобращения: 01.05.2015).

17 Nixon R. Address to the Nation Outlining a New Economic Policy: "The Challenge of Peace". URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=3115 (дата обращения: 19.04.2015).

18 Фрей Л.И. Указ. соч. С. 134.

19 Горбунов С.В. Валютные курсы при капитализме: Проблемы и противоречия. М., 1979. С. 120.

которые в Римском договоре 1957 г. отдали финансовой составляющей далеко не первое место20.

Кризис евроатлантических отношений и трансформация финансовой системы. Нестойкость золотого стандарта порождала у американских союзников опасения с самого начала. Усугублявшее опасения наступление американского капитала на Европу создало благоприятные условия для начала интеграционных процессов на пространствах между Эльбой и Атлантикой. Так, в 1961 г. по решению правительств стран «общего рынка» вводится европейская счетная единица (European Unit of Account — EUA ), номинал которой приравняли к доллару. По сути, это был первый серьезный вызов Бреттон-Вудской системе, базировавшейся на неоспоримой власти доллара, чей курс фактически не могла превысить ни одна валюта мира.

EUA была призвана восполнить те «недуги» дефицита платежного баланса западноевропейских стран, которые не удавалось исправить инструментами внешней торговли. А с конца 1960-х гг. экономический кризис все больше приобретал черты системности еще и вследствие значительного скачка цены на нефть после того, как страны ОПЕК ввели санкции против европейских стран. Во главе продвижения интересов европейской валюты встала голлистская Франция, что объяснялось рядом причин ее внутриполитического положения и внешнеполитических интересов. Во внешней политике де Голль, чьи отношения с Соединенными Штатами были напряженными еще со времен Второй мировой войны, видел Францию в той же роли, которую для себя определили и социалистические СФРЮ и КНР, — в роли третьей силы в холодной войне. В этой связи Франция стремилась использовать кризис в мировой финансовой системе в свою пользу, встав в авангарде европейских интеграционных процессов. Впоследствии именно Франция подписала окончательный приговор Бреттон-Вудской системе. Еще в 1965 г. де Голль впервые высказал намерение «проверить доллар на прочность»21. Отказ США обменять французский франк на золото, по сути, означал несостоятельность Бреттон-Вудской системы. 16—18 марта 1968 г. руководителями центральных банков крупнейших капиталистических стран было принято решение отказаться от свободной конвертации доллара в золото22.

Экономика капиталистических стран встала перед проблемой: с одной стороны, стала очевидной необходимость снижения роли доллара как резервной валюты, с другой — сокращение золотодобычи и частная тезаврация привели к оттоку золотого запаса из национальных банков. Международный валютный фонд в 1969 г. принял решение о введении новой платежной единицы SDR (Special Drawing Rights — специальные права заимствования), которая представляла собой дополнительные кредиты одних

20 Муртазина Е.Н. Проблемы валютной интеграции в европейском сообществе. М., 1985. С. 7.

21 Johnson L.B. Press Conference (February 4,1965). URL: http://millercenter.org/president/ lbjohnson/speeches/speech-5904 (дата обращения: 14.04.2015).

22 Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Сракози (1940—2012). М., 2012. С. 129.

членов фонда другим23. С 1969 г. ряд стран «общего рынка», а также Япония прекратили валютную интервенцию, что спровоцировало дальнейшее падение доллара, снижая его возможности поддерживать валютный паритет, утвержденный четвертой статьей Бреттон-Вудских соглашений.

В 1970 г. собралась многосторонняя комиссия из 10 членов: США, Великобритания, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Швеция и Япония. Американские представители предлагали вернуть сальдо американского торгового баланса в положительное русло, увеличив его сумму на 13 млрд долларов ревальвацией валют капиталистических стран, снижением импортных тарифов стран конкурирующих с американским экспортом, в особенности по части сельского хозяйства, для наращивания американского экспорта, а также увеличением военных расходов союзников США по НАТО для снижения аналогичных в самих Соединенных Штатах. Европейские страны отказались от такого варианта, осознавая, что восстановление доллара будет строиться прежде всего за счет их интересов.

