Научная статья на тему 'Особенности развития высшего юридического образования в Турции в условиях Болонского процесса'

Особенности развития высшего юридического образования в Турции в условиях Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Виктория Дмитриевна

Статья посвящена особенностям развития высшего юридического образования в Турции в условиях Болонского процесса, кроме того, рассмотрены некоторые проблемы в области юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of higher law education in Turkey under the conditions of the Bologna Process

The article is devoted to the features of the development of higher law education in Turkey under the conditions of the Bologna process, moreover, some problems in the field of the law education in Turkey have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности развития высшего юридического образования в Турции в условиях Болонского процесса»

Ярким примером является Седьмой дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза, принятый г. Бухаресте 05.10.2004 г. XXIII Конгрессом Всемирного почтового союза, в котором сказано: «Конвенция и Соглашения вступают в силу одновременно и на один и тот же срок. Со дня, установленного Конгрессом для вступления в силу этих актов, отменяются соответствующие акты предшествующего Конгресса» [15].

В практике международных договоров существуют примеры и диаметрально противоположных формулировок. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о создании Российско-Сербского гуманитарного центра от 25 апреля 2012 г. говорится, что: «Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и временно применяется с даты его подписания, за исключением статей 7, 10, 17, 20-24» [16, с. 106-110]. Таким образом, соглашение временно применяется, кроме определенных статей, которые начнут действовать, когда соглашение вступит в силу.

Приведенные примеры свидетельствуют, что нормы, содержащиеся в международном договоре, могут иметь особые временные рамки действия, отличающиеся от срока действия договора. Это повышает эффективность международно-правового регулирования, делает его более «гибким» и подвижным. Однако такое регулирование не является произвольным, независимым от согласованного волеизъявления государств. Оно всегда юридически обосновано. Если государства выразили свое согласие на обязательность для них отдельных норм договора за пределами его срока, значит, такое согласие и является юридической основой их действия.

Таким образом, действие договора во времени не исключает «автономного» действия во времени отдельных его норм. «Автономность» действия во времени может обусловливаться также содержанием и целенаправленностью той или иной нормы в каждом конкретном случае отдельно.

Литература

1. Сперанский М. М. План государственных преобразований. — М., 1905.

2. Международное публичное право: сб. док. — М.: БЕК, 1996. — Т. 1.

3. Костенко Н. И. Проблемы имплементации в международном уголовном праве // Международное право и международные организации. — 2014. — № 1.

4. Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации». — М., 1996.

5. Международное публичное право: сб. док. — М., 1996. — Т. 2; Собрание законодательства РФ. — 20 августа 2001 г. — № 34. — Ст. 3478.

6. Лукашук И. И. Современное право международных договоров. — М., 2004.

7. Талалаев А. Н. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. — М., 1997.

8. Алексеев С. С. Общая теория права. — М., 1982. — Т. 2.

9. Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.06.2013).

10. Собрание законодательства РФ. — 19 октября 1998 г. — № 42. — Ст. 5164.

11. Basdevant J. La conclusion et la rédaction des traités et des instruments diplomatiques autres que les traités. 1926.

12. Aust A. Handbook of International Law. — 2nd ed. — Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

13. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — М., 1976. — Вып. XXX.

14. Собрание законодательства РФ. 26 апреля 2010 г. — № 17. — Ст. 1990.

15. Бюллетень международных договоров. — 2013. — № 9.

УДК 378.046 (560)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРЦИИ В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

© Дмитриева Виктория Дмитриевна, магистр международных отношений, ассистент кафедры международного права и международных отношений юридического факультета Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а. E-mail: viktoriya.garmatarova@yandex.ru

Статья посвящена особенностям развития высшего юридического образования в Турции в условиях Болонского процесса, кроме того, рассмотрены некоторые проблемы в области юридического образования.

Ключевые слова: Болонский процесс, юридическое образование, Турция, бакалавриат, магистратура

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF HIGHER LAW EDUCATION IN TURKEY UNDER THE CONDITIONS OF THE BOLOGNA PROCESS

Dmitrieva Victoria D., MA in International Relations, assistant, department of international law and international relations, faculty of law, Buryat State University

24a, Smolina, Ulan-Ude, 67000, Russia. E-mail: viktoriya.garmatarova@yandex.ru

The article is devoted to the features of the development of higher law education in Turkey under the conditions of the Bologna process, moreover, some problems in the field of the law education in Turkey have been analyzed.

Keywords: the Bologna process, law education, Turkey, Bachelor, Master's Program.

Образование — это процесс, посредством которого претворяется в жизнь человеческий опыт, знания и умения.

В настоящее время в условиях глобализации и интеграции, быстрого развития технологий, развития «информационного пространства» появилась необходимость в подготовке специалистов, отвечающих потребностям современного рынка труда. Кроме того, во многих странах конкурентоспособность создала потребность в высококвалифицированных специалистах в области юриспруденции [1].

