Научная статья на тему 'Особенности развития современного рынка'

Особенности развития современного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6243
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ТОВАР / УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВО / ПРОДАВЕЦ / ПОКУПАТЕЛЬ / ПРЕДЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗИ / MARKET / DEVELOPMENT TRENDS / ECONOMIC GOODS / SERVICES / GOVERNMENT / THE SELLER / THE BUYER / THE MARGINAL COST OF DEMAND / SUPPLY / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ващенко Р.

В статье рассмотрены особенности развития современного рынка и те направления перемен, которые произошли в рыночных отношениях в начале XXI в. Также выявлены связи показателей спроса, предложения, и платежеспособности населения с понятием предельного потребления, что позволяет сбалансировать условия функционирования региональных товарных рынков, мультипликатора инвестиций, общего экономического равновесия, разработать эффективные меры по государственному регулированию экономики регионов и страны в целом в плане решения задач социально-экономического развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития современного рынка»

Ващенко Р., аспирант ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университете»

Особенности развития современного рынка

Ключевые слова: рынок, направления развития, экономика товар, услуги, государство, продавец, покупатель, предельная стоимость спрос, предложение, взаимосвязи.

Краткая аннотация:

В статье рассмотрены особенности развития современного рынка и те направления перемен, которые произошли в рыночных отношениях в начале XXI в. Также выявлены связи показателей спроса, предложения, и платежеспособности населения с понятием предельного потребления, что позволяет сбалансировать условия функционирования региональных товарных рынков, мультипликатора инвестиций, общего экономического равновесия, разработать эффективные меры по государственному регулированию экономики регионов и страны в целом в плане решения задач социально-экономического развития общества.

Features of the development of the market.

Keywords: market, development trends, economic goods, services,

government, the seller, the buyer, the marginal cost of demand, supply, relationship.

Short abstract: The article deals with the peculiarities of development of the market and the direction of changes that have occurred in market relations at the beginning of the XXI century. Also identified communication indicators of demand, supply, and the solvency of the population with the concept of limiting consumption, that balances the operational modalities of regional commodity markets, the investment multiplier, the overall economic equilibrium, to develop effective measures of state regulation of regional economy and the country as a whole in addressing the socio-economic development of society.

Экономика, как известно, - это, с одной стороны, производство и потребление материальных и духовных ценностей, услуг, а с другой -непрерывное встречное движение продаваемых товаров и уплачиваемых за их приобретение денег. Без такого движения, называемого обращением, не могло бы быть разделения труда, товары бы не нашли своего покупателя и потребителя, продавец и покупатель не встретились бы на рынке.

Ясно, что на рынке представлены два главных действующих лица: продавцы и покупатели товаров, между которыми и складываются отношения купли-продажи.

Структурные взаимосвязи, существующие между главными субъектами экономики, которыми, как известно, являются государство в лице правительства, предприятия (фирмы) и население в виде домашних хозяйств, определяют рыночные связи, товарные и денежные потоки между этими субъектами.

Рынок в широком представлении объединяет в себе несколько понятий.

Во-первых, рынок - это место торговли товарами и услугами. Во-вторых, рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи. В подобном представлении рынок характеризуется такими признаками, как вид продаваемых товаров, объем продаж (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый). Здесь уже рынок понимается как торговля в широком смысле слова как рыночный процесс соединения продавца и покупателя. В-третьих, рынок представляет систему экономических отношений между его участниками, возникающими в процессе купли-продажи, т.е. товарно-денежных отношений. И. наконец, в -четвертых, в самой универсальной трактовке, понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом и становится сокращением термина «рыночная экономика». [1; 2; 5]

В качестве обобщения можно сказать, что рынок - это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через

куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Сущность рынка реализуется через его функции, основными из которых являются: информационная, регулирующая, посредническая,

стимулирующая, ценообразующая, контролирующая.

Рынок, как известно, имеет достоинства и недостатки. Его положительными чертами являются: [1]

- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

- оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

- независимость производителей и продавцов в принятии решений, заключении сделок и т.д.;

- способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:

- рынок не гарантирует права на труд и доход и, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.);

- рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Известно, что в зависимости от характера воздействия государства на основных участников рыночного процесса, а также на отношения между ними различают три типа рынков: нерегулируемый, регулируемый (частично регулируемый) и централизованно управляемый. В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки, когда подразумевается, что государство устанавливает самые общие правила поведения участников рынка, чаще всего, в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен.

