Научная статья на тему 'Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке'

Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3176
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / АПТЕКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И.Е., Кулагина С.В.

Ценовая доступность лекарственных средств для населения и учреждений здравоохранения продолжает оставаться актуальной проблемой. Об этом свидетельствуют многократные изменения механизма ценообразования на лекарственные средства. В статье проанализированы особенности ценообразования на лекарства в разных странах, а также на российском фармацевтическом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бельских И.Е., Кулагина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.532.4.025.24

особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке

и. е. бельских,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: igbelvolgograd@rambler. ru с. в. кулагина, аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: sv_kulagina@mail. ru Волгоградский государственный технический университет

Ценовая доступность лекарственных средств для населения и учреждений здравоохранения продолжает оставаться актуальной проблемой. Об этом свидетельствуют многократные изменения механизма ценообразования на лекарственные средства. В статье проанализированы особенности ценообразования на лекарства в разных странах, а также на российском фармацевтическом рынке.

Ключевые слова: цена, ценообразование, фармацевтический рынок, фармацевтический бизнес, аптека, регулирование ценообразования.

Рост мирового фармацевтического рынка в середине 1990-х гг. на 58 % был обусловлен ростом объема предложения, на 37 % — структурными сдвигами, т. е. появлением новых препаратов, и лишь на 5 % — ростом цен. Тем не менее в рамках реформ национальных систем здравоохранения, которые готовятся или уже проводятся во всех индустриальных странах, особое место отводится механизмам снижения цен на медикаменты, так как существенную

часть расходов на лекарственные средства (ЛС) оплачивает государство.

Контроль со стороны государства и страховых организаций за установлением цен производителями осуществляется почти во всех странах Западной Европы. Установление цен производителями ЛС основывается на затратном методе. В цену продукции включается стоимость ингредиентов, расходы на производство, на рекламу и научную информацию, на упаковку, кредитование и прибыль, необходимую для дальнейшего развития предприятия [4].

Зарубежные подходы к формированию цены на фармацевтическую продукцию. Практически во всех западноевропейских странах цены на ЛС регулируются в той или иной форме. Особенно важно подчеркнуть, что регулированию подлежат как цены на ЛС, оплачиваемые из финансовых средств государства и реализуемые по рецепту врача, так и цены на ЛС безрецептурного отпуска, т. е. продаваемые свободно без обязательного предъявления выписанного врачом рецепта.

Практика показывает, что контроль за ценами на отдельные препараты и общим уровнем стоимости ЛС эффективен, если соблюдаются следующие условия:

— регулирование цен на медикаменты должно сочетаться с фармацевтическим менеджментом, обеспечивающим рациональное потребление ЛС. Опыт ряда западноевропейских стран свидетельствует, что экономия от регулирования цен на ЛС может перекрываться дополнительными затратами, связанными с нерациональной практикой назначения препаратов, их потреблением в силу отсутствия финансовых ограничителей и т. п.;

— введению ценового регулирования должен предшествовать экономический анализ и прогноз реакции на них со стороны производителей, поставщиков и потребителей фармацевтической продукции.

— регулирование цен особенно эффективно, когда его осуществляет государственный орган, который одновременно является их покупателем [9].

В настоящее время считаются возможными четыре варианта политики регулирования ценообразования на ЛС, которые не являются взаимоисключающими:

— обеспечение более высокого уровня информированности всех субъектов рынка для формирования конкурентной среды;

— введение системы регулирования цен на ЛС — установление цен на отдельные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств (ЖНВЛС), или установление опорных цен на группы ЛС со сходным терапевтическим эффектом;

— создание единой структуры по закупке ЛС и организация централизованной тендерной системы;

— регулирование торговых наценок, ориентирующее дистрибьюторов на реализацию менее дорогих ЛС.

Цены на ЛС, затраты на которые полностью либо частично возмещаются за счет средств государственного бюджета или обязательного медицинского страхования, а также на ЛС, реализуемые населению только по рецепту врача, являются объектом государственного регулирования во всех европейских странах.

Цены на ЛС безрецептурного отпуска, т. е. продаваемые свободно, без обязательного предъявления выписанного врачом рецепта, регулиру-

ются во всех западноевропейских странах, кроме Франции, где с 1986 г. перестали регулировать цены на ЛС безрецептурного отпуска, но вновь склоняются к введению прежних методов [5].

