Научная статья на тему 'Особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе'

Особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / CHILDREN'S ART SCHOOL / УЧАЩИЕСЯ / PUPILS / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакин Вячеслав Сергеевич

В статье рассматриваются особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе, взаимосвязи дисциплин, их влияние на жизнь учащихся, развитие способностей и навыков художественно-творческой деятельности. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса, отражают естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SYSTEM OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AT CHILDREN'S ART SCHOOL

In article features of system of intersubject communications at childrens art school, interrelation of disciplines, their influence on life of pupils, development of abilities and skills of artly esthetic activity are considered. Intersubject communications make a necessary condition of the organization of teaching and educational process, reflect natural interrelations of processes and the world around phenomena. Intersubject communications in school training are concrete expression of the integration processes occurring in life of a society.

Текст научной работы на тему «Особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе»

#

прыжке в возрастной группе 70-74 года (2000 г.), в 2002 г. выиграла Всемирные игры мастеров в прыжках в высоту в возрастной группе 75-79 лет. В. Звездкин завоевал золотую медаль на чемпионате Европы 2002 г. в тройном прыжке в возрастной группе 45-49 лет. Е. Пудовников стал победителем чемпионата Европы 2002 г. в тройном прыжке в возрастной группе 45-49 лет. К. Лотова стала чемпионкой мира в прыжках в длину и тройным и чемпионкой Европы в тройном прыжке в возрастной группе 45-49 лет.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что легкоатлетам старше 35 лет, применявшим предложенные автором модельные схемы подготовки к соревнованиям, а также рекомендации, воплощенные в комплексе педагогических условий, удалось улучшить свои личные спортивные результаты на 3-14% (с учетом возрастного коэффициента), впервые стать призерами международных состязаний или занять более высокие места на международных соревнованиях, а некоторым из них -установить как личные, так и национальные и мировые рекорды в своих видах программы. Реализация вышеперечисленных педагогических условий позволила существенно повысить уровень спортивной подготовленности российских ветеранов легкой атлетики, специализирующихся в прыжковых и метательских дисциплинах, а также способность российских атлетов достойно представлять нашу страну на международной арене.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакаринов Ю. М. Научно-методическое обоснование программирования тренировки в легкоатлетических метаниях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: ВНИИФК, 1996. 47 с.

2. Бондарчук А. П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей (теория, методика и практика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: ВНИИФК, 1987. 45 с.

3. Иванова Н. Д. Особенности планирования пред-соревновательной подготовки в скоростно-силовых видах легкой атлетики для ветеранов спорта // Развитие физической культуры и спорта в новых социокультурных условиях: сб. науч. тр. Оренбург : Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2007. С. 174-177.

4. Камалова Э. И. Особенности применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов ветеранов 35-50 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны: КГАФК-СиТ, 2009. 22 с.

5. Попов В. Б. Бегать никогда не поздно // Легкая атлетика. 2007. № 1-2. С. 24-26.

6. Иванова Н. Д. Построение и содержание тренировочной деятельности легкоатлетов-ветеранов, специализирующихся в метаниях: результаты 29-летнего автоэксперимента // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч.-метод. тр. М.: МПГУ, 2010. С. 54-58.

7. Ройтман В. М. Спортивное долголетие // Легкая атлетика.2002.№ 5. С. 22-23.

8. Чирков Ю. А. Цена «финского» золота // Легкая атлетика. 2009. № 9. С. 26-32.

9. Шедченко А. По местам Владимира Куца: ветераны // Легкая атлетика. 2002. № 10-11. С. 32-34.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

FEATURES OF SYSTEM OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AT CHILDREN'S ART SCHOOL

В. С. Балакин

В статье рассматриваются особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе, взаимосвязи дисциплин, их влияние на жизнь учащихся, развитие способностей и навыков художественно-творческой деятельности. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса, отражают естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в жизни общества.

V. S. Balakin

In article features of system of intersubject communications at children's art school, interrelation of disciplines, their influence on life of pupils, development of abilities and skills of artly esthetic activity are considered. Intersubject communications make a necessary condition of the organization of teaching and educational process, reflect natural interrelations of processes and the world around phenomena. Intersub-ject communications in school training are concrete expression of the integration processes occurring in life of a society.

