Научная статья на тему 'Особенности технической и тактической подготовки в спортивном ориентировании'

Особенности технической и тактической подготовки в спортивном ориентировании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2238
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ORIENTEERING / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / СПОРТИВНАЯ КАРТА / КОМПАС / COMPASS / АЗИМУТ / AZIMUTH / КОНТРОЛЬНЫЕ ПУНКТЫ / CHECKPOINTS / ORIENTEERING MAP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мудрая Ольга Петровна

В статье анализируются сведения о спортивном ориентировании как виде спорта и раскрываются особенности технической и тактической подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мудрая Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING IN ORIENTEERING

This article analyzes information about orienteering as a sport and the peculiarities of technical and tactical training of the athletes.

Текст научной работы на тему «Особенности технической и тактической подготовки в спортивном ориентировании»

УДК 378.02:37.016 (075) ББК 74.267 5я7

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

Мудрая Ольга Петровна, старший преподаватель Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье анализируются сведения о спортивном ориентировании как виде спорта и раскрываются особенности технической и тактической подготовки спортсменов.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, техническая и тактическая подготовка, спортивная карта, компас, азимут, контрольные пункты.

FEATURES OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING IN ORIENTEERING

Mudraya O.P., Senior Lecturer Voronezh state pedagogical university

Abstract. This article analyzes information about orienteering as a sport and the peculiarities of technical and tactical training of the athletes.

Key words: orienteering, technical and tactical training, orienteering map, compass, azimuth, checkpoints.

Техническая подготовка спортсменов - один из ключевых моментов для успешных выступлений в соревнованиях по спортивному ориентированию. К технической подготовке спортивного ориентирования относятся приемы и методы чтения карты, работы с компасом и картой, измерения расстояний с целью определения местоположения или передвижения в заданную точку местности в условиях дефицита времени.

Спортивная карта в современных условиях - это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в специфических условных знаках, содержание которой отражает проходимость местности и информативность изображения объектов.

Спортсмен-ориентировщик получает карту за 60 секунд до старта и во время прохождения дистанции имеет мало времени на ее изучение. Изучение карты на дистанции идет в экстремальных условиях: большая физическая и умственная нагрузка, накапливающаяся усталость, не-

благоприятные погодные условия. Все это следует помнить при рисовке, корректировке, подборе красочного оформления и бумаги.

Для удобства чтения карты важен правильно подобранный масштаб. Анализируя технические действия спортсменов, можно выделить две основные характеристики объектов местности, наиболее интересующие спортсменов [3].

Первая характеристика - это условия ее проходимости, которые определяются густотой растительности, почвами, высотой и расчлененностью рельефа, количеством и качеством путей сообщения. Вторая характеристика связана с процессом чтения карты, состоящим из создания зрительного образа местности по карте и запоминания и последующего отыскания на карте объекта или совокупности объектов, наблюдаемых на местности.

Основными задачами в спортивном ориентировании являются следующие технические умения и навыки: • свободное чтение карты;

163

• приобретение чувства расстояния;

• свободное владение компасом;

• умение правильно распределить силы во время прохождения дистанции.

Поскольку результат на дистанции зависит от скорости передвижения по трассе, быстрота и точность выполнения технических приемов имеют первостепенное значение. Специфика бега с ориентированием вытекает из сочетания самих этих понятий. Бег и ориентирование должны сосуществовать в течение всего соревнования. Необходимо непрерывно искать способы снижения количества и продолжительности технических операций на единицу пройденного пути.

От спортсмена-ориентировщика требуется комплексное владение техникой абстрагирования рисунка карты и выделения из нее главных опорных ориентиров, умения быстро представить и оценить характер и надежность каждого из них, выбрать наиболее рациональный путь между ними. А затем по мере продвижения к контрольным пунктам (КП) необходимо быстро и точно производить измерения по карте и компасу, опознавать встречающиеся ориентиры, оценивать пройденные расстояния, запоминать то, что осталось позади, и представлять то, что следует еще преодолеть [3].

Естественно, при таком большом разнообразии задач нужно все технические элементы отработать до автоматизма, а их использование на каждой трассе стараться довести до минимума. Умение быстро читать и правильно понимать карту в условиях бега по различной местности - сложный технический навык. Его развитие и совершенствование занимают значительную долю времени в технической подготовке и продолжаются на протяжении всего тренировочного процесса на занятиях спортивным ориентированием.

Для достижения высоких результатов на соревнованиях необходимо не только понимание всего, что стоит за знаками на карте, но и предельное сокращение времени работы с ней. Надо развивать точность работы с картой, пространственное воображение, память на карту и местность. Конечной целью обучения чтения карты должно быть четкое умение представлять реальную местность по ее изображению условными знаками, и наоборот - мысленное создание образа карты в результате наблюдения того или иного участка местности. Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, калькирование карт, отыскание на картах заданных условных знаков или ориентиров на время. Один из наиболее эффективных и комплексных способов быстрого освоения навыков чтения карты, опознавания ориентиров на местности, измерения расстояний и направлений - простейшая топографическая съемка местности.

При обучении чтению карты рекомендуется сразу же освоить еще один прием, который следует затем всегда использовать в ходе соревнования - чтение карты «по большому пальцу». На современных, высоко насыщен-

ных подробностями картах, иногда бывает трудно отыскать свое местонахождение: очень много сходных ориентиров попадается на глаза. Поэтому карту желательно свернуть так, чтобы на ней остался только район расположения одного-двух ближайших КП. Большой палец левой руки, держащей карту, должен быть направлен по линии движения, а ноготь - фиксировать место, отмеченное ориентировщиком как пройденное. Это позволяет без лишней траты времени обращать внимание на участок местности, в котором спортсмен находится в данный момент или который еще предстоит пройти. При постоянных тренировках такой метод помогает читать карту, не изменяя скорости бега.

По мере освоения навыков чтения карты все большее внимание следует уделять грубому, или выборочному чтению. Суть его в том, чтобы за короткое время понять общую картину местности, затем выделить на ней главные наиболее четкие и хорошо заметные ориентиры, которые целесообразно использовать в качестве опорных на пути продвижения в избранный район [1].

Непосредственно при работе с картой спортсмены-ориентировщики должны уметь передвигаться по азимуту и быть уверены в том, что их отклонения не превышают допустимых величин. При использовании спортивного компаса и определении направления азимутального движения «с руки» точность выхода в конечную точку составляет около 5-10% длины пройденного пути (Л.А. Вяткин, 2009; Н.Н. Ключникова, 2009).

В ходе соревнований по ориентированию целесообразно преодолевать точно по азимуту отрезки длиной более 1 км. Длинный этап нужно для ускорения движения разделять на меньшие отрезки, используя опорные ориентиры. Спортсменам-ориентировщикам важно не только точно, но и быстро ходить по азимуту. Для контроля техники необходимо проводить контрольные тренировки и соревнования. Это могут быть соревнования с учетом времени на точность выхода в заданную точку или прохождение трассы по карте.

