Научная статья на тему 'Особенности развития «Третьего сектора» в России: профессионализация кадров нко-сообщества'

Особенности развития «Третьего сектора» в России: профессионализация кадров нко-сообщества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1323
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НКО / НГО / "ТРЕТИЙ СЕКТОР"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Елена Геннадьевна

Проводится анализ возраста, уровня образования, а также мотивации людей, приходящих работать в «третий сектор». Анализ строится на материалах биографических нарративных интервью с представителями НКО-сообщества России, а также на сведениях из открытых источников по конкретным персонам. Как показало исследование, в разные периоды становления и развития сферы НКО в России (в 1980-е, 1990-е, 2000-е гг.) в этот сектор приходили люди абсолютно разного возраста и уровня образования. Это говорит о значительной степени гибкости «третьего сектора», что и отличает его от других сфер деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития «Третьего сектора» в России: профессионализация кадров нко-сообщества»

УДК 327 ББК 66.7

Е.Г. Харитонова

ОСОБЕННОСТИ развития «ТРЕТьЕГО СЕКТОРА» В РОССИИ:

профессионализация кадров нко-сообщества*

Проводится анализ возраста, уровня образования, а также мотивации людей, приходящих работать в «третий сектор». Анализ строится на материалах биографических нарративных интервью с представителями НКО-сообщества России, а также на сведениях из открытых источников по конкретным персонам. Как показало исследование, в разные периоды становления и развития сферы НКО в России (в 1980-е, 1990-е, 2000-е гг.) в этот сектор приходили люди абсолютно разного возраста и уровня образования. Это говорит о значительной степени гибкости «третьего сектора», что и отличает его от других сфер деятельности.

Ключевые слова:

гражданское общество, некоммерческие негосударственные организации, НКО, НГО, «третий сектор».

Харитонова Е.Г. Особенности развития «третьего сектора» в России: профессионализация кадров НКО-сообщества // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 1. - С. 38-41.

© Харитонова Елена Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет (НТГСПИ, филиал в г. Нижний Тагил), Нижний Тагил; e-mail: putilovaelena2011@mail.ru

О

В последнее время одним из актуальных предметов исследований и дискуссий учёных (в первую очередь, социологов), становится - институт профессии (например, работы Н.А. Мартьяновой, Е. Ярской-Смирновой, П. Романова). Исследовательский интерес подогревается, в том числе, появлением с 1990-х гг. новых видов профессиональной деятельности, связанных с развитием гражданского общества и «третьего сектора» в России.

Институциональную структуру «третьего сектора» составляют организации, обозначаемые как негосударственные и некоммерческие. Данные организации, во-первых, не инкорпорированы в государственную/муниципальную структуру, во-вторых, они не нацелены на получение прибыли с целью ее распределения между учредителями, членами и участниками организации [1, с. 15].

Кроме этого, к основным признакам, свидетельствующим о принадлежности той или иной организации к «третьему сектору» являются: добровольный характер объединения, самостоятельный выбор направления деятельности и способов достижения поставленных целей, общественная польза [2, с. 1].

В качестве названий стали использоваться «НКО», «некоммерческий сектор», а сотрудники данного типа организаций со временем получили неофициальное название «НКО-шники».

Со второй половины 1990-х гг. по настоящее время специалисты разных областей знаний обращаются к всестороннему изучению НКО-сектора, в первую очередь, с точки зрения его влияния на социальную сферу, решение им социальных проблем общества. Большую работу в этом отношении проводят исследователи Центра развития гражданского общества НИУ ВШЭ И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон, И.Е. Кор-неева и др.

В целом же, несмотря на то, что сегодня сфера «третьего сектора» по уровню организации не уступает первым двум секторам, в отечественном социально-гуманитарном знании практически отсутствуют работы по изучению особенностей развития профессии НКО-шника. Практически исследователями данной темы являются М.И. Либоракина, В.Н. Якимец, Е.А. Шестак, Ю. Качалова, которые в своих работах уделяют внимание специфике управления человеческими ресурсами в «третьем секторе», а также, особенностям мотивации деятельности сотрудников НКО.

В 2014 году стартовал научно-исследовательский проект, одобренный РГНФ России «НКО как социальный лифт: траектории индивидуальной мобильности в российском некоммерческом секторе». За этот год были проведены 34 полуструктурированных биографических интервью с представителями НКО России.

* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «НКО как социальный лифт: траектории индивидуальной мобильности в российском некоммерческом секторе» (грант РГНФ № 14-33-01248)

География наших респондентов представлена городами: Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Саратов, Ярославль.

Первоначально, на этапе разработки методики проведения биографического интервью, предполагалось, что возраст потенциальных респондентов должен был составить «от 40 лет». Однако в ходе работы было принято решение расширить верхнюю и нижнюю возрастные границы наших НКО-шников. Более того, не имело значения вид НКО и сфера их деятельности, в связи с чем проект получил более богатое разнообразие: ассоциации, благотворительные фонды, правозащитные организации, культурно-просветительские центры, общественно-политические организации и т.д.

