Научная статья на тему 'Особенности торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений'

Особенности торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
669
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ФАС РОССИИ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ТОРГИ / ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ / ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самолысов Павел Валерьевич, Булгакова Марина Александровна

В статье впервые приведена сравнительная характеристика особенностей проведения аукционов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений, а также детальная статистика по торгам «Аренда лесных участков и продажа лесных насаждений» за 5,5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUCTION FEATURES FOR FOREST RENT AND FOREST PLANTINGS SALE

The article first provides a comparative characteristic features of auctions on lease of forest land and the sale of forest plantations. Also the detailed statistics of trading «lease of forest land and selling forest plantations» for 5.5 years.

Текст научной работы на тему «Особенности торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений»

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

4.1. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВ ПО АРЕНДЕ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ И ПРОДАЖЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Самолысов Павел Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Место работы: Академия управления МВД России

academyc@mail.ru

Булгакова Марина Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Место работы: Академия управления МВД России

mbulgackova@yandex.ru

Аннотация: в статье впервые приведена сравнительная характеристика особенностей проведения аукционов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений, а также детальная статистика по торгам «Аренда лесных участков и продажа лесных насаждений» за 5,5 лет.

Ключевые слова: антимонопольные органы, ФАС России, антимонопольный контроль, конкуренция, торги, лесные участки, лесные насаждения.

AUCTION FEATURES FOR FOREST RENT AND FOREST PLANTINGS SALE

Samolysov Pavel V., PhD in education, Associate Professor, Associate Professor of the Department of organization's financial, economic, logistical and medical support

Work place: Academy of Management Russian Interior Ministry

academyc@mail.ru

Bulgackova Marina A., PhD in economic, Senior Lecturer of the Department of organization's financial, economic, logistical and medical support

Work place: Academy of Management Russian Interior Ministry

mbulgackova@yandex.ru

Annotation: the article first provides a comparative characteristic features of auctions on lease of forest land and the sale of forest

plantations. Also the detailed statistics of trading «lease of forest land and selling forest plantations» for 5.5 years.

Keywords: antimonopoly authorities, FAS Russia, antitrust control, competition, procurement, forest land, forest plantations.

V V V 1

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности человека».

Из всех категорий естественных ресурсов самыми ценными являются лесные, которые занимают около 4 млрд га земель или около 30% суши2. Суммарные запасы растительной массы в лесах составляют более 80% от всей растительной массы Земли.

Российская Федерация «обладает наибольшим в мире лесным потенциалом. Лесные массивы в нашей стране занимают 886,5 млн. га, то есть 22% мировых лесных ресурсов и 45% всей

3

территории государства» .

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Интернет-сайт «География». - URL: https://geographyofrussia.com /lesnye-resursy/ (Дата обращения: 02.08.2017).

3 См. подробнее: Булгакова М. А., Гаджиев Ш.А. Интеграция России в ВТО:

особенности обеспечения экономической безопасности отдельных отрас-

лей промышленности (на примере лесопромышленного комплекса) //

Современная конкуренция. 2012. № 4 (34). С. 69-80. Булгакова М.А. Органи-

зационно-экономические механизмы обеспечения органами внутренних

В соответствии с конституционными принципами лесные ресурсы могут находиться как в государственной и муниципальной собственности, так в частной, и иных формах собственности4.

Действительно, вопросы правовой регламентации распоряжения лесными ресурсами, а также правоприменения проконкурентных норм представляют собой сложные правоотношения5.

дел экономической безопасности лесопромышленного комплекса Северозападного региона России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

5 См. подробнее: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Пред. редкол. И.Ю. Артемьев; МГИМО МИД России, ФАС России. М.: Статут, 2015. 624 с. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / К.Н. Алешин, Е.А. Большаков, В.В. Владимиров и др.; Отв.ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО (У) МИД России, ФАС России, ООО «Статут». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 1024 с.

Самолысов П. В., Булгакова М. А.