В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту. Жидкость в ампуле компаса обеспечивает требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Пластина компаса имеет лупу для чтения насыщенных участков карт и шкалы для угловых и линейных измерений на картах, а также счетчик с цифрами от 0 до 9 [1].

При работе с компасом и картой чаще всего выполняются:

• снятие азимута с карты и определение направления на местности;

• нанесение азимута на карту.

С помощью современных спортивных компасов операции по измерению углов и направлений, как на карте, так и на местности производятся довольно быстро и точно. Начинающие спортсмены-ориентировщики осваивают их за 2-3 занятия. Чтобы технические приемы выполнялись безошибочно в соревновательной обстановке, не-

164

обходимы постоянные тренировки. На тренировочных трассах стараться не допускать остановки для снятия азимута, для этого необходимо отработать взаимодействие рук, держащих карту и компас, научиться распределять внимание на бег и снятие азимута. За тренировку снятие азимута требуется совершать не менее 5-8 раз.

Выполнение движения по азимуту можно усовершенствовать благодаря следующим упражнениям:

• на тренировочных трассах использовать длинные перегоны;

• точно снимать и выполнять азимуты на длинных перегонах;

• использовать тренировочные трассы по «белой карте» с длиной этапов от 200 до 800 м, общей длиной трассы до 5 км;

• использовать тренировочные трассы с кружками карты вокруг КП (1,2-2 см), с «белыми» перегонами по 0,5-1 км, всего до 8-10 км.

Измерение расстояний на местности и на карте - еще один из главных элементов техники ориентирования. В настоящее время при наличии точных карт и их хорошей читаемости некоторые спортсмены считают, что подсчет шагов и определение по ним пройденных расстояний -ненужный элемент ориентирования. Но для развития интуитивного чувства пройденного расстояния необходимо совершать простейшее задание - счет пар шагов. Чтобы точнее знать свое местонахождение на местности, необходимо научиться измерять расстояния. Для того чтобы измерить расстояние, нужно посчитать количество пар шагов на отрезке в 100 метров на ровном участке. В процессе тренировок количество пар шагов уточняется применительно к рельефу, проходимости местности и к различному темпу ходьбы и бега.

На различных участках местности число пар шагов, приходящихся на единицу длины пути, может быть различным. Поэтому «азбуку» измерения расстояний следует освоить в самом начале занятий ориентированием. Для обучения можно использовать специально подготовленные участки кроссовых дистанций, длина которых известна спортсменам и тренерам (или только тренерам для контроля) и которые проходят по болотистой и каменистой местностям, в редколесье, по зарослям кустарника, на подъемах и спусках, по тропам, дорогам, просекам. На этой же кроссовой дистанции можно оборудовать несколько КП, расстояние до которых измеряется глазо-мерно. Они могут быть расположены как на самой трассе, так и в стороне от нее, но должны хорошо просматриваться с трассы. В лесу такие КП вряд ли следует располагать на удалении более 100 м, а на открытых участках, например на опушках леса, больших полянах, они могут быть оборудованы на расстоянии до 300-400 м от точки наблюдения [3].

При измерении расстояний путем подсчета шагов спортсмены иногда начинают отсчет с нуля, как только достигнут какого-нибудь «железного» ориентира. Если пользоваться такой техникой счета, то всякий раз придется измерять по карте оставшееся расстояние и запоминать эту «железную» точку, от которой ведется новый отсчет. При

усталости или невнимательности частая смена «начала координат» может привести к тому, что спортсмен запутается и забудет точку начала последнего отсчета. Поэтому на одном этапе вряд ли целесообразно начинать новый счет, если это не вызвано какими-либо особыми соображениями. На промежуточных опорных ориентирах лучше всего проконтролировать, совпадает ли измеренное расстояние с тем, которое должно быть по карте. Новый счет рекомендуется начинать только от последней привязки перед «взятием» КП.

При измерении расстояния необходимо учитывать масштаб карты. Спортивные карты - это самые подробные и точные карты. Их составляют в масштабах 1:25000, 1:15000, 1:10000, 1:5000. Наиболее насыщенная местность, изобилующая различными формами рельефа и гидрографии с развитой дорожной сетью, изображаются в большем масштабе, т.е. 1:10000 или даже 1:5000. Для спортсмена важно знать, сколько метров на местности составляет 1 см на карте, и уметь быстро переводить расстояния на карте в расстояние на местности [3, 5].

Скорость на дистанции. Умение распределять нагрузку на пути прохождения дистанции является едва ли не важнейшим показателем технической подготовки спорт-смена-ориентировщика.

Существуют следующие скоростные режимы движения спортсмена на дистанции:

• скорость бега на финишном отрезке - максимальная скорость;

• скорость бега на отрезках - стабильная скорость, где не было проблем с ориентированием;

• средняя скорость на всей дистанции.

Процесс совершенствования физической и технической подготовки должен быть направлен на сближение этих скоростей, т.е. в идеале спортсмен в ориентировании должен бежать так же, как и на стадионе. Однако в подготовке спортсменов-ориентировщиков должна соблюдаться определенная последовательность. Для начала сближают среднюю и стабильную скорости, это значит, что техническая подготовка должна быть безупречной и спортсмен не должен делать ошибок. На следующем этапе можно говорить о сближении стабильной и максимальной скоростей [5].

Эта общая схема может быть применена на каждом уровне подготовки от новичка до спортсмена высокой квалификации. Таким образом, определяющей в подготовке спортсмена является не максимальная скорость, с которой спортсмен бежит на финиш и которую можно выявить в «гладком» беге, а стабильная скорость. Эту скорость легко тестировать по времени бега на километровом отрезке по карте строго по азимуту. Среднее время по результатам 6-7 таких километровых отрезков дает представление о функциональных возможностях спортсмена, а именно: на какой скорости он потенциально может пробежать дистанцию.

Ориентирование принадлежит к ситуационным видам спорта, характеризующимся нестандартными условиями. Преодолевая пространства, покрытые различной растительностью, луга, болота, подъемы и спуски разной

165

крутизны, огибая встречающиеся на пути препятствия, спортсмен ежеминутно производит нестандартные движения. Спортсмен должен располагать значительным «набором» двигательных навыков, освоенных в процессе тренировки: чем быстрее он выбирает определенное движение, тем выше конечный результат. Часто возникают совершенно неожиданные ситуации, когда необходимо выполнить движение, ранее не применявшееся.

Качество выполнения тех или иных умений и навыков существенно изменяется в зависимости от обстановки. Одни решения принимаются в спокойной обстановке, и могут быть приняты совершенно другие во время быстрого бега, на фоне усталости при дефиците времени. Особенностью подготовки спортсменов-ориентировщи-ков является то, что техническая подготовка в большей степени должна проводиться на фоне физических нагрузок [3].