На цену патентованных препаратов значительное влияние оказывают затраты на исследования и разработки. Очень высокая цена ЛС может служить причиной отказа в его регистрации в Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции, Финляндии, Аргентине и Турции.

В Соединенных Штатах Америки практически отсутствует единая система регулирования цен на фармацевтическую продукцию. Конкуренция на рынке ЛС столь велика, что цены на них находятся ниже установленного государством (в период экономического кризиса в 1970-е гг.) верхнего предела. Фирмы фармацевтического сектора самостоятельно устанавливают цены на ЛС, которые выдерживает рынок, и обеспечивают необходимую прибыль.

В последние годы наблюдается рост розничных цен на ЛС в США, что обусловлено, главным образом, повышением стоимости товаров, так как чистая прибыль розничной торговли сохраняется на прежнем уровне при незначительных тенденциях к сокращению. Американские эксперты предлагают усилить административное влияние на процессы ценообразования в фармацевтическом секторе и обеспечить контроль за ценами на ЛС.

Методы установления цен на лекарственные средства. Следует отметить, что при этом используются следующие методы регулирования рынка фармацевтических продуктов, призванные снизить расходы бюджета и населения:

— непосредственный (прямой) контроль за ценами, включающий метод «издержки плюс», методы внутреннего и внешнего сравнения, контроль за прибылью оптового и розничного звена в сети снабжения, контроль за предельными уровнями наценки;

— контроль за возмещением расходов на ЛС (компенсация);

— применение воспроизведенных препаратов (дженериков).

Предметом регулирования цен на ЛС в различных странах выступают:

— цены производителей ЛС;

— отдельные компоненты цен производителей ЛС (затраты на маркетинг);

— доходы фармацевтических компаний;

— цены на новые ЛС;

— торговые надбавки оптовых и розничных продавцов ЛС [5].

В европейских странах действуют самые различные системы государственного контроля за ценами на фармацевтическую продукцию, охватывая в каждой стране, как правило, лишь часть перечисленных компонентов. Это приводит к разнице цен на одни и те же препараты и росту реимпорта внутри ЕС.

Метод «издержки плюс». Начиная с 1950-х гг. в течение десятилетий в Европе господствовала концепция ценообразования по издержкам. Идеальным в рамках данного метода считался расчет по средним или предельным издержкам. Валовые издержки на изготовление одной упаковки плюс нормативный процент прибыли в рыночной среде не позволяют рассчитать конкурентоспособную цену на препарат, если потребитель ориентируется в своих предпочтениях на совершенно другой уровень расходов на ЛС. Кроме того, проблематичным в современных условиях оказывается и сам выбор статей издержек, включаемых в расчет себестоимости.

В фармацевтической промышленности лишь относительно небольшая доля расходов может напрямую относиться на готовую продукцию — от 20 до 30 % валовых издержек. Большую часть составляют накладные расходы на производство, контроль за качеством, НИОКР, управление, а также расходы на информационное обеспечение, сбыт, маркетинг и развитие каналов сбыта. Все они могут относиться на фактическую себестоимость произвольно. Кроме того, многие расходы, относящиеся к перечисленным видам, зачастую имеют разовый характер и должны рассматриваться в качестве вмененных издержек, т. е. исключаться из расчета будущей цены на готовую продукцию. Чаще всего это относится к исследовательским работам. Таким образом, при ценообразовании по издержкам возможно лишь плановое распределение накладных расходов между всеми выпускаемыми наименованиями продукции.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что при использовании данного метода разрешенная цена на ЛС устанавливается на основе затрат на его производство, с учетом расходов на маркетинг и научные исследования. Несмотря на несовершенство данного метода, в некоторых странах существует система законодательно регулируемого

ценообразования, ориентированная на покрытие валовых издержек производителя, — размер государственных дотаций производителям ставится в зависимость от структуры издержек последних и обеспечивает им некоторый процент прибыли. В целом дотирование производства фармацевтических продуктов по издержкам теряет свое значение в мире, хотя, например, в Японии государство дотирует производство новейших препаратов на основе расчетов «издержки плюс» [8].

