Научная статья на тему 'Особенности развития рынка телекоммуникационных услуг в регионе СНГ'

Особенности развития рынка телекоммуникационных услуг в регионе СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1112
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / ФИКСИРОВАННАЯ СВЯЗЬ / ШИРОКОПОЛОСНАЯ СВЯЗЬ / ИНТЕРНЕТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TELECOMMUNICATIONS / FIXED COMMUNICATION / MOBILE COMMUNICATION / BROADBAND COMMUNICATION / INTERNET / GOVERNMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова Светлана Александровна

Динамика уровня проникновения фиксированной, подвижной и интернет-связи в странах СНГ свидетельствует о неоднородности развития отдельных сегментов телекоммуникационного рынка, что связано с различиями в социально-экономическом развитии стран, особенностями территориального устройства. Рынки подвижной и интернет-связи являются наиболее перспективными для операторов связи и динамично развивающимися, что обусловлено процессами либерализации. Обеспечение нормативно-правовой базы, выработка антимонопольного законодательства и обеспечение справедливого ценообразования являются ключевыми аспектами государственной политики, основными методами косвенного регулирования отрасли связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development features of telecommunication market in CIS region

Differences in fixed, mobile and Internet penetration rates in CIS countries shows lack of homogeneity in different telecommunication segments there, that could be explained by differences in social and economic conditions, territorial features of CIS countries. The liberalization processes made mobile and Internet segments are the most developing and perspective for the operators. Legislative policy, anti-trust policy and fair price formation are the key aspects of government regulation, main methods of inferential control of the telecommunication industry.

Текст научной работы на тему «Особенности развития рынка телекоммуникационных услуг в регионе СНГ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ СНГ

С.А. Меркулова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Динамика уровня проникновения фиксированной, подвижной и интернет-связи в странах СНГ свидетельствует о неоднородности развития отдельных сегментов телекоммуникационного рынка, что связано с различиями в социально-экономическом развитии стран, особенностями территориального устройства. Рынки подвижной и интернет-связи являются наиболее перспективными для операторов связи и динамично развивающимися, что обусловлено процессами либерализации. Обеспечение нормативно-правовой базы, выработка антимонопольного законодательства и обеспечение справедливого ценообразования являются ключевыми аспектами государственной политики, основными методами косвенного регулирования отрасли связи.

Ключевые слова: телекоммуникации, мобильная связь, фиксированная связь, широкополосная связь, Интернет, государственное регулирование.

За последнее десятилетие в регионе Содружества Независимых Государств (СНГ) наблюдается неуклонное развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрения телекоммуникационных услуг. В то же время развитие сегментов внутри телекоммуникационной отрасли происходит неодинаково.

Степень интеграции на телекоммуникационных рынках Западной Европы и ведущих мировых держав очень высока. В странах СНГ даже в самых динамично развивающихся сегментах телекоммуникационного рынка уровень интеграции не превышает общемирового среднего значения. Поэтому интересно выявить и проанализировать причины, не позволяющие увеличить динамику развития рынка телекоммуникаций в регионе и предложить способы их устранения.

Целью данной работы является исследование телекоммуникационного рынка в странах СНГ, анализ общих тенденций, проблем на пути создания современного телекоммуникационного рынка и способов их решения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— исследовать тенденции рынка фиксированной телефонии в СНГ;

— исследовать тенденции рынка мобильной телефонии в СНГ;

— исследовать тенденции развития рынка широкополосной связи и интернет-услуг в странах СНГ;

— определить ключевые направления государственной политики для развития современного рынка телекоммуникационных услуг в регионе СНГ.

Методологической основой работы являются публикации и базы данных информационно-аналитических агентств таких, как Международный союз электросвязи, Юнеско, Росстат. Важным источником информации по рассматриваемой проблеме явились статьи из журналов, газет и интернет-источников.

В отечественной литературе отсутствует комплексный анализ всех сегментов телекоммуникационного рынка стран СНГ. Некоторые издания (Международный союз электросвязи, International Business Monitor) дают обзор отдельных сегментов телекоммуникационного рынка региона, однако без исследования причин и последствий такого развития и предложений по стимулированию развития рынка телекоммуникаций в странах СНГ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в рамках единой работы анализируются и сравниваются основные тенденции развития рынка телекоммуникационных услуг в регионе СНГ как едином информационном пространстве, дается объяснение текущей ситуации на телекоммуникационном рынке и приводятся предложения по усовершенствованию государственной политики в области телекоммуникаций.

Тенденции развития телекоммуникационного рынка в странах СНГ

Рынок фиксированной связи. К началу 2009 г. рынки фиксированной и подвижной телефонии во многих наиболее развитых странах СНГ, таких как Беларусь, Россия и Украина, достигли определенного уровня развития. Последние инвестиции в фиксированную сетевую инфраструктуру включают в себя оптоволоконные сети, сети последующих поколений (СПП) и фиксированные беспроводные сети, которые растут с быстрым внедрением широкополосных услуг.

