Научная статья на тему 'Особенности современного демографического положения в Индии'

Особенности современного демографического положения в Индии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5126
1072
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА ИНДИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курбанов С. А.

Рассмотрено демографическое состояние Индии на современном этапе. Демографическая ситуация и демографическая политика Индии на протяжении ХХ века претерпела значительные изменения. Демографическая политика проходила в несколько этапов. Важнейшие демографические показатели снижались в период проведения демографической политики в конце ХХ начале XXI в. постепенно. Таким образом, опыт Индии в области демографической политики является очень ценным для развивающихся стран, переживающих резкий рост численности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PRESENT DEMOGRAPHIC SITUATION IN INDIA

This article discusses the demography of India at the present stage. Demographic situation and population policy in India during the twentieth century, has undergone significant changes. Population policy took place in several stages. The most important demographic indicators declined during the period of population policy in the XX-XXI century gradually. Thus, the Indian experience in the field of population policy is very valuable for developing countries experiencing rapid population growth.

Текст научной работы на тему «Особенности современного демографического положения в Индии»

С.А. Курбанов

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ИНДИИ

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГОРНАЯ КНИГА»

2011

А

УДК 314 ББК 60.7 К 93

Книга соответствует «Гигиеническим требованиям к изданиям книжным для взрослых» СанПиН 1.2.1253-03, утвержденным Главным государственным санитарным врачом России 30 марта 2003 г. (ОСТ 29.124—94). Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 77.99.60.953.Д.014367.12.10

Курбанов С. А.

К 93 Особенности современного демографического положения в Индии: Отдельные статьи Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала). — 2011. — № 12. — 16 с.— М.: издательство «Горная книга»

ШБМ 0236-1493

Рассмотрено демографическое состояние Индии на современном этапе. Показан опыт Индии в области демографической политики.

УДК 314 ББК 60.7

1ББМ 0236-1493 © С.А. Курбанов, 2011

© Издательство «Горная книга», 2011 © Дизайн книги. Издательство «Горная книга», 2011

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ИНДИИ

Рассмотрено демографическое состояние Индии на современном этапе. Демографическая ситуация и демографическая политика Индии на протяжении ХХ века претерпела значительные изменения. Демографическая политика проходила в несколько этапов. Важнейшие демографические показатели снижались в период проведения демографической политики в конце ХХ начале XXI в. постепенно. Таким образом, опыт Индии в области демографической политики является очень ценным для развивающихся стран, переживающих резкий рост численности населения.

Ключевые слова: демографическая политика, экономика Индии.

Индия была первой страной в мире, где правительство стало целенаправленно проводить демографическую политику. Начиная с первой половины ХХ века интенсивность роста численности населения Индии возросла до такой степени, что поставило под вопрос дальнейшее развитие страны. Согласно существующим прогнозам, к 2050 году Индия будет самой многолюдной страной мира. Так были ли действенны предпринятые меры? Рассмотрение опыта индийской демографической политики может помочь оценить шансы успешности ее реализации в развивающихся странах, проанализировать недочеты и сложности, которые могут возникать в ходе проведения демографической политики.

Демографическая ситуация и демографическая политика Индии на протяжении ХХ века претерпела значительные изменения. Вплоть до начала 1920 года для Индии был характерен медленный рост численности населения, сбалансированный высокими коэффициентами смертности и рождаемости. К 1920 году ее население составляло около 284500 тыс. человек. После постепенного перехода к индустриальному способу производства в Индии началось резкое падение смертности при сохранении того же уровня рождаемости. Начиная с 1961 года, в котором население страны составило 439,23 млн человек, наблюдается постепенное снижение в ежегодном приросте населения, главным образом за счет снижения рождаемости.

После обретения независимости (в 1947 г.) Индия все больше начинала воспринимать возрастающее быстрыми темпами население как главное препятствие на пути дальнейшего развития страны, улучшения социально-экономических показателей, достижений в правовой и политической сферах. Правительством была поставлена цель снизить общий коэффициент рождаемости до 27%с к 1990г. и до 21%с к 2000, а также зафиксировать к данному времени суммарный коэффициент рождаемости на уровне 2,1 ребенка на женщину, то есть перейти к режиму простого воспроизводства населения.

