Научная статья на тему 'Особенности социально-правовой защиты детства в республике Дагестан'

Особенности социально-правовой защиты детства в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
812
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЗАЩИТА ДЕТСТВА / СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / КОНСТИТУЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ-ЭМИГРАНТЫ / ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / LEGAL STATE / CHILDHOOD PROTECTION / FREEDOM OF PEOPLE / CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD / CONSTITUTION / REHABILITATION / CHILDREN-ORPHANS / CHILDREN-INVALIDS / CHILDREN-EMIGRANTS / CHILD NEGLECT / SOCIAL PROTECTION / EDUCATIONAL COLONY / SOCIAL PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баширова Суна-ханум Алимирзаевна

В статье рассматриваются особенности социально-правовой защиты детства в Республике Дагестан, анализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности как следствий социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, характеризующейся нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией подростковой среды. Выявляются порождаемые этой ситуацией опасные тенденции: массовые нарушения прав детей, рост числа несовершеннолетних с алкогольной и наркозависимостью, с психическими отклонениями, страдающих венерическими заболеваниями, омоложение преступников, увеличение преступности среди девочек, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков. Делается вывод о возрастающей роли организаций и учреждений, занимающихся адаптацией и социализацией социально незащищенных детей в тяжелых условиях жизни в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-LEGAL PROTECTION OF CHILDHOOD IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article considers the features of social and legal protection of childhood in the Republic of Dagestan and makes the analysis of problems related to neglected and homeless street children as a result of social, economic and spiritual-moral situation in Russia, characterized by decreased social well-being of families and their life standards, and criminalization of teenagers’ environment. Such situation gives rise to dangerous trends, such as: mass violations of children’s rights, increased juvenile alcohol and drug abuse, psychological and venereal diseases, juvenile criminality, increased criminality among girls and increased numbers of pregnancies among teen-aged girls. The article comes to the conclusion stressing the necessity to enhance the role of organizations involved in adaptation and socialization of socially vulnerable children under the hard conditions of life in the country.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-правовой защиты детства в республике Дагестан»

УДК 37

БАШИРОВА Суна-ханум Алимирзэевна , Кандидат педагогических наук, доцент,

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье рассматриваются особенности социально-правовой защиты детства в Республике Дагестан, анализируется проблема детской безнадзорности и беспризорности как следствий социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, характеризующейся нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией подростковой среды. Выявляются порождаемые этой ситуацией опасные тенденции: массовые нарушения прав детей, рост числа несовершеннолетних с алкогольной и наркозависимостью, с психическими отклонениями, страдающих венерическими заболеваниями, омоложение преступников, увеличение преступности среди девочек, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков.

Делается вывод о возрастающей роли организаций и учреждений, занимающихся адаптацией и социализацией социально незащищенных детей в тяжелых условиях жизни в республике.

Ключевые слова: правовое государство, защита детства, свобода человека, конвенция о правах ребенка, конституция, реабилитация, дети-сироты, дети-инвалиды, дети-эмигранты, детская безнадзорность, социальная защита, воспитательные колонии, социальный педагог.

BASHIROVA Suna-hanum Alimirzaevna, Candidate of Pedagogical Science, Docent

SOCIAL-LEGAL PROTECTION OF CHILDHOOD IN THE REPUBLIC OF

DAGESTAN

The article considers the features of social and legal protection of childhood in the Republic of Dagestan and makes the analysis of problems related to neglected and homeless street children as a result of social, economic and spiritual-moral situation in Russia, characterized by decreased social well-being of families and their life standards, and criminalization of teenagers' environment. Such situation gives rise to dangerous trends, such as: mass violations of children's rights, increased juvenile alcohol and drug abuse, psychological and venereal diseases, juvenile criminality, increased criminality among girls and increased numbers of pregnancies among teen-aged girls.

The article comes to the conclusion stressing the necessity to enhance the role of organizations involved in adaptation and socialization of socially vulnerable children under the hard conditions of life in the country.

