Научная статья на тему 'Особенности развития церковно-школьного дела на Крайнем Северо-Востоке в XVIII в'

Особенности развития церковно-школьного дела на Крайнем Северо-Востоке в XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАМЧАТКА / ДУХОВНАЯ МИССИЯ ИОАСАФА ХОТУНЦЕВСКОГО / KAMCHATKA / SPIRITUAL MISSION OF JOASAPH HOTUNTSEVSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткалич Алексей Иванович

В статье показан процесс становления церковно-школьного дела на Крайнем Северо-Востоке в XVIII в. Отмечено, что особый вклад в дело поиска наиболее рациональных путей в организации школьного дела в специфических условиях региона в XVIII в. принадлежит главе Камчатской православной миссии архимандриту Иоасафу Хотунцевскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of forming church-school work in the Far North-East in the 18 th century is showed in the article. It is marked that special contribution in search of the most rational ways in organization of school work in specific conditions of the region in the 18 th century belongs to the head of Kamchatka Orthodox mission, Archimandrite Joasaph Hotuntsevsky.

Текст научной работы на тему «Особенности развития церковно-школьного дела на Крайнем Северо-Востоке в XVIII в»

Алексей ТКАЛИЧ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕРКОВНОШКОЛЬНОГО ДЕЛА НА КРАЙНЕМ СЕВЕРО-ВОСТОКЕ В XVIII в.

В статье показан процесс становления церковно-школьного дела на Крайнем Северо-Востоке в XVIII в. Отмечено, что особый вклад в дело поиска наиболее рациональных путей в организации школьного дела в специфических условиях региона в XVIII в. принадлежит главе Камчатской православной миссии архимандриту Иоасафу Хотунцевскому.

The process of forming church-school work in the Far North-East in the 18th century is showed in the article. It is marked that special contribution in search of the most rational ways in organization of school work in specific conditions of the region in the 18th century belongs to the head of Kamchatka Orthodox mission, Archimandrite Joasaph Hotuntsevsky.

Ключевые слова:

Камчатка, духовная миссия Иоасафа Хотунцевского, церковно-школьная деятельность православной церкви; Kamchatka, spiritual mission of Joasaph Hotuntsevsky, church and school activity of the Orthodox Church.

ТКАЛИЧ Алексей Иванович — к.пед.н., доцент Российского государственного университета туризма и сервиса tkalichai@mail.ru

XVIII0

в. для Камчатки ознаменовался многими яркими событиями: здесь и следовавшие _одна за другой камчатские экспедиции, позволившие получить более полное представление о регионе и открыть сравнительно безопасный путь к берегам американского континента; здесь и бунт ительменов против русских, кардинально изменивший представления русских о коренных народах Камчатки; здесь и отправление специальной духовной миссии, призванной придать организующее начало последовательной христианизации аборигенов. Все эти события заметно повлияли на исторические процессы в регионе, а главное, оставили след в истории развития взаимоотношений русского и коренного населения на Крайнем Северо - Востоке в целом.

В нашем исследовании попытаемся сосредоточиться лишь на деятельности специальной духовной миссии (1742—1751 гг.) архи -мандрита Иоасафа Хотунцевского по открытию школ и церквей на Камчатке.

Многие исследователи, как дореволюционные, так и советские (П. Громов, Г. Севильгаев, А. Казанский и др.), считали факт откры -тия православной церковью школ на Крайнем Северо Востоке заметным социально культурным явлением.

Действительно, без школ сколько -нибудь успешное распространение христианства, русской духовной культуры и образования было бы весьма проблематичным. Интеграция коренных народов региона в российское общество, к чему так стремилась Церковь, не могла осуществляться без усвоения ими основ русской грамоты и культуры.

Во второй половине 40 -х гг. XVIII в. на Камчатском полуострове числилось около 6 000 новообращенных христиан, в связи с чем остро вставал вопрос об их постоянном духовном окормлении1. Решение данного вопроса и было поручено направленной в 1742 г. на Камчатку духовной миссии, во главе которой поставили архиман -дрита Иоасафа Хотунцевского. Миссия, помимо прочего, должна была поднять статус Камчатки в церковно - административном отно -

1 Аничков - Платонов И.А. О мирном распространении христианства в России. М., 1845, с. 54.

шении. Для этого Иоасафу Хотунцевскому рекомендовалось именоваться «архиман -дритом Камчатским»1.

Духовная миссия Иоасафа хотун цевского состояла из 11 чел., большин -ство из которых являлись студентами Славяно - греко -латинской академии. Сам архимандрит Иоасаф также имел непо -средственное отношение к образованию

— он исполнял обязанности экзаменатора при Академии2.

Этой миссии придавалось особое зна -чение. Специальная инструкция Иоасафу Хотунцевскому, гласила: «Велено тебе инородческие школы заводить, и по отправленным с тобою ученым книжицам камчатских отроков обучать алфавиту, часослову, псалтири — низших школ студентам; букварю же и катехизису — студентам школы философии; и смотреть, дабы оные ни единому письму точию обу чали, но и разумению Святаго Писания с ясным толкованием им преподавали, со всяким достодушным тщанием; а скоро -писи обучать оных, кои из них, студен -тов и церковников, в том скорописании искуснейшие»3.

