Научная статья на тему 'Особенности развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа'

Особенности развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОГНИТИВНЫЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ И САМООЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / CREATIVE POTENTIAL / COGNITIVE / PERSONAL AND SELF-EVALUATION COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолярчук Инесса Викторовна, Дробышева Оксана Александровна

В статье авторы раскрывают особенности развития творческого потенциала у студентов педагогического колледжа. Теоретическое обоснование и эмпирическое исследование позволили выявить и изучить различные стороны творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолярчук Инесса Викторовна, Дробышева Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE

In this article authors focus on the features of creative potential of students of the pedagogical college. Theoretical and empirical study help to identify and research various aspects of the creative potential.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа»

УДК 159.924.24

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

© Инесса Викторовна Смолярчук

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии,

e-mail: inessa.sm@gmail.com © Оксана Александровна Дробышева Тамбовский педагогический колледж, г. Тамбов, Россия, преподаватель педагогики и психологии, e-mail: inessa.sm@gmail.com

В статье авторы раскрывают особенности развития творческого потенциала у студентов педагогического колледжа. Теоретическое обоснование и эмпирическое исследование позволили выявить и изучить различные стороны творческого потенциала.

Ключевые слова: творческий потенциал; когнитивный, личностный и самооценочный компоненты.

Приоритетной задачей профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Современное состояние исследований по проблеме формирования творческой личности можно определить как интенсивный поиск, который осуществляется по всем направлениям фундаментального и прикладного научного знания. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые, как Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюш-кин, Р. Стернберг [1-5]. Механизм творчества студентов раскрывается в исследованиях

В.И. Андреева [6], Д.Б. Богоявленской [7]. Несмотря на наличие определенного научного задела, в мире до сих пор отсутствуют единое определение сути творческой личности, классификация ее отличительных черт, что порождает множество различных подходов к трактовке данного понятия. Обращение к литературе позволило нам осмыслить творческую составляющую человека, которая заключается в его способности творить мир и себя. В.Н. Дружинин считает, что творчество является формой преобразующей активности [2], В.И. Андреев отмечает, что для «творческой личности характерна мотивационно-

творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющая ей достигнуть социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [6], а Дж. Гилфорд подчеркивает, что «творческой является каждая личность», творческий потенциал распределен непрерывно среди всего рода человеческого, но гении наделены этим качеством в гораздо большей степени, чем остальные» [1, с. 421].

Инновационные поиски педагогов направлены на такое проектирование и организацию учебного процесса, которое учитывало бы потребность личности в «обретении себя, своей неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала» [8]. В контексте модернизации современного российского образования возрастает значение ценности развития творческого потенциала студентов в учебном процессе колледжа.

В связи с этим актуальным становится вопрос об изменении акцентов в подготовке студентов педагогического колледжа с целью развития их профессиональной мобильности и расширении задач подготовки специалистов новой формации, способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность.

Ведущим направлением реализации этих задач признается актуализация творческих процессов учебно-профессиональной деятельности, базирующейся на приобщении

растущего специалиста-педагога к общечеловеческой культуре. Как показал анализ психо-лого-педагогической литературы, творческий потенциал личности обладает большой информационной емкостью, его понятие отражает целостность человека как единство индивидуального и личностного жизнепрояв-ления. Таким образом, под творческим потенциалом понимают интегративное качество личности, отражающее меру возможностей реализации ее творческих способностей и творческих сил в реальной образовательной практике, ориентированной на получение принципиально новых социально значимых умений, навыков и способностей к действию и результату их реализации в той или иной сфере профессиональной деятельности. Творческий потенциал личности включает как способности, которые не реализованы, так и способности, уже проявившиеся в деятельности. Творческий потенциал личности шире любой конкретной деятельности, это не просто констатация того, что есть в действительности, но и того, что существует лишь как возможность. Творческий потенциал личности характеризует личность не только со стороны ее устремленности в будущее, но со стороны ее действительных, реально проявляющихся творческих потенций.

Необходимость определения путей развития творческого потенциала и становления творчески активной личности студента в условиях колледжа потребовала от нас определения основных составляющих этого процесса, исследование которых позволяло выявить особенности процесса развития творческого потенциала студента.

Творческий потенциал выступает в целом как интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации. Кроме того, это объединение личностных способностей, природных и социальных сил человека. В понятии творческого потенциала реализован личностный подход к тому, что в многочисленных психологических исследованиях изучается как креативность. Креативность рассматривается как способность личности нестереотипно мыслить, обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы их выражения, проявлять чувствитель-

ность к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности, выдвигать и проверять гипотезы в поиске решения проблем, а также в характере человека - в оригинальности, инициативности, нестандартности, терпимости к неопределенности, проницательности.

Различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности раскрыты в работах Ю.Н. Кулюткина, Л.С. По-дымовой, Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова [9-11]. Авторы подчеркнули: интенсификация творческого начала студентов, их полноценная самореализация в учебной и предстоящей профессиональной деятельности зависят от развития творческого потенциала личности.