Keywords: a legal state, childhood protection, freedom of people, Convention on the Rights of the Child, Constitution , rehabilitation, children-orphans, children-invalids, children-emigrants, a child neglect, social protection, educational colony, social pedagogue.

Дети и молодежь в Дагестане растут и развиваются в сложных условиях, связанных с нестабильностью в экономике, политике, производстве, что, естественно, сказалось на всех сторонах жизни подрастающего поколения. И в то же время Республика Дагестан остается одной из немногих субъектов России, где сохраняется естественный прирост населения, в то время как в целом по Российской Федерации, начиная с 1992 г., наблюдается естественная убыль. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией подростковой среды. Такая ситуация порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: массовые нарушения прав детей, рост числа несовершеннолетних с алкогольной и наркотической зависимостью, с психическими отклонениями, страдающих венерическими заболеваниями, омоложение преступников, увеличение преступности среди девочек, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков. Остро обозначилась проблема социального сиротства и защиты детей от жестокости и насилия в семье, от безответственного отношения деморализованных родителей к воспитанию и здоровью своих детей. Ежегодно лишаются родительского попечения более 100 тысяч детей, которые поступают в различные учреждения для детей-сирот, отдаются под опеку и попечительство, усыновляются (удочеряются) [7].

В условиях невысокого уровня жизни семей с несовершеннолетними детьми для некоторой части семей стала актуальной их трудовая занятость. Так, органами службы занятости было трудоустроено в течение года на период каникул и в свободное от учебы время 180 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Органами службы занятости населения республики принимаются и другие меры по обеспечению временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Это позволяет не только обеспечить временную занятость подростков, но и приобщить учащихся к труду, дать им профессиональные навыки опыт корпоративного взаимодействия [3].

Кроме этого, проводимые мероприятия («Дни пропаганды рабочих профессий», «Единый день профессиональной ориентации молодежи», «Выбор профессии» и др.) являются важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и

преступностью, криминализацией подростковой среды, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей [8].

Резко возросла детская инвалидность вследствие врожденных и приобретенных пороков развития. В начале 2011 г. в республике зарегистрирована 28 401 семья, воспитывающая 31 334 ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет. Для улучшения социальной защиты детей с ограниченными возможностями в Дагестане действует Центр медико-социальной реабилитации детей.

Вооруженные конфликты в Чечне и СНГ повлияли на число беженцев в Дагестане. Самой тяжелой является обстановка в районах Дагестана, граничащих с Чечней, где неоднократны похищения людей, в том числе детей.

Еще одной проблемой, неожиданно возникшей на, казалось бы, благоприятной до сих пор почве, явилось появление экстремальных религиозных группировок, вовлечение молодежи в нетрадиционные для республики исламские течения.

В Республике Дагестан идет серьезная работа по реализации «Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2020 года» (ЮЗ). Ряд правовых актов принят в целях поддержки детей-инвалидов и семей, воспитывающих таких детей, профилактики детской инвалидности [6].

Весьма печальным является то обстоятельство, что число бедствующих граждан в РД составило 470 тысяч человек, или 22,4% от общей численности населения. В основном это семьи, имеющие большое число иждивенцев, детей-инвалидов, больных и одиноких престарелых граждан. В тяжелом положении оказались около двух тысяч семей в республике, возглавляемых престарелыми членами семей (бабушками, дедушками). Длительно отсутствующие родители детей из этих семей не лишены родительских прав, однако они не оказывают им материальной поддержки, не участвуют в воспитании детей. Решением проблем детей, оставшихся без попечения родителей, в республике занимается социально-реабилитационный центр и приют для несовершеннолетних [9].

Значительное число семей пытается улучшить свое материальное положение разными способами, работая по совместительству, торгуя на улице, трудясь на своих огородных и садовых участках, выезжая на заработки в другие регионы страны.

