Научная статья на тему 'Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере'

Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5054
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строева О. А., Лаврикова Н. И.

В данной статье рассмотрены концептуальная сущность и особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере. Предложен авторский механизм реализации государственной социально-экономической политики. По результатам проведенного анализа видовой структуры реализации политики государства доказано, что наибольший удельный вес в центре общественного механизма поддержки необходимого материального и социального положения всех членов общества занимает система социальной защиты населения. Также доказано, что повышение эффективности экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы невозможно без координации работ по разработке и реализации целевых программ на федеральном, региональном и местном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере»

УДК 330.33

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Строева О .А., Лаврикова Н.И.

FEATURES OF STATE POLICY REALIZATION IN SOCIO-ECONOMIC SPHERE

Stroeva OA., Lavrikova N.I.

Stroeva O.A. - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics and Finance, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: stroeva-olesya@mail.ru

Lavrikova N.I. - Manager of the Organization of Social Services, Custody and Guardianship, Department of Social Welfare and Guardianship, Russian Federation, Orel, e-mail: nalavrikova@ yandex.ru

The article describes conceptual nature and features of the realization of the state policy in socio-economic sphere. The author's mechanism for implementation of state social and economic policy is suggested.

According to the results of the analysis of the realization of state policy structure it is proved that social security system takes the largest share in the public support mechanism necessary for material and social status of all members of the society. It is also proved that an increase in the efficiency of the economy as a multi-level socio-economic system is impossible without coordination of the development and implementation of targeted programs at the federal, regional and local levels.

Keywords: state policy, socio-economic sphere, social welfare, state programs and projects.

Актуальность темы исследования состоит в том, что на современном этапе существования социально-экономической сферы общественных интересов возникает фундаментальный вопрос выбора между эффективностью государственного управления и политики, с одной стороны, и социальной справедливостью - с другой, что является общечеловеческой проблемой, решаемой исходя из идеологических взглядов и интересов отдельных социальных слоев. В зависимости от экономических и политических условий те или иные вопросы могут выходить на первый план, т. е. происходит постоянная смена приоритетов (цикл приоритетов) в государственной политике. Имеется тесная взаимосвязь между полем общественных проблем, политической повесткой дня и изменениями в выборе приоритетов реализации государственной политики.

Цель исследования состоит в комплексном изучении приоритетных направлений реализации государственной политики в социально-экономической сфере.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- методом структурного и сравнительного анализа определить механизм реализации государственной политики;

- абстрактно-логическим методом научных исследований доказать объективность исторического опыта радикальных экономических преобразований и проблем социально-экономической сферы в Российской Федерации и зарубежных державах;

- проанализировать основные подходы к определению приоритетов в работе органов государственной власти.

Реализация государственной политики - это постоянный, динамичный процесс

достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества.

Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и инструментов, обеспечивающих выполне-

ние планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами (рис. 1).

Государственная политика реализуется в определенном многомерном социально-политическом пространстве, которое можно дифференциировать по вертикали (уровень политики); горизонтали (сферы политики); стилю руководства обществом (тип политики) и т.д.

Реализация государственной социально-экономической политики

Комплекс мероприятий

организашюнко- нормативно- финансово- социально-пси-

управлснческис правовые экономические хологические

М етодологч чес-кие подходы. Реализация как:

комплекс действий деятельность по опре-

различных государственных деленным правилам.

структур, связанных с уста-новленным

линейный адаптацией всех участников к участниками

процесс поставленным условиям и осуществления политики

задачам на основании

Р С

Типы

участников

отдельные организованные государственные

индивиды группы институты и организации

в' с

по уровню

по характеру

-федеральный,

региональный;

местный

центральные органы власти; законодательные органы власти; -исполнительные органы власти; судебные органы власти

-неправительственные организации

Инструменты реализации

Рамки компетенции Ц елевые Концепции социально-

органов социальной программы экономического

с

Рисунок 1 - Механизм реализации государственной политики в социально-экономической сфере (составлено авторами).

Беря за основу «вертикальный» критерий классификации государственной политики, можно выделить 5 уровней ее осуществления: местный (муниципальный, городской), региональный (территориальный), общегосударственный (общенациональный), международный (союзы государств) и мировой.

Государственная политика может реали-зовываться в экономической, социальной, государственно-правовой, внешнеполитической, военной, экологической и иных сферах. Каждая область госполитики имеет свою структуру и объекты воздействия, поэтому внутри каждой сферы можно выделить отдельные структурные блоки или направ-

ления. Так, экономическая политика делится на промышленную, денежно-кредитную, налоговую, ценовую, таможенную, инвестиционную и т.д. Основные направления социальной политики включают: образование, здравоохранение, культуру, жилищное строительство, трудовые отношения, занятость, доходы населения, национальные вопросы, демографию и т.д.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социально-экономической политики выходят на первый план, выступая стимулом этих пре-

образований и фактором, определяющим границы радикальности решений.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума, когда очевидна неспособность решить имеющиеся социальные проблемы в рамках определенной экономической ситуации. С другой - радикальный перелом имеющихся экономических механизмов опережает внедрение новых.

На начальном этапе трансформации социально-экономических систем в России упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию, а проблемы социальной сферы оказались отодвинутыми на второстепенный план. И как итог, население России столкнулось с резким падением уровня жизни при увеличении социальной разобщенности в обществе.

Денежные доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы путем установления минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.

Денежные доходы нетрудоспособных групп населения прямо определяются со-циально-экономичсекой политикой. И здесь решающее значение приобретает ее участие во вторичном перераспределении первичных доходов. Механизм перераспределения заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также принудительных страховых взносов и финансировании социально-экономических программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных выплат - обратная зависимость.

В центре общественного механизма поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения.

