Научная статья на тему 'Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков'

Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1985
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / сексуальная самоидентичность / половая самоидентификация / подростковый возраст / гомосексуальность / identity / sexual identity / gender identity / adolescence / homosexuality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Прайзендорф Екатерина Сергеевна

Представлены результаты исследования сексуальной самоидентичности мальчиков и девочек старшего подросткового возраста. Выявлены особенности сексуальной самоидентичности старших подростков, обусловленные половой принадлежностью и спецификой сексуальной ориентации. Получены факторные модели сексуальной самоидентичности мальчиков и девочек старшего подросткового возраста, которые относят себя к представителям нетрадиционной, гомосексуальной, ориентации и традиционной, гетеросексуальной, ориентации. Показано, что сексуальная самоидентичность подростков традиционной сексуальной ориентации отличается интегрированностью компонентов, формируется на основе самопонимания и самоконтроля, в то время как сексуальная самоидентичность подростков нетрадиционной сексуальной ориентации неинтегрирована, противоречива, представлена в первую очередь установками к сексу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Aspects of Sexual Identity of Senior Adolescents

The paper presents the results of the study of sexual identity of senior adolescent boys and girls. It has revealed some specific aspects of sexual identity of senior adolescents due to gender and specifics of sexual identity. The authors developed factor models of sexual identity of senior adolescent boys and girls that identify themselves as belonging to a homosexual orientation group of people and traditional heterosexual group of people. Sexual identity of senior adolescents with traditional sexual orientation was distinguished by integrity of its components, it was formed on the basis of self-understanding and self-control, while sexual identity of adolescents with nontraditional sexual orientation was non-integrated, discordant, with sexual attitudes being prevalent.

Текст научной работы на тему «Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков»

с? -

Серия «Психология»

И З В Е С Т И Я

2019. Т. 27. С. 89-100

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

УДК 159.9

DOI https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.89

Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков

Е. С. Прайзендорф

Алтайский государственный университет, Россия

И. С. Морозова

Кемеровский государственный университет, Россия

Аннотация. Представлены результаты исследования сексуальной самоидентичности мальчиков и девочек старшего подросткового возраста. Выявлены особенности сексуальной самоидентичности старших подростков, обусловленные половой принадлежностью и спецификой сексуальной ориентации. Получены факторные модели сексуальной самоидентичности мальчиков и девочек старшего подросткового возраста, которые относят себя к представителям нетрадиционной, гомосексуальной, ориентации и традиционной, гетеросексуальной, ориентации. Показано, что сексуальная самоидентичность подростков традиционной сексуальной ориентации отличается интегрированностью компонентов, формируется на основе самопонимания и самоконтроля, в то время как сексуальная самоидентичность подростков нетрадиционной сексуальной ориентации неинтегрирована, противоречива, представлена в первую очередь установками к сексу.

Ключевые слова: идентичность, сексуальная самоидентичность, половая самоидентификация, подростковый возраст, гомосексуальность.

Для цитирования: Прайзендорф Е. С., Морозова И. С. Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 89-100. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.89

Современные психолого-педагогические исследования сексуальной идентичности говорят о том, что данное личностное образование имеет достаточно сложный и неоднозначный характер. В большинстве работ под сексуальной идентичностью понимается то, как человек осознает и переживает свое «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола [Каган, 1991; Крылова, 2002; Кон, 2009; Hardy, 2011]. Установлено, что недостаточная дифференцированность как половых, так и сексуальных эталонов уменьшает значимость и влияние сексуальной идентичности как механизма, который оказывает большое воздействие на образ жизни и способ действия, выбор ценностей и смысложизненных ориентаций и т. д. [Дворянчиков, 1998; Аб-раменкова, 2003; Чернецкая, 2016].

В работах, посвященных исследованию возрастных изменений сексуальной идентичности, описывается существование определенного кризиса

ее развития у лиц подросткового возраста [Демидов, 2012; Волков, 2013; Kroger, 2013].

