Научная статья на тему 'Особенности стилей воспитания в семьях крымских татар'

Особенности стилей воспитания в семьях крымских татар Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стилей воспитания в семьях крымских татар»

медицинской организации. Наличие у студента дневника обеспечивает эффективный контроль степени усвоения предусмотренных программой практики манипуляций. По результатам практики студент составляет сводную таблицу, содержащую количественный отчет о выполненной за время учебной практики работе. В учетном документе практики отводится место для характеристики студента, которую составляет менеджер низового звена лечебного отделения и заверяет печатью.

Зачет с оценкой по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» является обязательным условием выполнения учебного плана по специальности 060101-лечебное дело. Аттестация по итогам практики проводится на основании дневника и ответов на вопросы экзаменационного билета. Итоги учебной практики заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» служит основой для последующих производственных практик у студентов лечебного факультета: после 1 курса -«Помощник младшего медицинского персонала», после 2 курса - «Помощник палатной медицинской сестры», после 3 курса - «Помощник процедурной медицинской сестры».

Список использованной литературы:

1. Михеева, Н.М. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями /Н.М.Михеева, Ю.Ф.Лобанов, Е.Б.Беседина, И.В.Иванов // Успехи современного естествознания. - 2012. - №7. - С.41-45.

2. Павловская, З.А.Возможности и опыт преподавания «Актуальных вопросов урологии» на циклах тематического усовершенствования /З.А.Павловская, Ф.П.Капсаргин, Е.А.Алексеева// Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конф. /гл. ред. С.Ю.Никулина. - Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. - С.189-193.

© Л.А.Лазарева, Т.В.Коннова, О.В.Беликова, 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

А.Ю. Горохов

Канд. псих. наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, РФ И.Г. Лаханов Студент РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, РФ

СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОФИЦЕРОВ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В

ОРГАНАХ ФСБ И МВД

Аннотация

Актуальность данной темы обусловлена изучением различий в ценностно-смысловых и мотивационных составляющих у исследуемых групп.

Изучение ценностно-смысловых ориентаций и мотивационных установок этих групп офицеров МВД и ФСБ, представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, у представителей профессиональных групп, социальное самочувствие которых имеет значительное влияние на социальное самочувствие жителей современной России.

Ключевые слова

Ценности, мотивы, офицеры, личность, личностные притязания. В ходе исследования, мы обратились к уровню притязаний и мотивам испытуемых из обеих исследуемых групп.

Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди c реалистическим уровнем притязаний отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей и большей продуктивностью.

В работах Е.П. Ильина[3], Ю.В. Макарова[5], А.Ю. Горохова[1; 2], И.А. Тихомировой[5], И.Г. Лаханова[2] рассматриваются механизмы влияния мотивационных предпочтений на различные аспекты профессиональной деятельности. В нашей работе мы использовали методику В.К. Гербачевского, в которой он подходит к исследованию притязаний через выявление структуры мотивов личности. В таблице №1 приведены результаты анализа достоверно значимых различий в средних показателях исследования структуры мотивов.

Таблица 1

Средние значения структуры мотивов офицеров.

Показатель Офицеры ФСБ X Офицеры МВД X Уровень доверительной вероятности Р <

Внутренний мотив 11,5 8,7 0,05

Мотив самоуважения 14,25 11,2 0,05

Мотив оценки своего потенциала 13,5 8,3 0,01

Мотив оценки уровня достигнутых результатов 10,5 7,7 0,01

Из тринадцати мотивов, которые исследуются в методике, мы остановились только на тех, где были обнаружены достоверно значимые различия.

Из приведенных таблицы и рисунка видно, что выявлены различия в мотивах, составляющих ядро мотивационной структуры личности. Так, для представителей ФСБ свойственна большая выраженность внутренних мотивов, чем для офицеров МВД. Внутренние мотивы выражают увлеченность деятельностью, выявляет те личностные глубинные аспекты, которые придают выполнению деятельности привлекательность. Второй наиболее выраженный мотив - это мотив самоуважения, который выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в деятельности.

Вторую группу мотивов, по которым выражены различия между нашими испытуемыми, представлены компонентами, связанными с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам. Это оценка уровня достигнутых результатов, которая соотносится с возможностями субъекта в избранном виде деятельности.

