Научная статья на тему 'Особенности современного библиотечного обслуживания студентов вузов'

Особенности современного библиотечного обслуживания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / INDIVIDUAL STYLE / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / LANGUAGE PORTFOLIO / SITUATIONAL CENTERS / ELECTRONIC TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худяков В. Н., Терехов П. П.

В статье рассматриваются особенности библиотечного обслуживания студентов в различных аспектах организации учебно-воспитательного процесса, нацеленных на повышение качества высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF A MODERN LIBRARY SERVICE OF STUDENTS

The article observes the features of library services of students in various aspects of the organization of the educational process aimed at improving the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности современного библиотечного обслуживания студентов вузов»

УДК 02 : 001.2

В.Н.Худяков, П.П.Терехов

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье рассматриваются особенности библиотечного обслуживания студентов в различных аспектах организации учебно-воспитательного процесса, нацеленных на повышение качества высшего профессионального образования.

Ключевые слова: индивидуальный стиль, электронный учебно-методический комплекс, электронные тесты, языковой портфель, ситуационные центры.

V.N.Khudyakov, P.P.Terekhov FEATURES OF A MODERN LIBRARY SERVICE OF STUDENTS

The article observes the features of library services of students in various aspects of the organization of the educational process aimed at improving the quality of higher education.

Key words: individual style, electronic educational-methodical complex, electronic tests, language portfolio, situational centers.

Важнейшей миссией библиотек, как общедоступного социального института учреждений образования, культуры и искусств является библиотечное обслуживание и, в первую очередь, студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Библиотечное обслуживание является значимым аспектом социокультурного развития пространства вуза в условиях созидания информационного общества России [8].

В ходе наших исследований мы установили, что в процессе библиотечного обслуживания специалист библиотеки выполняет ряд различных ролевых функций, таких как: инструктор (объяснение, инструкции при организации различных видов деятельности читателей в библиотеке); фасилитатор (при организации научных дискуссий, круглых столов, конференций и т.д.); консультант (объяснение направлений поиска информации и т. д.); источник информации; мобилизатор (мобилизует усилия читателя на поиски необходимой информации и т.д.); посредник (в общении читателей друг с другом и т. п.), что является одной из важнейших особенностей деятельности специалиста библиотеки в процессе библиотечного обслуживания.

Важное значение в библиотечном обслуживании играет индивидуальный стиль деятельности библиотечного специалиста. ЕА.Климов предложил следующее определение индивидуального стиля деятельности: в узком смысле - это «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности», в широком смысле - это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [5]. Это является одной из самых значимых особенностей библиотечного обслуживания специалистом библиотеки.

И.А.Васильев, Н.Р.Хусаинова установили, что высокая эвристическая компетентность в сочетании с мотивацией достижения успеха в индивидуальном стиле деятельности обеспечивают настойчивость и дополнительную организацию усилий по достижению цели, самостоятельность, ориентацию на предметную логику деятельности. Низкая эвристическая компетентность в сочетании с мотивацией избегания неудачи ведет к «уходам от деятельности» [4]. Индивиды с ярко выраженными личностными характеристиками успешно решают интерполяционную проблему, как с помощью ряда операторов найти путь от известной начальной ситуации к известной конечной ситуации, причем ориентация на эмоциональное состояние ведет к частичным потерям продуктов деятельности, а ориентация на действия, напротив, способствует образованию целостных целевых структур [3], что в свою очередь способствует повышению качества библиотечного обслуживания читателей.

Деятельность специалиста библиотеки по библиотечному обслуживанию является индивидуально насыщенной деятельностью (это еще одна особенность), качество и эффективность которой обусловливаются устойчивыми динамическими тенденциями личности (эвристической компетентностью, характером мотивации, ориентации на коммуникативное состояние, действие и др.). В то же время специалист должен обладать и педагогической компетентностью, рассматриваемой в единстве ценностных, интеллектуальных, технологических знаний, умений, навыков и личностных качеств. Такое единство позволяет брать на вооружение целостную педагогическую деятельность личности специалиста культуры, в данном случае, специалиста вузовской библиотеки [9 , с.127].

Одним из современных направлений в совершенствовании методики преподавания ряда (если не всех) вузовских дисциплин является разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс электронных учебно-методических комплексов по этим дисциплинам, и специалисты библиотек должны четко представлять себе: что это такое? В чем их суть? И какую роль в создании и внедрении их в учебно-воспитательный процесс должны выполнять специалисты библиотек?

Электронный учебно-методический комплекс учебной дисциплины представляет собой компьютерный программный комплекс, который включает в себя: систематизированные учебные, научные и методические материалы по определенной учебной дисциплине, методику ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий и обеспечивающий условия для осуществления различных видов учебной деятельности по освоению студентами содержания соответствующей образовательной программы (бакалавра, магистра, специалиста).