Теоретический анализ позволяет констатировать наличие ряда проблемных вопросов, нуждающихся, на наш взгляд, в более точной и детальной проработке:

- подавляющее большинство работ посвящены изучению половой и тендерной идентичности у детей, в то время как процесс формирования сексуальной идентичности оказывается значительно менее изученным;

- большинство авторов предполагают, что специфические черты пола проявляются в первую очередь в содержании его эталонов и что практически не уделяется внимания структурным и динамическим аспектам сексуальной идентичности [Бем, 2004; Клецина, 2004; Нефедова, 2017];

- сексуальная идентичность у представителей подросткового возраста представлена в литературе как достаточно стабильное образование, несмотря на то что наличие кризиса не опровергается [Флотская, 2006; Marcia, 2016];

- на сегодняшний день практически полностью отсутствуют комплексные психолого-педагогические программы или системы, в которых бы в качестве основной и главной цели рассматривалось развитие и формирование сексуальной идентичности.

Следовательно, является актуальным и важным вопрос изучения и исследования сексуальной идентичности у представителей подросткового возраста, так как именно этот личностный конструкт является одним из наиболее значимых составляющих психики подростка. Кроме того, имеется необходимость в выявлении методов коррекции и профилактики отклоняющегося поведения подростков за счет ликвидации дисбаланса полоролевой структуры.

В некоторых психологических исследованиях авторы сходятся во мнении о том, что сексуальная идентичность представляет собой сложное многоаспектное явление (Абраменкова, 2003; Белкин, 2000; Кедярова, 2017; Клоч-ко, 2015; Кон, 2009; Крылова, 2002; Куприянова, 2011; Флотская, 2006; Шнейдер, 2014 и др.). В данном контексте сексуальная идентичность является интегрированным биосоциальным феноменом, состоящим из совокупности социальных и биологических факторов в процессе онтогенетического развития. Если раньше исследователи изучали отдельные компоненты и характеристики сексуальной идентичности, то на сегодняшний день в психологической науке начинает появляться комплексная система по изучению сексуальной идентичности на различных возрастных этапах.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили: культурно-историческая теория Л. С. Выготского, концептуальные положения в области психологии пола С. Бем, И. С. Клециной, И. С. Кона, 3. Фрейда, а также отдельные исследования и работы, посвященные изучению подростковой сексуальности, половой и сексуальной идентичности Н. В. Дворянчи-кова, В. Е. Кагана, Н. Ю. Флотской, И. С. Куприяновой и др. [Бем, 2004; Выготский, 1984; Куприянова, 2011; Фрейд, 1997].

В настоящей работе сексуальная идентичность рассматривается как одна из всех составляющих сексуальности человека и представляет собой резуль-

тат процесса самоидентификации личности с индивидами, которые имеют ту или иную сексуальную ориентацию. Необходимо подчеркнуть важность рассмотрения сексуальной идентичности как одной из форм личностной идентичности, проявляющейся в осознании, понимании и принятии человеком своей половой принадлежности, переживании им своей маскулинности-фемининности, способности играть определенную половую роль.

Таким образом, целью исследования стало изучение особенностей сексуальной самоидентичности у девочек и мальчиков старшего подросткового возраста.

В исследовании приняли участие 130 мальчиков и девочек старшего подросткового возраста - 17 лет, одна половина которых относит себя к лицам нетрадиционной, гомосексуальной, ориентации, вторая - к традиционной, гетеросексуальной, ориентации.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Опросник установок к сексу (Г. Ю. Айзенк) использовался для выявления отклонений в сексуальном поведении и специфических установок к сексу, сексуальной самоидентичности.

2. Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности «Мини-мульт» (сокращенный вариант ММР1, адаптация Л. Н. Собчик) применялся для определения проявлений фемининности-маскулинности.

3. Тест-опросник самоотношения (С. Р. Пантилеев, В. В. Столин) был использован для изучения параметров самоотношения личности.

