УДК 316.42:316.346.32-053.6
О.М. ЛАТОШИНСКАЯ, В.И. ЧЕКУШКИН
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: жизнь, молодежь, адаптация, общественные отношения, средства массовой информации, противоречия.
С новых позиций рассмотрены некоторые особенности социальной адаптации молодого поколения в условиях реформирования общественных отношений. Авторы исходят из того, что система взаимоотношений «общество - молодежь» представляет собой диалектическое взаимодействие целого и части. Вне объективного осознания невозможны как теоретическое постижение многих проблем общества, так и практическая деятельность молодого поколения.
О.М. LATOSHINSKAYA, V.I. CHEKUSHKIN PECULIARITIES OF THE SOCIAL ADAPTATION OF YOUTH UNDER MODERN CONDITIONS
Key words: life, youth, adaptation, social relations, Mass media, contradictions.
Certain peculiarities of the social adaptation of the young generation under the conditions of the reforming of social relations are considered from new angles. The authors base their ideas on that the system of interrelations "society - youth" is the dialectic-al interaction of the whole and its part. Without realizing this objectively, neither theoretical understanding of many social problems, nor practical activity of the young generation is possible.
Глобальные изменения современности (экологические, социальные, национальные, политические, нравственные), охватившие все мировое сообщество, обнаруживают углубленное влияние на развитие цивилизации. При этом эпохальным специфическим объектом воздействия указанных модификаций оказывается молодое поколение, в частности его адаптация к новым условиям жизни. Молодежь - это будущее общества, его завтрашний день, и поэтому ее проблемы являются задачами всего общества. От жизнеспособности молодежи в настоящем и будущем, ее облика, мировоззрения, здоровья, настроенности на продуктивное существование зависит развитие общества в целом. Молодежь, как специфическая и наиболее активная социальная группа, является отражением и индикатором социально-политической и экономической ситуации и динамики общества, в то же время она является реальной силой, инновационные идеи которой являются катализатором радикальных изменений в обществе. Общество формирует соответствующий тип молодежи, в то время как последняя во многом определяет направленность развития социума, его будущее. Заинтересованность общества проблемами молодежи означает создание условий для развития потенциала молодого человека (его интеллекта, духовности, образованности, национального менталитета, патриотизма и т.п.), а также проведение продуманной гуманистической молодежной политики. В условиях переходного состояния современного общества (от индустриального к постиндустриальному) возрастает роль свободной активной творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений, усвоению прогрессивных идей, ценностей, образовательных и социальных технологий. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы осмысления социализации молодежи в изменяющихся условиях переходного общества. Современная модель жизнедеятельности, базирующаяся на потребительском отношении к природе, абсолютизации коммерческого успеха, достижениях массовой культуры, тенденции узкой специализации образования и т.п., мало соответствует современным требованиям общества и тенденциям его развития. Все более очевидной становится потребность критического анализа ориентиров социального развития, а также перехода к нравственно-рефлексивной модели жизнедеятельности человека, базирующейся на таких понятиях, как самооценка, ответственность, терпимость, самоактуализация, самоотчет, прогнозирование результатов деятельности и т.п. Важнейшей составной частью адаптации к
новым общественным отношениям является то, что молодежь должна научиться понимать, что любое действие является результатом предварительного размышления, уметь предвидеть возможные последствия совершаемых поступков и быть готовой принять ответственность за результаты совершенных действий. Общество переходного периода базируется на новом типе отношений, в основе которых лежит принцип свободной индивидуальности. Главными социальными ресурсами становятся знание, информация, интеллект, а важнейшую роль в обществе теперь играет «производитель информации». Образование становится не только процессом обретения знаний, умений, навыков, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях возрастающей состязательности в различных сферах человеческого деятельности. Вместе с тем возрастает роль свободной, активной, творческой личности, меняется мотивационная структура деятельности.
В условиях современной модернизации образования все более нарастает понимание того, что конечной целью образования оказывается не нацеленность на какое-то идеальное будущее, но сам человек. Познание и образование становятся средством его существования в информационном обществе и в универсуме, стабильность которого осознается как важнейшее условие выживания человечества. Каждый молодой человек своими личностными качествами и поведением, социальной активностью должен способствовать целостности, самосохранению и развитию общества, которое, в свою очередь, создает соответствующие условия для его жизнедеятельности и самореализации [6].
Молодое поколение, включаясь в систему общественных отношений, призвано, с одной стороны, усвоить, воспроизвести материальные условия жизни и опыт, накопленный предыдущими поколениями, а с другой - накопить потенциал для его преобразования и обновления.
