целей - например, переити в другую социальную группу и быть ею принятым, снять запрет на сексуальные чувства и проявление сексуальности, определить или изменить идентичность. Этот широкий диапазон культурных практик самоповреждения, включенных в различные ритуальные программы, вынуждает нас задать вопрос относительно того, не являются ли социальные мотивы самоповреждения определяющими в формировании модели самоповреждающего поведения. Или все же именно сочетание психологических черт и характеристик индивида определяет его готовность к участию в ритуальных действиях самоповреждающего характера? Эту проблему мы обсудим в наших следующих работах.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-06-00511а).
Примечания
1 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 115.
2 См.: FavazzaA. R. Bodies under siege: Self-mutilation in Culture and Psychiatry. Second Edition. Baltimore ; L., 1996. P. 133, 135.
3 См.: Бутинов Н. А. Общинное, семейное и клановое родство (по материалам Меланезии) // Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. СПб., 2004, С. 76.
4 См.: Головачёв В. Ц. Самоубийство как родовой обычай и сакральный ритуал в традиционном Китае. [Электронный ресурс]. URL: http://abirus.ru/ content/564/623/625/644/649/848.html#11 (дата обращения: 20.06.2011).
5 См.: Кузьмин А. Г. Откуда есть пошла русская земля. М., 1986. Т. 2. С. 565-566.
6 См.: Емельянова Н. М. Мусульмане Осетии на перекрестке цивилизаций. М., 2003. С. 43.
7 См.: Головачёв В. Ц. Указ. соч.
8 См.: Favazza A. R. Op. cit. P. 120, 121.
9 Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев, 2000. С. 35.
10 Меннингер К. Война с самим собой / пер. с англ. Ю. Бондарева. M., 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fide-rfstrara/psihologa/suicide/menninger.html (дата обращения: 20.06.2011).
11 Булгаков С. В. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви. М., 1994. [Электронный ресурс]. URL: http://lib. eparhia-saratov.ru/books/026/bulgakov/handbook/contens. html (дата обращения: 20.06.2011).
12 См.: МедниковаМ. Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. М., 2007. С. 191.
13 См.: Jeffreys S. Body Art and Social Status: Cutting, Tattooing and Piercing from a Feminist Perspective // Feminism and Psychology. 2000. уо1. 10, iss. 4. P. 409-430.
14 Gardner A. R., Gardner A. J. Sef-mutilation, obsessional-ity and narcissism // British. J. Psychiatry. 1975. Vol. 127. Р. 127-132.
15 Clarke L., Whittaker M. Self-mutilation : culture, contexts and nursing responses // J. of Clinical Nursing. 1998. Vol. 7. Р. 129-137.
16 Jeffreys S. Op.cit.
17 См.: Pitts V. The Flesh : The Culturae Politics of Body Modification. Basingstoke, 2003. 239 p.
18 Медникова М. Б. Неизгладимые знаки : татуировка как исторический источник. М., 2007. С. 187.
УДК 316.614
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОТНОШЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
А. Е. Сотников
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты эмпирических исследований специфики отношения к закону и государству в разных условиях профессиональной социализации. Автором выявлены стойкие и значимые отличия в восприятии студентами государства и закона, что является следствием разных условий первичной профессиональной социализации.
Ключевые слова: первичная профессиональная социализация, отношение личности, социальные представления, отношение юристов, личность.
Features of Social Representations and Attitudes in Various Conditions of Professional Socialization
A. E. Sotnikov
The article covers the results of empirical research specific character of attitudes to law, and state in different conditions of professional socialization. The author has revealed stable and significant differences in students' perception of law and state that results
© Сотников А. е., 2011
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
from different conditions of primary professional socialization. Key words: primary professional socialization, attitudes of person, social representations, attitude of lawyers, person.
