Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246). Экономика. Вып. 33. С. 44-55.
Н. Н. Мильчакова, Л. А. Спиридонова
ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Рассмотрены особенности организации российского, регионального рынков труда, выделены факторы, определяющие особенности реформирования рынков, обозначены тенденции развития регионального рынка труда.
Ключевые слова: рынок, трансформация, безработица, рождаемость, трудоустройство.
В ряду новых социально-экономических реалий, вызванных к жизни процессами реформирования, формирующийся рынок труда фокусирует в себе наиболее острые и болезненные проблемы общества: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый приток рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, падение уровня реальных доходов населения.
Эти проблемы становятся существенным фактором сдерживания структурных преобразований экономики и создания предпосылок для стабильного экономического роста.
На формирование рынка труда в России оказывают влияние следующие факторы:
- становление и развитие системы рыночных отношений — осуществление разгосударствления, приватизация собственности, сферы частного и индивидуального бизнеса в условиях кризиса социально-экономической и политической независимости;
- развертывание структурной перестройки (конверсия военного производства, изменение структуры хозяйства в связи с интеграцией России в международный рынок, предстоящие изменения технического бизнеса, освоение современных технологий);
- нынешний курс экономической политики правительства России, направленный на либерализацию экономики, финансовую стабилизацию, ликвидацию бюджетного дефицита и т. д. Развитие этих процессов сопровождается кризисом финансовой системы, жесткой кредитной политикой, ростом цен, инфляцией, падением жизненного уровня, спадом производства [2].
Кроме того, российский рынок труда находится под огромным влиянием территориального и природно-географического факторов, исторического пути, а также менталитета народов, на-
селяющих Россию, т. е. всего того, что можно назвать институциональными ограничениями.
Российский рынок труда как органическая часть экономической системы, безусловно, соответствует практике общественной организации труда и занятости и обладает отличительными особенностями:
1. Современный рынок труда в России структурно неоднороден. Он представлен двумя взаимосвязанными сегментами: «открытым» и «скрытым» рынками труда.
2. Россия по многим исходным параметрам рыночной экономики существенно отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока. В частности, нельзя забывать о своеобразии регионального устройства России, в рамках которого на территории одного государства сосуществуют принципиально различные природно-географические и геополитические условия хозяйствования, взаимодействуют различные национальные культуры, а также отсталая по показателям эффективности и качества система транспорта, связи и информации, которая нуждается в конкретном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.
3. Сложившаяся в последнее десятилетие диспропорция между стоимостью и ценой рабочей силы. Для успешного развития экономической системы цена рабочей силы должна обеспечивать ее расширенное воспроизводство количественно и качественно. Однако, активизация экономической реформы в России, переход к свободному ценообразованию, рост инфляции и т. д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости.
4. Рынок труда в России еще до сих пор функционирует вне института социального партнерства, который только зарождается.
5. Российский рынок плохо организован. Отсутствует адекватная его природе инфра-
структура, призванная содействовать трудоустройству населения.
6. В воспроизводстве трудовых ресурсов наметился ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни населения .
Тем не менее, за последние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре [4].
Состоявшаяся трансформация и наблюдаемая интенсификация современных процессов в сфере занятости (рост безработицы, усиление мобильности, отмирание старых и появление новых профессий, расширение альтернативных форм занятости, мощная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требуют принятия более эффективных мер для решения проблем занятости.
Развитие рыночных отношений в сфере занятости заметно тормозится атрофированной к восприятию рынка психологией общества, устаревшими мотивационными стереотипами в сфере труда, всеобъемлющим кризисом экономики.
Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная составляющая. Идет процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками. Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости, соответственно, и система управления (регулирования) рынком труда формируется и нуждается
в укреплении, прежде всего, на региональном уровне.
Развитие регионального рынка труда в рассматриваемом периоде (2000-2010 гг.) проходило в условиях экономического роста (до октября 2008 г.), который сопровождался не только притоком инвестиций и ростом бюджетных доходов, но и значительным ростом занятости.
Каждый регион, в силу своего своеобразия, имеет свои особые региональные особенности по регулированию рынка труда. Но наряду с региональными особенностями, в каждом регионе проявляются и общие закономерности развития российского рынка труда. Наиболее адекватно отражают такое состояние российского и регионального рынков труда несколько показателей: уровень безработицы, уровень напряженности рынка труда, средняя продолжительность безработицы или поиска работы. Целью социально-экономической политики региона является занятость, но определяющим ее ядром во все времена остается безработица (табл. 1).
По уровню безработицы выделяют четыре группы региональных рынков труда:
- регионы с благополучной ситуацией на рынке труда (показатель безработицы от 3,0 до 5,0 %), сюда относится 5 регионов;
- с относительно благополучной ситуацией на рынке труда (показатель от 5,0 до 10 %) — 59 регионов;
- подверженные напряженности на рынке труда (показатель от 10 до 12 %) — 11 регионов;
- с высокой степенью напряженности на рынке труда (показатель свыше 12 %) — 5 регионов.
