Научная статья на тему 'Особенности реализации проектной технологии в условиях педагогического вуза'

Особенности реализации проектной технологии в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТА / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИСТЕМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT / PROJECT-BASED LEARNING / PROJECT TECHNOLOGY / PROJECT ACTIVITY / EDUCATIONAL / QUASI-PROFESSIONAL / TEACHING AND PROFESSIONAL PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русинова Надежда Петровна, Федотова Елена Леонидовна

В данной статье проектная деятельность рассмотрена с точки зрения её комплексного характера, предполагающего одновременную разработку обучающимися интеллектуальных, эстетических, технологических, конструкторских, экономических, практических и других задач. Включение в разностороннюю деятельность открывает объективные возможности для проявления индивидуальности обучающихся, их склонностей и интересов. Выделение авторами соответствующих цели, задач и этапов реализации проектной технологии обеспечивает формирование готовности студентов к данному виду деятельности в процессе их планомерного включения в учебную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Implementing Project-Based Learning at Pedagogical University

In the paper the project-based learning is considered from the point of view of its complex character, which includes the simultaneous development of the students of intellectual, aesthetic, technological, constructive, economical, practical and other tasks. Participating in the various activities opens the opportunities for students’ to demonstrate their abilities and interests. The authors set the corresponding goals of the research, stages of implementing project-based learning provides students' readiness for this type of activity while doing practical educational, quasi-professional, teaching and professional project activities.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации проектной технологии в условиях педагогического вуза»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 378.14

Особенности реализации проектной технологии в условиях педагогического вуза

Н. П. Русинова, Е. Л. Федотова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье проектная деятельность рассмотрена с точки зрения её комплексного характера, предполагающего одновременную разработку обучающимися интеллектуальных, эстетических, технологических, конструкторских, экономических, практических и других задач. Включение в разностороннюю деятельность открывает объективные возможности для проявления индивидуальности обучающихся, их склонностей и интересов.

Выделение авторами соответствующих цели, задач и этапов реализации проектной технологии обеспечивает формирование готовности студентов к данному виду деятельности в процессе их планомерного включения в учебную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную проектную деятельность.

проект, метод проекта, проектная технология, система проектной деятельности, проектная деятельность, учебная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная проектная деятельность.

Русинова Н. П., Федотова Е. Л. Особенности реализации проектной технологии в условиях педагогического вуза // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 141-147. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-141-147

Дата поступления Современные преобразования в российской образовательной си-

статьи в редакцию: стеме характеризуются постоянным повышением требований к каче-10 июля 2018 г. ству профессиональной подготовки выпускников высших педагоги-

ческих заведений. Основной задачей вуза в свете требований ФГОС высшего образования выступает подготовка компетентных специалистов, способных инициировать действия обучающихся познавательного и созидательного характера в учебном процессе, разрабатывать образовательные программы и проекты, реализовывать эффективные образовательные технологии.

Нами выявлена тенденция усиления образовательного запроса на определённый ряд современных технологий обучения, обеспечивающих продуктивность образовательного процесса в новых условиях. Как показал анализ специальной литературы, к их числу по ряду характеристик может быть отнесена проектная технология.

Возвращение метода проектов в разряд актуальных связывают с обновлением содержания образования, основывающимся на компетент-ностном подходе, целью которого является формирование содержания обучения «от результата», на основе выделения компетенций, необходимых как внутри, так и за пределами образовательной системы.

«Метод проблем» сформулировал и практически применил в 1920 г.

Аннотация.

Ключевые слова:

Для цитирования:

в США американский философ и педагог Д. Дьюи. Ученик и последователь учёного У Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел» [4]. Д. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Он считал, что чрезвычайно важно показать обучаемым их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни [2].

Таким образом, «метод проблем» в XX в. приобретает контуры проектной технологии, являющейся в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы обучения. Популярность данной технологии заключается в рациональном сочетании теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности. «Всё, что я познаю, я знаю, где и как смогу применить!» - основной тезис современного понимания проектной технологии [3].