Методы «внутреннего сравнения» и «внешнего сравнения». При использовании метода внутреннего сравнения стоимость новых препаратов устанавливается с учетом цен на аналогичные ЛС, которые присутствуют на внутреннем рынке. Такой метод ценообразования применяется в Италии, Ирландии и Франции. В результате цены на аналогичные продукты разных производителей становятся примерно одинаковыми, что практически исключает ценовую конкуренцию. Разрешается утверждать цену на новое ЛС выше, но не более чем на X % по сравнению с ценой на существующий на рынке препарат аналогичного терапевтического действия. Уровень максимальной надбавки (X %) устанавливается обычно в интервале 30—50 %. В случае появления принципиально новых препаратов, обладающих несомненными преимуществами, происходит соответствующая корректировка цен. Такие действия государственных органов снижают возможности производителей по продвижению и позиционированию новых препаратов на рынке. С другой стороны, в этом случае правительству не нужно преодолевать нежелания врачей отказываться от свободы выбора при назначении ЛС, так как аналогичные препараты мало различаются по цене.

Во Франции и Швеции цены на новые ЛС, которые аналогичны по терапевтическому действию ЛС, уже существующему на рынке, и должны составить ему конкуренцию, автоматически устанавливаются на 10 % ниже. В Греции цена таких препаратов определяется на 14 % ниже цены существующего ЛС.

Цены на новые ЛС, эквивалентов которых на национальном рынке нет, могут устанавливаться на основе соответствующих цен в других странах (так поступают в Испании, Люксембурге и Португалии) или путем оценки вклада в повышение эффективности лечения (Франция, Италия).

В случае использования методов внешней оценки цена на конкретные препараты в других странах является определяющим фактором для установления цен на внутреннем рынке. В разных государствах применяются различные модификации этого метода регулирования цен. Так, например, используется метод внешнего сравнения, где цены рассчитываются на основе формулы пяти стран (Ирландия) и четырех стран (Италия), при этом Ирландия устанавливает североевропейскую цену, а Италия — европейскую цену.

Установление цен на уровне средних в других странах является весьма привлекательным с политической точки зрения методом регулирования ценообразования. Нередко уровень цен обусловливается объективными внешними факторами, но правительство может минимизировать претензии населения и запросы фармацевтических компаний [7].

Метод «контроля прибыли производителей». Великобритания является единственной страной Западной Европы, которая использует эту систему контроля прибыли фармацевтических компаний. Отдельные элементы данной системы используются и в некоторые других странах, например в Испании.

Суть метода в том, что ценообразование, устанавливаемое производителями, до тех пор считается свободным, пока производители не превышают максимального коэффициента прибыли. Таким образом, цены на ЛС регулируются опосредованно — через договоренность о размерах получаемых прибылей. При этом уровень прибыли компании измеряется исходя из прибыли на инвестированный капитал. Для компаний, которые не имеют каких-либо значительных вложений капитала в Великобритании, оценка производится на основании дохода с продажи [9].

Основное преимущество такой системы государственного контроля за прибылью в том, что она учитывает расходы на НИОКР и создает стимул для производства дешевых препаратов, а не только для дорогих новейших ЛС. Следует отметить, что государственные органы сталкиваются с проблемой определения нормативных показателей рентабельности для фармацевтических предприятий, поскольку ориентация на норму прибыли в других отраслях не может считаться экономически обоснованной, выбор любой другой базы для расчета также субъективен.

Метод «анализа затрат и потребительской полезности». Потребительская полезность применительно к фармацевтической продукции по-разному трактуется в разных странах. Так, во Франции на протяжении уже нескольких лет соответствующая комиссия проверяет терапевтические свойства нового препарата и сравнивает их со свойствами уже имеющихся ЛС. Если действие нового препарата оказывается более эффективным, то комиссия дает соответствующим инстанциям рекомендации по дотированию цены на него. При этом полезность оценивается по условной шкале с шестью градациями, и фирма обязана предоставить расчет издержек.

В Великобритании предоставление расчета себестоимости ЛС необязательно. При определении суммы дотаций действуют общие правила. В Швеции при обязательном отчете о себестоимости используются достаточно гибкие правила расчета дотаций. В Японии исследования новых препаратов производятся с неким стандартным средством. Если за то время, пока новый препарат не поступил в продажу, цены на стандартный аналог упали, то производитель нового препарата лишается дотаций. В Австралии и некоторых провинциях Канады обязательно предоставление самостоятельно проведенного анализа затрат и потребительской полезности.

