Научная статья на тему 'Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества'

Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16581
1506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ОБЩЕСТВО / FAMILY / MARRIAGE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чижова Ж. Г., Шестакова В. Н., Пунина М. А.

В статье освещена история брачных отношений. Описаны виды браков и семей, их особенности на современном этапе развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FAMILY AND MARRIAGE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COMPANY

The article covered the history of marriage. Describes the types of marriages and families, their features at the present stage of development of society

Текст научной работы на тему «Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества»

отца на работе. В этих семьях чаще встречались нарушения процессов воспитания (59,6 % против 31,9 %), что негативно отразилось на поведении детей (34,0 % против 14,9 %, р<0,05). В основной группе воспитанием чаще занимались мамы, бабушки и дедушки, которые проявляли чрезмерную опеку (83,0 % против 36,2 %, р<0,001). В группе контроля часто использовался традиционный тип воспитания (78,7 % против 29,8 %, р>0,001).

В дошкольном периоде все дети группы контроля посещали детские учреждения, где использовалось четырех или пятиразовое питание, в то время как дети из основной группы не посещали детские дошкольные учреждения, питались более пяти раз в день с более частыми нарушениями режимных моментов.

Отягощенность социального анамнеза на 17,1 % чаще выявлялась у детей из основной группы наблюдения (85,1 % против 57,4 %, р<0,05).

Следовательно, социально-гигиенический статус семей, воспитывающих детей с врожденными пороками сердца, в 1,5 раза ниже, что, вероятно, негативно

сказывалось на адаптационных и функциональных возможностях ребенка, как до оперативного, так и после оперативного вмешательства. Особенно, четко прослеживалась это в основной «Б» группе наблюдения (25,5 %), которые при поступлении в школу имели нарушения кровообращения I степени. Дети из этой группы чаще воспитывались в неполных семьях (83,3% против 71,4 %), их родители реже состояли в юридическом браке (75,0 % против 85,7 %). У них чаще встречалось низкое материальное благосостояние семьи (41,7 % против 5,7 %, р<0,05), низкий прожиточный минимум (33,3 %против11,4 %, р<0,05) и низкий санитарно-культурный уровень семьи (8,6 % против 58,3 %, р<0,05). В этих семьях часто возникали конфликтные ситуации (66,7 % против 20,0%, р<0,05), отмечалось недружелюбное отношение друг к другу (50,0 % против 20,0%, р<0,05), нарушались процессы воспитания (83,3 % против 51,4 %, р<0,05), что способствовало более негативному воздействию на адаптацию детей, их психоэмоциольный статус и тем самым на состояние здоровье.

УДК: 613.89

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И БРАКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Ж.Г. Чижова, В.Н. Шестакова, М.А. Пунина

Смоленский государственный университет ГОУ ВПО СГМА Росздрава

Реюме: В статье освещена история брачных отношений. Описаны виды браков и семей, их особенности на современном этапе развития общества. Ключевые слова: семья, брак, общество.

FEATURES OF THE FAMILY AND MARRIAGE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COMPANY

J.G. Chizhov, V.N. Shestakova, M.A. Punina

Resume: The article covered the history of marriage. Describes the types of marriages and families, their features at the present stage of development of society. Key words: family, marriage, society.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответствен-

ностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профес-

сию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной жизни, приучает уважать добрые традиции семьи и следовать им.

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества ученые выделяли три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах "Идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы И. Кант и Г.В.Ф. Гегель. Основу семьи И. Кант видел в правовом порядке, а Г.В.Ф. Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих по-

нятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И.Я. Бахофен [1861], написавший книгу «Материнское право», и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннан [1865], автор исследования «Первобытный брак». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана "Древнее общество". Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество". Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Современные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Но семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

В XIX веке появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (Фредерика Ле-Пле). Он констатировал направление от патриархального типа семьи

к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Необходимо подчеркнуть, что развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости. До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных рамок, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией.

В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.

В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Авторитет отца был исключительным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества мужа.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX века. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения.

Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский [1895] и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI века, изданного в 1849 году. В нем рассматривалось несколько моделей семьи.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования и подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус оди-

нокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться к родителям. Неограниченной властью в семье пользовалась «большуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XИ-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя несколько были обособлены, представлены сами себе, но в месте с тем ощущали незримую грозную власть отца. Главные обязанности детей послушание, любовь к родителям, забота о них в старости. К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей. Осуждение людей значимых и уважающих считалось страшным наказанием для семьи. Значимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, то есть существовало два мира - для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница - старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XИ-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII веку в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной мо-

делью стада нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым - выкуп за невесту. Нередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, муж становился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная иерархия, порождающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену. У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии [Арутюнян Ю.В., Дро-бижева Л.М., Сусоколов А.А., 1998].