Сложность выбора определенного направления реализации государственной социально-экономической политики состоит в том, что эти направления должны формироваться на основе общенациональных интересов, но так как в обществе имеются различные социальные и политические группы и слои, то неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты.

Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социально-экономической политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Предметом правового регулирования социальной защиты населения в РФ является:

1) защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения;

2) социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей и др.), проживающих / пребывающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

3) деятельность органов социальной защиты.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,

отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7.п. 2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом, так как находится в его руках и обладает всеобщим характером. Социальную защиту могут осуществлять и негосударственные объединения - профессиональные союзы.

Система социальной защиты строится на определенных социально-экономических обязательствах государства, представляющих собой законодательно закрепленную совокупность социально-экономических благ, которые государство обязуется сделать доступными для своего населения.

От того, насколько развита социально-политическая деятельность государства, зависит внутреннее содержание его социально-экономической политики.

Например, для Германии и Дании характерен широкий охват социальной и экономической сфер государством. В Конституции Италии указано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные социальные обязательства приняты в отношении работающих женщин. Конституция страны определяет также, что «каждый гражданин, не способный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В Основной закон этой страны записаны права на равный доступ к образованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Японии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни»,

«образование в соответствии со своими способностями».

Конституции ряда государств, например США, не содержат перечня социально-экономических обязательств, но они исключительно обширны и законодательно закреплены.

В условиях территориальной дифференциации единое социально-экономическое пространство может быть сформировано путем обеспечения повсеместно одинакового статуса, минимального уровня социальных услуг и гарантий, что связано с внедрением системы единых минимальных социальных стандартов по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы. Наличие такой системы способно создать необходимые условия для повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального развития и распределения бюджетных средств.

Система социальной и экономической стандартизации предполагает взаимоувязку федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов, при которой, с одной стороны, максимально активизируются социальные ресурсы территорий, но с другой - не допускаются сильные разрывы в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и муниципальных образованиях РФ. В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны одним из основных инструментов осуществления государственной экономической и социальной политики.

Для повышения эффективности экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ.

Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ представлено автороми на рисунке 2.

Рисунок 2 - Процесс разработки государственных целевых программ социально-экономического развития РФ (составлено авторами).

Целевые программы и проекты - взаимоувязанные комплексы научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, опытно-конструкторских и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач в области государственного устройства, научно-технического, инвестиционного, внешнеэкономического,

социально-демографического, экономического, культурного и экологического развития Российской Федерации.

По состоянию на март 2015 года на территории Российской Федерации реализуется несколько федеральных целевых программ в области развития социально-экономической сферы (табл.).

Таблица 1 - Федеральные целевые программы Российской Федерации в области развития социально-экономической сферы

№ п/п Наименование целевой программы Период действия Объем финансирования, млрд. рублей

за счет всех источников из них за счет средств федерального бюджета

Развитие социальной инфраструкту /ры

1. Чистая вода 2011-2017 гг. 331,8 9,0

2. Культура России 2012-2018 гг. 192,9 186,5

3. Развитие водохозяйственного комплекса 2012-2020 гг. 523,3 291,6

4. Развитие физической культуры и спорта 2006-2015 гг. 158,7 97,1

5. Развитие образования 2011-2015 гг. 142,6 57,3

6. Русский язык 2011-2015 гг. 2,5 2,2

7. Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории 2012-2020 гг. 58,2 48,4

Продолжение таблице 1

8. Развитие внутреннего и въездного туризма 2011-2018 гг. 332,0 96,0

9. Доступная среда 2011-2015 гг. 46,3 26,3

Развитие транспортной инфраструктуры

10. Модернизация Единой системы организации воздушного движения 2009-2020 гг. 90,9 59,1

11. Развитие транспортной системы России 2010-2015 гг. 11450,8 4740,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безопасность и экология

12. Развитие уголовно-исполнительной системы 2007-2016 гг. 54,6 54,6

Развитие науки и технологий

13. Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники 2008-2015 гг. 187,0 110,0

Развитие государственных институтов

14. Информационное общество I 2011-2020 гг. I 1223,6 I х

Важнейшей особенностью целевых программ является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях1. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами2.

Если проанализировать положение государственной политики России в области реализации целевых программ, то можно выделить несколько проблем3.

Во-первых, достигается лишь часть целей государственной политики, что относится ко всем ее областям, от социальной до экономической.

Во-вторых, в реализации политики участвует много различных организаций, групп и личностей, что затрудняет процесс координации их работы. Кроме того, они име-

1 Социальная поддержка граждан. Государственная программа Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г № 2553-р) // Гарант. Информационно-правовой портал. - [Электронный документ]

2 Стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А.И. Татаркина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. - С. 538.

3 Экономическая теория. Практикум. Борисов Е.Ф. - М.: Инфра-М, 2007. - С.134.

ют различные ценности и мотивы, что еще больше усложняет отношения между ними.

В-третьих, они используют различные способы и методы осуществления государственной политики.

В-четвертых, сильное влияние на реализацию государственных программ оказывают нестабильность и неопределенность федеративных отношений в стране.

Таким образом, постоянные и динамичные изменения в общественной, внутригосударственной и международной жизни, а также появление новых потребностей у населения оказывают существенное влияние на государственную политику и приводят к ее модернизации.

Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Библиография/References

Стратегия устойчивого социально-экономического роста/Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН. 2007. - С.538.

Экономическая теория. Практикум. Борисов Е.Ф. - М.: Инфра-М, 2007. - С.134.

Strategija ustojchivogo social'no-jekonomi-cheskogo rosta/Pod red. A.I. Tatarkina. Ekaterinburg: UrO RAN. 2007. - S.538.

Borisov, E.F. (2007)Ekonomicheskaja teori-ja. Praktikum. - M.: Infra-M, p.134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.