Демографическая политика периода 1951—1991 годов.

Таблица І

Затраты на Программы семейного благосостояния в Индии, 1951—1990 гг.

Номер плана и годы его реализации Выделено средств, млн рупий Израсходовано средств, млн рупий Израсходованные средства в % к выделенным

Первый пятилетний план (1951—56) 6,5 1,45 26,85

Второй пятилетний план (1956—61) 50,0 22,0 44,00

Третий пятилетний план (1961—66) 270,0 249,0 92,22

Ежегодные планы (1966—69) 829,0 705,0 85,04

Четвертый пятилетний план (1969—74) 2858,0 2844,0 99,51

Пятый пятилетний план (1974—1978) 2856,0 4090,0 143,21

Шестой пятилетний план (только первые 2 года: 1978— 79 и 1979—1980) 2280,0 2261,0 99,17

Шестой пятилетний план (1980—85) 13090,0 14292,9 109,19

Седьмой пятилетний план (1985—90) 32560,0 Нет данных Нет данных

Источник: Mahinder D. Chaudhry (1989) «Population policy in India», Population & Environment, Vol. 11, No 2, pp. 106.

Важной мерой в данный период стало принятие серии законов о браке, разводе и правах детей. Среди них закон 1954 г., позволявший межрелигиозные и межкастовые браки и повышавший легальный возраст вступления в брак до 18 лет для девушек и до 21 года — для юношей. Вступление в брак до указанного возраста стало наказуемо по закону. Индийский закон о браке 1955 г. запрещал многоженство и наделял супругов равными правами при разводе. Закон о наследовании 1956 г. определял равные права на наследование родительской собственности для детей обоих полов. Кроме того, в 1953 г. был создан департамент социального обеспечения, способствующий благополучию женщин, детей и малообеспеченных слоев населения.

При этом сохранение преимущественно клинического подхода к проблеме, надежда на активную позицию по данному вопросу со стороны полуграмотного, консервативного населения не дали сколько-нибудь успешных результатов. Неадекватность выбранной стратегии продемонстрировала перепись 1961 года: за десятилетие население выросло на 21,64 % или на 78140 тыс. человек, что приблизительно в 2,5 больше, чем за предыдущее десятилетие, в течение которого население увеличилось, по разным оценкам, лишь на 11—14 %.

Исследования, проведенные учрежденными в Индии демографическими институтами показали, что проводимая демографическая политика не дала ожидаемых результатов в силу того, что не учитывала ряда важных факторов, влияющих на рождаемость. К таковым можно было отнести социальный, экономический, религиозный, культурный факторы, а также образование и здравоохранение.

Полученные в ходе исследований данные привели к некоторым изменениям в демографической политике. Третий пятилетний план (1961-1966) характеризовался гораздо более активной информационной политикой в области семейного планирования, осуществляемой через сеть медицинский центров. Но с другой стороны стали более активно и жестко применяться и старые клинические меры, то есть медицинские способы в борьбе с ростом рождаемости. Главными инструментами новой политики стали стерилизация и введение внутриматочных спиралей, предотвращающих рождение, проводимые в специально созданных «лагерях стерилизации».

Четвертый пятилетний план, воплощаемый в период с 1969 по 1974 год, проводился в обозначенном в несколько предшествующих

лет тренде. Разница заключалась лишь в увеличении количества стерилизаций: за пятилетний период планировалось провести 14,9 млн стерилизаций и снизить общий коэффициент рождаемости с 39%с до 25%с в течение 10-12 лет. Однако, очевидно, что столь значительное снижение не могло быть обеспечено за счет предложенных мер: к 1984 году общий коэффициент рождаемости составил 33,9%с против ожидаемых 25.