Дополнительная занятость родителей, выезды их за пределы республики в поисках заработка, возвращение в семью многих видов работ, выполняемых ранее сферой услуг, накапливающаяся усталость и неуверенность в завтрашнем дне затрудняют реализацию семьями своих воспитательных функций.

По традиции взаимопомощи дагестанского народа малообеспеченным, многодетным семьям помогают джамааты сел. Это общественность Ахвахского, Цумадинского и других районов. Не оставляют нуждающихся без внимания и мечети. В ряде районов проводятся благотворительные акции. Так, благотворительный марафон в Каякенте собрал 60 миллионов рублей, акция милосердия «Нет чужой боли» в Кизлярском районе смогла помочь своим детям-инвалидам.

Существенную поддержку семье и детям окажет программа демографического оздоровления в стране, предложенная в послании В.В. Путина народному собранию РД, где предлагаются значительные финансовые инвестиции различной направленности в семью.

По данным Министерства образования Республики Дагестан, число образовательных учреждений составляет 2 300, всеми формами обучения охвачено 460 272 ребенка, 46,6% образовательных учреждений расположено в горной, 16,5% - в предгорной зонах.

За последние годы в республике создано 51 учебное заведение для инвалидов, воспитанники которых отличаются стабильно высоким уровнем знаний. Разрабатываются новые учебные программы, учебники, учебно-методические пособия для дагестанских школ с привлечением вузов республики и Института педагогики.

Учреждения образования республики работают в режиме внедрения государственных образовательных стандартов, в том числе и по предметам национально-регионального компонента.

Для выживания в условиях рыночной экономики многие профессиональные учебные заведения переходят на подготовку кадров для сферы обслуживания, социальной работы, рыночной инфраструктуры. Известно, что в воспитательном процессе ведущая роль принадлежит учителю. Многие из них, имея своих детей, испытывают тяжелые материальные затруднения, связанные с невысокой зарплатой, несвоевременной ее выплатой, задержками детских пособий. Не созданы условия для организации досуга учителя-женщины, отсутствует даже в столице республики г. Махачкале Дом учителя.

Нестабильное финансирование негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах, детских домах, педагогических колледжах и других образовательных учреждениях.

Однако можно отметить позитивную тенденцию по созданию в республике ряда учреждений, представляющих разнообразные социальные услуги семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:

• центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;

• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

• приют для несовершеннолетних;

• два центра помощи семье и детям;

• 237 отделений социальной, специализированной, срочной социальной помощи.

С целью социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе кризисного центра для женщин и центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей создан социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, оказавший экстренную помощь в течение только одного года более 140 детям, 47 из них определены в Дома ребенка гг. Махачкалы и Буйнакска, 24 усыновлено и 4 возвращено в семью [3].

В приют для несовершеннолетних ежегодно прибывает до 100 детей. Это дети «группы риска», попавшие в сложные жизненные обстоятельства, оставшиеся без попечения родителей. Дети, оказавшиеся в приюте, обычно физически ослаблены, у многих хронические заболевания, поэтому прежде всего им помогают пройти углубленное медицинское обследование и лечение в стационарах [8].

Особое внимание уделяется детям-инвалидам. Центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов решает проблемы социальной, психологической, педагогической, трудовой, медицинской реабилитации и адаптации не только детей-инвалидов, но и семей, в которых они воспитываются.

Бедственное положение детей, отсутствие должного ухода и содержания в достаточно большом количестве семей не только создает угрозу психическому, нравственному развитию ребенка, но способствует росту числа детей, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях. Дополнительными факторами риска для детей стала позиция школы, которая «отторгает» от себя трудных детей. Ежегодно в Махачкалинский центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей доставляется более 700 детей и подростков, а за последний год в нем содержалось 750 несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи и оставшихся без попечения родителей.

Резкое сокращение количества клубов, спортивных секций, кружков, закрытие детских комнат и сокращение педагогов-организаторов по месту жительства вызвало к жизни множество негативных явлений: безнадзорность, правонарушения, преступления [5].

