Научная статья на тему 'Особенности развития университетской науки на современном этапе'

Особенности развития университетской науки на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / СФЕРА СЕРВИСА / SERVICE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунин Вадим Николаевич

Рассмотрена история инновационного развития современного российского вуза на примере Поволжского государственного университета сервиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY SCIENCE AT THE PRESENT STAGE

The history of the innovative development of a modern Russian university on the example of the Volga Region State University of Service

Текст научной работы на тему «Особенности развития университетской науки на современном этапе»

И.А. Юрьева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...

9.

педагогические основы исследования

профессионального самоопределения

старшеклассника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 90-93.

6. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 7072.

7. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.

AGE AND PSYCHOLOGICAL CONSIDERATIONS THAT AFFECT PROFESSIONAL SELF

OF HIGH SCHOOL STUDENTS

© 2015

I.A.Yureva, student of chair «Pedagogic and education psychology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенез. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000. Дарвиш, О.Б Возрастная психология: учебное пособие для вузов. / Под редакцией профессора В.Е. Клочко. - М., ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003 10. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн - М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.-16с.

Keywords: psychological characteristics, age features, professional self-determination, adolescence, self-identity Abstract: The author considers the age and psychological characteristics of high school students. The main problem is to find young people young person's own life goals. The development of personal qualities: self-confidence, independence in decision-making, self-objectivity, perseverance, commitment, communication skills helps to smooth crisis this age period. Social self-determination of schoolboys is primarily due to the choice of profession. Success in later life associated with high school students the knowledge based life and professional achievements of the readiness to work and self-reliance in addressing the goals.

УДК 378.001.7

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2015

В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассмотрена история инновационного развития современного российского вуза на примере Поволжского государственного университета сервиса.

Ключевые слова: инновационное развитие, научная школа, сфера сервиса.

В начале 80-х гг. ХХ века наша страна находилась в преддверии больших перемен во всех областях жизни, более того - объективной необходимости коренного переустройства общества по всем основным направлениям. Логика мировой истории, в сущности, основана на идее общественного прогресса. В ХХ веке эта идея получила конкретное подтверждение: развитые страны достигли высокого уровня жизни. Одной из главных черт такого уровня является не производство как таковое, а обслуживание и потребление результатов этого производства. В широком смысле - это сервис. Производство не ради производства, а для обеспечения достойного уровня жизни - вот лейтмотив сервиса. Мощный толчок развитию г. Тольятти дал Волжский автомобильный завод. Город становился мегаполисом. Объективно не учесть особенности подобного образования было нельзя: нужды растущего населения требовали адекватной реакции. И она последовала. В 1981 г. в Тольятти был открыт филиал Московского технологического института. Первым его директором стал к.т.н., доцент В.А.Иевлев. В филиале появились первые факультеты и кафедры, началась научная работа.

В 1983 г. в филиале была создана научно-техническая комиссия. На комиссию были возложены следующие функции: организация, планирование и управление хоздоговорными госбюджетными научно-исследовательскими работами, организация внедрения в народное хозяйство научных достижений института, участие в выставках, конференциях, семинарах [4, с. 15-16].

Любой серьезный вуз - не только учебный, но и научный центр. Практически со дня основания в ТфМТИ началась организация хозяйственно-договорных и гос-

бюджетных работ. Так, в 1982-1983 годах проводились научно-исследовательские работы по хозяйственным договорам с объемом 35000 рублей в год. Численность занятых в этих исследованиях составила 32 человека, в том числе 18 студентов. Выполнялись также 3 госбюджетные работы с общим объемом в 2,9 тысячи рублей. В этот период было заключено 5 договоров о сотрудничестве с предприятиями и учреждениями, что предусматривало прохождение в них производственной практики студентов (завод «Электрон», КПО «Экран», п/о «Куйбышевтелерадиобыттехника»), научные консультации, материально-техническая помощь и др.

В 1986 г. объём привлечённых средств по науке составил более 100000 рублей, в 1989 г. - 237500 рублей, в 1991 г. - 319460 рублей.