Изучение же условий реализации творческого потенциала в процессе обучения в колледже в большинстве исследований фрагментарно, посвящено в основном развитию творческих способностей в освоении конкретных учебных дисциплин. Мы считаем, что знание особенностей реализации творческого потенциала студентов педагогического колледжа позволит осуществить индивидуальный подход к каждому студенту и поможет создать условия для их самоактуализации и самореализации.

Несмотря на широкое использование в педагогической и психологической практике понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал - это совокупность фундаментальных свойств личности, которые интегрируются в ее возможности. Актуализируясь в определенных условиях, они способны обеспечивать протекание продуктивной деятельности, в которую включена личность. Характеристики структурных элементов творческого потенциала личности и их соотношение варьируется в зависимости от точки зрения автора на сущность анализируемого понятия. Мы полагаем, что в структуру творческого потенциала личности входят:

- когнитивный компонент, выражающийся в оригинальности, гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития дивергентного мышления и визуального творчества;

- личностный компонент, выражающий уровень и своеобразие интересов и ув-

лечений студента, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль творческой позиции в его личностной сфере;

- самооценочный компонент, характеризующий способность студента к самостоятельному определению своей творческой деятельности.

Пилотажное исследование проблемы развития творческого потенциала студентов 2 курсов осуществлялось нами в Тамбовском педагогическом колледже. В исследовании приняли участие 120 человек.

Диагностика творческого потенциала проводилась нами комплексно и состояла из исследования всех структурных компонентов творческого потенциала личности.

Студентам предлагались: тест креативности Е.П. Торренса, опросник личностной креативности Е.Е. Туник, тест Х. Зиверта, опросник креативности Джонсона. С помощью указанных методик диагностировался уровень творческого потенциала студентов и его основные показатели (табл. 1).

Первичная диагностика по уровню реализации творческого потенциала позволила всю выборку разделить на три группы: высокий уровень творческого потенциала (ТП) -16,2 %, средний уровень ТП - 43,4 %, низкий уровень ТП - 40,4 % (рис. 1).

Мы провели сравнительный анализ трех выявленных групп, различающихся по общей выраженности креативности («высококреативные», «среднекреативные», «низкокреативные»). В схематическом виде особенности выраженности показателей креативности внутри каждой группы представлены на рис. 2-4.

Студенты с высоким уровнем (рис. 2) творческого потенциала (16,2 % от общего числа испытуемых) проявляют устойчивый интерес к творческой деятельности.

Испытуемым первой группы свойственны следующие характеристики: наличие

творческой направленности, дивергентное мышление, эрудиция, умение находить новое решение на основе опыта и знаний; творческая чувствительность и инициативность; развитое воображение, побуждающее к новым видам творческой деятельности; стремление к полной самореализации; способность принимать собственные решения, независимость от группы; способность к рефлексии, эмоциональная подвижность. Их отличает способность освобождаться от власти обыденных представлений и запретов, выдвигать и обосновывать свои гипотезы, разнообразие интересов, наличие собственного мнения, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Таблица 1

Показатели творческого потенциала

Когнитивный Беглость, гибкость, оригинальность мышления в вербальной и образной сферах; находчивость, способность комбинировать, дивергентное мышление, визуальное творчество, ассоциации

Личностный Развитость творческого воображения и любознательности, сложность и склонность к риску

Самооценочный Самооценка креативности

Творческий потенциал

43,4

Рис. 1. Уровни развития творческого потенциала (пилотажное исследование)

Рис. 2. Показатели высокого уровня творческого потенциала: ОК - образная креативность; ВК -вербальная креативность; Р - склонность к риску; Л - любознательность; С - сложность; В - воображение; Н - находчивость; К - способность комбинировать; Д - дивергентное мышление; Т - визуальное творчество; А - ассоциации; ЛК - личностная креативность; СО - самооценка

Рис. 3. Показатели среднего уровня творческого потенциала

У студентов сформирована уверенность в себе и своих способностях, отношение к себе положительное, отмечается устойчивое стремление к выполнению творческих заданий, они видят проблемы, занимаются поиском новых, оригинальных способов их решения в процессе формирования творческой активности. Умеют оперировать полученными знаниями и применять их в других сферах деятельности, прогнозировать результаты собственной деятельности. Для них характерна творческая самореализация и наибольшая степень взаимообусловленности показателей креативности. Результаты свидетельствую о том, что чем выше вербальная

продуктивность мышления, тем шире и оригинальнее ассоциативный ряд, производимый испытуемыми, и тем больше выражено такое креативное свойство, как сложность.

Во вторую группу вошли (43,4 %) студенты, продемонстрировавшие средний (рис. 3) уровень творческого потенциала. Они осуществляют творческую деятельность осознанно и целенаправленно, но не регулярно.