В аспекте понимания Д. Дьюи, проектная технология вводится в учебный процесс и направляется самостоятельным поиском обучающимися нового знания в процессе решения проблемы на основе уже имеющихся знаний и собственного опыта, позволяя группам студентов, разделяющим общие интересы, участвовать в совместной активной деятельности для создания продукта и организации его представления. Следовательно, данная технология выходит за рамки традиционного обучения, так как направлена на овладение обучающимися способами и приёмами самостоятельного решения поставленной познавательной задачи путём поиска знания.

С точки зрения педагогики и психологии, проектная технология является интегративным видом деятельности, включающим в себя элементы учебной, игровой, познавательной, ценност-но-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, творческой деятельности [5].

В научных исследованиях российских учёных [3; 4; 5; 9] отмечено, что суть проектной технологии проявляется в духовной и практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновацион-ностью, системностью, технологичностью. Проектная деятельность в образовании направлена как на организацию новых образцов образовательной практики, так и на преобразование уже существующих систем.

В контексте настоящего исследования нами рассмотрено мнение А. М. Моисеева, раскрывающего понятие проектной технологии как системной деятельности временного коллектива в условиях активного, инициативного взаимодействия друг с другом и внешней средой. Такая деятельность направлена на выполнение чётко заданной цели и получение конкретного результата в течение определённого периода времени с использованием ограниченных ресурсов [6]. В этом определении акцент сделан на то, что проектная деятельность - это, во-первых, системная деятельность, которая включает в себя последовательное решение задач и спланированных действий в различных сферах жизнедеятельности человека; во-вторых, это деятельность временного коллектива, для успеха которой необходимо создание благоприятного психологического климата и повышение степени слаженности действий участников.

Очевидно, что актуальным становится формирование у студентов умения создавать ситуацию успеха в процессе создания проблемной ситуации, определять границы и область поиска недостающих знаний, выдвигать цели, формулировать гипотезу и задачи, находить необходимую информацию и осмысливать её, вести исследовательскую деятельность, работая в команде, анализировать полученные результаты и делать выводы. Для проектной деятельности характерно использование данных способов деятельности как в учебной, так и в самостоятельной работе обучающихся.

Реализация проектной технологии в высшем образовании рассматривается нами как организация в условиях вуза целостного процесса образования, состоящего из совокупности ресурсов, системы мер и действий, способствующих нормальному протеканию запланированных процессов, осуществлению намеченных планов, программ, поддержанию стабильного функционирования образовательной системы и её объектов. Для того чтобы проектная деятельность выполняла свои основные функции, такие как исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая, нормирующая, необходимо разработать в вузе алгоритм проектной деятельности как

целостную систему.

В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к её формированию: указание на целостность в качестве существенного признака любой системы; понимание системы как множества соотносящихся элементов. Так, Г. Л. Ильин рассматривает понятие «система проектной деятельности» как множество взаимосвязанных элементов, составляющих определённое целое в своём строении и функционировании [3]. В нашем понимании, «система проектной деятельности» - это выделенное на основе определённых критериев и признаков упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, объединённых общей целью функционирования и выступающих во взаимодействии со средой как единство.

Таким образом, системе проектной деятельности свойственны основные признаки, характерные для любой системы: состав - наличие элементов; структура - взаимосвязь элементов; функция - реализация системой определённой цели. Следует также отметить, что особенностью проектной деятельности является её комплексный характер, предполагающий одновременную разработку обучающимися различных задач проекта: интеллектуальных, эстетических, технологических, конструкторских, экономических, практических и других. Включение в разностороннюю деятельность открывает объективные возможности для проявления индивидуальности обучающихся, их способностей и интересов.

Анализируя собственный практический опыт реализации проектной технологии в обучении студентов педагогического вуза основам декоративно-прикладного искусства, мы представляем последовательность учебного проекта как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, различающихся по своему содержанию и характеру деятельности. Нами выделены следующие виды задач учебного проекта: исследовательские (программирование); конструкторско-техноло-гические (моделирование); презентативные.

