Научная статья на тему 'Особенности современного этапа реструктуризации предприятий промышленного хлебопечения'

Особенности современного этапа реструктуризации предприятий промышленного хлебопечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ХЛЕБОПЕЧЕНИЕ / ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ / КОНСОЛИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кученев С. В., Осадчук Л. М.

В статье рассматриваются теоретические основы реструктуризации предприятий и особенности современного этапа реструктуризации промышленного хлебопечения региона. Отражены факторы, влияющие на содержание реструктуризации хлебопекарных предприятий. Дана оценка эффективности стратегической реструктуризации за счет консолидации хлебозаводов региона в виде горизонтально интегрированного холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности современного этапа реструктуризации предприятий промышленного хлебопечения»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

изношенность оборудования в большинстве отраслей промышленности; оторванность производства от финансовой сферы; низкая рентабельность промышленных проектов; ограниченность финансовых ресурсов предприятий; недостаточный банковский капитал и высокие риски для осуществления инвестирования в конкурентоспособные отрасли); разобщенность промышленного сектора и научной сферы; отсутствие четких приоритетов во взаимодействии промышленности и государства (неучастие государства или использование исключительно косвенных методов стимулирования промышленности; несбалансированность интересов различных экономических субъектов; отсутствие механизма перераспределения финансовых ресурсов; стихийный характер осуществления мероприятий по развитию промышленности; нарушенное воспроизводство кадрового потенциала в ключевых отраслях промышленности).

Таким образом, развиваться быстрыми темпами в сложившейся энергоемкой и материалоемкой структуре российская экономика просто не сможет. В связи с чем важным предстает формирование государственной промышленной политики, нацеленной на развитие наукоемких производств, способных обеспечить в будущем отечественной экономике создание продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. В настоящий момент промышленная политика представлена в России исключительно совокупностью федеральных целевых программ и разовых мероприятий, направленных на развитие отдельных секторов экономики. В перспективе требуется создание целостного системного механизма государственной инновационно-промышленной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришанков Д., Кабалинский Д. Год нефтяников и банкиров // Эксперт. 2006. № 37.

2. Гришанков Д., Кабалинский Д. За пределами нефтяной провинции // Эксперт. 2006. № 37. С. 122-127.

3. Ивантер А., Сиваков Д. Переростки // Эксперт. 2007. № 1-2. 15-21 января. С. 32.

4. Рубанов И. Время, назад! // Эксперт. 2006. № 37. С. 170-172.

5. ХристенкоВ.Б. О новых подходах промышленной политики // Промышленная политика в РФ. 2006. № 7. С. 5.

Коды классификатора JEL: O 33

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ

КУЧЕНЕВ С.В., ОСАДЧУК Л.М.

Кученев С.в. Кубанский государственный технологический университет,

аспирант кафедры экономики и финансов, sergey_kuchenev@front.ru;

Осадчук Л.М. Кубанский государственный технологический университет, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук,

e-mail: kubstu@bk.ru

В статье рассматриваются теоретические основы реструктуризации предприятий и особенности современного этапа реструктуризации промышленного хлебопечения региона. Отражены факторы, влияющие на содержание реструктуризации хлебопекарных предприятий. Дана оценка эффективности стратегической реструктуризации за счет консолидации хлебозаводов региона в виде горизонтально интегрированного холдинга.

Ключевые слова: реструктуризация, промышленное хлебопечение, предпосылки реструктуризации, консолидация предприятий, горизонтальная интеграция

Становление цивилизованных отношений в российском обществе, развитие современной рыночной экономики нельзя себе представить без применения современных инструментов эффективного управления собственностью, одним из которых является реструктуризация.

В настоящее время в деловой и научно-популярной прессе появилось большое количество публикаций, посвященных реструктуризации предприятий. Эти публикации описывают опыт работы консультационных компаний, отечественных или иностранных, отражают мнение российских теоретиков, обосновывают различные варианты реструктуризации.

Реструктуризацию промышленных и финансовых компаний в широком смысле слова можно определить как процесс, направленный на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности. Реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности пред-

приятий, так как позволяет при минимальных издержках на её осуществление добиться существенного повышения эффективности использования ресурсов.

Проведение организационных и других изменений в редких случаях бывает вызвано исключительно внутрифирменными проблемами. Чаще они являются реакцией на внешнее давление, когда под воздействием неожиданных изменений во внешней среде, организация вынуждена экстренно менять свою рыночную стратегию. Это приводит к появлению новых видов деятельности, требует приобретения новых навыков, создания новых подразделений - иными словами, диктует необходимость переоценки и адаптации всех ключевых элементов управления.