Социально-философский подход к проблеме взаимоотношения молодежи и общества требует познания возникших противоречий социальной реальности, предполагающих: нацеленность на смысловое постижение указанных феноменов; рассмотрение их развития в единстве, целостности и взаимосвязи; исследование состояния их взаимоотношений в социокультурном контексте, историческом горизонте: необходимость анализа тенденций их изменений в ближайшей и отдаленной перспективе; построение модели жизнеспособного, доминирующего молодежного типа личности с точки зрения критерия успешности решения социальных и личностных задач [8].
Анализ новой литературы о проблемах молодежи в условиях реформирования общественных отношений показывает, какие же основные противоречия она испытывает, вступая в сегодняшнюю жизненную практику.
После распада Советского Союза в условиях становления демократического общества образовались противоречия между «широковещательными», не подкрепленными конкретными целями реформами и узкосозерцательной практикой, безработицей среди самого молодого поколения. При отсутствии системной молодежной политики воздействие новых реформаторских идей происходит в абстрактно-иррациональной форме, недифференцированно, не соответствуя адекватным возможностям социально-экономической и политической деятельности молодых. Общество не обеспечивает условия для становления их экономической самостоятельности, активного участия в создании материальных и духовных ценностей. Самая способная часть молодежи при отсутствии государственной гарантии в сфере труда и занятости ушла в сферу «воровского бизнеса "купи-продай"» [2].
Зная о том, что старые идеалы разрушены, а новые, нацеленные на потребление, сомнительны, Президент Российского союза ректоров, академик АН РФ, ректор МГУ им.МВ. Ломоносова В. Садовничий пишет: «У молодых
людей понижается иммунитет к неприятным в обществе действиям. Стали пропагандироваться ценности, которые и ценностями-то, по-моему, не являются. Процент читающих среди молодёжи упал до 18%. Среди наркоманов большая часть - молодые люди. Пренебрежение к русскому языку, мат становятся нормой жизни. Иногда я не понимаю, о чём говорят два студента. Такой сленг! Иные более развиты, продвинуты, у них лучшие условия жизни. Но, несмотря на то, что они сыты, лучше одеты, у многих авто, это поколение оказалось в более сложных условиях, чем мы. И бесполезно обвинять друг друга: не та семья пошла, школа виновата, улицы не те, университеты не те, СМИ не о том пишут... Ну, есть же незыблемые ценности! Отношение к труду, к знаниям, к науке, нормальное поведение в обществе. Безусловно, это поколение стоит на плечах предыдущего и видит дальше. Но у него не меньше проблем» [3, с. 3]. Россия сегодня занимает первое место в Европе по количеству беспризорных детей-сирот, процветает нищенство. Беспризорных детей около трех миллионов. Каждый 12-й ребенок безнадзорный. Народный артист России, выдающийся пианист Н.А. Петров справедливо замечает: «Другой бич нашей жизни - беспризорники... Вроде бы дети, но страшно оказаться рядом с ними... Наша система сделала из них озлобленных волчат. Они ничего не боятся: до 16 лет их не посадят. Родителям нет дела до детей, так как они пьют с утра до вечера. Бога никто не боится... Молодому поколению трагически некуда себя деть. Вот что ужасно: эти дети не вызывают жалости - лишь страх и отторжение. Это же относится и к нищим. Если раньше они тихо сидели на паперти и были рады любой копеечке и еде, то попробуйте сейчас дать нищему кусок хлеба... В большинстве своём это наглые, агрессивные, объединённые преступным сообществом люди» [9, с. 8]. Как констатировалось Общественной Палатой РФ, которая, по словам известного детского доктора Л. Рошаля, оказалась, чуть ли не единственным местом в стране, где о молодежных проблемах хотя бы открыто говорят, в России, несмотря на все экономические достижения последних лет, по-прежнему самый высокий в мире процент социальных сирот. Всего их около 700 тысяч, 90% (!) имеют живых родителей. Кстати, в недавнем прошлом из 152 воспитанников Шумерлинского детского дома Чувашской Республики только 6 ребят не имеют родителей. 43% детей живет в семьях, чей достаток ниже прожиточного минимума, а на малообеспеченные семьи приходится половина всех родившихся детей.