Основными целями и задачами разработки электронного учебно-методического комплекса является нацеленность на реализацию требований образовательных стандартов, создание условий для оптимизации процесса изучения учебных дисциплин, активизации их самостоятельного участия в данном процессе, стандартизации процесса оценки усвоения студентом ключевых положений учебной дисциплины, создание механизмов по анализу качества методики изучения учебной дисциплины; оснащение учебного процесса учебно-методическими и другими материалами, повышающими качество подготовки будущих специалистов; создание инструмента проектирования, прогнозирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы учебного заведения.

Электронный учебно-методический комплекс может быть представлен компьютерной программой: для локального использования (без подключения компьютерной сети), для сетевого использования (на основе: локальной сети учебного заведения или сети Интернет); для смешанного использования (включает возможность как локального, так и сетевого использования). Понятно, что у каждой из разновидностей электронного учебно-методического комплекса есть свои преимущества и недостатки [1].

Активное включение специалиста библиотечного дела: в проектирование, создание учебно-методического комплекса; разъяснение их достоинств и недостатков; подбор и хранение соответствующей информации, специальной литературы - всё это является одной из важнейших особенностей библиотечного обслуживания читателей (бакалавров, магистров, специалистов и т. д.).

Достаточно широкое применение информационных технологий, в частности, при обучении иностранному языку, дает также возможность применять их и для контроля сформированности лингвистической компетенции, используя электронные тесты. Известно, что выделяют различные функции контроля, в частности: обучающая, развивающая, проверочная, оценочная и другие. На практике эти функции контроля выполняются, как правило, в комплексе, без четкого их разделения, это касается и электронных тестов.

Благодаря инновационным типам тестовых заданий, в которых используются многообразные возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств интреактивности и т.п., возможности контроля с помощью компьютерного тестирования значительно увеличиваются. Учитывая данные возможности электронных тестов, разнообразие возможных типов вопросов их можно использовать для контроля таких аспектов лингвистических компетенций, как фонетические, лексические и грамматические. Чтобы выявить словарный запас, знание устойчивых выражений, правильность из сочетания, написания, восприятия на слух, необходимо правильно и четко составить текст, при этом появляется возможность сгруппировать вопросы по уровню сложности, который можно определить произвольно путем начисления баллов за правильный ответ (2, 3 и т.д. баллов). Затем по результатам прохождения тестов в базе данных сохраняется подробная статистика по каждому студенту, которая в дальнейшем может быть использована для анализа динамики успеваемости группы и целом и каждого отдельного студента в частности [2].

И здесь появляется очередная особенность библиотечного обслуживания (например, для дистанционного обучения), заключающаяся в том, что библиотечный специалист выступает в роли консультанта, мобилизатора и источника информации.

В настоящее время ряд вузов Российской Федерации активно включается в общую деятельность по развитию межкультурного общения, формированию межкультурной компетенции, которая в содержательном плане объединяет целый комплекс умений: умение оперировать знаниями о системе изучаемого иностранного языка, а также фоновыми знаниями своей культуры и культуры инофона, воспринимать и понимать иную ценностную систему, интегрировать явления культуры стран изучаемого языка; умение общаться с носителями иного языка, культуры, учитывая при этом различия в использовании средств иностранного языка в зависимости от ситуации, репертуара ролей, норм, обычаев иноязычного речевого поведения, культурных традиций в сравнении с родным языком и родной культурой. Формированию необходимых умений и навыков в рефлексии эффективно помогает российский вариант европейского языкового портфеля, основой которого является «Общеевропейский языковой портфель», который представляет собой унифицированные требования к оценке уровня языкового развития. Языковой портфель прост в применении, доступен каждому, отражает реальные потребности современной личности в использовании иностранных языков.

Языковой портфель призван в условиях современной интеграции стран (в первую очередь европейских) и развивающейся межкультурной коммуникации:

- внедрять в практику перспективную образовательную идеологию в области иностранных языков;

- развивать и поддерживать мотивацию каждого человека к изучению иностранных языков на протяжении всей жизни;

- обеспечить обучающихся надежным и общедоступным инструментом для определения и оценки своих достижений в овладении иностранными языками, а также дальнейшего совершенствования своих знаний, умений, компетенций;

- дать возможность педагогу оценивать уровень достижений каждого обучающегося в овладении иностранными языками и внести, в случае необходимости определенные коррективы в свою преподавательскую деятельность;

- обеспечить обучающемуся социальную и межкультурную мобильность в рамках единой Европы, Российской Федерации и всех стран СНГ [10].

Следовательно, языковой портфель - это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной иноязычной деятельности.