В любом обществе особую тревогу вызывают дети-преступники, дети-правонарушители. В Дагестане наметилось снижение числа преступлений, совершаемых детьми. Сокращение общей преступности произошло на территории 18 городов и районов республики. Уменьшилось число несовершеннолетних, совершивших преступления на 26,6% (за два последних года). Но в некоторых городах и районах отмечается рост преступности среди несовершеннолетних.

Одной из острейших социальных проблем является проблема инвалидности. В последние годы в Республике Дагестан наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями. В структуре причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы.

В детском доме-интернате «Забота» на государственном обеспечении находятся 170 детей с умственными и физическими недостатками, а также в специализированных учреждениях Министерства образования, Министерства здравоохранения Республики Дагестан.

В условиях социально-экономического кризиса, резкого снижения жизненного уровня большинству семей трудно обеспечить полноценное здоровье, воспитание. Появляются проблемы, связанные с получением образования и трудоустройством подростков. Ухудшаются условия оздоровления детей.

Для решения проблем социально незащищенных детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах и требующих особого педагогического внимания, в том числе лишившихся в силу различных причин родительского попечения, инвалидов, мигрантов, с девиантным поведением, республикой принимаются посильные меры, которые в основном охватывают проблемы медицинские, юридические, финансовые, материальные и в меньшей степени - социально-педагогические, социально-психологические и т.д.

Такие социально опасные явления, как большое количество детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, распространение в детской среде наркомании, токсикомании, алкоголизма, которые зачастую сопровождаются противоправными действиями, требуют таких усилий, которые должны быть направлены на профилактику социального неблагополучия детей и оказания помощи, в том числе и педагогической, в первую очередь тем семьям с детьми, которые уже оказались в трудных ситуациях [3].

В современной ситуации основной целью становятся стабилизация и активизация государственной политики в отношении повышения качества жизни детей, обеспечения полного соблюдения их прав и интересов.

Республика Дагестан как субъект Федерации, обеспечивая практическое осуществление социальной политики в отношении детей, в условиях бюджетного дефицита первостепенное внимание уделяет вопросам поддержки тех категорий детей и семей, которые находятся в особо трудных условиях, социально не защищены и требуют особого педагогического внимания. Это, прежде всего, дополнительная социальная поддержка малообеспеченных семей с детьми, введение льгот для отдельных категорий детей и семей с детьми, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, профилактика безнадзорности и правонарушений детей и подростков, организация летнего отдыха социально незащищенных детей, нуждающихся в особом внимании государства (детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, детей безработных), занятость подростков [1].

Определенная работа с детьми проводится Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Дагестан. Так, во время летних каникул на базе Республиканского эколого-биологического центра при участии Комитета Правительства РД по делам молодежи и туризма, Управления «Запкаспрыбвод» проводится Республиканский слет юных экологов и школьных лесничеств, в котором принимают участие 125 детей и подростков из городов и районов республики.

С целью экологического просвещения школьников на базе Республиканского эколого-биологического центра осуществляются занятия в экологической школе под девизом «Кавказ -наш общий дом», смотры-конкурсы библиотек по экологическому просвещению населения.

Проведен конкурс исследовательских работ детей и подростков под девизом «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам России». Министерством природы Республики Дагестан и Центром Госсанэпиднадзора разработана целевая программа снижения облучения населения Республики Дагестан, производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения («Радон»), являющаяся подпрограммой к республиканской Программе социально-экономического развития Республики Дагестан. Проблема воздействия природной радиации в республике актуальна, так как установлена зависимость заболевания щитовидной железы у детей от уровня содержания природного радона.

Государственным комитетом Республики Дагестан по спорту в рамках реализации Конвенции ООН о правах ребенка ежегодно в детских дошкольных учреждениях проводится спартакиада «Чебурашка». Ведется работа по охвату всех учащихся, относящихся к специальной медицинской группе, систематическими занятиями физической культурой, начаты мероприятия по переводу групп начальной подготовки ДЮСШ, ДЮСШОР в общеобразовательные школы [2].