В технической подготовке около 60% тренировок необходимо проводить на местности. Если не хватает тренировочных трасс, то надо планировать кроссовый бег по пересеченной местности в лесистой области. В том числе и напрямик через труднопроходимые участки местности, с преодолением высокой травы, вереска, с участками сухих, топких и моховых болот. В подготовке спортсменов-ориентировщиков следует применять прыжки через препятствия (бревна, подъемы, спуски, траверсы склонов при возможности - с песком, камнями). Подготовка к бегу по каменистой местности неплохо имитируется бегом по железнодорожным путям. Если спортсмен при этом занят чтением карты, отрабатывается навык постановки стопы, не глядя - на начало, конец, середину шпалы или между шпал.

Способность чтения карты на бегу можно развить как в домашних условиях - сложить разрезанные на 1625 квадратов по 2х2, 3х3 см карты, так и на кроссе - подсчитывая на карте впадины, холмики, микроямки, корчи, полянки. При парном выполнении обоюдно проверить точность: при кроссовой подготовке - на карте с большим количеством КП дать словесную легенду каждого пункта, на карте с КП зрительно представить окружающие точку ориентиры и заход с них. Также на тренировочной трассе насыщенные участки следует проходить без компаса, но тщательно прочитывая все ориентиры на карте.

На начальном этапе тренировочной деятельности по спортивному ориентированию, для лучшего запоминания условных обозначений и работы с картой хорошо использовать нижеприведенные упражнения. 38

Сопоставление карты с местностью можно производить при коротком линейном ориентировании («по нитке») - не по дорогам, а среди мелких объектов - бежать медленно, но точно относительно ориентиров.

На тренировочных трассах и второстепенных соревнованиях насыщенные участки следует бежать без компаса, но отслеживая свое положение среди ориентиров. Прочитав район прихода и ухода с КП, можно пройти по «цепочке» ориентиров до и после пункта, не отвлекаясь на азимут.

- 166 -|РР-

Способность запоминать карту можно развить также и в домашних, и в полевых условиях. Для этого дома очерчивают в карте квадратики 1х1, 3х3, 5х5 см - смотреть на них 30 сек - 1 мин, а затем через 1-2 мин зарисовывают по памяти на листке (проверить значимость запомненных ориентиров). Или же также, очерчивая на карте квадраты, поставив в квадратики КП, зарисовывают ориентиры захода на КП и ухода с него.

При кроссовой подготовке можно использовать следующие упражнения. На тренировочном круге до 3000 м, разбитом на 5-6 участков, применяют карту с 20-30 КП. На один из участков карты смотрят 30 сек, пробегают его, зарисовывают КП, сколько запомнил, смотрят поочередно на остальные участки карты также по 30 сек, а затем бегут, и зарисовывают.

На тренировочном круге также может использоваться карта с нанесенными квадратиками. При этом необходимо смотреть на неё 30 сек, бежать, зарисовать на листке, а после выполнения задания проверить значимость запомненного. После тренировочной трассы или соревнования, дома, можно нарисовать все районы КП со своими заходами и уходами, проанализировать, насколько чувствовал себя «в карте».

Выполнение бега по памяти также помогает улучшить техническую подготовку ориентировщиков.

Для этого на тренировочных трассах, второстепенных стартах, в районе КП необходимо смотреть на карту только один раз, затем выполнить заход, взятие КП и уход по памяти. После проанализировать, что важное не запомнил.

На тренировочных трассах, стартах - на целый этап, не слишком сложный, смотреть в карту один раз, выполнить весь этап по памяти или же вокруг старта на расстоянии 300-600 м от него - 10 КП. Карта только на старте, смотреть 1 мин, затем бежать, по памяти стараясь взять больше КП. Если забыли, вернуться на старт, смотреть еще и брать остальные по памяти.

Контрольные пункты (КП) являются средством построения дистанции во всех видах летнего и зимнего ориентирования, с их помощью создается трасса на местности. Количество (КП) зависит от длины дистанции, характера местности и замыслов начальника дистанции. Они должны быть одинаково видны со всех сторон. КП ставятся на точечных, площадных и линейных ориентирах и располагаются не ближе 250 м от обреза карты. КП оборудуются на местности матерчатой призмой размером 30х30 см, разделенной по диагонали: верхняя часть - белая, нижняя - оранжево- красная. На призме указывается номер контрольного пункта. Призма КП должна находиться в месте, точно соответствующем центру круга на спортивной карте. Существуют различные формы контроля прохождения дистанции. Спортсмен отмечается на каждом контрольном пункте при помощи компостера или цветного карандаша в карточке или в карте. До старта ориентировщикам выдаются пояснения точного местоположения контрольного пункта - легенда КП. Легендой называется краткое описание ориентира, на котором установлен КП на местности.

«Видение» и взятие КП. На тренировочных трассах - стараться увидеть каждый КП издали, т.е. внимательно смотреть на характерные точки за 100 м до пункта, не забывать о максимальном ускорении к обнаруженному КП и подготовке к отметке. Для тренировочной трассы, где КП обозначен кружком 1-1,5 см, охватывающим ряд ориентиров, причем КП стоит не в центре, а где угодно в пределах кружка, войдя в кружок, необходимо внимательно просматривать очерченный район местности. Уход с КП также стоит совершать в тренировочном режиме. На тренировочной трассе, соревнованиях, при последнем взгляде на карту перед КП, обязательно нужно определить направление и путь ухода с КП, выполнить уход без задержки, продолжить ориентирование только скрывшись из видимости с КП. При взятии КП по памяти также уходить в нужном направлении, а уже после проанализировать надежность и правильность ухода.

Для улучшения техники отметки на КП на тренировочных трассах ни в коем случае нельзя допускать задержки на КП, отмечаться или имитировать отметку максимально быстро. В тренировочном режиме один раз в неделю - на протяжении всего сезона - необходимо бегать на тренировочном круге длиной 200-600 м, включающем компостер, карандаш, снятие азимута с карты, не снижая темпа бега.

Спортивное ориентирование обусловлено интенсивными физическими и умственными нагрузками, направленными на самостоятельное решение ряда задач. Оно требует от спортсменов конкретных знаний и умений, связанных с вопросами техники и тактики ориентирования [1].

Пробегая по местности, ориентировщик заранее имеет о ней определенное представление, так как у него есть спортивная карта местности, где проходят соревнования, в виде условных знаков.

Условные знаки - это символы, с помощью которых местность изображается на карте. Они разделяются на три группы:

• масштабные - населенные пункты, леса, болота, поля, длина дорог;

• внемасштабные - дома, колодцы, отдельные деревья, ширина дороги;

• пояснительные - характеристика леса, болота.

