Научная статья на тему 'Особенности социализации, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школьной успеваемости подростков, воспитывающихся в разных условиях'

Особенности социализации, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школьной успеваемости подростков, воспитывающихся в разных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
980
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / ДЕТСКИЙ ДОМ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ORPHANAGE / NEURO-PSYCHIC DEVELOPMENT / PERSONAL PSYCHOLOGICAL STATUS / ADAPTATION / SCHOOL PROGRESS / ADOLESCENT / SURROGATE FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аверьянова Н. И., Ханова Н. А.

Проведен сравнительный анализ социального статуса, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школьной успеваемости подростков, проживающих в замещающих семьях, детском доме и биологических семьях. По ряду показателей уровень нервно-психического развития воспитанников детского дома оказался ниже, чем у их сверстников, проживающих в семьях. Воспитанникам детского дома достоверно чаще свойственны пониженное настроение, замкнутость, агрессивность, склонность к негативной оценке происходящего, навязчивым движениям, патологическим привычкам. Проведенное исследование свидетельствует о том, что помещение ребенка в замещающую семью положительно влияет на его нервнопсихическое развитие, школьную успеваемость, личностный психологический статус. Результаты исследования дают основание рекомендовать службам сопровождения замещающих семей более глубоко изучать психологический статус детей, поскольку от него во многом зависит качество адаптации детей в семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF SOCIALIZATION OF NEURO-PSYCHIC DEVELOPMENT, PERSONAL PSYCHOLOGICAL STATUS AND SCHOOL PROGRESS OF ADOLESCENTS EDUCATED IN DIFFERENT CONDITIONS

The analysis was made of socialization of neuro-psychic development, personal psychological status and school progress of adolescents educated in surrogate families, orphanage, and biological families. In a number of indicators, the level of neuro-psychic development of alumni of orphanage was lower that in case of their peers residing in families. The alumni of orphanage have reliably low mood, reticence, aggressiveness, disposition to negative evaluation of what is going on, compulsive motions, pathological habits. The study testifies that location of child to surrogate family influences positively at one's neuro-psychic development, school progress, personal psychological status. The results of study induce to recommend to services of monitoring of surrogate families to more profoundly analyze psychological status of children since quality of adaptation of children in families in many ways depends on it.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школьной успеваемости подростков, воспитывающихся в разных условиях»

© Н.И. Аверьянова, Н.А. Ханова, 2013 УДК 613.956-058.862/.865-058

Н.И. Аверьянова, Н.А. Ханова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ

ГБОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Минздрава РФ, 614990, Пермь, Россия

Проведен сравнительный анализ социального статуса, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школьной успеваемости подростков, проживающих в замещающих семьях, детском доме и биологических семьях. По ряду показателей уровень нервно-психического развития воспитанников детского дома оказался ниже, чем у их сверстников, проживающих в семьях. Воспитанникам детского дома достоверно чаще свойственны пониженное настроение, замкнутость, агрессивность, склонность к негативной оценке происходящего, навязчивым движениям, патологическим привычкам. Проведенное исследование свидетельствует о том, что помещение ребенка в замещающую семью положительно влияет на его нервно-психическое развитие, школьную успеваемость, личностный психологический статус. Результаты исследования дают основание рекомендовать службам сопровождения замещающих семей более глубоко изучать психологический статус детей, поскольку от него во многом зависит качество адаптации детей в семьях. Ключевые слова: замещающие семьи, детский дом, нервно-психическое развитие, личностный психологический статус, адаптация, школьная успеваемость, подростки

THE CHARACTERISTICS OF SOCIALIZATION OF NEURO-PSYCHIC DEVELOPMENT, PERSONAL PSYCHOLOGICAL STATUS AND SCHOOL PROGRESS OF ADOLESCENTS EDUCATED IN DIFFERENT

CONDITIONS

N.I. Averiyanova, N.A. Ryanjva

The Ye.A. Wagner Perm state medical academy of Minzdrav of Russia, 614990 Perm, Russia