Следует отметить, что в современной практике преподавание иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности, т.е. языковой портфель: как инструмент самооценки достижений обучающегося и уровня владения изучаемым языком; как инструмент автономного изучения иностранного языка; как инструмент демонстрации учебного продукта, т.е. результат овладения иностранным языком; как многоцелевой инструмент, отражающий различные цели в области овладения иностранным языком [7].

Особенностью библиотечного обслуживания читателей в данном случае является не только оказание помощи обучающимся (в популяризации, внедрению, подборе методической литературы и т. п.), но и молодым педагогам, аспирантам и др. в решении актуальных проблем отношения к другой культуре и ее ценностям, преодолению этно- и культуроцентризма, расширения интерпретационного спектра индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями другой культуры.

Изменения, связанные с информатизацией общества, привели к необходимости не только коренных изменений в функциональном и организационно-правовом отношениях, но и поиске новых подходов к решению, информационной и информационно-аналитической поддержки принимаемых решений.

Процессы создания и внедрения информационных систем и информационных технологий в деятельность вузов активизировались в связи с развитием рынка информационных технологий, который позволил оснастить вузы программными и техническими средствами, локальными сетями и т. д.

Для повышения эффективности, оперативности, качества образования и управления необходимо создать систему ситуационных центров в вузе. Под ситуационным центром понимается пункт сосредоточения видеоинформационной технологии, коммуникационных средств, необходимых условий применения математических методов и моделей в режиме реального времени для обработки информации и выработки коллективом (преподаватели, библиотечные и другие специалисты подразделений вуза, студенты, родители, спонсоры и т. д.) научно-обоснованных решений, направленных на предотвращение различных рисков, повышения эффективности работы подразделений вуза, постоянный обмен информацией, порядка урегулирования совместных действий вне и внутри вуза, взаимная интеллектуальная поддержка, решение проблемы сбора, накопления, обработки вузовской информации, ее интеграция в базах и хранилищах данных [6]. К ситуационному центру подключаются локальные сети и системы, персональные компьютеры, т.е. создается информационная система, реализующая все технологические функции -осуществляет сбор, обработку, хранение, передачу информации, формирование отчетности, оказание всевозможных видов коммуникационных и вычислительных услуг. При наличии ситуационного центра предоставляются все необходимые условия для выработки не только индивидуальных, но и групповых, кафедральных, факультетских и вузовских решений, а использование программно-технологических средств электронного офиса открывает неограниченные возможности специалистам и администраторам пользоваться информацией в формах печатных изданий, графических материалов, баз данных и баз знаний в режиме реального времени, а также проводить консультации, совещания, конференции и т. д.

Кроме этого, ситуационный центр разрабатывает инструментальное обеспечение оценивания профессиональной компетентности педагогов, проблем: формирования имиджа руководителей вузовских подразделений; управления развитием трудового потенциала педагогического персонала и управление деятельностью профессиональных объединений педагогов вуза; разрабатывает информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса на факультетах и в вузе в целом; осуществляет проектирование программы анализа рынка образовательных услуг и т. д.

Ситуационный центр рассматривает важнейшие объекты совершенствования работы вуза:

а) В области планирования:

- уменьшение жестокости и схематичности планов учебно-воспитательной работы, усиление их конкретности и приближение к практике;

- одновременное рассмотрение нескольких стратегических вариантов и

прогнозирование развития вуза;

- усиление внимания к ключевым результатам и целям;

- доведение запланированных заданий и целей до каждого работника на всех организационных уровнях;

- создание обстановки, стимулирующей самоуправление на всех уровнях организации.

б) В области осуществления организационно-хозяйственных планов:

- усиление внимания к вопросам управления вузом и контролю за внешним окружением организации;

- эффективное использование имеющихся полномочий, делегирование полномочий;

- забота о моральном, физическом, социальном и материальном состоянии коллектива как об одном из решающих факторов эффективности работы вуза.

в) В области контроля:

- превращение контроля из формальной констатации сделанного и несделанного в многосторонний процесс обсуждения достигнутых и недостигнутых результатов;

- совершенствование систем поощрения и привязка ее к конечным результатам;

- повышение напряженности и четкости целей, поставленных перед подразделениями вуза;

- повышение профессионального управления на всех уровнях.

Но при этом и следует учитывать и факторы успешной деятельности руководителя вуза:

- умение создавать результаты и желание работать для их достижения;

- желание и способность нести ответственность за других и принимать рискованные решения, искусство принимать быстрые решения;

- готовность начинать инновационные процессы и способность управлять ими;

- умение создать атмосферу сотрудничества;

- способность сосредоточиться на настоящем и будущем;

- способность видеть изменения как внутри организации, так и в окружении, и использовать их;

- творческий подход к любой работе;

- готовность к близким и доброжелательным контактам с людьми;

- постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;

- умение правильно использовать свое время и организовать время сотрудников;

- готовность и умение мотивировать себя и сотрудников;

- готовность работать во главе хорошо подготовленного профессионального персонала, и не жалеть усилий по его воспитанию и сохранению;

- готовность к общему руководству и ведению учебно-воспитательной работы;

- международный, профессиональный и общий кругозор.

