Научная статья на тему 'Особенности социализации в условиях инвалидности'

Особенности социализации в условиях инвалидности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3165
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
PHYSICAL INABILITY / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL INTEGRATION / STANDARD SOCIALIZATION / SELFDETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Л. В.

В статье описываются особенности отношений инвалидов с социальным окружением в условиях доминирования «культуры полезности», акцентируется роль непосредственного социального окружения в развитии личности человека с инвалидностью, ориентировании его в социальной реальности. Предлагается понятие нормативной социализации, которая обеспечивает социальную интеграцию инвалидов при условии учета и компенсации имеющихся особенностей и ограничений жизнедеятельности. Раскрываются риски социальной дезадаптации, которые могут привести к психологической (личностной) самоинвалидизации. Ключевые слова: инвалидность, социальная адаптация, социальная интеграция, нормативная социализация, самодетерминация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization features in the disability condition

This article describes the features of persons with disabilities relations in the social environment in terms of “the culture usefulness” dominance. It is emphasized the role of the immediate social environment in the person with a disability development, his orientation in the social reality. It is proposed the concept of regulatory socialization, which provides social integration of disabled persons, subjects to compensation, and available features and limitations of life. The author discloses the social exclusion risks, which can lead to psychological (personal) disability itself.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации в условиях инвалидности»

Л. В. Макарова, соискатель,

кафедра общей психологии

и психологии личности,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

makarova 1211@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНВАЛИДНОСТИ

Доминирующая в общественном сознании «культура полезности», при которой ценность для общества имеет лишь физически и психически полноценный человек, способный приносить экономическую пользу, дискриминирует и стигматизирует людей с инвалидностью, способствуя развитию их социальной и психологической беспомощности. При этом катализатором такого деструктивного процесса могут стать не только общие негативные социокультурные представления об инвалидах, но и особенности социального взаимодействия людей с инвалидностью со своим ближайшим окружением. Отношения, реализуемые в рамках традиционных общественных институтов: семьи, дошкольных учреждений, школы, учреждений профессионального образования, производственных коллективов или неформальных объединений, крайне важны для социализации инвалидизированного человека, поскольку для того, чтобы иметь возможность разрабатывать и реализовывать максимально адекватные жизненным обстоятельствам модели поведения, человек с инвалидностью должен быть хорошо информирован относительно общего характера социальной реальности. Именно в ходе непосредственного взаимодействия с окружающими, совместного решения с ними бытовых, учебных, производственных, жизненных задач, иной совместной

деятельности можно получить возможность не только усваивать ценности, нормы, установки, образцы поведения, присущие данной социальной общности, но и влиять на жизненные условия и социум в целом, осознавая и развивая потенциал своей личности.

Однако социальные отношения инвалида с ближайшим окружением часто отягощены обстоятельствами, препятствующими нормальному развитию личности, и, прежде всего, это проявляется на уровне семьи, где забота и уход, связанные с необходимостью постоянного поддержания здоровья инва-лидизированных членов семьи, в большинстве случаев, перерастают в гиперопеку и навязывание внешней воли. Следствием таких социальных взаимодействий в семье, блокирующих проявления инициативы и самостоятельности инвалидизированным человеком, является нарушение у него образа «Я» и закрепление неконструктивных жизненных установок: установки на наиболее низкие социальные роли, установки на зависимость от социального окружения, установки на приоритетность долга общества по отношению к инвалиду. Особенно деструктивно такое влияние на личность человека, инвалидизированного в детстве, поскольку психологически неблагоприятные условия развития личности в период онтогенеза, связанные с нестабильным самоотношением и отсутствием

Взаимодействуя в узком социальном кругу, люди с инвалидностью лишаются широкого спектра новых впечатлений, которые связаны с различными эмоциональными переживаниями, формированием чувств.

права на собственную активность, могут не только препятствовать формированию субъектности и приводить к переживанию жизни, как всецело обусловленной внешними требованиями, ожиданиями, обстоятельствами, но и снижать способность личности сопротивляться неблагоприятным жиз-

Переживание инвалидизирован-ным человеком отношения к себе

как к «социально и личностно ущербному существу» способно запустить механизм глубокого внутриличностного конфликта.

уровне контактов с общественными институтами, непосредственно взаимодействующими с семьей, также имеют свои особенности. Ребенок или подросток, имеющий статус «инвалид», как правило, социализируется вне традиционных общественных институтов: детского сада, школы, профессиональных

ненным факторам в дальнейшем.