Всего введено 68 общих и 7 специальных условных

знаков. При цветном исполнении спортивной карты знаки сооружений, дорог и скал черного цвета, рельефа - коричневого, гидрографии - синего, открытого и полуоткрытого пространства - желтого.

С целью быстрейшего изучения условных знаков существует классификация, основанная на группировке их по местам установки контрольных пунктов: условные знаки, характеризующие:

• рельеф: бугры, бугорки, холмики, гряды, впадины, седловины, террасы, выступы, бровки, подошвы, уступы, промоины, лощины, овраги, ямы, скалы, воронки, обрывы;

• грунт: поля, каменные россыпи, болота;

• гидрография: озера, реки, ручьи, колодцы;

• растительность: полуоткрытое пространство, отдельные деревья, сады, труднопроходимые и непроходимые участки леса, поляны и четкие границы участков;

• искусственные объекты: поселки, мосты, кладбища, дороги, проселки, тропы, кормушки, кучи хвороста, муравейники и прочие мелкие объекты;

• специальные: центр соревнований, старт ориентирования, контрольные пункты, финиш, маркировка и магнитный меридиан [1].

Карта с нарисованной дистанцией - это символическое отображение местности с нанесенными на местности знаками КП. Следовательно, необходимым качеством ори-ентировщика должно являться умение идентифицировать символическое изображение (карту) и действительность (местность).

Ориентировщику приходится «жить» в двух системах: САМ ОН реально движется по пересеченной местности, а его СИМВОЛ - точка - движется (живет) в символическом мире ориентиров спортивной карты. Отсюда - идея об идеальном ориентировщике или, что аналогично, идеальном беге ориентировщика. Начинающий спортсмен ориентируется так. Бежит (не работая с картой) до четко выделяющегося на местности ориентира. Потом пытается «привязаться» - идентифицировать этот реальный ориентир с символическим отображением в карте, то есть угадать, какой картографический элемент соответствует данному ориентиру. Как правило, на это уходит много времени, и вероятность ошибки при этом значительна. Опытный спортсмен-ориентировщик пытается ориентироваться так. Читает карту впереди себя (прогнозирует). Прочитав в карте ближайшую совокупность символов, он пытается мысленно представить ее в реальном виде и ждет ее (визуально), двигаясь в нужном направлении, контролируя расстояние. Гораздо меньше времени тратя на сопоставление мысленного и реального образа местности. Вероятность ошибки значительно уменьшается.

Для достижения максимального спортивного результата необходимо приближение к «идеальному» ори-ентировщику. Он в двойственном виде (реальном и символическом) «живет» на местности и в карте. При этом в связи с высоким уровнем способности к идентификации местности и карты он живет в символическом мире не дискретно, а непрерывно в виде движущейся точки -символа себя. Вероятность ошибки стремится к нулю, так как ориентировщик в каждый момент знает, где находится [3].

Стратегическое чтение карты. Прежде чем раскрыть содержание этого действия, необходимо определить понятие стратегии. Стратегия - это выбор тактики. То есть стратегическая информация определяет приоритеты, влияющие на выбор путей на каждом ландшафтном участке данной местности. Приоритеты будут зависеть от характера

167

местности, от качества карты и от мастерства ориентиров-щика.

Стратегическое чтение карты характеризуется максимальным охватом всей ее площади и определением, как бы оценкой, характера главных ее ландшафтных зон. То есть ориентировщик как бы подгоняет каждую ландшафтную зону под понятный ему тип местности. Результатом освоения стратегической информации, то есть определения типа местности, будут выводы о том, какие пути правильнее использовать, например:

• напрямик, в обход крупного рельефа;

• используя вытянутость форм рельефа и элементов гидрографии и т. д.

Во время такого чтения карты не выделяются конкретные элементы-ориентиры, а определяется их характер и дается оценка качества пробегания, степени ощущения себя в карте. Стратегическое чтение карты, т. е. получение стратегической информации, очень часто у большинства ориентировщиков происходит неосознанно [2].

Тактическое чтение карты происходит к конкретному перегону и соответствующему ему участку карты. Конечная цель его заключается в определении наилучшего для данного ориентировщика в данный момент генерального направления. И выбрать лучшее из направлений. На практике выбор генерального направления и конкретизация его в нитку бега очень часто взаимно перекрываются во времени. Определение конкретной нитки бега -уже техническое чтение карты.

Техническое чтение карты бывает двух видов:

• подробное чтение деталей спортивной карты безотносительно к местности;

• подробное чтение деталей спортивной карты при отслеживании местности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первом случае чтение можно назвать определи-тельно-оценочным, спортсмен просто разбирается, что же там нарисовано. Такое техническое чтение карты может производиться на любой скорости, а значит, и при отсутствии таковой (стоя, сидя).

Во втором случае чтение можно назвать утвердительно-констатирующим. Это повторенное чтение карты, когда ориентировщик констатирует свое местонахождение в карте. При этом необходимо учитывать, что в этом случае обязательно происходит реальное движение ориенти-ровщика по местности. Такое чтение есть составляющая часть сложного процесса - ощущение себя движущейся в карте точкой, другими составляющими которого будут следующие технические действия: чтение местности, взаимные переводы реально ощущаемой местности в абстрактный образ карты и обратно [3].

Во втором случае скорость технического чтения карты будет взаимосвязана со скоростью чтения местности, в свою очередь жестко зависящей от скорости движения спортсмена. Главная, наиважнейшая особенность технического чтения карты во втором случае - непрерывность. Сделаем раскладку процесса: результатом дискретного чтения карты (при движении ее нельзя все время держать

перед глазами), а также и местности, должно быть ошуще-ние себя непрерывно движущейся в карте точкой. Необходимая картографическая информация «фотографирует» сознанием, и происходит непрерывное отслеживание движения точки (символа себя) в мире картографических знаков. Информация в сознании периодически уточняется и обновляется посредством очередного обращения к карте. Из вышесказанного делаем вывод: процесс технического чтения карты (второй случай) является наиглавнейшим и наиважнейшим действием ориентировщика на дистанции. Качество выполнения этих действий определяет уровень мастерства спортсмена, а, следовательно, и его результаты.

Чтение местности. Мысленный перевод ощущаемого участка реальной местности в картографическую абстрактную модель.

Ощущения, позволяющие нам получить информацию о ближайшей местности, в основном являются результатом визуального восприятия. Но иногда присутствует и шумовая информация. Особо хотелось бы отметить интуитивное домысливание едва доходящей информации, когда по едва уловимым проблескам, просветлениям, затемнениям, журчаниям и другим маленьким «кусочкам» информации о местности, ориентиров-щик, владеющий уже отработанной картографической информацией, может уточнить свое местонахождение в карте.

