Научная статья на тему 'Особенности регулирования статуса личности в Испании'

Особенности регулирования статуса личности в Испании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
890
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС ЛИЧНОСТИ / КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНИИ / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ / ПРИНЦИП РАВЕНСТВА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашкова Анна Владиславовна

Настоящая статья посвящена анализу содержания закрепленных прав в Конституции Испании. Автор анализирует основные права и свободы испанцев, а также права и свободы, не отнесенные к основным и социально-экономические права и свободы, принадлежащие как испанцам, так и иностранцам. В статье ставится вопрос о сложности применения принципа равенства в неравных по своим полномочиям региональным автономным образованиям. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается проблема реализации права на жизнь и запрета смертной казни. Автор приходит к выводу об эффективности защиты прав иностранцев Конституционным судом и Народным защитником Испании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE CONSTITUTIONAL STATUS OF INDIVIDUAL IN SPAIN

The present article analyses the problem of the rights of individuals in the Constitution of Spain. The author reviews basic rights of Spanish citizens as well as other socio-economic rights belonging to Spanish citizens and foreigners. The article rises a problem of the complexity of applying the principle of equality to Spanish regions which have unequal competence. The core part of the research is dedicated to the analysis of the problem of realization of the right to life and prohibition of capital punishment. The author comes to the conclusion on the effectiveness of defense of the rights of foreigners by the Constitutional Court of Spain and by the People’s Defender of Spain.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования статуса личности в Испании»

9.4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ИСПАНИИ

Шашкова Анна Владиславовна, кандидат юридических наук, доктор политических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права, адвокат, почетный консул Сент-Винсента и Гренадин

Место работы: Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД России

a.shashkova@inno.mgimo.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена анализу содержания закрепленных прав в Конституции Испании. Автор анализирует основные права и свободы испанцев, а также права и свободы, не отнесенные к основным и социально-экономические права и свободы, принадлежащие как испанцам, так и иностранцам. В статье ставится вопрос о сложности применения принципа равенства в неравных по своим полномочиям региональным автономным образованиям. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается проблема реализации права на жизнь и запрета смертной казни. Автор приходит к выводу об эффективности защиты прав иностранцев Конституционным судом и Народным защитником Испании.

Ключевые слова: статус личности, Конституция Испании, право на жизнь, достоинство личности, принцип равенства, Конституционный суд.

PROBLEMS OF THE CONSTITUTIONAL STATUS OF INDIVIDUAL IN SPAIN

Shashkova Anna V., Doctor of Science (Politics), Candidate of Science (Law), Associate Professor, Department of Constitutional Law, Moscow Region Bar Lawyer, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines

Work place: Moscow State Institute of International Relations (University)

a.shashkova@inno.mgimo.ru

Annotation: the present article analyses the problem of the rights of individuals in the Constitution of Spain. The author reviews basic rights of Spanish citizens as well as other socio-economic rights belonging to Spanish citizens and foreigners. The article rises a problem of the complexity of applying the principle of equality to Spanish regions which have unequal competence. The core part of the research is dedicated to the analysis of the problem of realization of the right to life and prohibition of capital punishment. The author comes to the conclusion on the effectiveness of defense of the rights of foreigners by the Constitutional Court of Spain and by the People's Defender of Spain.

Keywords: status of individual, Constitution of Spain, right to life, dignity of individual, equality principle, Constitutional Court.

Все многообразие закрепленных в Конституции Испании прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты.

Первая группа - основные права и свободы (ст. 14-29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации.

Вторая группа - права и обязанности подданных (ст. 30-38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Третья группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в Главе 3 Раздела I Конституции «Об основных принципах социальной и экономической политики».

Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении подданных, и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, а в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (ст. 53.2).

В Главе 2 Раздела I Конституции Испании 1978 года устанавливается равенство испанцев перед законом, запрещение дискриминации по мотивам расы, пола, вероисповедания, взглядам или иным условиям личного или социального характера. Возраст полной дееспособности в Испании - 18 лет, что

вполне соответствует соседним странам: Италии, Франции, Португалии. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Принцип равенства перед законом и запрещение дискриминации - это давнее устремление человека, которое с энтузиазмом было оглашено конституционным движением XVIII века, ознаменовавшим окончание старого режима. Это стало одним из основных требований либеральных революционеров, появившихся в результате Французской революции: свобода, равенство, братство. Испания выражает в Конституции данную концепцию лишь в конце XX века. В испанской Конституции положение о равенстве испанцев даны не так четко, как это дано в Конституции Франции 1958 года (ст. 2.1), в Конституции Италии (ст. 3) или в Основном Законе ФРГ (ст. 3).