Мнения авторов о понятии «реструктуризация» разнятся в части широты охвата изменений, связанных с предприятием.

Так, А.Евсеев предлагает следующее определение: реструктуризациям это обеспечение наиболее эффективного управления активами, обязательствами и собственным капиталом посредством проведения изменений в операционной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности с целью создания дополнительной стоимости бизнеса для акционеров (собственников) предприятия» [2].

И. И. Мазур и В. Д. Шапиро трактуют данное понятие следующим образом «под реструктуризацией понимается совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития» [4].

Е. Новоселов под реструктуризацией понимает процесс изменения отдельных параметров предприятия для приведения их в соответствие с параметрами внешней среды и достижения определенных целей. При этом параметром является определенная совокупность показателей, характеризующая ту или иную сферу деятельности предприятия.

Приведенные определения реструктуризации, на наш взгляд, отличаются тем, что в первом случае прослеживается более четкая конкретизация сферы применения рассматриваемого процесса, а во втором и третьем больше присутствует обобщение возможностей применения реструктуризации.

В последние годы появился интересный подход к реструктуризации, как к способу увеличения стоимости бизнес- системы. В этом направлении интересна работа Хлебникова Д.В. [7]. Он выделяет две основные цели реструктуризации:

- приведение бизнес-системы в соответствие с ожиданиями собственников;

- повышение стоимости бизнес-системы.

Таким образом, анализ мнений ученых в экономической литературе о сущности и содержании реструктуризации позволяет нам сделать вывод о том, что реструктуризация - это прогрессивное стратегическое направление трансформации бизнеса, представляющее собой взаимосвязанный комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности за счет внешних и внутренних резервов в интересах собственников и персонала предприятия.

Из данного определения реструктуризации следует выделить следующие элементы:

- цель реструктуризации - экономические интересы собственников и персонала;

- результат реструктуризации - повышение эффективности функционирования инвестиционной привлекательности предприятия;

- формы реструктуризации - стратегическая (за счет внешних факторов) и оперативная (за счет внутренних резервов);

- содержание реструктуризации - взаимосвязанная и взаимообусловленная трансформация бизнеса.

Сущность оперативной реструктуризации заключается в том, что она направлена на решение проблем

по восстановлению платежеспособности компании в краткосрочном периоде и реализуется за счет внутренних резервов.

Реализация концепции стратегической реструктуризации является комплексным процессом, который предъявляет ко всем участникам высокие требования, отличающиеся от привычной повседневной работы. В настоящее время российский опыт проведения реструктуризации свидетельствует о том, что это тонкий и специфический процесс, учитывающий множество ограничений и особенностей деятельности предприятий.

Это утверждение в полной мере относится и к хлебопекарному производству. В работе хлебопекарной отрасли за годы рыночных преобразований произошли значительные изменения, в первую очередь в объемах вырабатываемой продукции. Выработка хлебобулочных изделий устойчиво снижается, последние годы темпы снижения составляют в среднем по России 3-4% в год. По всем регионам отмечается снижение выработки хлеба, в том числе в Краснодарском крае. В 1995 году выпуск хлеба и хлебобулочных изделий в ассортименте в крае составил 446 тыс. тонн, в 2003 году - 421 тыс. тонн, в 2005году - 405 тыс. тонн, то есть спад производства за десять лет достиг более 10%. В 2007 году произведено 359 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, при этом объем выпуска составил 95,2% по сравнению с 2006 годом [5].

Преобладающая доля всей продукции Краснодарского края обеспечивается предприятиями промышленного хлебопечения, мощности которых как и в большинстве регионов России, загружены лишь на 40 -50%. Так, в 2003 году производственные мощности крупных и средних хлебозаводов края составляли 2430 тонн в сутки, средний объем выпуска хлеба и хлебобулочных изделий 1153 тонны в сутки, то есть степень загрузки мощности составила 47%. К началу 2007 года производственные мощности сократились до 2323 тонн, а выпуск продукции до 1033 тонн в сутки, что привело к снижению степени использования мощности до 41% [3].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Резкое падение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий в 90- годы обусловило снижение эффективности производства. Опережающий рост цен на ресурсы при одновременном ограничении уровня цен на конечную продукцию массового спроса привел к убыточной деятельности большинства хлебозаводов края. Задержка платежей со стороны торговых организаций на длительный период времени приводило к потере платежеспособности.

