Научная статья на тему 'Особенности структуры социального интеллекта (на примере студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям)'

Особенности структуры социального интеллекта (на примере студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1548
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОММУНИКАТИВНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / СТУДЕНТЫ / СКЛОННЫЕ К АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЯМ / STRUCTURE OF SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / A COMMUNICATIVELY-STRONG-WILLED COMPONENT / THE STUDENTS INCLINED TO ALCOHOLIC AND DRUG DEPENDENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камалова Алия Маратовна

Обосновывается необходимость исследования социального интеллекта как коммуникативного и адаптационного фактора личностно-профессионального развития студента, актуальность изучения склонности к зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) среди студентов для коррекции и психопрофилактики аддиктивного поведения. Приводятся выявленные особенности структуры социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of structure of social intelligence (illustrated by the example of students inclined to alcoholic and narcotic dependences)

The article proves the necessity to study social intelligence as a communicative and adaptive factor of personality and professional development of a student, and the urgent necessity for studying the inclination toward the dependence on psychoactive substances among students for the purpose of correction and psychoprevention of addictive behaviors. The ascertained features of the structure of social intelligence for the students inclined to alcoholic and drug dependences are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры социального интеллекта (на примере студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям)»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

55

2013. Вып. 4

Психология

УДК 316.6 А.М. Камалова

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЯМ)

Обосновывается необходимость исследования социального интеллекта как коммуникативного и адаптационного фактора личностно-профессионального развития студента, актуальность изучения склонности к зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) среди студентов для коррекции и психопрофилактики аддиктивного поведения. Приводятся выявленные особенности структуры социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

Ключевые слова: структура социального интеллекта, эмоциональный интеллект, коммуникативно-волевой компонент, студенты, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям.

Приоритетной целью высшего образования на современном этапе является формирование активной творческой личности, умеющей проявить свои способности, реализовать направленность и творческий потенциал, эффективно адаптироваться в социальной среде, устанавливать и поддерживать социальные контакты и взаимодействие в целом.

Любые изменения условий жизни, масштабность и высокий темп этих изменений превращают жизнь в социальную реальность, которая глубоко трансформирует производственную и социальную сферы. На смену социальной адаптации пришло совладение и (конструирование) прогнозирование мира. Социально-психологический подход становится проблемно-ориентированным. Роль интеллекта в современном обществе обусловлена рядом производственно-технологических факторов, среди которых интенсификация технологических процессов производства, усложнение структуры и содержания труда, возрастание объема и скорости информационно-обменных процессов в обществе. Это приводит к возрастанию роли интеллекта личности. Социальный интеллект можно рассматривать как ресурс субъектов инновационных изменений современного общества. Социальный интеллект - как интегральная характеристика личности, которую можно рассматривать как социальный капитал, способности, умение, навыки человека, которые принадлежат ему. Под человеческим социальным капиталом Л.Г. Почебут понимает социальное богатство личности, которое выражается в совокупности ее межличностных связей и отношений. Выделяются четыре группы качеств и способностей, характеризующих человека в трудовой деятельности - физические, интеллектуальные, психологические и социальные.

Г. Беккер считал, что «человеческий капитал» - это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которой способствует увеличению дохода (на уровне индивида, предприятия или общества). И. Фишер капиталом определяет все то, что в течение определенного времени приносит доход, причем любой доход есть продукт капитала; человеческий капитал, по мнению С. Дятлова, - «это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей».

Таким образом, человеческий капитал - это совокупность созидательных способностей, личных качеств и мотиваций индивидов, находящихся в их собственности. Человеческий капитал может быть приобретен как в процессе образования, так и в процессе труда, по мере накопления опыта [1. С. 376].

В целях избежания обесценения «человеческого капитала» узкая специализация должна быть отодвинута на последнюю стадию обучения. Разносторонне образованный индивид намного быстрее адаптируется в быстроменяющихся условиях.

Цель формирования человеческого капитала - обеспечение достаточного уровня профессионально-деловых и личностных качеств у субъектов труда, необходимых для функционирования производства. Становление человеческого капитала осуществляется через механизм социализации и профессионализации в институциональной форме (система непрерывного образования, информационного и культурного обслуживания, изучение развития системы производства) и в неинституциональной форме воспитания в семье, механизмов социального взаимодействия и общения.

