Научная статья на тему 'Особенности соматической лексики в лексической системе языка'

Особенности соматической лексики в лексической системе языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
422
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / SOMATIC LEXIS / СОМАТИЧЕСКИЙ КОД / SOMATIC CODE / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА / LEXICAL-SEMANTIC LANGUAGE SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева А.Ю., Лобынева Е.И.

В статье дается понятие соматической лексики, анализируется место соматической лексики в лексической системе языка, дается характеристика соматического кода, классифицируется соматическая лексика на группы, в зависимости от характера объекта номинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности соматической лексики в лексической системе языка»

1 2 © Николаева А.Ю. , Лобынева Е.И.

1Доцент, канд. ист. наук, кафедра иностранных языков;

2ст. преподаватель, кафедра иностранных языков. Сибирский федеральный университет

ОСОБЕННОСТИ СОМАТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ЯЗЫКА

Аннотация

В статье дается понятие соматической лексики, анализируется место соматической лексики в лексической системе языка, дается характеристика соматического кода, классифицируется соматическая лексика на группы, в зависимости от характера объекта номинации.

Ключевые слова: соматическая лексика, соматический код, лексико-семантическая система языка.

Keywords: somatic lexis, somatic code, lexical-semantic language system.

Соматическая лексика представляет собой одну из универсальных лексических групп в любом языке и одну из самых распространенных объектов изучения в сравнительно-исторических, структурно-сопоставительных и лингвокультурологических работах как отечественных, так и зарубежных лингвистов, выделяющих её обычно первой в лексико-семантической системе любого языка [6, 128].

Интерес исследователей к этой группе лексики, с экстралингвистической точки зрения, определяется тем, что процесс осознания себя среди окружающей действительности и определения себя как личности человек начал с ощущений, возникающих непосредственно через органы чувств и части собственного тела. Как писал В. Г. Гак: «Человек эгоцентричен, он видит в себе центр вселенной и отображает мир по своему подобию» [2, 260]. Ориентация в пространстве и времени, выражение субъективной оценки - всё это человек постигал постепенно, но с помощью всегда окружающих его «инструментов» познания - частей тела.

Исследователи разных научных областей знания, связанных с изучением человека, считают, что «овладев инструментом формирования познания и способностью оперировать им, человек ранее всего облекал в слова и выражения те понятия, которые были наиболее близки ему. Человеческое тело оказалось одним из самых доступных для наблюдения и изучения объектом, и слова, обозначающие части тела, так же древни, как и само человеческое сознание» [1,2].

Н. А. Старых в статье «Соматизмы как особый класс слов в лексической системе церковнославянского языка» ссылается на высказывание известного ученого В. И. Абаева, которое гласит: «до сих пор не обнаружено народа, который не умел бы назвать некоторых частей тела: голову, руку, ногу, глаз... соматизмы представляют собой «круг необходимых в любом человеческом обществе понятий и отношений, без которых трудно себе мыслить человеческую речь». Соматическую лексику отличает «высокая частотность употребления и развитая полисемия, базирующаяся на большом количестве основных сем» [8, 81]

В силу общечеловеческого характера исторический путь формирования абстрактного мышления в целом находится в единстве с развитием любого языка и роль соматизмов в его становлении велика. Развитие абстрактных значений на их базе присуще всем языкам и свидетельствует об универсальности закономерностей человеческого мышления.

Говоря о культурном пространстве и о фиксации некоторых основных фрагментов его в языке, В. В. Красных вводит такое понятие как код культуры, который понимается как

Николаева А.Ю., Лобынева Е.И., 2016 г.

«сетка», которую культура «набрасывает» на окружающий мир, членит, категоризирует, структурирует и оценивает его. Коды культуры соотносятся с древнейшими архетипическими представлениями человека. Коды культуры эти представления и «кодируют» [4, 123].

Коды культуры, как феномен, универсальны по своей природе, свойственны человеку. Однако их проявление, удельный вес каждого из них в определенной культуре, а также метафоры, в которые они реализуются, всегда национально детерминированы и обуславливаются конкретной культурой. Например: в английской лингвокультуре живот символизирует храбрость и решительность: have the stomach for something, a strong stomach.