Отношения между государством и агентами рыночного процесса приобретают двунаправленный характер, т.е. возможно взаимодействие на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, государственных субсидий. Отношения между производителями, торговыми посредниками, потребителями также носят двусторонний характер, при котором практически исключается диктат одной стороны по отношению к другой.

Но так как спрос формируют потребители, то им принадлежит решающее слово в воздействии на рынок.

Итак, рынок, является наиболее эффективной формой организации экономики, он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы. Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства, главной задачей которого в условиях рынка является создание общественных институтов, т.е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.

3-4 века назад (особенно с XX в.) понятие «рынок» приобрело универсальное значение. Оно стало отражать всякие отношения между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг. Можно дать и такое универсальное определение: рынок — совокупность всяких актов (от лат. акш — действие) купли-продажи товаров и услуг. Формула одного такого акта такова: Продавец— Товар—Деньги—Покупатель. [3]

Эта формула показывает строение одной «клеточки» рынка. Весь «организм» рынка состоит из таких «клеточек».

За 6 тыс. лет этот «организм» изменился до неузнаваемости. Но старое название осталось неизменным.

Организму рынка свойственно развитие. И чем дальше уходит этот организм от момента своего зарождения, тем быстрее он изменяется. Он преобразуется и вширь, и вглубь, качественно обновляясь по многим причинам.

Можно отметить несколько существенных перемен в рыночных отношениях в начале XXI в., которые произошли по следующим направлениям.

Первое направление перемен:

- рынок территориально расширяется по мере роста товарного производства. Можно отметить три ступени такого расширения:

а) местный рынок (село, город, регион, часть страны);

б) национальный рынок;

в) мировой рынок.

Второе направление перемен:

- за последнее столетие стал стремительно развиваться мировой рынок, Если за 40 лет до второй мировой войны объем международной торговли вырос в 2 раза, то за 50 лет после войны - более чем в 30 раз.

Третье направление перемен:

- на национальном и международном рынках изменился режим работы рынка по времени. Если на сельском рынке в старину рыночная торговля была, как правило, раз в неделю, то сейчас многие рыночные магазины и финансовые учреждения (торгующие деньгами) работают круглосуточно.

Четвертое направление перемен:

- для рынка характерно преобладание видов товаров и услуг в зависимости от стадий производства:

а) на первой доиндустриальной стадии — сельскохозяйственные продукты;

6} на второй индустриальной стадии - промышленные товары;

в) на третьей стадии — услуги (примерно 2/3 стоимости рыночных благ).

С конца XX века возник и быстро развивался особо важный для экономического прогресса всех стран международный рынок технологий. Пятое направление перемен:

- если в начале рыночной торговли не было ее разделения на отдельные виды, то сейчас действует многоотраслевая система рынков с крупными подразделениями (рис. 1).

СОВОКУПНОСТЬ-РЫНКОВ

г *

Потребительских продуктов Духовных благ Услуг

Средств производства Валют Труда

Научных разработок

Ценных бумаг Ссудных какпиталов

Рис. 1. Многоотраслевая система рынков [3, стр. 86]

С образованием такой широко развитой рыночной системы резко возросла ее активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство и потребление всеми необходимыми субъективными, материальными, финансовыми и духовными условиями развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от соответствующего специализированного рыночного воздействия.

Так возникло то новое состояние экономического организма, когда все его «клеточки» испытывают воздействие рыночных отношений.

Выше указывалось, что решающее слово в воздействии на рынок формируют потребители.

Приобретая товар, покупатель руководствуется его потребительной стоимостью, необходимостью удовлетворения своих потребностей. Причем переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не сразу, а постепенно, проходя ряд ступеней. По мере того как потребитель удовлетворяет свои потребности, убывает и напряженность потребности. Уменьшается полезность блага и по мере увеличения его количества. Процесс убывания полезности товара получил понятие предельной полезности. Согласно этому понятию, по мере увеличения

количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Покупатели свои потребности и спрос на рынке ранжируют, выдвигая на первый план самые неотложные потребности и располагая за ними остальные. Люди, удовлетворяя самые неотложные, а затем менее неотложные потребности, приходят к тому, что в результате предельные полезности употребляемых благ становятся одинаковыми. Если же учесть, что у каждого товара своя цена, то покупатели тратят разные суммы денег. Разделив предельную полезность товара на его цену (Р), получим взвешенную предельную полезность (МУ : Р).