The analysis was made of socialization of neuro-psychic development, personal psychological status and school progress of adolescents educated in surrogate families, orphanage, and biological families. In a number of indicators, the level of neuro-psychic development of alumni of orphanage was lower that in case of their peers residing in families. The alumni of orphanage have reliably low mood, reticence, aggressiveness, disposition to negative evaluation of what is going on, compulsive motions, pathological habits. The study testifies that location of child to surrogate family influences positively at one's neuro-psychic development, school progress, personal psychological status. The results of study induce to recommend to services of monitoring of surrogate families to more profoundly analyze psychological status of children since quality of adaptation of children in families in many ways depends on it. Keywords: surrogate family, orphanage, neuro-psychic development, personal psychological status, adaptation, school progress, adolescent

В современной России реализуется новый подход к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Пермском крае сегодня 85—95% таковых передается на воспитание в семейные формы устройства (замещающие семьи).[1].

Выделяют пять видов замещающих семей: опекунские, приемные, патронатные, семейно-воспитательные группы, семьи усыновителей. От вида семьи зависит гражданско-правовое обоснование пребывания в ней ребенка, степень вовлеченности государственных институтов во взаимоотношения пары законный представитель — ребенок, уровень финансирования семьи и порядок ее медико-психолого-социального сопровождения.

В приемной семье законный представитель ребенка (не родственник) получает ежемесячное вознаграждение за пребывание ребенка в его семье, за сиротой сохраняются льготы, гарантированные ему его статусом. Отсутствует медико-психолого-социальное сопровождение этого вида замещающих семей.

В патронатной семье законным представителем ребенка является руководитель закрытого детского учреждения, откуда тот поступает в семью. Патронатный воспитатель (не родственник) является сотрудником этого учреждения, получает заработную плату и имеет все права и обязанности, которые гарантирует работнику трудовой кодекс РФ. Воспитанник патронатной семьи ежеквартально проходит медицинское, социальное и психологическое консультирование на базе учреждения, в котором он числится. Как и в приемной семье, он сохраняет статус сироты и соответствующие льготы.

В опекунской семье законным представителем ребенка выступает его родственник. Ребенок сохраняет за собой льготы, гарантированные ему статусом сироты. Законодательством РФ опекунским семьям не предусмотрена поддержка, которая оказывается приемным или патронатным семьям. Законный представитель не получает вознаграждение за пребывание ребенка в его семье, он не трудоустроен, отсутствует специализированное медико-психолого-социальное сопровождение опекунской семьи.

Семейно-воспитательная группа — форма временного семейного устройства ребенка сроком не более 6 мес до момента определения его дальнейшей судьбы.

При усыновлении сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновители получают единовременное денежное пособие и приобретают статус биологических родителей. Усыновленный ребенок лишается статуса сироты и соответствующих льгот. Отсутствует медико-психолого-социальное сопровождение данного вида семьи.

В последние годы сложилась ситуация, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, практически не поступают на воспитание в патронатные семьи, что связано с большими затратами со стороны государства на обеспечение существования этого вида замещающей семьи [2]. В семьи усыновителей поступает всего 7—10% от общего числа таких детей, что объясняется сложной процедурой передачи ребенка на усыновление и низкой готовностью населения брать на себя обязательства биологических родителей по от-

ношению к сироте при полном отсутствии помощи со стороны государства (кроме единовременной денежной выплаты). Поэтому большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в опекунских и приемных семьях.

Общеизвестен факт, что дети из группы высокого социального риска нуждаются в повышенном внимании врачей, психологов, социологов, юристов, педагогов, поскольку представляют наиболее уязвимую по развитию стойких отклонений в физическом и психическом здоровье группу детского населения [3]. Институт замещающих семей существует в России сравнительно недавно, в то время как в странах Европы и США уже накоплен колоссальный опыт по медико-социальной реабилитации воспитанников замещающих семей. В настоящее время в США в замещающих (фостеров-ских) семьях проживает более 500 тыс. детей, которым оказывается профессиональная медицинская помощь в рамках государственной программы финансирования института фостеровских семей [4]. В России недостаточно изучены особенности состояния здоровья и развития детей, воспитывающихся в этих семьях, не внедрен алгоритм медицинского и психологического сопровождения воспитанников замещающих семей, отсутствует комплексная программа реабилитации детей, не изучены особенности адаптации детей в семьях.