Кроме того, и сама семья, в которой есть человек с инвалидностью, тяжело переживает свое социальное «неблагополучие» и часто проявляет склонность к изоляции, поскольку «здоровое» общество, руководствуясь социальными мифами, стигматизирует такие семьи, причисляя их к низшим, проблемным группам населения, которые постоянно «нуждаются» в контроле и опеке. Слабость социально-экономической позиции, социальное бессилие инвалидов и их семей способствуют их маргинализации, что, в свою очередь, формирует у инвалиди-зированного человека негативные установки по отношению к обществу.

Однако влияние семьи на социальную мобильность человека с инвалидностью не всегда является деструктивным. В зависимости от того, «закрытая» или «открытая» стратегия социальных отношений реализуется самой семьей, ориентированность инвалида на социальные контакты может формироваться во всем спектре континуума «границы» — «свобода»1.

Социальные отношения, которые ин-валидизированный человек развивает на

учебных заведений, неформальных групп сверстников. Он либо посещает специализированные учреждения, либо развивается дома, в кругу ближайших членов семьи. Это приводит к тому, что жизнь растущего человека, имеющего инвалидность, ограничивается узким кругом привычных социальных контактов, становится стереотипной, бедной впечатлениями и информацией, замыкается на уровне актуальных бытовых проблем или проблем ближайшего окружения. В ряде случаев можно говорить и об эмоциональной депривации, поскольку, взаимодействуя в узком социальном кругу, люди с инвалидностью лишаются широкого спектра новых впечатлений, которые связаны с различными эмоциональными переживаниями, формированием чувств. Однако механизм социальной дезадаптации может запускаться и в случае инвали-дизации уже взрослого человека, который, в силу появившихся ограничений жизнедеятельности, начинает заменять реальное взаимодействие с людьми на общение в виртуальном пространстве, населенном удаленными собеседниками, героями книг, телепроектов, компьютерных игр, что также искажает понимание социальной реальности и препятствует адекватному выполнению социальных ролей. И только широкий круг разнообразных реальных социальных контактов может обеспечить необходимые условия для развития личности инвалидизированного человека. Однако и в этом случае существуют риски социальной дезадаптации инвалидов, которые необходимо учитывать, поскольку соци-

ально-культурная среда, созданная в расчете на «нормальный человеческий тип», создает многочисленные барьеры и препятствия для развития человека, имеющего ограничения жизнедеятельности. Отсутствие учета таких особенностей может только усугубить осознание инвалидом своей личностной и социальной неэффективности. Поэтому полноценная социализация людей, имеющих особенности развития и связанные с ними ограничения жизнедеятельности, должна быть обеспечена не по форме, а по существу. Например, А. В. Суворов так описывал опыт обучения на психологическом факультете МГУ группы слепоглухих студентов, в числе которых был и он сам: « Мы много спорили из-за того, ходить или нет на лекции и общие семинары. Для некоторых из нас главным было вести такой же образ жизни, как "все" студенты, сколь бы катастрофически это ни сказывалось на учебе. Я настаивал на решительном отказе от традиционных, слепоглухому совершенно непосильных, форм вузовской учебы. Чтобы получить сколько-нибудь полноценное высшее образование, нам нельзя было учиться так, как учатся зрячеслышащие студенты. Это я отчетливо понимал уже тогда, настаивая, например, на отдельных семинарах с использованием специальной аппаратуры общения»2.

Таким образом, автор предлагает использовать понятие нормативная социализация инвалидов в следующем значении: развитие личности инвалидизированного человека в условиях интеграции в социум через совместную с другими людьми деятельность, организованную традиционными социальными институтами, которые в равной степени доступны каждому члену общества с учетом имеющихся у него особенностей и ограничений жизнедеятельности.

При этом важно, что такая социализация не только способствует ориентации инвалидов на активное социальное взаимодействие с людьми, не имеющими ограничений в здоровье.

Чем отчетливее выступает необходимость активного социального взаимодействия, тем сильнее обнаруживается ранимость личности, тем сильнее оказывается стремление к замкнутости и уходу в себя.

