Научная статья на тему 'Особенности социального самочувствия студенческой и работающей молодежи: сравнительный анализ'

Особенности социального самочувствия студенческой и работающей молодежи: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
872
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ / САМООТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / SOCIAL WELL-BEING / STUDENTS / WORKING YOUNG PEOPLE / SELF-ATTITUDE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зябина Ольга Владимировна, Карина Ольга Витальевна

Изучение особенностей молодого поколения приобретает все большую актуальность на фоне глобальных перемен современного общества. Молодежь является наиболее активной, динамично развивающейся частью общества, восприимчивой к различным социальным изменениям. В статье рассматриваются особенности становления и развития современной молодежи. Проанализированы социально-психологические исследования, посвященные молодежи на современном этапе. В статье представлены результаты эмпирического исследования социального самочувствия молодежи, раскрываются особенности социального самочувствия и самодетерминации молодого поколения. Авторами выделены составляющие понятий самодетерминация и социальное самочувствие. В ходе исследования были выявлены доминирующие показатели самодетерминации, самоотношения и социально-психологической адаптации, а также проведен сравнительный анализ результатов, полученных в группе студенческой и работающей молодежи, что позволило выявить значимые различия. Статья представляет интерес для психологов, специалистов, работающих с молодежью и в области социальной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зябина Ольга Владимировна, Карина Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS AND WORKING YOUNG PEOPLE

Study of features of the younger generation is becoming increasingly important in the background of global changes in modern society. Young people are the most active and dynamic part of the community, responsive to various social changes. The article is about the features of formation and development of today's young people. The author has analyzed the socio-psychological research on young people at this stage. The article presents the results of empirical studies of the social well-being of young people, discusses the features of social well-being and self-determination of the younger generation. The authors identified the components of self-concept and social well-being. The study identified the dominant figures of self, self-relation, social and psychological adaptation of young generation. A comparative analysis was made of the results obtained in a group of students and young workers, which revealed significant differences. The article may be of interest to psychologists and professionals working with young people and social policy in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности социального самочувствия студенческой и работающей молодежи: сравнительный анализ»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ И РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Зябина О. В., Карина О.В.

Изучение особенностей молодого поколения приобретает все большую актуальность на фоне глобальных перемен современного общества. Молодежь является наиболее активной, динамично развивающейся частью общества, восприимчивой к различным социальным изменениям. В статье рассматриваются особенности становления и развития современной молодежи. Проанализированы социально-психологические исследования, посвященные молодежи на современном этапе. В статье представлены результаты эмпирического исследования социального самочувствия молодежи, раскрываются особенности социального самочувствия и самодетерминации молодого поколения. Авторами выделены составляющие понятий

самодетерминация и социальное самочувствие. В ходе исследования были выявлены доминирующие показатели самодетерминации, самоотношения и социально-психологической адаптации, а также проведен сравнительный анализ результатов, полученных в группе студенческой и работающей молодежи, что позволило выявить значимые различия. Статья представляет интерес для психологов, специалистов, работающих с молодежью и в области социальной политики региона.

Ключевые слова: социальное самочувствие, студенческая молодежь, работающая молодежь, самоотношение, социально-психологическая адаптация, самодетерминация.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE SOCIAL

WELL-BEING OF STUDENTS AND WORKING YOUNG PEOPLE

Zyabina O.V., Karina O.V.

Study of features of the younger generation is becoming increasingly important in the background of global changes in modern society. Young people are the most active and dynamic part of the community, responsive to various social changes. The article is about the features of formation and development of today's young people. The author has analyzed the socio-psychological research on young people at this stage. The article presents the results of empirical studies of the social well-being of young people, discusses the features of social well-being and self-determination of the younger generation. The authors identified the components of self-concept and social well-being. The study identified the dominant figures of self, self-relation, social and psychological adaptation of young generation. A comparative analysis was made of the results obtained in a group of students and young workers, which revealed significant differences. The article may be of interest to psychologists and professionals working with young people and social policy in the region.

Keywords: social well-being, students, working young people, self-attitude, social and psychological adaptation, self-determination.

Изменения, происходящие в современном обществе, сказываются на жизни подрастающего поколения, обуславливают особенности становления и развития молодежи.

Многие общественные процессы в РФ направлены на подрастающее поколение и молодежь. Ведь исторически доказано, что воспитание молодого поколение в последствии выступает индикатором общественных явлений.

Современные социально-психологические исследования, посвященные молодежи, рассматривают особенности социализации, адаптации молодых

людей, систему ценностных ориентаций и мотивацию деятельности, условия вхождения в различные социальные общности, социальную активность. Проблемами молодежи занимались такие исследователи, как Дмитриев А. В., Зубок Ю. А., Иконникова С. Н., Ищенко Т. В., Колесников Ю. С., Кон И. С., Лисовский В. Т. Рубин Б. Г., Рубина Л. Я., Руткевич М. Н., Семенов В. Е., Чупрова В. И. и др.

