Научная статья на тему 'Особенности технологии подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию'

Особенности технологии подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ / PROFESSIONAL STANDARDS / INSTRUCTIONAL DESIGN / TECHNOLOGY OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING FOR PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасюк О.В., Дорожкин Е.М., Кузнецов М.Б.

В статье рассмотрены сущность и особенности, технология подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию при изучении методических дисциплин в профессионально-педагогическом вузе. Рассмотрены особенности основных структурных составляющих этой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасюк О.В., Дорожкин Е.М., Кузнецов М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of technology of preparation of future teachers of vocational training to the pedagogical design

The article considers the essence and peculiarities of the technology of preparation of future teachers of vocational training to teachers in the study design methodological disciplines in vocational pedagogical University. The features of the basic structural components of this technology.

Текст научной работы на тему «Особенности технологии подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию»

Сведения об авторах: Савченков Алексей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Гнатышина Елена Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск &mail: mopr9@mail.ru

Information about the authors: Savchenkov Alexei Victorovich, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

Gnatyshina Elena Aleksandrovna, Doctor

of Sciences (Education), ProfessorChelyabinsk

State Pedagogical University,

Chelyabinsk.

E-mail: mopr9@mail.ru

УДК 373.7:371.01 ББК 74.47: 74.202.9

О.В. Тарасюк, Е.М. Дорожкин, М.Б. Кузнецов

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

В статье рассмотрены сущность и особенности, технология подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию при изучении методических дисциплин в профессионально-педагогическом вузе. Рассмотрены особенности основных структурных составляющих этой технологии.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагогическое проектирование, технология подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию.

O.V. Tarasyuk, E.M. Dorozhkin, M.B. Kuznetsov

FEATURES OF TECHNOLOGY OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING TO THE PEDAGOGICAL DESIGN

The article considers the essence and peculiarities of the technology of preparation of future teachers of vocational training to teachers in the study design methodological disciplines in vocational pedagogical University. The features of the basic structural components of this technology.

Key words: professional standards, instructional design, technology of preparation of future teachers of vocational training for pedagogical design.

Необходимость повышения уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов профессионального обучения системы профессионального образования во многом обусловлена происходящими в стране изменениями социально-экономических и социально-педагогических условий, активно воздействующими на систему образования.

В связи с этим большое внимание на всех уровнях, в разных аспектах для различных отраслей экономики России уделяется подготовке рабочих и специалистов среднего звена, дефицит которых - это действительно вопрос государственной важности. Для преодоления этого дефицита требуются инновационные изменения существующей системы подготовки,

основанные на использовании профессиональных стандартов, которые являются наиболее адекватным откликом на быстрые перемены в различных отраслях экономики, когда появляются новые материалы, оборудование и в связи с этим требуется специальная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов разных уровней. По мере того как происходящие изменения стабилизируются, система профессионального образования и социальные партнеры инициируют изменения образовательных стандартов, с тем чтобы они соответствовали новым потребностям общества.

Для модернизации содержания подготовки рабочих и специалистов среднего звена, внедрения новых педагогических технологий, преобразования традиционных профессиональных учебных заведений в современные образовательные организации системы профессионального образования, учитывающие потребности рынка труда, требования работодателей, необходимы педагоги профессионального обучения, имеющие соответствующий уровень профессионально-педагогической компетенции.

В настоящее время разработан и активно обсуждается на всех уровнях проект профессионального стандарта педагога профессионального обучении, профессионального образования и дополнительного профессионального образования - современный документ, описывающий функции, выполняемые работником в профессионально-педагогической деятельности. Одной из наиболее важных трудовых функций педагога профессионального обучения является проектирование учебного процесса, направленного на формирование профессиональных и общих компетенций будущих рабочих и специалистов среднего звена. Таким образом, этот профессиональный стандарт фиксирует не только результат, т.е. то, что должно быть достигнуто, но и возможность решения сложной методологической и дидактической задачи перевода языка профессионального стандарта на язык образовательного стандарта. ФГОС ВПО направления «Профессиональное

обучение (по отраслям)» предполагает подготовку студентов - будущих педагогов профессионального обучения - в области педагогического проектирования.

