Научная статья на тему 'Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста'

Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1585
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ORPHANS / TEENAGER / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аргентова Т. Е., Тополова Е. В.

Статья посвящена проблемам психологии сиротства и совладающего поведения детей-сирот. Описываются результаты исследования, проведенного на базе домов-интернатов г. Кемерова и посвященного особенностям совладающего поведения детей-сирот в сравнении с их сверстниками, воспитывающимися в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF COPING BEHAVIOR OF TEENAGERS BROUGHT UP IN BROADING-SCHOOL

The article is dedicated the peculiarities of coping behavior of teenagers brought up in boarding-school. The analysis of modern researches devoted to this theme is spent. Results of the research devoted to features of representations about difficult vital situations, coping-behavior of children-orphans in comparison with their teenagers who are brought up in family are described

Текст научной работы на тему «Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста»

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ)

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Т.Е. Аргентова, Е.В. Тополова (Кемерово)

Аннотация. Статья посвящена проблемам психологии сиротства и совладающего поведения детей-сирот. Описываются результаты исследования, проведенного на базе домов-интернатов г. Кемерова и посвященного особенностям совладающего поведения детей-сирот в сравнении с их сверстниками, воспитывающимися в семье.

Ключевые слова: дети-сироты, подростковый возраст, трудные ситуации, совладающее поведение, копинг-стратегии.

Последние годы характеризуются увеличением количества «брошенных детей». Ежегодный прирост численности таких детей составляет от 3 до 4%. Доля детей-сирот в общем количестве детского населения страны составляет около 2%, а в некоторых регионах - 15-20% [1, 9]. По данным статистики, в России только 10% общего числа детей-сирот являются сиротами вследствие смерти или инвалидности их родителей, остальные - социальные сироты, ставшие сиротами по причине злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями, лишения родительских прав, плохих материальных и жилищных условий, нахождения родителей в заключении. Особую группу сирот составляют так называемые отказные дети. Среди самых распространенных причин отказа от ребенка называются: тяжелая болезнь (60%), трудные материальные и бытовые условия проживания (около 20%) и стремление родителей устроить тяжелобольного ребенка на полное государственное попечение [1, 9].

Ряд отечественных исследователей (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, О.В. Бедежная и др.) высказывают идею о формировании особого типа личности ребенка детского дома [1, 8]. Они отмечают у детей-си-рот недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимых, реактивных форм поведения. Недоразвитие механизмов саморегуляции у детей-сирот компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления, исследователи отмечают развитие у них шаблонного мышления, вместо произвольности поведения - ориентацию на внешний контроль, вместо умения совладать с трудными жизненными ситуациями - тенденцию к излишне эмоциональному реагированию, обидам.

Те же ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении со взрослыми, вызванную дефицитом такого общения в сиротском учреждении. Зависимость эмоционального благополучия ребен-

ка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения со взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. А.М. Прихожан,

Н.Н. Толстых, В.С. Мухина выделяют два симпто-мокомплекса у младших школьников, воспитывающихся в детских домах, это «тревога по отношению к взрослому» и «враждебность по отношению к взрослым» [8]. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих.

Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают специфические проблемы во взаимодействии этих детей с ближайшим окружением.

По результатам исследования, проведенного А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых в условиях детского дома, выявлено специфическое развитие интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, особенностей поведения. Эта специфика проявляется в не-сформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации и преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Особой проблемой детей-сирот они считают низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных ценностей. Причины возникновения этих трудностей они видят в социальной ситуации развития ребенка в детском доме, где отсутствуют нормальные для него контакты (семья, друзья, соседи и т.д.), противоречивость инфор-

мации, получаемой ребенком-сиротой из различных источников [8. С. 223].

Наличие различного рода трудностей в жизни детей-сирот вызывает особый интерес исследователей к проблеме стратегий совладания детей-сирот с трудными жизненными ситуациями. Это вызвано необходимостью организации психологического сопровождения процесса их развития.