В январе 1983 года было организовано студенческое научное общество. В результате научно-исследовательской работы студентов было создано 4 экспоната на выставку «Научно-техническое творчество молодежи» в Москве. Авторами их стали студенты Кулямзин С. (Р-102), Кутырева Ю., Голодная Т., Литвинова М. и Саянова И. (соответственно руководители тем - доц. Бочкарев А.И., доц. Иевлев В.А., ст. преподаватель Туищева Р.И. и доц. Иевлев В.А.) [4, с. 17] В вузе проводились предметные олимпиады для студентов по математике, физике, химии, иностранным языкам, общественным наукам. Студенческая научная деятельность была составной частью научного развития филиала. Студенты были заняты в ведении госбюджетных научно-исследовательских работ, в разработке хоздоговорных тем. На зональных, республиканских и всесоюзных конкурсах филиал ежегодно представлял студенческие работы. Многие курсо-

вые проекты носили исследовательский характер, год от года росло количество дипломных проектов с элементами научных исследований, рекомендованных ГЭК к внедрению. Активное участие принимали студенты филиала в межвузовских, областных, республиканских студенческих конференциях, олимпиадах, симпозиумах. В филиале работали студенческие научные кружки. Совместно с преподавателями студентами подавались статьи в межвузовские сборники. Студенты, активно занимающиеся НИР, по окончании филиала направлялись в аспирантуру ведущих вузов, или оставались в институте в качестве преподавателей и одновременно продолжали свои научные исследования в качестве соискателей ученых степеней. Студенты вуза принимали участие в написании госбюджетных и хоздоговорных НИР. Проводились конкурсы на лучшие дипломные проекты.

В апреле 1985 года была проведена первая (ставшая затем традиционной) научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. Впоследствии научные конференции проводились с такими названиями: «Студент, научно-технический прогресс и творчество», «Научно-технический прогресс в службе быта», «Новые формы хозяйствования в БОН», «Социальная работа в России», «Современные проблемы рыночной экономики», «Шаг в ПТИС», «Наука - сервису города», «Новые методы, средства и технологии в промышленности, экономике и социально-культурной сфере» и др.

В вузе выходили в свет сборники научных трудов: «Философские, технические, методические и социальные аспекты преподавательской, научной и производственной деятельности», сборник научных трудов ПТИС, (публикация этого научного издания в последующие годы станет регулярным и традиционным); сборники статей по итогам научных конференций.

Ежегодно увеличивалось количество опубликованных статей: в 1986 г. - 37, в 1998 - 158, в 2000 - 315, в 2003 - 462. Если в 1985 г. преподавателями вуза была опубликована только 1 монография, то в 1998 г. уже 2, 2000 г. - 3, в 2004 - 7.

Результаты научных исследований преподавателей и сотрудников филиала были использованы в докладе Института социально-экономических проблем АН СССР в июне 1985 года (г. Саратов), а также в коллективной монографии этого института «Социально-экономические проблемы регионального АПК» (М., Наука, 1985 г.).

В апреле 1987 года филиал совместно с Домом техники НТО и Куйбышевским направлением НТО РЭС им. А. Попова провел областную научно-техническую конференцию «Проблемы разработки средств диагностики и контроля бытовой РЭА, технологических комплексов, узлов и деталей сложной бытовой техники», в которой приняли участие преподаватели НИИ, КБ, заводов и вузов Москвы, Минска, Куйбышевска, Шахт; было заслушано 49 докладов.

С течением времени ТфМТИ всё более усиливает связи с промышленностью и производством г. Тольятти. Приказом Минбыта РСФСР 1986 года № 308 и приказом ректора МТИ от 24 сентября 1986 года № 87/2 на базе Тольяттинского завода «Электрон» был организован филиал кафедры бытовой и радиоэлектронной аппаратуры ТфМТИ. Тем самым появилась отличная возможность подготовки инженерных кадров по специализации «Ремонт и обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры». Студенты этой специализации проводили практические занятия, производственную и преддипломную практику в реальных производственных условиях, выходя на непосредственный контакт с запросами клиентов.

О связи вузовской науки с практикой свидетельствует заключение договоров о научном сотрудничестве. Так, кафедра «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» (заведующий - к.э.н., доцент Цапенко

A.Н.) заключила договоры с Тольяттинским заводом «Электрон», Тольяттинской фабрикой № 8 ремонта и пошива одежды, заводом № 1 «Рембытмашприбор», Тольяттинским филиалом производственного объединения «Куйбышевоблобувбыт». Стороны обязались оказывать взаимную помощь по улучшению работы бухгалтерии, внедрению нормативного метода планирования и учета затрат на производство и организацию учебного процесса. Пунктами договоров было предусмотрено содействие повышению квалификации работников предприятий, консультирование экономических служб, оказание помощи предприятиям по внедрению прогрессивного нормативного метода планирования и учета затрат на производство, чтение лекций по линии общества «Знание», формирование совместно с руководителями предприятий тем курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ, внедрение в практику бухгалтерий, экономических отделов, рекомендаций госбюджетных научно-исследовательских работ.