Ф

#

Ключевые слова: межпредметные связи, детская Keywords: intersubject communications, children's art художественная школа, учащиеся, воспитатель- school, pupils, educational process, pedagogics. ный процесс, педагогика.

Межпредметные связи играют значительную роль в системе детской художественной школы (ДХШ). Эта система должна быть гибкой, динамичной, учитывающей многие факторы, и в первую очередь задачи обучения на каждом этапе, психолого-педагогические особенности и интересы детей различного возраста.

Сложность системы межпредметных связей в ДХШ - в большом разнообразии предметов по изобразительному искусству, охватывающих широкий спектр творческих интересов учащихся. Здесь возникает проблема взаимодействия изобразительного искусства и педагогики в философском и психологическом аспектах.

Виды изобразительного искусства - это средство связи активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по живописи, рисунку, декоративно-прикладному искусству и другим предметам. При этом знакомство с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному. Оно неотделимо от жизни и является продуктом творчества.

Предметы изобразительного искусства помогают учителю сделать уроки более эмоциональными, яркими, образными. Произведения таких его жанров, как анималистический, пейзажный, натюрморт, помогут ребятам глубоко прочувствовать красоту природы при изучении на занятиях изобразительным искусством.

Педагог может с успехом использовать работы, написанные И. И. Левитаном, И. Е. Репиным, К. А. Коровиным, П. П. Кончаловским или другими большими мастерами, когда речь пойдет о беседах по истории искусства.

Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства на уроках истории искусства окажет явную помощь в усвоении материала на практических занятиях. Здесь надо знать меру и использовать пример так, чтобы учащиеся не отвлекались от основной темы урока.

Также помогут учителю в воспитании у детей любви к природе живые наблюдения, наглядные пособия, когда они будут изучать тему, способствующую выработке умений наблюдать элементы природы, составлению композиции по теме.

Предметы в ДХШ построены в соответствии с программами по живописи, рисунку, истории искусства. При этом ставятся задачи по развитию умения самостоятельно исполнять эскизы оформления предметов быта (из стилизованных форм растительного и животного мира), расширению и углублению знаний учащихся о народном декоративно-прикладном искусстве, умений создавать выразительные декоративные композиции, творчески используя стилизацию формы, цвета и другие изобразительные приемы декоративного рисования, развитию творческого воображения.

История искусства - один из предметов, создающих необходимую основу для изучения отдельных художественных дисциплин: живописи, рисунка, декоративно-

прикладного искусства. Использование художественных произведений на уроках является своего рода мостиком для проникновения истории искусства в процесс преподавания предметов.

Важная функция межпредметных связей - активизация восприятия, внимания, памяти (прежде всего эмоциональной и ассоциативной), воображения, мышления учащихся в процессе изучения живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства и других дисциплин.

Общие художественные средства изобразительного искусства - основа межпредметных связей дисциплин, изучаемых в ДХШ.

Наряду с развитием восприятия художественного произведения изобразительное искусство во всех его формах способствует и развитию у детей внимания, которое акцентируется на нужном, главном, художественном. Изобразительное искусство помогает развитию ассоциативной памяти.

Важно, чтобы зрительные ассоциации носили эмоциональный характер. Следует вызывать у детей с помощью произведений искусства сильные переживания, активно влиять на их чувства. Эмоциональная память совместно с ассоциативной может закрепить и тот материал, ради которого была сделана установка на восприятие посредством картины, рисунка, скульптуры.

Репродукции произведений живописи, графики и скульптуры, фотографии архитектурных построек и предметов декоративно-прикладного искусства будят у детей воображение, которое крайне необходимо при усвоении ими материала.

Использование изобразительного искусства в тех или иных формах на уроках формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность.

Главное для творческого мышления - умение схватывать реальность во всех ее видах, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обнаружить свойства определенной области действительности, надо знать все относящиеся к ней факты. Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений в творческом мышлении.

Важно развивать у детей фантазию, основанную на реальной жизни. В этом деле ведущую роль играет искусство. Изобразительное искусство может активно способствовать творческому мышлению учащихся, глубокому осознанию детьми сложных процессов развития человеческого общества.

