УДК 373.24
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Н.А. Моторина, О.Д. Ульзутуева
Аннотация. Авторы рассматривают взгляды ученых на такое явление как «культурные практики», анализируют проекты примерных основных образовательных программ. В представленной статье отмечается необходимость выбора программы, соответствующей требованиям ФГОС дошкольного образования и позволяющей выстроить образовательный процесс с учетом формирования нового опыта культурной практики. По мнению авторов, одним из условий организации культурных практик является проектирование авторских программ. Примечательным в работе являются примеры формирования культурных практик в дошкольных образовательных организациях Забайкальского края.
Ключевые слова: культурные практики, дошкольное образование, образовательная программа,
полиэтничность, реализация культурных практик.
ISSUES OF EXECUTING THE CULTURAL PRACTICES
AT PRESCHOOL EDUCATION OF TRANSBAIKAL TERRITORY
N. Motorina, O. Ulzutueva
Abstract. The authors examine the views of scientists on such phenomen as "cultural practices", analyze the projects approximate basic educational programs. The article emphasizes the need of selecting a program that meets the requirements state Federal educational standard of preschool education and allows the construction of educational process taking into account the formation of new cultural practice. According to the authors, one of the conditions for cultural practices is the design authoring software. Notable in the work are examples of the formation of cultural practices in pre-school educational organizations TRANS-Baikal territory.
Keywords: cultural practices, pre-school education, educational program, polyethnicity, implementation of cultural practices.
Модернизация дошкольного образования обусловлена изменениями его статуса, самого ребенка, стремлением к личностноориентированному, гуманитарному подходам в образовании детей, необходимостью учета детской субкультуры и является ответом на социальный заказ. Введение ФГОС ДО привело к необходимости пересмотра существующих технологий, моделей, форм организации образовательного процесса и программ дошкольного образования.
В основных образовательных программах дошкольных образовательных организаций должны быть представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации
образовательной работы [5].
Во ФГОС ДО понятие «культурные практики» трактуется как реализация различных парциальных программ и образовательных технологий в дошкольном образовании [5]. Однако ряд исследователей (А.Г. Гогоберидзе, Н.Б. Крылова, А.А. Майер
и др.) под культурными практиками понимают разнообразные основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и способствующие формированию готовности и способности ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
В целом культурные практики можно объединить в практики формирования культуры деятельности, практики
формирования культуры поведения, практики формирования культуры отношений. Взрослый подбирает для детей те культурные практики, которые он считает для него более нужными и полезными, и показывает ребенку способы их осуществления.
Таким образом, в связи с внедрением ФГОС ДО одной из форм организации образовательной деятельности дошкольной организации становится формирование нового опыта культурной практики самостоятельной и совместной деятельности обучающихся и педагогов, опирающейся на один или несколько видов детской деятельности.
В дошкольных образовательных организациях Забайкальского края
реализуются в основном программы «Детство» и «От рождения до школы». При этом с введением ФГОС ДО возникает необходимость выбора программы, которая соответствует новым требованиям и позволяет выстроить образовательный процесс с учетом формирования инновационного опыта культурной практики.
Авторы проектов примерных основных образовательных программ, представленных на сайте Федерального института развития образования, предлагают разные варианты формирования культурных практикв дошкольных образовательных организациях.
Так, в проекте ПООП «На крыльях детства» в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно
организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. При этом складывается своя культурная практика бытийствования в дошкольной группе ДОО, отличающаяся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально. В качестве методов реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей выделены несколько групп в зависимости от их направленности.
В проекте ПООП «Детство» авторы предлагают организовывать разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности: совместная игра воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, творческая мастерская, детская студия, сенсорный и интеллектуальный тренинг, детский досуг и др.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о том, что во многих детских садах Забайкальского края разрабатываются авторские программы и инновационные проекты, которые позволяют реализовывать культурные практики. Очевидно, что при проектировании основной образовательной программы ДОО коллектив должен учитывать образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, родителей и педагогов, а также специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Забайкальский край характеризуется полиэтничностью, и нормой существования народов стало взаимодействие культур, поэтому широко распространённым явлением стали дошкольные образовательные организации с многонациональным составом. Современная ситуация требует внимания к такому факту социальной действительности, как появление полиэтнических детских садов.
Полиэтнические дошкольные
образовательные организации призваны развивать у детей способность и готовность осуществлять межкультурное взаимодействие, поскольку «образование ребенка дошкольного возраста происходит в широкой социокультурной среде, сущностными
особенностями которой являются
многонациональность, полиэтничность
современного общества» [1, с. 11]. Например, в МДОУ «Хара-Шибирский детский сад» разработана программа «Этнокультурные основы обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвизма», поскольку для Забайкальского края свойственно функционирование двуязычия. А.И. Улзытуева отмечает, что двуязычию нельзя научиться вне социального и культурного взаимодействия. Наблюдения за речью детей-бурят показывают, что для них характерен немотивированный выбор языков, их неосознанная смена в процессе общения, заимствования, смешение и переключение кодов [4].
Реализация программы позволяет организовать следующие культурные практики в организованной и самостоятельной образовательной деятельности:
1) коммуникативно-речевые упражнения;
2) создание речевых ситуаций на двух языках;
3) ознакомление с произведениями фольклора и художественной литературы бурятского и русского народов;
4) закрепление норм речевого этикета, культуры поведения;
5) ознакомление с традициями народов, проживающих на территории Забайкальского края.
В муниципальной дошкольной
образовательной организации «Ортуйский детский сад «Радуга» реализуется программа по формированию универсальных
предпосылок учебной деятельности старших
дошкольников при ознакомлении с сельскохозяйственным трудом. Авторы предлагают для реализации культурных практик использовать активные формы совместной поисковой деятельности по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом; ресурсы ближайшего окружения;
особенности села в создании развивающей предметно-пространственной среды.
Таким образом, для реализации культурных практик в ДОО необходимым условием является проектирование авторских программ с учетом языковой, социокультурной ситуаций Забайкальского края.
Литература.
1. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное
образование: некоторые итоги размышлений
(Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление ДОУ. - 2006. - №1. - С. 10-19.
2. Детство: Примерная образовательная
программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2014. - 280 с.
3. На крыльях детства: примерная
образовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ИД Карапуз, 2014. - 202 с.
4. Улзытуева А.И. Культурно-диалогическое развитие дошкольников в условиях билингвизма: монография. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 160 с.
5. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования: Письма и приказы Минобрнауки. -М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
Сведения об авторах:
Моторина Надежда Александровна (г. Чита, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», e-mail: [email protected]
Ульзутуева Оюна Дабаевна (г. Чита, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет».
Data about the authors:
N. Motorina (Chita, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Theory and Methodology of Preschool and Elementary School Education, Transbaikal State University, email: [email protected]
O. Ulzutueva (Chita, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Theory and Methodology of Preschool and Elementary School Education, Transbaikal State University.