Научная статья на тему 'Особенности социализации учащейся молодежи в условиях межкультурной коммуникации'

Особенности социализации учащейся молодежи в условиях межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
489
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / YOUNG STUDENTS / SOCIALIZATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / MENTALITY / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Букин Василий Петрович, Григорьева

На основе данных социологических исследований проводится анализ факторов межкультурного воздействия на процессы социализации. Описываются схемы коммуникационного взаимодействия современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Букин Василий Петрович, Григорьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Young Students Socialization in Conditions of Intercultural Communication

Factors of intercultural influence on the processes socialization are analyzed on the basis of sociological research. Patterns of communicational interaction of the modern youth are described.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации учащейся молодежи в условиях межкультурной коммуникации»

5) обеспечение открытости деятельности образовательных учреждений и формирование механизмов общественного (профессионального сообщества и потребителей образовательных услуг) контроля за образовательным процессом.

Вопрос о методах разрешения имеющихся в сфере высшего образования противоречий в значительной мере упирается в проблему стратегических ориентиров. В первую очередь предстоит определиться, чьи интересы должны выступать в качестве цели модернизации - бизнеса, отдельного абитуриента / студента, государства или интересы страны, входящей в постиндустриальную эпоху. Следовательно, выбор образовательной модели участниками этого процесса лежит в основе разработки дальнейших модернизационных мероприятий и, возможно, повлечет за собой изменение вектора образовательных реформ.

Библиографический список

1. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 3-11.

2. Кулагин В. Основные тенденции модернизации управления в сфере высшего образования // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 156-164.

3. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 12-22.

V.P. Bukin, E.N. Grigorieva Peculiarities of Young Students Socialization in Conditions of Intercultural Communication

Factors of intercultural influence on the processes socialization are analyzed on the basis of sociological research. Patterns of communicational interaction of the modern youth are described.

Key words and word-combination: young students, socialization, intercultural communication, mentality, identification.

На основе данных социологических исследований проводится анализ факторов межкультурного воздействия на процессы социализации. Описываются схемы коммуникационного взаимодействия современной молодежи.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, социализация, межкультурная коммуникация, ментальность, менталитет.

УДК 316.77 ББК 60.542.15

В. П. Букин,

Е.Н. Гоигорьева

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

I I роцессы трансформации, происходящие практически во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества, способствуют вовлечению России в единую глобальную систему современного мира. Российское социальное пространство все больше наполняется либеральными идеями и установками, на базе которых возни-

кают новые формы общественных отношений, образуются социальные иерархии и ценностные ориентации людей.

Происходящие изменения наиболее полно испытывают на себе представители молодого поколения страны, для которых глобализация оказывается существенным фактором социализации. Она предъявляет молодому поколению жесткие требования: необходимость раннего выбора жизненного пути из значительного количества альтернатив, самостоятельное определение духовно-ценностных приоритетов, столкновение с новыми, принципиально отличными от опыта старшего поколения социально-экономическими и политическими отношениями. Вовлечение молодежи в глобальные изменения, протекающие в современном обществе, неразрывно связано с процессом усвоения молодыми людьми необходимых в новых условиях знаний, норм, ценностей и навыков, необходимых для вхождения в окружающую социальную среду.

В истории гуманитарного знания вопрос о социализации индивида достаточно глубоко изучался представителями различных направлений как отечественной, так и западной науки. Находясь на стыке дисциплин, он вызывал интерес у социальных философов и психологов, социологов, специалистов иных гуманитарных и общественных направлений науки. Специалисты пришли к единодушному мнению, что социализация делает возможным продолжение существования общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Это процесс может концептуализироваться двумя способами. Во-первых, он воспринимается как интернация социальных норм: индивид испытывает потребность соответствия социальным нормам. Социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его «Я». Во-вторых, социализация может рассматриваться как существенный элемент социального взаимодействия. Это понимание основывается на предположении, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других. В этом случае индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями других [1, с. 430-431].

Специфика российского молодежного социума заключается в том, что в его развитии находят отражение как глобальные проблемы, характерные для молодежи развивающихся и экономически развитых стран, так и национальнорегиональные особенности, связанные с социальной ориентацией российского общества [2, с. 122].

В широком смысле слова молодежь представляет собой обширную совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком - социологическом смысле молодежь является социально-демографической группой, выделяемой на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения граждан, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Молодое поколение характеризуется современным образом жизни и является потребителем всех форм культуры. Эта особая возрастная и социальная группа всегда готова по-своему воспринимать ценности

культуры. Она обладает определенным уровнем интеллектуальной активности, мобильности, здоровья, энтузиазма, который отличает ее от других групп населения.

Молодежь неоднородна по своему составу. Данная социальная категория ярко отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества [3, с. 267-269]. С учетом возрастных психологических особенностей и внутренней социально-классовой дифференциации, специфичной для условий современной жизни, можно получить наиболее полное представление о молодежи как социально-демографической группе общества.

