Научная статья на тему 'Особенности реализации инновационной политики в условиях рыночной экономики'

Особенности реализации инновационной политики в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыночная экономика / российская экономика / инновации в экономике / инновационная политика / инновационные процессы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестаков И. В.

В статье рассмотрены особенности реализации инновационной политики в современных условиях развития российской экономики, исследованы проблемы управлением инновационными процессами в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article features of realization of innovative policy in modern conditions of development of the Russian economy are considered, problems by management of innovative processes in conditions of market economy are investigated.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации инновационной политики в условиях рыночной экономики»

И. В. Шестаков

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Работа представлена кафедрой экономической теории и финансов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор С. М. Климов

В статье рассмотрены особенности реализации инновационной политики в современных условиях развития российской экономики, исследованы проблемы управлением инновационными процессами в условиях рыночной экономики.

In the article features of realization of innovative policy in modern conditions of development of the Russian economy are considered, problems by management of innovative processes in conditions of market economy are investigated.

Существует необходимость решения таких социально-экономических и научно-технических задач, как научное обоснование, создание комплекса мер экономической, организационной, правовой, финансовой, социальной направленности управления научно-инновационной деятельностью профессиональных участников инновационного рынка, результативность реализации которых могла бы подтвердить обоснованность методов реализации инновационной политики, этапов развития научно-инновационного процесса, видов инновационной деятельности.

Поиск оптимальных направлений развития инновационных процессов и стимулирования технологических изменений должен осуществляться на пересечении потребностей в перспективных технологиях современного и новейшего технологи -ческих укладов, с одной стороны, и имеющихся в России научного и производственно-технологических заделов - с другой. Результатом этого поиска будет ряд перспективных направлений развития отечественного научно-производственного потенциала, в рамках которого должны быть выбраны приоритеты государственной политики в инновационной сфере.

На наш взгляд, реализацию инновационных приоритетов необходимо осуществлять посредством формирования и выпол-

нения комплексных инновационных программ и проектов, создания и развития инновационной инфраструктуры, стимулирования освоения конкурентоспособных технологий вместе с модернизацией смежных производств. Для этого необходимо решать проблемы создания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования распространения современных инновационных технологий, защиты внутреннего рынка от конкурирующих зарубежных предприятий и поощрения экспорта отечественной инновационной продукции. Одновременно необходимо создавать условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований в сфере инноваций, развертывание инновационной инфраструктуры, подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности, формирование национальной инновационной концепции, а также системы охраны, защиты и вовлечения результатов интеллектуальной собственности в сфере инноваций в хозяйственный оборот.

Большое значение при управлении развитием инновационных процессов в целях реструктуризации и повышения конкурентоспособности российской экономики приобретает не только выработка четкой

8 5

стратегии, ее целенаправленность на формирование прогрессивных технологических укладов, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и кос -венного государственного регулирования инновационной деятельности.

На наш взгляд, инновационная политика России должна быть направлена на:

• создание делового климата, при котором будет развиваться деятельность частного сектора в области инноваций и повышена конкурентоспособность продукции;

• поощрение развития, коммерциализации и использования инновационных технологий; инвестирование в создание инновационных технологий мирового класса XXI века в целях поддержки промышленности и развития торговли;

• интеграцию военных и промышленных технологий, способных эффективно решать военные и гражданские задачи;

• обеспечение формирования рабочей силы мирового уровня, способной функционировать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике;

• разработку в партнерстве с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на использование инновационных технологий, в целях создания экономической мощи страны.

Автор считает, что отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления научно-технической политики заключается прежде всего в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Так, например, если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают их в 10 раз. Реализация же инновационной политики (освоение новейших технологий, выпуск инновационной продукции и завоевание рынков сбыта) требует вложений в 100-1000 раз больших. Безусловно, важнейшим стратегическим направлением в области инновационной деятельности является

концентрация финансовых ресурсов на ключевых направлениях, включающих:

• создание единой базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания инновационных предприятий;

• поддержку малых и средних предприятий в целях правовой защиты от незаконного копирования разработанных инновационных технологий или выпускаемой инновационной продукции;

• создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и поддержании патентов в сфере инноваций, учитывая опыт работы национальных и европейских патентных бюро;

• совершенствование системы финансирования инновационной деятельности предприятий;

• введение более совершенного налогового механизма, дающего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим различную инновационную продукцию;

• создание на инновационных предприятиях условий, стимулирующих повышение образовательного уровня работников.

