Научная статья на тему 'Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования)'

Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1606
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / УСТАНОВКИ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / БРАК / СТУДЕНТЫ / ROLE EXPECTATIONS AND CLAIMS / FUNCTIONS OF A FAMILY / INSTALLATION / YOUTH / FAMILY / MARRIAGE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гнусина Анна Владимировна

Статья посвящена исследованию супружеских ролевых ожиданий и притязаний студентов гуманитарного вуза, не состоящих в брачных отношениях. Рассмотрены вопросы, касающиеся значимости семейных ценностей для современной молодежи, а также представлений о желаемом распределении ролей между мужем и женой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования)»

Features of role expectations and claims of future spouses (by results of research)

Gnusina A. (Russian Federation)

Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования)

Гнусина А. В. (Российская Федерация)

Гнусина Анна Владимировна / Gnusina Anna - магистрант, кафедра психологии,

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), г. Ялта

Аннотация: статья посвящена исследованию супружеских ролевых ожиданий и притязаний студентов гуманитарного вуза, не состоящих в брачных отношениях. Рассмотрены вопросы, касающиеся значимости семейных ценностей для современной молодежи, а также представлений о желаемом распределении ролей между мужем и женой.

Abstract: article is devoted to research of matrimonial role expectations and claims of the students of liberal arts college who aren't consisting in the marriage relations. The questions concerning the importance offamily values for modern youth, and also ideas of desirable cast between the husband and the wife are considered.

Ключевые слова: ролевые ожидания и притязания, функции семьи, установки, молодежь, семья, брак, студенты.

Keywords: role expectations and claims, functions of a family, installation, youth, family, marriage, students.

Введение

В современном обществе происходит утрата семейных ценностей и традиций, социальный контроль в области брачно-семейных отношений ослабевает, институт семьи и брака претерпевает кардинальные изменения. У молодежи возникают затруднения в осознании собственных представлений о семье и браке, предпочтении тех или иных форм брака, распределении ролей и обязанностей, определении семейных ценностей.

Поэтому формирование адекватных семейных установок является одной из важных задач подготовки юношей и девушек к браку и семейной жизни.

Формулировка цели статьи

Выявление особенностей супружеских ролевых ожиданий и притязаний студентов гуманитарного вуза, рассмотрение вопросов, касающихся значимости семейных ценностей для современной молодежи, а также представлений о желаемом распределении ролей между мужем и женой.

Изложение основного материала статьи

В современном обществе взгляды молодых людей на брак и семейную жизнь кардинально меняются. Это проявляется в искажении, неопределённости, а в некоторых случаях утрате семейных ценностей [7].

А. Н. Волкова дает следующее определение семейным ценностям - «это аспекты семейной жизни, отражающие основные функции современной семьи: воспитание детей, организация бытового потребления, интимные отношения, эмоциональная поддержка, организация досуга, партнерские отношения, эстетические ценности» [1, с. 114].

К сожалению, представления современной молодежи о семье и браке отличаются недостаточной полнотой, поэтому многие выдающиеся ученые, занимающиеся проблемами семьи и добрачного воспитания юношей и девушек, особенностями представлений о будущей семейной жизни отмечают, что пренебрежение проблемой подготовки молодёжи к их будущей семейной жизни угрожает усугублением кризиса семьи как социального института, утрате семейных ценностей (Т. В. Андреева, И. В. Дубровина, C. В. Ковалев, А. М. Прихожан, В. Сатир, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Т. И. Юферева и другие) [2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11].

В исследовании принимали участие 31 студент Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте в возрасте от 18 до 24 лет.

Для выявления особенностей супружеских ролевых ожиданий и притязаний студентов гуманитарного вуза нами был использован опросник «Ролевые ожидания и притязания» (А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова), который позволяет определить представления супругов, в т. ч. будущих, о значимости сексуальных отношений в супружестве, бытовой организации семьи, личностной общности мужа и жены, отношение супругов к родительским обязанностям, значимость внешней социальной активности и профессиональных интересов каждого из супругов, значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров, а также представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций [1].

Анализ эмпирических данных, полученных с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания» (А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова) представлен в табл. 1.

Таблица 1. Результаты опроса по методике «Ролевые ожидания и притязания» (А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова)

№ Шкалы Ожидания Притязания

Всего М Ж Всего М Ж

1 Интимно-сексуальная 4,5 5,5 4,2 - - -

2 Личностная идентификация с супругом (ой) 6,3 5,1 6,7 - - -

3 Хозяйственно-бытовая 5,7 6,1 5,5 5,8 6,9 5,5

4 Родительско-воспитательская 7,3 7,4 7,3 5,9 7 5,5

5 Социальная активность 6 6,1 6,8 7,3 7,5 7,3

6 Эмоционально-психотерапевтическая 7,3 6,5 7,5 7 7,3 6,9

7 Внешняя привлекательность 6,6 5,9 6,8 6 8 6,3

Примечание. М - муж, Ж - жена

Данные, полученные респондентами по шкале значимости сексуальных отношений в супружестве, свидетельствует об адекватной оценке ими своего будущего супруга (супруги) как сексуального партнера, о важности сексуальной гармонии в супружеской жизни.