Турция в этом отношении не осталась в стороне. Несомненно, турецкая правовая наука нуждается в качественной модернизации. Для того чтобы повысить авторитет турецкой юридической школы на международной арене и осуществлять подготовку квалифицированных юристов, необходимо провести реформу в этой области. Таким образом, возникает вопрос: Какой путь является наиболее приемлемым? Чтобы ответить на данный вопрос, следует рассмотреть его с разных сторон. Для начала нужно определить основные цели, которые ставит перед собой юридическая наука.

Определение этих целей связано, прежде всего, с созданием правового пространства и подготовкой будущих специалистов в области юриспруденции. Турция для этих целей приложила немало усилий не только в деле сохранения прошлого положительного опыта системы высшего образования, но и ее обновления в соответствии с новыми целями и задачами. Кроме того, как потенциальный член Европейского Союза Турция неустанно следит за развитием высшего образования в европейских государствах, стараясь при этом адаптировать свою систему высшего образования в соответствии с европейскими стандартами. В рамках европейского пространства наиболее эффективным инструментом развития высшего профессионального образования, в том числе юридического, является «Болонский процесс». Таким образом, именно в рамках данного процесса необходимо исследовать проблемы развития турецкого юридического образования.

Необходимо отметить, что участие Турции в Болонской декларации, обусловлено вопросом ее вступления в Европейский Союз.

Турция присоединилась к Болонской декларации в 2001 г., принимала активное участие в обсуждениях на многих конференциях, в том числе Пражской декларации 2001 г., Берлинской декларации 2003 г., Бергенской декларации 2005 г., Лондонской декларации 2007 г. и т. д.

Сотрудничество государств-членов Болонской декларации не основано на каком-либо соглашении, положения Декларации не являются юридически обязательными. Суть процесса состоит в том, что государства на основе свободного волеизъявления присоединяются к Декларации, тем самым подтверждая согласие на обязательство осуществлять систему необходимых мер по реформе высшего образования.

В подписанной Турцией Болонской декларации содержится несколько основных направлений

[2]:

• введение двухступенчатой системы высшего образования — бакалавриат и магистратура;

• принятие системы сопоставимых ученых степеней;

• введение системы кредитов по типу ECTS (European Credit Transfer System);

• способствование развитию мобильности студентов и преподавателей;

• содействование европейскому сотрудничеству в обеспечении качества высшего профессионального образования;

• участие в разработке учебных, образовательных и исследовательских программ;

• содействие внедрению европейских ценностей, мировоззрения и идей гуманизма.

Отличительной особенностью Болонского процесса является деление системы высшего образования на два уровня: бакалавриат (3-4 года) и магистратуру (2 года); после окончания предполагается продолжение обучения на 3-4 года по программе «докторантура». В Турции получение степени бакалавра по четырехлетней системе дает возможность трудоустройства в любых государственных и частных учреждениях, однако для получения должности адвоката, судьи или прокурора необходимо отучиться шесть лет, т. е. пройти два уровня обучения — бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года).

Почти во всех европейских государствах для осуществления адвокатской практики необходимо наличие диплома о высшем юридическом образовании как обязательном условии для осуществления такой деятельности. В связи с этим именно система «двойных дипломов» (два диплома, удостоверяющих окончание двух разных университетов) имеет большое значение для будущих юристов, и Бо-лонская система способствует ее реализации. Эта система имеет и другие преимущества. Например, на втором уровне высшего образования (магистратура), идет разделение публичного и частного права, студенту, таким образом, предоставляется возможность специализироваться в одном из этих двух направлений. Вместе с тем двухуровневая система высшего образования облегчает перевод в рамках университета с одной специальности на другую; кроме того, перешедшая от Болонского процесса система взаимодействия студентов и преподавателей позволит более подробно изучить ту или иную правовую дисциплину, что также является огромным преимуществом в повышении качества образования.

Первостепенными задачами М. Х. Ататюрка, основателя современного турецкого государства, явились выведение своей страны до уровня современных цивилизаций и сохранение этого положения. В связи с этим необходимо было следить за всеми событиями и изменениями, происходящими в правовом пространстве [3].

Сегодня можно выделить две тенденции в формировании юридического образования в Турции: во-первых, большое внимание сосредоточено на подготовке высококвалифицированных юристов-адвокатов, нежели на подготовку судебных кадров; во-вторых, все больше делается акцент на предупреждение потенциальных правонарушений, нежели на само решение проблемы. Эти обстоятельства также изменили восприятие специалистами определения понятия «идеальный юрист» [4]. Исходя из этого, можно выделить следующие квалификационные требования, предъявляемые юристам:

1) большой интеллектуальный опыт;

2) соблюдение юридической этики;

3) осуществление правосудия в соответствии с буквой закона;

4) знание двух иностранных языков.

В турецкой системе образования выделяют два основных направления: «формальное» и «неформальное» [5].

Таким образом, под «неформальным» юридическим образованием понимается получение любой информации, некоторых знаний в области юриспруденции. Даже минимальная полученная информация считается частью юридического образования. «Неформальное» юридическое образование важно с точки зрения формирования юридической этики и создания идеального правового государства. Для этого необходимо в первую очередь формирование гражданского правосознания. Неформальное образование может предоставляться в форме курсов и семинаров, проводимых в образовательных центрах и школах, как правило, на бесплатной основе.