Испания является регионализированным государством. Региональные автономные образования не равны в своих полномочиях и компетенциях, следовательно, принцип равенства на центральном уровне упирается в различие правовых статусов регионов. Однако вопросов гендерного равенства либо недискиминации с общей точки зрения это не касается.

Конституционный суд Испании определил принцип равенства как запрет на любое различие в обращении, которое не имеет объективного и разумного обоснования. Конституционный суд подтвердил обязательный характер этого принципа для законодательного органа (как равенство в законе), для правоприменительных органов (как равное применение закона) и для физических лиц (как горизонтальное равенство). Принцип равенства состоит также в том, что свобода действий

Проблемы экономики и юридической практики

ограничивается запрещением дискриминации по мотивам рождения, расы, пола, вероисповедания, взглядов или по каким-либо иным условиям личного или социального характера.

Конституционный суд исходит из утверждения о том, что подчинение судей принципу равенства должно быть достигнуто без уменьшения независимости судей, что является важным компонентом верховенства права, закрепленным в Конституции Испании. Из этого он выводит, что интерпретационные расхождения между судьями нельзя рассматривать сами по себе как неудачи принципа равенства, поскольку они могут иметь место только в области поведения одного и того же судебного органа; и он также предполагает, что судебный орган может изменить свои критерии, не нарушая принцип равенства, при условии, что такие изменения мотивированы и что очевидна цель его применения.

Право на жизнь и право на физическую и моральную неприкосновенность являются основными правами, которые устанавливаются Конституцией Испании. Признание остальных прав должно отталкиваться от признания указанных двух прав. С одной стороны, является очевидным, что от права на жизнь отталкиваются все остальные права, как основные, так и неосновные, которые невозможно было бы осуществлять при отсутствии права на жизнь. С другой стороны, именно право на личную неприкосновенность, состоящее из двух аспектов -физического и морального, - является гарантией неприкосновенности человеческого существа и основанием для индивидуального и социального построения личности. Право на жизнь и личную неприкосновенность являются основными правами как с фактической точки зрения, так и с точки зрения расположения закрепления в Конституции. Впервые в конституционной истории Испании, эти важнейшие права нашли свое отражение в конституционном тексте.

Ст. 15 Конституции Испании устанавливает запрет на смертную казнь. Данное положение отсутствовало в проекте Конституции и вызвало определенные дискуссии при подготовке окончательной редакции Конституции. Запрет на смертную казнь не касается военно-уголовных законов, действующих во время войны. Вслед за Конституцией, были введены изменения в текущее законодательство и органические законы. Органическим законом 9/1980 от 6 ноября были внесены изменения в Кодекс Военной Юстиции в части разграничения применения смертной казни. Органическим законом 8/1980 от 25 июня изменен Уголовный Кодекс: в новой отличной редакции изложены положения, касающиеся преступлений, связанных с правом на жизнь и личную неприкосновенность, подчеркивая отмену смертной казни и уделяя внимание последствиям причинения травм. Органическим законом 9/1985 от 5 июля внесены изменения в ст. 417 Уголовного Кодекса в отношении частичной декриминализации абортов: в частности, аборты декриминализуются в случае серьезной опасности для жизни или физического или психического здоровья беременной (терапевтический аборт), в случае вероятности, что ребенок родится с серьезными физическими или умственными недостатками (евгенический аборта) и в случае беременности в результате изнасилования (этический аборт).