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВ ПО АРЕНДЕ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ И ПРОДАЖЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Вместе с тем государство ставит своей целью реализацию экономических стратегий, в том числе и в лесной отрасли, включающих в себя меры, стимулирующие становление, развитие и поддержку конкуренции в целом, которые осуществляются в соответствии с антимонопольным законодательством 6, Законом о контрактной системе7, проконку-рентными нормами в отраслевых законодательствах (в рассматриваемом случае - Лесной кодекс Российской Федерации8 (далее также - ЛК РФ) [9]), а также в ряде других нормативных правовых актов.

Отметим, что в 90-х годах прошлого столетия лесные участки предоставлялись в аренду путём проведения лесных конкурсов. Однако принцип передачи лесных участков в пользование по результатам проведения аукционов, закреплённый в действующем законодательстве, нельзя назвать новаторским, так как законодатель и в 1997 году установил в Лесном кодексе норму, регулирующую порядок проведения аукционов, целевое финансирование которых осуществлялось за счёт средств федерального бюджета(!). При этом аукционы могли проводиться только при условии предоставления лесных участков на краткосрочный период времени для пользования древесиной и недревесными продуктами леса. Тем не менее, проведение аукциона было редкостью9, учитывая возможность получения права пользования участком лесного фонда и на основании решения федерального органа исполнительной власти или власти субъекта Российской Федерации в лесной отрасли хозяйствования.

Лесные торги в современной России осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе и ЛК РФ. На наш взгляд, в настоящее время одной из основных целей лесных торгов является законодательно закреплённое эффективное распределение ресурсов при обеспечении максимальной прозрачности и беспристрастности.

Получить лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам можно в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а гражданам - в аренду и безвозмездное пользование. Иначе дело обстоит с лесными насаждениями, находящимися в государственной или муниципальной, которые можно получить в собственность.

Договор аренды лесного участка заключается по результатам открытого аукциона, за исключением ряда случаев (ст. 73.1 ЛК РФ).

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1. использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации

6 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.

7 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.

8 Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.

9 Гринь Е.А., Сиденко А.А. Процедура проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 109 (05). С. 2.

водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

2. реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3. заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям;

4. нахождения на таких лесных участках зданий, сооруже-

ч 10

ний .

Заключение договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов разрешено, по истечении сроков действия этих договоров, арендаторам надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, в случаях когда лесные участки предоставлены в аренду или без проведения торгов или по результатам торгов на срок от 10 лет.

Заключение договора купли-продажи лесных насаждений возможно по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением ряда случаев.

Опять же ЛК РФ практически не дает альтернативных способов аренды лесных насаждений кроме аукциона.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются только в случаях:

1. осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

2. заготовки гражданами древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд11.

Необходимо отметить, что, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путём повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона» (далее - НЦПА).

Согласно данным Рослесхоза12 по состоянию на 01.01.2016 в нашей стране заключены и являются действующими 74,8 тыс. договоров аренды. Площадь арендованных лесных участков составляет 237,7 млн га, т.е. 20,7 % от общей площади земель лесного фонда (без учёта резервных лесов). Рост числа заключённых договоров аренды лесных участков отмечался в период времени с 2010 по 2011 гг. (с 40,8 до 52,5 тыс.). Как следствие увеличивалась и площадь земель лесного фонда, занятых арендаторами (с 193,4 до 212,2 млн га). С 2012 по 2015 г. включительно специалисты13 наблюдали положительную динамику числа заключённых договоров аренды лесов, их количество возрастало не так значительно, как в предыдущие два периода, в среднем на 3,65 тыс. договоров в год.

Анализ указанного доклада показал, что в основном лесные участки арендуется в целях заготовки древесины. Однако в

10 Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.

11 Булгакова М. А., Гаджиев Ш.А. Интеграция России в ВТО: особенности обеспечения экономической безопасности отдельных отраслей промышленности (на примере лесопромышленного комплекса) // Современная конкуренция. 2012. № 4 (34). С. 69-80.

12 Доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2015 год / www. les_2015 (дата обращения: 02.08.2017).

13 Доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за

2015 год / www. les_2015 (дата обращения: 02.08.2017).

период времени с 2010 по 2015 гг. включительно на 10% сократилось количество арендованной лесной территории, на которой осуществляется заготовка древесины. Стабильное снижение отмечается с 2013 года. Полагаем, что одной из причин, повлекших сокращение лесозаготовок, является введение самых масштабных по числу стран-участников санкций за всю четвертьвековую историю Российской Федерации.