Технология подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию - это система функционирования всех компонентов процесса, построенная на научной основе, учитывающая временные и пространственные рамки, отношения между субъектами этого процесса и приводящая к достижению поставленной цели - определенному уровню сформи-рованности у студентов образовательно-проектировочных компетенций.

Разработанная технология подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию соответствует основным общим качествам педагогической технологии, таким как системность, научность, структурированность, управляемость. Технология подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию включает следующие компоненты:

Мотивационно-целевой компонент технологии, цель которого - развитие устойчивой познавательной мотивации студентов к педагогическому проектированию как к деятельности будущего педагога профессионального обучения, формирование образовательно-проектировочной компетенции как возможности повышения качества подготовки рабочих кадров. Подготовка к педагогическому проектированию дидетерминирована совокупностью побудительных сил, намерений, личностных предпочтений, целевых установок и предполагает формирование субъектной социально-профессиональной позиции будущего педагога профессионального обучения, что выражается в устойчивой профессионально-педагогической направленности.

Познавательно-ориентирующий компонент технологии подготовки будущих педагогов профессионального обучения к педагогическому проектированию включает усвоение целостной системы знаний и умений, построенной на интеграции естественнонаучных, психолого-

о

X

.0 ^

га х

о ^

о

о ф

-&

о ^

с ш

о

го

ч ф

с

X

н

ст го

>уЙ

Ю о

2 н ш Е о ф

Н

о >,

о ^

о ф

т

0

с;

1

X

Ф го

ф

с

^

к

I-

о о

X

X

ф

ю ¥ О о

ш

о ^

ф

X

со £

Ш

а

I

О

ш

2

о

го ^

го

Ш

о

педагогических и производственно-технологических знаний, используемых в процессе подготовки будущих рабочих для определенной отрасли производства. Познавательно-ориентирующий компонент направлен на формирование у студента способа деятельности за счет осознания им цели и задач этапа проектирования и соответствующего ему способа деятельности, операциональной структуры способа.

Операционально-дятельностный компонент технологии подготовки к педагогическому проектированию имеет целью развитие проективных, исследовательских, технологических умений, креативности, самостоятельности, познавательной активности. Операционально-деятельностный компонент характеризуется тем, что студент практически реализует выполнение способа действия. Данная составляющая реализуется на практических занятиях и направлена на оценку выполненной студентом работы, выявление уровня осознания освоения студентом способа деятельности, устранение затруднений и ошибок. При изучении дисциплины «Методика профессионального обучения» это возможно достигнуть подбором и применением адекватных форм, методов и средств обучения, с одной стороны, позволяющих организовать многоплановую, разнообразную, продуктивную учебно-познавательную деятельность студентов, в результате которой закрепляются познавательные и профессиональные потребности, приобретаются способы деятельности; с другой стороны, учитывающих субъектный опыт студента, его индивидуальные личностные качества, его потенциальные возможности, его способности, способствующих построению субъект-субъектных отношений в учебном процессе, когда студент и педагог будут находиться в роли равноправных партнеров.

Рефлексивно-оценочный компонент технологии подготовки студентов к проектной деятельности при изучении дисциплины «Методика профессионального обучения» включает блок самооценки и самоанализа учебной деятельности. Развитие рефлексивной функции проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности, уровень собственного развития и личностных достижений. В результате освоения всех этапов проектирования студент создает индивидуальный проект учебного занятия, апробация и обсуждение результатов проекта реализуется на учебной конференции.

