Научная статья на тему 'Особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского этноса'

Особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского этноса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Людмила Александровна, Ионова Мария Сергеевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей социального интеллекта у студентов-представителей мордовского этноса (в сопоставлении с представителями русского этноса). Предложены рекомендации по развитию социального интеллекта у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of an empirical study of social intelligence of student representatives of the Mordovian people (in comparison with those of the Russian people). The authors give recommendations on the improvement of social intelligence of university students.

Текст научной работы на тему «Особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского этноса»

ИОНОВА М. С., ЗАВЬЯЛОВА Л. А.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей социального интеллекта у студентов-представителей мордовского этноса (в сопоставлении с представителями русского этноса). Предложены рекомендации по развитию социального интеллекта у студентов вузов.

Ключевые слова: социальный интеллект, коммуникативный контроль, представитель мордовского этноса, студент.

IONOVA M. S., ZAVYALOVA L. A.

SOCIAL INTELLIGENCE OF MORDVINIAN STUDENTS

Abstract. The article presents the results of an empirical study of social intelligence of student representatives of the Mordovian people (in comparison with those of the Russian people). The authors give recommendations on the improvement of social intelligence of university students.

Key words: social intelligence, communicative control, representative of Mordvinian people, student.

Проблема социального интеллекта является одной из центральных в современной психологии. Социальный интеллект как совокупность способностей помогает личности адаптироваться в обществе, встраиваться в социальные, межличностные и профессиональные отношения. Все это является важнейшими характеристиками современного человека. Термин «социальный интеллект» предполагает развитые умения понимать себя, свое поведение и действия других людей, а также выстраивать эффективное взаимодействие и добиваться поставленной цели [1].

К исследованию социального интеллекта обращались Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, М. С. Пономарев, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков и др. [1; 3; 4; 7; 10; 11; 12].

Несмотря на то, что рассматриваемой проблеме посвящено много работ отечественных и зарубежных авторов, она все еще недостаточно разработана. Без должного внимания исследователей остаются особенности социального интеллекта представителей разных народов и, в частности, мордвы.

Мордва - финно-угорский этнос, который делится на два субэтноса - мокша и эрзя. Это один из народов, населяющих Российскую Федерацию, общая численность которого составляет - 74 4237 человек. В Республике Мордовия проживает 333 112 человек

мордовской национальности, а за ее пределами - 411 125 человек. Социальный интеллект мордвы не становился предметом специального рассмотрения ученых. Однако в научной литературе по этнографии, истории, культурологи мы находим описание черт национального характера представителей мордовского народа. Исследователи не оставляют без внимания особенности общения и межличностных отношений мордвы.

Этнограф и статистик П. И. Мельников-Печерский (Андрей Печерский), хорошо владевший мордовским языком, внесший крупный вклад в изучение мордовского народа писал о том, что характер мордвы отличается кротостью, добродушием, гостеприимством и радушием; а также трудолюбием и рачительностью [5]. Он описывает национальные черты характера мордвы, отмечает горделивое спокойствие, сдержанность, порядочность, достоинство, трудолюбие, свободомыслие, независимость. Исследователь описывает мордву как открытых и приятных собеседников, которые умеют разговаривать и слушать, стремятся получать полезную информацию и всегда держатся с ним скромно и на равных. Мордовский народ характеризуется как очень патриотичный и добродушный. В соплеменниках одобряются такие качества как трудолюбие, доброта, гостеприимство, настойчивость, взаимопомощь (братство, солидарность, забота друг о друге), честность, патриотизм и др.

Е. В. Мочалов и И. В. Емелькина среди черт характера представителей мордовского народа отмечают рассудительность, целеустремленность [6].

В представленных работах, безусловно, содержится интересный и ценный для психолога материал. Однако приходится констатировать недостаток данных именно психологических исследований. Поэтому мы предприняли попытку исследовать особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского народа при помощи специальных психодиагностических методик.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В нем приняли участие студенты разных курсов и направлений подготовки в количестве 40 человек (50% - представители мордовского народа, 50% - представители русского народа). Представители русского народа составили группу А, представители мордовского народа - группу Б.