За пределы уголовной сферы также были внесены изменения в ряд законодательных актов: это Закон 30/1979 от 27 октября об извлечении органов и трансплантации, Закон 29/1980 от 21 июня о клинических вскрытиях, Закон 14/1986 от 25 апреля об охране здоровья, Королевский декрет 2409/1986 от 21 ноября об аккредитованных медицинских центрах и обяза-

тельных юридических заключениях для добровольного прерывания беременности, Закон 35/1988 от 22 ноября о воспроизводстве человека, Закон 14/2006 от 26 мая о методах оказания помощи в размножении людей, Закон 42/1988 от 28 декабря о донорстве и использования человеческих эмбрионов и плодов или их клеток, тканей или органов, Закон 14/2007 от 3 июля о медико-биологических исследованиях и т.д. Ряд актов был принят на уровне региональных автономны образований: Закон 3/2001 от 28 мая автономного сообщества Галиции о регулировании информационного согласия и клинической истории пациентов, Закон Арагона 6/2002 от 15 апреля о здоровье, Закон Страны Басков 7/2002 от 12 декабря о директивах в области здравоохранения, Закон Андалусии 2/2010 от 8 апреля о правах и гарантиях достоинства личности в процессе смерти.

Многочисленные постановления Конституционного Суда также посвящены данным двум основным правам на жизнь и достоинство личности. Они касаются и регулирования вопросов голодовки ^ТС 120/1990 от 28 июня), вопросов аборта ^ТС 53/1985 от 10 апреля), и вопросов стерилизации недееспособных лиц ^ТС 215/1994 от 14 июля).

Следом как по значимости, так и по конституционному положению идут такие права и свободы, как свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, право на свободу и безопасность, право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя, свобода избирать место жительства и передвигаться по национальной территории, свобода выражения и распространения идей и мнений, свобода на создание литературных, художественных и научно-технических произведений, свобода преподавания, свобода на распространение и получение информации, право собираться мирно и без оружия, право на создание ассоциаций, право участвовать в общественных делах, право на эффективную судебную защиту, право на обучение и свобода образования, право на объединение в профсоюз, право на подачу индивидуальных и коллективных петиций.

Отдельной статьей (ст. 26) установлен запрет на создание судов чести в гражданской администрации и в профессиональных организациях. Данные суды являются специфической чертой Испании, в других европейских государствах такие суды не создавались. Они были введены Королевским декретом от 3 января 1867 года для судов над офицерами и не распространялись на военных классами ниже. Затем законодательство о государственном управлении 1918 года распространило такие суды и на государственных служащих. Позже они пришли в частную сферу, сферу профессиональных ассоциаций. В них происходила оценка того, достоин ли обвиняемый принадлежать к той профессии, членом которой он являлся. В случае признания лица недостойным, данное лицо исключалось из профессии. Возможность подать апелляцию отсутствовала.

Впоследствии Верховный суд Испании констатировал наличие пороков формы при принятии таких решений. Конституция Испании 1931 года отменила гражданские и военные суды чести. Однако они получили регулирование в Законе о почетных судах от 17 октября 1941 года и дополнены Законом о государственных служащих от 7 февраля 1964 года. После принятие Конституции 1978 года появилось понимание того, что функционирование данных судов вступает в противоречие с принципом единства судебной системы. Законодательные попытки запрещения почетных судов закончились лишь в 2005

году, когда Органическим законом 5/2005 от 17 ноября были запрещены почетные суды в военной области.

Регулирование вопросов прав и обязанностей подданных начинается в Конституции Испании именно обязанностями. Прежде всего, это обязанность защищать Испанию. Обязанность защищать Испанию связана с прохождением воинской службы. Закон 17/1999 от 18 мая о кадровом режиме вооруженных сил установил отмену обязательной военной службы и формирование армии на профессиональной основе. И здесь необходимо отметить различие, заложенное между понятиями «защищать Испанию» и «проходить военную службу». Очевидно, что обязанность защищать Испанию - это более широкая концепция, чем возможные военные обязательства, которые могут быть навязаны поданным законодателем. У испанцев имеется право на отказ от прохождения военной службы по соображениям совести, прохождение вместо нее альтернативной социальной службы. Не имея практики освобождения от службы в вооруженных силах Испании исторически, данный вопрос понимания соображений совести повлек за собой ряд решений Конституционного Суда. При этом Конституция Испании говорит о возможности установления законом обязанности подданных на случаи серьезной опасности, катастрофы или общественного бедствия.

Конституциями 1812 (ст. 361), 1837 (ст. 6), 1845 (ст. 6), 1856 (ст. 7), 1869 (ст. 26), 1873 (ст. 30), 1876 (ст. 3) установлена обязанность всех испанцев защищать страну с оружием в руках с прямым указанием на то, что ни один испанец не может быть освобожден от такой обязанности. Ст. 37 Конституции Испании 1931 года устанавливает, что государство может требовать от любого испанца оказания военных либо гражданских услуг в соответствии с законами. В Конституции 1978 года данный принцип внесения вклада в национальную оборону трансформируется из обязанности в право, базируясь на принципах равенства перед законом и подразумевая, прежде всего, недискриминацию по половому признаку.