Так, И. С. Кон определяет молодежь, как социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных характеристик, социального положения, а также обусловленную различными социально-психологическими свойствами [1, с.97].

В возрастной психологии для молодежи характерно формирование устойчивой системы ценностных ориентиров, мировоззрения, становление самосознания и формирование социального статуса личности. На этом этапе развивается критичность мышления, желание дать собственную оценку различным явлениям, применить нестандартные решения. Вместе с тем у юноши еще сохраняются установки, убеждения и стереотипы, свойственные предыдущему возрастному этапу, что ведет к возникновению противоречий. Активное желание молодых людей заниматься созидательной деятельностью ограничивается недостаточной включенностью их в систему общественных отношений [3].

Таким образом, выделяются несколько особенностей характеризующих молодежь. Во-первых, молодежь отличается определенным возрастом. В различных сферах жизнедеятельности молодого человека в обществе верхняя и нижняя границы молодежного возраста определяются неодинаково и во многом зависят от исторических трансформаций и социальных условий. Вторая особенность данной социальной группы - это неопределенность положения молодежи в обществе. С одной стороны, молодые люди до определенного возраста ограничиваются в правах, а другой стороны, - для них создаются более мягкие (тепличные) условия для личностного и социального развития.

Молодежь рассматривается как социальная группа, находящаяся в стадии становления и освоения социальных ролей и своего места в обществе. При этом молодежь имеет некоторую ограниченность в собственных действиях и пользуется определенными социальными поблажками в период своего становления [2].

Еще одной особенностью является то, что молодежь находится на стадии формирования жизненных ценностей и ориентиров. В этот период активно происходит личностное становление, молодые люди стремятся реализовать свои способности, ставят перед собой смысложизненные цели, решают вопросы саморазвития, самопознания, самоопределения в социуме. Успешность прохождения этой стадии зависит от активности самой личности, проявления силы воли, способности самостоятельно принимать решения. Все это свидетельствует о том, что молодежь - одна из самых активных социальных групп общества, которая выступает значимым фактором социальных перемен.

Наше исследование посвящено изучению особенностей социального самочувствия и самодетерминации молодежи. Социальное самочувствие рассматривается нами как отношение человека к себе, к окружающим, своему статусу в обществе в контексте реализации его актуальных потребностей при взаимодействии с социальной средой. В качестве компонентов данного понятия мы исследуем показатели самоотношения и социально-психологической адаптации, что позволяет нам раскрыть не только отношение юношей к себе, но и особенности их взаимодействия и состояние в обществе.

Для раскрытия процесса самодетерминация, мы используем такие составляющие, как осмысленность жизни, жизнестойкость, воля, базовые убеждения личности. Перечисленные компоненты достаточно подробно раскрывают специфику данного понятия.

В нашем исследовании принимали участие студенты профессиональных училищ (104 человека), студенты 1-2 курса (72 человека) и 4-5 курса вуза (98

человек), а также работающая молодежь в возрасте до 23 (106 человек). Всего в эксперименте участвовало 380 человек.

В качестве методического инструментария в работе использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; опросник социальнопсихологической адаптации К. Роджерса; шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульмана; тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); методика диагностики волевого потенциала (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

С помощью Хи квадрата-критерия согласия Пирсона мы определили, что у работающей молодежи доминирует «локус контроль Я» (при р < 0,041), т.е. молодежь склонна представлять себя как сильную, самостоятельную личность, способную реализовывать свои планы, принимать обдуманные решения и отвечать за свои поступки.

Также, данная группа респондентов осознанно относятся к себе, к своей личности, способна проявлять рефлексию, при этом не всегда готова признавать негативную, неодобрительную информацию о себе (шкала «открытость» (при р < 0,003) по методике исследования самоотношения С. Р. Пантелеева). Преобладают высокие показатели по шкале «самоуверенность» (при р < 0,007), свидетельствующие о проявлении у молодых людей таких качеств, как высокая оценка своей личности, уверенность в своих поступках и принятых решениях, удовлетворенность собой, своими возможностями и занимаемым положением в обществе. Оценивая свою жизнь, молодые люди связывают происходящие события с собственными заслугами и усилиями, себя воспринимают как сильную личность, способную противостоять внешним обстоятельствам, шкала саморуководство (при р < 0,001). Юноши считают, что способны самостоятельно управлять своей жизнью и мало зависят от внешних факторов, себя оценивают как основной источник происходящих с ними изменений. Молодые люди считают, что достойны уважения и одобрения со

