Научная статья на тему 'Особенности репрезентации женского образа в советской и российской рок-музыке'

Особенности репрезентации женского образа в советской и российской рок-музыке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
543
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомина Ю. Ю.

На основе анализа фотографий исполнительниц рок-музыки изучается динамика изменения женского образа в советской и российской рок-музыке. Автор делает вывод, что типичная репрезентация рок-исполнительницы отражает и маскулинные, и феминные черты манеры поведения, но в последние годы в образе наблюдается преобладание женственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации женского образа в советской и российской рок-музыке»

Первая публикация

Ю. Ю. Фомина

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ РОК-МУЗЫКЕ

Существует ряд регламентированных профессий и сфер деятельности для женщин: например, профессию физика, программиста, водителя такси, чаще идентифицируют как «мужскую», к «женским» можно отнести такие профессии, как стюардесса, учитель, воспитатель в детском саду, парикмахер1. Несмотря на то что в России большинство учащихся музыкальных школ — девочки и большой редкостью считается встретить мужчину — учителя музыки, занятие рок-музыкой не вписывается в список социально-приемлемых сфер занятости для женщины, кроме того, данный род занятий не соответствует ее гендерной роли. Это не одобряется социумом: гораздо привычнее видеть красивую, соблазнительную певицу, исполняющую поп-музыку, чья задача заключается в привлечении внимания главным образом мужчин, и чем сексуальней выглядит певица, тем выше у нее рейтинг, тем быстрее раскупаются ее альбомы и тем больше спрос на исполнительницу. Одной из самых эффективных маркетинговых стратегий раскрутки большинства поп-певиц является продажа их музыкальной продукции, причем стимулом продаж является эксплуатация сексуальности, которая рассматривается в качестве ресурса или капитала2. Таким образом, и поп-исполнительница должна выглядеть сексуально, быть красивой в рамках той моды на красоту, которая существует в настоящее время, обладать хорошей фигурой, быть модной.

Рок-музыка, несомненно, заключает в себе сексуальную энергию, но можно предположить, что главным маркетинговым ходом в улучшении продаж рок-продукта является не следование моде, а наоборот, отказ от модных тенденций, скандал, неординарность, эпатаж. Капиталом или ресурсом будут являться прежде всего музыка и смысловая нагрузка текста. Рок-исполнитель, как и его музыка, должен бросать вызов обществу не только своими идеями и поведением, но и внешним видом. Рок-исполнитель не обязан нравиться «всем» (большинству): девушкам, следящим за модными тенденциями, читающим «гламурные» журналы, домохозяйкам, солидным мужчинам, бизнесменам, политикам, подросткам. Поп-исполнителю не следует выделяться из общей массы людей, его внешность должна соответствовать коммерческим кодам красоты,

© Фомина Ю. Ю., 2007

1 Щепенская Т. Конструкции гендера в неформальном дискурсе профессий // Антропология профессий / Под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов: Науч. кн., 2005. С. 50.

2 Иоффе Е. Эксплуатация образов сексуальности в СМИ, рекламе и PR-технологиях // Гендерные отношения в современном российском обществе. СПб.: Алетейя, 2004. С. 127.

сконструированным СМИ и рекламной индустрией3, он не должен маркировать свое тело, например, большими татуировками и излишним пирсингом, потому что это может вызвать неодобрение у большого числа людей, а следовательно, снизить продажи альбома такого исполнителя. Рок-исполнитель, наоборот, должен эпатировать публику, акцентируя внимание на недостатках или нестандартности своей внешности, нередко специально причиняя ущерб и вред своему телу.

Занятие рок-музыкой связано со многими трудностями: тяжелые музыкальные инструменты, живые выступления, которые требуют хорошей физической подготовки, гастроли, частые переезды, постоянные стрессы, нерегулярное питание, нарушение распорядка дня и т. д. С этим тяжело справиться мужчине, а женщине тяжелее вдвойне: и не только в силу своей гендерной принадлежности, но и из-за особенностей строения и функционирования женского организма.