Перейдем к описанию факторной модели сексуальной самоидентичности девушек традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации, полученной методом главных компонент с применением Уайшах-вращения.

В результате факторного анализа у девушек старшего подросткового возраста традиционной сексуальной ориентации было выделено шесть факторов, объясняющих 63,77 % кумулятивной дисперсии, а у девушек старшего подросткового возраста нетрадиционной сексуальной ориентации было выделено шесть факторов, объясняющих 77,88 % кумулятивной дисперсии (табл. 1).

Анализируя данные, представленные в табл. 1, мы констатируем, что сексуальная самоидентичность девушек с традиционной сексуальной ориентацией включает в себя шесть факторов: «Интегральное самоотношение» (25,97 %); «Личностные особенности» (12,21 %); «Сексуальное либидо» (8,96 %); «Самопринятие» (6,25 %); «Сексуальная неудовлетворенность» (5,55 %); «Сексуальная застенчивость» (4,84 %).

Сексуальная самоидентичность девушек с традиционной сексуальной ориентацией характеризуется позитивным интегральным самоотношением, самопринятием, сексуальной неудовлетворенностью и сексуальной застенчивостью. Для девушек старшего подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией свойственно умение относиться к себе и своим особенностям безоценочно, безусловно положительно, без негативной окраски. Кроме того, таким девушкам свойственны скромность, застенчивость и даже нежелание взаимодействовать с противоположным полом, разговоры о сексе и сексуальных отношениях вызывают у них нервную реакцию.

К)

Таблица 1

Факторная модель сексуальной самоидентичности девушек старшего подросткового возраста традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации

1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор 4-й фактор 5-й фактор 6-й фактор

ДН ДК ДН ДК ДН ДК ДН ДК ДН ДК ДН ДК

Шкала 8 интегральная (0,83) Маскулин-ность-феминин-ность (0,93) 3 Ну (0,87) Шкала 6 самоинтерес (0,87) Сексуальное либидо (0,91) 4 PD (0,87) К (0,72) Шкала 5 самообвинение (-0,85) Сексуальная удовлетворенность (0,73) Сексуальная удовлетворенность (0,86) Сексуальная застенчивость (0,69) Отвращение к сексу (-0,72),

Шкала 6 самоинтерес (0,80) Сексуальное либидо (0,89) 7 Pt(0,80) Шкала 8 интегральная (0,81) Маскулин-ность-феминин-ность (0,90) 7 Pt(0,78) L (0,67) 1 Hs (-0,70) Реализо-ванность (0,77) Реализо-ванность (0,86) Сексуальная невро-тичность (0,59) К (0,69),

Шкала IV самоинтерес (0,78) Сексуальная возбудимость (0,79) 8 Se (0,80) Шкала IV самоинтерес (0,80) Порнография (0,83) 3 Ну (0,77) 9 Ма (-0,62) Шкала II аутосимпа-тия (0,69) L (0,62),

Шкала 1 самоуверенность (0,76) Порнография (0,77) Шкала IV самоинтерес (0,79) Дозволенность (0,62) 8 Se (0,76) Шкала 5 самообвинение (-0,61) Шкала 1 самоуверенность (0,56) Шкала 7 самопонимание (0,50).

Шкала III ож. полож. отнош. других (0,74) Целомудрие (-0,77) Шкала 3 самопринятие (0,78) Физический секс (0,57)

Шкала I самоуважение (0,74) Обезличенный секс (0,76)

Сексуальная невро-тичность (0,74)

Примечание: ДН - это девушки подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией, а ДК - девушки подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Перейдем к анализу данных, полученных на выборке лиц женского пола с нетрадиционной ориентацией. Анализируя данные, представленные в табл. 1, мы констатируем, что сексуальная самоидентичность девушек с нетрадиционной сексуальной ориентацией включает в себя шесть факторов: «Маскулинность и сексуальная возбудимость» (26,9 %); «Самоинтерес» (17,55 %); «Психопатия» (12,43 %); «Принятие себя на основе самоуверенности» (8,62 %); «Сексуальная удовлетворенность» (6,86 %); «Потребность в сексе» (5,46 %).

