УДК 336.1 (470+571)
Вукович Галина Григорьевна
доктор экономических наук,
профессор кафедры прикладной экономики
и управления персоналом
Кубанского государственного университета
Сулейманова Валентина Эдуардовна
Vukovich Galina Grigoryevna
D.Phil. in Economics, Professor of the Applied Economy and Human Resources Subdepartment, Kuban State University [email protected]
Suleymanova Valentina Eduardovna
студентка экономического факультета Кубанского государственного университета [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Student of the Economics Department, Kuban State University [email protected]
SPECIAL FEATURES OF THE MONETARY POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье анализируются проблемные вопросы денежно-кредитной политики в Российской Федерации: влияние на процессы инфляции, регулирование банковской ликвидности и развитие экономики на высоком уровне.
Ключевые слова:
денежно-кредитная политика, Центральный банк, инструменты денежно-кредитной политики, ставка рефинансирования, валютная политика, минимальные резервные требования, экономический кризис, сценарии монетарного развития.
The summary:
The article studies special features of the monetary policy in the Russian Federation. The research of the subject’s problems is now becoming ever more relevant.
Keywords:
monetary policy, the Central Bank, refinancing rate, monetary policy tools, currency policy, minimum reserve requirements, economic crisis, scenarios of monetary development.
Успешное развитие экономики во многом зависит от проводимой в государстве денежно-кредитной политики. С начала 1980-х гг. денежно-кредитная (монетарная) политика выходит на первый план в системе государственного регулирования рыночной экономики.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий - денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов.
Главная цель денежно-кредитной политики - это достижение макроэкономической стабилизации в долгосрочном периоде времени. Частные же цели связаны с обеспечением стабильного прироста денежной массы в обращении, равновесной ставки банковского процента и ослабление инфляционных процессов.
Основной проводник денежно-кредитной политики - Центральный банк.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости, также она в наибольшей степени соответствует требованиям рыночного механизма.
Целью статьи является анализ особенностей денежно-кредитной политики Российской Федерации в современных условиях, ее целей, модели, основных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, основных проблем и путей его совершенствования. Мы рассмотрели, как Центральный банк справлялся с задачами, стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования применял для этого. Проанализирована
денежно-кредитная политика в условиях глобального финансового кризиса и стратегия денежно-кредитной политики в посткризисный период. Рассмотрены возможные сценарии монетарного развития Российской Федерации на 2012-2014 гг.
Проведенное исследование реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации в современных условиях позволило сформулировать следующие наиболее существенные результаты:
1. Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соглашения валютного курса на экономически обоснованном уровне, стимулируя развития ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, пополнять валютные резервы страны.
2. Роль Центрального банка в развитии и регулировании денежно-кредитной сферы и экономики России исключительно высока. Главными задачами, стоящими перед ним, являются создание устойчивой модели финансовой системы, поддержание покупательской способности национальной денежной единицы и стабильности кредитнобанковской системы страны.
3. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу. Основными из них являются дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования), определение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке и валютное регулирование. Так, в современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В России в посткризисный период возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств, установления минимальных резервных требований (изменение норм обязательных резервов).
Обязательные банковские резервы представляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, которые содержатся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном счете. Они служат гарантийным фондом для погашения депозитов. Норма обязательного резервирования регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру.
Можно привести такую статистику. Объем средств, депонированных банками на счетах обязательных резервов в Банке России, на 01.01.2011 г. составлял 188,4 млрд рублей, а уже в октябре этого года составил 347,0 млрд рублей.
Сегодня учетная ставка (ставка рефинансирования) ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на стимуляцию кредитной активности банков, на процент ставки по депозитам юридических и физических лиц. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Увеличение резервов коммерческих банков вызывает мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение ставки рефинансирования делает займы невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежных предложений [1].
Ставка рефинансирования в посткризисный период постепенно снижается с 9 % в 2009 г. до 8 % в 2012 г. [2]. Тенденция снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ совпадает с общемировой тенденцией к снижению процентных ставок по инструментам денежно-кредитной политики центральных банков. Дальнейшее развитие этого процесса будет определяться состоянием инфляционных тенденций, динамикой показателей кредитной активности банковского сектора и состоянием финансовых рынков.
Задача Центробанка - поддержать курс национальной валюты на таком уровне, чтобы был разумный компромисс между сторонами, для которых выгоден «дешевый» рубль, и стороной, для которой выгоден «дорогой» рубль. ЦБ РФ держит под контролем курс рубля, не допуская сильной девальвации и в то же время не давая сильно укрепляться. Слишком сильный рубль вредит российской экономике, так как это ведет к удешевлению доллара и низким ценам на импортные товары, что негативно скажется на российских производителях.
Операции ЦБ на открытом рынке с ценными бумагами оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Если Центральный банк продает ценные бумаги, цены на них падают, процентные ставки растут, а денежная масса уменьшается.
В валютном регулировании ЦБ РФ придерживается в основном системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от целей, которые решает Центробанк на том или ином этапе развития страны. В настоящее время в Российской Федерации, как уже было сказано, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место [3].
