Научная статья на тему 'Особенности социально-воспитательной работы с неформальной молодежью в вузе'

Особенности социально-воспитательной работы с неформальной молодежью в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / субкультура / социализация / творчество / youth / subcultures / socialization / Creativity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эррера Лариса Михайловна

Исследуется процесс организации социально-воспитательной работы с молодежью в вузе. Предлагаются подходы, учитывающие фактор присутствия среди студентов молодых людей, относящих себя к субкультурным молодежным образованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of organizing socioeducational work with young people in higher schools is studied. Approaches taking into account the factor of presence of subculture young people among students are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-воспитательной работы с неформальной молодежью в вузе»

L.M. Herrera

Features of Socio-Educational Work with Informal Youth in Higher Schools

The process of organizing socio-educational work with young people in higher schools is studied. Approaches taking into account the factor of presence of subculture young people among students are proposed.

Key words and word-combinations: youth, subcultures, socialization, creativity.

Исследуется процесс организации социально-воспитательной работы с молодежью в вузе. Предлагаются подходы, учитывающие фактор присутствия среди студентов молодых людей, относящих себя к субкультурным молодежным образованиям.

Ключевые слова и словосочетания: молодежь, субкультура, социализация, творчество.

УДК 316.34/.35+371.4 ББК 60.54+74.200

Л.М. Эррера

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕФОРМАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В ВУЗЕ

^Зоциальная работа со студентами имеет целью воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности гражданина новой России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения. Этим в вузах занимаются отделы по воспитательной работе, кураторы, социально-психологические службы и преподаватели в силу особенности их профессиональной деятельности.

Часть студентов относит себя к субкультурным молодежным образованиям (рокеры, панки, эмо и др.), что в настоящее время -явление обычное, но в большинстве случаев не учитываемое в учебно-воспитательной работе. Помощь, оказываемая преподавателями и администрацией вуза представителям таких молодежных объединений в решении возникающих у них проблем, нацелена на повышение интереса студентов-неформалов к учебе и их социализацию. Вместе с тем влияние на них могло бы оказаться гораздо эффективнее, если были бы учтены субкультурные особенности представителей «неформальной» молодежи.

Проведенное нами социологическое исследование позволяет расширить представление об особенностях современной вузовской молодежи и использовать эти знания в воспитательном процессе.

В опросе приняли участие 200 студентов 1-3 курсов технических (100 респондентов) и гуманитарных (100 респондентов) специ-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

137

альностей Новомосковского института Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева. Целью исследования стало определение личностных особенностей представителей «субкультурной» молодежи, выявление их отличий от молодых людей, не ассоциирующих себя с тем или иным неформальным объединением. Нами была применена методика «Дерево Коха». Полученные результаты позволят продемонстрировать сравнение «формальной» и «неформальной» молодежи (табл. 1, 2).

Таблица 1

Основные качества личности, наиболее часто встречающиеся у «субкультурной» молодежи, % от общего числа опрошенных

Качества личности Выбор респондентов

Уравновешенность 71

Преобладание интеллекта, идеализм 66

Отношение к жизни, как к интересной игре 50,7

Способность преодолеть ограничивающие рамки, ненахождение языка с окружающим миром 49,9

Гибкость мышления 49,3

Фантазирование, жизнь в сказочном мире 44,1

Энтузиазм, безудержное рвение 34,0

Таблица 2 Основные качества личности, наиболее часто встречающиеся у «формальной» молодежи, % от общего числа опрошенных

Качества личности Выбор респондентов

Эмоциональность, впечатлительность 41,6

Уравновешенность 41

Отношение к жизни, как к интересной игре 41

Преобладание интеллекта 38,3

Зависимость от настроения 30

Недостаточная способность к самовыражению 28,3

Больше практик, чем теоретик 25

Наиболее значимыми для представителей молодежной субкультуры, а также наиболее типичными качествами личности оказались уравновешенность характера, самовыражение и нормальное чувство собственного достоинства, преобладание интеллекта, идеализм, фантазирование, жизнь в выдуманном мире (см. табл. 1).

По высоким показателям пунктов «идеализм, фантазирование» можно предположить, что причастность к какой-либо субкультуре выполняет регуляторную функцию. Неудовлетворенность окружающим миром воплощается в немного

138 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

выдуманном мире субкультуры. Это приносит снижение напряжения и снимает внутренний конфликт.

Преобладание интеллекта, идеализм свидетельствует о том, что у «субкультурной» молодежи имеются предпосылки к анализу окружающего мира, поиску противоречий, проявляется интерес к разнообразным абстрактным философским, религиозным, этическим проблемам. Студенты-неформалы сравнительно часто рассуждают об идеалах, о будущем, имеют более глубокий и обобщенный взгляд на мир, отличаются особенным мировоззрением.