В настоящее время проблемам супружества - ро-дительства - родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. Доказано, что семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемилле-ра (1998) и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла, хотя в последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом. Многие исследователи в настоящее время, наряду с кризисом в экономике и других сферах подчеркивают кризис семьи. На данном этапе развития общества отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.). Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно - 36,0 и 29,0 %). Появилась социокультурная нормативная система - прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная

жизнь вне брака не смертный грех. Но необходимо отметить, что в последние годы семья уже начинает испытывать потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни. Установлено, что в нашей стране возрастает роль семьи как системы социально-гигиенической адаптации к новым условиям.

По литературным данным О.В. Грининой, Л.В.Солохиной (1996), И.П. Катковой, З.А. Хуснут-диновой (1991), Ю.П. Лисицина Н.В. Полуниной (1990) семья является основным участником и непосредственным исполнителем повседневной работы по воспитанию ребенка, профилактике у него многих видов заболеваний, подготовке к поступлению в организованный коллектив. От семьи зависит формирование многих гигиенических и поведенческих привычек, нередко влияющих на здоровье.

Как отмечает Н.Я. Соловьев (1997) семья - это малая социальная группа, ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе, которые связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью. Супружеская семья может вливаться в родительскую или же обособляться от нее.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Формы образования супружеских пар и характер процесса брачности исторически обусловлены, подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества. В большинстве случаев общество регламентирует отношениями между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации является регистрация брака, в прошлом церковная, теперь - юридическая.

Для вступления в брак необходимо обоюдное согласие. В чем особенность существующего брака в нашей стране.

• Единобрачие, каждый гражданин может состоять в одном браке.

• Существующая свобода развода находится под контролем государства.

• Обязанность воспитания детей.

• Материальная и моральная поддержка членов семьи.

• Охрана государством материнства и детства.

Семья как социальный институт проходит ряд

этапов, это вступление в брак; рождение первого ребенка; окончание деторождения (последний ребенок); «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка; прекращение семьи со смертью одного из супругов. Для каждого человека существует две семьи, та из которой он вышел, и та семья, которую он создал и та, в которой он живет сейчас.

Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. На протяжении большей части истории человечества был распространен тип брачности, характеризовавшийся относительно ранними браками, когда значительная часть поколения начинала супружескую жизнь в молодом возрасте. Другая черта этого типа брачности - всеобщность брака: в брак вступали все представители каждого поколения, за исключением тех, кто вынужден был оставаться вне брака по состоянию здоровья. Безбрачие осуждалось общественным мнением, хотя и существовали группы, сознательно отказавшиеся от брачных уз (монашество).

При внебрачной связи партнеры не признаются окружающими за супругов и сами они, как правило, не считают друг друга мужем и женой.

Браки подразделяют на зарегистрированные и незарегистрированные, но это не совсем точно. Так как зарегистрированный брак является фактическим (за исключением фиктивных браков по материальным, жилищным и другим мотивам). Бывает и так, что один из супругов рассматривает свои отношения как незарегистрированный брак, но другой партнер с этим не согласен. В этом случае говорить о брачном союзе нельзя.

Согласно статье 27 Семейного кодекса РФ, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью, то такой брак считается фиктивным и может быть признан недействительным.

В зависимости от формы брака выделяются типы семейной организации - моногамия (союз одного мужчины и одной женщины) и полигамия (многоженство и многомужества).

Впрочем, в такой сложившейся ситуации правильнее говорить о том, что мужчина или женщина состоят одновременно в нескольких браках. Но это встречается лишь только у некоторых народов. Большинство мировых религий высоко ценит семью, семейные устои, поскольку именно брак является источником продолжения рода, оплотом любви, надежности для супругов и детей

Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Те семьи, которые не состоят в браке, являются не традиционными, все остальные типы относятся к традиционным.