Также у оперативников ФСБ в большей степени выражена оценка своего потенциала, что свидетельствует об уверенности в себе, ориентации на успех.

Из приведенного анализа различий можно предположить, что офицерам ФСБ свойственен более высокий уровень притязаний и мотивация достижения успеха. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся, во что бы то ни стало, добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении офицеров МВД это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза.

Стоит отметить, что недостоверно выше у оперативников ФСБ познавательный мотив, а вот мотив значимости результатов недостоверно выше у представителей оперативных сотрудников МВД. Немного выше у представителей МВД мотив намеченного уровня мобилизации усилий.

Инициативность тоже выше у представителей МВД.

В мотивационной структуре личности офицеров, работающих в системе ФСБ, больше выражены внутренние мотивы деятельности, придающие ей личностную глубинную привлекательность, а также мотив самоуважения, который выражается в стремлении ставить перед собой все более сложные задачи.

Также выражены различия мотивов, связанных с достижением достаточно трудных целей: представители ФСБ высоко оценивают уровень достигнутых результатов и свой потенциал, что указывает на уверенность в себе.

По результатам полученных различий можно заключить, что представителям ФСБ свойственен более высокий уровень притязаний и мотивация достижения успеха в профессиональной деятельности. Офицеры МВД стремятся проявить инициативу в деятельности, которая представляет собой отбор лишь трудных или слишком легких целей. Поведение офицеров характеризуется несколько повышенной тревожностью, некоторой неуверенностью в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого.

Немного выше у представителей МВД мотив намеченного уровня мобилизации усилий и готовность проявить инициативу. Список использованной литературы:

1. Горохов А.Ю. Мотивы профессиональной деятельности депутатов муниципального образования и сотрудников администрации муниципалитета // Современная психология: теория и практика Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2013. С. 26-29.

2. Горохов А.Ю., Лаханов И.Г. Сравнительный анализ ценностей личности офицеров, проходящих службу в органах МВД и ФСБ Российской Федерации. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. 2014. № 5-2. С. 236-239

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер, 2002, 512 с.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. -560с.

5. Тихомирова И.А., Макаров Ю.В. Ценностно-мотивационная сфера помощников депутатов // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки Сборник материалов I Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университетата. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012. С. 96-99.

© А.Ю. Горохов, И.Г. Лаханов, 2015

УДК 316.6

Р.С. Хамматова

канд. психол. наук, доцент, Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, г. Москва, РФ

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ КРЫМСКИХ ТАТАР

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности стилей воспитания в семьях крымских татар. Дана характеристика преобладающих стилей семейного воспитания. Стили семейного воспитания отражают этнопсихологические особенности, которые играют ведущую роль в формировании индивидуальных отличий представителей этой этнической группы и оказывают влияние на выбор стиля воспитания в семье.

Ключевые слова:

семья, стиль семейного воспитания, воспитание, этнос, культура, традиции.

Своеобразие и необходимость семейного воспитания состоят в том, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. Следовательно, можно сказать, что ребенок, особенно в раннем возрасте, более предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию. Семья, выступая целостным социально-психологическим организмом, является также системой передачи культурно-исторического опыта, что характеризует ее прежде всего как определенную этническую малую группу.

~ 0~7 ~

Важными характеристиками семейного воспитания являются его непрерывность, продолжительность, разнородность и разносторонность, интенсивность и индивидуальная направленность.Для семейного воспитания характерна уникальность микросреды его прохождения как процесса, отражающая особенности жизненного уклада данной семьи, ее морально-психологический климат, эмоциональный тонус и т.д. Семейное воспитание, имея общие характеристики в качестве одной из форм воспитания подрастающего поколения, в каждой отдельно взятой семье реализуется по-своему. В связи с этим мы можем предположить, что степень передачи культурных ценностей в каждой семье имеет свои специфические особенности.

Данной проблематикой занимались Д.Баумринд, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, А.П.Петровский, Д.Н.Исаев, А.Я.Варга, В.М.Минияров, Н.Штирман, и др.

Наиболее полной и соответствующей задачам нашего исследования является классификация стилей семейного воспитания, предложенная В.М.Минияровым. Ученый дает четкую классификацию стилей семейного воспитания (их семь), показывая какое влияние они оказывают на формирование соответствующих психотипов детей (Минияров, 1997).