Одним из важных показателей «субкультурной» молодежи является пункт «способность выйти за рамки дозволенного, ненахождение языка с окружающим миром и усиленное стремление к деятельности». К этому склонна половина опрошенных неформалов, тогда как у «формальной» молодежи этот ответ встречается всего у 8% опрошенных. По нашему мнению, увлечение субкультурой для представителей «неформальной» молодежи и есть воплощение варианта «выйти за рамки». Не менее важным является пункт «отношение к жизни, как к интересной игре». Для приверженцев субкультур он по значимости сопоставим с пунктом «способность преодолеть ограничивающие рамки» - практически по 50%, тогда как «формальная» молодежь полностью равнодушна к этой позиции.

Фантазирование, мечтательность отмечены у 44,1% опрошенных представителей молодежных субкультур. Этот показатель практически одинаков как у «субкультурной», так и у «формальной» молодежи и составляет около 40%. Видимо, для многих молодых людей абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ограничений, кроме логических, причем увлечение абстрактным часто соседствует с мечтами [1, с. 37].

В целом же по всем показателям «субкультурную» молодежь можно отнести к творческим личностям. Творчество предполагает умение освободиться от влияния обыденных представлений и запретов. Наше утверждение не оригинально, поскольку такое предположение высказывали американские психологи М. Парлоф и Л. Датт (1968 г.), которые проводили исследования по сравнению личностных свойств творческих людей нескольких возрастных групп - взрослых и юношей - друг с другом и с менее творческими людьми. Оказалось, что более творческие люди, независимо от их возраста и направленности интересов, отличались от менее творческих следующими показателями: большей уравновешенностью характера (в нашем исследовании у «субкультурной» молодежи этот показатель равен 71%, у остальных - 41%); большей уверенностью в себе; наличием спонтанных реакций (в нашем исследовании гибкость ума присутствует у 49,3% опрошенных «неформалов»); напористостью («энтузиазм, безудержное рвение» отмечены у 34% приверженцев субкультур, против 20% у «формальной» молодежи).

Наряду с позитивными чертами, в ходе исследования выявлено, что у «субкультурной» молодежи присутствует оборонительное поведение, ранимость до враждебности (28,6%), ощущение давления на себя у 27,9%. Это, скорее всего, связано с негативной реакцией окружающих на причастность их к какой-либо субкультуре. У «формальной» же молодежи эти показатели находятся на уровне 5%.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

139

Полученный в анализируемом исследовании результат заметно отличается от итогов, полученных американскими учеными, тем, что они обнаружили у творческих людей наличие самоконтроля, в то время как нами у субкультурной молодежи это качество ярко не выделено. У данной группы молодежи практически отсутствуют такие качества, как «раздражительность, нервозность» и «неуверенность в себе»; у остальной молодежи фиксируются довольно высокие показатели - 25 и 16,6% соответственно.

Психологи отмечают, что творческие достижения чаще всего имеют те обучающиеся, которые не обладают блестящей успеваемостью (Р. Хогэн, 1980). В подтверждение часто приводятся примеры, когда известные люди в школьные годы отличались низкой успеваемостью, считались неспособными и посредственными (Дарвин, Свифт, Гейне). На наш взгляд, это, скорее всего, связано с шаблонностью школьной программы, не дающей возможности для творчества. К тому же учителя, как правило, в своей деятельности ориентированы на «середнячка» и проявляют чрезмерную опеку, что претит творческим личностям.

Несомненно, в подростковом и юношеском возрасте молодые люди сталкиваются с характерными проблемами общего плана. Однако у представителей «неформальной» молодежи есть специфические, присущие только им проблемы.

Любой молодой человек стремится развивать в себе большую независимость от окружающих его людей. Это значит, что ему необходимо прежде всего научиться самостоятельно принимать решения, ставить реалистичные задачи, находить источники личного и профессионального признания. При этом от него зачастую требуется пересмотреть свою систему ценностей, соотнести личные интересы с важнейшими ценностями, господствующими в обществе.

Юноше или девушке предстоит развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом, становиться все более уверенными в себе, сознавая и оценивая свой потенциал, ставя перед собой долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и демонстрируя готовность твердо идти к ним. Не последнюю роль в этом играет приобретение знаний и умений, дающих возможность выбирать работу и успешно реализовываться в профессии. Особенное значение на этом пути имеют социальные контакты и дружба. От молодого человека в период взросления требуется выработать навыки установления и поддержания разного рода отношений. Он должен уметь осознать, что ему дают контакты с другими, проявлять готовность к дружбе, умение доверять и вызывать доверие к себе. В молодежной компании ценятся дружелюбие, способность принять друг друга.