Вне группировки находятся 2 региона с минимальным уровнем безработицы: Москва (1,1 %), Санкт-Петербург (2,2 %).
Таблица 1
Группировка регионов Российской Федерации по уровню безработицы на начало 2011 года
Интервалы значения Число Состав группы Характеристика
уровня безработицы, % регионов уровня безработицы
До 3 2 Москва, Санкт-Петербург низкий
3-5 5 Липецкая, Московская, Самарская области, Чукотский АО, ЯНАО низкий
5-10 59 Белгородская, Тюменская области, ХМАО-Югра средний
10-12 11 Республика Коми, Иркутская, Еврейская автономная области высокий
свыше 12 5 Республики: Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва очень высокий
Ситуация на рынке труда региона признается напряженной, когда при официально зарегистрированном уровне безработицы, существенно превышающем общероссийское значение, другие сопряженные с ним показатели состояния рынка труда (число безработных на одну вакансию, продолжительность безработицы или поиска работы и др.) существенно выше также общероссийских показателей. С учетом сказанного рассмотрим ситуацию на региональных рынках труда.
Уровень безработицы в Российской Федерации за рассматриваемый период (2000-2010) снизился с 10,6 до 6,9 %. К первой группе регионов, с относительно благополучной ситуацией на рынке труда с уровнем безработицы от 3,0 до 5,0 % относятся Липецкая, Московская, Самарская области, Ямало-Ненецкий, Чукотский АО.
Наиболее значительна численность регионов с показателем безработицы от 5,0 до 10 %. Сюда относятся 59 регионов, в том числе ХМАО — Югра (6,3 %).
Регионы с уровнем безработицы от 10 до 12 % представлены 11 регионами. Среди федеральных округов самый низкий уровень безработных в Центрально-федеральном округе (4,2 %) и самый высокий—в Республике Ингушетия (48,8 %); в Чеченской республике — 43,3 %, Республике Тыва — 18,6 %, Республике Калмыкия — 13,9 % и Республике Дагестан — 13,0 %.
Все республики в составе Южного федерального округа относятся к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда и четвертой группе безработных.
Как видно, к числу регионов с напряженной ситуацией на рынке труда (их пять) относятся национальные республики и округа. Эти округа отнесены к числу напряженных также по своим социально-экономическим показателям стойкого неблагополучия с безработицей в течение последних лет. В этих регионах самая высокая продолжительность поиска работы безработными и численность незанятого населения в расчете на одну заявленную вакансию.
Эти регионы относятся к районам очаговой безработицы, где безработица локализуется на определенных территориях и устранить ее без вмешательства извне оказывается практически невозможным.
Очаговая безработица вызвана слабым развитием производительных сил, узкой моноотраслевой специализацией, низкой мобильностью на-
селения и различиями в подходе региональных властей и проведению экономических преобразований. Все это вместе взятое обостряет социальную напряженность в этих регионах и ведет к конфликтам на национальной почве.
Из числа федеральных округов самая стабильная ситуация в Центральном федеральном округе (уровень безработицы 4,2 %), СевероЗападный (5,8 %), Уральский федеральный округ занимает устойчивое среднее положение (7,4 %). В округе самый низкий показатель безработицы в Ямало-Ненецком АО (3,5 %) и самый высокий в Курганской области (10,6 %).
На примере ХМАО — Югры покажем место и особенности регионального рынка труда в системе общероссийских социально-экономических и трудовых отношений. Обратимся, в это связи, к структуре экономически активного населения ХМАО — Югры за последние десять лет (рисунок).
Динамика уровня безработицы в ХМАО — Югре в рассматриваемый период весьма показательна. Максимальный показатель безработицы приходится на 2000 г. и постепенно снижается до 6,3 % в 2010 г. (табл. 2).
Анализ безработицы на основе средних данных по одному региону, как было отмечено выше, скрывает большие отклонения по стране, варьируясь от 1,1 % в Москве до 48,8 % в национальных республиках Кавказа. На фоне общей безработицы отчетливо видна тенденция усиления ее региональной дифференциации. Это можно проследить и путем сопоставления регионального рынка труда ХМАО — Югры с общероссийским.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень безработицы в ХМАО — Югре в рассматриваемый период, кроме 2006, 2009, 2010 гг., выше соответствующего общероссийского показателя, что связано в основном со специфичностью регионального рынка труда, сырьевой направленностью и слабой его конкурентоспособностью.
В целом состояние рынка труда автономного округа трудно считать благополучным из-за сильных структурных дисбалансов, повышенной безработицы в течение почти всего периода экономического роста, гендерных проблем, незначительного предложения рабочих мест в небольших городах и сельских районах.
На наш взгляд, одной из причин данной ситуации является наличие на региональном рынке
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
%
— 11,4 11,3 10,1 9,2 9,7 7,8 6,3 7,5 7,6 6,8 6,3 -
88,6 88,7 90,8 90,8 90,3 92,2 93,8 92,5 92,4 93,2 93,7
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Структура экономически пассивного населения
(в % к экономически активному населению) | | — безработные; — занятые
труда значительного числа территорий с критической ситуацией в сфере занятости — монопрофильных городов и поселков. Главной проблемой моногородов является высокая зависимость от внешних факторов (в частности, мировой конъюнктуры цен на углеводороды), что обусловливает высокие риски их развития. Внешние шоки могут приводить к резкому ухудшению качества и уровня жизни жителей города: в результате внешних воздействий вероятно изменение доходной части бюджета городского поселения, а также резкое сокращение той части финансирования социальной сферы, которая осуществляется крупными корпорациями.