Родственные связи определяют простой, нуклеар-ный, или сложный, расширенный, тип семьи. Нукле-арная семья - это семья, состоящая из супружеской пары с ребенком или без детей. В нуклеарной семье активнее развивается самостоятельность ее членов, и это укрепляет семейные узы. Сейчас многие нукле-арные семьи не готовы решать семейные и бытовые проблемы. Следствие этого является большое количество разводов в молодых семьях.

Если некоторые из детей состоят в браке и проживают совместно с родителями или одним из них, то такая семья считается сложной. Следовательно, расширенная семья объединяет две или более ну-клеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В зависимости от места жительства различают городскую и сельскую семью. Несмотря на миграцию сельского населения в город, сегодня 26,0% населения в нашей стране живут в сельской местности. Особенность сельской семьи - размеренность ее жизни, подчиненной ритмам природы, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве. Для сельской семьи характерен жесткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена. Еще сохранились элементы сельской общины, где по-прежнему прочны родственные связи, связи с соседями, наблюдается неприязнь к семьям, стремящимся к обособлению. На селе взрослое и младшее поколения чаще, чем в городе, собираются вместе. Все вышеперечисленные

факторы определяют то, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет очень большую роль, чем городская.

Городская семья не однородна, она характеризуется в зависимости от концентрации населения в городе, от этнической структуры, от географического положения города, от деятельности и занятости населения. В малых городах уклад семейной жизни близок к деревенскому: наблюдаются прочные родственные, в том числе брачные, связи, социальный контроль за жизнью семьи, наличие почти при каждом доме подсобного хозяйства, из этих городов редко уезжает молодежь. Для жителя небольшого города семья значит многое.

В крупном и среднем городе общение молодого и взрослого поколения семьи изменяется. Школа, производство, культурные центры оттягивают молодежь из семьи. Широкий круг общения, окружающая среда оказывают огромное влияние на социализацию личности.

Молодая семья - это супружеская пара с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи - не старше 5 лет, возраст супругов - не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, преобладающий возраст супругов в них 21-24 года. Большинство таких семей живут с родителями.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью).

Наблюдается рост неполных семей. Неполная семья - семья с одним родителем в последние годы стала распространенным явлением. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей, реже - отец. Такая семья - результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо когда ребенок вне брака. Сегодня таких семей более 25,0% от общего числа. Эти семьи живут бедно, доход женщины чаще меньше, чем у мужчины, алименты составляют всего 1/4 зарплаты мужчины. В самом тяжелом положении находятся семьи, где ребенок рожден вне брака Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 - 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя». Внебрачная семья кроме тяжелых материальных условий переживает и отрицательное отношение со стороны общества. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца, мальчики более уяз-

вимы, чем девочки. В воспитании ребенка в такой семье часто отрицательное влияние оказывает сильная любовь матери, которая старается желанное дитя оградить от окружения. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается, чаще по причине того, что мать отстраняет его.

Семьи в повторном браке - это семьи с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от прежних браков. Они могут жить вместе или с детьми мужа или жены. Подобные браки были редки в XIX в., но в XX в. они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Много проблем вызывают ситуации при решении вопроса свиданий с ребенком отца, бабушки или дедушки.

Семья «маленькая мама». В истории человечества были периоды, когда рождение ребенка женщинами, не достигшими совершеннолетнего возраста, было нормой жизни, «маленькая мама» признавалась обществом, была женой, молодой матерью. В современном обществе появление этой категории семей рассматривается как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем число несовершеннолетних мам растет, поэтому необходимы меры по социальной защите и помощи им со стороны государства и общества.

«Маленькая мама» бросает школу, учиться самостоятельно ей не под силу. Советы сделать аборт приводят к тяжелым последствиям для ее здоровья.

Нормальная семья - понятие условное. Такой семьей считают ту, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам, создавая условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Кроме перечисленных типов выделяют: семья беженцев; семья военных; семья эмигрантов; семья верующих; семья опекунов и усыновителей; семья, где больной ребенок или инвалид; семья студентов; семья, где родители наркоманы, пьяницы, мать проститутка; семья, где родители вернулись из тюрьмы; семья, где дети до 1,5 лет, до 3 лет, до 5 лет; семья, где от 3 до 5 детей; семья, где 5-10 детей; многодетная семья, где более 10 детей.

По мнению Э. Арутюнянц (1998) существует три варианта семьи.

1. Традиционная, которая воспитывает уважение к авторитету старших и педагогическое воздействие в такой семье осуществляется сверху вниз. Дети из этих семей легко усваивают нормы поведения, воспитания, но они неинициативны, не гибки в общении.