По мнению автора, прогресс в инновационных технологиях влечет за собой формирование единого мирового рынка товаров, капитала и труда. Тем не менее, безусловно, положение любого государства в геополитической конкуренции в XXI веке будут определять образование и здоровье населения, развитие науки, возможности информационной среды, развитие ключевых производственно-технологических систем новейшего технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность. Наряду с этим необходимо отметить, что инновационная деятельность представляет собой сложный, динамический, многоаспектный процесс, основные проблемы которого широко рассмотрены в ряде публикаций. При этом масштабы и

глубина инноваций требуют разработки системы специальных мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Следует отметить, что в настоящее время управление инновационными процессами осуществляется с учетом социально-экономических, военно-политических, финансовых, производственно-технологических, организационных и других факторов. В соответствии с представлениями автора, основной целью инноваций является уменьшение государственных расходов и нагрузки на федеральный бюджет за счет налаживания и расширения выпуска конкурентной продукции, пользующейся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках, создания новых рабочих мест, ресурсосбережения. При этом оптимизация инновационных мероприятий требует новых методов реализации этих мероприятий и новых принципов их технико-экономического обоснования в условиях рыночной экономики. Автор считает, что инновационная политика - это не только изменение пропорций, объемов производства существую -щей и новой продукции, но и изменение экономической и социальной основы организации производства. На наш взгляд, проблемы реализации инновационной политики в условиях рыночной экономики следует рассматривать как часть общей проблемы экономического роста на основе внедрения прежде всего ресурсосберегающих технологий. В данном случае инновационная политика должна подразумевать методы перехода к производству новой продукции, которые с учетом эффекта технологической однородности изделий (прежнего и нового производства) позволят снизить затраты, а также позволят определить наиболее экономичный план концентрации изготовления новых изделий в рамках предприятий, объединить их в единый технологический комплекс, занятый разработкой и изготовлением продукции определенного назначения, например, не только по отраслевому, но и по региональному принципу в соот-

ветствии с институциональными и структурными преобразованиями в экономике России.

Процессы обновления неразрывно связаны с рыночными отношениями, развитием рыночной экономики. Основная масса инноваций может быть реализована в инновационном сегменте общественного рынка предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

Отлаженный рыночный механизм управления инновациями (инновационным процессом) создает все условия для развития конкуренции и экономического равенства разработчиков и потребителей результатов научной деятельности. Государство при этом выступает на рынке равным со всеми потребителями партнером, вырабатывает нормативно-правовые, экономические, социальные и иные элементы механизма поддержки научной деятельности как программно-целевой, льготной направленности, так и финансовых гарантий. В целом организационно-экономические отношения в сфере инноваций включают рыночный механизм, государственную поддержку инноваций, а также управление инновациями. В то же время стратегии управления инновациями, стадиями инновационного процесса, в соответствии с нашими представлениями, могут продуктивно вырабатываться хозяйственными обществами, товариществами, исходя из меры участия на рынках новшеств, венчурного капитала, интеллектуального труда.

Отметим в этой связи то, что рынок инноваций представляет собой обмен между экономически свободными разработчиками и потребителями инноваций, функционирующий благодаря структурам, реализующим обмен, и государственной и региональной поддержке, складывающимся

организационно-экономическим определенным условиям и стимулам.

Рынок инноваций, по нашему мнению, должен включать такие нововведения, как:

• новые решения, обращающиеся по правилам интеллектуальной собственности;

• новая информация, обращающаяся по правилам объектов авторского права;

• новые услуги.

Хотя в сфере теоретических (фундаментальных и поисковых) исследований действуют сугубо внерыночные отношения, где главным является государственное регулирование, однако это обстоятельство не может нарушить отношения между прогрессивными участниками рынка инноваций, так как иначе изменится сущность, формы и субъекты организационно-экономических отношений инновационной сферы с производством, с потребителями результатов инноваций.

