Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в Суворовском военном училище'

Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в Суворовском военном училище Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2301
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ДОВУЗОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МО РФ / ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / DAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / DISADAPTATION / SUVOROV MILITARY SCHOOL / PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Мария Владимировна

В статье раскрыты особенности адаптации подростков к обучению в довузовских образовательных организациях Министерства обороны РФ, в частности суворовских военных училищах. На основе анализа научных источников выделены некоторые общие признаки феномена адаптации в отечественной и зарубежной психологии. Адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности и является показателем ее зрелости. Во-первых, адаптация есть не что иное, как изменение, перестройка существующих у индивида систем взаимодействия с окружающим миром. Во-вторых, такое разрушение, изменение имеющейся системы связей провоцирует действие защитных механизмов личности для достижения гармонии в системе «человек среда». Рассмотрены особенности процесса адаптации подростков, поступивших в военное училище, с точки зрения ее социально-психологического уровня. Предложено авторское понимание феномена социально-психологической адаптации к обучению в военном учебном заведении. Под социально-психологической адаптацией подростка к условиям военного учебного заведения мы понимаем процесс взаимодействия личности подростка-пятиклассника и образовательно-воспитательной среды, в результате чего устанавливается оптимальное соответствие между возможностями, склонностями, интересами, знаниями, умениями и навыками подростка с одной стороны и условиями системы образования и воспитания военного учреждения с другой стороны. Определены основные показатели социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков при обучении в военном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS TO THE LEARNING ENVIRONMENT AT SUVOROV MILITARY SCHOOL

The article describes the peculiarities of adaptation of adolescents at pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and in particular at the Suvorov military schools. On the basis of analysis of scientific sources the author singles out certain common features of the phenomenon of adaptation in domestic and foreign psychology. Adaptation refers to one of the basic socio-psychological mechanisms of socialization of a person and serves as an indicator of their maturity. In the first place, adaptation is nothing but change and transformation of the systems of the person’s interaction with the surrounding world. In the second place, such destruction and radical change of the existing system of ties provokes the switching on of personal defense mechanisms in order to achieve harmony in the system of “man environment”. The article regards the peculiarities of adaptation of adolescents enrolled in a military school from the point of view of its socio-psychological level. The article offers an authored interpretation of the phenomenon of socio-psychological adaptation of adolescents to the study at a military educational institution. Under socio-psychological adaptation of adolescents to the conditions of a military educational institution the author understands the process of interaction between the personality of a 5th grade adolescent and the educational environment, in the result of which there forms an optimal correlation between the possibilities, inclinations, interests, knowledge and skills of the child on the one hand, and the conditions of the system of education and upbringing of a military institution on the other. The article defines the main indicators of socio-psychological adaptation and disadaptation of adolescents during their study at a military educational institution.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в Суворовском военном училище»

УДК 355.231.1

ББК Ц439.8(2Рос) ГСНТИ 15.81.21; 14.33.01 Код ВАК 19.00.07; 13.00.01

Иванова Мария Владимировна,

соискатель ученой степени кандидата психологических наук, педагог-психолог, федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации; 620062, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 88; e-mail: serebrikova@mail.ru.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация; социально-психологическая адаптация; дезадаптация; Суворовское военное училище; довузовские образовательные организации МО РФ; военные учебные заведения.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрыты особенности адаптации подростков к обучению в довузовских образовательных организациях Министерства обороны РФ, в частности суворовских военных училищах. На основе анализа научных источников выделены некоторые общие признаки феномена адаптации в отечественной и зарубежной психологии. Адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности и является показателем ее зрелости. Во-первых, адаптация есть не что иное, как изменение, перестройка существующих у индивида систем взаимодействия с окружающим миром. Во-вторых, такое разрушение, изменение имеющейся системы связей провоцирует действие защитных механизмов личности для достижения гармонии в системе «человек - среда». Рассмотрены особенности процесса адаптации подростков, поступивших в военное училище, с точки зрения ее социально-психологического уровня. Предложено авторское понимание феномена социально-психологической адаптации к обучению в военном учебном заведении. Под социально-психологической адаптацией подростка к условиям военного учебного заведения мы понимаем процесс взаимодействия личности подростка-пятиклассника и образовательно-воспитательной среды, в результате чего устанавливается оптимальное соответствие между возможностями, склонностями, интересами, знаниями, умениями и навыками подростка с одной стороны и условиями системы образования и воспитания военного учреждения с другой стороны. Определены основные показатели социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков при обучении в военном учебном заведении.

Ivanova Mariya Vladimirovna,

Educational Psychologist, Federal State Public Educational Institution "Yekaterinburg Suvorov Military School" of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia.

PECULIARITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS TO THE LEARNING ENVIRONMENT AT SUVOROV MILITARY SCHOOL

KEYWORDS: adaptation; socio-psychological adaptation; disadaptation; Suvorov military school; pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation; military educational institutions.

ABSTRACT. The article describes the peculiarities of adaptation of adolescents at pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and in particular at the Suvorov military schools. On the basis of analysis of scientific sources the author singles out certain common features of the phenomenon of adaptation in domestic and foreign psychology. Adaptation refers to one of the basic socio-psychological mechanisms of socialization of a person and serves as an indicator of their maturity. In the first place, adaptation is nothing but change and transformation of the systems of the person's interaction with the surrounding world. In the second place, such destruction and radical change of the existing system of ties provokes the switching on of personal defense mechanisms in order to achieve harmony in the system of "man - environment". The article regards the peculiarities of adaptation of adolescents enrolled in a military school from the point of view of its socio-psychological level. The article offers an authored interpretation of the phenomenon of socio-psychological adaptation of adolescents to the study at a military educational institution. Under socio-psychological adaptation of adolescents to the conditions of a military educational institution the author understands the process of interaction between the personality of a 5th grade adolescent and the educational environment, in the result of which there forms an optimal correlation between the possibilities, inclinations, interests, knowledge and skills of the child on the one hand, and the conditions of the system of education and upbringing of a military institution on the other. The article defines the main indicators of socio-psychological adaptation and disadaptation of adolescents during their study at a military educational institution.

В

настоящее время в нашей стране принимаемых государством по совершенст-система суворовского и кадетского вованию системы образования в России. образования активно развивается одновре- Сегодня структура довузовских образо-менно с реформой по изменению структу- вательных организаций Министерства оборы, состава и численности Вооруженных роны Российской Федерации представлена сил Российской Федерации и с учетом мер, несколькими успешно функционирующими

© Иванова М. В., 2016

176

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

видами образовательных учреждений среднего (общего) образования: 7 президентских кадетских училищ, 8 кадетских корпусов, 10 суворовских военных училищ и Нахимовское военно-морское училище.

Одной из главных задач довузовских образовательных учреждений МО РФ, наряду со школьной подготовкой, является и начальная военная подготовка воспитанников, которая служит базовой начальной ступенью в подготовке высококвалифицированных специалистов Вооруженных сил РФ. Специализированные военные учебные заведения, в частности суворовские военные училища, предъявляют повышенные требования к воспитанникам в плане физической подготовки, интеллектуального развития, а также личностных свойств.

На данном этапе функционирования суворовских училищ определен 7-летний срок обучения мальчиков с 10 до 17 лет (511 классы), что соответствует подростковому и раннему юношескому возрасту.

Поступление в Суворовское училище ставит перед подростком ряд сложных задач, в том числе в плане адаптации к новым условиям жизни. Одна из важнейших проблем, с которой сталкивается подросток, -это проблема адаптации к новым, строго и сложно организованным условиям и требованиям. Поэтому в качестве основного теоретического конструкта мы рассматриваем понятие адаптации, причем с точки зрения социально-психологического подхода. Рассматриваемый нами конструкт проявляется при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия индивидуума с привычной средой.

Впервые термин «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) был использован во второй половине XVIII в. немецким физиологом Аубертом для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей [12].

Изначально термин «адаптация» являлся чисто биологической категорией и рассматривался как адаптивный процесс, присущий всем живым существам и являющийся механизмом эволюции биологического вида (Ч. Р. Дарвин, Ж. Б. Ламарк, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.).

В настоящее время границы применения термина «адаптация» значительно расширились. Явление адаптации изучается в физиологии, медицине, психологии, педагогике, социологии, философии и др.

Феномен адаптации изучался многими отечественными авторами (В. Т. Ащепков, М. И. Бордуков, Л. Г. Егорова, Л. Г. Земцова, И. А. Зимняя, И. Калайков, Ю. В. Кравченко, П. С. Кузнецов, А. Г. Маклаков, А. К. Маркова,

Г. П. Медведев, Л. М. Милославова, Л. М. Митина, А. Г. Мороз, А. А. Налчаджян, Д. В. Ольшанский, В. А. Петровский, Н. Н. Шамрай, Г. М. Шавердян и др.) с различных позиций [14].

Как отмечают Г. М. Андреева, Б. Д. Па-рыгин, адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности и является показателем ее зрелости. А. А. Налчаджян, исследуя адаптацию, говорит о социально-психической адаптации человека как альтернативной характеристике психологической адаптации [15]. К. К. Платонова социально-психологическую адаптацию рассматривает как «адаптацию личности к взаимодействию с новым коллективом. Легкость и полнота социально-психологической адаптации зависят как от особенностей коллектива, так и от коммуникативных способностей личности» [8, с. 37].