Функции изобразительного искусства при осуществлении межпредметных связей должны согласовываться с сенситивным периодом, то есть возрастом оптимальных возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики, а также для обучения и воспитания.

Ф

$

Использование различных видов и жанров изобразительного искусства на уроках весьма многообразно. Большую сложность представляет использование тех или иных методов на практике. В первую очередь, возникает проблема принципов отбора конкретного материала по изобразительному искусству и разработка различных форм его применения на уроках.

Прежде всего нужен тщательный отбор материала с учетом особенностей восприятия школьников разных возрастных групп, качества художественных произведений, их количества, что лучше всего решать сообща специалистами разных видов искусства.

Реализация межпредметных связей в теории и практике современного образования требует многоаспектного подхода, синтеза и обобщения накопленных ранее идей и практических решений.

Учитель ДХШ вводит детей в сложный мир искусства и начинает с изучения мифологии и религий народов мира, так как это основа духовной культуры и изобразительного искусства. Уроки проходят с использованием всевозможных наглядных материалов и технических средств: репродукций, наглядных пособий, выполненных учащимися выпускных классов в качестве выпускных работ.

В школе проходят интересные и увлекательные внеклассные мероприятия по истории искусств с участием преподавателей и учащихся: «Русские народные традиции», «Круг годовых религиозных праздников» и др.

Важным элементом методики преподавания в ДХШ являются занятия по композиции в 1-м классе, на которых дети обучаются не только законам и приемам композиции, но и повторяют, закрепляют знания, полученные по истории искусств.

Осознавая возросшую роль декоративно-прикладного искусства и дизайна в школе, проводятся занятия по предметам: роспись по ткани (батик), гобелен, бумагопла-стика, роспись по дереву, керамика, графический дизайн. На этих занятиях учащиеся имеют возможность расширить свои творческие способности.

Разработанные программы позволяют учащимся развивать свои способности в организации декоративной композиции. Программой предусмотрено выполнение упражнений на черно-белую и цветную стилизацию, в которой ребята учатся подчеркивать, выделять типичное, характерное в окружающих предметах. Эти упражнения ребята выполняют с большим интересом, проявляя свои творческие способности, используя натурный материал, выполненный во время пленэрных занятий (зарисовки мотивов природы, животных, насекомых).

Для достижения лучшего результата используются наглядные пособия по стилизации, выполненные как преподавателями ДХШ, так и учащимися. Интересным и творческим является процесс знакомства с различными техниками холодного и горячего батика. Эти упражнения позволяют экспериментировать, добиваясь различных эффектов, что доставляет учащимся эмоциональное и эстетическое удовольствие.

Эти приемы ребята используют на заключительном этапе обучения - в творческой работе. Преподаватели

стараются разнообразить характер творческих работ, знакомя их с искусством оформления ткани, узорами различных эпох, стран и народов. Вот и появляются в работах ребят то индийские, то египетские мотивы, то элементы, характерные для русского искусства.

Большой интерес у учащихся вызывают занятия керамикой. Преподаватели работают с местным природным материалом - глиной. Практический курс по керамике построен следующим образом:

1. Работа с глиняным жгутом.

2. Работа с пластом.

3. Работа с объемным пластом.

4. Комбинированная техника.

Из глины, раскатанной в виде пласта, можно вылепить изделие, имеющее плоские поверхности (сосуды, карандашницы и т. п.). При декорировании их рельефом, стилизации в виде какого-либо животного сближается утилитарность и скульптурность изделия. Рельефом можно начать тему работы над пластом, что впоследствии переходит в декор изделия.

Когда учащиеся достигают определенного творческого развития (к старшим классам), то завершить процесс обучения в ДХШ можно комбинированной техникой лепки, где ребята по заранее разработанным эскизам могут создавать многофигурные композиции.

Композиция станковая, декоративно-прикладная является ведущей дисциплиной в ДХШ. Она формирует творческое мировоззрение, развивает образное мышление, индивидуальные способности детей. При этом практическая деятельность ребенка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира, способствует лучшему освоению пространства, объекта, глубины.