Рыночное изменение экономической среды, ослабление роли государства в поддержке и управлении инновациями определяет свое особое место для инноваций, отношение к процессу использования результатов инновационной деятельности в производстве. Ранее при централизованно-плановом подходе было обоснованное системой управления стремление напрямую соединить науку и производителя товаров. Для этого предусматривались и действова-ли специальные организационные формы, включались дополнительные и вспомогательные подразделения по доработке и доводке научных результатов, т. е. усиливалась, несмотря на все существующие тогда противоречия, интеграция науки с производством.

В условиях рыночной экономики, наряду с этим, важнейшей задачей становится нахождение как можно большего числа потребителей инноваций в любой отрасли, сфере деятельности. Для этого необходи-мым условием может выступать создание посреднических, а затем и доводящих, поддерживающих и распределяющих организационно-правовых структур, получающих

экономическую выгоду от возможно боль -шего распределения инноваций. Иными словами, по нашему мнению, эффективным может выступать лишь разветвленная сеть коммуникаций между инновационной сферой и производством. Объективизации процесса управления инновациями должна способствовать инфраструктура инновационной деятельности, необходимая для реализации рыночного механизма взаимодействия инноваций и производства как совокупность учреждений и видов деятельности, обслуживающих инновационную деятельность и обеспечивающих формирование непосредственно инновационного потенциала, социально-экономической рыночной среды его функционирования.

Отметим, что инфраструктура инновационной деятельности должна быть ориентирована на организационное, ресурсное, информационное обеспечение научных организаций, учреждений, предприятий, научных коллективов и отдельных научных работников. Она может включать как специализированные коллективы, государственные научные организации, обеспечивающие выполнение инжиниринга своих работ (центры коллективного пользования, материально-технического снабжения, опытно-экспериментальные базы, испытательные стенды), проведение маркетинга инновационной деятельности (консультации, обучающие, обслуживающие системы), создание инновационной среды (инкубаторы, технополисы, фонды развития).

В целом, по мнению автора, рынок инноваций представляет собой профессиональных его участников в виде совокупности физических лиц, коммерческих компаний, учреждений, предприятий, продающих и приобретающих или потенциально готовых приобрести инновационную продукцию или услуги инновационной сферы. Основные особенности рынка инноваций должны учитываться при формировании стратегий управления инновационной деятельностью. Стратегически важные особенности рынка инноваций, на наш взгляд,

могут, например, характеризоваться тем, что это новый для хозяйственного общества, товарищества, государственного унитарного предприятия сегмент рынка, на котором эта организационно-правовая струк-тура еще не торговала. При этом компания или предприятие имеет дело с незнакомыми покупателями в силу новизны разработанного товара. Кроме того, рынок инноваций - это малоэластичный рынок. Действующая ценовая политика оказывает ограниченное влияние на объем сбыта инноваций. Рынок инноваций вместе с этим является достаточно узким, в сравнении с другими рынками. Особенно это касается научно-технической и наукоемкой продукции производственного назначения (на этом рынке небольшое число покупателей). Отметим также и то, что на данном рынке в самом начале реализации инноваций часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии научных учреждений, предприятий на интеллектуальную собственность).

Рынок инноваций, являясь рынком с повышенным риском, является составной частью рынка венчурного капитала. Поэтому даже при оптимизации баланса спроса и предложения на инновации его функционирование и развитие, по нашему мнению, может быть в достаточной степени результативным по размерам доходов. В связи с

этим необходимо особо ставить проблему экономической ответственности за произведенные затраты будущего периода, ответственности в конечном итоге за процесс развития инновационной сферы как целостной системы. Проблема ответственности должна бытьтрансформирована в экономические реалии, в проблему интересов и в соответствии с ними - в разделение риска вложения средств в инновации. Основными субъектами разделения указанного риска могут выступать государство, научные учреждения, предприятия (научные и производственные) и частные предпринимательские структуры.

Общая тенденция в мире и отечественный опыт свидетельствуют о необходимости усиления роли государства в управлении инновационной сферой. При этом необходимость рационализации управленческих воздействий на профессионального участника инноваций не должна быть обязательно связана с определенной формой собственности на средства производства. Однако в то же время нельзя исключить восстановление государственной собственности по отдельным объектам инновационной сферы в условиях, не поддающихся воздействию рыночных сил, направленных на максимизацию прибыли, уменьшение рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.