Исследовательские задачи направлены на развитие мыслительной активности обучающихся и формирование приёмов и способов самостоятельной мыслительной деятельности: сбор информации об исследуемой проблеме, её анализ и обобщение. Данные задачи выстраиваются исходя из следующих позиций: определение области информационного поиска; выделение основных качеств и признаков изучаемой проблемы; сбор и осмысление информации; определение критериев для сравнительного анализа изучаемой информации, анализ; обобщение. Заявленные позиции связаны с определением и конкретизацией объекта и предмета исследования, выделением качеств, признаков и свойств. Программирование направлено на планирование этапов проекта.

Согласно классификации А. М. Новикова исследовательские задачи имеют несколько уровней сложности:

- информационные задачи: сбор информации о каком-либо процессе, предмете, сравнительный анализ этой информации и обобщение;

- аналитические задачи: сбор информации, её сравнительный анализ, ранжирование, обобщение и представление своего понимания проблемы;

- творческие задачи: разрешение проблемной ситуации путём использования теоретических и эмпирических методов исследования [7]. Отсюда следует, что исследовательские задачи выдвигаются студентами на всех этапах проекта: от его планирования до практической реализации.

Конструкторско-технологические задачи ориентированы на практическое воплощение мысленного образа в конкретный продукт проекта. Решение данных задач основывается на практической экспериментальной деятельности и формирует профессиональные умения обучающихся. Моделирование включает в себя планирование процесса создания художественного образа как продукта данной деятельности, удовлетворяющего требованиям эстетического соответствия формы мысленной модели. В проектной деятельности в активном взаимодействии её участников происходит развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся.

Презентативные задачи направлены на сравнение, обобщение, систематизацию полученных результатов исследования и их представление. Данные задачи формируют умение проводить рефлексию не только как оценку собственного вклада каждого в общий результат, но и как спо-

собность осознавать себя и свои действия в контексте взаимодействия с другими, что является условием саморазвития всех участников проектной деятельности.

Нами выделены этапы формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии, связанные с последовательным включением студентов в учебную; квазипрофессиональную; учебно-профессиональную проектную деятельность [8].

Учебная деятельность - одна из видов активности субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина учебная деятельность - это деятельность, которая должна побуждаться адекватными мотивами. Это могут быть мотивы приобретения обобщённых способов действий, мотивы собственного роста, совершенствования [13].

Последовательность учебной проектной деятельности обучающихся:

- определение группой студентов границ незнания; формулирование целей, гипотезы, задач проекта на основе проведённого анализа проблемной ситуации; распределение ролей, обязанностей; совместное формирование идеи как идеальной (мысленной) модели художественного образа; поиск и анализ вариантов решения задачи (разработка схем, набросков, эскизов);

- единогласный выбор лучшего решения, создание образной и эскизной моделей проектируемого продукта, их описание; производство продукта, его коррекция и оценка; анализ проектной деятельности.

Исследование показало, что конструкторско-технологические задачи, решаемые обучающимися при создании художественного образа, также дифференцируются по уровням сложности. В начале формирующего эксперимента первым заданием стал исследовательский проект «Цвет в декоративной композиции». Студенты в парах на основе знаний особенностей декоративной композиции и теоретических знаний о проектной технологии проводили изучение творческих работ известного художника. Продуктом данного проекта выступает презентация исследования, форма которой выбирается ими самостоятельно. Портфолио проекта показывает, как студентами решались задачи программирования и моделирования. В процессе реализации второго проекта «Основы ткачества» студенты сначала осваивают приёмы ткачества по образцу, представленному преподавателем, а затем по разработанному членами группы эскизу выполняют серию гобеленов, объединённых общей композицией. Стоит отметить, что задачи данного проекта, выполняемые в рамках изучения вузовской дисциплины, не носят сугубо репродуктивного характера. Студентам при решении проектных задач приходится привлекать элементы исследовательской деятельности при создании художественного образа декомпозиции и построении композиции, в разработке технологических аспектов ткачества, их рациональной организации. В итоговом межпредметном проекте по изучению дисциплин вуза «Основы декоративно-прикладного искусства» и «Витраж» студенты решали конструкторско-технологические задачи творческого уровня в группах из 3-5 обучающихся (внесение конструктивных изменений), направленные на создание художественного образа по собственному замыслу. Реализация проектной деятельности помимо целеполагания, планирования проекта, выдвижения гипотезы и задач, распределения ролей и организации взаимодействия с преподавателем и другими студентами при групповой организации процесса требует учёта временных рамок, трансляции деятельности при отчёте и представлении продукта [8].