Чередование с традиционными формами творчества рисунок и живопись, бумагопластика способствует лучшему пониманию формы и объема, органично вписывается в занятия по композиции. Связано это еще и с тем, что сами дети проявляют большой интерес к работе с бумагой - материалом, который обладает замечательными пластическими свойствами. В работе с бумагой закладываются навыки работы многих творческих и трудовых профессий. Это и архитекторы, строители, инженеры, конструкторы, дизайнеры, модельеры.

В практике преподавания предметов изобразительного искусства в детской художественной школе существует несколько форм, одна из них - коллективная деятельность. Коллективная деятельность определяется как прием обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединенных единой тематикой. Данный вид преподавания успешно практикуется преподавателями школы. Коллективная композиция очень эффектно смотрится на выставке изобразительного творчества детей, помогает детям преодолеть многие трудности как в художественной практике, так и в психологическом плане.

Современное искусство трудно сейчас представить без графического дизайна, который окружает нас на каждом шагу: в полиграфии, рекламе, интерьере. Поэтому

этой дисциплине также отводится место в обучении. Многим будущим абитуриентам придется сдавать экзамены по этому предмету.

Краткосрочные упражнения начинаются с более простых и постепенно усложняются заданий. Усваиваются такие понятия, как «ритм», «симметрия», «статика», «динамика». В основном используются три вида графического изображения: линеарное - линия и пятно - пятновое. Программа является комплексной, графический дизайн изучается ребятами старших классов ДХШ.

В детской художественной школе наиболее значимыми предметами являются академический рисунок, живопись.

На учебный рисунок, как и на всякий другой учебный предмет, возлагается определенная задача - дать учащимся сумму конкретных знаний и практических навыков. Он должен научить правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую нас действительность, помочь понять законы строения формы предметов и уметь использовать эти законы в практике построения изображения. Учебный рисунок - это такая учебная дисциплина, которая раскрывает перед учащимися принципы построения реалистичного изображения на плоскости и дает художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы. С помощью преподавателей учащиеся познают законы конструктивного строения формы предметов, их наиболее характерные особенности, законы перспективного построения реалистического изображения на плоскости, законы распределения света на предметах.

Наряду с рисунком, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе ДХШ. Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может происходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем на простых цветовых с учетом теплых и холодных цветов, далее на более сложных формах и более сложными цветовыми отношениями и рефлексами.

При разработке системы межпредметных связей важно определить понятия, которые должны быть усвоены школьниками на каждом этапе обучения. Эти понятия нужно год от года усложнять, одновременно расширяя их круг. Однако со многими из них школьники должны знакомиться ежегодно, что позволит им уяснить всю глубину, сложность, многозначность понятий. В изобразительном искусстве это может касаться видов и жанров, изобразительно-

выразительных средств (композиция, колорит, живописность, натурность, декоративность, обобщенность, стиль, стилизация и пр.), направлений, течений.

Если школьники не научатся оперировать понятиями, они не смогут в полной мере усвоить материал урока. Сложность понятий по всем предметам одного года обучения должна быть примерно на одном уровне; следовательно, учебные задачи по всем предметам должны быть между собой скоординированы. Степень сложности понятий согласуется с психолого-педагогическими особенностями каждого школьного возраста.

Таким образом, трудная задача - найти оптимальные содержание и форму учебных ситуаций в процессе осуществления межпредметных связей, которые, как известно, определяются совместными усилиями педагогической психологии, дидактики и частных методик. Решение этой задачи обусловливает и нахождение наиболее корректных способов межпредметных связей.

Использования различных видов и жанров изобразительного искусства на уроках в ДХШ помогут педагогам организовать учебный процесс с осуществлением межпредметных связей в соответствии с современными требованиями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.

2. Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.

3. Гурьев А. И. Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование. Горно-Алтайск, 1998. № 2.

4. Искусство и школа: Кн. для учителя / сост. А. К. Василевский. М., 1981.

5. Колпакова Г. И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. 1989. № 10-11.

6. Кузин В. С. Методика преподавания ИЗО в 1-3 кл. М., 1979.

7. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение. 1994.

8. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1980.

9. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства. М., 2004.

10. Школа изобразительного искусства в десяти томах. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.