Научная статья на тему 'Особенности системы страхования по безработице в Чили'

Особенности системы страхования по безработице в Чили Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / СТРАХОВАНИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева А.В.

В статье анализируются особенности новой системы страхования по безработице в Чили, которая сочетает в себе индивидуальные сберегательные счета для страхования по безработице с чрезвычайными фондами, которые финансируются государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы страхования по безработице в Чили»

зарубежный опыт

УДК 331.57

особенности системы страхования по безработице в чили

а. в. Яковлева,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов E-mail: yeif@mail. ru Государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, г. Санкт-Петербург

В статье анализируются особенности новой системы страхования по безработице в Чили, которая сочетает в себе индивидуальные сберегательные счета для страхования по безработице с чрезвычайными фондами, которые финансируются государством.

Ключевые слова: безработица, страхование по безработице, социальное страхование.

Правительство Чили в 2002 г. ввело новое законодательство для системы страхования по безработице. Эта система представляет собой смешанную систему, которую финансируют все социальные субъекты (правительство, работодатели и работники), и формирует 2 типа механизма финансирования:

— индивидуальный сберегательный счет для каж-

дого работника;

— чрезвычайный фонд, который называется «Фонд

солидарности».

При наступлении безработицы работник имеет право снять со своего счета в банке накопленные сбережения. Если денег недостаточно, чтобы про-

жить пять месяцев без работы, он имеет право при определенных условиях и ограничениях получить субсидию из Фонда солидарности.

Рассмотрим механизм формирования новой системы страхования по безработице. Так, работодатель вносит 1,6 % от заработной платы на индивидуальный счет своего работника, организованный по типу пенсионного счета. Работник кладет на этот счет 0,6 % от своей ежемесячной заработной платы. В итоге 2,2 % от ежемесячного дохода работника идет на счет, на котором в течение года накапливается сумма, равная четверти ежемесячного дохода работника. Работодатели также вносят 0,8 % от своего дохода в Фонд солидарности, который получает дополнительное финансирование из бюджета [3] (рис. 1).

Несколько другие условия действуют для работников по срочному договору, действующему в течение определенного периода времени. В этом случае работодатель обязан отчислять 3 % от ежемесячного дохода на индивидуальный сберегательный счет своего работника на протяжении всего срока договора, что за год составляет примерно треть его ежемесячного дохода (рис. 2).

Рис. 1. Структура чилийской системы страхования по безработице

Максимальный период этих платежей составляет 11 лет. Если работник состоит на службе у одного работодателя более 11 лет, платежи прекращаются, поскольку считается, что на индивидуальных сберегательных счетах накоплено достаточно сбережений, чтобы покрыть любой период безработицы.

К моменту снятия сбережений с индивидуальных счетов работник должен иметь официально оформленный договор, делать взносы на протяжении 12 мес. (6 мес. для работников по краткосрочному договору) до наступления безработицы, быть в возрасте от 18 до 65 лет и иметь трудовой страж не менее 30 дней. Последнее условие означает, что безработные должны оплачивать первый месяц безработицы за свой счет. Структура взносов исходит из того, что средняя продолжительность безрабо-

тицы в Чили (в условиях нормального развития экономики) составляет примерно 5 месяцев. Следовательно, число возможных снятий со счета равняется пяти независимо от суммы, накопленной на счету. Только работники по срочному договору имеют право получить доступ ко всем своим сбережениям одним снятием со счета [3].

Если работник меняет работу, не становясь при этом безработным, система перестраивается и он имеет право либо снять накопленные средства, либо оставить их на счету, что совсем не отразится на платежных обязательствах нового работодателя.

Описанные выше условия действуют в отношении всех наемных работников независимо от причин, по которым они остались без работы. Те работники, которые накопили на счете в банке сумму меньше двух месячных зарплат, имеют право пополнить свои сбережения из Фонда солидарности. Размер и количество возможных снятий со счета рассчитываются методом, представленным в табл. 1. С другой стороны, если на счете накоплено более двух месячных зарплат, то общая сумма, независимо от размера, делится на пять и выплачивается в виде ежемесячных взносов. Следует отметить, что данные суммы были действительны с 01.02.2010 по 31.01.2011, так как они перепроверяются каждый год.

Получатели страховой суммы должны быть зарегистрированы в муниципальных агентствах по трудоустройству главным органом страхования. Это означает, что они будут автоматически зарегистриро-

Таблица 1

Работодатель

Выплаты из Фонда солидарности

Индивидуальный счет

Рис. 2. Структура чилийской системы страхования по безработице для работников по срочному договору

Продолжительность безработицы, мес. Минимальная выплата, долл. Выплаты от среднего дохода за последние 12 мес., % Максимальная выплата, долл.