Определяя уровень подготовленности будущего педагога профессионального обучения к педагогическому проектированию, мы акцентируем внимание на основных показателях, являющихся оценочными с позиций сформи-рованности данной компетенции. Нами определены следующие уровни сфор-мированности: теоретических знаний и умений; профессионально важных личностных качеств у студента (развитие мышления, креативности, познавательной активности); профессиональной направленности (мотивационно-ценностного отношения к учению инаправленности обучения на будущую профессионально-педагогическую деятельность).

Представленнаятехнологияпозволит повысить качество подготовки выпускников профессионально-педагогических вузов не только к педагогическому проектированию, но и к профессионально-педагогической деятельности, способствуя повышению качества подготовки для отраслей экономики России будущих рабочих и специалистов среднего звена, что сегодня является одной из основополагающих задач государственной политики России.

Библиографический список

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентност-ного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11.

2. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем [Текст]: учеб. пособие. - Казань, 2004. -212 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический проспект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

5. Орчаков, О.А. Подготовка студентов инженерно-педагогических специальностей к дидактическому проектированию [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - М.: Моск. ин-т инженеров с/х пр-ва им. В.П. Горячкина, 1991. - 234 с.

6. Романцев, Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография [Текст] / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 545 с.

7. Berufsbildungsbericht 2002, herausgegeben vom Bundesministerium fur Bildung und Fortbildung [Text]. - Bonn, 2002. - 356 s.

8. Frey, К. Die Projektmethod [Text] / К. Frey. - Meinheim; Basel; Belts. 1984. - S. 213-230.

References

1. Baydenko V. I. Competence in vocational education (for development of competence-based approach) Vysshee obrazovanie v Rossii, 2004. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gure L.I. Educational systems design. Kazan. gos. tehnol. un-t. Kazan, 2004 . P. 212. [in Russian].

3. Zeer E.F. Psychology profession. Moskva: Akademicheskiy prospect; Fond "Mir", 2005. P 336. [in Russian].

4. Zimnyaya I.A. Core competencies - a new paradigm of education result. Vysshee obrazovanie segodnya, 2003. [in Russian].

5. Orchakov O.A. Training of students of pedagogical skills to design didactic: Diss. ... cand. of sciences (Education). - Moskva: Mosk.in-t inzhenerov s/kh pr-va im.V.P. Goryachkina, 1991. P. 234. [in Russian].

6. Romancev G.M. Tier professional teacher education: theoretical and methodological foundations of standardization. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2011. P. 545. [in Russian].

7. Berufsbildungsbericht 2002, herausgegeben vom Bundesministerium fur Bildung und Fortbildung. Bonn. 2002. P. 356. [in German].

8. Frey K. Die Projektmethod. Meinheim; Basel; Belts. 1984 . P. 213-230. [in German].

сведения об авторах: Тарасюк ольга Вениаминовна,

кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург. E-mail: olga.tarasyuk@.rsvpu.ru

Дорожкин Евгений Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург. E-mail: evgeniy.dorozhkin@rsvpu.ru

Кузнецов Михаил Борисович,

аспирант, кафедра микропроцессорной управляющей вычислительной техники, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург. E-mail: mihail.kuznetsov@rsvpu.ru

Information about the authors: Tarasyuk Olga Veniaminovna,

Candidate of Sciences (Education), Professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

E-mail: olga.tarasyuk @ .rsvpu.ru

Dorozhkin Evgeniy Mihaylovich,

Doctor of Sciences (Education), Professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: evgeniy.dorozhkin@rsvpu.ru

Kuznetsov Mikhail Borisovich,

Postgraduate student,

The Department of microprocessor

control computing, Russian State Vocational

Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia, mihail.

E-mail: kuznetsov@rsvpu.ru

о

X

.0 ç

га х о s

о

о ф

-&

о с

о

го

ч ф

с

X

Ü CT го Ю о

* i со Е

о ф

H

о >, с S о

О Ф т

о о

X

X Ф го

Ь ч ф

с

^

к

с

О о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.