Основной проблемой при определении полезности препарата является определение количественных критериев, простое сравнение стоимости разных способов лечения не позволяет провести объективную оценку потребительской полезности. Кроме того, стандартизация методов определения соотношения затрат и потребительской полезности препятствует применению гибкого подхода к ценообразованию. При данном методе производитель не может самостоятельно влиять на размер своей прибыли, так как государственное регулирование направлено исключительно на снижение цен. В связи с этим производитель вынужден разрабатывать все больше новых препаратов, чтобы компенсировать падение прибыли от продаж традиционного ассортимента [8].

Установление предельного размера торговых наценок. В большинстве стран — членов ЕС существует государственное регулирование цен, в рамках которого фармацевтическим компаниям разрешается устанавливать расценки, обеспечи-

вающие получение справедливой для общества нормы прибыли. Наиболее типичные наценки, производимые предприятиями розничной торговли на исходную цену, составляют 25—30 %, аптечными складами — от 8 до 15 %. Постоянные надбавки на закупочную цену для аптек определены в Бельгии, Люксембурге, Испании, Италии, Греции и Португалии. По мнению экспертов, стандартные наценки обеспечивают единство и стабильность цен, сводят к минимуму ценовую конкуренцию.

Установление фиксированного размера розничной наценки. В большинстве стран мира и во всех странах ЕС цена лекарственного средства для конечного потребителя не зависит от оптовой торговли и аптек, которые являются магазинами фармацевтической продукции. Выплата гонорара аптекам и оптовикам за их работу производится в разных странах по-разному. Однако в большинстве стран она обусловлена ценой производителя и количеством проданных препаратов или представляет собой фиксированную компенсацию за каждый отпущенный препарат, т. е. аптека получает доход не в зависимости от стоимостного объема проданных препаратов, а в зависимости от их количества в натуральном выражении. Это препятствует кооперированию фармацевтов с врачами для увеличения количества выписываемых и реализуемых дорогостоящих ЛС [7].

Введение скользящей шкалы розничных наценок. В Германии на всей территории страны действуют единые розничные цены. Система ценообразования на уровне аптек и оптовиков является дигрессивной, т. е. торговая наценка тем ниже, чем выше цена ЛС. При этом торговая наценка оптовой продажи в среднем составляет 13,9 %, а наценка аптек — 30,9 %. Аналогичная система формирования цен на уровне аптеки и оптовой торговли во Франции и Марокко [8].

В Великобритании фиксированные аптечные процентные торговые наценки зависят от общего числа реализованных рецептов. В Ирландии и Нидерландах фармацевт получает в качестве гонорара фиксированное вознаграждение за каждую упаковку. В Дании заработок фармацевта складывается из фиксированных и процентных агрессивно понижающихся надбавок на проданную упаковку ЛС. В этом отношении датская модель представляет собой совокупность немецкой и британской.

«Позитивные» перечни лекарственных средств. «Позитивный» перечень — это список ЛС, отпускаемых бесплатно или по льготным ценам. Государство использует возможность включения конкретного ЛС в список препаратов, отпускаемых по льготным ценам, в качестве средства давления на фармацевтические компании. Если производитель снижает цену на препарат, он может быть включен в позитивный лист, что гарантирует высокий объем закупок.

Свободное ценообразование на уровне производителя действует в Германии, Нидерландах и Дании. Однако в Германии существует перечень ЛС с фиксированной ценой (составляющих около 1/4 немецкого фармацевтического рынка), которые пользуются большим спросом и оплачиваются через больничные кассы обязательного страхования, в связи с чем производители вынуждены устанавливать цены на уровне фиксированных и ниже. Аналогичная система действует в Швейцарии [7].

В Германии в 2002 г. на основании закона об ограничении расходов на медикаменты было введено в действие регулирование А^^ет. Суть его в том, что регламентирована особая форма рецептурного бланка, где введена графа «Замена ЛС запрещена». Аптекарь обязан обратить на это внимание. Врач может выписать любой препарат, в том числе и дорогой, но провизор должен заменить его препаратом с таким же действующим веществом и такой же формы из утвержденного списка. В список входят ЛС из нижней ценовой трети либо пять самых недорогих препаратов с одинаковым действующим веществом. Эти списки федеральный комитет врачей вместе с руководством больничных касс составляют за месяц до начала квартала. Если в рецепте есть отметка «замена запрещена», в аптеке выдадут оригинальный препарат, но врач должен пояснить, почему он на этом настаивает [8].