1 92,025 50 198,691

2 76,339 45 178,822

3 66,928 40 158,953

4 58,562 35 139,084

5 50,196 30 119,215

Источник: составлено автором по данным [4].

ваны службами посредничества в трудоустройстве. Безработные, пользующиеся данной системой и уволенные по «деловым соображениям», будут иметь преимущественное право на получение профессиональной подготовки, которую предоставляет Национальная служба профессионального обучения [2].

По словам ученой из университета Калифорнии К. Зенбрух, новое страхование по безработице, введенное в 2002 г., постепенно должно вытеснить предыдущую программу пособий. Работники с договорами, заключенными до октября 2002 г., могут принять участие в системе на добровольной основе. Она будет действовать в дополнение к существующему законодательству по выходному пособию, которое дает право работникам с бессрочными договорами, уволенным по экономическим соображениям, получать месячную заработную плату один раз в год работы у работодателя в течение 11 лет. Новое страхование по безработице никак не затронет права на выходное пособие, разве что средства, накопленные на индивидуальных сберегательных счетах, считаются резервом на случай возможных в будущем сокращений и, таким образом, вычитаются из полной суммы взносов на выходное пособие [3].

Преимущества и недостатки системы страхования по безработице в Чили показаны в табл. 2.

В России государственная политика содействия занятости на сегодняшний день строится на основе Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О

занятости населения в Российской Федерации». В соответствии со ст. 37 данного закона предусмотрено осуществление добровольного страхования на случай потери работы путем заключения со страховыми организациями договора добровольного страхования [1]. При этом законодательная база, объясняющая условия страхования по безработице, отсутствует. Таким образом, можно утверждать, что страхование от безработицы в России не сложилось. Для того чтобы приблизить существующую в России защиту от безработицы к требованиям современного цивилизованного рынка труда, необходимо сосредоточить внимание на разработке концепции системы обязательного страхования от безработицы, определив ее основные цели и механизмы реализации. Общие методологические подходы к разработке такой системы могут быть основаны на анализе теории и практики системы страхования от безработицы многих стран, доказавших свою жизнеспособность в условиях рыночной экономики [5].

Рассмотрев особенности системы страхования по безработице в Чили и возможности ее применения в России, следует отметить, что под защиту по этой системе от безработицы попадает только официальная рабочая сила без значительных на то денежных затрат. Также следует установить более высокий уровень взносов, нежели тот, который существует в чилийской системе страхования по безработице. Как отмечает К. Зенбрух, необходимо.воздержаться от того, чтобы

Таблица 2

Преимущество и недостатки чилийской системы страхования по безработице

Показатель Комментарии

Преимущества Минимальная угроза морального вреда Безработные, получающие от данной системы пособия, снимают свои собственные сбережения. За исключением Фонда солидарности, из которого средства можно снять лишь при особых обстоятельствах. Главное — способность отдельного человека копить

Требуется ограниченная институциональная инфраструктура Такой схемой могут управлять существующие агентства и организации, особенно если в стране уже есть действующая пенсионная система

Дополнительные ресурсы для инвестирования Средства из системы страхования по безработице могут вкладываться в инструменты денежного рынка. Это повышает ликвидность финансового рынка и обеспечивает дополнительные средства для инвестирования

Защита работников Большая часть рабочей силы, трудоустроенной в официальном секторе, будет находиться под защитой

Недостатки Низкий процент безработного населения, охватываемого страхованием Из данной системы страхования исключаются, индивидуальные предприниматели, наемные работники без официально оформленного договора, так же работники моложе 18 или старше 65 лет. Работники, не делавшие взносы в систему, по крайней мере, 12 мес. (6 мес. в случае срочных договоров) или не имеющие минимальный стаж в 30 дней, также не имеют права снимать средства со счета

Недостаточная защита безработных Имеются расхождения между теоретическими положениями и реальным рынком труда

считать данную систему страхованием по безработице и называть ее «системой индивидуальных сбережений», так как элемент страхования в ней минимален. И, конечно, заведомо ложно представлять данную систему как социальную защиту для бедных или программу для безработного населения. Подобную систему не следует считать чем-то большим, чем просто одним из элементов всеобъемлющей системы социального обеспечения.

Список литературы

1. Власов В. И., Крапивин О. М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М.: Ось-89. 2008.

2. Hartley G. R., J. C. van Ours, Vodopivec M. Incentive Effects of Unemployment Insurance Savings Accounts: Evidence from Chile. Discussion Paper No. 4681. January 2010. P. 1—36.

3. Sehnbruch K. Unemployment insurance or individual savings accounts: Can Chile's new scheme serve as a model for other developing countries? International Social Security Review, Vol. 59. 1/2006. P. 27—48.

4. URL: http://www. safp. cl. /573/article-3785. html.

5. URL: http://www. strana-oz. ru/ ?numid=12&article=522.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.