Мы считаем, что включение проектной технологии в процесс изучения дисциплин вуза является одним из способов организации обучения, в ходе которого происходит саморазвитие и самосовершенствование будущего специалиста.

Квазипрофессиональная деятельность - деятельность студента, учебная по форме и профессиональная по содержанию, представляет собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в содержание и формы профессиональной деятельности [1].

Квазипрофессиональная проектная деятельность студентов является важным этапом системы проектной деятельности в высшем учебном заведении и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний о проектной технологии, применение их при решении конкретных проблемных задач; овладение методикой организации и руководства проектных работ студентов; освоение методов выбора и обоснования решений с

учётом эстетических, экономических, экологических и других требований при разработке творческих проектов, реализуемых в рамках квазипрофессиональной проектной деятельности [8].

Учебно-профессиональная проектная деятельность - это реализация студентами проектной технологии на педагогической практике. Учебно-профессиональная проектная деятельность является заключительным этапом формирования готовности студентов к реализации проектной технологии.

Нами разработана последовательность организации проектной деятельности в учебном процессе: при создании преподавателем проблемной ситуации обучающиеся, обнаружив недостаточность знания для решения поставленной проектной задачи, выяснив объективную причину своей некомпетентности, самостоятельно обращаются к поиску недостающего знания, проверяя его в экспериментальном исследовании. Наряду с прочим проведённое нами исследование показало, что проектная деятельность является децентрализованной, так как носителями нового знания являются все участники процесса создания уникального продукта как результата совместной работы преподавателя и обучающихся.

Анализ научной литературы [10; 11; 12; 14] и собственного практического опыта по проблеме исследования позволил выделить признаки образовательного взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе проектной деятельности:

1) проектное задание в рамках проблемной ситуации при формировании мотивации, направленной на достижение цели, представляется преподавателем таким образом, чтобы каждый студент обнаружил её значимость;

2) задача, поставленная преподавателем, не даёт возможности действовать репродуктивно, а побуждает к поиску знаний и способов действия в совместной деятельности с преподавателем и группой студентов;

3) преподаватель вступает во взаимодействие со студентами как партнёр в создании уникального несуществующего ранее продукта в опоре на общие знания законов композиции, рисунка и колорита, технологические особенности материалов и общепринятые эстетические требования;

4) учебное взаимодействие в проекте предполагает познавательную инициативу обучающихся, определяющих цели их совместных действий;

5) преподаватель в процессе проектной деятельности удерживает ситуацию скрытой координации, побуждая студентов, принимая решения и выполняя практические исследования, действовать самостоятельно.

Анализ теоретических и практических аспектов реализации проектной технологии позволил сделать некоторые выводы:

1. Проектная технология - это комплексный способ обучения. Применение проектной технологии даёт возможность студентам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле деятельности всех участников проекта, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным и представленным по усмотрению обучающихся.

2. Целью проектной деятельности в учебном процессе является развитие следующих компетенций: умения сотрудничать, играть различные роли, взаимодействуя со всеми участниками проекта; умения выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность раскрывает творческий потенциал, формирует исследовательские умения, осознанность и гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, стремление к взаимопониманию, умение выслушать и принять мнение другого студента, а также отстаивать собственную позицию.

3. Практический опыт реализации в вузе проектной технологии позволяет студентам успешно применить умения организации проектной деятельности в работе с учащимися на педагогической практике.