Среди молодого населения можно выделить следующие группы: 1) производственные рабочие (в основном со средним специальным образованием -механизаторы, работники ферм, транспортники, строители); 2) лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом; 3) активно растущая в условиях компьютеризации труда прослойка молодежи, связанная с появлением новых профессий, обслуживанием современной техники; 4) молодые люди со средним и высшим образованием, нашедшие себе применение в различных сферах производственной деятельности (менеджеры, риэлторы, агрономы, зоотехники, организаторы производства, специалисты как традиционных, так и новых сфер хозяйства), 5) научная и творческая интеллигенция (медицинские работники, учителя, работники народного образования и культуры); 6) учащаяся молодежь. Последняя из перечисленных категорий неоднородна по своему возрастному составу и структуре, возрастные границы этой группы - от 14 до 30 лет, и потребности людей здесь весьма разнообразны [4, с. 234-235].

Социальная идентичность молодежи, процессы ее идентификации отмечены определенной спецификой, связанной с социальными и психологическими особенностями данной демографической группы, местом и функцией молодежи в обществе. Именно в процессе социализации происходит непрерывная (само)идентификация, которая определяет качество идентичности социальной. Следовательно, идентичность социальная в значительной степени есть результат социализации, наиболее активная фаза которой приходится на период молодости, когда усваиваются базовые ценности и нормы, присущие данной социокультурной системе. Идентификация здесь выступает как один из механизмов социализации личности [5, с. 144].

Процессы социального взаимодействия индивидов сегодня непосредственно связаны с процессами коммуникации на разных уровнях (межличностном, внутригрупповом, массовом), а значительная часть жизни современного молодого человека протекает именно в информационном пространстве. По сравнению с предшествующими поколениями современный молодой человек испытывает всю мощь информационного потока, поступающего по разным каналам и на разном уровне. Представителям молодого поколения открываются все новые и новые возможности извлечения информации не только традиционным путем, предложенным СМИ, но и посредством межличностного общения с представителями иноязычных культур как при непосредственно личных контактах, так и посредством всемирной глобальной сети Интернет.

С целью выявления особенностей социализации молодежи авторами статьи в 2007 г. был проведен анализ процессов межкультурной осуществляемой через всемирную сеть коммуникации среди студентов Финляндии, Германии, Франции, Испании, Швейцарии и России. Было опрошено 250 респондентов. На вопрос: «В каких целях Вы используете Интернет?» - были получены следующие ответы (таблица).

Вопрос: «В каких целях Вы используете Интернет?»

Ответ Финляндия Германия Франция Испания Швейцария Россия

Для получения информации при подготовке домашних заданий 1 (12%) 42 (69%) 10 (67%) 21 (66%) 6 (67%) 15 (75%)

Для развлечения 8 (100%) 41 (67%) 7 (47%) 28 (88%) 8 (89%) 9 (45%)

Как возможность общения с другими людьми 8 (100%) 16 (27%) 12 (80%) 16 (50%) 7 (78%) 18 (90%)

Вообще не пользуюсь интернетом 3 (5%)

Свои варианты 4 (13%) (Чтобы создать свой мир) 1 (6%) (Для работы)

По мнению респондентов, Интернет является наиболее доступным, универсальным средством получения информации. Как показывают данные таблицы, только 1% респондентов не пользуется всемирной информационной сетью, 59% пользуются услугами сети для получения информации при подготовке домашних заданий, 73% - для развлечения (просмотр фильмов, игры в режиме on line, прослушивание музыки и т.д.), для 71% респондентов Интернет -средство общения (электронная почта, ICQ, MMS-сообщения, Интернет-чаты), 2% пытаются создать в сети «свой мир», и для 1% респондентов Интернет является источником заработка. Из приведенных данных следует, что глобальная информационная сеть Интернет является одним из основных каналов коммуникации современной молодежи.

Передача и получение информации, осуществляемые представителями различных культур, являются неотъемлемой частью процессов межкультур-ной коммуникации, протекающих в современном обществе, и имеют социально направленный характер. Будучи процессом социальным, меж-

культурная коммуникация становится одним из условий протекания процессов социализации современной учащейся молодежи. Если представить это графически (рисунок), то можно предположить, что индивид испытывает три вида коммуникационного воздействия: со стороны межличностной коммуникации, межгрупповой и массовой. При этом поступающая и исходящая от него информация имеет ряд особенностей и по-разному воздействует на него, что на рисунке показано одно- и двусторонними стрелками.

Интернет Гэуппа

Человек в современном информационном пространстве в процессе межкультурной коммуникации

На приведенном рисунке индивид является центральной фигурой и обозначен заглавной буквой Я. В процессе межличностного общения с другим индивидом (равным по статусу, ровесником или представителем старшего поколения, преподавателем) происходит взаимообмен информацией, что показано двойными стрелками на рисунке. Подобного плана двусторонняя коммуникация происходит при межгрупповом и внутригрупповом общении того же индивида (общение в условиях иноязычной среды в семье, учебной группе, профессиональном коллективе).

Несколько большим по размеру обозначен блок средств массовой коммуникации, состоящий из традиционных СМИ и средств массового воздействия. Здесь процессы межкультурной коммуникации протекают в одностороннем порядке, оказывая воздействие на реципиента с присущими для массовой коммуникации особенностями.