В настоящее время в литературе существует несколько подходов к пониманию психологического содержания понятия совладающего поведения [5].

Первый подход представлен последователями психоаналитической ориентации, рассматривающими совладающее поведение в процессе адаптации личности к трудным ситуациям. В случае неспособности личности к адекватному решению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такой подход, с одной стороны, помогает избежать заведомого осуждения относительно ценности любой попытки совладания с трудной ситуацией. С другой стороны, процесс как бы делится на две части: деятельность по совладанию с жизненными трудностями и результат этой деятельности. В этом случае совладание, по мнению И.П. Стрельцовой, теряет свою качественную психологическую специфичность, так как связывается с отдельными приспособительными поведенческими актами, минимизирующими изменения во внутреннем мире, что не представляет собой преобразующей деятельности человека [11].

Второй подход определяет совладание в терминах черт личности - как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом [6, 11]. В этой трактовке совладание с жизненными трудностями представляет собой преимущественно реакцию на стресс. Это означает, что попытки совладать с трудной ситуацией совершаются человеком только тогда, когда он переживает стресс. Хотя такой подход позволяет отличить обычное поведение в привычных обстоятельствах от его усилий совладать с трудными ситуациями, он не учитывает ряда обстоятельств: исключает возможность избегания трудной ситуации, поведение человека до наступления реакции не может быть рассмотрено как попытка совладать с жизненными трудностями.

Согласно третьему подходу совладающее поведение понимается как постоянно меняющейся процесс, имеющий собственные динамические характеристики. Наиболее известный представитель данного подхода R. Lazarus определяет совладющее поведение как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям [4, 6, 11]. Человек использует тот или иной способ поведения в зависимости от того, как он в данный момент оценивает ситуацию. После когнитивной оценки ситуации инди-

вид приступает к разработке стратегий преодоления стресса, т.е. к собственно совладанию.

Представители четвертого подхода, в отличие от сторонников когнитивно-поведенческой парадигмы, призывают анализировать трудные ситуации и действия в них индивида не с позиций внешнего наблюдателя, когда исследуется то, как человек воспринимает и оценивает трудные ситуации, а с его субъективной позиции [11]. Это связано с обнаружением того факта, что ситуационные переменные дают корреляцию с совладанием не большую, чем личностные переменные. Например, К. Parks и C. Peterson установили, что разные люди весьма различно воспринимают одни и те же ситуации и, обладая приблизительно равным набором стратегий, выбирают неодинаковые приемы разрешения проблем [11].

Представители данного подхода исходят из положения о том, что весь опыт жизни человека, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде систем значений, убеждений и ценностей - они-то и регулируют восприятие человека, определяют интерпретацию окружающего мира, а также качество и количество тех усилий, которые он прилагает для совладания с трудной ситуацией.

Трактовка понятия «совладание с трудными жизненными ситуациями» как личностного свойства является в настоящее время наиболее распространенной и среди отечественных исследователей. Однако необходимо отметить, что число научных работ отечественных психологов до 1980-90-х гг., посвященных тем или иным аспектам данной проблемы, крайне ограничено [5, 6, 10]. Тем не менее ряд проводимых ранее исследований можно рассматривать как фактическое начало разработки проблемы совладающего поведения, хотя и без употребления этого термина.

В последнее время возрос интерес к онтогенетическим аспектам проблемы совладания с трудными ситуациями, что отражено в работах И.М. Никольской, P.M. Грановской, Н.А. Сироты, И.П. Стрельцовой, Т.Г. Бохан [3, 7, 10, 11]. Однако до настоящего времени мало исследований, посвященных изучению совпадающего поведения детей-сирот подросткового возраста, при этом они лишь отчасти касаются проблем его эффективности и возможности развития в условиях процесса воспитания.