Взросление сопряжено с тем, что человеку необходимо научиться справляться со всевозможным трудностями, в том числе вызванными противоречиями собственного статуса. Он должен самокритично судить и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого по отношению к детям. В своих действиях ему следует научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью. Одновременно от него требуется принять тот факт, что определенные лица и инстанции поставлены над ним. В таком сложном контексте ему предстоит выработать умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов.

140 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

С необходимостью более или менее успешно решать эти задачи сталкиваются все подростки, но у «субкультурной» молодежи к ним добавляются специфические проблемы. В частности, «неформалам» остро необходимо научиться толерантности по отношению к обществу, в котором они находятся. При этом от них потребуется «научиться жить» в реальном, а не выдуманном мире. Им предстоит преодоление собственного инфантилизма, в частности научиться быть ответственными за последствия совершаемых поступков. Чрезвычайно актуальна для представителей «неформальной» молодежи проблема алкоголизации и наркотизации, которые в качестве нормы присутствуют в некоторых субкультурах. Из позитивных задач, стоящих перед «субкультурной» молодежью, отметим использование имеющегося творческого потенциала во взрослой жизни.

Исходя из названных общих и частных задач, предлагаем следующий набор основных направлений социально-воспитательной работы с «неформальной» молодежью, обучающейся в вузе:

- создание у «субкультурной» молодежи социальной компетенции, предполагающей обладание индивидуумом достаточными навыками, с помощью которых он может адекватно исполнять обязанности, налагаемые на него повседневной жизнью;

- оказание помощи в реализации творческого потенциала, который предполагается у такой молодежи;

- содействие формированию ассертивного поведения при необходимости отказа от употребления алкоголя и других негативных атрибутов молодежной коммуникации.

Начало социально-воспитательной работы с вузовской молодежью должно начинаться с установления имеющихся проблем. Далее следует их решение с помощью определенного набора методов.

Для эффективной работы с молодежью педагог-воспитатель должен быть осведомлен о типичных социально-психологических особенностях представителей той или иной субкультуры. Социально-воспитательному работнику желательно как можно ближе познакомиться с субкультурами в их наиболее значимых проявлениях - музыке, изобразительном искусстве, литературе, кумирах. При этом недопустимо открыто проявлять неуважение к имиджу, взглядам и мировоззрению носителей субкультуры, поскольку субкультура детерминирует многие из когниций молодежи. Она определяет, во что молодые люди верят, что отрицают, что воспринимают и что игнорируют, насколько они готовы делиться с посторонним человеком, какие отношения они предпочтут иметь с педагогом, какие ценности они считают важными, какой стиль работы будет для них приемлем, а какой сразу отвергнут, что они считают возможной причиной их эмоциональных проблем [2, с. 473]. Эмпатия и позитивное отношение могут сыграть решающую роль в получении положительного результата. Для того чтобы работать с «субкультурной» молодежью, нужно уметь видеть мир ее глазами. Воспитателю желательно понимать сленг, на котором общаются «неформалы».

При работе с такой молодежью можно выделить два принципиальных подхода: 1) стратегия, ориентированная на индивида, и 2) стратегия, ориентиро-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 141

ванная на группу. В первом случае в социально-психологической работе первостепенное внимание предполагается уделять индивидуальным факторам личности - нацеливать молодых людей на использование имеющегося у них творческого потенциала в учебе и работе, преодоление инфантилизма и развитие ответственности. Во втором - упор делается на профилактике аддиктивного поведения (умение противостоять алкоголю и наркотикам), обучении толерантности.

Основным методом диагностики, которую в вузе проводит обычно работник социально-психологической службы, является тест. Наиболее успешными при работе с подростками и молодежью, по нашему мнению, представляются проективные тесты. Они разрабатываются на основе неопределенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы, давать волю своему воображению: интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершать незаконченное предложение. Конечно, ни один из ответов не является необоснованным или случайным. Предполагается, что в интерпретации подобных объектов человек бессознательно «вкладывает» и «проецирует» самого себя, переносит собственные свойства и переживания, элементы своей личности, что позволяет проанализировать их и дать им оценку.

Все проективные методики позволяют использовать поведение обследуемого как часть испытания. В оценке ответов, к примеру, интонация, манера говорить всегда затрагивают содержание. Все поведение обследуемого воспринимается как систематизированная совокупность, на основе которой тоже можно сделать определенные выводы. При использовании данных методик интервьюер не раскрывает свои намерения в задаваемых вопросах. Стимулы, которые предоставляются обследуемому, не дают для этого оснований, благодаря чему возможность обследуемого контролировать свои ответы заметно уменьшается.