«Формальное» — это образование, предоставляемое на профессиональной основе, имеет плановый характер, осуществляется соответствующими учебными заведениями на основании выдвинутых образовательных программ.

В Турции в настоящий момент насчитывается более 140 высших учебных заведений. Турецкие университеты созданы по образу моделей высших учебных заведений европейских государств, многие из них принимают активное участие в программе обмена студентами (ERASMUS). Обучение в вузах ведется на турецком или английском языке. К числу крупнейших относятся Стамбульский, Ан-карский, Эгейский, Босфорский университеты, Университет Хаджеттепе и др. Среди университетов с

англоязычной системой обучения можно выделить Средневосточный технологический университет (METU) и университет Богазичи (Bogazi^i).

В составе почти каждого университета существуют юридические факультеты, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров юриспруденции. Кроме того, юридические дисциплины преподаются в учебных заведениях на уровне средней школы и средних специальных учебных заведениях (профессионально-технические училища).

Концепция «Взаимосвязи права и образования» («Law related education»), зародившаяся в США, предполагает интенсивное взаимодействие судебных учреждений и коллегий адвокатов с высшими учебными заведениями [6]. В соответствии с данной моделью юристы-практики активно вовлекаются в учебный процесс. Судьи и другие квалифицированные юристы могут проводить занятия, непосредственно опираясь на собственный практический опыт, например, разбирать судебную практику или проводить занятие в форме модели судебного разбирательства.

Большое значение имеет профориентационная работа в учреждениях среднего образования (школах и колледжах). Абитуриенты должны быть осведомлены о возможностях и перспективах будущей профессии, кроме того, необходимо повышать заинтересованность у турецкой молодежи в получении юридического образования и престиже данной профессии.

При рассмотрении системы обучения на уровне бакалавриата необходимо для начала исследовать проблемы в самой системе образования.

Одна из таких проблем связана с формированием системы, ориентированной на экзамены (sinava odakli sistem). В турецком юридическом образовании большое значение имеет подготовка студентов к вступительным экзаменам, что является положительным опытом для формирования экзаменацион-но-ориентированной системы образования [7].

Сегодня в Турции на юридических факультетах обучается огромное количество студентов, это обстоятельство, в свою очередь, порождает определенные проблемы. Учитывая тот факт, что количественные показатели юридических факультетов в Турции совпадают с аналогичными данными других европейских государств, многие из турецких учреждений, осуществляющих подготовку юристов, зачастую не обеспечены преподавательскими кадрами. Чтобы обучить такое количество студентов, как правило, не хватает преподавателей требуемой квалификации и как следствие выпускаются слабо подготовленные специалисты. Для решения данной проблемы необходимо, во-первых, разделить курс на несколько групп для практических занятий, поэтому требуются соответствующее учебно-методическое обеспечение и кадровый состав, а также определение учебных часов в соответствии с практической и теоретической частью. Такой метод позволяет легко отслеживать успеваемость каждого студента. Кроме того, активное участие в практических занятиях и посещаемость студентов являются важным фактором в повышении эффективности учебного процесса [8]. Таким образом, одной из главных задач в подготовке способных студентов является создание небольших групп в составе не более 20 студентов и предоставление качественного образования квалифицированными кадрами.

В современной турецкой системе юридического образования, несомненно, имеется ряд проблем. В целом необходимо отметить, что Турция в развитии высшего юридического образования чаще всего ориентируется на европейский опыт. И этот опыт имеет преимущественно положительный характер. Турция, преодолевая некоторые трудности, совершенствует свою систему образования, которая ориентирована на современные требования, указанные в Болонской декларации.

Литература

1. Özdemir, Qagatay: Ögretmenlik Meslegine Giri§, Ankara 2003. — S. 7-12.

2. По материалам сайта: — URL: http://bologna.yok.gov.tr/?page=yazi&c=2&i=6

3. Öztoprak Sagir, Meral: Güncel Geli§meler I§iginda Türkiye'de Hukuk Egitimi. Ankara, 2010. — S. 39.

4. Kar§. Gozler, Kemal: Hukuk Egitimi Üzerine Dü§ünceler, http://www.sahinakinci.com/makale3.htm; Kuhne, Hans Heiner: Hukuk Ögretimi ve Hukukgunun Egitimi, Türkiye Barolar Birligi, 9-11. — Ocak, 2003. Ankara, 2004. — S. 137.

5. Fatih A§an: Hukuk egitiminde degi§im the Bologna sürecinin etkisi. — Ankara, 2011. — S. 14.

6. ERHÜRMAN, Tufan: Hukuk Ögretimi ve Hukukgunun Egitimi, Türkiye Barolar Birligi, 9-11. — Ocak, 2003. — Ankara, 2004. — S. 65.

7. Fatih A§an: Hukuk egitiminde degi§im the Bologna sürecinin etkisi. — S. 18.

8. Gozler, Kemal: Hukuk Egitimi Üzerine Dü§ünceler, — URL: http://www.sahinakinci.com/makale3.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.