4. Глобальный финансовый кризис показал, что, используя традиционные антикризисные меры, Центробанк не учел некоторых их недостатков. ЦБ не смог решить проблему дефицита ликвидности [4]. Предоставление дополнительной ликвидности финансовым институтам в начальной фазе кризиса носило нерыночный характер. Вследствие чего подорвались доверительные отношения участников межбанковского рынка. Произошел подрыв рыночной конкуренции. Не сработала и «очистительная» функция кризиса. Дополнительные гарантии по банковским вкладам позволили ряду финансовых институтов остаться на рынке. Не хватало ресурсов для покрытия издержек банкротства системообразующих финансовых институтов. В результате субсидирование слабых банков по средствам предоставления государственных гарантий по выпуску долговых инструментов позволило инвесторам избавляться от ценных бумаг, которые не имели таких гарантий, что привело к искажению рыночного ценообразования. В результате ЦБ не смог в достаточной мере достичь желательных значений макроэкономических показателей и обеспечить стабильность национальной финансовой системы [5].
5. Говоря о возможных сценариях монетарного развития денежно-кредитной политики Российской Федерации в 2012-2014 гг., рассмотрим три варианта прогноза:
- базовый;
- пессимистический;
- умеренно-пессимистический.
Базовый вариант развития предполагает, что в эти годы не возникнут экономические и политические шоки. Основной задачей государства будет ускорение экономического роста, основной целью ЦБ РФ - снижение инфляции. Центробанк должен будет обеспечить такой рост номинальной денежной массы, который приведет к сокращению объема реальной денежной массы М2 на 10 % в 2012 г. Но данная борьба за снижение инфляции не приведет к значительному изменению агрегата М2 и заметному росту процентных ставок и не спровоцирует рецессию. Будут увеличены государственные расходы на развитие оборонного сектора, инноваций и инфраструктуры. Поскольку расходы на конечное потребление домашних хозяйств составит половину ВВП России, это явится важным вкладом в формирование стабильного экономического роста [6]. В 2012 г. планируется укрепление
курса рубля к доллару США на 11,5 %, что на 5 % ниже, чем в 2011 г. Для обеспечения ускоренного обновления основного капитала в России, особенно его активной части, необходим темп прироста инвестиций в основной капитал не менее 14-15 % в год. Только так Россия сможет приблизиться к уровню экономик развитых стран [7].
Пессимистический вариант развития монетарной политики России прогнозирует спад производства в стране в 2012 г. Основными причинами этого будет следующее: во-первых, произойдет мировой спад производства, который вызовет падение спроса на экспортные товары России; во-вторых, из-за последствий мирового кризиса зарубежные инвесторы фактически прекратят кредитование российских банков; и, в-третьих, начнется резкий массовый отток спекулятивного капитала, как это было в 1998 г. и осенью 2008 г.
Умеренно-пессимистический вариант рассматривает такой план развития, при котором правительство РФ и Банк России предпримут активные антикризисные меры по стимулированию экономики. Экономический рост будет происходить в основном в 2013 г., при условии проведения монетарной экспансии. Она стабилизирует реальный денежный агрегат М2. Но более оперативным инструментом управления экономическим развитием является варьирование обменным курсом рубля по отношению к доллару США. Если мировая экономика пойдет по сценарию негативного пути развития, то это поможет девальвировать рубль приблизительно на 30 %, что поможет российским экспортерам компенсировать их потери. Государство может увеличить свой долг, выпустив гособлигации. Это не создаст особых проблем для страны, так как отношение суммы внешнего и внутреннего российского долга к ВВП составляет менее 10 %.
Наиболее вероятное развитие российской экономики в 2012-2014 гг. будет проходить по базовому варианту.
Рассмотрев варианты развития денежно-кредитной политики в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы: в ближайшие годы экономика России по-прежнему будет находиться в зависимости от динамики мирового рынка энергоносителей, и прежде всего нефти. А при высоких ценах на нефть Россия может не только выиграть, но и столкнуться с весьма трудноразрешимыми проблемами. Центробанк не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимого уровня денежной массы. Изымание средств путем увеличения предложений облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит, либо высокая инфляция, либо укрепление рубля, причем цифры по укреплению рубля аналитиками называются до 14 %, а далее может последовать кризисная ситуация.
Только грамотная реализация денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит развитие экономики на высоком уровне.
Ссылки:
1. Стратегии развития банковского сектора до 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 28.10.2012).
2. Там же.
3. Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27-32.
4. Баранов А.О., Павлов В.Н. Прогнозирование развития экономики России с использованием динамической межотраслевой модели с нечеткими параметрами // Вестник НГУ. Сер.: Социально-экономические науки. 2009. Т. 7. С. 3-14.
5. Стратегии развития банковского сектора...
6. Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 28.10.2012).
7. Вукович Г.Г. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Strategii razvitiya bankovskogo sektora do 2015 g. [Electronic resource]. URL: www.minfin.ru/ru/ (date of access: 28.10.2012).
2. Ibid.
3. Vukovich G.G. Dialektika zakonomernostey evolyutsii prirodnoy sistemy i ekonomicheskoy tsiklichnosti razvitiya sotsiuma // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2011. № 7. P. 27-32.
4. Baranov A.O., Pavlov V.N. Prognozirovanie razvitiya ekonomiki Rossii s ispol'zovaniem dinamicheskoy mezhotraslevoy modeli s nechetkimi parametrami // Vestnik NGU. Ser.: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2009. Vol. 7. P. 3-14.
5. Strategii razvitiya bankovskogo sektora...
6. Ofitsial'niy sayt Tsentral'nogo banka RF. [Electronic resource]. URL: www.cbr.ru (date of access: 28.10.2012).
7. Vukovich G.G. Op. cit.