наиболее опытных работников из органов власти. Обучающим организациям следует более плодотворно взаимодействовать с органами власти, направляющими своих сотрудников на профессиональную переподготовку, по вопросам согласования учебных программ, необходимых форм и методов обучения с точки зрения их эффективности для работы государственных и муниципальных служащих.
Библиографический список
1. Клочкова Т.Н. Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих // Власть. 2010. № 5.
2. Анурин В.Ф., Клочкова Т.Н. Дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих как фактор их профессионального развития // Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России): мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 16 апреля 2011 г. / ред.-изд. гр.: В.В. Рудой (руков.) [и др.]. Ростов н/Д, 2011.
Yu.M. Litvinova
Features of the Customs-Banking
Currency Control
within the Customs Union
Features of the customs-banking currency control within the Customs Union are studied. Special attention is paid to analyzing the interactions of the authorized banks and customs authorities in the conduct of currency control.
Key words and word-combinations: customs-banking currency control, Customs Union, authorized banks, customs authorities.
Исследуются особенности осуществления таможенно-банковского валютного контроля в рамках Таможенного союза. Особое внимание уделяется анализу взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов при проведении валютного контроля.
Ключевые слова и словосочетания: таможенно-банковский валютный контроль, Таможенный союз, уполномоченные банки, таможенные органы.
УДК 351 (1 02)+5+1 +474 ББК 67.401.14
Ю.М. Литвинова
ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
^С 1 июля 2010 г. начал действовать Таможенный союз [1; 2]. В соответствии с Договором была объединена таможенная территория трех государств - России, Белоруссии и Казахстана. По отношению друг к другу участники Союза отменили таможенное оформление и таможенный контроль на государственных границах. Упрощение таможенного оформления, снижение административных барьеров, обеспечение беспрепятственного движения товаров и капиталов открывает новые возможности для бизнеса, способствую повышению конкурентоспособности государств - участников Союза, привлечению инвестиций.
22 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
В настоящее время идет процесс создания соответствующей законодательной базы. В частности, вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) и ряд иных союзных нормативно-правовых актов. В результате финансовый контроль в области таможенного дела наполняется новым содержанием и, соответственно, приобретает еще большее значение.
Финансовый контроль в области таможенного дела - часть государственного финансового контроля. Одной из его ключевых составляющих является валютный контроль, значение которого на современном этапе заключается в предотвращении незаконного оттока капитала за границу, обеспечении экономической безопасности государства.
Валютное регулирование и валютный контроль объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны [3, с. 28]. Специфика данного вида контроля в таможенной сфере состоит в том, что его объектом выступают отношения, складывающиеся при осуществлении внешнеэкономических операций. С образованием Таможенного союза валютный контроль приобретает новую специфику. Применительно к России о нем можно говорить как о деятельности национальных таможенных органов и банков по контролю за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу государств - членов Таможенного союза.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть новеллы нового таможенного союзного законодательства, определить особенности таможенно-банковского валютного контроля в Таможенном союзе, а также предложить некоторые возможные меры по совершенствованию правового регулирования системы валютного контроля в новых условиях.
Валютный контроль на территории Таможенного союза осуществляется при проведении экспортных, импортных и внешнеторговых бартерных сделок в соответствии с национальным законодательством государств - членов Союза без каких-либо изъятий. Отсутствие таможенного оформления на территории Таможенного союза и последующая отмена таможенного контроля на границе трех государств не освобождают участников внешнеэкономической деятельности от соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации [4]. В отношении юридических лиц действуют общие правила, установленные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» [5] и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. С российской стороны субъектами отношений по валютному контролю на территории Таможенного союза, как и внутри собственно Российской Федерации, выступают Правительство РФ, Банк России и уполномоченные банки, а также российские таможенные и налоговые органы. Им подконтрольны субъекты внешнеторговой деятельности, осуществляющие импорт или экспорт товаров.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, чьи права и обязанности установлены ст. 22 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Они передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 23
объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев направления запросов налоговыми и таможенными органами в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов. Ранее банки отказывали в предоставлении документов, поскольку такой порядок не был определен. Теперь законодательно установлен перечень документов, которые уполномоченные банки передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля [6].