В то же время на 3,5% (с 17,42% до 20,99%) увеличилось количество лесных участков, арендаторы которых имеют своей целью осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Можно сделать вывод о переориентации арендаторов на российского потребителя, которому предлагаются не только древесные продукты леса, но и новые тренды, связанные с внутренним туризмом.

К слову, ключевым вопросом любой экономической стратегий всегда является максимизация доходов. Экономическая стратегия в лесной отрасли также основана на получении лесного дохода от аренды лесных участков и продажи лесных насаждений. Причём лесные ресурсы, как и другие, по закону максимизации прибыли, эксплуатируются по принципу «от лучших - к худшим». Следовательно, хвойные насаждения, расположенные близко к прямым потребителям, в том числе и складам, с незатрудненной транспортной доступностью, осваиваются в первую очередь. После исчерпания высокобонитетных насаждений осуществляется эксплуатация лесных насаждений с более низкими качественными характеристиками, что приводит к росту затрат на производство. Следовательно, максимальная выгода от использования лесных ресурсов возможна при грамотном, своевременном и непрерывном обеспечении их воспроизводства. Так, на арендованных участках лесовосстановление обеспечивается арендаторами этих лесных участков.

Вместе с тем законодатель ввёл стимулирующую меру для арендаторов, обеспечивающих эффективное лесовосстановление, в виде снижения размера арендной платы, а также санкционные меры, такие как: возможность изъятия арендованного участка, лишение права заключать новые договоры аренды в будущем, отзыв лицензии.

Контроль за организацией и проведением торгов на размещение государственных и муниципальных заказов обеспечивается в том числе антимонопольными органами (ФАС России и территориальными управлениями по субъектам Российской Федерации). При этом правоприменительной практикой пресечения правонарушений в сфере закупок, если это сговоры на торгах или другие антиконкурентные соглашения, в том числе с участием органов власти, занимаются антимонопольные органы, а если это хищения бюджетных средств, выделяемых на осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, то это юрисдикция правоохранительных органов (подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России).

Согласимся с мнением М.Ю. Тихомирова, что «законодатель, устанавливая только аукционный способ заключения договора, учитывал большую открытость процедуры его проведения, нежели процедуры проведения конкурса»14. Проведение аукционов15 о продаже прав на заключение

14 Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации / под ред. М.Ю. Тихомирова. М. 2010. С. 103.

15 См. подробнее: Самолысов П.В. Антимонопольное законодательство, законодательство о размещении заказов и информационные технологии как инструменты борьбы с коррупцией // Организация взаимодействия

договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений позволяет уже на первоначальном этапе

сократить число преступных посягательств, в том числе и

16

коррупционной направленности .

В таблице 1 приведены критерии сравнения торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений со ссылкой на нормы Лесного кодекса Российской Федерации.

Таблица 1

Сравнение торгов по аренде лесных участков

и продаже лесных насаждений17_

№ п/п Критерий сравнения Лесные участки Лесные насаждения

1 Форма предоставления юридическим лицам права собственности Постоянное (бессрочное) пользование, аренда, безвозмездное пользование (ч. 2 ст. 71 ЛК РФ) Собственность (ст. 77 ЛК РФ)

2 Форма предоставления физическим лицам права собственности Аренда и безвозмездное пользование (ч. 2 ст. 71 ЛК РФ) Собственность (ст. 77 ЛК РФ)

3 Конкурентные способы определения победителя Открытый конкурс (ст. 73.1 ЛК РФ) Аукцион (ст. 77 ЛК РФ)

4 Общее положение об аукционе Аукцион проводится путем повышения НЦПА (ч. 1 ст. 78 ЛК РФ) Аукцион проводится путем повышения НЦПА (ч. 1 ст. 78 ЛК РФ)

5 Изменение условий аукциона (или на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон) Не допускается (ч.2 ст. 71.1 ЛК РФ) Не допускается (ч. 2 ст. 77 ЛК РФ)

6 Наличие неконкурентных способов определения победителя и продления договоров + (ч. 3 ст. 73.1, ст. 74 ЛК РФ) + (ст. 19, 30 ЛК РФ)