Следует отметить, что во многих странах в списки льготных ЛС включаются преимущественно отечественные медикаменты. Это рассматривается как политика поддержки национальной промышленности.

Метод «базисных» («справочных», «реферативных», «для сравнения», «опорных») цен. Данный метод регулирования ценообразования на фармацевтическую продукцию применяется, как правило, в государствах со страховой системой

финансирования здравоохранения. Он предусматривает доплаты застрахованным гражданам за ЛС. При использовании этого метода устанавливается предельный уровень возмещения расходов на группу идентичных или эквивалентных медикаментов. Базисная цена может быть самой низкой или средней ценой для данной группы ЛС. На практике это означает: если стоимость ЛС превышает базисную, пациенту придется лично покрыть разницу между базисной и реальной ценой препарата.

Впервые такой метод был апробирован в Новой Зеландии. Германия выступила инициатором внедрения этой системы ценообразования в Европе. В настоящее время она применяется в более половины всех фармацевтических расходов. Этот метод регулирования цен также используется в Дании, Нидерландах, Норвегии и Швеции. В ближайшее время предполагается начать его применение в Греции, Испании, Италии и Финляндии.

Существуют три стадии внедрения системы базисных цен. Первая стадия включает установление базисных цен для идентичных по химическому составу препаратов. Для каждого препарата рассчитываются суточные затраты как среднее значение по всем формам выпуска, размерам упаковок и величин дозирования. Данный процесс подразумевает необходимость четкого определения понятия «суточная доза».

Вторая стадия предусматривает введение базисных цен для препаратов, содержащих активные одинаковые компоненты. Средние суточные цены, рассчитанные на первой стадии, усредняются в рамках более широкой группы препаратов.

На третьей стадии рассчитывается средняя цена для всех препаратов, входящих в группу с одинаковым терапевтическим действием [8].

Данный метод представляется эффективным механизмом контроля за ценами в краткосрочной перспективе. Однако можно предвидеть, что в отдаленном будущем производители будут компенсировать свои финансовые потери за счет установления очень высоких цен на новые ЛС.

Снижение цен, связанное с объемом потребления лекарственных средств. Этот метод используется только во Франции, когда сверхдорогие ЛС представляют угрозу для государственного бюджета при возмещении расходов на медикаменты.

Метод заключается в том, что если реальная продажа таких ЛС превышает ожидаемые объемы, цена на них должна быть снижена путем переговоров между соответствующими органами власти и производителем. Чтобы стимулировать производителей к проведению исследований и продвижению на фармацевтическом рынке отечественных ЛС, компании получают больше преимуществ, если они планируют инвестировать свой капитал во Франции и выпускать больше дженериков.

В отдельных случаях правительства некоторых стран (Великобритании, Германии, Греции, Италии) не ограничивались соглашениями с производителями ЛС, а шли на временное замораживание сложившихся цен или даже предписывали снизить существующие цены на определенный процент.

Контроль зарасходами, необходимыми для про -движения лекарственных средств на рынке. Поскольку реклама способствует увеличению объема продажи ЛС, этот метод направлен на ограничение излишне активной рекламной деятельности предприятий фармацевтической индустрии.

Во Франции взимается налог на общую сумму расходов для продвижения фармацевтических препаратов на рынке. Более сложная система существует в Великобритании, где расходы, превышающие определенную сумму, которая высчитывается по формуле, разработанной отдельно для каждой компании, не допускаются в целях более точного подсчета доходов компании в системе контроля за прибылью.

Эта система помогает сдерживать появление новых фармацевтических препаратов, по составу и действию своему ничем не отличающихся от уже существующих, так как компании будут иметь в своем распоряжении только допустимую сумму расходов на продвижение ограниченного количества ЛС [2].

Таким образом, в мире нет единого универсального подхода к формированию цен на фармацевтические товары, а проблема справедливого ценообразования по-прежнему является международной. В большинстве стран существует государственное регулирование цен на ЛС, расширяется применение принципа защищающей медицины, растет сотрудничество фармацевтических предприятий с государственными и частными страховыми компаниями для выработки общих компенсационных решений. Однако

следует подчеркнуть, что чрезмерное увлечение ценовым регулированием может привести к тому, что у компаний остается лишь один путь — компенсировать свои расходы за счет высоких цен на новые препараты. Кроме того, ограничения стимулируют слияние и укрупнение производителей фармацевтической продукции, поскольку финансировать научные исследования под силу в этих условиях только гигантам. При наличии небольшого числа крупных производителей, при ограниченной конкуренции ожидать значительного снижения цен не приходится.