Например, исследования Н.А. Сироты, В.М. Ял-тонского аддиктивного поведения подростков, склонных к употреблению наркотических веществ, свидетельствуют, что для воспитанников детского дома характерно дисфункциональное копинг-пове-дение, предполагающее исход в виде дезадаптации и социальной изоляции [10]. В их копинг-поведении прослеживаются преобладание пассивных копинг-стратегий над активными, несбалансированность функционирования когнитивного, поведенческого и

эмоционального компонентов копинг-поведения, неразвитость его оценочных механизмов, дефицит социальных навыков разрешения проблем. В качестве базовой эта категория респондентов использует копинг-стратегию избегания, что объясняется авторами отсутствием направленности копинг-поведе-ния на стрессор, низкой эффективностью функционирования блока личностно-средовых ресурсов.

А.М. Богомолов, посвятивший свое диссертационное исследование проблеме структурно-динамических характеристик психологических защит учащихся гимназий, общеобразовательных школ, воспитанников интернатных учреждений, отмечает, что у детей подросткового возраста, находящихся в социальных приютах, в условиях объективных трудных жизненных обстоятельств избегание невыносимой ситуации имеет тенденцию перехода от неосознаваемых форм интрапсихической активности к реальным, практическим его формам [2].

Все вышесказанное определило актуальность, практическую и теоретическую значимость выбранной нами темы, предмета и объекта исследования. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста.

Под совладающим поведением вслед за Т.Л. Крюковой мы понимаем целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий [4]. Таким образом, мы исходим из ситуационно-личностного подхода к детерминации совладающего поведения и рассматриваем его как относительно устойчивую форму поведения человека в трудных ситуациях, связанную с личностными и средовыми ресурсами.

Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Копинг-поведение имеет две функции: 1) фокусирование на проблеме, направленное на разрушение стрессовой связи личности и среды; 2) фокусирование на эмоциях, направленное на управление эмоциональным дистрессом. Отсюда главная задача копин-га - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворённости социальными отношениями [6].

Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях копинг-поведения детей-сирот.

В исследовании приняли участие 80 воспитанников детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 и 102 г. Кемерова, в том числе 65% девочек, 35% мальчиков. Возраст испытуемых 14-15 лет. В качестве контрольной группы выступили 40 учащихся средней общеобразовательной школы № 98 г. Кемерова в возрасте 14-15 лет.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой совладающее поведение детей-сирот старшего подросткового возраста имеет свои особенности и связано со спецификой условий пребывания детей-сирот в домах-интернатах.

Исходя из гипотезы исследования, можно предположить, что специфика условий социализации детей-сирот в детском доме формирует у них специфические формы совладания с трудными жизненными ситуациями. Привычка жить в замкнутом пространстве, изолированном обществе, неумение детей-сирот интегрироваться в общество, вступать в контакт с людьми, с которыми им предстоит общаться, являются основными факторами, влияющими на формирование совла-дающего поведения. К проблемам социализации де-тей-сирот добавляются проблемы взросления, свойственные детям подросткового возраста.

Для проверки выдвинутой гипотезы использовались:

- опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», адаптированный Т.Л. Крюковой;

- анкета «Я в трудной ситуации», составленная на основе «Диагностической анкеты о критических ситуациях подростков» Р.В. Овчаровой, С.В. Духнов-ского [11];

- модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» (Сакса - Леви).

Представления детей-сирот о трудных жизненных ситуациях. Анализ результатов исследования двух групп испытуемых по анкете «Я в трудной ситуации» проводился с помощью контент-анализа с целью описания ситуаций, воспринимаемых испытуемыми как трудные.

Все трудные жизненные ситуации, по результатам контент-анализа, были классифицированы по двум основаниям: трудные ситуации предметно-практической деятельности и трудные ситуации общения. К предметно-практической области относятся прежде всего, трудные ситуации в учебной деятельности, такие как различные ситуации контроля и проверки знаний, контрольные работы, ответ перед классом, ситуации интеллектуального затруднения, неподготовленность к уроку и т.д. В эту же группу отнесены и затруднения в других видах деятельности (физических и интеллектуальных), не связанных непосредственно со школьным обучением. К этой категории была отнесена и группа витальных ситуаций, специ-

фика которых состоит в том, что они непосредственно связаны с нарушением целостности организма и содержат угрозу ее существованию (ситуации физической травмы, преодоления физического препятствия, болезни, переживания физической боли).