Провал политики давления, отказ США от своих Бреттон-Вудских обязательств в одностороннем порядке вынудили администрацию Никсона пойти на серьезные переговоры со своими заатлантическими партнерами. В 1973 г. была инициирована разработка так называемой новой атлантической хартии. Подписанная 14 августа 1941 г. первая «Атлантическая хартия» представляла собой договор об экономическом, военном и политическом согласовании действий во время Второй мировой войны, один из основных этапов в складывании антигитлеровской коалиции. Новая «Атлантическая хартия», разработанная под руководством Г. Киссинджера, стремилась сохранить трансатлантический союз. В предложенном проекте Киссинджер критиковал исключение США из планов по экономико-политической кооперации.

Новая «Атлантическая хартия» не была принята западноевропейскими странами по понятным причинам: Европа не хотела больше играть второстепенную по отношению к Соединенным Штатам роль. Так, миновав региональные противоречия, девять стран «общего рынка» в декабре 1973 г. самостоятельно подписывают декларацию «Об облике Европы». И несмотря на то что в ней признается значимость роли присутствия американских ядерных сил в Европе и верность северному альянсу, десятый пункт декларации указывал на стремление к согласованной позиции в спорах с США24. Таким образом, разрыв между США и Европой все углублялся и требовал от американской стороны каких-то шагов навстречу. Компромиссный вариант выработали в 1974 г. Было принято решение, что США проведут переговоры с каждым членом ЕЭС по отдельности и без каких-либо взаимных обязательств. В 1974 г. эти тезисы были закреплены «Декларацией об атлантических отношениях», которая отражала важность американского военного присутствия наряду с возросшей ролью Западной

23 ФрейЛ.И. Указ. соч. С. 136.

24 Declaration on European Identity. URL: http://www.cvce.eu/content/publication/1999/ 1/1/02798dc9-9c69-4b7d-b2c9-f03a8db7da32/publishable_en.pdf (дата обращения: 01.05.2015).

Европы25. В том же году оспаривание безусловной гегемонии США было закреплено и Генеральной ассамблеей ООН в виде «Декларации об установлении нового экономического порядка»26.

Новый международный порядок начал строится на необязывающих принципах, которые тем не менее оставались эффективным инструментом согласованного давления Запада. Постепенно появлялись совещания, которые не носили обязывающего характера, но на которых вырабатывались основные контуры международной политики и экономики. Первая встреча состоялась в Рамбуйе в 1975 г. С течением времени консультативные комиссии, участниками которых стали Канада (1976) и председатель Комиссии Европейских сообществ (1978), получили название совещаний «Большой семерки»27.

Как уже было сказано, кризис золотодолларовой системы имел ряд причин, важнейшими из которых стали истощение финансово-экономических ресурсов во время войны во Вьетнаме и стремительный подъем европейской и японской экономик. Перемены диктовали Америке необходимость сменить внешнеполитическую стратегию и в первую очередь тактику общения со своими союзниками по НАТО.

В начале 1970-х гг. в американских научных кругах формируется идея «трилатеризма»28, автором которой стал З. Бжезинский на тот момент профессор Колумбийского университета. Бжезинский предложил выработать проект совместного политико-экономического сотрудничества, которое бы контролировало действия в заданной сфере. Новое сообщество должно было охватить Западную Европу и США с перспективой дальнейшего включения в этот союз Японии29. Причины, по которым выбор американского истеблишмента постепенно склонялся к более тесному сотрудничеству с Японией и странами «общего рынка», оставались теми же: противостояние СЭВ и попытка удержать от чрезмерно динамичного развития страны третьего мира, которые, по мнению самого Бжезинского, представляли еще большую опасность своей непредсказуемостью. И если Рузвельт мог позволить себе в сложившейся обстановке остановиться на единоличном выведении США из состояния изоляции, то мир, в котором оказалась Америка 1960—1970-х гг., требовал вернуться к поиску союзников для удержания существующего миропорядка уже не за счет шантажа и давления, но лишь на основе компромиссов и сотрудничества.