Государственным заказчиком республиканских программ «Дети-сироты» является Министерство образования РД. Они направлены на формирование системы комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на создание условий их социальной адаптации.

Следуя многовековым народным традициям дагестанской семьи, детей-сирот берут под опеку семьи родственников. Так, из 1 400 детей-сирот 981 ребенок живет в семьях родственников. Поэтому поддержка семей, взявших заботу детей-сирот на себя, дает наибольшую социальную защиту.

Программа «Охрана материнства и детства» включает в себя разделы «Планирование семьи», «Безопасное материнство» [1].

Вызывает тревогу наркомания, особенно среди молодежи и подростков. Если около 30 лет назад в Дагестане было зарегистрировано пять наркоманов, сегодня их количество перевалило за 7 700 человек. Более того, по данным МВД и Минздрава республики, 10% населения периодически употребляют наркотики, а еще 20% пробовали их хотя бы один раз. Среди наркоманов преобладает молодежь. А из 30 000 зарегистрированных преступлений 2 135 совершено в состоянии наркотического опьянения, 70% наркоманов не имеют никаких доходов, а значит, являются потенциальными преступниками, так как для приобретения наркотиков они не остановятся ни перед чем.

Но самое страшное - ежегодный прирост числа наркоманов составляет 100%, а если добавить к этому 17 000 алкоголиков, зарегистрированных в Дагестане, то становится ясным, что положение более чем тяжелое и тревожное, если учесть, что это лишь официально зарегистрированные цифры. А сколько подобных скрытых от глаз общества и официальных органов фактов?

Не говорит ли это о деградации части нашего общества, процветании бездуховности, приводящей к безнравственности, уверенности во вседозволенности?

Предупреждение преступлений представляет собой социальный процесс, систему различных по уровню, масштабу и содержанию мер, направленных на обеспечение соблюдения гражданами уголовных запретов, на нейтрализацию причин и условий преступности.

Среди субъектов, реализующих предупреждение преступлений несовершеннолетних, различают три группы: органы, для которых борьба с этими преступлениями является основной функцией; правоохранительные органы, решающие профилактические задачи в ходе осуществления более широкой деятельности по борьбе с преступностью; организации, выполняющие профилактические функции наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию несовершеннолетних [6].

В настоящее время только в 24 районных, городских управлениях образованием имеются штатные инспекторы по охране прав детей, а в остальных районах эти функции выполняют совместители.

Решениями глав администраций в некоторых районах республики в школах утверждены общественные инспекторы по охране прав детства, которые проводят основную работу по выявлению, учету, дальнейшему обучению и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4].

Инспекторы по охране прав детей городских, районных управлений образованием осуществляют связь с детскими дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, школами, опекунами, заинтересованными учреждениями. Чаще всего управления сами изыскивают для детей-сирот средства на их содержание, так как в некоторых районах и городах (г. Хасавюрт, Бабаюртовский, Ахтынский, Акушинский районы РД) администрации вообще не выплачивают пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, объясняя это отсутствием средств. Почти нигде в Дагестане жилищная проблема детей-сирот не решена, их права нарушаются во всех районах и городах [2].

Предметом особой заботы стали беженцы из Азербайджана, среднеазиатских государств, Чечни, других городов и регионов РФ и СНГ, которые в городе Дербенте и других городах Дагестана занимаются попрошайничеством, бродяжничеством, заставляют своих детей заниматься поборами с водителей автомашин на перекрестках, на рынках, вокзалах, автостанциях, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

Заинтересованные в повышении морально-нравственных устоев воспитанников, сотрудники приемника-распределителя часто приглашают для встреч и бесед с несовершеннолетними представителей христианской, протестантской церквей, мусульманской мечети.