56 А.М. Камалова

2013. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Развитие человеческого капитала реализуется на различных уровнях организации общества: макроуровне (общество), мезоуровне (отрасль), микроуровне (предприятие). А.С. Понкратов отмечает, что функционирование человеческого капитала заключается в следующем: инвестиции в человеческий капитал осуществляются как в денежной, так и неденежной форме - затраты времени, психологических усилий, социальной поддержки; его реализация может приносить как экономический, так и социальный эффект субъекту труда и обществу; социально-психологические качества работников, такие как творческая активность, коммуникабельность и т. д.

Важнейшими элементами качества человеческого капитала являются: профессиональные способности (компетентности) как совокупность свойств профессиональных знаний, умений, навыков работника, обеспечивающих качественное выполнение специфически определенного вида труда; квалификационные способности (компетенции) как совокупность свойств знаний, умений, навыков, обеспечивающих выполнение труда определенной сложности; интеллектуальные способности как совокупность свойств, накопленных знаний, умений, навыков, обеспечивающих создание новых знаний; духовные способности как совокупность личностных свойств работника, характеризующих общую его культуру, нравственные ценности и т. д.

Основные стратегии накопления социального капитала: разумный альтруизм (разумный эгоизм - Карпов А.М.), взаимный обмен, межличностный прагматизм и инвестирование в себя на основе хорошо развитого социального интеллекта. В социальной философии социальный интеллект понимается и как интеллект общества, и как коммуникативная, адаптационная способность индивида к социальным взаимодействиям. В социально-психологической науке социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного взаимодействия в межличностном пространстве.

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью исследования социального интеллекта как коммуникативного и адаптационного фактора личностно-профессионального развития студента, во-вторых, изучением склонности к зависимости от психоактивных веществ среди студентов для коррекции и психопрофилактики аддиктивного поведения среди студентов.

Проблема исследования понимается автором как неоднозначность в понимании структуры социального интеллекта и недостаточно накопленных знаний в области исследования особенностей социального интеллекта у студентов, склонных к зависимости от ПАВ. Понятие «социальный интеллект» не может быть исследовано вне соотношения с понятиями «сознание», «мышление», «разум», «ум», «рассудок», «интеллект». Основные философские методологические принципы исследования этих понятий рассматривали Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Д. Локк и др. Специфика и сущность «социального» и «коллективного» исследована в работах Конта, Э. Дюркгейма и др.

Труды отечественных и зарубежных ученых в области общей и социальной психологии (К.А. Абдулханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн и др.), общая теоретическая модель социального интеллекта как интегральной способности к познанию и пониманию поведения и социальной адаптации (Дж. Гилфорд, Э. Торндайк и др.), предствления о природе социального интеллекта, разработанные в рамках поведенческого (Э. Торндайк, Г. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, М.А. Холодная, М.Л. Кубышкина), когнитивного (Дж. Гилфорд, Д.К. Китинг, Н. Кэнтор, В. Штерн, Д.В. Ушаков), коммуникативного (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.А. Кидрон, А.Л. Южанинова, Е.С. Михайлова), коммуникативно-личностного (В.Н. Куницина) подходов к его изучению; проблемы зависимости и склонности к зависимости от ПАВ, проблемы аддиктивного поведения среди студенческой молодежи рассматриваются как профессионально значимое качество в профессиях типа «человек-человек» (Н.А. Аминов, С.В. Бобрышов, О.Б. Головатская, Е.А. Климов, В.А. Сластенин, К.С. Кожу-харь, О.Г. Кукосян, М.А. Лукичева, Е.С. Михайлова (Алешина), Е.И. Пащенко и др.); выявляется специфика формирования социального интеллекта в процессе профессионального обучения (Г.В. Акопов, И.Ф. Баширов, Г.Ю. Любимова, Е.И. Пащенко, Ю.П. Поваренков, Д.В. Ушаков и др.) [1]. Недостаточно проработанными остаются вопросы, связанные с выявлением структуры социального интеллекта, определением его специфики по сравнению с другими формами интеллекта, обоснованием и разработкой условий и факторов его развития в процессе личностно-профессионального становления студентов.