Основными задачами оперативной реструктуризации в тот период явились восстановление платежеспособности в текущий момент времени и создание экономических и финансовых условий для устойчивого функционирования предприятий в долгосрочном периоде. Эти задачи решались при определенных усилиях региональных органов власти.

Результатом оперативной реструктуризации явилось создание условий для эффективного функционирования, при которых большинство хлебозаводов вышло из зоны убытков в зону получения пока небольших, но стабильных денежных потоков. Таким образом, развитие хлебопекарного производства в нелегкие годы рыночных преобразований подтвердило надежность, устойчивость базового промышленного хлебопечения.

Современный этап развития хлебопекарного производства характеризуется рядом особенностей.

Прежде всего, необходимо отметить, что большинство хлебозаводов края для повышения рентабельности и смягчения колебаний спроса на продукцию значительно расширили свой ассортимент выпускаемой продукции. Например, хлебозавод № 6 г. Краснодара за период рыночных преобразований увеличил ассортимент продукции с 3 до 85 наименований. Были построены и пущены в эксплуатацию цех по выработке сахаристых и сдобных сортов печенья, мелкоштучных булочных изделий, то есть налажен выпуск не только хлебобулочных, но и кондитерских изделий. Аналогичная ситуация характерна и для других предприятий края.

Несмотря на расширение ассортимента продукции, уровень рентабельности продукции остается очень низким. Это обусловлено несколькими факторами.

Хлебозаводы выпускают социально значимый продукт, что заставляет региональные власти строго контролировать цены на хлеб.

Часть мощностей промышленного хлебопечения является резервной, что позволяет в чрезвычайных условиях обеспечить население продукцией, а с другой стороны ухудшает экономическое и финансовое положение предприятий, тем более что льготы на налогу на такое имущество отменены.

В настоящее время сложилась цепочка « сырье - производство - торговля» неблагоприятная с точки зрения экономических условий для хлебозаводов. Зернопереработчики, перекупщики, предприятия сельского хозяйства объединены в крупные холдинги, что позволяет им принимать наиболее выгодные решения для увеличения прибыли, включая рост цен на сырье. В итоге рост цен на сырье значительно опережает рост цен на хлеб, опережающими темпами растут и цены на муку.

Например, в 2006 году в Краснодарском крае прирост цен на муку пшеничную составил 35,9% по сравнению с предыдущим годом, а в 2007 году уже 41,1%. В то же время цена на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки первого сорта увеличилась соответственно на 15,2% и 17,8%. Темпы прироста цен на хлеб из муки высшего сорта за тот же период были еще ниже и составили соответственно 14,4% и 14,8% [8].

Увеличение себестоимости производства хлеба и хлебобулочных изделий обусловлено и ростом затрат на их упаковку. Продажа в упаковке - это требование торговых сетей, предписаний санитарных служб. Если в 2005 году доля упакованной продукции составляла 30%, то в 2007 году - 70 - 100%.

Практика принудительного сдерживания цен и низкой рентабельности хлебозаводов приводит к снижению инвестиций в техническое перевооружение, тормозит внедрение новых технологий.

Особенностью современного этапа развития хлебопекарного производства является усиление конкуренции со стороны сектора сетевых магазинов и супермаркетов, формат которых предполагает наличие собственных пекарен и перетягивающих на себя определенную часть рядовых покупателей. В Краснодарском крае действует широкая сеть таких супермаркетов как «Ашан», «Перекресток», «Окей», имеющих собственные пекарни и магазинов «Магнит», выпекающих хлебобулочные изделия из замороженных полуфабрикатов.

В этих условиях хлебопекарная промышленность продолжает терять мощности, происходит передел собственности, перепрофилирование и закрытие предприятий, инициаторами которых выступают финансовые группы со своими интересами.

Для сохранения промышленного хлебопечения и повышения его эффективности назрела необходимость стратегической реструктуризации за счет консолидации хлебозаводов региона в виде горизонтально интегрированного холдинга. Одной из важнейших задач реструктуризации является сохранение высокого качества хлеба массового спроса за счет использования традиционной технологии его производства. Если говорить о традиции выпекания хлеба в России, то это более богатая и глубокая традиция, чем в большинстве стран Западной Европы. Производство традиционного русского хлеба более длительно, оно проходит несколько этапов, что позволяет получить богатый вкус продукта. Люди хотят получать хлеб вкусный и одновременно полезный для здоровья. В данном направлении Россия исторически опережает многие страны, производя большой ассортимент.