Возникли противоречия между недостижимым идеалом «общества всеобщего благоденствия», преклонением перед «демократическим Западом» и стандартной жизненной практикой самого молодого поколения. Основными проявлениями данных противоречий являются: трафаретное преподнесение демократических идеалов и преимуществ частнособственнической формы социальной жизни, скорого обещания капиталистического благополучия, «упоение» прогрессивностью идей западного образа жизни и зарабатывание денег любым путем. Проявились противоречия между поступательным потенциалом социально-экономических реформ и старой конфигурацией духовно-нравственного воздействия молодежи. Эти противоречия выражаются: в упрощении проблемы обновления общества, сглаживании ошибок и недостатков, преодолении трудностей методом насилия. При нынешних условиях политического и идеологического «разброда и шатания» молодое поколение оказалось в условиях противоречия между демократической направленностью общественного развития и коррупционными, бюрократическими методами функционирования государственных институтов, общественно-политических организаций. Диспропорция между жестким централизмом, коррупционностью и демократией в становлении молодежных и юношеских организаций, неумение находить эффективные формы и методы управления молодежным движением, отрыв властных структур от жизни, запросов и интересов молодежи, «цифромания» и догматизм, погоня за сиюминутными мероприятиями
по локальным проблемам молодежи, заигрывание всевозможными посулами мешают конкретной работе с подрастающим поколением, блокируют разрешение противоречий между ростом информированности и образованности молодых и проявлениями ее бездуховности [5].
Сложились противоречия и между «валовым» подходом к проблемам молодежи и социально-исторической обусловленностью ее практики. Воспитательная работа при попытках внедрить что-то общечеловеческое осуществляется при отсутствии обоснованных критериев социального и биологического, физического и умственного, без учета возрастных, социально-психологических особенностей молодежи. Она не соответствует таким проявлениям, как повышенная эмоциональность и ситуативность мышления, негативизм, темп и ритм жизненных условий, в которых оказалась молодежь. Формы и методы новой политики и мышления не доходят до глубинных чувств юношей и девушек, носят пассивный, недейственный характер в становлении их нравственно-духовного мира. Основное содержание концепции «обогащения» через рыночную экономику направлено лишь на развитие сознательного аспекта человеческого фактора. При общем, глобальном масштабе последствий «шоковой терапии», различных, подчас, необдуманных шагов, реформ социально-экономического порядка начисто игнорируются мнения, желания, чувства и намерения самой молодежи. Такой подход к проблемам воспитания заслоняет личностные устремления молодого человека с его индивидуальным миром к самовыражению и самоутверждению. В итоге многие молодые люди остаются на первоначальном уровне развития своих способностей, выполняя что-либо по заранее готовому образцу, вне осмысления природного и общественного мира. Существуют противоречия между всеобщими реформаторскими идеями и нравственными установками ближайшего окружения молодежи. Если та или иная микросреда, окружающая молодого человека, начиная от бытовых условий, традиций, обычаев, привычек, складывающихся общественных отношений до нравов близких людей, в которой происходят повседневное общение и становление, несет информацию, не соответствующую или даже противоречащую тем новым знаниям о свободе личности и демократии, социальной справедливости и гуманизме, то итогом может явиться раздвоенность его самосознания. Доля молодежи в общей численности населения страны составляет около 40%. Конкретно-социологический анализ показывает, насколько тревожна нынешняя объективная реальность, связанная с молодежью. Сегодня в России безработных среди молодежи на 30% больше, чем среди взрослых. Эта цифра растет в условиях наступившего мирового экономического кризиса. По причине неустроенности бытовых неурядиц из 100 тыс. юношей 53 кончают жизнь самоубийством. 40% юношей получают освобождение от армии из-за серьезных психических и физических расстройств. Способность к деторождению у девушек 17 лет снизилась на 33%. Среди молодежи в два с половиной раза выше количество разводов, чем браков. Среди носителей СПИДа молодежь составляет 75%. Рассматривая закономерности формирования социальнонравственной зрелости подрастающего поколения, необходимо исследовать не только характер его общественного бытия, социальную систему, структуру, состояние духовной жизни общества, но и те элементы среды, с которой молодежь, непосредственно, взаимодействует ежедневно [4].
Становление и развитие молодого поколения представляют собой многоэтапный процесс включения в социум и культуру, т.е. в социально-культурные институты, культурно-образовательную среду, способствующую социализации и самоорганизации личности. Сегодня Россия переживает большие исторические перемены, способствующие перестройке экономической, политической системы страны. Реформирование общественных отношений характеризуется нестабильностью во всех сферах жизни молодежи. В этих процессах существенную роль стали играть и новые информационные технологии.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в. темпы «размножения» нарастают «лавинообразно» и широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Причем к концу прошлого века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред молодежи. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Огромное количество средств массовой информации, Интернет и другие источники информации наложили свой «отпечаток» на процессы адаптации молодого поколения. При этом необходимо учитывать, что не все источники поставляют истинно достоверную информацию, как и то, что огромная часть этой информации носит чисто информационный, развлекательный и коммерческий характер. Важнейшим фактом является и то, что молодежь большую часть своего досуга проводит перед телевизором и, в последнее время, в сети Интернет. К сожалению, о воспитательной и образовательной функции телевидения сегодня говорить практически не приходится, поскольку в основном на экраны телевизоров попадают низкокачественные западные «мыльные оперы», пропаганда насилия и коммерческая реклама. В сознании наших людей, адекватном вызову времени, - говорится в Послании Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова на 2009 г., - сегодня центральную, но и результативную и даже деструктивную роль играют средства массовой информации, и в первую очередь электронные. Не обладая стремлением приобрести навыки позитивного мышления, люди, особенно молодежь, часто становятся жертвами информационных мошенников и проходимцев. Особенно эти тенденции усиливаются в кризисные периоды. СМИ, создают множество ложных кумиров и ценностей, применяя современные пиартехнологии, направленные на воспитание «человека-потребителя», вместо того, чтобы формировать человека думающего, ответственного за свое будущее и будущее своей страны. В результате есть угроза получить еще одно «потерянное поколение», единственное желание которого - получить от жизни всё [7].