Представители зарубежной психологии также рассматривали адаптацию в контексте взаимодействия человека и среды. Г. Айзенк, Р. Хэнки рассматривают адаптацию с двух позиций: во-первых, , с одной стороны, как состояние полного удовлетворения потребностей индивида при взаимодействии с социальной средой, с другой -как соответствие требованиям среды; во-вторых, как процесс, посредством которого это состояние достигается. Л. Филлипс под адаптацией личности понимал состояние, при котором личность способна удовлетворять минимальные требования и ожидания общества. Согласно Г. Гартманну, адаптация включает как процессы, связанные с дезадаптацией (конфликтными ситуациями), так и процессы, которые благодаря защитным механизмам личности способствуют нормальной адаптации личности [8].

На основе проведенного анализа научной литературы мы можем выделить некоторые общие существенные особенности рассматриваемого нами феномена. Во-первых, адаптация есть не что иное, как изменение, перестройка существующих у индивида систем взаимодействия с окружающим миром. Во-вторых, такое разрушение, изменение имеющейся системы связей провоцирует действие защитных механизмов личности для достижения гармонии в системе «человек - среда».

Интересующей нас проблематикой развития личности подростков в системе довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ занимались Г. Ю. Ав-диенко, В. В. Константинов, Ю. В. Кравченко, Ю. М. Львин, А. Г. Маклаков, И. В. Федот-кина. С. В. Чермяниным была разработана концепция профессионального психологического сопровождения учебного процесса в военных учебных заведениях высшего профессионального образования.

Впервые вопросы об особенностях адаптации подростков к обучению в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ были рассмотрены в диссертационном исследовании Ю. В. Кравченко (2006), где были описаны этапы и кризисные периоды адаптационного процесса, основные причины, механизмы и проявления нарушения адаптации. Исследование было организовано на различных базах: ВККК им. Петра Великого, КМКК, КРАК, НМВУ, в которых определен 4-летний срок обучения. Предметом исследования выступали воспитанники вышеозначенных учебных заведений [11].

Ю. В. Кравченко в своем исследовании выделяет четыре периода социально-психологической адаптации подростков к условиям военного учебного заведения: 1) начальный период адаптации, что соответствует первому году обучения, в процессе которого подростки сталкиваются со сменой привычного стереотипа жизнедеятельности, и часть воспитанников, наиболее соответствующих по своим психологическим характеристикам, приспосабливается к требованиям военного учреждения, а часть испытывает затруднения; 2) кризисный период -2 год обучения, к концу которого, по мнению исследователя, заканчивается начальный период адаптации подростков к новым условиям жизнедеятельности в военной среде. Он характеризуется как наиболее тяжелый в связи с посткритической фазой подросткового возраста; 3) период интенсивных изменений (3 год обучения), в процессе которого у более адаптированных воспитанников (имеющих высокий адаптационный потенциал) происходит изменение показателей интеллектуальной и коммуникативной активности в сторону увеличения; 4) заключительный период - 4 год обучения, связан с последним годом обучения и выпуском из стен военного учебного заведения, на котором отмечается увеличение индекса интеллектуальной активности и эмоциональности у всех без исключения воспитанников [11].

Под социально-психологической адаптацией подростка к условиям военного учебного заведения мы понимаем процесс взаимодействия личности подростка-пятиклассника и образовательно-воспитательной среды, в результате чего устанавливается оптимальное соответствие между возможностями, склонностями, интересами, знаниями, умениями и навыками подростка с одной стороны и условиями системы образования и воспитания военного учреждения с другой стороны.

По данным исследования Ю. В. Кравченко особенностей адаптации подростков к условиям обучения в военных учебных заведениях, критерии успешности адаптации, такие как успеваемость, социометрический статус и соматическое состояние подростка, не связаны между собой, но между тем оказывают влияние на успешность протекания адаптационного процесса у воспитанников довузовских военных учреждений.

К основным показателям успешной адаптации к обучению в военном учебном заведении, наряду с хорошей успеваемостью, эмоциональной стабильностью и показателями здоровья, мы относим и хорошую физическую подготовленность, морально-психологические качества личности, в частности личную дисциплинированность, сдержанность, волевые качества, мотивацию.

Понятие адаптации невозможно изучать отдельно от дезадаптации. Дезадаптация - полярный адаптации процесс, по существу, это деструктивный процесс, который связан с нарушением связей «личность - социум».