Бесспорно, первичная профессиональная социализация студентов вузов оказывает свое влияние на мировоззрение будущих специалистов, тем самым детерминируя их отношение к разным аспектам жизни. Интересен тот факт, что студенты, обучающиеся по юридической специальности, воспринимают окружающую действительность через призму полученных юридических знаний, что, в свою очередь, трансформирует отношение личности в направлении некоего прагматизма, что не характерно, например, для студентов, обучающихся по педагогическим и психологическим специальностям. Актуальность исследований в этой области обусловливается необходимостью тщательного изучения и систематизации факторов, влияющих на образование специфического представления о праве и государстве. В современной социальной психологии все отчетливее проводится мысль о необходимости изучения особенностей становления личности на всех основных этапах ее онтогенеза, что неизбежно влечет за собой необходимость обращения к категории «социализация».
Социализация, в том числе и профессиональная, может рассматриваться, с одной стороны, как процесс усвоения индивидуумом внешнего социального опыта, обеспечивающего его интеграцию в общество и выбранную профессию. С другой стороны, это процесс внутреннего социального развития человека, его индивидуальности1. В ходе социализации человек не просто обретает качества, нужные ему для самореализации и профессии, но и формируется как личность с ее отношениями и представлениями. Особый интерес представляет выявление специфики влияния процесса социализации на отношения, проявляющиеся в юношеском возрасте, когда идет становление целостной Я-концепции личности, ее мировоззрения, гражданской и профессиональной позиции2.
До последнего времени в науке не было четких попыток более глубоко проследить, как первичная профессиональная социализация влияет на формирование и трансформирует уже сложившееся отношение студентов к закону, государству и т.д. Безусловно, имеются исследования многих отечественных ученых относительно отношения вообще, а также достаточно хорошо изучена проблема социализации, в том числе и профессиональной. С. Л. Рубинштейн писал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину»3. «Сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям, то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится,
какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии»4.
Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в уровне самоутверждения и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействия, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми. Проблема отношений занимает в психологии большое место: в отечественной психологии она в значительной степени получила развитие в трудах В. Н. Мясищева. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку он представлен в ней как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром роли объектов, по словам Н. В. Мясищева, строго распределены. Ученый ввел понятие «психологическое отношение» и определил его как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, как систему, которая складывается в ходе истории развития человека, выражает его личный опыт, определяет действия и переживания»5. Ученый отмечал, что столкновение наиболее значимых для личности отношений, сформировавшихся в индивидуальном опыте общения, приводит к невротическому конфликту. В дальнейшем психологию отношений человека В. Н. Мясищев разрабатывал не только в теории, но в большей мере в практической работе, в психотерапевтическом общении врача с больным.
Эти идеи были развиты позже Б. Г. Ананьевым, ставшим впоследствии одним из общепризнанных лидеров советской психологии. Если у В. Н. Мясищева различные отношения человека - к обществу в целом, природе, другим людям, к самому себе - были как бы рядоположены, то Ананьев показал, что существует определенная последовательность в их переходе в свойства характера. Так, отношение к людям превращается в устойчивые образования характера (коммуникативные черты) в первую очередь. Затем из отношения к другим у человека формируются так называемые рефлексивные черты характера - Я как целая система сознательных отношений к самому себе6.
Целью данного исследования является выявление особенностей формирования представлений о государстве, законе, а также выявление отношения к ним в различных условиях первичной профессиональной социализации. В качестве методического инструментария мы выбрали для определения мотивационной структуры личности
«Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), для выяснения степени удовлетворенности различными сторонами жизни использовалась методика Л. И. Вассер-мана «Уровень социальной фрустрированности», для выявления интересующих нас отношений была разработана анкета. Выборку составили две группы - студенты-юристы и студенты-психологи, общий объем выборки - 105 человек. Для выявления связей между различными параметрами использовался метод корреляционного анализа по Пирсону, выявление значимости различий осуществлялось с помощью ¿-критерия Стьюдента.
При анализе данных, отражающих представление о России как неправовом государстве, становится возможным сделать вывод, что большинством студентов-юристов оно воспринимается как такое, в котором деньги превыше закона и морали. Так, 74% студентов-юристов убеждены, что деньги способны решить любые проблемы; 18% выразили определенное сомнение по этому поводу и только 5% опрошенных считают, что это не так. Студенты-психологи в своей основной массе придерживаются примерно тех же позиций (84% считают, что наше государство чрезмерно коррумпировано, 11% отчасти сомневаются в этом и только 4% категорично это отрицают). Наблюдается тенденция: юристы менее склонны поддаваться всеобщему мнению о массовой коррумпированности государства.