Материалы собранных интервью, а также информация из открытых источников представляют собой огромный массив данных, направленный на то, чтобы раскрыть тему заявленного проекта. Однако в данной статье мы остановимся на анализе влияния возраста на профессиональное самоопределение и «поворот» наших респондентов в сторону «третьего сектора». Более того, мы попытаемся определить средний возраст нашего НКО-шника на момент прихода в сферу «третьего сектора» и посмотреть, чем именно она его привлекает.

В число респондентов проекта вошли НКО-шники от 27 до 80 лет. Среди них превалируют персоны 1960-70-х годов рождения (см. табл. 1). Те, кому сегодня от 40 до 49 лет составляют основной «костяк» членов общественных отечественных организаций (см. табл. 2).

Таблица 1

Численность респондентов проекта по гг. рождения

Годы рождения респондента Количество респондентов

1930-е 1

1940-е 2

1950-е 6

1960-е 11

1970-е 10

1980-е 4

На основании материалов интервью, а также материалов из открытых источников мы установили время и возраст, в котором наши респонденты пришли в сферу НКО. Из 34 респондентов, в конце 1980-х гг. в

сферу общественных организаций ушли 4 человека в возрасте от 30 до 55 лет. В начале 1990-х гг. (до 1995 года) 10 человек пришли в уже т.н. «третий сектор». Причём мы можем увидеть «омоложение» НКО-шника: увеличивается число молодых людей от 20 до 29 лет (7 чел.); приходят и продуктивные «зрелые» от 30 до 46 лет (3 чел.) 7 респондентов пришли в «третий сектор» во второй половине 1990-х гг. в возрасте от 20 до 36 лет. В общей сложности, в 1990-е гг. в «третий сектор» пришли большинство наших респондентов (17 чел.).

Оставшиеся 12 человек выбрали сферу НКО в качестве площадки для своего профессионального развития в 2000-е гг. Заметим, что по сравнению с предшествующими периодами, расширяются как верхние, так и нижние возрастные границы людей, приходящих в НКО: увеличивается количество «зрелых» возрастов (6 респондентов от 30 до 54 лет); молодых людей от 20 до 28 лет в этот период приходят также 6 человек.

Таблица2

Возраст представителей НКО-сообщест-ва на момент интервью (2014 г.)

Возраст Количество

респондента (гг.) респондентов

20-29 2

30-39 5

40-49 15

50-59 8

60-69 2

70-79 1

80+ 1

Данные изменения можно объяснить фактором «роста» «третьего сектора» в России в целом. Так, в конце 1980-х гг. его как такового ещё не существовало, а по стране создавались разного рода инициативные группы, первые общественные организации, не имевшие на тот момент цельной оргструктуры.

Уже в 1990-е гг. появляется законодательная база для деятельности таких организаций, и они окончательно оформляются в качестве организаций нового типа - некоммерческих организаций, появляется и сам термин «третий сектор».

В 2000-е гг. происходит «профессионализация» сферы НКО: она начинает пополняться не только людьми, которые приходят сюда с целью решить какие-то личные проблемы, но и теми, кто по разным причинам не имеет возможности реализовать себя в первых двух секторах экономики.

CL

cc ^

CD Ci

О

Более того, в этот период, «третий сектор», видимо, кажется более понятным для людей, и многие именно здесь начинают видеть площадку для своего профессионального развития; сфера НКО обогащается людьми, заинтересованными в получении опыта работы именно в некоммерческих организациях.

Например, из наших 34 респондентов 6 человек не имеют другого опыта работы кроме как в некоммерческом секторе.

Возможно, именно по вышеупомянутой причине роста профессионализации сектора, возрастает количество людей «зрелого» возраста, имевших до этого (или имеющих до сих пор), опыт работы в разнообразных структурах.

Так, среди наших респондентов мы можем увидеть: школьных учителей (6 чел.), преподавателей ВУЗов и колледжей (9 чел.), бывших сотрудников правоохранительных органов (2), военнослужащих (1), медицинских работников (2), статистов (2), программистов (1), синоптиков (1), работников бизнес-структур (6), муниципальных служащих (3), журналистов (2), социальных работников и социальных педагогов (2), воспитателей в детских садах (1), сотрудников НИИ (2).

Если обратиться к уровню образования наших респондентов, то мы увидим следующие данные (см. табл. 3). Превалируют НКО-шники с педагогическим образованием (учителя математики, физики, русского языка и литературы, истории, изо) - 16 чел.; общественников с юридическим образованием - 2 чел.; медицинским - 2 чел.; военным - 1 чел.; торгово-экономическим - 2 чел.; социальных работников, социальных психологов и педагогов - 4 чел.; социологов - 2 чел.; окончивших Гидро-мет - 1 чел.; железнодорожный институт -1 чел.; специальность «референт-аналитик информационных ресурсов» имеет - 1 чел.; культуролог - 1 чел.; архивариус - 1 чел.; рыбный технолог - 1 чел.