Секцией физики и электроники кафедры «Радиотехника» был заключен договор о сотрудничестве с прессовым производством Волжского автозавода. Договор предусматривал разработку первичного преобразователя для бесконтактного сканирования модельной оснастки, программного обеспечения, устройства сопряжения с ЭВМ в комплекте с полной технической документации для ВАЗа. ВАЗ, в свою очередь, брал на себя обязательства изготавливать по эскизам филиала макеты, нестандартные элементы, оказывать помощь в приобретении микропроцессорной и вычислительной техники, в комплектовании элементарной базы.

Кафедра «Радиотехника» заключила договор с Куйбышевским производственным объединением «Экран». Договор предусматривал целевую подготовку студентов для объединения, согласование учебных программ, выполнение реальных курсовых и дипломных проектов по заданию объединения, выполнение по заказам объединения на хоздоговорных началах научно-исследовательских работ с привлечением студентов целевой подготовки и дальнейшей передачей разработок вместе со специалистами. П/о «Экран», в свою очередь, обязался оказывать помощь в осуществлении пунктов договора и обеспечивать оборудованием, инструментом, оснасткой.

В 1990 году в филиале выполнялось 33 научные темы, в том числе 10 хоздоговорных. К выполнению хоздоговорных НИР на условиях внутривузовского совместительства было привлечено 22% преподавателей, из них 33% кандидатов наук. По планам отраслевых министерств выполнялись 2 темы. В 1990 году в вузе работало 10 штатных сотрудников НИСа.

В 1991 году в филиале насчитывалось 45 ЭВМ (в 1990-м - 99). Имеющиеся ЭВМ использовались в учебном процессе, для разработок НИР и АСУ-ВУЗ.

В 1991 году в филиале в целях совершенствования управления научной деятельностью был создан Научно-технический совет в следующем составе:

Председатель: зам. директора по НИР, к.т.н. Ильичев

B.М., зам. председателя: начальник НИСа Дьячкова Л.А., секретарь: Тимофеева С.В., члены совета: к.т.н. Гаврилова Н.И., к.т.н. Славянский В.В., к.э.н. Волкова Л.А., к.т.н. Бочкарев А.И., к.э.н. Саблукова Е.В., к.ф-м.н. Миляков В.П., к.т.н. Артюхин Б.Н., к.т.н. Иевлев В.А., к.т.н. Туищев А.И., к.т.н. Фаритова Л.Х., к.э.н. Кулишов Е.Н., к.т.н. Краснов С.В., к.т.н. Жулидов А.В., Семенова Л.В.

На научно-технический совет возлагались функции, многие из которых остаются актуальными и по сей день: рассмотрение основных направлений научной, научно-организационной деятельности и научно-исследовательской работы, рассмотрение и утверждение мероприятий по использованию новых форм организации научно-исследовательских работ в филиале при переходе на рыночную экономику, оценка результативности выполне-

ния плана научно-исследовательских работ в целом по филиалам и факультетам, утверждение основных направлений научной деятельности филиала и контроль за ходом выполнения хоздоговорной и госбюджетной тематики, контроль за выполнением комплексных договоров о творческом сотрудничестве, координация и контроль за проведением фундаментальных и прикладных исследований, имеющих отраслевое и народно-хозяйственное значение, рассмотрение и утверждение плана мероприятий по организации и участию в выставках, конференциях, семинарах и т. п.

В научно-исследовательский сектор (НИС) филиала входили 2 проблемные научно-исследовательские лаборатории, хозрасчетные творческие коллективы кафедр и межвузовская научно-исследовательская лаборатория. Филиалом были учреждены 2 малых предприятия и 4 акционерных общества, реализующих новые формы организации научной деятельности.

В филиале сформировались свои, оригинальные научные направления по разработке и созданию систем сверхвысокочастотных измерений, экспертных систем для диагностики бытовой радиоэлектронной аппаратуры, систем автоматизации проектирования одежды, использованию ультразвука для стирки и химчистки, автоматизации программирования, интеллектуальных обучающих систем и тренажеров, безреагентной очистки сточных вод [2? с/ 196-198].

Разработки ученых филиала использовались на предприятиях службы быта, в центрах технического обслуживания населения при ПС «Горизонт» (г. Минск), при Самарском и Саратовском телевизионных заводах.

Научные исследования велись по заказам таких крупных предприятий, как ПО «АВТОВАЗ», ПО «Волгоцеммаш», НПО «Энергия» и др. По результатам научных исследований было подготовлено 2 докторских и 3 кандидатских диссертации.