Дальнейший анализ касался отношения студентов-юристов к закону: значительная их часть (47%) считает, что следовать закону нужно только в тех случаях, когда он не противоречит собственным убеждениям или в сложившийся ситуации невозможно поступить иначе. Другими словами, уже на этапе первичной профессиональной социализации студенты-юристы готовы пренебречь законом, если он противоречит их убеждениям. Кроме того, 25% этих студентов считают возможным не следовать закону, если он не справедлив. Нелишне заметить, что представление о справедливости может меняться в зависимости от степени социализации индивида. Другими словами, факторы воспитания, подражание авторитетам, примирение социальных ролей могут в известной степени серьезно трансформировать само представление о справедливости. В таком случае пренебрежение законом в пользу определенного представления о справедливости будет, с точки зрения юристов, более социально оправданным, нежели исполнение самого закона. Таким образом, среди будущих юристов можно наблюдать тенденцию формирования правового нигилизма.
Анализируя отношение к закону студентов-психологов, можно заметить, что половина испытуемых готова не исполнять закон, в случае если он, по их мнению, несправедлив, и четверть готова ему следовать, если он не противоречит их собственным убеждениям. Сопоставляя мнения
юристов и психологов, мы видим, что практически одинаковое количество испытуемых из разных выборок (47 и 48%) готово пренебречь законом, только юристы следуя собственным убеждениям, а психологи - добиваясь справедливости. Одновременно с этим можно предположить, что будущие юристы понимают опасность такого отношения к закону, на что указывает связь между этим отношением и представлением о России как неправовом государстве (г = 0,316; р < 0,05). Понятно, что они осознают негативный характер понятия «неправовое государство», противоречащий конституционным принципам строения. Такой парадокс детерминирован, скорее всего, диссонансом между формальными конституционными нормами, в которых закреплено положение о государстве как о правовом, и социальными представлениями, бытующими в обществе. У психологов такая связь отсутствует, но имеется зависимость между отношением к государству как неправовому и отношением к закону, который нужно исполнять только в том случае, если он справедлив ( г= 0,316; р < 0,05). Это также говорит о достаточно четком представление о государстве как неправовом.
Продолжая анализировать представления студентов-юристов о России как неправовом государстве, можно рассмотреть его связь с представлением о том, что главное в юридической профессии - это помощь людям (г = 0,402; р < 0,01). Видимо, чем больше студенты убеждены в том, что Россия находится вне правового поля, тем сильнее представление о том, что помощь людям в отстаивании их нарушенных неадекватной политикой государства прав и интересов - первостепенная прерогатива именно юристов. Несомненно, получая юридическое образование, студенты уже к 4-му курсу осознают некую способность пресекать неправомерное поведение субъектов правоотношений как по отношению к себе, так и к другим.
Чтобы глубже понять структуру социальных представлений студентов-юристов о государстве, рассмотрим взаимосвязь представления о себе как об ответственных людях и коррумпированности государства. Так, ответственность, выступающая категорией самоотношения, связана с представлением о том, что в стране деньги не всегда решают любые вопросы (г = 0,273); наряду с этим существует обратная связь между категорией ответственности, которую 75% опрошенных студентов-юристов приписывают себе, и представлением о том, что деньги могут решить исход любого дела (г = - 0,257). Можно констатировать, что, несмотря на общую проблему коррупции в стране, студенты-юристы в основной своей массе на этапе первичной профессиональной социализации менее склоны поддаваться общему мнению о том, «что, имея деньги можно решить любой вопрос», в том числе и избежать любых
Психология
93
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
видов ответственности. У психологов есть связь между ответственностью и убежденностью в том, что деньги могут избавить от любых проблем (г = 0,396). Другими словами, чем больше студенты характеризуют себя как безответственных, тем более преобладает мнение о том, что, располагая финансовыми ресурсами, можно решить проблемы, в том числе, связанные с исполнением закона.