Сексуальная самоидентичность девушек-подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией характеризуется маскулинностью, потребностью в сексе, психопатией и самоинтересом. Девушки подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией самоуверенны, напористы в речи, действиях и поведении, целеустремленны, могут употреблять часто грубые слова и демонстрируют утрированную мужественность. Кроме того, такие девушки характеризуются повышенной способностью к антисоциальным поступкам, пренебрежением установленными правилами и нормами поведения, бессердечностью и агрессией по отношению к окружающим, сниженной способностью к сопереживанию, неспособностью к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживостью, эгоцентрично-стью и поверхностностью эмоциональных реакций. У девушек с нетрадиционной сексуальной ориентацией развит интерес, направленный на саму себя, который выражается в самопознании, получении информации о самой себе, склонности к постоянному изучению своего внутреннего мира, своих воспоминаний, а также в анализе собственных возможностей, отличий себя и окружающих взрослых людей.

Проанализировав факторные модели сексуальной самоидентичности, можно указать на следующие различия в двух группах испытуемых.

У девушек подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией в сексуальной самоидентичности на первый план выходят параметры самоотношения и личностных особенностей, в сексуальной самоидентичности девушек с нетрадиционной сексуальной ориентацией на первый план выходит сексуальная возбудимость.

Факторная модель сексуальной самоидентичности девушек с традиционной сексуальной ориентацией интегрирована, шкалы разных методик распределены по факторам, факторная модель сексуальной самоидентичности девушек с нетрадиционной сексуальной ориентацией неинтегрирована, представлена в первую очередь установками к сексу.

Полученные результаты позволяют прогнозировать определенную совокупность поведенческих сексуальных проявлений гетеро- и гомоориентирован-ных старших подростков женского пола. Поскольку сексуальная ориентация формируется на основе обретенной подростком самоидентичности, можно предположить дальнейшее возрастание выраженности доминантных установок к сексу у девушек с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Вероятно, данные характеристики детерминируют стремление к получению удовольствия без существенных затрат со стороны инициатора сексуальных отношений.

Перейдем к описанию факторной модели сексуальной самоидентичности мальчиков традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации, полученной методом главных компонент с применением Уайшах-вращения.

В результате факторного анализа у мальчиков старшего подросткового возраста традиционной сексуальной ориентации было выделено шесть факторов, объясняющих 63,77 % кумулятивной дисперсии, а у мальчиков старшего подросткового возраста нетрадиционной сексуальной ориентации было выделено шесть факторов, объясняющих 94,57 % кумулятивной дисперсии (табл. 2).

Анализ данных, представленных в табл. 2, позволил установить, что сексуальная самоидентичность мальчиков старшего подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией включает шесть факторов: «Самопонимание и самоконтроль» (34,97 %); «Личностные особенности» (25,58 %); «Самоуверенность» (14,68 %); «Самоинтерес» (11,16 %); «Целомудрие» (7 %); «Отвращение к сексу» (4,21 %).

Сексуальная самоидентичность мальчиков подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией представлена самопониманием, самоуважением, самоконтролем и самоинтересом. Для них характерно целомудрие и отвращение к сексу. Такие ребята характеризуются способностью контролировать свои эмоции, мысли и поведение, они способны принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Как правило, такие ребята положительно оценивают собственную личность, в состоянии воспринимать, постигать и осознавать мотивы своих действий и поведения. Мальчики подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией воздерживаются от самых незначительных проявлений сексуального желания, не любят думать, а также вступать в дискуссии на подобные темы.