людей, которые являются союзниками по «антиэкстремальной коалиции», поскольку дружеское взаимодействие и проявления взаимопомощи стимулируют человека с инвалидностью сначала к стихийной, а затем — ко все более сознательной самореабилитации. Вместе с тем, в процессе совместной деятельности, на основе принципов «взаимной человечности» и «взаимной интеграции», другие люди могут получить не только представления о том, с какими жизненными проблемами сталкиваются инвалиды и в какой поддержке они нуждаются, но и ощутить поддержку, которую могут им оказать сами инвалиды3.

Однако в большинстве случаев социализация людей с ограниченными возможностями здоровья проходит в условиях сегрегации и социального отторжения, в том числе и во взрослом возрасте, что связано с серьезными рисками социальной дезадаптации. Неблагоприятный социальный статус инвалидности провоцирует у инвалида неуверенность в собственных силах, следствием этого является поиск опеки и защищенности от трудностей жизни, что приводит к самоограничению социальных взаимоотношений узким кругом опекающих лиц.

В конечном счете, выбор зависимости вместо активности помогает инвалиду снять сомнения и волнения по поводу неопределенности будущего, преодолеть страх перед жизнью в целом. Таким образом,

Само смягчение экстремальной ситуации инвалидности и ее эффективная нейтрализация возможны лишь с помощью здоровых

общество не только навязывает человеку с инвалидностью роль изгоя, но, вынуждая его смириться со своей жизненной неэф-

фективностью, подталкивает его к такой личной идентичности, базовым элементом которой становится инвалидность.

Кроме того, переживание инвалидизи-рованным человеком отношения к себе как к «социально и личностно ущербному существу» способно запустить механизм глубокого вну-триличностного конфликта. О. В. Гайдаков в книге «Другая судьба. Инвалидность не приговор» так описал свои юношеские переживания по поводу отношения окружающих к нему, как к человеку, больному детским церебральным параличом: «Сам облик инвалида не вписывался в стройные ряды строителей коммунизма, как бы самим фактом своего существования опровергая этот фальшивый оптимизм. ... Я бы даже сказал, что инвалида как бы опасались, подозревая его в отсутствии иллюзий по поводу общественной и вселенской гармонии. Меня и в комсомол-то не тянули, хотя в нем обязаны были состоять поголовно все молодые люди от 14 до 27 лет. Понятно, что своим неэстетичным видом я не украшал эту прогрессивную организацию, боровшуюся за счастливое, здоровое телом и духом общество»4.

Находясь в такой стигматизирующей ситуации, переживая свою изолированность и указывая на отсутствие возможностей для расширения круга социальных контактов, люди с инвалидностью часто

Находясь в такой стигматизирующей ситуации, переживая свою изолированность и указывая на отсутствие возможностей для расширения круга социальных контактов, люди с инвалидностью

часто сами начинают избегать общения с людьми, не имеющими ограничений в здоровье.

к

ДО

сами начинают избегать общения с людьми, не имеющими ограничений в здоровье. С одной стороны, социальные контакты и = отношения служат для инвалидов источником психологической стабилизации, но, с другой стороны, служат источником тревожности и порождают стремление отгородиться от социума. Чем отчетливее выступает необходимость активного социального взаимодействия, тем сильнее обнаруживается ранимость личности, тем сильнее оказывается стремление к замкнутости и уходу в себя. Стремясь устанавливать отношения, человек с инвалидностью испытывает и страх этих отношений. Испытывая дефицит социального принятия, ожидая поддержки и, наконец, получая ее, инвалида: сами могут тяготиться помощью окружающих людей, что обнаруживается в их стремлении к самоизоляции, которое в психологической литературе рассматривается в качестве определенной целостной системы отношения личности к жизненной реальности, основными проявлениями которой являются: страх перед жизнью; восприятие инвалидности как идентичности; пассивность и консерватизм; изоляционизм и оди-ночество5. В результате, на уровне непосредственных социальных отношений возникает своеобразный порочный круг, когда социальный фактор (социальная изоляция) и психологический фактор (социальный аутизм) усугубляются негативным влиянием друг на друга, что не только препятствует социальной интеграции инвалидов, но и способствует формированию обособленной инвалидной субкультуры, «коллективному одиночеству».