Следует отметить, что в Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержится перечень документов, которые вправе требовать таможенный орган, но при проведении таможенной проверки. Среди прочих в нем содержится указание на такой документ, как «заверенные копии карточки с образцами подписей и оттисками печатей». Перечень документов, содержащийся в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», носит исчерпывающий характер, и, следовательно, агенты валютного контроля при проведении проверок соблюдения валютного законодательства не смогут истребовать карточки с образцами подписей и оттисками печатей.
Подобные различия в сходных областях правового регулирования не идут на пользу эффективности валютного контроля, поскольку при проведении проверок контролирующим органам необходимо обладать сведениями о подписях участников ВЭД, в частности, например, для проведения экспертизы. Новая редакция ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» фактически лишила таможенные и налоговые органы права запрашивать определенные документы, что может негативно сказаться на эффективности валютного контроля. В связи с этим представляется необходимым внести предложения о дополнении п. 13 ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» пунктом «9) заверенные копии карточки с образцами подписей и оттисками печатей».
Кроме того, на наш взгляд, до сих пор существует необходимость в разработке и утверждении документа, регулирующего порядок предоставления информации уполномоченными банками таможенным органам на постоянной основе. Например, законом не установлены сроки представления документов -лишь отмечается, что они не могут составлять менее семи дней. Представляется, что это может быть соглашение о взаимодействии ФТС России и ЦБ РФ как субъектов валютного контроля об обмене документами и информацией, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций. Указанное соглашение должно предусматривать порядок, объем, периодичность и сроки предоставления документов и информации, необходимых для осуществления таможенными органами функций агентов валютного контроля в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Еще одним субъектом валютного контроля в области таможенного дела являются таможенные органы, призванные не допускать оттока капитала за границу. Однако, как правомерно отмечается в юридической литературе, статус таможенных органов как субъектов валютного контроля недостаточно четко определен на законодательном уровне.
24 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Отсутствие четкого разделения функций между банками и таможенными органами приводит к «ведомственной разобщенности, созданию неподконтрольных зон или дублированию контрольных мер» [7, с. 14]. Напомним, что ранее действовал приказ ГТК РФ, который в целях устранения дублирования и параллелизма в работе органов валютного контроля устанавливал четкое разграничение их компетенции по направлениям деятельности [8]. Представятся, что в настоящее время существует необходимость в принятии подобного нормативно-правового акта.
В последние годы в сфере правового регулирования валютного контроля наметилась тенденция еще большей либерализации. Так, в Инструкцию Банка России внесены изменения [9]: исключены требования к оформлению паспорта сделки в случае, если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю; общая сумма контракта не превышает 50 тыс. долларов США (ранее такая сумма не должна была превышать 5 тыс. долларов США). Кроме того, увеличены сроки представления справок о валютных операциях с семи до 15 дней. Принято Положение о передаче уполномоченными банками таможенным органам в электронном виде паспортов сделок в режиме реального времени [10]. Планируется исключить требование о предоставлении паспортов сделок в таможенные органы при декларировании товаров, сохранив требование об указании номера паспорта сделки в таможенной декларации [11].
В отношении физических лиц при единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков [12]. Данный вид контроля направлен на обеспечение противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В Европейском Союзе действуют аналогичные валютные ограничения: все пассажиры при вылете или прилете в страны - члены Евросоюза должны в обязательном порядке декларировать наличную валюту в сумме свыше 10 тыс. евро [13].
В сравнении с валютным законодательством в отношении иных государств, не являющихся членами Таможенного союза, единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами -наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, по общему правилу не допускается.