Примером эффективного функционирования крупного объединения хлебозаводов является ОАО «Объединенная хлебная компания» в Республике Татарстан. Компания является холдингом и владеет контроль-

ными или близким к контрольным пакетами акций практически всех хлебозаводов Республики Татарстан. Эта компания стала управляющей компанией с выполнением трех функций: технологическая поддержка, юридическая поддержка и представительство в органах власти. Причиной создания корпорации послужило изменение структуры рынка хлеба и хлебобулочных изделий, усиление конкуренции со стороны сети крупных супермаркетов. Рентабельность хлебного бизнеса в холдинге достигла 10 процентов, что выше средних значений по большинству регионов (для сравнения: рентабельность производства хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения на предприятиях Краснодарского края в 2006 году составила 6,1 процентов, а продукция длительного хранения до сих пор убыточна, убыток достиг уровня 15,8%).

При достигнутом уровне рентабельности у корпорации появилась возможность постепенно обновлять производственные фонды, поддерживая при этом низкие цены на социальные сорта хлеба. Только в 2005 году ОАО «Объединенная хлебная компания» вложило 350 млн. руб. в техническое перевооружение своих предприятий. В 2006 году были запущены еще три линии по производству батонов нарезных [6].

В рамках корпорации действует экспериментальный цех, где с целью изучения спроса изготавливаются различные сорта хлеба. Корпорация плотно сотрудничает с банками, использует лизинговые схемы, то есть становится надежным партнером.

Опыт консолидации хлебопекарных предприятий накоплен и в Липецкой области. В 90-е годы в Липецкой области были объединены ведущие хлебопекарные мощности и их финансовые ресурсы. В рамках акционерного общества были объединены активы, в его состав стало входить 11 крупных производственных филиалов и сеть фирменных магазинов. Продукция корпорации занимает около 80% рынка хлебобулочных изделий Липецкой области [5].

Корпоративная система управления ОАО «Липецкхлебмакаронпром» позволила поднять технический уровень производства и качество выпускаемой продукции. Корпорация реализует крупные инвестиционные ресурсы, расставляет приоритеты исходя из ситуации на рынке и состояния активов каждого филиала. Корпорация расширила цепочку технологического процесса, приобретя зерноперерабатывающее оборудование, занимая достаточно серьезную позицию в технологической цепочке «мука-хлеб-торговля».

Естественно, что крупные объединения и холдинги ставят целью получение прибыли. При этом обеспечение населения хлебобулочными изделиями по наиболее доступным ценам и в ассортименте, рекомендуемым наукой о здоровом питании должно поддерживаться на законодательном уровне.

Существует множество различных мотивов, побуждающих компанию предпринимать шаги, ведущие к изменению ее структуры. В основе всегда лежит стремление увеличить благосостояние собственника. Очень часто за счет объединения компаний можно достичь операционной экономии. Устраняется дублирование функций различных работников, объединяются такие виды деятельности, как маркетинг, учет, снабжение. Чтобы избежать дублирования усилий на какой-либо территории, можно сократить затраты на сбыт продукции. При слиянии промышленных компаний обретаемая компания, производящая продукцию, которая является дополняющей по отношению к продукции, производимой приобретающей компанией, увеличивает их производство стимулирует спрос на продукцию последней. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей составляющих частей.

Помимо операционной экономии слияние может стать причиной получить экономию за счет масштаба. Как известно, при увеличении объема производства издержки снижаются. Обычно имеется в виду экономия за счет масштаба в производстве и не принимается во внимание существование этого эффекта в маркетинге, снабжении, распределении, учете и даже управлении финансами.

Важнейшей предпосылкой объединения хлебозаводов являются взаимоотношения, сложившиеся с поставщиками сырья, с одной стороны, и с торговлей, с другой. В торговле все большую роль стали играть ритейловые сети, которые буквально диктуют свои условия поставщикам хлебобулочных изделий, требуя особых скидок, возмещения транспортных расходов, условий по оплате по мере реализации продукции, отсрочки по платежам до 45-60 дней.

Мощная корпорация имеет реальную возможность заключать более выгодные договоры с поставщиками и покупателями, регулируя их таким образом, чтобы условия поставки сырья на хлебозаводы соответствовали условиям поставок в торговую сеть, что приведет к рациональному соотношению дебиторской и кредиторской задолженности и укрепит платежеспособность корпорации. Кроме этого, выделение вспомогательных производств и транспортных перевозок в сеть специализированных предприятий снизит накладные расходы каждого предприятия.