Ориентировщик воспринимает реальную местность избирательно, как бы пропуская через «картографическое сито», он смотрит на неровную поверхность земли и видит изгиб коричневых линий-горизонталей. Смотрит на кусты подлеска и видит их зеленым фоном. А лесную дорогу воспринимает как пунктирную неровную линию и так далее. Это будет профессиональный взгляд ориентировщика на реальную пересеченную местность. Мысленный перевод абстрактной картографической информации в образ местности. Это действие можно назвать обратным по отношению к переводу местности в карту.

Некоторые различия заключаются в следующем. Мысленно переводить из одной какой-то реальности в другую можно то, что мы единовременно ощущаем. Образ местности можно воспринимать в виде ограниченного участка, то есть практически то, что могли ощутить плюс некоторые интуитивные добавления. Карту же можно увидеть практически всю. Всю ее представить в идее реальной местности невозможно, но все-таки это будет достаточно большой участок. Необходимо учитывать также то, что картографическая информация является конечной (т.е. ограниченной) совокупностью логических знаков, в большей степени запоминаема, чем бесконечно разнообразная местность. Мысленный перевод абстрактной картографической информации в образ местности есть профессиональная особенность ориентировщи-ков [3].

Аналогично тому, что техническое чтение карты бывает двух видов, процессы перевода карт в местности будут различны. Можно сказать, что в первом слу-

168

чае перевод теоретический, а во втором - практический. Теоретический перевод возможен в отрыве от реальной местности. Практический - лишь во время бега с картой по реальной местности. Для ощущения себя движущейся в карте точкой необходимо непрерывное чтение местности. Условно говоря, во время движения ори-ентировщика происходят одновременно два процесса. Первый - «физический», т.е. реальное передвижение спортсмена по пересеченной местности. Второй - «картографический», процесс ощущения себя движущейся в карте точкой.

Тактика ориентирования - это совокупность рациональных действий спортсмена на основе опыта, знаний и навыков владения элементами техники, направленных на достижение хороших результатов в соревнованиях. Тактически правильно действовать - значит решать задачу ориентирования с наименьшей затратой сил и времени при прохождении дистанции.

Тактическая подготовка тесно переплетена с технической и общефизической подготовкой. Если вы заботитесь о результате в данных соревнованиях, то должны использовать для этого все имеющиеся возможности. Тактическая работа начинается еще до старта.

Тактическая разминка включает в себя сбор максимальной информации на месте старта. Сбор информации следует начинать с просмотра легенд своей дистанции и обратить внимание на легенды КП других групп, отметить какие совпадают, так как к контрольному пункту будут бежать спортсмены не только вашей группы -то может оказаться полезной информацией при выходе в район КП.

К тактической работе перед стартом относится и физическая разминка с элементами технической работы. Физическая разминка должна состоять из индивидуальных физических упражнений, которые настраивает именно вас на нужную эмоциональную волну. Анализируйте свой настрой после разминки, с опытом участия в соревнованиях вы сможете подобрать для себя максимально «настраивающие» упражнения, они помогут вам успешнее выступать на соревнованиях. Побороть излишнее предстартовое волнение может помочь техническая работа перед стартом - это чтение спортивной карты, похожей на карту соревнований, как по характеру местности, так и по стилю рисовки [3].

И еще один совет для начинающих: находясь на разминке, будьте внимательны, посмотрите на сеть дорог, проходимость леса и другие элементы, характерные для данной местности. Когда возьмете карту на старте, сможете уяснить для себя нюансы рисовки. Сделать для себя полезные выводы для наилучшего выбора пути на первый контрольный пункт. На большинстве соревнований карту участник получает за минуту до старта. Это время важно использовать с максимальной пользой. Представить общую картину местности, определить азимут, выбрать путь до первого КП, некоторые спортсмены успевают выбрать путь до второго, третьего КП, понять рисовку карты. Ни

для кого не секрет, что «зеленка», обозначающая степень непроходимости леса, разная на многих полигонах, а изображена на картах одинаково. Степень непроходимости леса влияет на скорость бега спортсмена. Эта информация об особенностях карты может внести коррективы при выборе пути до первого контрольного пункта.

Процесс выбора пути на дистанции и поведения во время бега является тактической задачей. Ее решение начинается с оценки ситуации.

Оценить ситуацию - значит рассмотреть все факторы, влияющие на решение задачи, учесть их в совокупности и оценить их значение. В каждой ситуации присутствуют постоянно действующие факторы, время года, качество карты, уровень технической подготовки спортсмена, его физическое состояние, цель выступления. Также существуют и временные факторы, определяющие особенность данной, конкретной ситуации, например ориентир, у которого стоит знак КП, промежуточные ориентиры, действия соперника в районе КП [5].

Степень утомления, погодные условия чаще относятся к первому типу факторов, но при резком их ухудшении могут создавать ситуацию, требующую специального решения. Оценив ситуацию и свои возможности, спортсмен обычно принимает решение в общей форме: рискнуть - не рискнуть, напрямик - в обход, оторваться - продержаться сзади и т. д., затем решение детализируется. Степень детализации зависит от накопленного опыта, уровня тактической подготовки. По мере увеличения количества выступлений в соревнованиях различного уровня и специальных тренировок по тактической подготовке накапливается запас навыков для решения задач в схожих, стандартных ситуациях. Поэтому квалифицированные спортсмены мыслят более обобщенно, составляя подробный план действий интуитивно, автоматически.

Мы разберем, по возможности, подробно процесс решения основных тактических задач, рассмотрим, как влияют на их решение различные факторы. Стоит подчеркнуть, что дефицит времени, постоянно изменяющаяся обстановка приводят к тому, что на соревнованиях оценка ситуации и принятие решений практически происходят одновременно. Изменение ситуации влияет на решение. Заранее принятое решение выбора пути «направляет» оценку ситуации. Выбор пути - основная тактическая задача на трассах заданного направления. Рассмотрим тактические действия на дистанции.

Основная операция при выборе пути - выделение опорных ориентиров, которые будут использоваться при движении к КП. В качестве опорных ориентиров предпочтительно выбирать те, которые хорошо заметны на карте и местности. Опорные ориентиры можно разделить на отсекающие, попутные, рассеивающие и привязки.

Отсекающими называются легко заметные ориентиры, лежащие поперек пути движения и за КП. Они служат, главным образом, для контроля пройденного расстояния.

Попутными назовем заметные ориентиры, расположенные вдоль пути движения или немного в стороне, позволяющие контролировать направление движения.

Рассеивающие ориентиры - это те, которые требуют обхода (труднопроходимые болота, озера, реки, дороги повышенной опасности, участки труднопроходимой местности, застроенные территории, засеянные поля). В рассеивающемся ориентире может быть один удобный проход, к примеру, мост через речку. Проходы могут быть специально организованы судьями на дороге с интенсивным движением и обозначены на карте. Эти проходы можно назвать собирающими ориентирами. Такой ориентир делит весь перегон от КП до КП на два самостоятельных участка [4].