Промышленность автономного округа представлена в основном предприятиями нефтегазо-
вого сектора. Это нашло свое отражение в индексе промышленного производства в округе за анализируемый период (2000-2010) ( табл. 3).
Как видно из приведенных данных, стабильный рост индекса промышленного производства в автономном округе наблюдался до 2004 г. С 2005 г. начинается его постепенное снижение, и в 2009 кризисном году данный показатель опустился ниже отметки в 100 % и составил 96,9 %, хотя это выше показателя по Российской Федерации в целом. Из чего следует, что кризисные явления как на финансовом рынке страны и мира, так и в реальном секторе экономики существенно отразились и на рынке автономного округа. В 2010 г. в округе наблюдался рост индекса промышленного производства, который составил 101,8 %.
Таблица2
Уровень безработицы в ХМАО — Югре и Российской Федерации в 2000-2010 годах, %
Географическое образование 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ХМАО — Югра 11,4 11,3 10,1 9,2 9,7 7,8 6,1 7,5 7,6 6,8 6,3
Российская
Федерация 10,6 9,1 8,0 8,2 7,8 7,2 7,2 6,1 6,3 8,4 6,9
Таблица 3
Индексы промышленного производства по Российской Федерации и ХМАО — Югре, %
Географическое образование К предыдущему году
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация ХМАО — Югра 108,7 106,1 102,9 106,2 103,1 108,6 108,9 112,5 108 108,6 108,1 104,2 106,3 103,8 106.3 102.4 102,1 100,5 90,7 96,9 108,2 101,8
ХМАО — Югра — индустриальная «рабочая лошадка» российской экономики. Его отраслевая структура сильно смещена в сторону промышленности, строительства и транспорта при менее развитых отраслях торговли и бюджетных услугах. Регион занимает первое место в России по запасам нефти, входит в пятерку регионов России по запасам природного газа. Наряду с нефтью и газом, территория округа богата лесными, минерально-сырьевыми и другими ресурсами.
Регион обладает значительными лесосырье-выми ресурсами. Запасы древесины — в основном сосна, ель, кедр, пихта, лиственница, осина и береза— более двух млрд м3. Доля хвойных насаждений составляет около 73 %, общий уровень лесистости — 57 %.
Металлические полезные ископаемые Приполярного Урала представлены месторождениями и рудопроявлениями железа, марганца, хрома, цветных, редких и благородных металлов. Из неметаллического сырья выявлены крупные месторождения угля, кварца (ежегодные объемы добычи сырья около 2 тыс. т), горного хрусталя, поделочного и облицовочного камня, барита, фосфоритов.
Сырьевая ориентированность округа наложила свои особенности на формирование рынка труда ХМАО — Югры и его отличие от российского рынка труда. Основные тенденции развития рынка труда в ХМАО — Югре за анализируемый период следующие:
1. Изменения в отраслевой структуре занятости. В основе этих изменений имел место рост численности занятых. Так, за 2000-2010 гг. численность занятых в экономике автономного округа увеличилась с 684,0 до 844,6 тыс. человек, или на 23,5 %. За этими цифрами скрываются отклонения по отраслям материальной и непроизводственной сферы. В сфере материального производства они были связаны с абсолютным и относительным ростом работающих в промышленности, удельный вес вырос с 25,6 до 28,5 % по причине увеличения трудоемкости отрасли и незначительной диверсификации промышленного производства. Обратная картина наблюдалась в строительстве и транспорте, где снижение объемов работ обусловило снижение численности занятых на 2,6 % и 7,8 % соответственно.
Что касается непроизводственной сферы, то здесь увеличение численности в здравоохра-
нении — на 13,3 %, образовании — на 6,8 %, финансовой деятельности — на 37,7 %. В то же время наблюдается уменьшение занятых в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках — на 17,5 %.
Приведенные данные о тенденциях занятости в исследуемый период свидетельствует о том, что снижение занятых в некоторых отраслях материального производства покрывалось ростом численности в сферах непроизводственной деятельности.
2. Тенденцией развития рынка труда в автономном округе являются значительные изменения в структуре численности трудящихся занятых на предприятиях с различной формой собственности.
В результате приватизации ведущей формой собственности стала частная. На предприятиях, находящихся в частной собственности, было занято около 60 % работающих. Наиболее приватизированными оказались промышленность, торговля и непроизводственные виды бытового обслуживания (более 80 %).
Сложившаяся структура занятости в экономике, где значительный удельный вес отраслей материального производства, в первую очередь добывающей промышленности, делает ее уязвимой в кризисный период в связи со спадом добычи и снижением цен на нефть.