Другая конституционная обязанность состоит в обязанности участвовать в общественных расходах. Здесь же заложен принцип участия в соответствии с экономическими возможностями каждого, принцип равенства и принцип прогрессивного налогообложения. Таким образом, ст. 31 Конституции Испании устанавливает в своих трех пунктах набор принципов, которые устанавливают условия для соблюдения налоговых обязанностей: в первом пункте - принципы универсальности, индивидуальности, равенства и прогрессивности, а также отсутствия конфискации и экономического потенциала, во втором пункте - принцип эффективности и экономии в исполнении расходов, в третьем пункте - принцип резервирования права в налоговых вопросах. Аналогичная обязанность участвовать в публичных расходах заложена ст. 53 Конституции Италии, однако отсутствует в Конституции Португалии. Огромный пласт законодательных актов бюджетного и налогового характера посвящен регулированию данного вопроса. Сюда же относятся акты, заключаемые центральной властью с региональными автономными образованиями об установлении специальных экономических и финансовых режимов (со Страной Баской, Наваррой и Канарами).

Конституционный суд не раз выносил решения по соотношению принципу равенства и прогрессивной налоговой ставки. Суд заявил, что прогрессивность в налоговой системе является отвечающей Конституции Испании и установленному Конституцией принципом равенства, признавая материальное равен-

ство в качестве критерия действий государственных органов по исправлению реальных неравенств, которые не являются конституционно оправданным.

Принятый Конституцией Испании критерий экономического потенциала говорит о том, что только приносящий доходы бизнес может быть обложен налогами. Также сюда включается понятие той части налогооблагаемой базы, которая, поскольку предназначена для удовлетворения личных и семейных базовых потребностей налогоплательщика, не облагается налогом. То есть, не вся сумма полученного налогоплательщиком дохода подлежит налогообложению: сумма дохода, которая не отражает экономический потенциал сюда не включается, поскольку этот доход необходим для удовлетворения жизненных потребностей владельца.

Принцип эффективности и экономии в программировании и исполнении государственных расходов косвенно влияет на налоговое правосудие и является, скорее, принципом управления государственными расходами. Он формулируется на основе двух постулатов: справедливости в распределении государственных ресурсов и критерия эффективности и экономии в его обработки и исполнения. Первое относится к целям, которые конституционно должны регулировать политику государства для достижения принципов формирования и распределения богатства. Критерий эффективности имеет более технический характер, требует от государства действовать в соответствии с условиями, которые наука и техника ставят в его распоряжение в любое время для более эффективного управления общественными благами. Иными словами, эти принципы, с одной стороны, указывают на необходимость соответствия между целями, которые должны быть выполнены в соответствии с расходными статьями и их эффективными достижениями, а с другой стороны, - на оптимизацию средств, используемых для достижения предусмотренных целей.

Третья обязанность испанцев, представляющая интерес для изучения, - это обязанность трудиться, установленная ст. 35 Конституции Испании. При толковании Конституции Испании исследователи обычно дают отсылку к праву на труд, включающему в себя признание роли профсоюзов (ст. 7), признание права на забастовку (ст. 28), признание коллективных переговоров и коллективных споров (ст. 37), а также распределение доходов, профессиональной подготовке и охране здоровья и безопасности на производстве (ст. 40). Все они представляют собой систему, которая формирует структуру трудовых отношений с конституционной точки зрения.

Право на труд как часть этой «трудовой конституции» представляется как «динамичное» право, которое включает в себя не только официальное признание, но также и, главным образом, обязанность государственных властей содействовать его эффективной реализации.

Конституционный суд в решении 22/1981 от 2 июня установил, что право на труд не ограничивается свободой работать, оно также предполагает право на работу, что имеет двойственный аспект: индивидуальный и коллективный (также STC 109/2003 от 5 июня, STC 192/2003 от 27 октября).

Основными трудовыми правами работников являются: свободный выбор профессии или предпринимательской деятельности, свобода ассоциаций, коллективные переговоры, принятие коллективных действий, забастовка, информирование, консультации и участие в делах организации, продвижение по службе и профессиональная подготовка на рабочем месте, недискриминация, право на физи-

Проблемы экономики и юридической практики

ческую неприкосновенность, уважение конфиденциальности и должное внимание к достоинствам работника в ходе установления согласованного вознаграждения.