2. Детоцентрическая, которая обеспечивает счастье ребенка, воздействием снизу вверх. В такой се-

мье у ребенка формируется завышенная самооценка, ощущение собственной значимости, возрастает вероятность конфликта с социальным окружением, велик риск социальной дезадаптации.

3. Супружеская (демократическая) семья, в которой существует взаимное доверие, принятие, автономность членов семьи. Воспитательное воздействие в такой семье осуществляется горизонтально. Дети из этих семей усваивают демократические ценности, имеют представления о правах и обязанностях, активны, самостоятельны, но может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Каждая семья формирует свой образ жизни. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Развитие семьи проходит несколько стадий.

• Первая стадия - первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

• Вторая стадия - рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

• Третья стадия - семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

• Четвертая стадия - когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

• Пятая стадия - это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы. Забота о престарелых или больных родителях -главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

• Шестая стадия - заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Как утверждает К. Витек (1988) существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит

от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом. Где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи - труд всех взрослых. Л.Б. Шнейдер пишет (2000), что создание такой семьи - это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений. На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни и т.д.

Русский философ Иван Ильин писал, что семья -это частичка Родины. Он подчеркнул, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди. Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам. Есть дом - затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от близких.

По литературным данным необходимо рассматривать структура семьи с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные - обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности.

Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования).

В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи - интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи. Это показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере. Также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов.

Этот показатель характеризует два основных типа семей:

I). Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потвор-

ствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II). Неблагополучные семьи. По данным В.С. То-рохтий (1996) они подразделяются на: проблемные, конфликтные, кризисные. У них психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

1). Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

2). Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

3). Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

В.А. Феоктистова (1998) на основе изучения современной семьи, где конфликты внутрисемейных отношений возникают на основе общения инвалидов с нормально развивающими ее членами, дают основание выделить еще три типа семьи, которые нуждаются в помощи общества, ее социальных структур и специалистов.

Первый тип - семья, где у физически здоровых и психически нормальных родителей дети с серьезными сенсорными, интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.

Второй тип - семья, где один или оба родителя-инвалида имеют физически и интеллектуально нормальных детей.

Третий тип - семья, где один или оба родителя-инвалида имеют детей с глубокими сенсорными, физическими, интеллектуальными отклонениями в развитии.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура.

Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести: репродуктивную -биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода; воспитательную - духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни; хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми; экономическо-материальную - поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных; функцию организации досуга - поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов; функцию социального контроля -ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Родительская семья - важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, где закладывается ценностно-нормативная структура его личности. Затем в жизни человека начинают играть значительную роль детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается наиболее важным фактором социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения, который в свою очередь также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретения социального опыта происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителя-

ми, братьями, сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения тем же ребенком особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Отношения ребенка к семье по мере взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Характерно, что перенос центра социализации из семьи в группу подростков приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, Однако, для большинства молодых людей родители, особенно мать, остаются главными эмоционально близкими людьми.

Однако сейчас уже ясно, что семья в настоящее время не всегда может сохранить свою структурную и психологическую основу, она оказалась весьма чувствительной к социальным переменам, и так же, как и другие традиционные социальные институты, подвержена разрушительным процессам. Современная семья явно не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предыдущую эпоху.

Социально-экономические преобразования породили и новые межличностные отношения, взгляды людей на личное, в том числе семейное счастье, которое долгое время считалось «женской темой», не заслуживающей серьезного внимания. Современный человек (без «поправки» на специфику личности мужчины или женщины) не только имеет право самостоятельно строить свою судьбу и семейную жизнь, но и активно использует это право. Он не хочет мириться с неполноценным браком, уродливыми отношениями в семье, активно добивается личного счастья.

Соответственно этому меняется состав, ролевая структура и социальные функции семьи. В результате снижения рождаемости и «нуклеаризации» семьи, она, особенно в городе, становится менее многочисленной. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, происходит психологизация и интимизация семейных отношений, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи и особенно - супругами. Это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.

Это породило массу проблем, споров, вопросов о том, что нас ждет в будущем, что будет с человечеством, как оно сможет выжить, как будет воспроизводиться в физическом и социальном плане. В связи с этим обозначился рост научно-исследовательского интереса к межличностным супружеским отношениям, возникло множество концепций и соответственно путей решения названных проблем.