3. На уровень занятости существенно влияет и скрытая безработица, к которой, прежде всего, следует отнести лиц, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации и лиц, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.
Так, в 2010 г. численность последних составляла 15,6 тыс. человек, а численность скрытой безработицы в ее двух формах — 61,9 тыс. человек. Численность занятых, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 18,6 тыс. человек, или 2,4 % от среднесписочной численности.
В условиях колебаний экономической ситуации и конъюнктуры, интенсивного движения рабочей силы в отраслевом и территориальном плане, скрытые формы безработицы характеризуют состояние рынка труда и служат важным индикатором для анализа и оценки их реального состояния.
Дело в том, что общепринятые методы оценки уровня безработицы не дают полной и верной
картины. При оценке безработицы по числу зарегистрированных за рамками анализа остается значительная часть незанятых, не обращающихся в органы служб занятости. Характерными в этой связи являются данные о доле численности безработных (в %), зарегистрированных в органах государственной службы занятости автономного округа в общей численности безработных:
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
19,3 16,5 25,5 30,4 29,4 29,6
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
32,6 17,2 18,4 25,2 17,6
Приведенные данные свидетельствуют о тенденции роста до 2006 г. удельного веса безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости населения к общей численности безработных. Начиная с 2007 г. наблюдается снижение удельного веса. Представляется, что данная тенденция сохранится и в перспективе. Данные говорят также о том, что и поле деятельности служб занятости сужается: с 25,5 % зарегистрированных в их службах в 2002 г. до 17,2 % в 2007 г. и опять расширяется до 25,2 % в кризисном 2009 г. В 2010 г. опять можно говорить о снижении удельного веса до 17,6 %.
Методика Международной организации труда (МОТ), основанная на обследовании домашних хозяйств, включающая в число безработных значительную часть трудно фиксируемой части населения в так называемом «неформальном секторе», также не дает реальной оценки числа безработных. Выборочные обследования населения по проблемам занятости способны дать оценку лишь отдельных сторон категории безработицы.
4. Специфика рынка труда в автономном округе наблюдается и в трудоустройстве незанятого населения. Из данных табл. 4 следует, что число обратившихся в органы службы занятости возрастает, и вместе с тем наблюдается снижение процента трудоустроенных. В ХМАО — Югре уровень трудоустроенных ниже соответствующего показателя по Российской Федерации. Это следствие подтверждает подверженность экономики автономного округа кризисным явлениям.
5. В формирующихся региональных моделях рынка труда наблюдается определенная их дифференциация под влиянием многочисленных факторов. Поэтому условно региональные рынки труда можно разделить на три типа:
Таблица4
Трудоустройство населения органами государственной службы занятости
Годы Обратилось по вопросу трудоустройства Трудо-устроено В % к числу обратившихся
ХМАО - Югра
2000 66,9 45,4 67,9
2001 64,2 44,9 69,9
2002 73,0 45,4 62,2
2003 94,4 43,7 46,3
2004 100,8 43,2 42,9
2005 85,1 31,4 36,9
2006 76,4 28,8 37,7
2007 68,8 29,3 42,5
2008 67,4 29,6 44,0
2009 100,4 38,2 38,1
2010 89,3 30,1 33,7
Российская Федерация
2000 4745,9 3199,4 67,4
2001 5523,7 3740,5 67,7
2002 5797,1 3811,5 66,9
2003 6033,9 4026,9 66,7
2004 6603,6 4154,4 62,9
2005 6438,0 4075,8 63,3
2006 6177,6 3937,1 63,7
2007 6136,4 3961,3 64,6
2008 6031,0 3852,8 63,9
2009 8983,8 5720,8 63,7
2010 7986,6 5111,4 64,0
- диверсифицированные — характеризуемые высокой степенью занятости и саморегуляции, создающих условия для высокой мобильности работников; развитие рыночного сектора экономики, обеспечивающего низкий уровень безработицы под воздействием регуляторов спроса и предложения рабочей силы, мер активной политики занятости;
- равновесные рынки труда со сравнительно развитыми его структурами, регулируемые ростом безработицы и стабилизацией социально-трудовых отношений, перерастанием скрытой безработицы в открытые формы;
- асимметричные рынки труда, которым свойственны: значительные переносы в соотношениях закрытой и открытой сфер, в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения; неадекватность к рынку монополизированных отраслей; стагнация рыночного сектора экономики.
6. ХМАО — Югра с уровнем безработицы 6,3 % относится ко второй группе регионов со средним уровнем безработицы от 5 до 10 %
и занимает промежуточное положение между первой и второй группой. Вторую группу по уровню безработицы следует отнести ко второму типу региональных рынков труда — равновесные рынки труда со сравнительно развитыми структурами, позволяющими регулировать социально-трудовые отношения в регионе и влиять на уровень занятости. ХМАО — Югра вбирает в себя характерные черты как второго, так и первого типа диверсифицированных рынков труда, позволяющих проводить активную политику занятости. Что касается третьей группы регионов с уровнем безработицы от 10-12 %, то их следует отнести к третьему типу асимметричных рынков труда. Четвертую группу регионов с критическими значениями уровня безработицы (свыше 12 %) нельзя отнести ни к одному из трех типов региональных рынков. Как уже отмечалось выше, эти регионы относятся к районам очаговой безработицы, где невозможно повлиять на эту проблему без вмешательства извне. В этих регионах слабое, одностороннее развитие производительных сил переплетается с архаичными формами ведения рыночного хозяйства.