К трудовым обязанностям относятся: соблюдение конкретных обязательств в соответствии с правилами добросовестности, соблюдение мер по предотвращению профессиональных травм, соблюдение инструкций работодателя в регулярном осуществлении своих управленческих способностей, а не в согласии с деятельностью компании, способствование повышению производительности и иные обязанности, вытекающие из соответствующих трудовых договоров.

Конституционный Суд отметил, что право на труд в соответствии со ст. 35 принадлежит испанцам. Однако при регулировании данного вопроса международными договорами, это право может касаться и иностранцев. После вступления Испании в Европейский союз и в силу положений Договоров Сообщества, граждане государств-членов также имеют право на право работать на территории Испании.

Конституционный Суд вынес ряд решений в отношении прав и обязанностей работников, по определенным опросам, таким как принудительное лицензирование, свобода ассоциаций и свободный выбор профессии или предпринимательской деятельности ^ТС 131/1989 от 17 июля), увольнение ^ТС 20/1994 от 27 января), профессиональная подготовка ^ТС 95/2002 от 25 апреля), право на отдых и оплачиваемый отпуск ^ТС 192/2003 от 27 октября). Право на труд и другие права и свободы трудящихся и работодателей в области трудовых отношений детально регулируются Законом 36/2011 от 10 октября.

Отсюда можно сделать вывод, что обязанность трудиться толкуется испанскими конституционалистами в качестве обязанности государства предоставить подданному Испании возможность трудиться и соблюдении его прав при осуществлении трудовой деятельности. Это подтверждает и детальное регулирование права на труд Конституцией Испании: сразу три статьи Конституции (ст. 35, 36, 37) посвящены непосредственно праву на труд и одна статья (ст. 38) посвящена свободе и гарантиям предпринимательской деятельности. Ст. 40 Конституции Испании, отнесенная по тексту к социальным и экономическим правам и свободам также регулирует трудовые вопросы занятости.

Право мужчины и женщины вступать в брак на основе полного юридического равноправия, учреждение фондов в целях удовлетворения общих интересов в соответствии с законом, регулирование правового положения профессиональных корпораций, установление определенного порядка разрешения трудовых споров и свобода предпринимательства также регулируются Конституцией Испании.

Примечательно, что право на частную собственность и ее наследование относится к Главе Конституции, регулирующей общие права и обязанности, а не к Главе Конституции, регулирующей основные права индивидов. Ст. 33.3 устанавливает, что что никто не может быть лишен своего имущества и прав, за исключением обоснованной причины полезности общественным интересам или социальным интересам посредством соответствующей компенсации и в соответствии с положениями законов. То есть, конституционно признается юридический институт принудительной экспроприации.

Конституционный Суд в ряде своих постановлений ограничивает конституционную концепцию частной собственности (ББТС 152/2003 от 17 июля 204/2004 от 18 ноября и SSTC 281/2005 от 7 ноября, STC 39/1987 от 26 марта) и заявляет,

что существенное содержание данного принципа частной собственности не может быть сделано из исключительно субъективного рассмотрения права или индивидуальных интересов, лежащих в его основе, но также должно включать необходимую отсылку на социальную функцию, понимаемая данную функцию не только как внешнее ограничение для определения ее осуществления, а как неотъемлемую часть самого закона. Таким образом, индивидуальная полезность и социальная функция частной собственности неизбежно определяют содержание собственности по каждой категории или типу товаров.

Двойственный характер частной собственности - как индивидуального права и как учреждения - результат глубокой трансформации, он особенно сильно повлиял на концепцию владения собственностью ^ТС 141/2014 от 11 сентября). Верховный суд устанавливает право собственности в качестве законного права, которое, следовательно, может быть изменено правовой системой, которая, как правило, не будет давать компенсацию, поскольку, когда закон создается, владелец будет иметь только те полномочия, которые в каждом случае предоставляет правовая норма. В решении Конституционного Суда 61/1997 статус частной собственности еще более снижается: в нем устанавливается, что государство может зафиксировать определенную концепцию права городской собственности в ее наиболее фундаментальных направлениях, например, отделить право собственности на землю от права на строительство. Закон о принудительной экспроприации от 17 декабря 1954 года также обеспечивает реализацию принципа, заложенного в ст. 33.3 Конституции Испании. Принудительная экспроприация толкуется как императивная передача законных прав и интересов государству ради общественной полезности или социальных интересов лица, которое должно получить взамен справедливую компенсацию, компенсирующую ему ущерб и убытки ^ТС 227/1998 от 29 ноября).