С избранием Лидии Ивановны Ерохиной на должность ректора в 1995 г. началась новая страница в истории ПВГУС. В несколько раз увеличился объём привлечённых средств на НИР (27750000 руб. в 1994 г., 74200000 руб. в 1995 г., 162100000 руб. в 1996 г.) ПВГУС стал региональным университетом по подготовке специалистов для сферы сервиса. За последние годы коллектив университета добился впечатляющих результатов: В ноябре 2002 г. Поволжский технологический институт сервиса из филиала Московского государственного университета сервиса реорганизован в самостоятельный вуз - Тольяттинский государственный институт сервиса, в апреле 2004 г. получил статус академии, в январе 2006 г. университета. В мае 2008 г. он был преобразован в Поволжский государственный университет сервиса, единственный вуз по подготовке специалистов для сферы сервиса в Приволжском федеральном округе.

На базе ПВГУС проводятся городские и региональные конкурсы научно-технического творчества молодёжи. Студенты университета ежегодно являются победителями международных и всероссийских конкурсов и олимпиад, принимают активное участие в международной деятельности вуза. ПВГУС является организатором многочисленных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, олимпиад и конкурсов.

Профессорско-преподавательский состав университета начал выполнять научные исследования не только по заказам мэрии Тольятти и предприятий города, но и Министерства образования и науки РФ.

Созданная в университете электронная библиотека является значимым вкладом вуза в развитие единого библиотечно-информационного пространства в городе Тольятти и Поволжском регионе.

За 1995-2003 гг. ППС вуза было защищено 70 диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук, 9 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук; получен 21 патент и свидетельств на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, издано 30 на-

учных монографий общим объёмом 332,72 п.л., выпущено 14 сборников научных трудов. Девять научных разработок ППС получили грантовую поддержку городского фонда "Развитие через образование", одна - грантовую поддержку Минобразования по комплексной межвузовской программе "Наукоемкие технологии образования". К 2004 г. преподаватели, аспиранты и соискатели академии ежегодно публиковали, в среднем, более 400 статей в научных журналах и сборниках научных трудов, принимали участие в научных конференциях различного уровня (150 докладов ежегодно). Оригинальность научных разработок была подтверждена 65 свидетельствами на изобретение.

Научными коллективами ПТИС велись исследования по заказам АО «АВТОВАЗ», мэрии г. Тольятти, АО «МАГТолмет», ортопедического областного отделения (г. Самара) и других. Были установлены научные связи с такими организациями, как АО «АВТОВАЗ», АО «Поволжское», АО «Компас», ТОО «МагТолМед», Самарское протезно-ортопедическое предприятие, с научными центрами в городах Москва, Самара, Саратов, Ульяновск, С.-Петербург.

Преподаватели кафедры «Рисунок и живопись» принимали участие в выставках Тольяттинской организации Союза художников России; зарубежной художественной выставке «Два Автограда» городов Париж, Гамбург (Алехин А.И., Киселев В.Я., Зыков М.В., Лаптев О.Ю.).

В сентябре 2003 года в ТГИС открылся отдел аспирантуры. Но пока еще в нашем вузе не было советов по защите диссертаций, поэтому аспиранты ТГИС готовились в других вузах, в первую очередь - в МГУС. По различным научным направлениям готовили кандидатские диссертации 45 соискателей.

К этому времени научная деятельность велась в рамках 9 основных научных направлений:

Экономические науки (д.э.н., профессор Ерохина Л.И., д.э.н., профессор Васильчук О.И.. д.э.н., профессор Горелик О.М.);

Электротехнические комплексы и системы (д.т.н, профессор Туищев А.И., д.т.н., доцент Кувшинов А.А.);

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы (д.т.н., профессор Аникин В.И., д.т.н., профессор Абрамов Г.Н., к.т.н., доцент Иванов В.В.);

Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности (к.т.н., доцент Фаритова Л.Х., к.т.н. доцент Радюхина Г.В.);

Исторические науки (д.и.н., профессор Овсянников

B.П., д.и.н., профессор Якунин В.Н., к.и.н., доцент Брежнева С.Н.);

Языкознание (д. филолог. наук, профессор Анохина

C.П., к. филолог. наук, доцент Ниссен Ф.Х.);

Педагогические науки (д.п.н., профессор Бочкарев

А.И., д.п.н., профессор Мещеряков В.Н., к.ф.н.);

Техническая эстетика и дизайн ( к.т.н, доцент Белько Т.В., к.ф.н., доцент Золотарев А.И.);

Социологические науки (к.ф.н, доцент Рузова Л.А., к.с.н., доцент Попкова О.В., к.с.н., доцент Ельчанинов М.С.).