Но несмотря на многообразие имеющихся исследований в теории и практике изучения феномена социального интеллекта, пока еще неразрешенными остаются следующие противоречия: между объективными требованиями к профессионально важным качествам современных специалистов и осознани-

Особенности структуры социального интеллекта... 57

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 4

ем значимости именно социального интеллекта, важности его развития в личностно-профессиональном становлении студентов; между необходимостью профилактики аддиктивного поведения в студенческой среде и малой разработанностью конкретных мер, способствующих компенсировать мишени в развитии социального интеллекта; между теоретико-прикладными исследованиями, раскрывающими необходимость создания социально-психологических условий для развития социального интеллекта студентов и результатами их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса.

Выделенные противоречия влияют на развитие социальной компетентности будущих специалистов, а для студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, связаны со следующими сложностями: в интерпретации и прогнозировании развития социальных ситуаций и поведения людей в конкретных условиях взаимодействия; в реализации тех видов профессиональной деятельности, которые в наименьшей степени стандартизированы и требуют способности к самостоятельной ориентировке в изменяющемся контексте ситуации социального взаимодействия; в построении конгруэнтной проблемно-ориентированной стратегии поведения и эффективной адаптации к социальным изменениям.

Необходимо определить проблемные зоны социального интеллекта у студентов с разным уровнем склонности к зависимости от психоактивных веществ как мишени для социально-психологической коррекции на основе тренинговой программы «Развитие социального интеллекта».

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что студенты, склонные к зависимости от психоактивных веществ, имеют низкий уровень сформированности социального интеллекта. Склонные к алкоголизму и склонные к наркомании имеют разные проблемные зоны в социальном интеллекте, что связанно с опытом и достижениями в жизни.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Раскрыть проблему особенности социального интеллекта у студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ, в социально-психологической науке.

2. Провести эмпирические исследования, анализ и интерпретацию полученных данных.

3. Разработать и апробировать модель развития социального интеллекта в условиях тренинга и проанализировать полученные результаты.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции социального интеллекта, условий, механизмов его развития (М.К. Акимовой, Н.А. Аминова, Дж. Гилфорда, М.М. Каша-пова, В.Т. Козловой, Н.А. Кудрявцевой, М.В. Молоканова, Г. Оллпорта, Р. Селмана, Э. Торндайка, Н.А. Ференса, АЛ. Южаниновой и др.); психологическая концепция гуманистического образования (Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, К. Роджерса, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и др.); психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, СЛ. Рубинштейна и др.); концепции профессиональной подготовки психологов (Г.М. Белокрыловой, Т.С. Леви, Г.Ю. Любимовой, А.А. Полонникова и др.); концепции компетентностного подхода в образовании (О.Л. Жука, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, С.В. Зыгмантовича, С.Г. Молчанова, Ю.А. Савинкова, Г. Селевко, Э.Э. Сыманюк и др.).

В соответствии с поставленными задачами исследования были использованы различные методы. Это методы теоретического анализа социально-психологической, педагогической, методической литературы (историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный); экспериментальные (констатирующий и развивающий эксперименты); методы обработки данных (математическая статистика, количественный и качественный сравнительный анализ).

Среди эмпирических методов психодиагностическое тестирование:

1. Опросник «Склонность к аддикциям» (А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина).

2. Методика измерения «Социального интеллекта» (Дж. Гилфорд, М. Салливен) - СИ.

3. Методика диагностики «Эмоционального интеллекта» (Н. Холл) - ЭИ.

4. Методика диагностики «Коммуникативной социальной компетентности» - КСК.

5. Методика диагностики «Уровня субъективного контроля» (Бажин, Эткинд, Галынкин) -УСК.

Социальный интеллект - многокомпонентная способность, проявляющаяся в реагировании на

социальные ситуации, и необходимая способность для успешного личностно-профессионального становления студентов, в том числе склонных к зависимости от психоактивных веществ. Студенты, склонные к зависимости от психоактивных веществ, - это еще не алкоголики и не наркоманы, но имеют разные проблемные зоны в способности социального интеллекта [2].

Структура социального интеллекта студентов включает такие компоненты, как: когнитивный, эмоциональный, коммуникативно-поведенческий, которые раскрываются через следующие функции:

58 А.М. Камалова

2013. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

коммуникативная; анализ и предвидение развития ситуации; эмоциональное проникновение в контекст ситуации; адаптация к изменяющимся условиям взаимодействия.