Таким образом, можно говорить о том, что условия, в которых оказывается человек с инвалидностью на всех уровнях взаимодействия с социумом, преимущественно характеризуются как неблагоприятные, в результате чего у инвалидизированного человека могут стать типичными такие личностные проявления, как: стремление выстраивать эмоциональные и коммуникатив-

ные барьеры и избегать взаимодействия с окружающими (стремление к самоизоляции); повышенная зависимость от окружающих, конформность; наличие неконструктивных жизненных установок; дезадаптив-ные формы поведения. При этом, по словам Л. С. Выготского, автора методологических подходов к работе с детьми, имеющими «физические дефекты», такие деструктивные особенности личности являются не дефектом воспитанника, а дефектом воспитания, поскольку они определяются не внутренней структурой личности, а социальной структурой, в которой развивался и воспитывался такой человек6.

Интересно, что в качестве результата влияния неблагоприятных факторов социализации, исследователи отмечают и позитивные личностные особенности, характерные для людей с хроническими недугами и инвалидностью, которые могут быть компенсаторными по отношению к негативной социальной реальности: сформированность устойчивой внутренней мотивации в достижении поставленных целей; внутренний локус контроля; сформированность ответственности за свои поступки и их последствия; трудолюбие; выносливость и терпение; стрессовая и фрустрационная устойчивость; упорство в достижении необходимых результатов деятельности; старательность, аккуратность в работе; высокий уровень внутренней организованности; обретенность, осознание и глубокое понимание собственного смысла жизни уже с подросткового возраста; осмысленность жизни; постановка реалистических целей собственной жизни; ярко выраженная способность диалектического понимания жизненных феноменов; способность видеть хорошее в плохом и неприятном; часто игнорирование тех жизненных феноменов, которые для физически полно -ценных и здоровых людей могут восприниматься как серьезные и тяжелые психологические проблемы; терпимость и снисходительность к недостаткам других людей; наличие высоких интеллектуальных способностей, высокого общеобразовательного

Личность, как сложная функциональная система, «не является марионеткой, управляемой дерганием двух ниток, она развивается в ходе непрерывного самообуславливаемого процесса.

способностей, которые в совокупности образуют то, что называется одаренностью или талантом; стремление к знаниям, любознательность; умение ценить малое7.

Таким образом, сравнивая представленные выше личностные проявления инвалидов с вариантами социальной адаптации, описанными в психологической литературе, можно увидеть, что баланс между влиянием на личность социальной среды и проявлением ее собственной индивидуальности в случае, когда мы имеем дело с личностью человека, имеющего инвалидный статус, нарушается в пользу гипертрофированного влияния среды. При этом сама среда, как правило, является носителем недружественных по отношению к инвалиду социальных установок и тенденций. В результате в большинстве случаев можно наблюдать следующие варианты социальной адаптации инвалидов: = — социально-психологическую дезадаптацию, как состояние блокировки процессов самореализации и

уровня; практически всегда наличие особых адаптации;

— девиантную адаптацию, как самореализацию посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

— конформистскую адаптацию, как приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировки самореализации.

Читая об успехах людей с инвалидностью, их достижениях в профессиональной и общественной сферах, можно говорить также о гиперадаптации, как самореализации через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений; и радикальной адаптации, как самореализации через изменение личностью существующего социального мира. Значительно реже можно наблюдать гармоничную адаптацию инвалидов, как самореализацию личности в социуме посредством ориентации на социальные требования, и это, по мнению автора, является закономерным, поскольку в основе этих требований в настоящее время лежат социальные нормы, стигматизирующие инвалидов.

В целом, влияние социальных отношений на личность инвалидизированного человека трудно переоценить, однако мы не должны детерминировать развитие личности только влиянием среды, как и только влиянием биологических факторов, поскольку личность, как сложная функциональная система, «не является марионеткой, управляемой дерганием двух ниток, она развивается в ходе непрерывного самообуславливаемого процесса»8. Биологические и социальные факторы, бесспорно, влияют на «возрастное» и «функциональное» развитие, однако на определенной стадии личностного развития ситуация меняется, тогда появляются мотивы самодвижения

и развитие личности становится не только детерминированным, но и спонтанным, самодетерминированным. Такая способность к самодетерминации крепнет по мере формирования личности как субъекта и наиболее сформирована у зрелого человека, при этом психологические предпосылки и условия самодетерминации последовательно наращиваются на каждом этапе возрастного психического развития.