Цель работы — изучить нервно-психическое развитие, личностный психологический статус, школьную успеваемость и профессиональную ориентацию подростков, проживающих в замещающих семьях, детском доме и биологических семьях.

Материалы и методы исследования

Обследованы 3 группы подростков (n = 91), проживающих в Пермском крае в разных условиях: замещающих семьях, детском доме и биологических семьях. Группы сопоставимы по полу и возрасту.

В 1-ю группу вошли 33 подростка из приемных (33%) и опекунских (67%) семей в возрасте 14—16 лет, из них 51% юноши и 49% девушки. Средняя продолжительность нахождения в семье составила 7,4 ± 1,3 года, средний возраст помещения в семью — 7,7 ± 1,3 года. 2-я группа включала 29 подростков в возрасте 14—16 лет из детского дома (юноши 49%, девушки 51%), Средняя продолжительность их нахождения в детском доме составила 4,4 ± 1,5 года, средний возраст помещения в детский дом — 8,6 ± 1,4 года. 3-я группа была представлена 29 подростками в возрасте 14—16 лет из биологических семей, из них 49% юноши, 51% девушки.

Совместно с Министерством здравоохранения Пермского края (главный педиатр края О.Б. Бахматова), Центром сопровождения опекаемых г. Кунгура и г. Чайковского, социальной службой детского дома № 3 и МОУ СОШ № 24 Перми проведена работа по оценке социального статуса обследованных подростков. По данным опросов, специально разработанных анкет, социальных патронажей и мониторинга дана характеристика следующих показателей: состав семьи (полная, неполная, сложная, многодетная), статус семьи (социально неблагополучная или социально благополучная), характер родственных связей в семье (родство законного представителя и ребенка), вид семьи (опекунская, приемная, биологическая), образование законных представителей ребенка, употребление наркотиков, алкоголя, материально-бытовые условия (удовлетворительные, неудовлетворительные), психологический климат в семье и отношение к детям.

При изучении анамнеза проводились оценка медицинской документации (история развития ребенка, лич-

ная медицинская карта школьника, личная медицинская карта воспитанника детского дома), опрос и анкетирование по специально разработанным анкетам законных представителей детей и подростков (опекунов, приемных родителей, биологических родителей). Учитывая отягощенный социально-биологический анамнез детей и подростков из замещающих семей и детского дома, большое значение придавали изучению их социального и образовательного маршрута (фиксировали передвижение и сроки помещения ребенка из социопатической семьи в детский дом, замещающую семью, анализировали причины возврата детей из замещающих семей в детский дом).

Для оценки нервно-психического развития подростков использовали специально разработанную анкету-вопросник, позволяющую выявить состояние соматоэмо-циональной, соматовегетативной, соматодиэнцефальной сферы и поведения. Уровень интеллектуального развития определяли, опираясь на заключение школьного психолога, результаты школьной успеваемости и заключение психиатра.

Оценка уровня психического развития, личностных особенностей проводилась совместно с психологической службой детского дома, центром сопровождения опекаемых, школьной психологической службой с привлечением психолога, логопеда.

Для оценки личностного психологического статуса подростков использованы вопросник Кеттела (адаптированный Ю.А. Панасюком), тест на тревожность Спилбергера, специально разработанные анкеты для подростков и их законных представителей для определения межличностных взаимоотношений пары ребенок—взрослый [5, 6]. Психодиагностику по данной методике проводили индивидуальным способом. Для этого детям выдавались списки суждений (раздельные для мальчиков и девочек) и специальные бланки ответов на эти суждения. При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, использовался стандартный ключ, который накладывался на опросный лист. Ключ представлял собой шаблон, с помощью которого быстро находились и под-считывались нужные баллы. Полученная сумма баллов являлась предварительной оценкой черты личности.