Зарубежными психологами выделены несомненные достоинства проективных тестов [3, с. 36]. Проективные тесты могут использоваться как в индивидуальной, так и групповой форме тестирования. По нашему мнению, наиболее подходящими для изучения психологических особенностей личности представителей «субкультурной» молодежи являются проективные методики «дом -дерево - человек», аддитивный тест незаконченных предложений, японские проективные тесты.

После проведения диагностики появляется возможность установить проблемы, для решения которых подбираются соответствующие методы. Один из таких методов для решения общих проблем (готовность взрослеть и становиться все более уверенным в себе, ставить долгосрочные цели) - упражнения К. Фопеля, направленные на работу с основными проблемами юношеского возраста [4].

Для обучения толерантности рекомендуется соответствующий тренинг (И. Димов, М. Шкробов), представляющий собой групповое занятие с использованием игровых методик. Ожидаемым результатом будет осознание студентами, что толерантность - основа конструктивного пути решения проблемы. Молодые люди получают представления о роли толерантности в историческом развитии народов, у них развивается уважения, терпимое отношение к другому мнению, другой культуре.

142 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Формирование толерантности способствует развитию межличностных отношений и пониманию содержания и значения культурного и исторического прогресса. Важным составным элементом в данном случае является восприятие набора «ассертивных прав человека» как непосредственно действующих. В их числе следующие:

- Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия;

- Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение;

- Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей;

- Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей;

- Вы имеете право менять свои взгляды;

- Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них;

- Вы имеете право на нелогичные решения;

- Вы имеете право сказать: «Я не знаю»;

- Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю»;

- Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».

С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но с другой - при доведении до абсолюта - могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированию интересов окружающих. Современной наукой разработаны методики, закрепляющие позитивные навыки ассертивно-го поведения. Молодые люди обучаются выражать свои чувства, позиции, мнения и желания, считаясь с чувствами, позицией, мнением, правами и желаниями другого человека. Хотя они делают это решительно и непосредственно, от них требуется проявлять вежливость по отношению к другому человеку. Наличие ассертивных отношений дает возможность человеку свободно выражать чувства, реализовывать свой творческий потенциал, не боясь выглядеть не таким, как все.

Специалистами по формированию ассертивного поведения выработаны столь необходимые молодым людям рекомендации по противостоянию манипуляции [5, с. 300]. В частности, с помощью определенных методик можно избавиться от рефлекса обязательно отвечать на любой вопрос, выработать привычку внимательно анализировать ситуацию, в которой осуществляется убеждение.

Положительным моментом популярных методик является то, что жизненные вопросы поднимаются в кругу сверстников. При этом студент получает возможность спросить себя, что он хочет и что может. Одновременно у вузовских педагогов появляется возможность восприятия представителей «субкультурной» молодежи не как девиантов, а как интересных людей, имеющих творческий потенциал, который им необходимо помочь реализовать и в учебе, и в жизни.

Результатом социально-воспитательной работы должно стать развитие личности молодых людей, повышение их самооценки, нахождение ориентиров жизненных норм и ценностей, не противоречащих современному обществу.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 143

Библиографический список

1. Психология подростка / под общ. ред. A.A. Реана. СПб., 2007.

2. Райан М.М. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001.

3. Кото X. Японские тесты / пер. с исп. М., 2008.

4. Фопель К. На пороге взрослой жизни / пер. с нем. М., 2008.

5. Косарецшя C.B., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. СПб., 2006.

E.A. Koreneva The Technology of Training Future Teachers to work on Early Intellectual Development of Preschool Children

The pedagogical technology of preparation of the future teachers to work on early intellectual development of preschool children is presented. Special attention is given to the characteristic of its structural components.

Key words and word-combinations: future teachers' training, pedagogical technology, early intellectual development of children.

Представлена педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется характеристике ее структурных компонентов.

Ключевые слова и словосочетания: подготовка будущих педагогов, педагогическая технология, раннее интеллектуальное развитие детей.

УДК 373.2 ББК 74.1

Е.А. Коренева

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО РАННЕМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

^Одной из приоритетных целей современного дошкольного образования является воспитание и обучение, основанное на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка. Совершенствование дошкольного образования сегодня во многом связано с поиском и выбором стратегии психического, физического и нравственного развития ребенка. Оно в значительной степени зависит от обеспечения дошкольных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Интерес специалистов к раннему интеллектуальному развитию детей во многом обусловлен тем, что выяснение закономерностей их психического развития может значительно углубить понимание механизма развития интеллекта и личности в целом. В то же время сегодня появилось осознание, что успехи любого общества в развитии экономики, социальной и культурной сферы в значитель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

144 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.