Перейдем к анализу данных, полученных на выборке лиц мужского пола с нетрадиционной ориентацией. Согласно данным, представленным в табл. 2, сексуальная самоидентичность мальчиков старшего подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией включает в себя шесть факторов: «Интегральное самоотношение и сексуальная раскованность» (25,08 %); «Ожидаемое положительное отношение других» (18,54 %); «Сексуальная удовлетворенность» (17,02 %); «Депрессия» (14,91 %); «Сексуальная невротичность» (10,05 %); «Отвращение к сексу» (8,98 %).

Сексуальная самоидентичность мальчиков старшего подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией характеризуется следующими особенностями: они сексуально раскованны, свободны, активны во взаимоотношениях с людьми. Им свойственны депрессивные тенденции, уход в себя, разбалансированность, неудовлетворенность и разочарование от своей сексуальной жизни. Таким ребятам сложно контролировать или подавлять свои импульсы, они легко приходят в смятение или огорчаются из-за своих мыслей или поступков, постоянно озабочены какими-либо проблемами, связанными с сексом. При этом для мальчиков подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией важно мнение других людей о них самих, они ожидают только лишь положительной оценки своей личности.

Таблица 2

Факторная модель сексуальной самоидентичности мальчиков старшего подросткового возраста традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации

1-й фактор 2-й ( >актор 3-й фактор 4-й фактор 5-й фактор 6-й фактор

МН МК МН МК МН МК МН МК МН МК МН МК

Шкала 7 самопонимание (0,94) Шкала 8 интегральная (0,93) 7 И (0,92) Шкала III ожидаемое положительное отношение других (0,93) Шкала 1 самоуверенность (0,95) Сексуальная удовлетворенность (0,88) Шкала IV самоинтерес (0,94) Сексуальная возбудимость (-0,87) Целомудрие (0,94) Сексуальная невротич-ность (0,91) Отвращение к сексу (0,63) Отвращение к сексу (0,96)

К (0,93) Шкала II аутосимпа-тия (0,89) 3 Ну (0,90) 1 № (0,87) Шкала 8 интегральная (0,90) 7 И (-0,87) Шкала 6 самоинтерес (0,93) 7 Pt (-0,70) Сексуальная возбудимость (0,84) Физический секс (0,85) Шкала IV самоинтерес (0,90)

Ь (0,92) Сексуальная застенчивость (-0,85) 8 8е (0,89) Шкала 2 ожидаемого отношения других (0,87) Шкала I самоуважение (0,89) Шкала 4 саморуководство (-0,67) Шкала III ожидаемое положительное отношение других (0,85) 2 D (0,87) 9 Ма (-0,78) Дозволенность (-0,82) Ь (0,62)

Шкала 5 самообвинение (-0,88) Порнография (0,79) Сексуальное либидо (0,86) Целомудрие (0,78), Шкала 4 саморуководство (0,81) Реализован-ность (0,66) Обезличенный секс (0,69)

Шкала II аутосимпа-тия (0,78) Шкала 5 самообвинение (-0,83) 2 Б(0,83) Шкала 1 самоуверенность (0,71)

Сексуальная невротич- ность(0,80) Шкала I самоуважение (0,75)

Агрессивный секс (-0,74) Шкала 7 самопонимание (0,74)

Примечание: МН - это мальчики подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией, а МК - мальчики подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Сравнительный анализ факторных моделей сексуальной самоидентичности мальчиков старшего подросткового возраста с традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентацией позволил сформулировать следующие выводы.

Сексуальная самоидентичность мальчиков подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией характеризуется интегрированно-стью компонентов, формируется на основе самопонимания и самоконтроля.

Сексуальная самоидентичность мальчиков подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией характеризуется противоречивостью, ориентацией на оценки других людей, сексуальной раскованностью и невротичностью.