Обратимся к результатам корреляционного анализа: у студентов-юристов выявлена связь между отношением к Российскому государству как коррумпированному и негативным отношением к богатым людям (г = 0,369; р < 0,01). Возможно, происхождение такой корреляции связано в первую очередь с представлением о двойных стандартах применения норм права в отношении людей, обладающих большими финансовыми возможностями. Естественно, в связи с этим студенты-юристы считают, что все проблемы можно уладить с помощью денег порой вопреки сложившимся моральным ценностям, и вместе с тем выражают свое негативное отношение к тем, кто имеет эти деньги, приписывая им изначально негативные качества как потенциальным нарушителям морали или закона. Психологи же, видя коррумпированность государства, винят во всем сотрудников правоохранительных органов, в частности сотрудников прокуратуры. Этот вывод сделан исходя из отрицательной корреляционной связи между представлением о государстве, в котором деньги решают все, и представлением о том, что для прокурорских работников наиболее важным качеством является честность (г = - 0,327; р < 0,05), то есть чем более коррумпировано государство, тем менее честны сотрудники прокуратуры. По мнению психологов, если коррумпировано государство, то и сотрудники прокуратуры коррумпированы.
Некоторые студенты-юристы убеждены в том, что только в неправовом государстве представители власти пользуются привилегиями. В частности, была обнаружена связь между отношением к государству как неправовому и представлением о власти, обладатели которой злоупотребляют привилегиями (г = 0,322; р < 0,05). Можно предположить, что отношение к государству как неправовому детерминировано прежде всего привилегиями, которыми обладают представители власти. Студенты, обучающиеся юриспруденции, порой в большей степени чувствительны к явлениям попрания закона, что обусловлено полученными ими правовыми знаниями.
Весьма интересно представление, возникающее у респондентов обоих выборок, относительно категории «власть». Так, некоторое количество студентов-юристов (23%) ассоциирует власть с управлением, у 18% респондентов власть ассоциируется с беззаконием и вседозволенностью, у 13% - с чиновниками. Значительное число студентов-психологов (35,5%) ассоциирует власть с беззаконием и вседозволенностью.
Как мы видим, доминирующее представление, касающееся власти, отличается в зависимости от выборки. Осмыслив эти результаты, можно прийти к выводу, что студенты-юристы более лояльно относятся к власти, чем студенты-психологи. Возможно, это объясняется тем, что юристы чаще занимают руководящие посты и в большей степени наделены властью, чем психологи. Соответственно, позиционируя себя как будущих ее представителей, студенты-юристы менее негативно настроены по отношению к ней.
Характеризуя общую картину результатов, полученных в ходе исследования, возможно сделать вывод о том, что студенты-юристы считают обладающими привилегиями и пользующихся безнаказанностью людей, которые обладают властью и деньгами: это является предпосылкой для отношения к государству как неправовому и коррумпированному. Возможно, на этом фоне формируются некое неуважение к закону и государству и задатки правового нигилизма. Такое отношение детерминирует представление
0 том, что главное в профессии юриста - помощь людям. Чем больше студенты осознают правовую ущербность современного государства, тем больше проявляются альтруистические и гуманистические начала в отношении к людям. Студенты-психологи, наблюдая привилегированность некоторых слоев населения, стремятся обвинить в этом правоохранительные органы, что определяет негативное отношение к последним. Несомненно, формирование таких представлений и отношений обусловлено факторами не только профессиональной социализации в вузе, но и общей социализации на фоне имеющегося представления о процессах, происходящих в стране.
Профессиональная социализация обеспечивает становление личности профессионала. Это процесс, в недрах которого происходит значительное изменение характеристик человека как личности, как субъекта труда и отношений, поэтому изучение ее характеристик позволит определить некоторые особенности профессиональных установок личности.
Примечания
1 См.: Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для вузов. М., 2004. 126 с.
2 См.: Акимова М. К., Гуревич К. М. Психологическая диагностика : учебник для вузов. СПб., 2008. 32 с.
3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. С. 92.
4 Там же. С. 142.
5 Мясищев В. Н. Основые проблемы и современные состояния психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР : в 2 т. М., 1960. С. 47.
6 Цит. по: Немов Р. С. Психология : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений : в 3 кн. 4-е изд. М., 2002. Кн. 1. С. 113.