Даже с точки зрения семантики видно, что рок-музыка не женская сфера деятельности: до сих пор для женщин не придуман определенный музыкальный термин, обозначающий женщину — лидера группы, хотя для мужчин он существует давно — «front man» и включает в себя обозначение не только главенствующей вокальной позиции в группе, но имеет и более широкий смысл.

Учитывая возросший интерес не только к проблеме гендера, но и к исследованию визуальных объектов, документов, свидетельств в социологии4, данная работа основывается на анализе визуального материала (фотографий российских исполнительниц рок-музыки разных времен). Целью исследования является изучение динамики изменения женского образа в советской и российской рок-музыке. Помимо визуального материала, взятого из Интернета, рок-энциклопедии5, была проанализирована периодизация становления современной популярной музыки6.

Несмотря на то что в составе множества рок-групп (как известных и популярных, так и на уровне отдельно взятого города, в котором существуют рок-группы) присутствуют женщины (как правило, в качестве клавишниц, т. к. обучение мальчика в музыкальной школе по классу фортепиано противоречит стереотипному представлению о маскулинности), рок-музыка все еще не является типичной сферой занятости женщин. В еще меньшем количестве рок-групп женщина является лидером группы (front man), а не простым музыкантом, которого можно заменить.

Интересными, на наш взгляд, являются предположения, как должна выглядеть «рок-женщина», а также сама динамика репрезентации женского образа в рок-музыке.

Сформулируем ряд гипотез. Из-за сложностей, связанных с занятием рок-музыкой, все женщины, выбравшие для себя данный род деятельности, должны обладать выраженными чертами маскулинности. Очень мало чисто женских рок-групп, в которых играют только женщины: как правило, женщина-вокалистка имеет дело с группой мужчин. В целях обеспечения своей безопасности (в плане нежелательных сексуальных домогательств) женщина не будет демонстрировать свою сексуальность (женственность). Кроме того, чтобы завоевать авторитет среди группы мужчин, женщине нередко приходится разбираться в «мужских» интересах (футбол, машины, музыкальные инструменты), но научившись во всем этом разбираться, женщина становится «своим парнем» и ее больше не воспринимают как женщину. Еще одна причина осторожного

3 Казакова Л. Мифологии женского тела // Гендерные отношения в современном российском обществе. С. 115.

4 Круткин В., Романов П., Ярская-Смирнова Е. Интеллектуальное поле визуальной антропологии // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Науч. кн., 2007. С. 7.

5 Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. М.: Останкино, 1991.

6 Козлов А. Рок: Истоки и развитие. М.: Мега-сервис, 1998; Шар В. Путь рока. М., 1998; Овчинников И. Воскреснуть, чтобы умереть // Рус. журн. 1998. № 2. http://www.russ.ru/joumal/travmp/98-02-20/ovchin0.htm

проявления женской сексуальности или полного ее отсутствия заключается в том, что мало мужчин всерьез воспримут творчество женщины, играющей рок, большинство мужчин пойдет на концерт рок-исполнительницы только за компанию со своей девушкой, поэтому рок-исполнительница не должна выглядеть сексуальной, чтобы не появился повод для ревности.

Проведенный мной анализ визуальных источников базировался на подходе Т. Дашковой, названном ей «рефлексией процесса разглядывания»7, внимание уделялось характерным гендерным позам и жестам исполнительниц, зафиксированным на концертных фотографиях, внешним маркерам гендера (одежда, аксессуары, украшения) и возможности без особых усилий идентифицировать исполнительницу как женщину.

Ил. 1. Жанна Агузарова

Проанализировав визуальные источники, мы пришли к следующим выводам относительно динамики репрезентации женского образа в советской и российской рок-музыке.