Важными психолого-педагогическими условиями развития социального интеллекта студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ, являются: групповое обучение, межличностное познание, социальная активность, компетентностный подход, целенаправленное поэтапное формирование каждого компонента.

В 2010-2013 гг. были проведены социально-психологические исследования, направленные на изучение уровня сформированности социального интеллекта у 500 студентов.

Как любую способность социальный интеллект можно целенаправленно развивать в процессе обучения. В то же время уровень развития социального интеллекта существенно зависит не только от опыта коммуникации и межличностных отношений, но и от личностных особенностей его обладателя. Как отмечает В.Н. Куницына, в социальном интеллекте большую роль играют личностные ограничения в общении, то есть его личностная составляющая достаточно велика. Модель развития социального интеллекта студентов на основании компетентностного подхода включает в себя три компонента (эмоциональный, коммуникативный, волевой), которые могут быть описаны через следующие социальные компетенции: моделирование образа ситуации взаимодействия, прогнозирование результатов, построение адекватной картины взаимодействия, распознавание эмоций, сопереживание, саморегуляция, социальные взаимодействие и адаптация.

Эффективная реализация модели развития социального интеллекта студентов-психологов возможна в тренинговой программе «Развитие социального интеллекта», представляющей целенаправленное поэтапное воздействие на каждый из его компонентов и включающей 5 модулей: «Развитие способности понимания логики взаимодействия»; «Построение картины взаимодействия»; «Коммуникативная открытость в процессе взаимодействия»; «Сотрудничество и готовность к совместной деятельности»; «Способность понимать и интерпретировать чувства людей».

На протяжении многих лет проблема студенчества была и остается областью изучения. Проблемами юности занимались И.С. Кон (Психология ранней юности, 1989), Д.И. Фельдман (Психология современного подростка, 1987), А.В. Толстых (Возрасты жизни, 1988), И.В. Дубровина (Формирование личности старшеклассника, 1989), А.А. Реан (Психология юности, 2003) и др. Интерес к данной проблеме обусловлен непосредственным влиянием процесса обучения на психику студента и на развитие личности.

Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодых, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Диагностика социального интеллекта измеряет уровень развития социального интеллекта способность правильно понимать и прогнозировать поведение людей в целом. И частные (способность предвидеть последствия поведения; способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию; способность понимать внутренние мотивы поведения и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).

Способность, отражающаяся на уровне композитной общей оценки, скорее всего, отражает и заменяет традиционные понятия: восприятия другого, эмпатии, социальной чувствительности и социальной интуиции. Так как социальный интеллект является регулирующей составляющей во взаимодействии в социальном мире, то он и обеспечивает социальную приспособляемость субъектов социального взаимодействия в социуме [3. С. 78-83].

На основе проведенного анализа результатов исследования мы сформулировали следующие выводы. В смешанной студенческой группе социальный интеллект выше, чем в тех, в которых учатся отдельно юноши или девушки.

В определенной степени низкий уровень социального интеллекта может компенсироваться другими психологическими особенностями человека, определенными чертами его характера, развитой внутренней эмпатией, поведением, стилем общения, коммуникативными навыками и др., а также может быть скорректирован в активном социально-психологическом обучении. Важно знать, что уровень развития социального интеллекта и продуктивность социального поведения - совершенно разные показатели, и они не подменяют друг друга. Социальная неадаптированность, возможно, связана с негативной установкой, невротизацией личности, особенностями мотивационной сферы, акцентуацией характера и другими особенностями психики субъектов взаимодействия в социальном мире.

Особенности структуры социального интеллекта. 59

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 4

В основе хорошо развитого социального интеллекта базируются особенности студента в единстве трех ипостасей: его действий, чувств и мыслей, и разворачиваются они в конкретном контексте социального окружения, средствами владения языком или другими кодами взаимодействия. Социальный интеллект представляет собой, таким образом, интегральную способность, базирующуюся на основах нравственности и связанную с когнитивным развитием.

На данном этапе исследования эти результаты студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, вполне согласуются с результатами, неоднократно получаемыми в исследованиях различных представителей отечественной школы [4. С. 14-19]. Констатируем низкие результаты студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, по субтестам, которые диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения.