К категории трудных ситуаций общения подрос-

тков нами были отнесены ситуации общения со взрослыми и сверстниками. В их числе переживание отрицательной оценки со стороны взрослого, отвержение в группе, изоляция и другие ситуации межличностного взаимодействия. Трудные ситуации, названные подростками, представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Ситуации, названные исследуемыми детьми-сиротами в качестве трудных (% высказываний)

Вид трудных ситуаций Группа

экспертная контрольная

1 Ситуации предметно-практической деятельности 29,8 40,3

В учебной деятельности 23,0 24,2

В других видах деятельности 3,0 13,8

Витальные ситуации 3,8 2,3

2 Ситуации общения 87,7 51,6

Общение со сверстниками 39,3 25,8

Общение со взрослыми 36,3 16,1

Другие ситуации социального взаимодействия 12,1 6,1

3 Другие ситуации 20,4 8,1

Данные табл. 1 свидетельствуют, что, по мнению детей-сирот, основными по трудности для них являются ситуации общения (р = 0,05), в особенности со сверстниками (р = 0,05). Дети-сироты испытывают трудности в установлении дружеских контактов, в том числе по причине низкого уровня коммуникативных навыков. В контрольной же группе наибольшую значимость приобретают трудные ситуации предметно-практической деятельности (р = 0,05), а среди них трудные ситуации, возникающие в учебной деятельности (р = 0,001).

Обращает на себя внимание наличие существенных различий между группами по третьей категории «другие ситуации», в которую вошли все трудные ситуации, не обозначенные в первых двух категориях. К этим ситуациям нами были отнесены трудные ситуации, связанные с собственным будущим, ситуации преодоления напряженных эмоционально-психических состояний, негативных переживаний и саморегуляции поведения на основе моральных установок и т.д., т.е. трудные ситуации, так или иначе связанные с ориентацией на собственные возможности в их преодолении. Из табл. 1 видно, что чаще всего эти ситуации встречаются в ответах детей-си-рот, для которых одним из важных и насущных остается вопрос о неопределенности своего будущего и профессиональном самоопределении. Такие ситуации, как смерть или болезнь близких, уход из семьи, ситуации сильного стресса, указаны исследуемыми сиротами в незначительном количестве.

Таким образом, в представлении детей-сирот подросткового возраста наиболее трудными являются ситуации построения отношений со взрослыми, сверстниками, определение своего будущего и профессиональное самоопределение.

Исследование способов совладающего поведения детей-сирот в трудных жизненных ситуациях. Изучение разнообразных способов совладания детей-сирот с трудными ситуациями в их повседневной жизни осуществлялось с помощью анкеты «Я трудной ситуации» и методики «Незаконченные предложения» (Сакса - Леви).

В анкете «Я в трудной ситуации» к сиротам обращались с просьбой дать совет другу в трудной ситуации. Анализ вариантов ответов показал, что 35% воспитанников детского дома предлагают использовать проблемно-ориентированный копинг, направленный на разрешение ситуации путем ее обдумывания и обсуждения; 20% сирот предлагают в этом случае эмоционально-ориентированные стратегии и стратегии социальной поддержки; 15% -стратегии избегания сложной ситуации. То есть сознательно подростки склонны к предпочтению продуктивных копинг-стратегий, тогда как наблюдения показывают, что чаще всего они демонстрируют не-совладание.

Важно отметить, что лишь 20% детей-сирот «посоветовали другу» обратиться за социальной поддержкой в трудной жизненной ситуации. Они ищут поддержку у сильных детей, готовы обратиться к кому-то безличному («расскажет кому-нибудь»), но не ищут поддержки у воспитателей, психологов, работающих в их приюте.