В отличие от Европы, Северной и Южной Америки, в странах СНГ процент проникновения фиксированной связи устойчиво растет. Уровень «цифровизации» сети фиксированной телефонной связи также увеличивается, к 2008 г. цифровыми были более 75% из установленных и более 90% из используемых сетей фиксированной телефонной связи [1]. В 2003 г. в СНГ насчитывалось порядка 58,2 миллиона фиксированных телефонных линий, что соответствовало 20,9% проникновения; к концу 2008 г. количество линий возросло до 72 миллионов, достигнув 26% проникновения [1].

Рост сектора фиксированной связи связан с процессом либерализации индустрии. Так, увеличивается количество выдаваемых государством лицензий. В 2008 г. в России было выдано около 40 лицензий на междугороднюю и международную телефонную связь, такие услуги начали предоставлять восемь операторов: Ростелеком, Межрегиональный транзит-телеком, Совинтел, Комстар-ОТС, Синтерра, Арктел, Эквант и Транстелеком [2].

Высокие темпы роста сегмента фиксированной связи обусловлены капиталовложениями в развитие инфраструктуры, что позволяет предоставлять более широкий спектр услуг и обеспечивать большую эффективность при внедрении изменений, которые должны увеличить абонентскую базу. Так, в последние годы традиционный оператор фиксированной связи Армении АрменТел инвестировал около 200 млн долл. США в обновление аналоговых телефонных станций по всей стране.

Мобильная телефония в регионе СНГ переживает значительный рост. Несмотря на высокие темпы роста сегмента фиксированной связи, основной тенденцией телекоммуникационного рынка является сдвиг от фиксированной к мо-

бильной связи. В 2003 г. число абонентов подвижной сотовой связи превысило число фиксированных телефонных линий и продолжало заметно расти, достигнув общего числа 314 млн абонентов к концу 2008 г. [1]. С 2003 г. по 2008 г. число абонентов подвижной сотовой связи в СНГ выросло более чем в шесть раз, эта скорость вдвое превосходит глобальную скорость роста [1]. В 2008 г. процент проникновения подвижной сотовой связи в СНГ был выше, чем в Северной и Южной Америке, Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но оставался ниже такого процента для Европы. Данная динамика обусловлена высоким ростом в России и Украине, двух самых больших странах региона.

Рынок подвижной связи СНГ привлекателен для большинства российских операторов подвижной связи, расширяющих свое присутствие в данном регионе, что во многом объясняется совместной историей развития стран в составе Советского Союза. Некоторые международные операторы подвижной связи также вышли на эти рынки, например шведский оператор TeliaSonera. Рынки подвижной связи СНГ связаны главным образом с тремя крупными операторами подвижной связи: МТС, Вымпелком и TeliaSonera. Среди других важных операторов подвижной связи — Telenor, лидер рынка Украины, Orange в Молдове и Deutsche Telekom в России и Украине. В целом в регионе работают 171 оператор подвижной сотовой связи [1].

Наиболее быстрый годовой рост проникновения сотовой подвижной связи в странах СНГ за последние пять лет наблюдается в Туркменистане и Узбекистане — более 100% в год, хотя процент проникновения остается низким. Низкий уровень доходов на душу населения делает мобильную телефонию приоритетной услугой в этих странах. Значительная часть сельского населения рассредоточена по большой территории, что снижает привлекательность инвестиций в фиксированную связь. В этих странах развитие фиксированной телефонии ограничено большими городами, а мобильные телефоны стали жизненно важным средством связи в пригородах.

Рынок подвижной связи СНГ развивается также за счет новых технологий. Лидер рынка Грузии MagtiCom начал предлагать услуги HSDPA, оператор Orange (Молдова) запустил свои услуги iPhone и в более широком смысле — услуги передачи данных, в частности поиск по Интернету, набирают популярность на многих рынках СНГ. В среднесрочной перспективе рынок увидит проникновение технологий IMT-2000/3G/3,5G и появление коммерчески выгодных, а также объединение крупных операторов подвижной связи в регионе, включая процессы расширения на другие рынки.

Интернет и широкополосная связь. В регионе СНГ использование Интернета заметно выросло, рынок Интернета вместе с рынком подвижной сотовой связи является важной областью роста телекоммуникационного рынка. К концу 2008 г. в регионе насчитывалось 70,3 млн пользователей Интернета, что соответствовало 4% всех пользователей мира [1].

С 2003 по 2008 г. в регионе добавилось примерно 50 млн пользователей Интернета. Этот рост обеспечен за счет России и Украины. В 2008 г. проникнове-

ние пользователей Интернета в регионе СНГ превысило значение для мира в целом и приблизилось к 25% [1]. Процент проникновения пользователей Интернета существенно различается в разных странах СНГ и лежит в диапазоне от 1,5% в Туркменистане до 32% в России. Страны можно сгруппировать по четырем категориям значений проникновения пользователей Интернета: более 25% — Россия и Беларусь; 20—25% — Азербайджан, Грузия, Украина и Молдова; 15— 20% — Казахстан, Кыргызстан; менее 15% — Узбекистан, Таджикистан, Армения и Туркменистан.