Суммарная норма по тесту «Эмоционального интеллекта» составляет от 40 до 96 баллов, а по выборке - от 20 до 60 баллов, что говорит о низком эмоциональном интеллекте, эти результаты свидетельствуют об ослаблении ориентации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, на эмоциональные состояния других людей и связанное с этим ослабление направленности на анализ эмоционального взаимодействия между другими людьми, что приводит к эмоциональной «слепоте и глухоте», а в дальнейшем и эмоциональному «голоду». Под социальной компетентностью понимается «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Развитие социальной компетентности напрямую связано с наличием значительной социальной поддержки, с наличием близких тёплых отношений и поддерживающим социокультурным и физическим окружением - социальной сети. Следует подчеркнуть, что под социальной сетью подразумеваются только те связи, которые устанавливаются с часто видимыми людьми - с теми, с которыми человек наиболее близко общается на протяжении долгого периода времени. Эти люди предоставляют индивиду эмоциональную, физическую, экономическую и информационную поддержки.

С понятием «социальной компетентности» неразрывно связано понятие «социального интеллекта». Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в различных профессиях в рамках социального интеллекта.

В результате проведённого исследования мы можем сделать предварительный вывод о том, что у обследованных студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, существенно снижена социальная компетентность в звене анализа структуры и динамики межличностного взаимодействия. Их способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, чувствовать изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников развита чрезвычайно слабо. В большинстве случаев можно увидеть тенденцию завышать собственные социальные навыки по сравнению с навыками своих сверстников.

Таким образом, определение уровня социальной компетентности является необходимым для построения психокоррекционной работы с каждым студентом, склонным к алкогольной и наркотической зависимостям.

Проблема определения уровня развития социального интеллекта может быть решена с учетом результатов проведенного исследования.

1. Возможно определение направления дальнейшего научного исследования данной проблемы, например, учет возможной связи структуры социального интеллекта и личностной зрелости человека.

2. Возможность с помощью данной методики определить численно развивающий эффект психотерапевтических и тренинговых воздействий. У теста социального интеллекта есть возможность выявить у студентов способность прогнозировать последствия поведения, которая развивается в процессе позитивной психотерапии, сфокусированной на решении психодрамы, гештальт-терапии,

60 А.М. Камалова

2013. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

коммуникативной компетентности, на тренингах актерского мастерства и при реализации специальных программ по коррекции поведения подростков-правонарушителей.

3. У студентов выявлена способность к пониманию невербальной экспрессии, когда они уделяют особое внимание в ходе телесно-ориентированной терапии, НЛП, невербальной динамической терапии, арт-терапии, гештальт-терапии, тренингов сенситивности. Для более точного понимания социальных отношений в среде студентов необходимо делать акцент в трансактном анализе на адекватном взаимопонимании вербальных сообщений в социальном окружении субъектов взаимодействия (третий субтест).

Выяснено, что:

1) в состав социального интеллекта входят эмоциональный, коммуникативный, волевой компонент, которые проявляются в социальном поведении;

2) в смешанных группах социальный интеллект выше, чем в однополых, в однополых группах значимых различий между социальным интеллектом девушек и юношей не обнаружено;

3) при высоком развитии в однополых группах общего (когнитивного) интеллекта социальный интеллект развивается хуже, для социализации и адаптации в обществе необходимо смешанное по полу обучение;

4) низкий социальный интеллект студентов, зависимых от ПАВ, не позволяет им работать в сфере человек - человек. Ранняя диагностика поможет более эффективной профориентации;

5) эмоциональный компонент социального интеллекта зависит от возраста и жизненного опыта человека, растет от курса к курсу по распознаванию, предъявлению и регулированию эмоций;

6) обнаруженные корреляционные связи компонентов социального интеллекта и склонности к зависимости от алкоголя и наркотиков различны, что позволяет утверждать разный механизм воздействия и, следовательно, профилактики;

7) обнаруженные корреляционные связи компонентов социального интеллекта и склонности к зависимости от алкоголя и наркотиков позволяют говорить о гедонизме, рискованности, инфантильности студенчества;

8) некоторые корреляционные связи позволяют говорить о возможности сформировать замены склонностей студентов на более приемлемые, то есть переструктурирование зависимостей.