В 1973 г. Д. Рокфеллер и З. Бжезинский создали трехстороннюю комиссию, в которую вошли более двухсот значимых представителей деловых кругов, средств массовой информации, ученых и политиков из Северной Америки, Западной Европы и Японии. Основной целью комиссии было

25 Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В. История международных отношений (1975—1991 гг.). М., 2006. С. 18.

26 Декларация об установлении нового международного экономического порядка. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/econ_order.shtml (дата обращения: 20.04.2015).

27 Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В. Указ. соч. С. 18.

28 Трилатеризм (от англ. trilateral) — трехсторонний.

29 Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В. Указ. соч. С. 15.

достижение согласия в предупреждении кризисных явлений в политической и социально-экономической жизни передовых капиталистических стран на основе трехсторонних переговоров.

Трехсторонняя комиссия состояла из ряда подкомиссий, созданных по региональному принципу и координируемых местными представителями. Главное управление комиссией осуществляли три директора, каждый из которых представлял свой регион, совещательные органы состояли из передовых национальных предпринимателей и политиков30.

В 1976 г. состоялась Ямайская конференция, на которой было принято решение официально упразднить фиксированные паритеты, введя гибкие курсы валют. При этом привязка к доллару была официально отменена. Таким образом, конференция в Кингстоне окончательно, на формальном уровне закрепила подъем новых центров силы. В то же время в 1977 г. к власти в США приходят демократы во главе с Дж. Картером, который стоял в авангарде трилатеристов. Внешнеполитические цели США трансформируются, ориентируясь на трехстороннее партнерство и выстраивая в МВФ новую ось стран капиталистического центра.

В итоге политика гегемонии, которую США успешно проводили с периода «великой депрессии» и подъем которой пришелся на первое послевоенное время, сменилась политикой компромиссов, осознанием необходимости действовать в союзе с крупнейшими центрами мирового капитализма. Появление консультативных групп формата «десяти» и «семи» стали итогом этой политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аникин А.В. Золото: Международный экономический аспект. М., 1984.

Глухарев Л.И. Проблема «евродолларов» в условиях кризиса валютной системы капитализма. М., 1973.

Горбунов С.В. Валютные курсы при капитализме: Проблемы и противоречия. М.,1979.

Горбунов С.В. США в международной валютной системе. М., 1989.

Декларация об установлении нового международного экономического порядка. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/econ_order.shtml

Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В. История международных отношений (1975—1991 гг.). М., 2006.

Красавина Л.Н. Современный валютный кризис. М., 1975.

Лумер Х. Экономика США и война во Вьетнаме // Проблемы мира и социализма (Прага). 1967. № 3.

Лумер Х. Корни валютных потрясений // Проблемы мира и социализма (Прага). 1972. № 5.

Муртазина Е.Н. Проблемы валютной интеграции в европейском сообществе. М., 1985.

Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Сракози (1940—2012). М., 2012.

30 Там же. С. 16.

Селихов И. А. Валютные проблемы и противоречия современного капитализма. М., 1976.

Фрей Л.И. Крах Бреттон-Вудской системы капитализма // Научные записки / Всесоюзная академия внешней торговли. Вып. 20. 1972.

Dagget S. Costs of Major U.S. Wars. Washington, 2010.

Declaration on European Identity. URL: http://www.cvce.eu/content/publication/ 1999/1/1/02798dc9-9c69-4b7d-b2c9-f03a8db7da32/publishable_en.pdf

Historical Tables // Budget of the United States Government. Fiscal Year 1998. Washington, 1997.

Johnson L.B. Press Conference (February 4, 1965). URL: http://millercenter.org/ president/lbjohnson/speeches/speech-5904

Nixon R. 37 — Annual Message to Congress: The Economic Report of the President. February 1, 1971. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=3232

Nixon R. Address to the Nation Outlining a New Economic Policy: "The Challenge of Peace". URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=3115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.