Результаты проведенного анализа полученных данных позволяют предположить наличие некоторого своеобразия векторов развития сексуальной самоидентичности гетеро- и гомоориентированных старших подростков мужского пола. Процесс обретения сексуальной самоидентичности у подростков протекает в различных условиях, однако определяется, с одной стороны, особенностями самоотношения, с другой стороны, опытом взаимодействия с окружающими людьми. Наличие разбалансированности поведенческих реакций у юношей с нетрадиционной сексуальной ориентацией мы определяем как детерминанту развития сексуальных установок. Именно стремление получить положительные оценки от окружающих в ущерб собственным интересам выступает источником нарушения нормативности поведения, в том числе и в сексуальной сфере.

На основании проведенного теоретического анализа и рассмотрения данных, полученных в результате эмпирического исследования, мы сформулировали следующие выводы.

Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков проявляются в наличии выраженной сексуальной возбудимости, устойчивого самоинтереса, в высоком уровне психопатии, потребности в сексе, сексуальной удовлетворенности и сексуальной невротичности.

Отмечены особенности сексуальной самоидентичности старших подростков, обусловленные половой принадлежностью. У девушек старшего подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией в сексуальной самоидентичности на первый план выходят параметры самоотношения и личностных особенностей. Сексуальная самоидентичность мальчиков старшего подросткового возраста с традиционной сексуальной ориентацией характеризуется интегрированностью компонентов, формируется на основе самопонимания и самоконтроля.

Выявлены особенности сексуальной самоидентичности старших подростков, обусловленные наличием традиционной и нетрадиционной ориентации. Сексуальная самоидентичность девушек с нетрадиционной сексуальной ориентацией характеризуется наличием выраженной сексуальной возбудимости. Сексуальная самоидентичность мальчиков подросткового возраста с нетрадиционной сексуальной ориентацией характеризуется противоречивостью, ориентацией на оценки других людей, сексуальной раскован-

ностью и невротичностью. Стремление получить положительные оценки от окружающих в ущерб собственным интересам, переживать позитивные эмоции выступает источником нарушения нормативности поведения лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, в том числе и в сексуальной сфере.

Однако полученные данные не позволяют определить причины возникновения искаженных сексуальных ориентаций у старших подростков, что может стать целевым ориентиром для дальнейших исследований.

Факторная модель сексуальной самоидентичности старших подростков позволяет описать выявленные возрастно-психологические особенности изучаемого феномена. Результаты исследования могут быть использованы в процессе купирования ненормативных проявлений сексуального поведения на данном возрастном этапе онтогенетического развития.

Список литературы

Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопр. психологии. 2003. № 5. С. 103-120.

Белкин А. И. Третий пол. Судьбы пасынков природы. М. : Олимп, 2000. 429 с.

Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. 336с.

Волков Б. С. Психология подростка. СПб. : Питер, 2013 г. 240 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4: Детская психология. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

Дворянчиков Н. В. Половая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением : дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 197 с.

Демидов Д. Н. Соотношение Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 191с.

Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии : дис. ... д-ра мед. наук. Ленинград, 1991. 332 с.

Кедярова Е. А. Особенности взаимосвязи психологических защит и копинг-стратегий у юношей и девушек // Инновационные подходы в современной науке : сб. ст. по материалам X Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 52-56.

Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб. : Ала-тейя, 2004. 408 с.

Клочко В. Е. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 324. С. 333-336.

Кон И. С. Сексуальное образование - глобальная задача 21 века // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. С. 94-114

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крылова Т. А. Формирование половой идентичности дошкольника : дис. ... канд. психол. наук. Вологда, 2002. 209 с.

Куприянова И. С. Гомосексуальная ориентация в структуре тендерной идентичности мужчины // Человек. Власть. Общество : материалы науч.-практ. конф. 2011. С. 41-48.

Нефедова Д. И. Особенности трансформации идентичности человека в процессе вхождения в ментальное пространство особенностей профессиональной среды (на примере сотрудников полиции) : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2017. 184 с.

Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе : дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб, 2006. 246 с.

Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск : Потурн, 1997. 477 с.