Контрастным на фоне указанных мер по борьбе за снижение рождаемости кажется закон 1976 г. о равенстве оплаты труда мужчин и женщин, направленный на предотвращение трудовой дискриминации женщин. Шестой (1980—1985) и седьмой (1985— 1990) пятилетние планы характеризовались постепенным переходом к добровольным мерам по сокращению рождаемости и продвижением идеи добровольного семейного планирования в качестве национальной.

Если посмотреть на статистику, то легко обнаружить, что на 1951 г. доля городского населения в Индии составляла лишь 17,3 %, а на 2009 г. — 27,8 %, то есть на протяжении всего периода проведения демографической политики оставалась крайне низкой. Более того распространенность таких средств связи, как радио или телевидение было очень незначительным, а интернет вошел в массовое пользование лишь в середине 1990-х годов. Таким образом, информированность населения о демографической политике была крайне низкой, в первое десятилетие — почти нулевой. У населения был серьезный недостаток знания о преимуществах семейного планирования и демографического контроля, как на микро, так и на макроуровне.

Увеличение числа детей в семьях стимулировалось высокой младенческой и детской смертностью, которые были связаны с плохим качеством медицинских услуг, бедностью, необходимостью детской занятости. Анализ демографической политики, проводимой в Индии, свидетельствует о том, что борьба за здоровье матери и ребенка в разные периоды либо не велась достаточно активно, либо не входила в приоритетные цели, достижение которых могло бы значительно снизить рождаемость. В 1950—1955 гг. коэффициент младенческой смертности, то есть количество детей, умерших в возрасте до 1 года в расчете на тысячу рожденных, был равен 166%с и до 1980 года снижался каждые пять лет на 11—13 пунктов, с 1980 по 1990 год — на 9 пунктов каждые пять лет.

Коэффициент младенческой смертности в Индии, 1950-2005 гг.

1950— 1955 1955— 1960 1960— 1965 1965— 1970 1970— 1975 1975— 1980

Коэффициент младенческой смертности 166 153 140 128 117 104

Окончание табл. 2

1980— 1985 1985— 1990 1990— 1995 1995— 2000 2000— 2005

Коэффициент младенческой смертности 95 86 77 69 62

Источник: составлено автором по данным UNCTAD, 2010.

Демографическая политика 1990—2000 гг. В 1991 году в докладе Национального комитета по развитию было предложено перейти к Национальной демографической политике, в которой были бы обозначены долгосрочные цели и предложен системный подход к урегулированию численности населения, социально-экономического развития и экологической политики. Десятилетие было ознаменовано включением демографической политики в более широкий ряд социально-экономических мер, способствующих снижению рождаемости, наиболее важными из которых стали защита и развитие прав женщин и образовательной системы.

В рамках Программы сохранения жизни ребенка и безопасного материнства и Программы по оказанию услуг семейного планирования была запущена Программа здорового воспроизводства и здоровья детей (The Reproductive And Child Health Programme — RCH), применявшая новый подход к вопросам контроля народонаселения и общественного развития. Он заключался в обеспечении высококачественного сервиса, помощи и поддержки на всех стадиях жизненного цикла и осуществлялся с учетом социально-экономических и демографических условий каждого штата. Прежние программы подобного рода страдали отсутствием системности при оказании помощи, были ориентированы на помощь матери и ребенку лишь на определенных стадиях жизни.

В течение десятилетия, как государством, так и неправительственными организациями, было запущено множество проектов, на-

правленных на развитие прав женщин, повышение уровня их образования и активного включения в производственную деятельность.

В 2000 г. в результате конференции в Каире, а также усилий, предпринятых внутри страны, после долгих согласований специалистами в области здравоохранения, демографами, социологами и представителями от женщин был принят проект Национальной демографической политики.

Среди основных мер можно выделить:

• Поощрение местных правительств, которые наилучшим образом справляются с задачей снижения рождаемости, распространения нормы малой семьи, снижения младенческой смертности и общего коэффициента рождаемости, а также с задачей распространения грамотности.

• Денежное вознаграждение родителям в размере 500 рупий за рождение девочки, при условии, что это первый или второй ребенок (программа The Balika Samridhi Yojana).