Сегодня повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов формирования семьи.

Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново.

В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

Партнерство, социально, психологически и сексуально оправдавшее себя, имеет больше шансов стать официальным браком. Для реализации альтернативных форм семейной жизни паре необходимы силы и умения, чтобы противостоять давлению общественных норм. Иногда проще согласиться с большинством, считающим, что «свободное сожительство» не является полноценной заменой законному браку. Сильнейшим аргументом в пользу последнего остаются интересы детей. Рождение вне брака всегда трагедия для ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов, А. Микросоциология семьи: Учебник для студентов вузов по специальности «Социология»/ А.И.Антонов; предисл. В.А.Садовничий, А.И.Антонов; Моск. гос. Ун-т им. М.В.Ломоносова. - 2-е изд.; М.: ИН-ФРА. М., 2005. - 357 с.

2. Дружинин, В.Н. Психология семьи - 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

4. Калмыкова И.В. Роль семьи в формировании гигиенического поведения подростка// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2003. - № 5. - С. 16 - 19.

5. Капитонов В.Ф. Сельская многодетная семья в конце ХХ века// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2002. - № 3. - С. 12 - 15.

6. Концептуальные взгляды на здоровье ребёнка/ Под редакцией В.Н. Шестаковой. - Смоленск: СГМА, 2003. - 548 с.

7. Леонтьев, А.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Психология»/ А.А. Леонтьев. - 3-е изд. М.: Смысл: Academia, 2005. - 368 с.

8. Монахов М.В., Соколовская Т.А. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. - № 1. - С. 77 - 82.

9. Психология семейных отношений.: под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 192 с.

10. Этика и психология семейной жизни.: под ред. И.В. Гребенникова. - М.: Просвещение, 1984. -217 с.

УДК: 616-053.7:613.84

КУРЕНИЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ -ПРОБЛЕМА ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Ю.В. Макарова, В.Н. Шестакова, Е.В. Немвержицкая

ГОУ ВПО СГМА Росздрава

Резюме: Выявлены основные причины, по которым формируются вредные привычки у девочек-подростков: подражание, привычки, невежество и недальновидность. Сделан вывод о совокупном неизбирательном воздействии факторов окружения на подростка.

Ключевые слова: курение, девочки-подростки, факторы влияния.

SMOKING AMONG TEENAGERS - THE PROBLEM OF PARAMOUNT IMPORTANCE

U.V. Makarov, V.N. Shestakova, E.V. Nemverzhitskaya

Resume: The basic reasons for which are formed habits among adolescent girls: an imitation, habit, ignorance and shortsightedness. Concluded that the aggregate impact of indiscriminate factors of the environment on the adolescent

Key words: smoking, teenage girls, the factors of influence.

Установлено, что социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияю как физиологические, так и психологические изменения личности, он чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности. Наиболее частым проявлением нестабильности процесса социализации являются вредные привычки, и наиболее распространенная из них - курение. Если рассматривать проблему курения в свете отдельной общественной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема именно в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Практически все психологи мира считают возрастной период 12 - 14 лет наиболее трудным периодом эмоционального развития. К 16 годам проблемная загруженность ослабевает (за исключением области будущего). У современных подростков 13 и 14 лет проблемы с родителями выходят на первое место

после переживаний проблем взаимоотношений со сверстниками. Их наличие и знание, по своему опыту младшими подростками, релаксационного эффекта курения, являются одними из причин продолжения курения. По данным на 2000 г. в торговую сеть нашей страны ежегодно поступает свыше 400 миллиардов сигарет, папирос и сигар. В России продается свыше 3 миллиардов пачек сигарет в год. В России курят около 50,0 % населения, а в ряде регионов почти 70,0%. К сожалению, среди курящих достаточно высок процент молодых людей. Курят практически каждый второй старшеклассник, студенты и учащиеся профтехучилищ. Установлено, что до поступления в ВУЗ 20,0-40,0% юношей и 4,0-5,0 % девушек. В конце обучения в ВУЗе курению табака подвержены уже 60,0%-80,0% юношей и 30,0-50,0 % девушек. Доказано, что курение табака и продуктов его содержащих является самым массовым бытовым отравлением человечества. Никотин является сравнительно слабым наркотиком, однако к нему развивается привыкание и зависимость. Вот почему пристрастие к табаку можно считать наркоманией, но современное общество в век высоких технологий и стремительного научного прогресса, курение продолжают назы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.