7 Срок заключения договора От 10 до 49 лет (ч. 3 ст. 72 ЛК РФ) До 1 года (ч. 5 ст. 75ЛКРФ)

Проведение аукционов и рациональное использование лесов направлено на пополнение доходной части бюджетов различных уровней. Вместе с тем, если обратится к детальному анализу торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений (см. таблицу 2) можно сделать вывод о слабой конкуренции в этой сфере: незначительное количество заявителей на торгах (1-2) и как следствие незначительное увеличение цены по итогам торгов (15-23%). Так, в 2014 году объём древесины, приобретенной по договорам купли-продажи лесных насаждений, составил 41,07 млн м3, то есть 20,25% от общего объёма заготовленной древесины. К концу 2015 года объёмы продаж такой древесины снизились на 1, 6% , до 38,3 млн м3.

МВД и ФАС России на региональном уровне, направленного на выявление экономических преступлений в сфере конкурентного законодательства: Материалы Всероссийского круглого стола. Орел: Изд-во ОрЮИ МВД России, 2007. С. 44-46. Наумов Ю.Г., Самолысов П.В. Сговоры на торгах как угроза национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2. С. 86-91.

16 Наумов Ю.Г., Самолысов П.В. Открытость и прозрачность торгов как необходимые элементы борьбы с институциональной коррупцией // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, 6 апреля 2017 г. В 2 ч. / Сост.: Ю.А. Кудрявцев. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. С. 131-137.

17 Источник: составлено авторами на основе анализа ЛК РФ.

Самолысов П. В., Булгакова М. А.

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВ ПО АРЕНДЕ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ И ПРОДАЖЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Таблица 2

Детальная статистика по торгам «Аренда лесных участков и продажа лесных насаждений» с 01.11.2011 по 01.05.2017 годы18_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Критерий сравнения Лесные участки Лесные насаждения

1 Опубликовано лотов 10 661 90 305

2 Завершено лотов 9 752 85 663

3 Среднее количество заявителей по лоту 1,68 1,15

4 Средняя цена аренды 1 га лесного участка за месяц (по итогам торгов), руб 2 079,13 ---

5 Увеличение цены по итогам торгов, % 123,17 115,54

Как ответ на слабую конкуренции в лесном секторе Минприроды России предлагает включить в ЛК РФ наряду с аукционом, конкурсную процедуру заключения договора аренды лесного участка, что по мнению министра Минприроды России Сергея Донского: «...будет способствовать повышению эффективности использования лесов и развитию лесоперерабатывающих предприятий с комплексной переработкой древесных ресурсов, включающей в себя производства, обеспечивающие переработку всей заготавливаемой древесины, в том числе низкосортной, а также отходов лесопереработки...»19.

На наш взгляд, введение конкурсной процедуры на право заключения договора аренды лесного участка может привести к значительному усложнению самой процедуры торгов, а также к появлению в конкурсной документации критериев «зато-

20

ченных» под своих участников .

Согласимся с мнением И.В. Шустова, которое он опубликовал ещё в 2008 году: «.одним из наиболее замаскированных способов, имеющих как бы рыночный вид, но не позволяющих вместе с тем пустить лесное хозяйство России в рыночные отношения, является псевдопродажа, а на самом деле - раздача лесов в рубку (в т.н. аренду) на основании заранее сфабрикованных решений административных конкурсных комиссий.»21.

Отметим, что по состоянию на 01.01.2016 расчётная лесосека, то есть допустимый объём изъятия древесины, на землях лесного фонда, составила22 699,77 млн м3, по итогам 2015 года заготовлено 205,21 млн м3, (чуть менее 1/3), из которой 164,16 млн м3 вырублено арендаторами.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, необходимо учитывать и иной подход к проблеме заготовки древесины в объёмах, значительно меньших расчётной лесосеки. Мы ведём речь о чрезвычайной истощенности экономически доступных лесных ресурсов отдельных регионов страны23, которую различные специалисты связывают с хронической нехваткой и не эффективностью мер по восстановлению лесных ресурсов.

Несмотря на то, что многие крупные лесопромышленники (например, ООО «Русская лесная группа», ГК «Титан») инфор-

18 Источник: составлено авторами на основе анализа информации с официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов // https://torgi.gov.ru/ (Дата обращения: 02.08.2017).