Ценообразование на лекарственные средства в России. Свобода экономической деятельности, гарантированная ст. 8 Конституцией РФ, подразумевает и свободу ценообразования. Ограничение свободы производителя (продавца) в данном вопросе должно преследовать не только совершенно определенные экономические и социальные цели, но должно быть облечено в соответствующую юридическую форму.

Правовая основа государственного регулирования цены заложена в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где говорится, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В остальных случаях цена должна устанавливаться соглашением сторон, что является отражением принципа свободы ценообразования [1, 3].

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» установлено государственное регулирование цен на ЖНВЛС по перечню, периодически утверждаемому Правительством РФ.

В наибольшей степени государственный контроль затрагивает отечественных производителей ЛС. Для них, помимо регистрации цены на ЖНВЛС, государство регламентирует методику отнесения затрат на себестоимость. Так, например, лишь 5 % затрат на маркетинг может быть отнесено на себестоимость продукции, а оставшиеся 95 % покрываются из прибыли.

Таким образом, в настоящее время цена на ЛС формируется из цены предприятия-изготовителя, снабженческо-сбытовой надбавки оптовых структур и торговой надбавки аптеки.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из местных

особенностей, для обеспечения нормального функционирования предприятий аптечной сети устанавливаются предельные размеры торговых надбавок к ценам на ЛС и изделия медицинского назначения отечественного и импортного производства. Установленные пределы торговых надбавок распространяются на все розничные и оптовые фармацевтические предприятия независимо от форм собственности. Предельный размер торговой наценки устанавливается чаще всего к свободным отпускным ценам предприятий-изготовителей или первых поставщиков импортных ЛС, как правило, независимо от количества посредников. Предельные надбавки оптового рынка ниже розничного. Они составляют 10—25 % [4, 5].

Результаты проведенного Росздравнадзором мониторинга цен показали, что на их повышение в период кризиса в большей степени оказало влияние несовершенство существующей системы ценообразования, в которую давно необходимо внести коррективы. С 2009 г. велась интенсивная работа по внесению изменений в существующий порядок ценообразования. Основные отличия новой системы ценообразования представлены в таблице.

Изменения в ценообразовании на ЛС должны затронуть также и систему регистрации цен. Если раньше цена регистрировалась по желанию производителя, то с выходом нового постановления регистрация цен на ЛС будет обязательной.

Изменения также затронут и систему формирования торговых надбавок. При их формировании и регистрации цен новая система позволит уйти от субъективизма и личностного подхода. Планируется использование методических указаний с единым подходом к формированию торговых надбавок в регионах и методических рекомендаций по определению предельных отпускных цен производителя на ЖНВЛС. Новая система позволит изменить порядок применения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на ЛС, входящие в ЖНВЛС [6].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей в соответствии с методикой, утверждаемой ФСТ России. В настоящее время ведется работа по реализации постановления Правительства

Изменения в системе ценообразования

№ п/п Существующая система Предложения

1 Регистрация цен — по желанию производителя Регистрация цен — обязательна (невозможность обращения на рынке препаратов, не имеющих регистрации отпускной цены)

2 Розничная цена может формироваться исходя из цены производителя и цены предприятий оптовой торговли Цена формируется исходя из фактической цены иностранного производителя, обозначенной в таможенной декларации, или фактической отпускной цены отечественного производителя

3 Отсутствие прозрачности при формировании отпускной цены Введение протокола согласования цен + мониторинг цен + межведомственный обмен информацией

4 Субъекты формируют торговые надбавки по собственным методикам Единая методика формирования торговых надбавок с учетом демографических и географических особенностей

5 Обоснование предельной отпускной цены иностранного производителя в иностранной валюте и рублях по курсу Банка России на дату регистрации цены Обоснование предельной отпускной цены иностранного производителя в иностранной валюте или в рублях на момент пересечения государственной границы, с 2011 г. в рублях

РФ от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» [10].