• Денежное вознаграждение в размере 500 рупий за первого и второго ребенка тем матерям, которые имели первое рождение после 19 лет (Maternity Benefit Scheme).

• Предоставление медицинской страховки, покрывающей расходы, не превышающие 5000 рупий, семьям, находящимся за чертой бедности, один из супругов которой проходит процедуру стерилизации, при условии того, что в семье не более двух детей.

• Вознаграждение супружеских пар, находящихся за чертой бедности, которые вступили в брак по достижению законного возраста, завели первого ребенка после исполнения матери 21 года и провели стерилизацию одного из супругов после рождения второго ребенка.

Программа предусматривала также открытие новых детских центров, увеличение доступности средств контрацепции и безопасных абортов, расширение доступа к профессиональному образованию женщин, проведение в жизнь законов, положительно сказывающихся на сокращении рождаемости (напр., о минимальном возрасте вступления в брак). С началом ее проведения меры по планированию семьи стали частью более масштабной программы по улучшению здравоохранения.

Демографическая политика за период с 1990 по 2009 гг. Падение прироста населения с 1990 по 2000 годы было самым высоким со времени обретения независимости: за данное десятилетие население увеличилось лишь на 21,34 % , в то время как за предшествующее десятилетие — на 23,86 %.

Демократичность индийского политического режима, обязывающая правительство применять в демографической политике добровольные меры и использовать позитивные стимулы, которые часто требуют больших затрат, неоднозначно повлияла на демографическую ситуацию. С одной стороны, используемые в Индии методы, не позволяли достигнуть желаемых результатов быстро. С другой стороны, избранная Индией политика должна благоприятно повлиять на качественный состав населения, позитивно отразиться на жизни отдельного человека и общества в целом.

Важнейшие демографические показатели снижались в период проведения демографической политики в конце ХХ начале XXI в. постепенно. Так, за десятилетие с 1980 по 1990 гг., суммарный коэффициент рождаемости упал на 0,68 %, с 1990 по 2000 гг. — на

0,72 %, с 2003 по 2009 гг. — на 0,19 %. В 2007 г. коэффициент набрал 0,08 %, но затем снова начал снижаться.

Аналогичным образом вел себя общий коэффициент рождаемости. В период с 1980 по 1990 г. коэффициент упал лишь на 2,41 %, в то время как 1990 по 2000 гг. — на 5,3 %. В начале следующего десятилетия тренд на снижение продолжался: с 2003 по 2009 гг. коэффициент упал на 1,52 %, увеличив свое значение в 2007 г., но затем снова пойдя на понижение.

Исходя из формул расчетов коэффициентов, можно сказать, что их увеличение в 2010 г. связано с большим по сравнению с предшествующими и последующими годами приростом численности населения (в процентах).

Таблица 3

Общий и суммарный коэффициенты рождаемости и коэффициент младенческой смертности в Индии, 2003-2009 гг.

Год Общий коэффициент Суммарный коэф- Коэффициент младенческой

рождаемости, ро- фициент рождаемо- смертности, умерших в воз-

дившихся на 1000 сти, детей на жен- расте до 1 года на 1000 ро-

человек щину дившихся живыми

2003 23,28 2,91 59,59

2004 22,32 2,78 56,29

2005 22,32 2,78 56,29

2006 22,01 2,73 54,63

2007 22,69 2,81 34,61

2008 22,22 2,76 32,31

2009 21,76 2,72 30,15

Источник: составлено автором по данным UNCTAD, 2010.

Среднее по стране значение младенческой смертности снижалось достаточно медленно: усилия по улучшению данного показателя были сосредоточены, главным образом, на сельской местности, где он в силу многих, прежде всего, экономических причин всегда был хуже. С 1981 по 1991 г. показатель опустился на 25 пунктов, с 1992 г. по 2001 г. — лишь на 9 пунктов, достигнув отметки 66, к 2009 г. — еще на 35,85, достигнув отметки 30,15 пунктов, резко понизившись в 2007 г. Быстрое снижение показателя в 1980-е годы и резкое замедление его падения в 1990-е может быть связано с тем, что первый период характеризовался акцентом именно на клинические меры в демографической политике, на рост качества и доступности медицинских услуг, благодаря чему были устранены наиболее вопиющие случаи смерти, связанные с халатностью, недостатком медперсонала и больниц, в то время как в 90-е акцент был смещен на более широкие социально-экономические и правовые аспекты демографической политики, что и привело к временному замедлению падения данного показателя.