Чернецкая Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей с разным стилем воспитания // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. 2016. № 17. С. 100-111.

Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2014. 124 с.

Hardy S. A., Kisling, J. W. Identity statuses and prosocial behaviors in young adulthood: A brief report. Identity // An International Journal of Theory and Research. 2011. N 6(4). Р. 363-369.

Kroger J., Martinussen, M., Marcia, J. E. Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis // Journal of Adolescence. 2013. N 33. Р. 683-698.

Marcia J. E. Life transitions and stress in the context of psychosocial development // Handbook of Stressful Transitions Across the Lifespan. 2016. N 3. P. 19-34.

Specific Aspects of Sexual Identity of Senior Adolescents

E. S. Praizendorf

Altai State University, Russian Federation

I. S. Morozova

Kemerovo State University, Russian Federation

Abstract. The paper presents the results of the study of sexual identity of senior adolescent boys and girls. It has revealed some specific aspects of sexual identity of senior adolescents due to gender and specifics of sexual identity. The authors developed factor models of sexual identity of senior adolescent boys and girls that identify themselves as belonging to a homosexual orientation group of people and traditional heterosexual group of people. Sexual identity of senior adolescents with traditional sexual orientation was distinguished by integrity of its components, it was formed on the basis of self-understanding and self-control, while sexual identity of adolescents with nontraditional sexual orientation was non-integrated, discordant, with sexual attitudes being prevalent.

Keywords: identity, sexual identity, gender identity, adolescence, homosexuality.

For citation: Praizendorf E. S., Morozova I. S. Specific Aspects of Sexual Identity of Senior Adolescents. The

Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, vol. 27, pp. 89-100. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.89 (in Russian)

References

Abramenkova V.V. Polovaya differentsiatsiya i seksualizatsiya detstva: gorkii vkus zapretnogo ploda [Sexual differentiation and sexualization of childhood: the bitter taste of the forbidden fruit]. Voprosy psikhologii [Question of psychology], 2003, vol. 5. pp.103-120 (in Russian)

Belkin A.I. Tretii pol. Sud'by pasynkov prirody [Third sex. The fate of nature's Stepsons]. Moscow, Olimp Publ., 2000, 429 p. (in Russian).

Bem S. Linzy gendera: Transformatsiya vzglyadov naproblemu neravenstva polov [The lenses of gender: transforming the debate on sexual inequality]. Moscow, Rossiiskaya politich-eskaya entsiklopediya(ROSSPEN) Publ., 2004, 336 p. (in Russian).

Volkov B.S. Psikhologiya podrostka [The psychology of a teenager]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2013, 240 p. (in Russian).

Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected works in 6 Vol. 4. Child psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, 432 p. (in Russian).

Dvoryanchikov N.V. Polovaya identichnost u lits s deviantnym seksualnym povedeniem [Sexual identity in persons with deviant sexual behavior. Cand. sci. diss]. Moscow, 1998, 197 p. (in Russian).

Demidov D.N. Sootnoshenie Ya-idealnoe i Ya-real'noe i problemy podrostkov [The ratio of I-perfect and I-real and the problems of adolescents. Cand. sci. diss]. Saint-Petersburg, 2012, 191 p. (in Russian).

Kagan V.E. Polovaya identichnost' u detei ipodrostkov v norme ipatologii [Sexual identity in children and adolescents in norm and pathology. Doct. sci. diss]. Leningrad, 1991, 332 p. (in Russian).

Kedyarova E.A. Osobennosti vzaimosvyazi psikhologicheskikh zashchit i koping-strategii u yunoshei i devushek [Features of the relationship of psychological protection and coping strategies in boys and girls]. Innovatsionnye podkhody v sovremennoi nauke [Innovative approaches in modern science], 2017, pp. 52-56 (in Russian)

Kletsina I.S. Psikhologiya gendernykh otnoshenii: teoriya i praktika [Psychology of gender relations: theory and practice]. Saint-Petersburg, Alateiya Publ., 2004, 408 p. (in Russian).