Пока же лекарственные средства поставляются на территорию Российской Федерации в ряде случаев по более высоким ценам, чем в другие страны. Это связано с непрозрачностью процедур определения перечня основных лекарственных препаратов, которые ввиду своей высокой стоимости финансируются из государственного бюджета, а также с отсутствием логистических и финансовых планов и надежного правового регулирования процесса снабжения лекарственными препаратами. Поэтому производители лекарственных средств не могут составить долгосрочных планов и оптимизировать процесс выпуска ЛС, что ведет к росту их себестоимости для российского рынка.

Рост отпускной цены также обусловлен отсутствием гарантированных выплат по поставкам в кредит и длинным сроком кредитования, связанным с устоявшимся регламентом оплаты государственных контрактов из бюджета Российской Федерации. Поэтому в отпускных ценах учитываются риски и стоимость оборотных средств, закладываемых компаниями на рефинансирование поставок лекарственных препаратов.

У ведущих иностранных производителей ЛС все больше наблюдается специализация. Список потенциальных поставщиков определяется на этапе составления перечня ос-

новных лекарственных средств и принятия медицинских стандартов. Конкуренция между производителями играет несущественную роль в регулировании конечных цен, по которым лекарственные средства закупаются российским бюджетом.

И если в отношении дистрибьюторов и розничных продавцов государство имеет возможность осуществить ценовое регулирование, вводить нормы рентабельности на поставки и продажу ЛС в рамках государственных программ, то в отношении цен производителей такой возможности нет. Основным механизмом регулирования должна быть рыночная конкуренция, но этот механизм по ряду причин не работает. Одна из таких причин — отсутствие деятельности по расчету рентабельности лекарственных препаратов. Другая — отсутствие в стране высокотехнологичных производств. Поэтому Россия все более становится плацдармом конкуренции уникальных лекарственных средств зарубежного производства.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Багирова В. Л. Управление и экономика фармации / В. Л. Багирова. М.: Медицина, 2004. 720 с.

2. Криков В. И. Организация и экономика фармации / В. И. Криков. М.: Медицина, 2002. 624 с.

3. Лобутева Л. А. Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход / Л. А. Лобутева, П. В. Лопатин, Л. П. Чекова. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 174 с.

4. Лоскутова Е. Е. Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия / Е. Е. Лоскутова, З. А. Савельева, З. И. Зайцева. М.: МЦФЭР, 1999. 176 с.

5. Максимкина Е. А. Бухгалтерский учет фармацевтического предприятия / Е.А. Мак-симкина, А. А. Теодорович. М.: Книжный мир, 1998. 288 с.

6. Российский фармацевтический рынок: итоги 2010 года // Ремедиум, 2010.

7. Рыжкова М. В. Финансовый менеджмент аптечного предприятия / М. В. Рыжова, С. Г. Сбо-ева. М.: МЦФЭР, 2000. 264 с.

8. Савельева 3.А. Основы экономики аптек / З. А. Савельева, Е. Е. Лоскутова, 3.И. Зайцева. М.: 1999. 170 с.

9. Сбоева С. Г. Учет и отчетность хозяйственно-финансовой деятельности аптечных предприятий. М.: 1997. 127 с.

10. Скулкова Р. С. Ценовая политика на фармацевтическом рынке России // Новая аптека. 2003. № 8, С. 15—17.

Финансово Банковский Совет СНГ

Финансово- п

Банковский приглашает Вас

Совет СНГ с 14 по 17 апреля 2011 г.,

Организатор в Г.ЯЛТЭ, УкрЭИНЭ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ

«ЯЛТИНСКИЕ ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ»

Финансово-Банковский Совет СНГ при поддержке Кабинета Министров Украины и Исполнительного комитета СНГ, проводит очередной, ежегодный Международный инвестиционный Форум «Ялтинские деловые встречи».

На Форуме планируется участие первых вице-премьеров государств - участников СНГ, руководства (центральных) национальных банков, представителей финансовых и экономических министерств и ведомств, банковских объединений и ассоциаций, а также глав крупнейших коммерческих банков, руководителей инвестиционных компаний государств Содружества, руководителей крупных промышленных групп и предприятий Украины.

Темы для обсуждения:

Инвестиционное сотрудничество на пространстве СНГ; Финансовые стимулы и инструменты развития экономик стран Содружества;

Создание Единого Экономического Пространства (ЕЭП); - Перспективы формирования Международного Финансового Центра на территории стран Содружества;

WWW.CONFER.FBC-CIS.RU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.