Привязки - последние ориентиры перед КП, с которых начинается точное ориентирование для выхода на КП. Например, на перегоне от КП-1 до КП-2 тормозящими ориентирами на выбранном пути движения будут большая заболоченная лощина, дорога, вытянутая поляна, ограничивающими - лощина с заболоченным дном, подошвы двух бугров (сами эти бугры - рассеивающие ориентиры) и участок заболоченного леса к югу от поляны, привязкой и точкой начала точного ориентирования - южный край поляны.

Выделение опорных ориентиров происходит во время оценки ситуации, обычно в несколько этапов. Оценка ситуации начинается с предварительной оценки участка местности, по которой предстоит бежать с помощью карты. Опытные спортсмены, как правило, подходя к КП, успевают просмотреть карту и обозначить путь до следующего КП. В результате они, отмечаясь на КП, знают направление дальнейшего движения и быстро уходят, не раскрывая местоположение призмы соперникам. Такое поведение вполне обосновано. Но если ты не успел предварительно выбрать путь, не совершил грубую ошибку, не стоит убегать с КП, не посмотрев предварительно карту.

Выбор пути движения. Прежде чем принять решение о том или ином пути движения, необходимо оценить район расположения контрольного пункта. При оценке района КП нужно выяснить, какие ориентиры рядом с КП могут служить привязками, определить их надежность и видимость. Учитывается также и видимость ориентира, на котором находится КП. При подходе к КП оценка обычно уточняется, особенно если местность около него насыщена мелкими ориентирами.

Оценив ситуацию, приступаем к выбору пути. Выбрать путь - значит выбрать точку начала точного ориентирования (привязку КП), промежуточные опорные ориентиры, приемы ориентирования.

Выбрать привязку КП и тем самым разделить весь перегон на этапы грубого и точного ориентирования -значит решить основную задачу выбора пути. Привязка должна быть надежной, то есть ее легко можно найти, не потратив специального времени. Чем короче участок точного ориентирования, тем быстрее будет пройден перегон.

Привязка КП должна достаточно хорошо выделяться на местности. Опасен аналогичный ориентир поблизости от привязки. Если требуется высокая точность выхода на КП, нужно и на ориентире, служащем привязкой, иметь четко фиксируемую точку начала выполнения точного азимута, например угол леса, развилка дорожек, микрообъект [1].

Выход на привязку должен быть удобным и быстрым. Если в районе КП нет удовлетворительных привязок, прибегают к приемам точного ориентирования для выхода не только на КП, но и на его привязку. Такие КП существенно увеличивают сложность дистанции. Этот прием нужно отрабатывать на тренировках. Нередко начинающие ориентировщики, попадая на дистанции, требующие точного ориентирования, после массовых соревнований, где хорошо видны КП, испытывают трудности и не могут найти «спрятанные» КП. Они не привыкли пользоваться приемами точного ориентирования, а при грубом выходе на КП ориентирование превращается в лотерею: попаду - не попаду.

Вы четко вышли на привязку, движетесь точно к знаку КП, а его нет. Это означает, что, стремясь быстрее обнаружить призму, вы начали искать ее раньше времени, не добежав до ориентира, на котором должен стоять знак КП. Вывод: нужно искать ориентир, на котором стоит призма. Но с направления вы уже сбились и КП можете не найти. Необходимо исправить ошибку: возвратиться назад или искать другую привязку. Если вы вышли к ориентиру, на котором должна стоять призма КП, а ее нет, то прежде всего проверьте правильность чтения легенды, а затем посмотрите на карту - нет ли поблизости похожих ориентиров.

Следующий элемент выбора пути - выбор промежуточных опорных ориентиров. Используют хорошо видимыми и легко доступными ориентирами. Не стоит искать неточности рисовки карты во время соревнований. Иногда можно услышать: «Бежал по азимуту, мик-рояму на местности не нашел, ее там нет». А нужна ли она, чтобы добежать до хорошо читаемого ориентира? На самом деле она есть на местности, просто спортсмен не заметил ее и на поиск ее потратил свое драгоценное время. Полезно использовать попутные линейные ориентиры, не обязательно по ним бежать, можно следовать параллельно, например, вдоль заросшей просеки, так как это помогает сохранять направление. Отклонение от прямой линии, соединяющей КП, должно сводиться к минимуму.

Некоторые опорные ориентиры - отсекающие и попутные - используются только для контроля расстояния и направления, а не для движения по ним. Важно, чтобы они были хорошо видны и отличались друг от друга. При выборе ориентиров спортсмен должен учитывать свои индивидуальные особенности: у одного сильнее ноги, и он легко преодолевает овраг, другому легче бежать по ровному моховому болоту, чем по лесу с поваленными деревьями.

170

Выбор пути завершается выбором приемов ориентирования. Последние, в свою очередь, влияют на выбор пути. Например, выбрав движение по направлению к далекой привязке, мы вынуждены подбирать отсекающие ориентиры для контроля направления. Как уже говорилось, все элементы выбора пути выполняются почти одновременно, накладываясь друг на друга. Выбор приемов ориентирования служит иногда и поводом для коррекции первоначально запланированного пути с учетом полученных дополнительных сведений. Да и сам выбор приемов может измениться по ходу движения. Так, увидев, что лес впереди чист, мы можем отказаться от контроля направления по компасу и двигаться по ориентирам.

Выбирая приемы ориентирования, важно учитывать уровень своей технической подготовленности. Более высокая точность приводит к потере времени, более низкая - к ошибкам. Так, при уменьшении видимости происходит замена приема движения по направлению в пределах видимости границы болота двумя приемами: сначала движением по ориентирам, затем точным азимутом с полянки. Всем ориентировщикам важно оценить степень надежности движения по выбранному варианту. Иногда выгоднее забежать на холм, чем, обходя его, потерять направление движения, обежать по дорожкам, чем, выйдя на отсекающий ориентир, пытаться определить свое местонахождение.

Для расширения возможности использования приемов грубого ориентирования широко применяют различные варианты выбора пути с упреждением. Этот метод заключается в замене одного точного приема двумя грубыми или одним грубым и одним точным, но на более коротком участке. Для этого выходят в заведомо определенную сторону от искомого ориентира, а затем используют рядом лежащие ориентиры и известное направление для выхода на него. Прием упреждения применяется и для страховки от выхода на параллельную ситуацию. К упреждению прибегают всегда, когда отсекающие ориентиры есть лишь с одной стороны от конечной точки движения, а также когда точка лежит за или перед вытянутым линейным ориентиром.

Влияние различных факторов на выбор пути. До сих пор мы оценивали ситуацию и выбирали путь, используя только карту, однако в реальных условиях соревнований на выбор пути влияет множество факторов. Рассмотрим некоторые из них.