Таким образом, проблема социализации и адаптации в окружающий социум социально незащищенных детей особенно остро стоит в Дагестане. В силу тяжелых условий экономической, финансовой, политической жизни в республике не сложились обстоятельства, которые позволили бы государственным и общественным организациям и объединениям руководить процессом воспитания, адаптации и социализации, и потому возрастает роль организаций и учреждений, готовых и способных взять на себя хотя бы часть этих проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Гуманистическая педагогика. Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. - Орел, 1994. - 138с.

2. Молодежь Дагестана: правовые гарантии и меры государственной поддержки // Проблемы воспитания и экономики. - Махачкала: КПДМиТ, 1997. - 54 с.

3. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза: ИПК ПРО, 1997. - 365 с.

4. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М.: Просвещение, 1990. - 216 с.

5. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад за 1995 год. - М.: 1996.

6. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года.

7. Сластенин В.А., Гоачев В.В. Социальный педагог: учебно-методические материалы. - М.: Педагогика, 1991. -316 с

8. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. - 272 с.

9. Социально-политические процессы в Республике Дагестан. Материалы конференции. - Махачкала: ДГПУ, 2002. - 250 с.

REFERENCES

1. Maslova, N. F. The workbook of a social pedagogue. Humanistic pedagogy. Manual for self-education specialist in social work.[ Rabochaja kniga social'nogo pedagoga. Gumanisticheskaja pedagogika. Posobie dlja samoobrazovani-ja specialista po social'noj rabote.] Orel. 1994. P. 138. (in Russ.).

2. Molodezh' Dagestana: pravovye garantii and Mersey gosudarstvennoj podderzhki. vospitanija and jekonomiki. [Mo-lodezh' Dagestana: pravovye garantii i mery gosudarstvennoj podderzhki. Problemy vospitanija i jekonomiki]. - Ma-hachkala: КПДМиТ, 1997. P. 54, (in Russ.).

3. Modric A. C. Introduction to social pedagogy.[ Vvedenie v social'nuju pedagogiku]. Penza: ИПК ПРО, 1997. p. 365

4. Nevsky I. A. Teacher of children with behavioural problems.[ Uchitelju o detjah s otklonenijami v povedenii]. Moskva: Prosveshhenie, 1990. p. 216, (in Russ.).

5. On the situation of children in the Russian Federation. State report for 1995.[ O polozhenii detej v Rossijskoj Feder-acii. Gosudarstvennyj doklad za 1995 god. Moskva.1996, (in Russ.).

6. The main directions of the state social policy to improve the situation of children in the Russian Federation until the year 2000.[ Osnovnye napravlenija gosudarstvennoj social'noj politiki po uluchsheniju polozhenija detej v Rossijskoj Federacii do 2000 goda]. (in Russ.).

7. Slastenin C. A., Grachev Century Century Social educator: educational materials. [Social'nyj pedagog: uchebno-metodicheskie materialy]. Moskva: Pedagogika, 1991. P. 316. (in Russ.).

8. Social work with children at risk [Social'naja rabota s det'mi gruppy riska]. Moskva: Social'nyj proekt, 2004. P. 272. (in Russ.).

9. Socio-political processes in the Republic of Dagestan. Conference materials. [Social'no-politicheskie processy v Respublike Dagestan. Materialy konferencii]. Mahachkala: ДГПУ, 2002. P. 250. (in Russ.).

Информация об авторе Information about the author

Баширова Суна-ханум Алимирзэевна , Bashirova Suna-hanum Alimirzaevna Кандидат педагогических наук, доцент, до- Candidate of Pedagogical Science, Docent, Do-цент кафедры педагогики, зам. декана фа- cent of the Chair for Pedagogy, Deputy Dean, культета информатики филиала Дагестан- Faculty of Informatics, affiliated branch of the

ского государственного педагогического Dagestan State Pedagogical University in Der-

университета в г. Дербенте. bent town.

Дербент, Республика Дагестан, Россия Derbent city, Republic of Dagestan, Russia

katiba@yandex.ru katiba@yandex.ru

Получена: 11.12.2014 Received: 11.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.