Таким образом, анализ, по нашему мнению, позволяет утверждать, что формирование региональных рынков труда России зависит от уровня их социально-экономического, культурного и политического развития, а также менталитета народов, там проживающих, от национальных традиций и обычаев. В ряде регионов с трудом воспринимаются рыночные формы ведения хозяйства. Поэтому определение российского рынка труда содержит общие условия и принципы формирования рынка труда без учета особенностей каждого рынка. Каждый регион, в силу своеобразия, имеет свои особенности по формированию и регулированию рынка труда.
Масштабы и динамика регионального рынка труда определяются сочетанием многочисленных, зачастую разноплановых и взаимопере-плетающихся факторов и условий. В совокупности они образуют своеобразный механизм, под воздействием которого происходит зарождение, функционирование и развитие рынка труда.
Можно выделить достаточно много групп факторов, оказывающих влияние на рынок труда. Прежде всего, это экономические факторы, например: значительное высвобождение рабочей силы в связи с процессом конверсии, перепрофилирования и закрытия некоторых производств или, напротив, увеличение числа рабочих мест
в результате реструктуризации всплеска инвестиционной активности и т. д. Кроме того, существенную роль в развитии рынка труда играют социальные, политические и ряд других факторов.
Все эти факторы влияют на рынок труда в совокупности; в тот или иной момент какой-либо из них становится преобладающим, другие же на время уходят «в тень». Однако существует группа факторов, чье действие на рынок труда не вызывает сомнений и чье влияние оказывается самым постоянным,— это демографические процессы.
Огромное влияние демографических процессов на рынок труда связано с тем, что развитие трудовых ресурсов в значительной степени предопределяется народонаселением. Оно выступает естественной базой их формирования. Население и трудовые ресурсы являются единым целым, но в то же время они — две самостоятельные совокупности, взаимосвязанные в своем становлении, существовании и развитии. Трудовые ресурсы общества формируются за счет населения страны. Люди, образующие народонаселение и трудовые ресурсы, в значительной своей части принадлежат и к той, и к другой совокупности.
Единство трудовых ресурсов и населения определяется тем, что их движение есть результат предшествующего развития всего человечества. Развитие населения и трудовых ресурсов в целом совпадает, но в то же время имеются определенные различия в движении этих процессов. Эти различия не дают достаточного повода усомниться в том, что именно движение населения во многом определяет формирование, распределение и использование трудовых ресурсов, т. е. их воспроизводство. Традиционно выделяют две формы движения населения:
- так называемое естественное движение населения, под которым понимается совокупность таких процессов, как рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения, брач-ность и разводимость;
- механическое движение населения, т. е. миграция.
Об этих процессах в ХМАО — Югре свидетельствуют данные табл. 5.
Как видно из таблицы, в последние годы в ХМАО — Югре складывается благоприятная демографическая ситуация. Она характеризуется ростом численности населения, т. к. естественный прирост имеет положительное значе-
Таблица 5
Рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения в ХМАО — Югре
[1. С. 158-175]
Движение
населения 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего человек / на 1000 человек населения
Родившиеся 15579 17130 19051 19883 20377 19958 20366 21887 23197 23840 25083
11,2 12,1 13,3 13,7 15,3 13,5 13,7 14,6 15,3 15,6 16,2
Умершие 9126 9863 9829 10000 9828 10415 10077 10093 10215 10107 10482
6,8 6,9 6,8 6,9 7,4 7,1 6,8 6,7 6,8 6,6 6,8
Естественный 6153 7267 9222 9883 10549 9543 10289 11794 12982 13733 14601
прирост (убыль) 4,5 5,2 6,5 6,8 7,9 6,4 6,9 7,9 8,5 9,0 9,4
населения
ние. Численность родившихся из года в год значительно превышает численность умерших. Так, в 2000 г. число родившихся составляло 15 579, а умерших 9 126 человек, а в 2010 г. уже 25 083 и 10 482 человек соответственно. Аналогичную ситуацию можно видеть лишь в двух регионах Уральского Федерального округа: Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе, где естественный прирост составляет 24 106 и 5 424 человек соответственно. В остальных регионах, в том числе в целом по РФ, наблюдаются отрицательные показатели естественного прироста (табл. 6).
Эти формы оказывают большое влияние на изменение численности и состава трудовых ресурсов. Кроме того, влияние демографических процессов на рынок труда проявляется и в зависимости от качества трудовых ресурсов — от возраста, пола, уровня образования и профессионально-квалификационной структуры населения.