4. Преподаватель в процессе проектной деятельности является партнёром обучающихся, оказывающим косвенное влияние на процесс проектной деятельности.

Таким образом, реализация проектной технологии в обучении создаёт необходимые условия

для саморазвития обучающегося как субъекта познания и активного участника образовательного процесса, а также обеспечивает соответствующий профессиональный рост преподавателя.

В данной статье акцент сделан на основную особенность проектной деятельности, состоящей в самостоятельном выборе действий обучающихся и ориентире на решение значимой для них проблемы. Работа над проблемой предполагает особым образом организованную увлекательную поисковую деятельность, активное применение самостоятельно приобретённых знаний. Проектная деятельность часто носит междисциплинарный характер.

Нами доказано, что только последовательное освоение студентами проектной технологии в процессе их включения в практическую учебную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную проектную деятельность обеспечивают формирование готовности студентов к реализации проектной технологии в обучении декоративно-прикладному искусству, к инициированию действий обучающихся познавательного и созидательного характера, что в полной мере отвечает требованиям ФГОС высшего образования.

Список литературы

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991. С. 152-167.

2. Дьюи Дж. Школа будущего. М. : Госиздат, 1926. 66 с.

3. Ильин Г. Л. Проективное образование и Реформация науки. М. : Исследовательский центр, 1993. 101 с.

4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М. : Знание, 1989. 75 с.

5. Маркова И. А., Видяшева Е. Н. Проектная деятельность - один из факторов формирования социального опыта школьника // Начальная школа. 2011. № 11. С. 74-76.

6. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Проектное управление в образовании. Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М. : АПК и ППРО, 2007. 124 с.

7. Новиков А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности. М. : Эгвес, 2004. 120 с.

8. Русинова Н. П. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения студентов вуза проектной деятельности // Казанская наука: педагогические науки. 2017. № 6. С. 82-85.

9. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М. : Академия. 2002. 272 с.

10. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. 192 с.

11. Федотова Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 35-40.

12. Широкова, В. В. Подготовка студентов педвуза к организации учебного сотрудничества в начальных классах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Иркутск, 2004. 208 с.

13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

14. Knoll M. Die project method ihreenstehung und reception: Sum 75. Jahrestag des Aufsatzes von William H. Kilpatrick // Pedagogic und schulalltag. Heft 2015. S. 48, 338-351.

Заявленный вклад авторов:

Русинова Н. П.:

- генерация идеи исследования, формулировка цели и задач, обоснование актуальности проблемы;

- подбор методологии исследования, организация и проведение педагогического эксперимента;

- обобщение экспериментальных данных, интерпретация полученных результатов.

Федотова Е. Л.:

- консультирование и обсуждение материалов исследования;

- оказание помощи в разработке плана педагогического эксперимента;

- помощь в анализе и интерпретации данных, помощь в подготовке рукописи (доработка и исправление текста).

Peculiarities of Implementing Project-Based Learning at Pedagogical University

N. P. Rusinova, E. L. Fedotova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. . In the paper the project-based learning is considered from the point ofview of its complex character, which includes the simultaneous development of the students of intellectual, aesthetic, technological, constructive, economical, practical and other tasks. Participating in the various activities opens the opportunities for students' to demonstrate their abilities and interests.

The authors set the corresponding goals of the research, stages of implementing project-based learning provides students' readiness for this type of activity while doing practical educational, quasi-professional, teaching and professional project activities.

Keywords: project, project-based learning, project technology, project activity, educational, quasi-professional, teaching and professional project activity.

Русинова

Надежда Петровна

аспирант кафедры педагогики

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739 e-mail: smail230767@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rusinova

Nadezhda Petrovna

Postgraduate Student of the Pedagogy Department

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011

tel.: +7(3952)200739 e-mail: smail230767@mail.ru

Федотова Елена Леонидовна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739 e-mail: pedagog.06@mail.ru

Fedotova

Elena Leonidovna

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Education

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011

tel.: +7(3952)200739 e-mail: pedagog.06@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.