стороны окружающих, они достаточно высоко оценивают свои личностные качества и ожидают высокой оценки себя со стороны других людей, шкала зеркальное «Я» (при р < 0,010). Высокие показатели по шкале самоценность (при р < 0,016) свидетельствуют о высокой оценки молодыми людьми своей личности и ее значимости, о заинтересованности в себе и своим «Я», проявление положительных эмоций в свой адрес благоприятно отражается на состоянии молодых людей. Анализируя результаты по шкале принятие себя (при р < 0,001), следует отметить преобладание средних показателей, то есть для молодых людей характерно дружеское отношение к себе, они одобряют себя и свои поступки, однако не всегда могут принимать и признавать свои недостатки. Преобладание средних показателей по шкале самопривязанность (при р < 0,040) свидетельствует о том, что молодые люди в целом относятся к себе положительно и довольны занимаемым положением, вместе с тем они не отрицают какие-либо перемены в своей личности и не боятся меняться.

Молодые люди проявляют удовлетворенность собой, готовы к изменениям в своей жизни, объективно смотрят на свои проблемы и недостатки, они находятся в согласии с собой и своим внутренним «Я», для них характерно проявление рефлексии и осознание своих трудностей - все это свидетельствует о том, что молодежь не склонна проявлять внутреннюю конфликтность (при р < 0,033). Доминирование низких показателей по шкале самообвинение (при р < 0,022), говорит о том, что юноши не склонны обвинять себя при любом удобном случае, проявляют к себе положительные эмоции, спокойно принимают свои недостатки. Низкие показатели по данной шкале и невыраженность внутренней конфликтности свидетельствуют о положительном отношении молодых людей к собственной личности и отражаются на благоприятном самочувствии молодежи в целом.

Проанализировав данные методики социально-психологическая адаптация К. Роджерса, Р. Даймонда, были выявлены два статистически значимых показателя - это приятие других и эмоциональный комфорт:

- высокие показатели по шкале приятие других (при р < 0,022) отражает доброжелательное, благосклонное отношение к окружающим людям, принятие других людей и одобрение в их адрес, молодежь склонна проявлять дружественное отношение к людям и к миру в целом и ожидает позитивного отношения к себе;

- наличие высоких показателей по шкале эмоциональный комфорт (при р

< 0,011) свидетельствует о преобладании положительных эмоций, об удовлетворенности собой и своей деятельностью, ощущении успешности собственной жизни у молодого поколения.

По методике шкала базовых убеждений у молодежи было выявлено несколько статистически значимых показателей - это благосклонность мира (при р < 0,004), доброта людей (при р < 0,001), контролируемость мира (при р

< 0,004), ценность «Я» (при р < 0,001), степень самоконтроля (при р < 0,011).

- высокие показатели по шкалам благосклонность мира и доброта людей описывают положительное отношение молодых людей к миру в целом, для них характерно вера в то, что в мире больше добра, чем зла, они благосклонно относятся к окружающим людям и к себе самим, в жизни видят больше плюсов и оптимистично смотрят на мир;

- преобладание высоких и средних показателей по шкале контролируемость мира свидетельствует о наличии у молодого поколения убеждения, что события в их жизни происходят не случайно, они могут повлиять на них;

- значимость шкал ценность «Я» и степень самоконтроля и высокие показатели позволяют говорить об убежденности молодых людей в значимости собственной личности, они стремятся контролировать события в своей жизни и достаточно высоко оценивают свои действия и поведение.

По методике диагностика волевого потенциала у юношей преобладают высокие показатели (при р < 0,001), что характеризует их как сильных волевых людей, способных преодолевать возникающие трудности, проявить силу

характера, они всегда готовы взяться за новое дело и стремятся довести его до конца.

Вывод: для молодых людей свойственны позитивные установки по отношению к себе и к окружающим, они испытывают положительные эмоции. Высокие показатели по шкалам самоценность, самоуверенность, саморуководство, самопринятие и отсутствие внутренней конфликтности свидетельствуют о позитивном самоотношении и благоприятном социальном самочувствии молодежи. При этом для молодежи характерно проявление активности, воли, целеустремленности и самостоятельности, юноши способны противостоять внешним обстоятельствам, добиваться поставленных целей, тем самым, проявляя самодетерминацию в своем поведении.

Для достоверного изучения особенностей социального самочувствия молодежи мы сравнили показатели, полученные в группе работающей молодежи с результатами студентов 4-5 курсов вуза с помощью критерия и-Манна-Уитни. При этом были соблюдены возрастные параметры - все испытуемые в возрасте от 20 до 23 лет.