Основной проблемой в процедурах экспроприации является определение ценности экспроприированного имущества. Конституционный суд в этом смысле заявил, что компенсация за экспроприацию должна соответствовать экономической стоимости имущества, подлежащего экспроприации, поэтому между ним и суммой компенсации есть баланс, пропорциональный стоимости самого объекта экспроприации с учетом средств на амортизацию и ремонт. Верховный суд, в свою очередь, заявил, что реальная стоимость подлежащего компенсации товара - это не просто рыночная стоимость, а объективная ценность товара или права, установленная с точки зрения справедливости и при использовании оценочных характеристик, т.е. ценность, которая позволяет сохранить достояние экспроприированного объекта без неосновательного обогащения (SSTS от 18 марта 1982 года, SSTS от 18 апреля 1989 года, SSTS от 18 февраля 1992 года, SSTS от 13 ноября 2007 года, SSTS от 30 Ноябрь 2011 года, SSTS от 17 декабря 2012 года). Однако судебные решения против Испании в отношении экспроприации показывают, что даже установленными законодательными положениями государству не удается полностью оградить себя от требования процентов при экспроприации (решения от 2 февраля 2010 года, 28 июня 2011 года, 4 ноября 2014 года).

Социальные и экономические права и свободы выделены в отдельную Главу 3 Конституции Испании. К ним относятся: защита детей, достижение полной занятости населения, система публичного социального страхования, охрана здоровья, доступ к культуре, право пользоваться окружающей средой и

обязанность охранять окружающую среду, защита исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, право на жилище, участие молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии, особая помощь для физически и психически ослабленных лиц, а также для престарелых, защита прав потребителей.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,93%.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы сравнительного, зарубежного и российского конституционного права : сб. науч. трудов / Моск. гос. ин-т между-нар. отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, каф. конституционного права ; [науч. ред. И.А. Ракитская; отв. ред. Н.Ю. Молча-ков]. - М. : МГИМО-Университет, 2017. - 674.

2. Законодательный процесс в зарубежных странах. М: Издательство «МГИМО-Университет», 2012. 170 с.

3. Конституционно-правовые основы судебной власти в зарубежных странах: коллективная монография; под ред. К.В. Карпенко. Издательство «МГИМО-Университет», 2017. - 325 с.

4. Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2015. - 340 с.

5. Конституция Испании от 29 декабря 1978 года. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=6321

6. Кудряшова Е. В. Вопросы правового регулирования и государственного планирования. Журнал российского права. 2009. № 10 (154). С. 51а - 57.

7. Лукашева Е.А. Права человека / Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 560 с.

8. Охотский Е.В. Россия в тисках глобализации, кризиса и внешнего санкционного давления / Е.В.Охотский // Российский журнал правовых исследований». 2016. - № 2. - С. 122-131.

9. Половченко К.А. Философские проблемы права в современной России // В сборнике: Проблемы правотворчества и правоприменения в государствах центральной и восточной Европы. Минск. 2012. С. 18-19.

10. Половченко К.А. Институт конституционной жалобы как составляющая механизма защиты прав и свобод человека: опыт России. Государство и право. 2002. № 10. С. 57-63.

11. Пономарева Е.Г. Между прошлым и будущим // Свободная мысль. 2011. №11. С. 205 - 211.

12. Шашкова А.В. Понятие механизма государственного управления. Высшие и центральные органы публичной администрации в Испании. Юрист. 1999. № 4. С. 6-12.

13. Cario R. La pena de muerte en el umbral del tercer milenio : (homenaje al profesor Antonio Beristain) / Robert Cario (compilador-Madrid : EDERSA, D.L. 1996. 263 p.

14. Rubio Llorente F. La igualdad en la jurisprudencia del Tribunal Constitucional : introducción, en Revista española de derecho constitucional. - N.31 (1991), p.9-36.

15. Shashkova A.V., Rakittskaya I.A., Pavlov E.Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.