Научная статья на тему 'Особенности репрезентации концепта «Смерть» в песенном дискурсе музыкального направления «Метал»'

Особенности репрезентации концепта «Смерть» в песенном дискурсе музыкального направления «Метал» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
241
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА / КОННОТАЦИЯ / CONCEPT / METAL LYRICS / VERBALIZATION / LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / CONNOTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Приходько Оксана Евгеньевна

В настоящей статье раскрываются характерные особенности концептосферы песенного дискурса музыкального направления «метал», а также отличие вербализации концепта «смерть» в песенной лирике жанра от репрезентации данного концепта в языковой картине мира в целом, которое заключается в использовании лексических единиц с негативной коннотацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации концепта «Смерть» в песенном дискурсе музыкального направления «Метал»»

УДК 811.111

Приходько Оксана Евгеньевна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа)

resurgam@list. т

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «СМЕРТЬ» В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МЕТАЛ»

В настоящей статье раскрываются характерные особенности концептосферы песенного дискурса музыкального направления «метал», а также отличие вербализации концепта «смерть» в песенной лирике жанра от репрезентации данного концепта в языковой картине мира в целом, которое заключается в использовании лексических единиц с негативной коннотацией.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, языковая картина мира, вербализация, песенная лирика, коннотация.

Как известно, основной категорией когнитивной лингвистики является кон-.цепт. «Концепт» признан утвердившимся термином, однако он до сих пор трактуется неоднозначно. Отсутствие единого универсального определения данному понятию В.А. Маслова объясняет многомерной структурой концепта, состоящей из понятийной основы и социо-психико-культурной части, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им, он включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре [3, с. 47].

Кроме того, концепты иерархичны, их системные отношения образуют концептосферу, которая, в свою очередь, обуславливает особенности языковой картины мира. Под языковой картиной мира в современной лингвистике понимается совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способы получения и интерпретации новых знаний.

Как в культуре, так и в языке каждого народа присутствует универсальное (общечеловеческое) и национально-специфическое. Национальная концептосфера складывается из совокупности индивидуальных, групповых, классовых, национальных и универсальных концептов, то есть концептов, имеющих общечеловеческую ценность [2, с. 28].

В.В. Красных предлагает также понятие «когнитивной базы», под которой понимается определенным образом структурированная совокупность необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного национальнолингвокультурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национальнокультурного менталитета [1, с. 61]. (Ср. мысль

Ю.Е. Прохорова о том, что принадлежность к той или иной культуре определяется наличием базового стереотипного ядра знаний, повторяющегося в процессах социализации индивидуумов в данном обществе, и достаточно стереотипного (на уровне этнической культуры, а не личности) выбора элементов периферии [4, с. 14].)

Представляется, что базовое стереотипное ядро знаний, или когнитивная база народа, действительно существует, но выделяется из индивидуальных концептосфер как некоторая их часть, в равной мере присвоенная всеми членами лингвокультурного сообщества.

Можно говорить также о существовании групповых концептосфер (профессиональная, возрастная, гендерная и т. д.). Для настоящего исследования особый интерес представляет концептос-фера «метал»-субкультуры, ее сопоставление с национальной концептосферой.

Концепт «смерть» наряду с концептом «жизнь» является одним из универсальных концептов в языковой картине мира многих народов.

Трудно найти еще одну такую проблему, которая бы на протяжении всей истории человечества так привлекала к себе внимание людей, представляла для них столь непреходящий и непосредственный интерес и служила источником постоянного страха, как проблема смерти.

Смерть - одна из наиболее популярных тем в искусстве. И это не удивительно. Смерть - явление неизбежное, оно не минует ни богатого, ни бедного. Однако у каждого живописца или композитора свое видение вопроса о том, что такое конец жизни и что ждет нас после него.

Особое место тема смерти занимает в музыке. «Аскольдова могила», «Песни и пляски смерти», «Остров мертвых» в русской музыке; жанры музыкального реквиема и мессы, бесконеч-

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

© Приходько О.Е., 2011

ная вереница смертей, венчающая западноевропейскую оперу, «поющие» смерть и погребение немецкие Lieder - лишь небольшие примеры бытия этой темы в классической музыке.

В современном музыкальном пространстве образ смерти наиболее полно раскрывается внутри музыкального жанра «метал», особенно в таких его направлениях, как «блэк» и «дэт метал».

«Метал, или металл» - музыкальное направление, экстремальный вид рок-музыки, возникший в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Для «метала» характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. distortion - «искривление», «искажение»). «Метал» имеет достаточно большое число подстилей, сильно различающихся по своему звучанию, «тяжести» и тематике песен: от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический «хэви метал») до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей («дэт метал», «блэк метал» и т.п.).

Наряду с ритмом и музыкой, одним из важнейших компонентов «метала» является его лирика. Поэзия «метала» представляет большой интерес для языковеда, изучающего тексты разнообразных жанров.

Тематика лирики «блэк» и «дэт метала» связана с мрачной и темной стороной жизни людей. Характерны темы антихристианства, сатанизма, оккультизма, мизантропии, нигилизма [6, с. 16].

Своеобразие тематики обуславливает особенности концептосферы текстов песен «блэк» и «дэт метала». Ядро концептосферы лирики этих музыкальных жанров составляет базовый концепт «смерть», на периферии - концепты «насилие», «тьма», «ненависть», «отрицание», «вечность».