В ходе исследования мы использовали тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера [9]. Результаты, полученные по итогам выполнения теста Дж. Гилфорда представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень социального интеллекта студентов

Уровень социального интеллекта Студенты

Группа «А» Группа «Б»

Абс. % Абс. %

высокий - - - -

среднесильный - - - -

средний 12 60 8 40

среднеслабый 8 40 12 60

низкий - - - -

Данные, полученные нами при помощи теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, свидетельствуют о том, что показатели социального интеллекта у студентов-представителей русского и мордовского народов сходны. Студенты обеих групп характеризуются средним и среднеслабым уровнями социального интеллекта. Показатели чуть выше в группе русских студентов. Однако статистически достоверные различия в показателях социального интеллекта студентов (представителей русского и мордовского народов) не обнаружены. По 1-критерию Стьюдента для независимых выборок 4=0,263 (р>0,1); (1кр=1,686 при р<0,1; 1*р=2,024 при р<0,05; 1кр=2,712 при р<0,01; 1кр=3,566 при р<0,001).

Полученные данные свидетельствует о трудностях анализа студентами социальной обстановки, выделения ее критериев, отсутствии гибкой ориентировки в ней. На среднем и среднеслабом уровнях развития находятся такие компоненты социального интеллекта студентов, как проницательность и социальная компетентность. На высоком уровне - такие компоненты, как чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает быстро и правильно понимать то, о чем люди хотят сказать друг другу. Эти данные указывает на большую зрелость одних свойств и способностей и недостаточное развитие других [1; 9].

Положительным моментом является то, что низкий уровень социального интеллекта не выявлен ни у кого из представителей групп «А» и «Б». Однако у студентов обеих групп также не выявлен высокий и даже среднесильный уровни социального интеллекта. Невысокие показатели социального интеллекта студентов, возможно, связаны с особенностями возраста.

В ходе эмпирического исследования мы также использовали тест диагностики коммуникативного контроля М. Снайдера (см. табл. 2).

Таблица 2

Уровень Студенты

коммуникативного Группа «А» Группа «Б»

контроля Абс. % Абс. %

высокий 8 40 16 80

средний 6 30 3 15

низкий 6 30 1 5

Коммуникативные свойства личности - это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, что определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении. Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, а также умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность [9].

Исходя из вышесказанного, особенности коммуникативного контроля студентов групп А и Б (участвовавших в исследовании) можно охарактеризовать следующим образом.

Высокий уровень коммуникативного контроля является преобладающим в обеих группах: выявлен у 40% студентов группы «А» (представители русского народа) и, соответственно, у 80% студентов группы «Б» (представители мордовского народа). Однако, в группе «Б» количество респондентов с данным уровнем значительно выше.

Личность, имеющая такой показатель коммуникативного контроля, характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности, контролем своего поведения при взаимодействии с окружающими. Эти люди постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Они умело управляют своими эмоциональными проявлениями, гибко реагирует на изменение ситуации в общении. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций [9].

Средний уровень коммуникативного контроля поведения имеют 30% студентов из группы «А» и 15% из группы «Б». Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей.

Люди, характеризующиеся средним уровнем коммуникативного контроля, отличаются искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими. Они неконфликтны в общении и стараются «сглаживать углы» при возникновении какой-либо «неловкой» ситуации. Из них могут выйти отличные дипломаты [9].

Низкий уровень коммуникативного контроля выявлен у 30% студентов группы «А» и у 5% студентов группы «Б». Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, непосредственность, раскованность. Поведение людей с низким уровнем коммуникативного контроля мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей. Окружающие могут воспринимать их как излишне прямолинейных, нетактичных и навязчивых. Таких людей обозначают словом «задира». Низкая дифференцированность поведения нередко вызывает конфликтные ситуации в общении с коллегами. Их раскованность во взаимодействии с партнерами по общению порой ставит в неловкое положение собеседников [9].