В первую очередь подростки выбирают стратегию «обращусь к другу», что соответствует их возрасту и преобладанию потребности в интимно-личностном общении. Данная стратегия является для них одновременно и стратегией отвлечения от трудноразрешимых проблем (15%). Ее двойственный характер заключается в том, что компания сверстников может выступать

как «носитель» деструктивного поведения и не способствовать продуктивному совладанию. Подростки остро нуждаются в принятии и поддержке, компания сверстников лишь частично может удовлетворять эти потребности, что обусловлено наличием скорее негативного опыта общения, совладания с трудностями в прошлом.

По результатам анализа данных методики «Незаконченные предложения» все названные сиротами стратегии совладания были отнесены к четырем шкалам: эмоциональный копинг, проблемный копинг, копинг отвлечения/избегания, поиск социальной поддержки (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Результаты исследования копинг-поведения детей-сирот по методике «Незаконченные предложения»

Начало фразы Вариант завершения фраз % Рейтинг

Попадая в неприятности, я предпочитаю решить их 20,3 2

побыстрей забыть о них 32 1

думаю, что все будет хорошо 15,3 3

Когда учитель меня критикует, я не обращаю внимания 25,2 3

раздражаюсь 30,1 1

тоже его критикую 29 2

молчу 5,7 4

Когда мне не хватает денег, я раздражаюсь 21 2

занимаю, побираюсь 22,8 1

такого не бывает 5 3

Когда друзья подшучивают надо мной, я не обращаю внимания 28,7 1

обижаюсь 22,8 2

Когда мне делают замечания, я пытаюсь исправиться 14,6 3

делаю вид, что исправляюсь 5,4 4

не реагирую на них 25 1

раздражаюсь 24,8 2

Когда ссорюсь с друзьями, я плохо себя чувствую 36 1

сразу мирюсь с ними 23 2

жалею об этом 6,7 3

не знаю, что делать 5,2 4

Если старшие мне что-то запрещают, я не обращаю внимания 27,4 1

огрызаюсь 5,3 3

начинаю раздражаться 17 2

Если кто-нибудь из моих близких тяжело заболеет, то я переживаю 22,5 2

помогу чем смогу 32,1 1

Свои школьные проблемы я обычно решаю сам 61,2 1

обращаюсь за помощью к друзьям 5,7 2

решаю со взрослыми 5,1 3

Из табл. 2 видно, что дети-сироты, сталкиваясь с проблемами во взаимоотношениях с близкими, чаще всего прибегают к эмоционально-сфокусированным стратегиям совладания и стратегиям избегания. Для преодоления трудностей, возникающих в общении с учителями, дети-сироты прибегают к эмоциональным копинг-стратегиям, имеющим агрессивный характер, и стратегиям избегания. Со школьными трудностями дети-сироты справляются, применяя копинг-стратегии, ориентированные на поиск социальной поддержки, и стратегии, направленные на решение задачи, предполагающие оценку ситуации как разрешимой.

Диагностика степени присутствия базовых стратегий совладающего поведения у детей-сирот в сравнении с подростками контрольной группы осуществлялась с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», адаптированной Т.Л. Крюковой. Результаты исследования представлены в табл. 3.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей-сирот старшего подросткового возраста преобладает эмоционально-ориентированный копинг. Они чаще всего выбирают следующие стратегии со-

владания: «переживаю, что не смогу справиться с ситуацией», «жалею, что не могу изменить случившееся или отношение к случившемуся», «сосредотачиваюсь на общих своих недостатках».

Дети-сироты значительно реже, чем их сверстники, воспитывающиеся в семьях, прибегают к социальному отвлечению, которое предполагает общение с другими людьми и обращение к ним за поддержкой. Причину этого мы видим в том, что круг общения этих детей ограничен либо сверстниками, либо воспитателями, что в отдельных случаях может привести к нарастанию проблем.