Большинство «рок-женщин» в советском пространстве, несмотря на все сложности, связанные с занятием рок-музыкой, старались выглядеть женственно, следили за своим внешним видом, иногда даже не скрывали свою сексуальность. Необходимо добавить, что в советское время соответствовать имиджу рок-исполнителя было трудно из-за дефицита специфической одежды рокера: даже джинсы, джинсовые куртки, кроссовки, майки и футболки с иностранными надписями тяжело было достать, не говоря уже о кожаных штанах, куртках-косухах, цветных лосинах и прочем. Помимо этого излишне отличаться от «всех» было небезопасно. Но это не мешало рок-исполнительницам 80-х не отставать в плане моды от мужчин — коллег по «цеху», а также от западных рок-исполнительниц. Некоторые рок-исполнительницы эпатировали публику, надевая мужские костюмы (Ольга Кормухина, Жанна Агузарова(ил. 1)), но при этом сохраняли в своем облике женственность и сексуальность. На общих фотографиях их легко было дифференцировать именно как женщин среди мужчин. Можно увидеть попытки привнесения эротики в фотосессии некоторых исполнительниц (Настя Полева (ил 2), группа «Примадонна»).

7 Дашкова Т. Идеология в лицах: формирование визуального канона в советских женских журналах 1920—1930-х годов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. С. 440.

Ил. 2. Настя Полева

Женщины в музыкальном андеграунде также старались выглядеть женственно: на фотоматериалах с выступлений на рок-исполнительнице можно увидеть украшения и одежду, которые, как правило, подчеркивали гендерную принадлежность, а в совокупности с «женскими» жестами, используемыми для усиления эмоциональной окраски песни, создавался хрупкий, нуждающийся в защите феминный образ (Ольга Арефьева, «Рада и Терновник», «Умка и Бронивичок»).

В конце 90-х гг., с приходом в Россию новой волны рок-музыки, женщины в данной сфере деятельности выбрали себе андрогинный образ. Женщина в рок-музыке перестала быть неординарным явлением. Чтобы привлечь внимание к своему

творчеству, необходимо было эпатировать публику: некоторые из исполнительниц открыто демонстрировали маскулинные черты в своем поведении на сцене, использовали мужские жесты, нарочито небрежно относились к своей внешности, не акцентировали внимание на том, что они женщины (Бутч, Земфира, группа «Маша и Медведи»). Затруднялся процесс идентификации исполнителя как мужчины или женщины (Бутч (ил. 3)) и, возможно, тем самым расширялась потенциальная аудитория слушателей. Некоторые исполнители не скрывали свою нетрадиционную ориентацию и даже бравировали этим (группа «Ночные снайперы»).

К середине 2000-х гг. ситуация с некоторыми в прошлом маскулинными исполнительницами изменилась: они стали более женственными, начали, не стесняясь,

демонстрировать свою сексуальность, что до этого в основном было уделом поп-звезд. Изменился их имидж, он стал женственным, изменилось их поведение на сцене, изменились их образы в клипах (Земфира, «Ночные снайперы», «Маша и Медведи» (ил. 4)).

В настоящее время в России Ил. 4 Маша и медведи новая волна интереса к ска и ска-панку, появляются группы, где роль не только ведущего вокалиста, но и роль лидера группы выполняют женщины, которые не скрывают свою принадлежность к женскому полу и, соответственно, свою сексуальность («Блондинка Ксю» (ил. 5)). Ска-музыка не стала еще такой коммерческой, как рок-музыка в целом. Исполнительницы ска дифференцируемы на общих снимках именно как женщины, даже если их внешность, как правило, не вписывается в каноны, диктуемые СМИ, но их образ остается женственным (группы «Шлюз», «Froglegs»).

Занятие рок-музыкой требует от женщины проявления двойственности8 в своем поведении и имидже: для успешности в данной сфере деятельности, так же как и в политике, женщина вынуждена выбрать гендерно-нейтральный имидж9, ее поведение должно быть наделено чертами маскулиности, но одновременно с этим ей нельзя потерять привлекательность для мужчин, а значит, быть женственной и сексуальной. И как подтверждает данное исследование визуальных источников, рок-исполнительницам все равно свойственно проявление женственности и сексуальности, несмотря на то, что рок — это эпатаж, несогласие с модой, подчеркивание своей нетипичности.

8 Пассерин Л. Женщина в массовой культуре: двойственность образа // Гендерные исследования. 2004. № 12. С. 90.

Ил. 5. Блондинка Ксю '' с°ч' -128-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.