Студенты характеризуются наличием творческой направленности, гибким мышлением, стремлением к поиску и созданию нового. Развитие креативных способностей происходит неравномерно. Личностная рефлексия отмечается только после деятельности,

Рис. 4. Показатели низкого уровня творческого потенциала

самооценка адекватная, положительная, но не всегда учитывается при саморазвитии. Они часто правильно применяют теоретические знания при решении нестандартных заданий, но редко находят оригинальные решения, отличающиеся явной новизной. Развитие творческого мышления, воображения, творческой активности происходит ситуативно. Проектирование собственной деятельности и прогнозирование ее результатов осуществляется редко.

Средний уровень развития творческого потенциала характеризуется такими качествами, как средняя интеллектуальная активность и познавательная самостоятельность личности, затруднения в определении причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности.

Студенты с низким (рис. 4) уровнем творческого потенциала (40,2 % от общего числа испытуемых) не проявляют интереса к творческой деятельности, у них наблюдается слабая мотивация к выполнению заданий творческого характера, их отличает безынициативность.

У студентов существуют определенные стандарты поведения, фиксированные оценки той или иной ситуации, прочно вошедшие в сознание с момента учебы в школе и укрепившиеся в процессе обучения в колледже. У данной группы студентов выявлены: неудовлетворенность достигнутым уровнем реали-

зации способностей, ситуативная увлеченность, низкая интеллектуальная активность и познавательная самостоятельность личности, невозможность определения причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности; отсутствие и нежелание творить. Рефлексия на данном уровне выражена в форме неадекватности самооценки, отсутствует личная осмысленность получаемой информации и способов деятельности. Испытуемые данной группы отличаются минимальной степенью взаимообусловленности когнитивных и личностных показателей. Количество идей на невербальном уровне, которые они способны производить, взаимосвязаны с потребностью в представлении и получении новой информации. С повышением вербальных и ассоциативных показателей креативности усиливается стремление к творчеству. Низкокреативная группа характеризуется тем, что проявление креативности на вербальном уровне не зависит ни от ассоциативной способности, ни от личностных свойств. Выраженность познавательной потребности и ценности творчества проявляются независимо от продуктивности на когнитивном уровне и личностных свойств.

Но наряду с вышеперечисленными характеристиками у студентов наблюдается желание познать себя.

Анализ полученных результатов свидетельствует, что студенты видят значимость и

ценность творческой деятельности, но у них недостаточно развиты умения видеть и формулировать противоречия; они испытывают трудности при составлении плана решения, нахождении способа решения творческих заданий, обосновании своего решения. Во многом это обусловливается тем, что работа преподавателей по развитию навыков творческой деятельности носит, как правило, бессистемный характер, часто проводится на случайном дидактическом материале, задания носят преимущественно репродуктивный характер, исключающий активную творческую работу студентов.

Таким образом, только для 16,2 % студентов характерна творческая самореализация и высокий уровень развития творческого потенциала.

Пилотажное исследование позволило установить причины таких результатов:

- студенты проходят в основном зна-ниево-ориентированную подготовку, не всегда способствующую развитию творчества и развитию профессионального опыта, становлению рефлексии;

- образовательная среда педагогического колледжа недостаточно мотивирует студента к активности в творческой деятельности; не создает условий, когда все его участники способны быть субъектами своего развития; недостаточно насыщена развивающими ресурсами и возможностями для креативности студентов;

- деятельность преподавателей не ориентирована на создание субъект-субъектных отношений со студентами и на их диалогическую стратегию; не насыщенна развивающими возможностями для развития творческого потенциала студентов.

С учетом выявленных уровней творческого потенциала и недостатков, тормозящих данный процесс, возникла объективная необходимость поиска новых идей, технологий,

форм и методов организации учебного процесса, адекватно соответствующих их уровням и обеспечивающих реальную возможность построения и реализации траекторий развития творческого потенциала студентов в педагогическом колледже и стимулирующих студентов к профессионально-творческой самореализации. Решение поставленной проблемы станет целью дальнейшего исследования.

1. Guilford J.P. Some theoretical views on creativity. N. Y., 1967. P 410-412.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999. С. 100-110.

3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М., 2003. С. 78-94.

4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.

С. 29-33.

5. Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144-160.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. С. 65-70.

7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. С. 24-36.

8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. С 56-88.

9. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии.1986. № 2. С. 21.

10. Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 1 (69). С. 10-14.

11. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. Москва; Тамбов, 2003. С. 24-40.

Поступила в редакцию 22.06.2010 г

UDC 159.924.24

FEATURES OF CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE Inessa Viktorovna Smolyarchuk, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogical and Developmental Psychology Department, e-mail: inessa.sm@gmail.com Oksana Aleksandrovna Drobysheva, Tambov Pedagogical College, Tambov, Russia, Lecturer of Pedagogics and Psychology, e-mail: inessa.sm@gmail.com

In this article authors focus on the features of creative potential of students of the pedagogical college. Theoretical and empirical study help to identify and research various aspects of the creative potential.

Key words: creative potential; cognitive, personal and self-evaluation components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.