В. В. Красных выделяет шесть базовых кодов, заложенных в структуризации и описании окружающего мира: пространственный, временной, предметный, биоморфный, духовный и, код, который он ставит на первое место, соматический. Он объясняет положение соматического кода, поскольку «он является, пожалуй, наиболее древним из существующих... Человек начал постигать окружающий мир с познанием самого себя. С этого же началась и окультурация... Иначе говоря, через осознание себя человек пришел к описанию мира, экстраполируя свои знания о себе самом на окружающую действительность» [4, 85].

Учеными отмечается, что в разных формах народной культуры - в верованиях, фольклорных текстах, в обрядах, в заговорах, в народной медицине - нашли отражения соматические представления о строении и функционировании человеческого организма. В основе многих мифопоэтических и религиозно-философских традиций лежит антропоморфизированная модель мира, отражающая параллелизм между макрокосмосом (вселенной) и микрокосмосом (человеком), их изоморфизм , однородность. Причем «чаще всего человеческое тело выступает как первичное, исходное, а космическое устройство как вторичное и производное» [8, 301].

Итак, соматический код культуры, будучи составляющей языковой картины мира, закрепляется в лексике, фразеологии, паремиологии и, концептуализируя внешний и внутренний мир человека, среду его обитания, способствует выявлению универсальных и национально-специфических особенностей. В зеркале соматических метафор и сравнений отражается духовная сфера: человек и его нравственная сущность, волевые, эмоциональные, интеллектуальные действия и состояния, черты характера, отношение к другим людям, к себе, к вещам.

А. М. Кочеваткин, в своей диссертации, посвященной лингвогеографическому анализу соматической лексики в диалектах эрзянского языка делит всю соматическую лексику на следующие группы, в зависимости от характера объекта номинации:

1) сомонимическая лексика, служащая для обозначения частей и областей человеческого тела (soma тело + onima имя, название);

2) остеонимическая лексика, служащая для обозначения костей человеческого тела и их соединений (от греч. osteon - кость);

3) сплахонимическая лексика, служащая для номинации внутренних органов человеческого тела (от греч. splanchna - внутренности);

4) ангионимическая лексика, служащая для номинации кровеносной системы человеческого организма (от греч. angeion - сосуд );

5) сенсонимическая лексика, служащая для обозначения органов чувств человеческого организма (от лат. sensus - чувство);

6) лексика, обозначающая болезни, недуги и проявления человеческого организма[5,

6].

Данная классификация называет строго детерминированное естественное число объектов номинаций, характерных для человеческого организма и не зависит от принадлежности к тому или иному языку. Конкретный состав лексических единиц в разных языках различается в количественном и качественном отношении.

Интерес к соматической лексике в лингвистических исследованиях разного периода обусловлен все более возрастающим вниманием к теме человеческого фактора в языке и к проблемам языковой личности. По словам Ю. Н. Караулова «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [3, 285]. Соматическая лексика представляет собой определенную тематическую систему, обширную и специфичную. Для соматической лексики характерна сложная система переносных значений и повышенная продуктивность в сфере словообразования и фразеобразования.

Таким образом, исторически соматический код культуры отражает структуризацию реального и духовного мира и формирует его восприятие с анатомической ориентацией на свое тело. Соматическая лексика представляет собой одну из древнейших лексических универсалий, лексико-тематическое объединение слов, которое влияет на формирование соматического пространства в каждом языке.

Литература

1. Бердникова Т. А. Лексико-семантическое поле соматизмов: на материале архангельских говоров» [Электронный ресурс]- режим доступа:. http://www.dslib.net/

2. В. Г. Гак - Национально культурная специфика меронимических фразеологизмов Гак // Фразеология в контексте культуры. - М., 1999.-С. 260-265.

3. Ю.Н. Караулов -Русский язык и языковая личность // М.: ЮНИТИ, 1987. - 520 с.

4. В.В. Красных -Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М., 2003.

5. А.М Кочеваткин. - Соматическая лексика в диалектах эрзянского языка /Автореф. дис. канд. филол. наук - Саранск, 1999. - 25 с.

6. А. В. Кунин - Курс фразеологии современного английского языка. // М.: Высшая школа.-1996.-384 с.

7. Старых О. В. Соматизмы как особый класс слов в лексической системе церковнославянского языка[Электронный ресурс]- режим доступа:. http://pstgu.ru/download/1315319621.80-85.pdf С 81

8. В.Н. Топоров - Первочеловек // Мифы народов мира: Энциклопедия. М: Сов. Энциклопедия, 1988. - Т. 2 . - С. 300-302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.