На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние: традиции, обычаи, социально-психологический климат семьи, культура в которой воспитывались сами родители, научно-психологическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение. Изучая стили воспитания в семьях крымско-татарского этноса, мы столкнулись с малой изученностью (практически отсутствием социально-психологических исследований) данной этнической группы. На эволюцию крымско-татарского этноса, по сравнению с другими этносами, влияние внешних факторов (социальных, демографических, политических, идеологических, экономических и др.) было чрезвычайно большим начиная с эпохи присоединения Крыма к Российской империи и кончая депортацией крымских татар из Крыма во времена Советского Союза. В этих случаях внешняя сила (государство) брала и разом изменяла весь уклад жизни, характер человеческих, общественно-социальных отношений.

Исследование проводилось в 2013 году до присоединения Крыма к России. В исследовании принимали участие 28 семей (56 супругов) крымско-татарской этнической принадлежности, проживающих в городе Симферополе, в возрасте от 30 до 52 лет, состоящих в браке более 10 лет, имеющих одного или несколько детей. В исследовании представлены полные гомогенные семьи, т.к. необходимо было выявить влияние обоих родителей на формирование стиля семейного воспитания при складывающихся взаимоотношениях. Для выявления доминирующего стиля семейного воспитания использовалась методика В.М.Миниярова «Диагностика характерологических свойств личности» (Минияров, 1997).

В семьях крымских татар преобладают состязательный - 28,6 %, рассудительный - 19,6 % и контролирующий - 17,9 % стили семейного воспитания, а в наименьшей: гармоничный - 12,5 %, предупредительный - 10,7 %, попустительский - 7,1 % и сочувствующий - 3,6 %. Рассмотрим особенности преобладающих стилей семейного воспитания в исследуемых семьях.

Преобладающий состязательный стиль семейного воспитания характеризуется, тем, что родители видят в своем ребенке прежде всего суперличность. Они следят за внешним видом ребенка, обучают хорошим манерам и этикету и требуют демонстрации своих умений в обществе. С ребенком взаимодействие происходит на равных и в основном родители руководствуются поощрительным методом воспитательного воздействия. В семьях крымских татар главенство обоих родителей является непререкаемым, что связано со сложившимся многовековым укладом семейных отношений. На современном этапе в крымско-татарских семьях возрастает значение ценностей успеха в современном обществе, личных достижений.

Другой преобладающий вариант развития взаимоотношений между родителями и детьми в семьях крымских татар (рассудительный стиль семейного воспитания) предполагает, что между ними чаще складываются ровные и спокойные взаимоотношения, однако они носят не фамильярный характер, то есть существует определенная дистанция между ребенком и взрослыми. Теплые, добрые взаимоотношения

проявляются в совместной деятельности. Родители не считают необходимым поощрять ребенка за любые, даже самые незначительные, успехи, считая, что можно обходиться и без внешних стимуляторов активизации детей, так как активность есть естественная потребность каждого человека. Наиболее предпочтительными методами воспитания оказываются пример, убеждение, беседа.

Следующим преобладающим вариантом развития взаимоотношений между родителями и детьми (контролирующий стиль семейного воспитания) предполагает, что в этих семьях родители вынуждены наказывать детей за неправильное поведение и поощрять за правильное, так как осуществляют постоянный контроль за ребенком. Родители, как правило, неласковы, бывают скупы на похвалу, поддержку ребенка.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: превалирование определенных стилей семейного воспитания находят свое объяснение в том, что длительное вынужденное проживание (депортация), борьба за свою территорию, и социальные трудности, все это наложило отпечаток на родительско-детские отношения. Стили семейного воспитания могут отражать этнопсихологические особенности, которые играют ведущую роль в формировании индивидуальных отличий представителей этой этнической группы, оказывая влияние на выбор стиля воспитания в семье.

Необходимо сохраняя прогрессивные традиции своего народа изучать опыт других этносов и стремиться к межнациональному сотрудничеству в решении проблем семьи. Дальнейшей перспективой нашего исследования является компаративное изучение стилей семейного воспитания украинцев, русских и крымских татар, проживающих в Крыму до и после присоединения Крыма к России.

Список использованной литературы:

1. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

2. Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. - Самара, 1997.

3. Мустафаев Ш.У. Некоторые моменты этногенеза крымских татар // История и современность. -

2007. - №1. - С. 204-211.

© Р.С. Хамматова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.