Студенты стремятся контролировать события своей жизни, обладают достаточной свободой выбора, планирует построить собственную жизнь в соответствии со своими целями и планами, они убеждены, что способны управлять своей судьбой и самостоятельно принимать решения, то есть ощущают себя активным субъектом собственной деятельности. Для них характерно проявлять жизнестойкость, готовность противостоять трудным жизненным обстоятельствам. Вместе с тем у студентов вуза преобладают такие показатели как дезадаптивность и эмоциональный дискомфорт, то есть, несмотря на уверенность в собственных силах и желание контролировать свою судьбу у них возникают негативные эмоции относительно себя, своей жизни. Молодые люди готовы справлять с трудностями, которые их ожидают, но не всегда справляются с негативными эмоциями. На наш взгляд, преобладание таких показателей может объясняться неоднозначностью положения, которое

занимает студенческая молодежь, молодые люди, заканчивая вуз, находятся перед выбором дальнейшего пути, им свойственно состояние неопределенности, с чем связан данный эмоциональный дискомфорт.

В группе работающей молодежи преобладает уверенность, что они сами управляют своей жизнью и мало зависят от внешних обстоятельств, они ориентируются на себя, и благоприятно оценивают свою личность и ждут одобрения со стороны окружающих. В целом молодежь удовлетворена собой и ощущает благополучие своей жизнью, проявляет положительные эмоции в отношении себя и окружающих. Выраженность таких базовых убеждений как доброта людей, справедливость и контролируемость мира, свидетельствует о благоприятном отношении молодежи к происходящим событиям, молодые люди верят в доброту и справедливость мира.

Итак, подводя итоги экспериментальных данных, можно сделать вывод, что для студентов выпускных курсов вуза и работающей молодежи в возрасте от 20 до 23 лет характерно доминирование по шкалам локус контроля «Я» и локус контроля жизнь, что свидетельствует о стремлении контролировать свою жизнь, самостоятельно принимать решения, не зависеть от внешних обстоятельств. Преобладание таких базовых убеждений, как вера в доброту людей, смысл жизни, уверенность в себе и ценность своей личности позволяет говорить о благоприятном состоянии молодежи, положительном опыте и чувстве защищенности. Стремление проявить себя, свои волевые качества, желание преодолевать сложности и не сдаваться в трудных обстоятельствах характеризует высокий уровень жизнестойкости и воли у молодежи.

Вместе с тем были выявлены различия в показателях самоотношения и социально-психологической адаптации у студенческой и работающей молодежи. У студентов 4-5 курса вуза выражены эмоциональный дискомфорт и дезадаптивность, что неблагоприятным образом отражается на состоянии и социальном самочувствии студентов и может быть связано, по нашему мнению, с нестабильным положением студентов в обществе.

В свою очередь, у работающей молодежи, напротив, отмечается благосклонное отношение к себе, эмоциональный комфорт и адаптивность, что свидетельствует о благоприятном социальном самочувствии данной группы молодежи.

Список литературы

1. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 136 с.

2. Молодежь России: социальное развитие. Под ред. В. И. Чупрова. М.: Наука, 1992. 347 с.

3. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и

объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое научное издание. 2010. №2. URL:

http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/948/sergeev2010_2.pdf (дата обращения

18.05.2012).

References

1. Kon I.S. Psihologiya rannej yunosti [Psychology of early youth]. Moscow.: Prosveschenie, 1989. 136 p.

2. Molodej’ Russii: social’noe razvitie [Youth of Russia: social development]. Ed. V.I. Chuprov. Moscow.: Nauka, 1992. 347 p.

3. Sergeev R.V. Molodej’ i studenchestvo kak social’nie gruppi i obekt

sociologicheskogo analiza [Sergeev R.V. Young people and students as a social group and the object of sociological analysis]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2 (2010).

http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/948/sergeev2010_2.pdf (date accessed

18.05.2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Зябина Ольга Владимировна, аспирантка кафедры практической психологии

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,

Балашовский филиал

ул. К.Маркса, д.29, г. Балашов, Саратовская область, 412300, Россия e-mail: zyabina87@mail.ru

Карина Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,

Балашовский филиал

ул. К.Маркса, д.29, г. Балашов, Саратовская область, 412300, Россия e-mail: karina_olga@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Zyabina Olga Vladimirovna, postgraduate student of the Department of Practical Psychology

Balashov Affiliation of Chernyshevsky Saratov State University 29, Karla Marksa street, Balashov, Saratov Region, 412300, Russia e-mail: zyabina87@mail.ru

Karina Olga Vitalevna, candidate of psychological Science, Associate Professor of the Department of Practical Psychology

Balashov Affiliation of Chernyshevsky Saratov State University 29, Karla Marksa street, Balashov, Saratov Region, 412300, Russia e-mail: karina_olga@mail. ru Рецензент:

Малюченко Г.Н., декан факультета психологии, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО Балашовского института «Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.