За первые 5 лет пребывания духовной миссии на Камчатке при отсутствии над лежащих строительных материалов и инструментов, при нескрываемом про тиводействии высших чиновников из Охотска, в ведении которых находилась тогда Камчатка, на полуострове было воз ведено 8 церквей и несколько часовен. Нужно все это было, по мнению Иосафа Хотунцевского для того, «чтобы оные церкви... вместо узды были, ибо в при -сутствии священника. иноземцы [корен -ные народы Камчатки: коряки и итель мены]. худых своих советов при всегдаш -нем учении употреблять меньше будут»4. В одном из писем архимандрит Иоасаф рекомендует священникам «постов сверх меры не налагать. Но елико возможно, обучать [новокрещеных инородцев] всегдашнему воздержанию, особливо от идоложертвований»5.

Увеличивая число церквей и школ при

1 Громов П. Материалы для истории Камчатских церквей. — Казань, 1909, с. 26.

2 Там же, с. 25.

3 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ), ф. 1011, оп. 1, ед. 23, л. 42.

4 Там же, ед. 9, л. 25.

5 Там же, ед. 23, л. 62.

них, архимандрит Иоасаф стремился, чтобы «одна церковь от другой не более чем на триста верст была» и чтобы, таким образом, «островки» христианства и про -свещения не были оторваны друг от друга. В этих же целях начальник миссии сна -рядил ряд «проповеднических свит» по Камчатскому полуострову, по Охотскому побережью, на реку Анадырь и даже на «Курильскую землицу»6.

Человек большого ума, богатого духов -ного опыта, гибкий и предприимчивый администратор, архимандрит Иоасаф в своих инструкциях постоянно указывал членам миссии искать доброго отноше ния к себе у коренного населения, что в конечном итоге помогало им добиваться успехов.

Следует отметить, что советскими исследователями незаслуженно при нижена деятельность миссии Иосафа Хотунцевского. Даже Г. Севильгаев, наи -более полно изучивший архивные фонды, связанные с деятельностью Камчатской духовной миссии, далек от того, чтобы признать Иосафа Хотунцевского настоя -щим просветителем коренного населения Крайнего Северо -Востока. Тем не менее он вынужден отдать должное заслугам Иоасафа Хотунцевского в деле открытия первых школ для аборигенов Камчатки и его поискам наиболее рациональных путей в организации школьного дела в специфи -ческих условиях Крайнего Северо - Востока (организация кочевых школ, общежитий при стационарных школах, первой в реги оне школы -интерната и пр.)7.

Нижеследующие статистические данные иллюстрируют результаты деятельности духовной миссии архимандрита Иоасафа Хотунцевского с 1742 по 1751 г.:

— коренное население региона: около10 000 чел.;

— число крещеных миссией: 2 964 чел.;

— число построенных церквей: 8;

— число открытых школ: 14;

— обучено русской грамоте: 1/27.

Таким образом, к концу пребывания мис -

сии архимандрита Иоасафа Хотунцевс -кого в регионе число крещеных жителей достигло 9 131 чел., 1/27 часть из которых была обучена русской грамоте. Много это или мало? «Как ни парадоксально это зву-

6 Там же, ед. 9, л. 3.

7 Севильгаев Г.Ф. Очерки по истории просве -щения малых народов Дальнего Востока. — Л., 1972, с. 61.

чит, — писал в 1939 г. А.Г. Базанов, — но в середине XVIII века, в отношении сети школ, Камчатка выглядела самым образо ванным уголком Российской Империи»1. К этим словам неплохо добавить, кому именно обязана она столь заметными успе хами.

Иоасаф Хотунцевский большое значе ние придавал вопросам методики обуче ния. В одной из инструкций, разработан ной для учителей Камчатки, он пишет: «...тое учение производить не спеша». В другой советует «обучать малых отроков со всяким прилежанием, и не токмо словом подлежащего в нем разума», но и «объяс -нение показывать»2.

Особое место в деятельности архиман дрита Иоасафа Хотунцевского занимало религиозно нравственное воспитание детей инородцев. Решающим фактором здесь, по мнению архимандрита Иоасафа, должен был быть наглядный пример пове дения учителя и воспитателя: «Между учением показывать образ истинного бла -гочестия, и во всем иметь воздержание. поступать тихо и вежливо, как подобает учителю и рабу Божию... Утром же, вста -вая, и вечером ложась, всех учеников собрав, молиться краткими молитвами, чтобы дети неотложно навыкали, и от образа взяли себе пример»3.

Чтобы сохранить основной состав уча -щихся на весь период обучения, не отда -вая их даже на время под влияние прежней жизни, Иоасаф Хотунцевский разработал в 1751 г. проект устройства на Камчатке школы интерната с содержанием учени ков на полном государственном обеспе чении4.

К сожалению, несмотря на столь много обещающее начало в развитии церковно школьного дела на Крайнем Северо-Востоке, вторая половина XVIII в. стала периодом упадка. Советские исследова -тели усматривали причины этому в борьбе за сферы влияния, которая разгорелась между светскими и церковными властями на Камчатке в эти годы.