Klochko V. E. Lichnostnaya identichnost' i problema ustoichivosti cheloveka v menyay-ushchemsya mire: sistemno-antropologicheskii rakurs [Personal identity and the problem of human stability in the changing world: system-anthropological perspective]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state University], 2015, vol. 324, pp. 333336. (in Russian).

Kon I.S. Seksualnoe obrazovanie - global'naya zadacha 21 veka [Sexual education - the global challenge of the 21st century]. Sotsiologiya: teoriya, metody, marketing [Sociology: theory, methods, marketing], 2009, vol. 1, pp. 94-114

Krylova T.A. Formirovanie polovoi identichnosti doshkolnika. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Formation of sexual identity of preschool children. Cand. sci. diss]. Vologda, 2002, 209 p. (in Russian).

Kupriyanova I.S. Gomoseksual'naya orientatsiya v strukture tendernoi identichnosti mu-zhchiny [Homosexual orientation in the structure of male gender identity]. Chelovek. Vlast'. Obshchestvo: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Man. Power'. Society: Materials of scientific-practical conference], 2011, pp. 41-48. (in Russian).

Nefedova D.I. Osobennosti transformatsii identichnosti cheloveka v protsesse vkhozhdeniya v mentalnoe prostranstvo osobennostei professional'noi sredy (na primere sotrudnikovpolitsii). Dis. ... kand. ped. nauk [Features of transformation of human identity in the process of entering the mental space features of the professional environment (for example, the police. Cand. sci. diss]. Tomsk, 2017, 184 p. (in Russian).

Flotskaya N.Yu. Razvitie polovoi identichnosti v ontogeneze [Development of sexual identity in ontogenesis. Cand. sci. diss]. Saint-Petersburg, 2006, 246 p. (in Russian).

Freid Z. Ocherki po psikhologii seksualnosti [Essays on the psychology of sexuality]. Minsk, Poturn Publ., 1997, 477 p. (in Russian).

Chernetskaya N.I. Osobennosti tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti podrostkov iz semei s raznym stilem vospitaniya [Features of value-semantic sphere of personality of teenagers from families with different style of education]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [The Bulletin of Irkutsk State University». Series «Psychology»], 2016, vol. 17, pp. 100-111. (in Russian).

Shneider, L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professionalnaya identichnost': teoriya i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and methods of diagnostics]. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsialnyi institut Publ., 2014, 124 p. (in Russian).

Hardy S. A., Kisling J. W. Identity statuses and prosocial behaviors in young adulthood: A brief report. Identity. An International Journal of Theory and Research, 2011, vol. 6(4), pp. 363-369.

Kroger J., Martinussen M., Marcia J.E. Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis. Journal of Adolescence, 2013, vol. 33, pp. 683-698.

Marcia J.E. Life transitions and stress in the context of psychosocial development. Handbook of Stressful Transitions Across the Lifespan. 2016, vol. 3, pp. 19-34.

Морозова Ирина Станиславовна

доктор психологических наук, профессор, заведующая, кафедра акмеологии и психологии развития Кемеровский государственный университет

Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 e-mail: ishmorozova@ya.ru

Прайзендорф Екатерина Сергеевна

аспирант

Алтайский государственный университет Россия, 656049, г. Барнаул, ул. Ленина, 61 e-mail: catherinears@list.ru

Morozova Irina Stanislavovna

Doctor of Sciences (Psychology), Professor,

Head, Department of Acmeology

and Developmental Psychology

Kemerovo State University

6, Krasnaya st., Kemerovo, 650000,

Russian Federation

e-mail: ishmorozova@yandex.ru

Pmizendorf Ekaterina Sergeevna

Postgraduate Student at the Faculty Altai State University 61, Lenin st., Barnaul, 656049, Russian Federation e-mail: catherinears@list.ru

Дата поступления: 06.10.2018 Received: October, 06, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.