Все же позиция, которая отстаивается в этой работе, состоит в том, что социальный интеллект является видом интеллекта, хотя и достаточно своеобразным. На социальный интеллект могут быть распространены те закономерности, которые обнаруживаются в сфере общего интеллекта. При этом определение социального интеллекта должно быть также ограничено: умение взаимодействовать с людьми отнюдь не сводится к умению их понимать, подобно тому, как умение рубить дрова не сводится к пониманию их пространственной конфигурации (пространственному интеллекту), а требует еще сенсомоторной координации, мышечной силы и еще много других способностей и навыков. Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, - это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. Тогда социальный интеллект студентов, склонных к зависимостям, становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности - обобщенной и опосредованной.

Итак, социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей: континуальным характером, использованием невербальной репрезентации, потерей точности социального оценивания при вербализации, формированием в процессе имплицитного наущения, использованием «внутреннего» опыта. Лишь последнее утверждение полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.

Если же кратко определить с позиций структурно-динамической теории, от чего зависит уровень социального интеллекта личности, то ответ будет включать три пункта: от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта; от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию, от того, как сложился жизненный путь человека, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу. Таким образом, нами выделены три составляющие социального интеллекта, важные для развития у студентов, склонных к аддикциям: аффективный (эмоции), коммуникативный (взаимодействие), регулятивный (воля, ответственность).

Особенности структуры социального интеллекта.

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

61

2013. Вып. 4

Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыта структура социального интеллекта студентов, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, волевой компоненты; выявлено содержание компонентов в составе социального интеллекта через следующие социальные компетенции: моделирование образа ситуации взаимодействия, прогнозирование результатов, построение адекватной картины взаимодействия, распознавание эмоций, сопереживание, саморегуляция, социальные взаимодействие и адаптация. Обнаружена специфика развития социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям на протяжении всего периода обучения, которая представляет целенаправленное последовательное воздействие на все три выделенные нами в ходе тренинга компонента социального интеллекта: эмоциональный, коммуникативный и волевой. Феномен социального интеллекта исследуется на выборке студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ; впервые исследуются связи склонности к зависимости и социального интеллекта; выявлены различия в уровне социального интеллекта и студентов, склонных к алкогольной зависимости и наркомании; исследованы проблемные зоны в структуре социального интеллекта у студентов с алкогольной зависимостью и наркоманией.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и уточнении научных представлений о феномене социального интеллекта, о выявлении механизмов работы социального интеллекта. Результаты исследования открывают перспективу исследования социального интеллекта для профилактики аддитивного поведения в период личностно-профессионального становления студентов. Исследование социального интеллекта у студентов, склонных к зависимости, обогащает такие области исследования, как психология общения, психология делового общения, психология межличностных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Камалова А.М. Профилактика склонности к алкогольной и наркотической зависимостям у студентов путем формирования социального интеллекта // Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань: ИПППО РАО, 2013. 904 с.

2. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Асылова З.Р. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект. Казань: Печать-Сервис-ХХ1 век, 2009. 160 с.

3. Васина В.В. Проблемы нарушенного взаимодействия аддиктивной личности студента // Седьмая волна психологии. Вып.10 / Интегративная психология: теория и метод. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2013.

4. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Тухватуллина Д.Р. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов // Казан. пед. журн. 2009. № 3. С. 14-19.

Поступила в редакцию 13.11.13

A.M. Kamalova

Features of structure of social intelligence (illustrated by the example of students inclined to alcoholic and narcotic dependences)

The article proves the necessity to study social intelligence as a communicative and adaptive factor of personality and professional development of a student, and the urgent necessity for studying the inclination toward the dependence on psychoactive substances among students for the purpose of correction and psychoprevention of addictive behaviors. The ascertained features of the structure of social intelligence for the students inclined to alcoholic and drug dependences are presented.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: structure of social intelligence, emotional intelligence, a communicatively-strong-willed component, the students inclined to alcoholic and drug dependences.

Камалова Алия Маратовна, аспирант

ФГНУ ИПППО РАО

420039, Россия, г. Казань, ул. Исаева, 12

E-mail: virash1@mail.ru

Kamalova A.M., postgraduate student

IPPPO of Russian Academy of Education 420039, Russia, Kazan, Isayeva st., 12 E-mail: virash1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.