Формирование трудовых ресурсов определяется, по нашему мнению, прежде всего, количественными процессами, поскольку численность населения определяет и численность трудовых
ресурсов. Это и понятно, поскольку трудовые ресурсы целиком входят в состав населения. При этом наиболее подвижным компонентом, оказывающим решающее влияние на изменение численности населения, является уровень рождаемости. Но здесь хотелось бы отметить, что уровень рождаемости оказывает влияние на численность трудовых ресурсов не сразу же, а по прошествии определенного времени (как правило, не раньше, чем через 16 лет). Поэтому, при определении числа лиц, пополняющих трудовые ресурсы в данном году, необходимо смотреть на число лиц, родившихся 16 лет назад.
Кроме того, на численность трудовых ресурсов достаточное влияние оказывает и такой показатель, как смертность. При этом смертность в большой степени изменяет численность всего населения, а не трудовых ресурсов в отдельности, но влияние этого показателя нельзя недооценивать. Относительно невысокий уровень смертности в той или иной стране совсем не означает благоприятной ситуации с трудовыми ресурсами. Так, например, если среди числа смертей большую долю занимает смертность лиц трудоспособного возраста, то это негативно
Таблица 6
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по РФ и регионам Уральского Федерального округа (человек)
Регион, тыс. человек Родившиеся Умершие Естественный прирост, убыль (-)
2009 2010 2009 2010 2009 2010
Российская Федерация 1761,7 1789,6 2010,5 2031,0 -248,8 -241,3
Курганская область 11943 11862 14889 14590 -2946 -2728
Свердловская область 56323 57423 63045 61519 -6722 -4096
Тюменская область 52992 54682 30139 30576 22853 24106
ХМАО-Югра 23840 25083 10107 10482 13733 14601
ЯНАО 8216 8309 2924 2885 5292 5424
Челябинская область 45550 46767 50034 50105 -4484 -3338
скажется на состоянии рынка труда в настоящее время; если же в стране существует значительная детская и молодежная смертность, то это может выразиться в снижении рождаемости через несколько лет, и такой процесс в будущем также ничего хорошего рынку труда не принесет.
Показатель рождаемости оказывает влияние не только на общую численность трудовых ресурсов, но и на их долю в составе всего населения. А этот показатель очень важен для любого общества: чем больше при прочих равных условиях приходится на одно лицо в трудоспособном возрасте нетрудоспособных, тем более эффективным должен быть труд населения в трудоспособном возрасте. Снижение рождаемости, на первый взгляд, приводит к формированию очень благоприятной в экономическом отношении возрастной структуры населения: уменьшается число детей и, соответственно, увеличивается число трудоспособных. Однако это «благополучие сегодняшнего дня», оно имеет временный характер. В таком обществе с течением времени произойдет резкое увеличение доли населения старших возрастов, сокращение доли населения трудоспособного возраста и его постарение. Таким образом, снижение рождаемости всегда приводит к постарению населения.
Вместе с тем, снижение рождаемости — это лишь один из факторов, обусловливающих процесс постарения населения. Другим подобным фактором является увеличение продолжительности жизни, которое, в свою очередь, объясняется снижением смертности. Но, необходимо отметить, что здесь имеется в виду снижение смертности только среди лиц пожилого возраста. Снижение же младенческой и детской смертности может привести просто к увеличению продолжительности жизни без постарения населения.
Показатель рождаемости оказывает влияние и на интенсивность участия женщин в производстве. Повышение числа рождений или уменьшение интервалов между выполнением материнских функций ведет к снижению общего уровня занятости женщин.
Особенно следует сказать о таком явлении, как демографические волны. Суть его состоит в том, что соседние по времени рождения поколения резко отличаются друг от друга по численности, т. е. после сравнительно многочисленного поколения появляется малочисленное, а затем снова многочисленное. Таким образом, в соседних возрастных группах оказываются суще-
ственно различающиеся численности населения. Естественно, что такие демографические волны существенно влияют на численность трудовых ресурсов в тот или иной момент времени.
Однако этим действие демографических волн не ограничивается, поскольку они оказывают влияние и на возрастную структуру трудовых ресурсов, которая в свою очередь, влияет и на их качество. Трудовые ресурсы — это население в возрасте 16-55 (для женщин) или 60 (для мужчин) лет. Другими словами, они включают в себя население, родившееся 16-39 (44) года назад. Естественно, никакая демографическая волна не может длиться так долго. Получается, что внутри трудовых ресурсов существуют значительные отличия в зависимости от возраста. И здесь наиболее выгодной оказывается ситуация, когда пик демографической волны приходится на самый продуктивный с точки зрения экономики возраст 35-50 лет.
С другой стороны, большая доля молодежи (до 35 лет) может оказать существенное влияние на уровень рождаемости, вследствие чего наступит новая демографическая волна и т. д. Таким образом, возрастная структура трудовых ресурсов отчасти предопределяет и их будущую численность. На наш взгляд, она непременно должна учитываться при планировании всего социально-экономического развития. Необходимо учитывать не только сложившуюся структуру, но и ее предположительные изменения, т. е. прогноз.