Ускоренный рост грамотности в 1990-е гг. может служить подтверждением предположения о смещении акцентов в демографической политике, приведших к изменению динамики показателей, связанных с рождаемостью. В период с 1980 по 1990 г. уровень грамотности в Индии повысился лишь на 8,63 % (на 7,72 % — среди мужского населения и на 9,54 % — среди женского), в то время как с 1990 по 2009 гг. грамотность выросла на 13,18 % (на 11,75 % — среди мужского населения, на 14,86 % — среди женского).

Уровень бедности отражает число людей с низкой покупательной способностью и отсутствием доступа к таким базовым благам, как питьевая вода, здравоохранение, образование и т.п. Согласно опросу, на 2005 год около 27 % граждан Индии находились за чертой бедности, то есть жили менее чем на $1 в день.

Современная демографическая ситуация в индийских штатах и объединенных территориях. На самом деле, не только в экономической, но и любой другой области говорить о единых для Индии показателях можно лишь весьма условно. Индия является федеративным государством, в состав которого входят 28 штатов и 7 территорий. Вопросы экономического и социального планирования находятся в совместной компетенции штатов и федерального центра, а такие важные для демографической политики сферы, как образование и медицина относятся к компетенции штатов. Поэтому социально-экономическая ситуация и демографические показатели варьи-

руются от штата к штату и от территории к территории, и чтобы лучше понимать демографическую ситуацию в Индии, необходимо опуститься на уровень штатов.

Необходимо отметить, что территория Индии заселена неравномерно. На 2009 г. подавляющее большинство населения Индии было сконцентрировано на территории 15 наиболее крупных штатов.

Необходимо обратить внимание на то, что штаты с наиболее высоким суммарным коэффициентом рождаемости сосредоточены в одном регионе, преимущественно центральной и восточной частях Индии. Его объединяет единая культурная традиция и язык: это регион, говорящий на хинди. Регион характеризуется укорененной патриархальной системой ценностей, экономической неразвитостью, высокой долей влияния традиционной элиты брахманов и недоступностью образования для женщин.

Анализ демографической ситуации по штатам приводит к выводу о том, что наиболее низкие и стабильные показатели рождаемости наблюдаются в штатах с развитой системой здравоохранения, высокой долей грамотного населения — в особенности женского — серьезными достижениями в правовой и политической сферах, достаточно высоким уровнем доходов населения. При этом акцент на том или ином факторе, сыгравшем ключевую роль в успехе в сфере демографической политики, в каждом штате свой.

В подавляющем большинстве штатов с низким суммарным коэффициентом рождаемости (в данном случае имеются в виду самые последние данные за 2005-2009 год) низки коэффициенты младенческой смертности. Исключение составляет Андхра-Прадеш. В то время как средний показатель среди лидеров составляет приблизительно 36, в Андхра-Прадеш он равен 53,5.

Штаты с наиболее высоким суммарным коэффициентом рождаемости также подтверждают теорию. Лишь в Нагаланд и Мегхалая из 7 приведенных до этого штатов этот показатель представляется слишком низким для их уровня: 38,4 и 44,6 соответственно, в то время как в остальных штатах из их группы он превышает 60.