Таким образом, личность человека с инвалидностью имеет значительные внутренние ресурсы, позволяющие ей выстраивать конструктивные социальные взаимоотношения даже в условиях конфликта с барьерной средой, причем, чем старше человек, тем большими личностными ресурсами он обладает. И если на более ранних этапах становления личности поведение инвали-дизированного человека детерминируется преимущественно системой отношений к нему и факту его инвалидности окружающих людей, то на более поздних этапах решающую роль начинает играть собственная позиция личности по отношению к своему недугу, инвалидности, к самому себе, к обществу.

Если личность, развиваясь в условиях недружественной социальной среды, отказывается от формирования собственной позиции по отношению к факту инвалидности и, попадая под влияние социокультурных установок, оказывается неспособной противостоять их деструктивному влиянию, запускаются механизмы психологической (личностной) самоинвалидизации, оправдываемой инвалидностью физической. Основными проявлениями такой психологической инвалидности автор считает: инвалидную идентичность, отказ от личностного развития, выбор иждивенческой жизненной позиции, дезадаптивное поведение, в том числе самоизоляцию.

Когда личность в условиях инвалидности осознанно вырабатывает собственную жизненную позицию, являясь подлинным субъектом собственной жизнедеятельности, она оказывается способной противостоять жизненным трудностям и проявлять «жиз-

нестойкость», основанную на свободе и ответственности. Такой сознательный выбор социально активной жизненной позиции личности в существующих инвалидизи-рующих общественных условиях, по мнению автора, важен и для преодоления дискриминации инвалидов, и для обеспечения широкой поддержки в этом со стороны окружающих.

Итак, автор может сделать следующие выводы:

Во-первых, системообразующим основанием развития личности инвалидизи-рованного человека является деятельность, которая реализует отношения, обусловленные его жизнью в обществе.

Во-вторых, отношения, которые складываются между инвалидом и обществом в большинстве случаев воспроизводят негативные аттитюды и ориентированы на сегрегацию инвалидов, поэтому могут способствовать нарастанию социальной и психологической беспомощности инвалиди-зированного человека, провоцируя, таким образом, процесс его психологической (личностной) инвалидизации, или самоин-валидизации, проявляющейся в инвалидной идентичности, отказе от личностного развития, иждивенческой жизненной позиции, дезадаптивных формах поведения.

В-третьих, переживание инвалидизи-рованным человеком отношения к себе как к «социально и личностно ущербному существу» запускает механизм внутриличност-ного конфликта, в условиях которого люди с инвалидностью могут избегать общения с людьми, не имеющими устойчивых ограничений в здоровье или развитии, что препятствует их социальной интеграции и нейтра-

лизации экстремальной ситуации инвалидности.

В-четвертых, опыт нормативной социализации как возможности овладеть социальными отношениями через совместную деятельность, организованную традиционными социальными институтами, доступными каждому члену общества, с учетом имеющихся у него особенностей и ограничений жизнедеятельности, обеспечивает ориентацию человека с инвалидностью на активное социальное взаимодействие с другими людьми, которые являются необходимыми союзниками в преодолении экстремальной ситуации инвалидности.

В-пятых, личность человека с инвалидностью имеет значительные внутренние ресурсы, позволяющие ей выстраивать конструктивные отношения даже в неблаго -приятных социальных условиях. Такая социально активная позиция будет способствовать развитию равноправного взаимодействия с другими людьми и совместному преодолению дискриминирующих инвалидов социальных установок. ^

1. Дворянчикова И. А. Семья инвалида в социальной структуре общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Самара, 2003.

2. Суворов А. В. Культура слепоглухих и общечеловеческая культура [Электронный ресурс] URL: http://www.sedmitza.ru/text/398677.html (дата обращения: 21.04.2012).

3. Суворов А. В. Совместно-педагогическая стратегия специальной школы [Электронный ресурс] URL: http://www.vevivi.ru/best/Sovmestno-pedagogicheskaya-strategiya-spetsialnoi-shkoly-ref21661.html (дата обращения: 14.05.2012).

4. Гайдаков О. В. Другая судьба. Инвалидность не приговор. М.: Юго-Восток-сервис, 2003.

5. Смирнов А. В. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2002.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология // М.: Педагогика-Пресс, 1996.

7. Смирнов А. В. Феномен инвалидности: навязанная и свободная судьба // ПАСХИ: Научный психологический журнал. — Екатеринбург, УрГППУ. 1998. № 2.

8. Выготский Л. С. Основы дефектологии (Учебники для вузов. Специальная литература). — СПб. и др.: Лань: СППО, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.