В последние годы, как уже отмечалось выше, отличительной особенностью народонаселения ХМАО — Югры явился рост численности населения автономного округа по причине его естественного прироста, обусловленной превышением рождаемости над смертностью. ХМАО — Югра является одним из тех немногих субъектов Российской Федерации, где сохраняется рост численности населения. Только за период после переписи населения 2002 г. к началу 2011 г. она возросла на 105,7 тыс. человек, или почти на 5,8 % и превысила рубеж 1,5 млн человек.
Тенденции в демографической ситуации автономного округа, сложившиеся за последнее десятилетие, отражают рост численности населения в трудоспособном возрасте на фоне снижения численности населения моложе трудоспособного возраста (табл. 7).
Трудовой потенциал ХМАО — Югры в настоящее время очень велик. Здесь имеет место
Таблица 7
Распределение населения ХМАО — Югры по основным возрастным группам в 2000-2010 годах (в % к началу года)
Год Моложе трудоспособного возраста Трудоспособный возраст Старше трудоспособного возраста
2000 24,4 69,9 7,4
2001 24,2 69,5 6,3
2002 23,5 70,0 6,6
2003 22,6 70,6 6,8
2004 21,6 71,4 7,0
2005 20,9 71,7 7,4
2006 20,3 71,8 7,9
2007 19,9 71,7 8,4
2008 19,6 71,3 9,1
2009 19,7 70,6 9,7
2010 19,9 69,6 10,5
одна из самых высоких в стране доля населения трудоспособного возраста. Она составила на начало 2010 г. 69,6 % (табл. 7) Для сравнения в целом по Российской Федерации доля населения трудоспособного возраста составляла 62,9 %, а в Уральском федеральном округе — 64,3 %. Доля населения пенсионного возраста в регионе одна из самых низких в России. На начало 2010 г. она составляла 10,5 %, тогда как в целом по стране равнялась 21,0 %, а в Уральском федеральном округе — 18,7 %. Доля населения моложе трудоспособного возраста в округе (19,9 % на начало 2010 г.), наоборот, выше, чем в среднем по России (15,8 %) и в Уральском федеральном округе (16,6 %).
В последние годы доля населения трудоспособного возраста в округе менялась весьма незначительно, и только к началу 2010 г. можно говорить о ее относительно заметном сокращении. Более существенные изменения происходили в группах моложе и старше этого возраста. Доля населения моложе трудоспособного возраста сокращалась, а старше — росла.
Современная половозрастная структура населения очень благоприятна как с экономической точки зрения, т. е. наличия трудового потенциала, так и с точки зрения демографической динамики. В активный репродуктивный возраст входят относительно многочисленные поколения женщин, родившихся в период заметного повышения рождаемости в 1980-е гг., связанного с реализацией в то время мер государственной помощи семьям с детьми. С другой стороны, возраста высокой смертности достигают малочисленные контингенты военных лет рождения. Увеличение в последние годы доли населения
пенсионного возраста связано с достижением его все возрастающими по численности континген-тами женщин послевоенных лет рождения, тогда как у мужчин 60-летнего рубежа пока достигали малочисленные поколения родившихся во время Великой Отечественной войны.
Такой возрастной состав населения способствует повышению общих показателей рождаемости, снижению общих показателей смертности и в целом увеличивает естественный прирост населения.
Спустя несколько лет ситуация изменится кардинальным образом. Активного репродуктивного возраста начнут достигать малочисленные контингенты родившихся в самом конце 1980-х и в 1990-е гг.: по состоянию на начало 2009 г. численность 10-19-летних лиц женского пола на 25,3 % меньше, чем 20-29-летних. Потребуется значительное повышение возрастных показателей рождаемости, которое компенсировало бы это сокращение численности женщин активного репродуктивного возраста и позволило бы поддерживать общие показатели рождаемости на их нынешнем уровне. Однако и здесь необходимо отметить более благоприятную возрастную структуру населения округа по сравнению с тем, что имеет место в целом по России, где численность 10-19-летних лиц женского пола — меньше на 30,4 %, чем 20-29-летних.
В то же время существенно увеличится доля пожилого населения, так как пожилых возрастов будут достигать сравнительно многочисленные контингенты родившихся в послевоенные годы. Они придут на смену малочисленным поколе -ниям родившихся в годы войны, а, кроме того доля населения старше 60 лет в ХМАО — Югре
пока вообще очень мала, что во многом связано с особенностями формирования населения округа. По сути дела, впервые столь многочисленные поколения начнут достигать здесь пожилого возраста уже в самые ближайшие годы. Это приведет к значительному увеличению нагрузки на пенсионное и социальное обеспечение, на здравоохранение, а также будет способствовать росту общих показателей смертности.
На рынок труда определенное влияние оказывает и половой состав населения. Более низкая доля мужчин в составе населения уменьшает численность трудовых ресурсов, поскольку юридический и фактический период трудовой деятельности мужчин выше, чем у женщин. Таким образом, возрастание доли мужчин в численности населения предопределяет не только увеличение численности трудовых ресурсов, но и способствует увеличению численности работающих в общественном производстве.