По шкале установки на личностную идентификацию с партнером девушки показали высокие результаты, а молодые люди средний уровень. Это говорит о том, что девушки ожидают совпадения интересов, потребностей, ценностей, способов проведения досуга со своим партнером. Молодые люди стремятся распределять свое личное время равномерно: они планируют уделять время супруге и при этом не забывать о собственной независимости, о свободе интересов и времяпровождении, стремятся очертить границы личного пространства.

Результаты ответов, полученные по шкале установки на хозяйственно-бытовые функции семьи, свидетельствуют о том, что молодые люди и девушки ожидают от партнера активного выполнения хозяйственно-бытовых функций, а также предъявляют достаточно требований к умениям, навыкам и участию будущего супруга (супруги) в хозяйственной деятельности семьи. Что касается себя, то респонденты не стремятся принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства, ориентируясь на то, что большинство хозяйственно-бытовых функций будет выполнять партнер.

Результаты данных, полученных по шкале отношений к родительским обязанностям, свидетельствуют о ярко выраженной установке респондентов на активную родительскую позицию брачного партнера. Родительские функции для молодых людей и девушек являются достаточно значимыми, молодежь придает большое значение роли отца (матери) и считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя семейную жизнь. Интересно то, что молодые люди больше ориентированы на собственные обязанности по воспитанию детей, нежели девушки. Они возлагают ответственность по воспитанию детей на супругу, но при этом у них самих ярко выражена активная родительская позиция. В свою очередь, девушки менее активно выражают родительскую позицию, при этом больше ответственности по воспитанию детей возлагают на молодого человека.

Данные, полученные по шкале установки на внешнюю социальную активность, свидетельствуют о том, что у молодежи ярко выражены профессиональные интересы и потребности, респонденты стремятся

активно участвовать в общественной жизни, при этом их партнер должен быть менее активным (нежели сами отвечающие) в профессиональной и общественной сферах.

Результаты данных, полученных по шкале установки на эмоционально-психотерапевтические функции брака, нам показывают, что у девушек ярко выражена ориентация на то, что супруг возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи, будет морально и эмоционально поддерживать своего брачного партнера, при этом девушки тоже готовы заниматься созданием психологического климата семьи, но менее активно.

Молодые люди стремятся сами быть «семейным психотерапевтом», от девушек они ожидают моральную и эмоциональную поддержку, но роль эмоционального лидера берут на себя.

Данные, полученные по шкале установки на значимость внешнего облика, свидетельствуют о том, что молодые люди желают иметь внешне привлекательную супругу, но собственная привлекательность им важнее. Девушки же, в свою очередь, придают значение как своей привлекательности, так и привлекательности супруга, но при этом внешняя привлекательность для девушек занимает не главную нишу в супружеской жизни.

Анализируя данные, полученные респондентами при исследовании особенностей ролевых ожиданий и притязаний, необходимо отметить, что в иерархии семейных ценностей будущие супруги ставят на первое место создание психологического климата семьи. Для молодежи наибольшую значимость в семейной жизни приобретает взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи, студенты ориентированы на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Наименее значимое место в иерархии семейных ценностей молодежь отводит на интимно-сексуальную функцию семьи. Сексуальная гармония в брачных отношениях играет для молодежи наименьшую роль в сравнении с другими сферами жизнедеятельности семьи.

Выводы

По результатам проведенного исследования было выявлено, что распределение семейных ролей и обязанностей у молодых людей и девушек незначительно отличаются. Те функции, которые молодые люди ставят на первый план, девушки часто отводят на второй, выделяя при этом другие, более важные, по их мнению, функции семейной жизни. А это свидетельствует о низкой супружеской ролевой адекватности молодежи.

Выявленные особенности супружеских ролевых ожиданий и притязаний студентов необходимо учитывать в процессе целенаправленной подготовки молодежи к их самостоятельной семейной жизни.

Литература

1. Волкова А. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии / А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова. - 1985. - № 5. - С. 110-116.

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

3. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С. В. Ковалев. М., 1991. - 269 с.

4. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семенной жизни / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1980. - 164 с.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М., 1992. - 362 с.

6. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика,1990 -288 с.

7. Усынина Т. П. Мотивация вступления в брак у молодежи // Соврем. наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитар. науки. - 2014. - № 7/8.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.nauteh-iournal.ru/index.php/ru/--gn14-07/1233-a (17.10.15).

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. пед. соч. в 10 томах. Т. 8. - М. - Л., 1950. - 776 с.

9. Прихожан A. M. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни. Семья и личность / А. М. Прихожан. - М., 1981. - 184 с.

10. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. // Мастера психологии. / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

11. Юферева Т. И. Формирование представлений подростков о мужественности женственности как одно из условий подготовки молодежи к семейной жизни. В сборнике: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни / Т. И. Юферева. - М., АПН. 1980. С. 92107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.