Показатель доступности возможностей семейного планирования крайне важен. Он объясняет фактически все накопившиеся противоречия. Высокие достижения в области прав женщин, образовательной и медицинской сферах в штатах Мегхалая и Нагаланд приводят к понижению роста рождаемости в силу значительной неудовлетворенной потребности в семейном планировании. И, напротив,

недостаточно высокие показатели грамотности среди женщин, их более низкий семейный статус в штатах Карнатака, Махараштра, Пенджаб, Сикким, Андхра Прадеш и Трипура, а также высокие коэффициенты младенческой смертности в двух последних штатах компенсируются очень высокими, самыми лучшими среди индийских штатов, возможностями семейного планирования, благодаря которым и достигаются низкие общие и суммарные коэффициенты рождаемости.

Таким образом, опыт Индии в области демографической политики является очень ценным для развивающихся стран, переживающих резкий рост численности населения.

Анализ демографической политики Индии, проводимой с середины ХХ века, свидетельствует о том, что получение значительных и устойчивых результатов в данной области требует комплексного подхода к проблеме. Главным залогом успеха при проведении демографической политики является изменение демографических установок населения, наряду с увеличением доступности медицинской помощи и средств контрацепции. В то время как односторонний клинический подход, принудительные меры приводят лишь к краткосрочным результатам (если, конечно, они не проводятся на протяжении длительного времени и в тотальных масштабах, как то имело место в Китае). Важным аспектом является вовлечение женского населения в производственную деятельность, их эмансипация. Положительную роль могут сыграть также поощрительные меры, вводящие вознаграждение за рождение меньшего количества детей. Хотя вознаграждения, во-первых, могут быть доступны не в каждой стране, а во-вторых, едва ли дадут заметный результат в качестве первоочередной и тем более единственной меры.

При этом следует отметить, что более подробный анализ регионального уровня демографической политики свидетельствует о том, что ключевыми в разрешении демографических проблем в каждом штате становились разные факторы. Такими факторами оказывались: благоприятная социально-экономическая ситуация в регионе, достижения в области прав женщин, в сфере образования, в сфере здравоохранения, а также сложившиеся культура и традиции. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в решении демографических проблем не существует универсального, подходящего для всех обществ рецепта. Конечно, сочетание достижений в различных сферах усиливает эффект проводимой политики, од-

нако правительству, главным образом, стоит обращать внимание на те из них, которые в наибольшей степени подходят конкретному обществу и могут быть реализованы с наименьшими затратами, при поддержке населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Гардарики, 2006.

2. National Human Development Report 2009. Planning Commission. Government of India. — New Delhi, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. UNCTAD. World Trade and Development Report 2010. — N.-Y., Geneva: U.N. Publication, 2010.

4. World Employment Report 2009—2010. — Geneva: ILO, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

Курбанов С.А.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ИНДИИ............................3

CONTENT

Kurbanov S.A.

FEATURES OF THE PRESENT DEMOGRAPHIC SITUATION

IN INDIA.................................................3

This article discusses the demography of India at the present stage. Demographic situation and population policy in India during the twentieth century, has undergone significant changes. Population policy took place in several stages. The most important demographic indicators declined during the period of population policy in the XX—XXI century gradually. Thus, the Indian experience in the field of population policy is very valuable for developing countries experiencing rapid population growth.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Курбанов С.А. — аспирант кафедры «Мировая экономика» ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», е-та11: ksa8575@mail.ru.

Сердар Алтыевич Курбанов

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ИНДИИ

Отдельные статьи Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала)

Выпушено в авторской редакции

Компьютерная верстка и подготовка оригинал-макета И. А. Вершинина Дизайн обложки Е.Б. Капралова Зав. производством Н.Д. Уробушкина Полиграфическое производство Л.Н. Файнгор

Подписано в печать 19.10.11. Формат 60x90/16. Бумага офсетная Na 1. Гарнитура «Times». Печать трафаретная на цифровом дупликаторе. Уел. печ. л. 1,0. Тираж 500 экз. Заказ 2444

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГОРНАЯ КНИГА»

Отпечатано в типографии издательства «Горная книга»

ШііїїЗШІіїїУіі

IF

L__J

119049 Москва, ПСП-1, Ленинский проспект, 6, издательство «Горная книга» Телефон (499) 230-27-80; факс (495) 956-90-40;

тел./факс (495) 737-32-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.