Мы считаем, что изучение основных возможностей создания и использования ситуационных центров для обеспечения жизнедеятельности подразделений вуза является на современном этапе одним из перспективных направлений. Причем, особенностью библиотечного обслуживания в работе ситуационного центра является: активная работа специалиста библиотеки в центре, популяризация данной работы в социальной сфере вуза, сбор, хранение, обработка и реализация информации не только в стенах вуза, но и за его пределами, участие в составление отчетной документации и т. п.

Таким образом, рассмотренные особенности библиотечного обслуживания являются, по нашему мнению, одними из важнейших, но мы не считаем их единственными и намерены в дальнейшем исследовать и рассмотреть другие, возможно, не менее важные особенности.

Литература

1.Балабанов В.В., Перунова А.В. О некоторых особенностях использования ЭУМК при обучении иностранным языкам // Материалы международной научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики (18.10.2013 г.) - Волгоград.-2013.- С.571-579.

2. Балабанова Т.Н., Протасова Н.А. Использование электронных тестов для контроля сформированности лингвистической компетенции, как одной из составляющих языковой компетентности // Материалы международной научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики (18.10.2013 г.) - Волгоград. - 2013. - С. 571-579.

3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. - Москва - Воронеж: МПСИ, 2002. -288 с.

1.Balabanov V.V., Perunova A.V. O nekotoryh osobennostjah ispol'zovanija JeUMK pri obuchenii inostrannym jazykam // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Kommunikativnye aspekty sovremennoj lingvistiki i lingvodidaktiki (18.10.2013 g.) - Volgograd.-2013.- S.571-579.

2. Balabanova T.N., Protasova N.A. Ispol'zovanie jelektronnyh testov dlja kontrolja sformirovannosti lingvisticheskoj kompetencii, kak odnoj iz sostavljajushhih jazykovoj kompetentnosti // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Kommunikativnye aspekty sovremennoj lingvistiki i lingvodidaktiki (18.10.2013 g.) - Volgograd. -2013. - S. 571-579.

3. Bozhovich E.D. Uchitelju o jazykovoj kompetencii shkol'nikov. Psihologo-pedagogicheskie aspekty jazykovogo obrazovanija. - Moskva - Voronezh: MPSI, 2002. -288 s.

4. Vasil'eva I.A., Husainov N.R. K voprosu lichnostnyh

4. Васильева И.А., Хусаинов Н.Р. К вопросу личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестник МГУ.- 1989. - №3. - С. 33-41.

5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во КГУ, 1969. - 278 с.

6. Новикова Е.В. Создание ситуационных центров на базе аудиовизуальных и информационно-коммуникативных технологий // Материалы конференции «Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации: - М.: РАГС, 2006. - 25 с.

7. Холеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). - М, 1989.

8. Худяков В.Н., Педагогические технологии формирования и развития математической культуры у учащихся средних специальных учебных заведений. Монография. / В. Н. Худяков. - Челябинск: Изд-во РЕКПОП, 2008. - 300 с.

9. Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 144 с.

10. Ivanova N. Language Portfolio as an instrument for Student Development, IN FLT Reform in Russia: Regional Aspects (Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference). -Krasnoyarsk, 2003, p. 140.

determinantah myslitel'noj dejatel'nosti // Vestnik MGU.-1989. - №3. - S. 33-41.

5. Klimov E.A. Individual'nyj stil' dejatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy. - Kazan': Izd-vo KGU, 1969. - 278 s.

6. Novikova E.V. Sozdanie situacionnyh centrov na baze audiovizual'nyh i informacionno-kommunikativnyh tehnologij // Materialy konferencii «Situacionnye centry: modeli, tehnologii, opyt prakticheskoj realizacii: - M.: RAGS, 2006. -25 s.

7. Holeeva I.I. Osnovy teorii obuchenija ponimaniju inojazychnoj rechi (podgotovka perevodchika). - M, 1989.

8. Hudjakov V.N., Pedagogicheskie tehnologii formirovanija i razvitija matematicheskoj kul'tury u uchashhihsja srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Monografja. / V. N. Hudjakov. - Cheljabinsk: Izd-vo REKPOP, 2008. - 300 s.

9. Terehov P.P. Specialist sociokul'turnoj sfery: pedagogicheskaja kompetentnost'. - Kazan': Izd-vo Kazansk. un-ta, 2002. - 144 s.

10. Ivanova N. Language Portfolio as an instrument for Student Development, IN FLT Reform in Russia: Regional Aspects (Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference). -Krasnoyarsk, 2003, p. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.