По ходу анализа многочисленных песенных текстов различных «метал»-исполнителей, были выделены следующие единицы, вербализующие концепт «смерть»: death, dead, die, pass away, perish, slay, mortify, slaughter, murder, kill, destroy, suicide, blood, bleed, cold, fade, darkness, black, tomb, grave, sepulcher, funeral, corpse, execute, end, mortal, extinct, gone, pain, agony, torture, martyr, suffer, grief, grieve, cry, tear, weep, fear, victim, ashes, dust, remains, rot, rotten, decay, emptiness, eternity, gore, maggot, guts, decease, fate, zombie, flesh, terror, scream, termination, obituary, coffin, enshrine, hurt, last, vanish, wither, gruesome, silence, eternal,

sleep, mystery, gloom, doom, inevitable, ruin, shadow, scared, night, stench, morbid, hell, paradise, devil, angels, salvation, decapitate, consume, fatal, lost, soul, resurrection, damned, sin, dark, spirit, rip, cannibal, wound, crucify, skull, bones. В основном это лексические единицы, имеющие негативную коннотацию, что является отличительной особенностью репрезентации концепта «смерть» в песенной лирике «метала».

Поскольку сам феномен смерти имеет двусторонний характер («принять смерть - причинить смерть»), как видим, концепт «смерть» соответственно реализуется через лексические единицы, выражающие «причинение смерти», «принятие смерти».

Во многих языках мира существует огромное количество синонимов к понятиям «смерть» и «умереть», причем многие из них носят ироничный характер: «дать дуба», «отдать концы», «коньки/копыта отбросить», «приказать долго жить», «протянуть ноги», «Кондрашка хватил» и др. - в русском; to kick off, to kick the bucket, to turn up one's toes, to kneel over, to peg out, to have a stroke и др. - в английском; ins Gras beißen, in den Tod sinken - в немецком и т.д. Данные синонимы связаны с народной традицией понимания смерти. Они указывают на то, что дух народа старался быть выше смерти, смерть принималась им как явление обычное и закономерное, однако стоящее ниже жизни, потому в бытовом разговорном языке и сохранилось большое количество синонимов, умаляющих смерть благодаря шутке, смеху.

Выражения типа «умереть со смеху», «до смерти испугаться», «наскучить до смерти», «смерть как хотеть», «до смерти обрадоваться» и др.; to frighten to death, to bore to death, to talk to death, to tickle to death, to die laughing и т.д.; sterbensmüde (totmüde) sein, zum Sterben überdrüssig sein и др. указывают на то, что человек, несмотря на естественный страх перед своей кончиной или пытаясь умалить его, смирился с неизбежностью, используя понятие смерти в различных бытовых ситуациях.

Поскольку в основе идеологии «метал»-суб-культуры (особенно в «блэк» и «дэт металле») лежит противостояние массам, отрицание традиционных взглядов на мироустройство и религии, «метал»-исполнители в своей лирике чаще всего отражают только негативные, отталкивающие, «темные» стороны жизни, в первую очередь связанные с ее окончанием. Поэтому концепт

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

135

«смерть» вербализуется через лексические единицы с негативным коннотативным значением, и сам феномен смерти превращается в нечто ужасающе противоестественное:

Lying there cold after a torturous death Your life ended fast you took your last breath Dead in a grave, your final place The maggots infest your disfigured face Puss through your veins takes the place of blood Decay sets in, bones begin to crack Thrown six feet down left to rot Brains oozing black down the side of your broken neck (Cannibal Corpse «Pounded Into Dust») Однако, также как и в языковой картине многих народов, в концепте «смерть» «метал»-дис-курса отразился, с одной стороны, и страх перед смертью:

In your dreams The pain is so real Before the dead You'll have to kneel Hear your future screams See your epitaph As you scream The dead they laugh Pain, growing stronger Life, exists no longer Welcome, to a world of pain Death and despair

(Death «Denial of life») -а с другой стороны - желание умереть, встретить свою смерть и избавиться от земных страданий: I am so cold Death is beyond me I dream of peace Yet all I feel is pain Why can't I be free From life's tragedy

(Cryptal Darkness «Lost Visions Of Sanity»)

Таким образом, в концептосфере «метал»-лирики, так же как и в большинстве культур, смерть представляется как диалектическое понятие, с одной стороны, внушающее трепет, а с другой - являющееся единственным и неизбежным концом земного пути, избавляющим от страданий. Однако, в отличие от репрезентации концепта «смерть» в языковой картине мире различных народов, где он зачастую выражается с помощью лексических средств, иронизирующих, умаляющих значение смерти и страх перед ней («копыта отбросить», to kick the bucket, ins Gras beißen и др.), «метал»-лирика отражает только негативные, ужасающие и отталкивающие аспекты самого феномена смерти, что является одной из особенностей концептосферы «метал»-субкуль-туры в целом.

Библиографический список

1. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ Сер. 9. Филология. - 1998. -№1. - С. 33-70.

2. ЛихачевД.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. В.П. Не-рознака. - М. : Academia, 1997. - С. 280-287.

3. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007.- 296с.

4. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. - М. : Икар, 2004. - 204с.

5. Хазан А.А. Словарь английских пословиц и фразеологических выражений. - Смоленск: Русич, 2001. - 558с.

6. Walser Robert. Running with the Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. -Wesleyan University Press, 1993. - 222с.

136

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.