Качество адаптации подростка в замещающей семье и детском доме оценивалось с помощью анкеты «отношение к детям» (тест родительского отношения), разработанной на основании американской методики оценки качества адаптации детей в фостеровских семьях [7]. Методика представляла собой опросник, включающий 61 вопрос. Эти вопросы разделены на 5 шкал и выражают те или иные аспекты родительского отношения: принятие или отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка. За каждый ответ «да» испытуемый получал 1 балл, за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствовали о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Полученные данные подвергнуты статистической обработке с помощью пакета программ Microsoft Excel 2007 и Biostat 2010. Сравнение количественных признаков осуществляли с помощью парного критерия Стью-дента и критерия Z.

Результаты исследования

Изучение причин сиротства показало, что истинным сиротой при умерших родителях является каждый 4-й воспитанник замещающей семьи и детского дома, остальные были социальными сиротами, которые в

69% случаев получили статус сироты в связи с лишением биологических родителей родительских прав и в 7% случаев из-за добровольного отказа матери от ребенка сразу после рождения. До помещения в семью 48% воспитанников замещающих семей находились в детском доме, а остальные проживали в биологических социо-патических семьях.

Изучение социального статуса замещающих и биологических семей показало, что 31% замещающих семей являются неполными за счет опекунских семей, в которых ребенка воспитывают бабушка или дедушка. При этом выявлена достаточно высокая доля (27%) неполных биологических семей. 34% замещающих семей являются многодетными за счет проживающих в приемных семьях 3 детей и более. Многодетных биологических семей было только 3%. Законным представителем ребенка в замещающей семье в 82% случаев выступает женщина, в 18% — мужчина. Приходятся ребенку бабушкой 55% опекунов, тетей 27%, дедушкой 9% и дядей 9%. В обследованных семьях преобладают родители со средним профессиональным образованием, только 9% родителей из замещающих и 33% из биологических семей имеют высшее образование.

Исследование показало, что у 38% воспитанников детского дома был эпизод помещения в приемную или опекунскую семью и последующее возвращение в детский дом. Причиной возврата в 21% случаев являлась смерть опекуна, в 79% отказ приемного родителя от нахождения ребенка в его семье.

Выявлено, что на здоровье и развитие подростков в замещающих семьях и детском доме большое влияние оказали социальные факторы: асоциальное поведение родителей, алкоголизм, наркомания, бродяжничество, плохой уход. Среди этих подростков широко распространены психические заболевания (33 и 57% соответственно) и заболевания нервной системы с когнитивными нарушениями (76 и 66% соответственно).

Анализ состояния эмоционально-вегетативной сферы подростков показал, что колебания настроения достоверно чаще (52%) отмечаются у воспитанников детского дома, чем у подростков, проживающих в замещающих (9%) и биологических семьях (17%). Наличие страхов зарегистрировано соответственно у 12, 79 и 30%. Подростки из детского дома достоверно чаще сверстников из семей страдают энурезом и энкопрезом. О лабильности эмоционально-вегетативной сферы в этом возрасте свидетельствует выявленная с одинаковой частотой во всех группах высокая распространенность жалоб на головокружения, головные боли, повышенную утомляемость.

На основе анализа анкет, вопросника Кеттела и Спилбергера и индивидуального осмотра обследованных изучены поведенческие стереотипы подростков. Среди воспитанников детского дома достоверно чаще (38%) встречаются агрессивно настроенные подростки, чем среди их сверстников из замещающих (9%) и биологических (10%) семей. Среди подростков из детского дома больше замкнутых (34%) и склонных к негативной оценке происходящего (21%), чем среди подростков из семей. Достоверно чаще тики, навязчивые состояния (79%) и патологические привычки (55%) регистрируются у подростков, проживающих в детском доме, чем у их сверстников из семей.