19 Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. - URL: http://www.mnr.gov.ru/news/ detail.php?ID=203264 (Дата обращения: 02.08.2017).

20 Булгакова М.А., Самолысов П. В. Прозрачность в сфере закупок как фактор устойчивого инвестиционного климата лесной отрасли // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. № 3. С. 28-31.

21 Шустов И.В. Без открытых лесных аукционов нельзя войти в цивилизованный рынок // лесное хозяйство 2008 г., - № 5. С. 7.

22 Там же.

23 Карельские арендаторы, не обеспечивающие должные объемы лесо-

восстановления, рискуют лишиться договоров аренды / Лесной форум

Гринпис России. 26.09.2012. - URL: http://www.wood.ru (Дата обращения:

02.08.2017).

мируют о регулярно проводимых работах по лесовосстановле-нию с применением инновационных разработок, таких как метод «микроклонального размножения», говорить об эффективном воспроизводстве экономически привлекательных лесных ресурсов в настоящее время преждевременно.

Так, в 2015 году на арендованных участках выполнен комплекс работ по уходу за лесом, охране, защите и воспроизводству лесов, семеноводству, выращиванию посадочного материала, лесоустройству, таксации и отводу лесосек на общую сумму 12,9 млрд рублей (в среднем - 54 руб/га)24. При этом, согласно указанного доклада, на лесных участках, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, выполнен тот же комплекс работ, но на сумму, почти в 10 раз превышающую указанную выше, а именно: 7,6 млрд руб., то есть в среднем 537 руб/га. Разница затрат даже на первоначальном этапе воспроизводства лесных ресурсов очевидна.

Бесспорно, введённый принцип «срубил - посади», возымеет своё действие. Однако, по нашему мнению, необходимо на законодательном уровне дополнить этот принцип элементом «вырасти», придать ему форму непрерывного цикла: «срубил -посади - вырасти», который схематично можно представить следующим образом (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема цикла лесовосстановления25

Считаем, что предлагаемый замкнутый цикл «срубил - посади - вырасти» будет способствовать действительному увеличению количества экономически привлекательных лесных участков, росту участников закупок, реально желающих и способных осуществлять лесозаготовки, и, как следствие, развитию конкуренции и увеличению доходов бюджетов государства от проведения аукционов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений.

Существуют различные мнения, касающиеся процедуры приобретения права на аренду участков в целях осуществления лесозаготовок и продаже лесных насаждений26. На наш взгляд, двухэтапный аукцион является наиболее предпочтительной процедурой. Установление единообразных требований к участникам закупок, таких как: наличие в штате сотрудников, обладающих познаниями в области ведения лесного хозяйства, выпускников специализированных средних и высших учебных заведений, применение организацией или предпринимателем в деятельности инновационных подходов и методов будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса и сокращению безработицы в лесных регионах страны.

Таким образом, в целях комплексного решения возникающих проблемных вопросов существующий механизм реализа-

24 Доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2015 год / www. les_2015 (дата обращения: 02.08.2017).

25 Источник: составлено авторами.

26 См. подробнее: Быстров Г.Е. Противоречия Лесного кодекса РФ и новая концепция правового регулирования лесных отношений // Экологическое право. 2010 г., № 5. С. 18. Васильева М.И. Правовое регулирования лесных отношений в новом Лесном кодексе российской Федерации // Журнал российского права, 2011 г., - № 1, С. 81.

ции права пользования лесными ресурсами нуждается в тщательной проработке и коррекции.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,36%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.

3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.

4. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.

5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Пред. редкол. И.Ю. Артемьев; МГИМО МИД России, ФАС России. М.: Статут, 2015. 624 с.

6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / К.Н. Алешин, Е.А. Большаков, В.В. Владимиров и др.; Отв.ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО (У) МИД России, ФАС России, ООО «Статут». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 1024 с.

7. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации / под ред. М.Ю. Тихомирова. М. 2010.

8. Булгакова М. А., Гаджиев Ш.А. Интеграция России в ВТО: особенности обеспечения экономической безопасности отдельных отраслей промышленности (на примере лесопромышленного комплекса) // Современная конкуренция. 2012. № 4 (34). С. 69-80.