Особенности карты - точность рисовки объектов, ее читаемость - необходимо выяснить до старта. Исходя из информации о дистанциях, о времени и точности изготовления карты, имени составителя.

Приходится учитывать и специфические приемы начальника дистанции. Прежде всего, определяется характер постановки призмы около ориентира, видимость призмы, ее расположение относительно направления выхода на ориентир. Если есть такие сведения, то они могут влиять на выбор пути и помогут быстрее выйти на КП. Информация уточняется на первых километрах трассы, потом вносятся новые коррективы.

Наиболее субъективно при составлении карты отражаются проходимость местности, микрорельеф. Степень точности нанесения объектов зависит, прежде всего, от четкости их выделения на местности. Например: в хвойных лесах границы полян более четкие, чем в смешанных, на равнинной местности границы болот не такие четкие, как на пересеченной. Большие трудности представляет использование отдельных микрообъектов, так как не всегда однозначно решается вопрос, объекты каких размеров и видимости обозначены на карте. Многое зависит от того, как они выделяются на местности. Ясно, что муравейники и камни высотой до полуметра не наносят на карту. А если высота метр?

Погодные условия влияют на характер проходимости местности и на четкость границ ориентиров. Так, после дождей дороги могут стать грязными, а болота глубокими, к тому же изменяются их границы. В сырую погоду, весной по свежей траве, особенно в лиственных лесах во время соревнований легко образуются новые тропы. После ветра появляются поваленные деревья. Если много участников бежит по одной тропинке, она превращается в хорошо заметную тропу на местности, но в карте ее нет. Дорогу, заросшую травой, обозначенную в карте, можно и не заметить [1].

На характер местности, видимость ориентиров и их надежность существенно влияет время года. Весной и осенью отсутствие листвы значительно увеличивает видимость ориентиров, а значит и возможность грубого ориентирования. Однако четкость границ полян, участков с разной проходимостью уменьшается, поэтому достаточно точными привязками они уже служить не могут. В первой половине лета трава обычно выше и сырее, проходимость леса «по азимуту» хуже, чем во второй, следовательно, повышается потребность в дорогах и тропинках.

Отдельно нужно выделить моменты, когда выбор пути существенно усложняется из-за нескольких одинаковых, на первый взгляд, вариантов путей движения на перегонах. Характерная особенность такого перегона -невозможность сразу оценить преимущества того или иного варианта движения. Если сразу видно, что варианты равноценны или один из них явно лучше остальных, никакой сложности в выборе пути не будет. Появление перегонов с затруднительным выбором пути обусловлено, прежде всего, разнообразными и не очень большими по площади рассеивающими ориентирами. Чаще всего такие перегоны встречаются на пересеченной местности. В этих случаях выбор пути начинается не с выбора привязки КП, как обычно, а со сравнительного анализа различных вариантов обхода или преодоления рассеивающих ориентиров. Весь перегон разбивается на участки, границами которых служат узловые точки, т.е. ориентиры, на которых сходятся возможные варианты движения. Такими точками часто оказываются участки дорог через болота, седловины, участки чистого леса и т. д. [3].

171

Итак, при решающем выборе пути главную роль играет умение представить местность по карте и оценить потери времени при каждом варианте движения, на что уходит обычно много времени.

Поэтому сразу после получения карты с дистанцией за оставшееся до старта время надо постараться выявить и изучить перегоны с решающим выбором пути. На участке бега по линейным ориентирам можно вновь подумать о решающем выборе пути. В итоге к началу этого перегона у вас уже будет ясное представление о вариантах пути движения, и сравнительная их оценка потребует меньше времени. Если при решающем выборе пути обнаружится ориентир, через который проходят все варианты, можно сначала определить путь до него и начать движение, разделив тем самым один перегон на несколько. Такой способ часто оказывается эффективным, особенно когда вариантов пути немного или они близки друг другу, а перегон очень длинный.

Взаимодействие с соперниками - важный фактор, влияющий на выбор пути во время большинства соревнований. Часто на дистанции рядом с вами бегут другие спортсмены. Одних догнали вы, другие выбежали позже, но сумели успешнее пройти начало пути, также спортсмены из других групп, которых можно встретить в районе КП. Проблемы, возникающие в связи с наличием других спортсменов на трассе ориентирования, ставят новые тактические задачи: взаимодействие с соперниками. Естественно, такое взаимодействие не всегда означает взаимопомощь в преодолении дистанции.

Сотрудничество на дистанции запрещается правилами соревнований. Однако использование соперников в пределах, дозволенных правилами, может сослужить вам хорошую службу. Вы можете использовать соперника для облегчения наблюдения местности. Если вы находитесь в густом лесу, а неподалеку кто-то бежит неожиданно быстро и ровно, не уклоняясь от веток, значит, это говорит о наличии тропинки или дороги; если впереди соперник начал преодолевать какое-либо препятствие, вы можете принять решение обойти это место, т.е. с их помощью местность как бы просматривается лучше.

Наличие соперников, бегущих впереди вас, приводит к уменьшению количества приемов точного ориентирования на дистанции. Можно надеяться, что они выйдут на КП быстрее вас и укажут его местонахождение. Но это не значит, что вы должны терять бдительность. Контролировать свое местонахождение, в этих случаях, особенно важно. А что, если они ошибутся, то вы окажетесь в худшем положении, так как не будете знать, куда вас вместе с ними «занесло».

Прием «встречного» бега тоже появился благодаря плотному соперничеству на дистанции. Поведение спортсмена сильно отличается, когда он ищет КП, от поведения, когда с него убегает. Стремительный быстрый бег из района КП красноречиво говорит, что КП найдено, двигаясь навстречу, вы скоро обнаружите его. На поиск КП в районе также влияет наличие троп, пробитые соперниками,

особенно четко выделяются тропы в направлении ухода с КП (мокрый грунт, сочная высокая трава). Зная это, можно корректировать свой путь [1].

Еще один вариант взаимодействия - использование «паровоза». «Паровоз» - это группа спортсменов, по какой-либо причине оказавшихся вместе и идущих одну дистанцию. «Паровозы», как правило, возникают, когда местность хорошо просматривается и малейшая ошибка дает возможность спортсмену, стартовавшему позже, догнать впереди бегущего. «Запрятанные» сложные контрольные пункты тоже могут собрать нескольких спортсменов в группу. Присоединение к «паровозу» всегда ускоряет движение, но практически никогда не делает его более точным. Главная опасность состоит в том, что на высокой скорости можно «потерять» себя в карте и стать «заложником паровоза», в результате всеми вместе пропустить нужный ориентир.