Методом анкетирования и собеседования изучены межличностные отношения пары законный представитель — ребенок в замещающих и биологических семьях. Оказалось, что высокая степень принятия ребенка свойственна только 24% приемных родителей и опекунов и, как ни странно, только 72% биологических

родителей, при этом высокую готовность взаимодействовать с ребенком продемонстрировали все родители. В замещающих семьях преобладает авторитарный тип воспитания (62%), тогда как в биологических семьях он встречается только в 7% случаев. Разумный контроль за детьми свойственен 93% родителям из биологических семей и только 28% воспитателей из замещающих семей. Планы на совместное будущее с детьми строят 57% приемных родителей/опекунов и 100% биологических родителей. Негативное отношение к неудачам и промахам ребенка продемонстрировали 24% родителей из замещающих семей и 7% биологических родителей, высоко оценивают способности ребенка 81 и 100% соответственно, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка 90 и 100% соответственно. Выявлено, что 14% родителей из замещающих семей имеют психологическую дистанцию по отношению к ребенку и 5% из них испытывают отрицательные чувства к своему воспитаннику, в биологических семьях таких взаимоотношений не зафиксировано. Полученные результаты свидетельствуют, что необходимо обращать внимание на характер взаимоотношений в семье, чтобы вовремя их корректировать и тем самым улучшать прогноз стабилизации психологического статуса подростков.

С целью углубленного изучения психоэмоциональный сферы дана оценка личностного психологического статуса подростков. При оценке уровня тревожности с помощью методики Спилбергера не выявлено достоверных различий в уровне личностной и ситуативной тревожности у подростков всех групп наблюдения: подавляющее большинство обследованных имеют средний уровень тревожности. В то же время с помощью анкетирования удалось выявить, что в большинстве замещающих семей созданы условия, приближенные к условиям жизни в биологических семьях. Подтверждается это достоверно большим числом общительных и эмоционально устойчивых подростков (63 и 86%) в семьях по сравнению с их сверстниками в детском доме (41%). Большинство подростков в семьях имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков (84— 93%) и демонстрируют готовность взаимодействовать с обществом (до 93%) в отличие от воспитанников детского дома, у которых эти навыки встречаются только в 37% случаев. В то же время выявлена большая доля подростков (68%) из детского дома с высоким уровнем психологической напряженности, указывающей на их социальное неблагополучие, тогда как в замещающих семьях подростки с такими характеристиками встречаются в 31%, а в биологических — в 4% случаев.

В процессе обследования выявлено, что затруднение в обучении у подростков из замещающих семей и детского дома связано с наличием психического заболевания или пограничного состояния, характеризующегося задержкой психического развития. Так, истинные психические расстройства (олигофрения) зарегистрированы у 3% подростков из замещающих семей, у 7% из детского дома и ни у одного обследованного из биологических семей (р < 0,05). Большая часть отклонений в психическом развитии у подростков из замещающих семей (33%) и детского дома (45%) носит пограничный характер и не может быть квалифицирована как общее психическое недоразвитие, что проявляется такими особенностями интеллекта и личности, которые не позволяют им своевременно и качественно овладеть школьными знаниями [8]. Наиболее часто в замещающих семьях у подростков с задержкой психического развития задержка развития происходила вследствие дефекта воспитания и дефицита информации в детстве (63%), а у подростков из детского дома

встречалась дизонтогенетическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности (73%), представленная психофизическим инфантилизмом, т. е. уровнем развития психики, свойственным младшему возрасту. У обследованных подростков из 1-й и 2-й групп не наблюдалось пограничных с олигофренией состояний, связанных с дефектами анализаторов. С одинаковой частотой в обеих группах наблюдения встречалась задержка психического развития, связанная с наличием энцефалопатий, таких как психоорганический синдром с недостаточностью высших корковых функций (19 и 24% соответственно).

При изучении школьной успеваемости выявлено, что каждый второй подросток из замещающей семьи учится на «удовлетворительно» и «хорошо», % воспитанников детского дома успевают в школе только на «удовлетворительно», в биологических семьях большинство детей (87%) характеризуются хорошей успеваемостью.