Результаты статистического анализа свидетельствуют о том, что различия в показателях коммуникативного контроля студентов (представителей русского и мордовского народов) обнаружены на высоком уровне статистической значимости. По ^критерию Стьюдента для независимых выборок 4 = 4,635 (р<0,001; (1*р=1,686 при р<0,1; 1*р=2,024 при р<0,05; 1кр=2,712 при р<0,01; 1*р=3,566 при р<0,001)). Уровень коммуникативного контроля студентов-мордвы значимо выше уровня коммуникативного контроля русских студентов.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

В ходе исследования не выявлено статистически достоверных различий в уровне социального интеллекта у представителей русского и мордовского народов (по данным теста Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»). Показатели социального интеллекта у русских студентов и студентов-мордвы примерно одинаковы - выявлены средний и среднеслабый уровни.

Установлены различия в уровне коммуникативного контроля представителей русского и мордовского народов (по данным теста М. Снайдера «Коммуникативный контроль»). Студенты-мордва показали более высокий уровень контроля в общении, чем русские студенты. Представители мордовского народа более сдержанны, хорошо управляют своими эмоциями, но им значительно сложнее в спонтанных, непредсказуемых ситуациях, они не любят «сюрпризов» по жизни. Представители русского народа, исходя из результатов нашего исследования, более общительны, открыты, импульсивны, раскованны, но могут показаться прямолинейными и навязчивыми.

В целом, студенты, участвовавшие в исследовании, недостаточно хорошо умеют «считывать» и «распознавать» эмоции другого человека, его поведение и действия. Мы допускаем, что при исследовании других возрастных групп могут быть получены результаты, отличающиеся от представленных выше. Этот вопрос требует уточнения в ходе дальнейших исследований.

Невысокие показатели социального интеллекта студентов свидетельствуют о необходимости проведения специальной психолого-педагогической работы, направленной на решение данной проблемы.

Развитию социального интеллекта студентов будет способствовать: проведение интеллектуальных игр; чтение художественной литературы; посещение различных семинаров, фестивалей, концертов и других мероприятий. Эффективным способом развития социального интеллекта является также участие в различных социально-психологических тренингах (тренингах формирования коммуникативных навыков, тренингах общения и преодоления конфликтов и др.).

Данные рекомендации будут полезны студентам. Поскольку развитие социального интеллекта позволяет человеку перейти на новый уровень общения, межличностных отношений, что положительно сказывается на эффективности учебной, а в дальнейшем, профессиональной деятельности [2]. Рекомендации по развитию социального интеллекта могут быть применены в профессиональной деятельности сотрудников психологических служб вузов, педагогов-кураторов и преподавателей психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Сфера, 2003. - С. 433-456.

2. Ионова М. С., Нуждина Ю. В. К проблеме адаптации студентов-первокурсников из мордовской диаспоры // Вестник Мордовского университета. Сер. «Психологические науки». - 2011. - № 2. - С. 238-240.

3. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные аспекты психологии. - СПб.: Речь, 2008. - С. 48-59.

4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 31-32.

5. Мельников-Печерский П. И. Очерки мордвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pagan.ru/lib/books/archive/mordva_1.php.

6. Мочалов Е. В. , Емелькина И. В. Менталитет мордовского народа в системе российского менталитета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigilib.net/book/362-vestnik-nii-gumanitarnyx-nauk-1-25/20-mentalitet-mordovskogo-naroda-v-sisteme-rossij skogo mentaliteta.html.

7. Пономарев М. С. Социальная компетентность у подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М, 2006. - 24 с.

8. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihotesti.ru.

9. Психология А.- Я.: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/tests/index.html.

10. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. - 2006. - № 1. - С. 12-18.

11. Стернберг Р. Дж., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

12. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. - М.: Изд-во ИП РАН, 2003. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.