9. Булгакова М.А. Организационно-экономические механизмы обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности лесопромышленного комплекса Северо-западного региона России: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013.

10. Булгакова М.А., Самолысов П. В. Прозрачность в сфере закупок как фактор устойчивого инвестиционного климата лесной отрасли // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. № 3. С. 2831. - 0, 35 п.л.

11. Быстров Г.Е. Противоречия Лесного кодекса РФ и новая концепция правового регулирования лесных отношений // Экологическое право. 2010 г., № 5. С. 18.

12. Васильева М.И. Правовое регулирования лесных отношений в новом Лесном кодексе российской Федерации // Журнал российского права, 2011 г., - № 1, С. 81.

13. Гринь Е.А., Сиденко А.А. Процедура проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 109 (05). С. 2.

14. Наумов Ю.Г., Самолысов П.В. Сговоры на торгах как угроза национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2. С. 86-91.

15. . Наумов Ю.Г., Самолысов П.В. Открытость и прозрачность торгов как необходимые элементы борьбы с институциональной коррупцией // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, 6 апреля 2017 г. В 2 ч. / Сост.: Ю.А. Кудрявцев. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. С. 131-137.

16. Самолысов П.В. Антимонопольное законодательство, законодательство о размещении заказов и информационные технологии как

инструменты борьбы с коррупцией // Организация взаимодействия МВД и ФАС России на региональном уровне, направленного на выявление экономических преступлений в сфере конкурентного законодательства: Материалы Всероссийского круглого стола. Орел: Изд-во ОрЮИ МВД России, 2007. С. 44-46.

17. Шустов И.В. Без открытых лесных аукционов нельзя войти в цивилизованный рынок // лесное хозяйство 2008 г., - № 5. С. 7.

18. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. - URL: http://www.mnr.gov.ru/news/ detail.php?ID=203264 (Дата обращения: 02.08.2017).

19. Интернет-сайт «География». - URL: https://geographyofrussia.com /lesnye-resursy/ (Дата обращения: 02.08.2017).

20. Доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2015 год / www. les_2015 (дата обращения: 02.08.2017).

21. Карельские арендаторы, не обеспечивающие должные объемы лесовосстановления, рискуют лишиться договоров аренды / Лесной форум Гринпис России. 26.09.2012. - URL: http://www.wood.ru (Дата обращения: 02.08.2017).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Особенности торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений» (авторы: Самолысов П.В., Булгакова М.А.) Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме: «Особенности торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений».

В самом деле, из всех категорий естественных ресурсов особенно ценными являются лесные. На сегодняшний день вопросы правовой регламентации распоряжения древесиной, правоприменения прокон-курентных норм в лесной отрасли, эффективное распределение ресурсов при обеспечении достаточной прозрачности и беспристрастности представляют собой сложные и востребованные отношения, как с юридической, так и с экономической точки зрения.

Авторы правомочно акцентируют внимание на очень слабую конкуренцию в лесной отрасли, об участии в торгах заявляют незначительное количество желающих, что в свою очередь, не способствует существенному увеличению цены по итогам торгов.

Следует согласиться с высказанной авторами точкой зрения о том, что введение конкурсной процедуры на право заключения договора аренды лесного участка может привести к значительному усложнению самой процедуры торгов, а также к появлению в конкурсной документации критериев под своих участников.

Приведенные в статье данные о лесозаготовках и лесовосстанови-тельных работах свидетельствуют о чрезвычайной истощенности экономически доступных лесных ресурсов в различных регионах страны, что подтверждает определенный интерес авторского исследования. Новизна статьи авторов прослеживается в предлагаемом цикле лесовосстановления, его потенциальной направленности.

К достоинствам статьи следует отнести глубокую проработку заявленной тематики как с экономической, так и с юридической точек зрения. Кроме того, необходимо отметить, что содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

Вывод: статья «Особенности торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений» отвечает предъявляемым требованиям к такого рода работам, подготовлена на должном профессиональном уровне, представляется весьма полезной для научных и практических работников и рекомендуется к изданию.

Рецензент:

Профессор Финансового университета при правительстве РФ д-р экон. наук, профессор

В.Ф. Гапоненко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.