В результате реструктуризации промышленного хлебопечения появится возможность отрегулировать уровень рентабельности каждого процесса в цепочке « сырье - магазин», так в процессе формирования цены необходимо учитывать не соотношение стоимости каждого звена цепочки в процентах к цене конечного продукта, а рентабельность каждого процесса. Тем более, что хлебопеки зерно не перерабатывают, а на муку для хлебопечения расходуется не более 10-12% собранного урожая, большая часть зерна экспортируется. Рентабельность производства муки в значительной степени зависит от ее сортности, тем не менее она значительно выше, чем в хлебопечении. Так, по официальным данным в Краснодарском крае в 2006 году рентабельность производства муки из зерновых и растительных культур составила 14,9%, то есть в 2,5 раза выше, чем в хлебопечении.

Наличие широчайшего ассортимента выпускаемой продукции позволит в рамках холдинга более рационально использовать производственные мощности, учитывая состояние активов каждого подразделе-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

ния, регулируя уровень специализации с учетом ситуации на рынке. Крупное и в то же время мобильное производство с широким ассортиментом хлебобулочной продукции может обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, в том числе по ценовому фактору.

Крупное объединение хлебозаводов имеет больше возможности влиять на цены зерна и муки, участвуя в создании запасов зерна за счет централизации финансовых ресурсов наряду с региональными органами власти и получить субсидии на уплату процентов за приобретаемую муку в кредит.

С учетом социальной значимости хлебопекарной промышленности в продовольственной безопасности страны для реализации целей стратегической реструктуризации хлебопекарным предприятиям нужны дополнительные стимулы в области инвестиционной политики, льготного налогообложения, субсидирования. Результатом успешного проведения стратегической реструктуризации компаний будет являться возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности в долгосрочном периоде, рыночной стоимости собственного капитала и обеспечение населения хлебом высокого качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашкин В.И. Преимущества корпоративной системы управления и проблемы ценообразования в хлебопечении. // Хлебопечение России, 2008. № 2. с.10-12.

2. Евсеев А. Совершенствование методики разработки и отбора вариантов реструктуризации в процессе антикризисного управления промышленными предприятиями. Дис. канд. эк. наук. Орёл.1999г.

3. Использование производственных мощностей по выпуску основных видов продукции в Краснодарском крае в 2006 году. Статистический бюллетень. Краснодар, 2007.60 с.

4. Мазур И. И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний / Справочное пособие М.: Высшая школа, 2000.

5. Производство промышленной продукции в натуральном выражении в Краснодарском крае в январе-декабре 2007 г. Статистический бюллетень, Краснодар, 2008.- 22 с.

6. Хлеб конкурентного периода // Хлебопечение России, 2006.-№ 5.- с.8-10.

7. Хлебников Д.В. Подход к реструктуризации предприятий. www.dist-cons.ru

8. Цены в Краснодарском крае. 2001 - 2007. Статистический сборник. Краснодар, 2008.60 с.

Коды классификатора JEL: R58, C51

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ДЛЯ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

КРАКАШОВА О.А.

Кракашова О.А. Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт), доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление и экономическая теория»,

кандидат экономических наук, s96511@rambler.ru

Проведен анализ влияния роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и коммунальные услуги для предприятий на уровень инфляции в стране. Построена эконометрическая модель анализа влияния тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе на уровень цен товаров (продуктов и услуг). Выполнена оценка последствий роста цен на товары и услуги, обусловленного изменением тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе, для бюджетов домашних хозяйств.

Ключевые слова: тариф на жилищно-коммунальные услуги, тарифное регулирование, бюджет домохозяйств

Тарифной политикой обусловлен целый ряд острых проблем реформирования жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). Следует признать, что пока не существует отлаженного механизма контроля над обоснованностью и достоверностью установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Отсутствие отлаженной системы контроля отрицательно сказывается на финансовом положении отрасли, усложняет оценку инвестиционных рисков для частного бизнеса, заставляет население и предприятия оплачивать не только саму услугу, но расходы и потери, возникающие в результате бесхозяйственности и расточительства жилищно-коммунальных служб [16].

Налоги и обязательные платежи, тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и инфляция являются одними из основных экзогенных факторов, непосредственно влияющих на величину и структуру расходов домашних хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.