Ситуация на Камчатке значительно осложнилась с отъездом такого автори тетного представителя церкви, каким был архимандрит Иоасаф, а также отсут -

1 Базанов А.Г. Школы на Камчатке в середине XVIII в. // Советский Север, 1939, № 2.

2 РГИА ДВ, ф. 1011, оп. 1, ед. 23, л. 2.

3 Там же, ед. 9, л. 3.

4 Севильгаев Г.Ф. Указ. соч., с. 57.

ствием на иркутской кафедре, в подчи -нении которой находился весь Крайний Северо Восток, епархиального епископа. Назначенный на архиерейскую кафедру Иоасаф Хотунцевский в Иркутск не при -был, находясь 6 лет по болезни в Москве, в Высоко- Петровском монастыре. За ходом текущих дел в епархии следить было некому. Некому же было рукопо -лагать новых священников взамен ушед ших на покой либо умерших. Поэтому с окончательным отъездом в 1761 г. осталь -ных членов духовной миссии Иосафа Хотунцевского с Камчатки процесс христианского просвещения коренных народов региона был практически оста новлен.

Еще одним немаловажным фактором упадка церковно школьного дела в тот период многие исследователи считали враждебное по своей сути отношение к не му со стороны местных камчатских влас тей. «Когда в 1754 году, — писал Н.В. Слю -нин, — доброго и честного командира Лебедева сменил В. Чередов, для жителей Камчатки и духовенства настало тяжелое время»5. По словам П. Громова, «это было безграничное корыстолюбие с демониче ской хитростью»6. Всех, кто ему не нра вился по тем или иным причинам, он объ являл «волшебниками» и подвергал истя заниям. При нем Камчатка узнала кнуты и застенки. Он «поголовно избил» около 100 коренных жителей — коряков, «измучил» иеромонаха Пахомия. Плениснер, следую -щий камчатский начальник, объявил мис -сионерские разъезды духовенства обреме нительными и излишними и считал доста точным, если священник один раз в году посетит своих прихожан. Следующий кам -чатский начальник, Бэм, хороший в других отношениях, также не любил духовен -ство и вмешивался в миссионерские дела и церковно -школьное строительство. Так, Шмалев разрешил камчадалам Ичинского прихода построить новую церковь взамен сгоревшей, а Бэм запретил, посчитав такое строительство незаконным. Точно так же, находясь в Большерецке в 1773 г., он нашел тамошнюю церковь в чрезвычайно ветхом состоянии, но новую построить не разрешил, обвинив при этом в беспеч ности местное духовенство. Что касается

5 Слюнин Н.В. Охотско- Камчатский край. — СПб., 1900, с. 25.

6 Громов П. Указ. соч., с. 5.

школ на Камчатском полуострове, Бэм, как и его предшественники — Извеков и Хметлевский, всячески мешал их дея тельности и последовательно закрывал их, считая бесполезными. В результате, как пишет Н.В. Слюнин, к 1779 г. на Камчатском полуострове из 15 школ оста лось только 41.

По указу от 15 января 1764 г. Сенат приказывал не облагать учащихся ино родческих школ ясаком, а «из доходов Камчатских и за счет Коллегии эконо мии производить ученикам денежное и хлебное довольствие», и сверх того давать средства на одежду и обувь. Преемник Бэма, Рэйнике (1780—1784 гг.), начал свое правление тем, что закрыл лучшую на Камчатке Ичинскую школу, а учени ков и самого ичинского учителя Марка Уксусникова, местного уроженца, обло -жил ясаком. Даже требования Сената не подействовали на Рейнике — школа не была открыта.

В результате действий камчатских начальников резко уменьшилось число церквей, а число школ и вовсе было све дено к нулю.

Таким образом, можно сделать вывод, что невероятные усилия православной церкви в предыдущий период, предпринятые в

1 Слюнин Н.В. Указ. соч., с. 24.

т.ч. через духовную миссию архимандрита Иоасафа Хотунцевского, были к концу XVIII в. последовательно сведены на нет непродуманными действиями камчатских начальников. Тем не менее камчатская духовная миссия Иоасафа Хотунцевского выполнила весьма важную для своего времени задачу: посеяла зерна просвеще ния среди коренных народов — коряков и ительменов, что постепенно начало при носить свои плоды. Аборигены не могли не видеть пользы школьного образования для себя и для своих детей. К примеру, обученный грамоте абориген мог занять место писаря. Хотя оно и не было самым высоким в иерархии камчатских чиновни ков, однако в материальном отношении он вполне был способен обеспечить и себя, и своих родственников. А главное, корен -ное население усвоило совершенно новые для себя понятия: «читать», «писать» и «учиться». Это коренным образом изме -нило их традиционное мировоззрение. «Словом, — писал Н.В. Слюнин, — это было мирное оружие, и будь оно употре блено в более широких размахах и более умно, гораздо скорее положило бы конец всяким бунтам, во время которых пролито так много крови»2.

2 Там же, с. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.