Значительные гендерные различия в занятости, на наш взгляд, являются одной из проблем северных регионов. Хотя экономическая активность женщин ХМАО — Югры в трудоспособном возрасте такая же, как и в среднем среди женщин России (74-75 %), по уровню занятости они существенно отстают от мужчин округа: соответственно 70 и 76 %. Проблемы трудоустройства женщин обусловлены недостаточно развитым сектором услуг, в результате уровень безработицы в течение ряда лет был выше, чем у мужчин, хотя в целом по России среди безработных преобладают мужчины.
Качественные характеристики рынка труда определяются также уровнем образования. В данной сфере позитивных изменений пока не много: для занятого городского населения ХМАО — Югры по прежнему характерно сильное смещение в сторону среднего профессионального образования (40,3 % занятых). Доля имеющих высшее образование, включая незаконченное, заметно ниже средней по стране (табл. 8).
Как и другие индустриальные регионы, ХМАО — Югра все еще отличается узкоотраслевым, «промышленным» типом образования занятых, что снижает их адаптивность и социальную мобильность. В то же время преимуществом автономного округа остается меньший разрыв между уровнем образования городских и сельских занятых по сравнению со среднероссийским, особенно в профессиональном обра-
зовании, что способствует росту мобильности и адаптивности сельского населения.
На качество трудовых ресурсов оказывают влияние такие показатели, как уровень образования и профессионально-квалификационная структура. Излишнее количество людей с определенным уровнем образования или владеющих одними и теми же профессиями создает такую ситуацию на рынке труда, когда часть из них, не выдержав конкуренции, становятся безработными. И наоборот, нехватка людей той или иной профессии может привести к торможению развития какой-либо отрасли хозяйства. Государство всегда должно внимательно следить за статистическими показателями в данной области и планировать набор в учебные заведения по тем или иным специальностям так, чтобы достичь разумного равновесия в образовательной и профессиональной структурах трудовых ресурсов.
Итоги анализа демографической ситуации ХМАО — Юры позволяют выделить ряд тенденций, непосредственно влияющих на формирование регионального рынка труда и занятости:
- наибольшее воздействие на рынок труда оказывают такие демографические процессы, как рождаемость, смертность, половозрастная структура и миграция;
- для ХМАО — Югры, в отличие от Российской Федерации в целом, в последние десять лет характерна тенденция увеличения численности населения. Основной причиной роста численности населения автономного округа является естественный прирост, а также возрастание численности населения в трудоспособном возрасте, что явилось результатом благоприятного замещения поколений в двух возрастных группах 16-29 лет и 45-59 лет. Но данная тенденция носит временный, переходящий характер;
- значительный вес населения в трудоспособном возрасте, характерный для округа, сохранится в ближайшей перспективе, что будет способствовать стабильности рабочей силы. До 2010 г. в трудоспособный возраст вступало больше человек, чем выходило из данного возраста по старости. Численность трудоспособного населения начала снижаться с 2009 г., поскольку в эту возрастную группу будет переходить поколение рождения 90-х гг., отмеченных самым низким уровнем рождаемости;
- миграция населения также оказывает определенное влияние на формирование предложения рабочей силы на рынке труда в регионе, но
Таблица 8
Уровень образования занятого населения, %*
Группа населения Профессиональное образование Общее образование
высшее среднее начальное среднее общее начальное и ниже
ХМАО — Югра городское население 24,9 40,3 13,5 17,6 3,2 0,5
сельское население 15,1 38,8 17,2 20,4 7,3 1,2
Российская Федерация городское население 29,5 36,7 13,4 15,2 4,4 0,8
сельское население 14,2 31,8 22,1 19,6 10,4 1,9
*По данным переписи 2002 г.
ее влияние на численность трудоспособного населения в ближайшие годы будет неуклонно сокращаться;
- естественный прирост населения за счет роста рождаемости, опережения рождаемости над смертностью, увеличение продолжительности жизни и замещения поколений позволит сохранить в дальнейшем рост численности населения автономного округа;
- вместе с тем, в связи с финансово-экономическим кризисом 2009 г., в округе наблюдался ряд отрицательных тенденций показателей рынка труда, однако государственная политика, направленная на стимулирование рождаемости, позволила сохранить рождаемость населения на достойном уровне;
- снижение численности населения может вызывать дефицит рабочей силы на рынке труда. Это, с одной стороны, снижает давление на рынок труда, что содержит положительный эффект, с другой стороны, недостаток рабочей силы восполняется за счет старших возрастов, зачастую
пенсионного возраста, что отражается на способности рабочей силы воспринимать инновации высоких технологий.
Список литературы
1. Демографический ежегодник (2006-2010). Тюмень, 2010.
2. Новая Россия в мире перемен : монография / колл. авт.; авт. проекта Г. П. Журавлева; ТРО ВЭО России, РЭУ им. Г. В. Плеханова, ГОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». М. ; Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 455 с.
3. Социально-экономическое положение России. М., 2009.
4. Томилов, В. В. Российский рынок труда и тенденции его развития / В. В. Томилов, Л. Н. Се-меркова // Маркетинг рабочей силы [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketing.spb/ru/read/ m6/1.htm
5. Труд и занятость в России. М., 2009.