При изучении профессиональной ориентированности подростков и их образовательного маршрута выявлено, что окончить только 9 классов школы собирается достоверное большинство подростков из замещающих семей (70%) и детского дома (86%) против 24% их сверстников из биологических семей. Достоверно большее количество подростков из детского дома (48%) и замещающих семей (61%) желают освоить рабочие профессии слесаря, плотника, ремонтника, повара, чем их сверстники из биологических семей (14%). Подавляющее большинство последних (72%) отдают предпочтение интеллектуальному труду (преподаватель, экономист, адвокат, врач) против 18% с такими же предпочтениями из замещающих семей и 9% из детского дома (р < 0,05). Не выявлено достоверных различий в намерении обследованных овладеть творческой профессией или работать в силовых структурах (армия, служба спасения, пожарная служба).

Заключение

Исследование показало, что помещение ребенка в замещающую семью положительно влияет на его нервно-психическое развитие, школьную успеваемость, личностный психологический статус. Воспитанникам детского дома достоверно чаще свойственны пониженное настроение, замкнутость, агрессивность, склонность к негативной оценке происходящего, навязчивым движениям, патологическим привычкам. Наиболее часто у подростков из замещающих семей задержка психического развития и затруднения в обучении (63%) связаны с дефектом воспитания и дефицитом информации до помещения в семью, а также с наличием психического заболевания или пограничного состояния, характеризующегося задержкой психического развития (19%). Достоверно большее количество подростков из

детского дома (48%) и замещающих семей (61%) желают освоить рабочие профессии, чем их сверстники из биологических семей (14%), что обусловлено невысоким уровнем притязаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. АверьяноваН.И., ХановаН.А., Бахматова О.Б., Погадаева Е.Н. Состояние здоровья детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В кн.: Онкология — XXI век: Материалы IV (XIII) Международной научной конференции. Пермь: Книжный формат; 2009: 9—12.

2. Болотников И.Ю. Медико-социальная характеристика состояния здоровья воспитанников интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей. Педиатрия. 2008; 8: 40—3.

3. Аверьянова Н.И., Ханова Н.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей, проживающих в приемных и опекунских семьях. В кн.: Материалы IX Российского конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии». М.: Оверлей; 2010: 229—30.

4. Pew Commission on Children in Foster Care. Available at: http:// www.pewhealth.org/projects/pew-commission-on-children-in-foster-care-85899367236/ 2009.

5. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант личностного детского опросника Р. Кет-телла: Методические рекомендации. М.: Фолиум; 1993.

6. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Владос; 2007; кн. 3.

7. Documents related to Casey Family Programs' Foster Care Alumni Studies. Available at: http://www.casey.org/hidden/research/2008.

6. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. М.: Медпрактика; 2005.

REFERENCES

1. Averyanova N.I., Khanova N.A., Bakhmatova O.B.. Pogadaeva E.N. Health state of orphans and children who find themselves in a difficult life situation. ONCOLOGY-XXI Century Public Health and Education: Materials of IV (XIII) International Scientific Conference. HoChiMihn. 2009: 9—12 (in Russian).

2. BolotnikovI.Y. Medical social characteristic of a health state of foster children without parental support from orphanages. Pediatrics. 2008; 8: 40—3 (in Russian).

3. Averyanova N.I., Khanova N.A. Complex assessment of a health state of children living in foster and custodial families. Information of IX Russian Congress «Innovative technologies in pediatrics and in pediatric surgery». Moscow: Overley; 2010: 229—30 (in Russian).

4. Pew Commission on Children in Foster Care. Available at: http:// www.pewhealth.org/projects/pew-commission-on-children-in-foster-care-85899367236/2009.

5. Aleksandrovskaya E.M., Gilyasheva I.N. The adapted modified variant of a personal children's questionnaire of R. Kettell: methodical recommendations. Moscow: Folium; 1993 (in Russian).

6. NemovR.S. Psychology. Psychodiagnostics. Introduction in scientific psychological research with elements of mathematical statistics. Moscow: Vlados; 2007; kn. 3 (in Russian).

7. Documents related to Casey Family Programs' Foster Care Alumni Studies. Available at: http://www.casey.org/hidden/research /2008.

8. Antropov Y.F., Belmer S.V. Somatization of mental disorders at children's age. Moscow: Medpraktika; 2005 (in Russian).

Поступила 02.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.