В рамках этих направлений в 2003-2009 гг. было защищено 9 докторских диссертаций; 50 кандидатских диссертаций; издано 37 монографий; опубликовано 200 статей ВАК; выдано 20 патентов на разработки. В аспирантурах различных вузов обучалось 59 преподавателей и сотрудников.

В 2004 году университетом был выигран грант Минобразования и науки РФ на разработку научных подходов к проектированию перечня направлений подготовки (специальностей) и совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области индустрии туризма на общую сумму 510000 рублей.

С 2005 г. удалось добиться включения НИР, разрабатываемых на кафедрах ТГУС, в бюджетное финанси-

рование Министерства образования и науки РФ по тематическому плану на сумму 100000 рублей. Работа по тематическому плану (впоследствии госзаданию) проводится с того времени ежегодно [6, с. 21-26; 7, с. 118-123].

С 2004 г. началось подписание договоров о сотрудничестве нашего университета с ведущими российскими вузами.

В 2006 году университете вышло 7 спецвыпусков ВАКовского сборника «Известия Самарского научного центра РАН» по сериям «Экономика», «Сервисные технологии», «Гуманитарные знания».

ТГУС выступил соучредителем различных научных конкурсов студентов, аспирантов, молодых учёных. В

2005 г. на базе университета прошёл городской конкурс творческой молодёжи, в 2006 г. он трансформировался в региональный конкурс научно-технического творчества молодёжи и в таком качестве проводился два года, в

2006 и 2007 гг., в 2008 г. конкурс стал внутривузовским мероприятием. В 2006 г. был проведён конкурс на соискание именной стипендии ООО «ЭКОВОЗ» за успехи в учебной, научной и творческой деятельности студентов в области экологии и защиты окружающей среды. В 2007 г. был проведён конкурс на лучший проект модернизации и функционального развития имеющихся сооружений на базе спортивного клуба «Мега-Лада» [9, с. 7-11].

Начиная с 2006 г. в университете ежегодно проходят конкурсы «Лучший аспирант года», «Лучший научный руководитель аспирантами и соискателями», «Лучший студент года», «Лучший научный руководитель студентами» (с 2008 г. «Лучший руководитель научной работы студентов»).

С 2006 г. в вузе начинает проводиться активная международная деятельность. Преподаватели университета ежегодно стали выезжать для стажировок в зарубежные вузы, в наш университет с ответными визитами приезжает зарубежная профессура. С целым рядом зарубежных вузов были заключены договора о сотрудничестве [5, с. 107-109].

Кафедры университета организуют свои конкурсы и олимпиады: ДиХПИ - конкурс «Артишок», «ФиК» -конкурс «Финансовый эрудит».

Из числа выпускников вуза за период 2007-2014 годы депутатами Думы городского округа Тольятти и Самарской Губернской Думы были избраны 6 человек.

Выпускники университета являются руководителями и ведущими специалистами предприятий и организаций в сфере экономического, банковского, страхового, технического, технологического сервиса, специалистами в области государственного и муниципального управления и вносят существенный вклад в развитие экономики региона [1, с. 88; 3, с. 60-69; 8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ерохина Л.И. Спектральный анализ: взгляд на подготовку специалистов для сферы сервиса // Экономика и образование сегодня. 2006. № 7. С. 88.

2. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Проблемы формирования научных школ в современных условиях // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 196-198.

3. Ерохина Л.И., Наумова О.Н. Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса - залог инновационного развития предприятий сферы услуг // Инновации. 2010. № 4. С. 60-69.

4. История становления и развития ПВГУС. Тольятти: ПВГУС, 2008.

5. Поротькин Е. С. Зарубежный опыт стимулирования инноваций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 4. С. 107109.

6. Поротькин Е.С. Инновационный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности экономики Самарской области // Материалы конференций. Сборник статей под редакцией В.К. Семёнычева; Самарская академия государственного и муниципального управления. 2012. С. 21-26.

7. Поротькин Е.С. Эффективность реализации государственных стратегий инновационного развития Российской Федерации // Материалы конференций. Сборник статей под редакцией В.К. Семёнычева. Самара, 2013. С. 118-123.

8. Система подготовки специалистов для сферы услуг: региональный аспект. Монография / Л. И. Ерохина [и др.]. Санкт-Петербург, 2009.

9. Якунин В.Н. Поволжский государственный университет сервиса на путях инновационного развития // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 3 (57). С. 7-11.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY SCIENCE AT THE PRESENT STAGE

© 2015

V.N. Yakunin, Doctor of History, Professor, Vice-rector of Science and Innovative Activity

Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia)

Abstract: The history of the innovative development of a modern Russian university on the example of the Volga Region State University of Service.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: innovative development, scientific school, service sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.