Следует отметить, что во многих исследованиях, посвященных проблематике личности, в частности адаптации индивида к среде учебного заведения, к основным признакам дезадаптации относят низкую успеваемость, нарушение социального взаимодействия и некоторых аспектов самосознания, ухудшения здоровья, низкую мотивацию к обучению (Э. М. Александровская, И. В. Дубровина, Л. С. Славина, Т. А. Шилова и др.).

Подростки, поступающие в довузовские образовательные учреждения МО РФ, испытывают серьезную эмоционально-психологическую нагрузку, включаясь в жизнь военного учебного заведения. В отличие от сверстников общеобразовательных школ, перед ними дополнительно встает ряд сложнейших задач: адаптация не только к новым учебным предметам, учебным нагрузками, преподавательскому составу, но и к совершенно новым, пронизанным военной составляющей, условиям жизни, требованиям распорядка дня, новым видам деятельности и однополому ученическому коллективу.

Адаптационные возможности каждого воспитанника индивидуальны и зависят от границ его личностных особенностей. Для решения вышеуказанных проблем нам представляется необходимым планирование и осуществление оптимального психологического сопровождения суворовцев в процессе начального периода их обучения в военном учебном заведении, которое позволит компенсировать недостатки адаптационных возможностей подростков.

17S

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. для высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 456 с.

2. Баранова В. Возрастной кризис подростка: рядом социальный // Социальная педагогика в России. 2008. № 4. С. 51-55.

3. Белкин А. С. Основы возрастной психологии : учеб.-метод. пособие. М. : Академия, 2000. 244 с.

4. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека : учеб.-метод. пособие. М., 2001.

5. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М. : Образ. центр «Педагогический поиск», 1998. 112 с.

6. Волков Б. С. Психология подростка : учеб. пособие. М. : Гаудемаус, 2005.

7. Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков / / Социс. 2004. № 3. С. 17-21.

8. Казанская В. Подросток: социальная адаптация : кн. для психологов, педагогов и родителей. СПб. : Питер, 2011. 288 с.: ил.

9. Капустин Н. П. Адаптивная образовательная система школы. М. : АСТ, 2002. 224 с.

10. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград : Учитель, 2008. 238 с.

11. Кравченко Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.

12. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / / Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.

13. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) // Психология. 2004. № 2. С. 21-30.

14. Сластенин В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2006.

15. Трухманова Е. Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

16. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д : Феникс, 2002.

REFERENCES

1. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya : ucheb. dlya vyssh. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2001. 456 s.

2. Baranova V. Vozrastnoy krizis podrostka: ryadom sotsial'nyy // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. 2008. № 4. S. 51-55.

3. Belkin A. S. Osnovy vozrastnoy psikhologii : ucheb.-metod. posobie. M. : Akademiya, 2000. 244 s.

4. Berezin F. B. Psikhologicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka : ucheb.-metod. posobie. M., 2001.

5. Bityanova M. R. Adaptatsiya rebenka k shkole: diagnostika, korrektsiya, pedagogicheskaya podderzhka. M. : Obraz. tsentr «Pedagogicheskiy poisk», 1998. 112 s.

6. Volkov B. S. Psikhologiya podrostka : ucheb. posobie. M. : Gaudemaus, 2005.

7. Derbenev D. P. Sotsial'naya adaptatsiya podrostkov // Sotsis. 2004. № 3. S. 17-21.

8. Kazanskaya V. Podrostok: sotsial'naya adaptatsiya : kn. dlya psikhologov, pedagogov i roditeley. SPb. : Piter, 2011. 288 s.: il.

9. Kapustin N. P. Adaptivnaya obrazovatel'naya sistema shkoly. M. : AST, 2002. 224 s.

10. Korobkina S. A. Adaptatsiya uchashchikhsya na slozhnykh vozrastnykh etapakh (1, 5, 10 klassy): sistema raboty s det'mi, roditelyami, pedagogami. Volgograd : Uchitel', 2008. 238 s.

11. Kravchenko Yu. V. Osobennosti protsessa adaptatsii podrostkov k usloviyam obucheniya v obshcheob-razovatel'nykh voennykh uchebnykh zavedeniyakh : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2006.

12. Maklakov A. G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v eks-tremal'nykh usloviyakh // Psikhologicheskiy zhurnal. 2001. T. 22, № 1.

13. Nalchadzhyan A. A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti (formy, mekhanizmy i strategii) // Psikhologiya. 2004. № 2. S. 21-30.

14. Slastenin V. A. Psikhologiya i pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. 4-e izd., ster. M. : Akademiya, 2006.

15. Trukhmanova E. N. Lichnostnye osobennosti podrostkov-sirot i podrostkov, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, kak faktor ikh dezadaptatsii : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2004.

16. Shibutani T. Sotsial'naya psikhologiya. Rostov n/D : Feniks, 2002.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.