Опытные спортсмены используют скорость «паровоза» на этапе грубого ориентирования, тщательно подготавливая выполнение точного приема перед выходом к КП. Когда появляется чувство, что «паровоз» вам в тягость, вы являетесь лидером или вас не устраивает его выбор пути. Лучшие места для отрыва от «паровоза» - начало точного ориентирования или уход с КП.

Иногда перед спортсменом стоит задача - оторваться от преследователя. Простейший способ заключается в том, чтобы остановиться и выпустить его вперед, занявшись во время остановки подробным чтением карты. Лучше всего остановиться в точке разветвления возможных вариантов и затем уйти иным, чем соперник, путем. Однако такой прием совсем не гарантирует, что на следующем КП вы окажетесь раньше. Опытные спортсмены могут пользоваться более рискованными способами. Например, выбрав надежную точку начала точного ориентирования, пытаются оторваться ускорением на этапе грубого ориентирования. Если к моменту выхода на привязку КП соперник еще находится в пределах видимости, следует эту привязку «проскочить» и вернуться к ней, сделав небольшую петлю. Такой вариант предполагает, что соперник ваш менее опытен.

Иногда помогает и другой прием: выйти в район КП с заведомым упреждением, имитировать там несколько секунд поиск призмы, затем с растерянным видом осторожно начать движение в сторону призмы. Если видимость в районе КП плохая, и вы успели сделать отметку на КП на несколько секунд раньше соперника, то благодаря предварительному выбору пути можно пойти на ускорение и скрыться от преследователей. Для ухода от соперника, равного по силе, лучшая начальная позиция - оставаться чуть сзади него и готовить отрыв, для чего тщательно выбрать путь на следующий перегон, заранее снять азимут с карты и т. д. Соперник, занятый поиском КП, этого сделать не успеет и тем самым «потеряет темп». Отрыв нужно готовить во время прохождения участка грубого ориентирования, чтобы, отвлекшись, не попасть в ловушку на участке точного ориентирования [3].

172

Тактический план. На старт каждого соревнования нужно выходить, имея четкое представление о тактическом плане прохождения дистанции. Составляя тактический план, определяют предполагаемый темп и ритм движения, наиболее надежные ориентиры, предпочтительные технические приемы, характер взаимодействия с соперниками.

Нужно по возможности яснее представить себе карту и местность предстоящих соревнований, порядок своих действий на дистанции, четко сформулировать цель выступления и отдельные задачи, которые необходимо решить. Опыт показывает, что благодаря тактическому плану существенно сокращается время принятия решений на дистанции, особенно в часто встречающихся ситуациях, когда существует несколько приблизительно равных вариантов.

В основе тактического плана лежит тактическая установка, которая определяет степень риска при принятии решений на дистанции. Различают два основных варианта тактической установки - «на скорость» и «на надежность». В первом случае отдается предпочтение более высокому темпу движения, рискованным решениям, подразумевающим возможность ошибок, в надежде, что повышенная скорость движения сможет компенсировать время, затраченное на их исправление. Установка «на скорость» иногда применяется в тренировочных и подводящих соревнованиях, не имеющих командного значения. Установка «на надежность» более распространена. Обращая внимание, прежде всего, на точность и надежность выполнения технических приемов, обычно удается достигнуть и хорошей скорости, лучшего психического состояния на дистанции, уменьшить опасность значительных срывов. В ответственных соревнованиях, особенно в командных (в том числе эстафетах), следует отдавать предпочтение установки «на надежность».

Тактический план начинает формироваться задолго до соревнований в начале сезона и претерпевает изменения уже по мере прохождения дистанции. Три основных фактора влияют на его содержание: степень ответственности соревнования, информация о нем, текущий уровень и задачи подготовки (главным образом технико-тактической и психологической) [4].

Выбор темпа и ритма движения. Эта тактическая задача характерна для многих видов спорта. Выбор темпа движения определяет физическое утомление. Чтобы хватило сил добежать до финиша, спортсмен-ориентиров-щик должен учитывать и необходимость сохранить достаточную для уверенного ориентирования умственную работоспособность. Выбрать ритм движения - значит выбрать оптимальный порядок чередования различных действий на дистанции. Ритм движения в основном определяется решением других тактических задач: выбора пути и взаимодействия с соперниками. Однако иногда необходимость смены вида деятельности может повлиять на выбор пути.

Например, физическое утомление к концу дистанции потребует преимущественно обходных, легких для бега путей, а умственное утомление приведет к преимущественному использованию какого-либо одного, хорошо отработанного приема. Большую роль играет смена темпа и ритма движения при переходе от грубого ориентирования к точному. Необходимо учиться перестраиваться на резкие переходы одного участка местности, где требуются приемы грубого ориентирования, на другие участки, где без точного ориентирования не обойтись. Одна из распространенных ошибок ориентировщиков любык рангов - неумение вовремя остановиться после «быстрых» участков ориентирования и наоборот, слишком медленный «разгон» после точного ориентирования, что ведет к потере времени на дистанции [5].

Физическое и умственное переутомление взаимосвязано. И то, и другое проявляется, прежде всего, в замедлении реакции на внешние воздействия. В изменениях выполнения технических приемов, особенно недостаточно заученных. Например, долго вертят карту, чтобы ее сориентировать. Каждый спортсмен должен изучать наиболее характерные для него признаки утомления и при их проявлении принимать меры: снижать темп движения, чередовать свои действия. Иногда на дистанции возникает своеобразная умственная «мертвая» точка, когда все перестает получаться. В этом случае полезно, если есть возможность, выбрать дорожный вариант и дать голове отдохнуть или пойти пешком, не спеша проанализировать ситуацию. После короткого отдыха (до 1 мин) нужно начать ориентирование, как бы снова выйдя на дистанцию. Такой отдых полезнее бесцельных метаний около КП.

При потере ориентировки надо спокойно сосредоточиться и сначала мысленно, а затем при необходимости и реально вернуться на последний из пройденных надежных ориентиров и заново начать движение.

Как показывает опыт, по мере постоянной тренировки у спортсменов формируется индивидуально удобный темп и ритм соревновательной деятельности, при которых высокий уровень физической и умственной работоспособности сохраняется дольше.

Литература:

1. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для студентов высших заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2009. - 208 с.

2. Кирчо, А.Н. 100 лет ориентированию / А.Н. Кирчо // Азимут. - 1997. - № 2. - C. 16.

3. Ключникова, H.H. Спортивное ориентирование: учебное пособие / Н.Н. Ключникова, Н.А. Чернова. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 102 с.

4. Константинов, Ю.С. Ориентирование в России и СССР. Кн. 1. Хроника / Ю.С. Константинов, Б.И. Огородников, В.Л. Елизаров. - М.: ЦДЮиК, 2003. - 124 с.

5. Янин, Ю.И. Золото для России / Ю.И. Янин // Азимут. - 1998. - № 2. - C. 4-5.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.