Достаточно высокий показатель выраженности проблемно-ориентированного копинга у детей-сирот создает впечатление противоречия данным, полученным в ходе опроса и по методике «Незаконченные предложения». Чтобы понять причину этого явления, был проведен качественный анализ стратегий, относящихся к проблемно-ориентированному копингу, и мы пришли к выводу, что действительно многие дети-сироты, выбирают стратегии: «думаю о том, что для меня самое главное», «сосредотачиваюсь на проблеме», «ста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т а б л и ц а 3

Рейтинг показателей выраженности (средние значения) базовых копинг-стратегий у двух групп испытуемых

Название копинг-стилей/субстилей Дети-сироты (n = 80) Контрольная группа (n = 40)

Средние значения Рейтинг Средние значения Рейтинг

Проблемно-ориентированный копинг 45,1 2 59,2 1

Эмоционально-ориентированный копинг 53,9 1 43,5 4

Копинг, ориентированный на избегание 39,9 3 45 3

Отвлечение 18,3 4 19,9 5

Социальное отвлечение 13,8 5 17,3 2

раюсь вникнуть в ситуацию». То есть демонстрируют стремление к активной мыслительной деятельности по изменению ситуации, но «застревают» на этапе анализа проблемы и не переходят к действию.

Критерий Манна-Уитни выявил значимые различия в выборе стилей совладающего поведения детей-сирот и контрольной группы. У детей-сирот значительно больше выражен эмоционально-ориентированный стиль (и = 72,5; р = 0,001). Дети-сироты реже используют проблемно-ориентированный стиль совладания, чем сверстники, воспитывающиеся в семьях (И = 124; р = 0,05).

Воспитанники детских домов также значительно реже упоминают стратегии социального отвлечения (И = 92; р = 0,005). Это означает, что их умения искать и использовать социальную поддержку развиты меньше. Причину этого мы видим в том, что круг общения детей-сирот ограничен и чаще всего они испытывают трудности в установлении доверительных отношений как со сверстниками, так и с воспитателями. Эти данные подтверждаются и результатами опроса, в котором среди трудных для себя си-

туаций дети-сироты отметили проблемы, возникающие в межличностных отношениях.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. В большинстве случаев дети-сироты к трудным жизненным ситуациям относят конфликтные взаимоотношения с родителями или близкими родственниками, непонимание со стороны близких и проблемные ситуации, связанные с учебной деятельностью. Т о есть для них трудными жизненными ситуациями являются ситуации повседневной жизни, на разрешение которых и должна быть направлена работа педагогов и психологов, работающих с детьми-сиротами.

2. Дети-сироты подросткового возраста по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье, демонстрируют большую ориентацию на использование копинг-стратегий, позволяющих самостоятельно справляться с возникшими трудностями, и меньшую ориентацию на использование стратегий, предполагающих помощь других людей при их разрешении.

Литература

1. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: Автореф. дис. ... канд. пед.

наук. Ставрополь, 2005. 22 с.

2. Богомолов А.М. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста: Автореф.

дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 25 с.

3. Бохан Т.Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взросло-

сти // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 35-45.

4. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс: Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 352 с.

5. Крюкова Т.Л., Сапоровская Н.В., Куфяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. 240 с.

6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavioo> в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 23-38.

7. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. 507 с.

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

9. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. М.: Академия, 2004. 204 с.

10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками: Модель исследования // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. № 1. C. 15-23.

11. Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 253 с.

THE PECULIARITIES OF COPING BEHAVIOR OF TEENAGERS BROUGHT UP IN BROADING-SCHOOL T.E. Argentova, E.V. Topolova (Kemerovo)

Summary. The article is dedicated the peculiarities of coping behavior of teenagers brought up in boarding-school. The analysis of modern researches devoted to this theme is spent. Results of the research devoted to features of representations about difficult vital situations, coping-behavior of children-orphans in comparison with their teenagers who are brought up in family are described.

Key words: orphans, teenager, coping behavior, coping strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.