Правосторонние фигуры рисунка представляют социальные процессы реального мира, в то время как левосторонние - отражают процессы коммуникации виртуальной действительности, которые оказывают немаловажное воздействие на индивида.

Интернет и его возможности представлены на рисунке в виде двух фигур. Верхняя составляющая с надписью «новости» содержит в себе информацион-

ный блок, предоставляющий индивиду разноплановую информацию (интеллектуально-познавательную, энциклопедическую, новости политики, спорта, культуры или информацию развлекательного плана), имеющую односторонне воздействие на индивида и соответствующую уровню его потребностей. Это может быть информация о культурах других стран, как на родном языке, так и на иностранном, музыка, фильмы.

Чуть ниже представлен перечень средств Интернет-коммуникаций, отражающих процессы межличностного или межгруппового общения при помощи дополнительных технических средств, которые способны превращать общение с представителями разных культур, проживающих в разных частях мира, в привычное межличностное общение индивидов. Подтверждением тому являются результаты проведенных авторами социологических исследований в условиях англоязычной среды.

Вхождение представителей учащейся молодежи в социальную среду в условиях межкультурной коммуникации происходит не только путем получения информации о самых разных сторонах социальной жизни, но и через усвоение ими социокультурных ценностей общества посредством коммуникации с другими индивидами, взаимодействия с социальными институтами и организациями. Молодой человек подключается к культуре как таковой и одновременно - к традициям конкретной национальной культуры, выступающей для него фактором формирования устойчивой социальной идентичности.

В итоге наблюдений за российской учащейся молодежью в возрасте от 14 до 18 лет, проживающей в английских семьях, авторами было замечено, что молодые люди вовлечены в процессы межличностной и внутригрупповой коммуникации и как бы «изнутри» познавали особенности иноязычной культуры. При этом со стороны преподавателей к ним поступала информация несколько иного плана в сравнении с той, которую они получали от сверстников. Кроме того, российские студенты подвергались воздействию иноязычной массовой культуры и средств массой коммуникации. Как показали проведенные нами наблюдения, данный способ погружения индивидов в условия иноязычной среды оказался очень действенным в плане изменения их представления о культуре страны изучаемого ими языка и крушения годами создаваемых стереотипов. Это стало ярким событием одного из этапов их социализации.

Ученые отмечают взаимосвязь менталитета и социализации. Менталитет, по мнению ряда исследователей, представляет собой систему мировоззрения, основанную на этнической картине мира, передающейся в процессе социализации и включающей в себя устойчивые общественные представления о приоритетах, нормах и моделях поведения индивида в конкретных обстоятельствах. Образцы поведения, ценностные ориентиры постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгое время и становясь ее неотъемлемой частью. Через исторически переработанные представления происходит восприятие индивидом основных аспектов реальности: пространства, искусства, политики, экономики, культуры, религии, цивилизации. Ментальность отражает духовную настроенность, образ мышления, мировосприятия как отдельного

индивида, так и социальной группы. Ее содержание выражается посредством культуры, через определенный культурный код.

В результате многочисленных коммуникационных процессов, в которые оказываются вовлеченными представители молодого поколения, происходит усвоение ими (как осознанно, так и на бессознательном уровне) культурно-исторического, национального и социального опыта. Эффективность процессов меж-культурной коммуникации достигается при верном взаимопонимании партнеров по коммуникации. Процесс же восприятия иной культуры не подразумевает полного ее приятия, растворения в ней, отказа от собственных убеждений и слепого следования образцам чужого поведения.

Молодежь, как часть общности людей, принадлежащих какой-либо культуре, обладает определенным для собственной культуры менталитетом, что особенно проявляется в процессах межкультурного взаимодействия. Ведь именно в общении с представителями других культур каждый индивид осознает собственную культурную принадлежность. Получая информацию из разных источников по разным каналам, современный молодой человек пропускает ее сквозь призму своего восприятия, в основе которого находится менталитет.

Период юношества и молодости - один из самых важных в жизни индивида, когда приходится делать ответственный выбор в самом широком смысле слова - выбор будущей профессии, высшего учебного заведения, партнера по браку, места работы, системы ценностей. Поступающий по разным каналам поток информации, преломляясь в сознании молодого человека сквозь призму его национального менталитета, в процессе межкультурного взаимодействия может оказать как решающее значение в его жизненном выборе, так и постепенное влияние на различные этапы его социализации. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений.

Учащаяся молодежь в современных условиях подвержена воздействию различного рода информации, передаваемой теми или иными видами коммуникации, одним из которых является межкультурная. В процессе межкультурной коммуникации для учащейся молодежи остается актуальным сохранение национальной самоидентификации и осознание собственной культурной принадлежности.

Библиографический список

1. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

2. Букин В.П. Социализация молодежи в современном российском обществе: региональный аспект // Известия высших учебных заведений: Поволжский регион: Гуманитарные науки: науч.-практ. журн. 2009. № 2. (10).

3. Чупров В.И. Социология молодежи: энцикл. слов. / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.

4. Маршак А.Л. Общая социология. Ростов н/Д, 2004.

5. ГришинаЕ.А. Идентичность социальная // Социология молодежи: энцикл. слов. / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.