Стоит отметить, что многие из наших респондентов имеют второе высшее/дополнительное образование, что позволяет им вести полноценную профессиональ-

Таблица3

уровень образования представителей нКО-сообщества

уровень образования Количество респондентов

Среднее-профессиональное 3

Высшее образование 22

Наличие учёной степени 9

ную деятельность в сфере НКО и быть высококвалифицированными специалистами в области управления персоналом, фандрайзинга, связей с общественностью, финансовой деятельности организаций некоммерческого сектора, и т.д.

В целом, большинство наших респондентов, согласно возрастной периодизации III. Бюлер, относятся к категории «зрелые» - от 25 до 50 лет*. В нашем случае в категорию от 27 до 50 летпопали 23 человека. Наличие в «третьем секторе» людей более старшего возраста (в проекте - от 50 до 80 лет) говорит о том, что сфера НКО обладает невероятной гибкостью, которая определённо отсутствует в других сферах. Например, самому старшему представителю «третьего сектора», принявшему участие в нашем проекте, 80 лет, - лишнее доказательство того, что сфере НКО «все возрасты покорны».

Кроме этого, мы установили, что вне зависимости от того, в какой период человек пришёл в НКО (1990-е или 2000-е гг.), его самый «проходной» возраст составлял и составляет от 20 до 29 лет (всего 16 чел. из 34); на втором месте - люди в возрасте от 30 до 40 лет (14 чел. из 34).

Интересно и то, насколько сами НКО-шники отмечают, что есть для них «третий сектор» (см. табл. 4).

Анализируя данные ответы, можно увидеть, насколько широки представления о сфере НКО: от сугубо личных, внутренних ощущений (моральное удовлетворение; значимый кусочек жизни; часть личной жизни; важность ощущения своей нужности другим людям); до уверенности в том, что именно данная сфера позволяет по максимуму удовлетворять потребно-

* По мнению психологов, зрелость - это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет - это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность - стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким // См.: Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития): Электронный учебник // Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ.

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос: «Что лично для Вас «третий сектор»?

«Это моя работа»

«Это образ жизни»/ «это очень большой кусок жизни»/ «настоящая жизнь»/ «моя личная жизнь»

«Огромный опыт общения с людьми»/ «возможность быть открытым, общаться с другими людь-ми»/возможность знакомиться с интересными людьми»_

«Свобода действий»/ «свобода действий для принятия решений»_

«Личностный рост» / «возможность самореализации»_

«Это профессиональная деятельность» / «профессиональная работа»_

«Это сфера инноваций»_

«Это свободное пространство, где могут реализоваться многие участники» /

«возможность получить опыт» / «это то, что можно заниматься тем, что тебе нравится, получать

за это деньги, развиваться, учиться» / «огромные возможности»_

«Это сообщество, в котором мне комфортно, в котором я чувствую себя на своем месте, я чувствую себя профессионалом и нужным кому-то»_

«Это связь между государством и бизнесом»

«Моральное удовлетворение» / «Удовлетворение от того, что я делаю, служение»_

«Возможность изменять окружающее»

«Это юридический статус, который несёт в себе одно важное базовое понятие: здесь нет прямой зависимости между успешностью некоммерческого предприятия и личным обогащением человека»

стям в собственном личностном росте за счёт огромных возможностей непрерывного обучения, развития, открытых коммуникаций; а также до конкретно профессиональных взглядов на работу в «третьем секторе» (это профессиональная работа; это юридический статус; это сфера инноваций; связь между государством и бизнесом). Немаловажными, по нашему мнению, являются и рассуждения наших НКО-шников по поводу того, что привлекательность данной сферы для них заключается в «возможности изменять окружающее» при максимальной «свободе действий».

Сегодня, изучение НКО-сферы в общем, и особенностей профессии НКО-шник в частности, приобретает актуальность в связи с бурным развитием «третьего сектора», повышением уровня его

Список литературы:

профессионализации. Очевидно, что руководители отечественных НКО должны обращать внимание на свои кадры, специфику работы с ними, поскольку именно люди (человеческие ресурсы) являются основным условием выживания общественной организации. Эффективность работы НКО будет скорее зависеть от здоровой внутренней атмосферы и слаженности в работе, чем от финансовых возможностей организации, что, в свою очередь, является особенностью именно «третьего сектора». Проведённое исследование наглядно показало гибкость сферы НКО, привлекательность для людей, желающих самореализоваться, склонных к постоянному развитию и саморазвитию, независимо от возраста, уровня образования и ранее полученной профессии.

[1] Мерсиянова И.В. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - 196 с.

[2] Ярыгина Т., Шалганова И. Социальная политика в России. Третий сектор в России // Социальная политика в России. -1999, № 2(37). - С. 1-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.