На специальном заседании представителей трёх комиссий Общественной палаты (по СМИ, культуре и сохранению культурного и духовного наследия) митрополит Калужский и Боровский Климент особо подчеркнул: «Как странно получается, ни одна семья не учит своих детей убивать, грабить, насиловать, ненавидеть. Но при этом насилие почему-то захлёстывает наше телевидение. ... А ведь и взрослые, и дети большую часть свободного времени проводят перед экраном, через него они постигают жизнь» [1, с. 34].
С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве.
Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов СМИ оно представляет собой часть домашней обстановки. В последнее время наблюдается стабильный интерес со стороны молодежи к программам, посвященным экономике и бизнесу. Наиболее часто молодые люди смотрят различные информационные программы: «Вести», «Новости», «Сегодня» и т.п. (1-е место) - от 18 до 21% опрошенных, на втором месте -
телесериалы - 14%, развлекательные музыкальные и художественные программы -на третьем месте - от 7 до 14%, на 4-м месте спортивные программы - 8%.
Приходится сожалеть, что в организации телевизионных передач для молодежи отсутствует целенаправленная система. Известный тележурналист В. Соловьев утверждает: «В телевизионном сообществе давно царит рабовладельческий строй, где все ведущие, которых народ воспринимает как звёзд, на самом деле являются «животными», которых пасут пастухи. Каждому пастуху, естественно, не нравится, когда его козочка убегает от него. А так как отношения между руководителями каналов и ведущими никак не регулируются, то есть права ведущих никак не защищены и они понимают, что их век короток, они пытаются найти условия получше. И, как правило, за каждым переходом с канала на канал стоят сложные интриги и неразрешимые противоречия» [4, с. 8].
Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции, однако некоторая информация может отгородить молодых людей от реального мира, она начинает жить в иллюзорном информационном пространстве.
Информация, передаваемая по СМИ, - продукт так называемой индустрии сознания - достаточно мощной отрасли, направленной на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями. Индустрия эта принимает все более профессиональный характер: разрабатываются методы и приемы привлечения и удержания аудитории, изучаются объекты и цели воздействия. Например, осуществляются благотворительные, спортивные и общественно-культурные акции, к собственно передаваемой информации отношения не имеющие, но формирующие доверительное отношение к данному СМИ, которое неосознанно переносится и на сообщаемую информацию.
Таким образом, основным условием развития общества является жизнеспособность молодежи в настоящем и будущем. От того, каковы социальные позиции молодого поколения, его нравственный облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на плодотворное существование, зависит развитие общества в целом.
Литература
1. Аргументы и факты. 2008. № 13. С. 34.
2. Аргументы и факты. 2009. № 13. С. 3.
3. Аргументы и факты. 2008. № 15. С. 32.
4. Аргументы и факты. 2008. № 49. С. 8.
5. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П.И. Бабочкин. М.: НИИВО, 2000.
6. Российская наука и молодежь (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2004. № 8.
7. Советская Чувашия. 17.12.2008 г. № 2143.
8. Социология молодежи. Кн. 1, 2, 3. Институт молодежи // под ред В.Т. Лисовского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
9. Чекушкин С.В. Молодежь и проблемы гуманизма / С.В. Чекушкин. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. ун-та, 2006.
ЛАТОШИНСКАЯ ОКСАНА МИХАЙЛОВНА - старший преподаватель кафедры философии гуманитарных специальностей, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (latoksana@mail.ru).
LATOSHINSKAYA ОКвДЫД М!КНД!ЬОУМД - senior teacher of Philosophy for liberal arts departments, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ЧЕКУШКИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии гуманитарных специальностей, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (latoksana@mail.ru).
CHEKUSHKIN VLADIMIR IVANOVICH - doctor of philosophy, professor of Philosophy for liberal arts departments, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.