При этом следует учитывать, что каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не станут пропорциональны ценам или пока не окажутся одинаковыми взвешенные предельные потребности. Иначе говоря, последний рубль, затраченный на покупку мяса, должен представлять такую же полезность, как и последний рубль, затраченный на картошку или хлеб.

Данные условия потребительского равновесия можно выразить следующей формулой: [4]

МУ1 / Р1 = МУ2 / Р2 = МУ3 / Р3 =......МУп/ Рп

где: МУ — предельная полезность отдельных товаров; Р — их цена. Делая вывод из рассмотрения факторов, лежащих в основе кривой спроса, можно сказать, что существенная причина изменения спроса, как обратной функции цены, состоит в убывании предельной полезности товара. Покупатель будет готов купить последующее количество товара, приносящего ему все меньшее удовлетворение, когда цена товара снижается.

Теория предельной полезности хотя и не отражает теорию трудовой стоимости, но позволяет более конкретно проанализировать влияние спроса, предложения и цены товара на рыночное равновесие, конъюнктуру рынка, учесть изменяющиеся потребности покупателей, мотивацию их поведения на рынке.

К основным задачам комплексного изучения рынка, позволяющим определить его общие характеристики, относятся анализ и оценка намеченных к производству изделий с точки зрения параметров их спроса. Это один из наиболее важных и ответственных этапов анализа рынка. Недостаточный или неточный анализ спроса может привести, с одной стороны, к созданию лишних мощностей и их нерациональному использованию, с другой — к созданию мощности предприятия, недостаточной для удовлетворения потребности рынка или не позволяющей оптимизировать масштабы производства.

Итак, товарные рынки определяются, прежде всего, наличием спроса и предложения на производимые товары отраслей материального производства и сферы услуг. В экономической теории спрос на товар или услугу определяется как платежеспособная потребность, поэтому не всякая потребность есть спрос [2; 3; 5]

Величина спроса и емкость рынка в каждый конкретный момент является функцией нескольких факторов: структуры рынка, эластичности спроса по ценам, каналов распределения, темпов роста потребления, конкуренции поставщиков аналогичных товаров. Эта многофункциональная зависимость делает оценку спроса достаточно сложным процессом.

Определение спроса и размеров рынка включает в себя оценку величины и структуры текущего действительного спроса и перспективную оценку спроса на рынке. Текущий спрос можно представить в виде общего количества конкретной продукции, покупаемой по определенной цене на определенном рынке за конкретный период.

Так как рыночный спрос обычно многофункционален, то для его прогнозирования необходимо выделить по результатам анализа рынка ключевые факторы, определяющие его динамику. Затем нужно оценить степень их влияния на спрос и составить прогноз эволюции факторов в будущем. После выполнения этих процедур осуществляется прогноз спроса на основе какого-либо метода.

Изложенные положения определяют необходимость выявления связи показателей спроса, предложения, и платежеспособности населения с понятием предельного потребления.

Предельная склонность к потреблению, (ПСП), определяется фактически, как отношение прироста Сбережений (А Сбережения) к приросту (А Доходы) Дохода населения (или всех потребителей на рынке товаров).

Последние определяются, как:

Доходы населения = Сбережения + Реальные расходы = Сбережения +

СС.

Для региона то же самое можно записать следующим образом:

Доходы потребителей регионального рынка = Сбережения + Реальные расходы = Сбережения + СС = Сбережения + ВРП^ (1)

Можно с некоторой условностью записать также, что ВРП^ ~= Сбережения (2)

Тогда предельная склонность к потреблению (ПСП) определяется по формуле:

ПСП = А Сбережения / А Доходы = А ВРП^ / А (ВРП^+ ВРПщ^ (3)

При условии, что ВРП^ к нулю, ПРП будет стремиться к единице, т.е. при: ВРП^ ^ 0

ПСП ^ 1 (4)

Таким образом, представленная система выражений дает возможность сбалансировать условия функционирования региональных товарных рынков, мультипликатора инвестиций, общего экономического равновесия, разработать эффективные меры по государственному регулированию экономики регионов и страны в целом в плане решения задач социальноэкономического развития общества.

Литература

1. Анализ экономики. Страна. Рынок. Фирма / под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М.: Международные отношения, 1999.

2. Богданова Н.П. Функционирование товарных рынков и социальноэкономическое развитие региона: канд. дисс. - Кисловодск: Изд-во КИЭП, 2007.

3. Борисов Е.Ф. Экономика. - М.: Проспект, 2011.

4. Ильин С.С. Экономика. - М.: АСТ:СЛОВО: Полиграфиздат, 2010.

5. Экономика/ под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.