Есть основания предполагать, что в рамках Таможенного союза в настоящее время полная отмена валютного контроля нецелесообразна. В пределах ЕврАзЭС, членами которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, уже достигнут определенный уровень либерализации
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 25
валютного законодательства. Так, государствами - членами Евразийского экономического сообщества заключено соглашение по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала [14], в соответствии с которым не применяются валютные ограничения касательно некоторых видов операций: к ним, например, относятся расчеты и переводы, связанные с отсрочкой платежа по экспорту сроком до одного года или предварительной оплатой (авансовым платежом) по импорту сроком до одного года, осуществляемые непосредственно между поставщиками (продавцами) и получателями (покупателями) товаров (работ, услуг), исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Преждевременные действия по либерализации валютного законодательства без учета экономической ситуации в стране могут привести к негативным последствиям - оттоку капитала за рубеж, ослаблению внутреннего валютного рынка. Вот почему в рамках Таможенного союза необходим поиск «золотой середины» соотношения уровня валютных ограничений и последующей валютной либерализации.
Проведенный анализ позволил определить актуальные в настоящее время особенности валютного контроля в Таможенном союзе. Во-первых, валютные операции возникают при перемещении товаров, валюты и валютных ценностей по таможенной территории трех государств - членов Таможенного союза -России, Белоруссии и Казахстана. Во-вторых, правовой основой таможенно-банковского валютного контроля служит законодательство Таможенного союза и международные соглашения государств - членов Таможенного союза; соглашения, принятые в рамках ЕврАзЭС, а также национальное законодательство государств - членов Таможенного союза. В-третьих, соблюдение валютного законодательства участниками ВЭД обеспечивается принудительно силами таможенных органов государств - членов Таможенного союза (для сравнения - в Евросоюзе, например, действует Европейский валютный союз, институтами которого являются Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк [14, с. 19]). В-четвертых, за нарушения обязанности по репатриации валютной выручки в Российской Федерации по-прежнему предусмотрена административная и уголовная ответственность, определяемая национальным законодательством (соответственно, ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 193 УК РФ).
Законодательство Таможенного союза направлено на устранение административных барьеров внутри межгосударственного объединения, снижение финансовой нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности, упрощение таможенных процедур. Однако это может быть эффективными только при наличии отлаженной системы финансового контроля в области таможенного дела. Создание Таможенного союза и формирование правовой базы единого экономического пространства на территории государств - его членов -предполагает последующее совершенствование союзного законодательства, установление единых принципов валютного регулирования и валютного контроля, гармонизацию национальных законодательств стран - участниц союза. Дальнейшие интеграционные процессы должны способствовать созданию условий
26 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
для разработки и реализации качественно новой системы валютной политики государств - членов Союза, обеспечивающей эффективный валютный, а в целом и финансовый контроль.
Библиографический список
1. О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26 февр. 1999 г.): ратифицирован Федер. законом от 22 мая 2001 г. №9 55-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 42. Ст. 3983.
2. О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 нояб. 2009 г. №9 17: ратифицирован Федер. законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
3. Ерпылева Н.Ю. Механизм валютного регулирования в России: новеллы правовой регламентации // Законодательство и экономика. 2006. № 4.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27 нояб. 2010 г. № 311-Ф3 // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федер. закон от 20 дек. 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859; 2011. № 7. Ст. 905.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля: Федер. закон от 15 нояб. 2010 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 47. Ст. 6028.
7. Войкин Д.Н. Правовое регулирование валютного контроля в области таможенного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
8. О разграничении компетенции органов валютного контроля: письмо ГТК РФ от 23 дек. 1999 г. №9 11-15/32225 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок: инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. №9 117-И (в ред. указания ЦБ РФ от 29 дек. 2010 г.) // Вестник Банка России. 2004. № 36; 2011. № 9.
10. О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде: положение Банка России от 29 дек. 2010 г. № 364-П // Вестник Банка России. 2011. № 9.
11. Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции: распоряжение Правительства РФ от 12 нояб. 2010 г. № 1974-р // СЗ РФ. 2010. № 47. Ст. 6180.
12. О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза: решение Комиссии таможенного союза от 5 июля 2010 г. № 51. ийЬ: http://www.tsouz.ru/MGS/MGS11/Pages/R_51 .аБрх
13. ШЬ: http://rian.ru/economy/20061115/55645581.html
14. О подписании соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала: распоряжение Правительства РФ от 14 апр. 2007 г. № 456-р // СЗ РФ. 2007. № 17. Ст. 2099.
15. Валютное право: курс лекций / под ред. П.Н. Бирюкова. Воронеж, 2004.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 27