В 2003 г. в СНГ насчитывалось 350 000 абонентов фиксированного широкополосного Интернета [1]. В 2008 г. это число возросло до 12,2 млн, или до 3% от общего числа абонентов фиксированной широкополосной связи всего мира. Почти половина роста достигнута за счет России, Украины, Казахстана и Беларуси. Тем не менее в 2008 г. в регионе было меньше абонентов фиксированной широкополосной связи на 100 жителей, чем в среднем для мира, и намного меньше, чем в развитых странах. Рост проникновения широкополосной подвижной связи в регионе находится на очень раннем этапе по сравнению с продвинутыми странами, что подчеркивает большой потенциал для будущего роста.

Характерной особенностью рынка интернет-услуг является влияние размеров территории страны на ценовую политику поставщиков услуг Интернета. Например, в России средняя скорость доступа в Интернет в Москве и Санкт-Петербурге составляет примерно 7 Мбит/с, по сравнению с примерно 410 Кбит/с в других больших городах [5]. В результате цена услуг Интернета в районных городах намного превосходит цены в Москве и Санкт-Петербурге. Россия занимает 14-е и 7-е место по скорости загрузки информации из Интернета и по скорости передачи от пользователя в Интернет соответственно [1].

Уровень пропускной способности международных каналов Интернета в большинстве стран СНГ также относительно мал. В 2008 г. регион СНГ в целом имел международную пропускную способность примерно 128 Гбит/с. Это соответствует значению 2152 бита на одного пользователя Интернета (для сравнения: развивающиеся страны имеют 3162 бита на одного пользователя Интернета, а развитые страны — 29 530 битов на одного пользователя).

Направления государственной политики в области эффективного стимулирования развития телекоммуникационного рынка в странах СНГ

Модели государственного участия в развитии телекоммуникационного

рынка. Государство играет ключевую роль в развитии телекоммуникационного рынка стран СНГ. В мировой практике можно выделить несколько моделей государственного регулирования отрасли связи.

В британской модели задачи управления отраслью решаются независимой организацией OFTEL, при этом создаются условия совместного государственно-частного финансирования, тарифы в отрасли определяются на базе соглашения между бизнесом и государством.

В США очевидно прямое участие государственных структур в регулировании телекоммуникационного сектора экономики с достаточно широким привлечением корпоративных объединений.

Немецкая модель, во многом схожая с американской с точки зрения влияния государства на развитие телекоммуникационного сектора, существенно дополнена рычагами экономического контроля. Здесь существует конкуренция между ограниченным кругом практически равноправных в экономическом развитии крупнейших телекоммуникационных компаний, деятельность которых контролирует государство. Участие государственных органов власти в сфере естественных монополий реализуется путем покупки соответствующей доли.

Также в мире существует большое количество моделей развития телекоммуникационного сектора экономики — французская модель, бельгийская, норвежская и т.д. Однако очевидно различие телекоммуникационных рынков США и Европы, что связано с ролью и формой влияния государства на экономику в Северной Америке и Европе. Если в США это воздействие в основном косвенное, через налоговую систему, тарифную политику, правила технической эксплуатации сооружений, развитую систему юридических актов (уже к началу 1970-х гг. национальный регулятор в области телекоммуникаций ФСС имела более 2000 правил и инструкций), то в Европе — это прямое управление предприятием, полностью или частично находящимся в государственной собственности.

Направления эффективной государственной политики в области регулирования телекоммуникационного рынка стран СНГ

Несмотря на различия в уровне развития отрасли связи, социальной и законодательной среды внутри региона СНГ, существует ряд универсальных, не зависящих от страновых особенностей требований, согласно которым государственное вмешательство в сферу телекоммуникаций должно быть ориентировано на совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры, повышение эффективности телекоммуникационной сферы, обеспечение высокого качества услуг.

Законодательные органы должны создать такую модель, которая может четко определить функции регулирования, процедуры и процесс принятия решений, очертить полномочия регулирующего органа по четырем основным вопросам:

— регулирование условий вождения оператора на рынок телекоммуникационных услуг;

— техническое регулирование выделения, распределения и мониторинга частот и номерного ресурса, сертификацию оборудования и политик стандартизации;

— регулирование деятельности операторов на рынке для обеспечения добросовестной конкуренции и соблюдения требований антимонопольного законодательства, защиты пользователей, контроля над ценами и качеством услуг;

— контроль за выполнением лицензионных условий и требований нормативно-правовых документов государственных органов, регулирующих сферу связи.

Государственное регулирование отрасли телекоммуникаций должно основываться на прозрачной и последовательной политике, невозможности влияния интересов отдельного оператора на политику регулирования в отрасли, недопущении

дискриминации отдельных операторов или пользователей, применении адекватных санкций за совершенные правонарушения действующего законодательства, учете экономических и социальных последствий подобных действий.

Таким образом, вхождению стран СНГ в глобальное мировое информационное сообщество должно способствовать создание полноценной и отвечающей всем современным мировым требованиям телекоммуникационной отрасли на базе складывающегося демократического общества.

Итак, в отличие от развитых стран, где сегмент фиксированной связи достиг своего потенциала роста, в странах СНГ процент проникновения фиксированной связи устойчиво растет. Развитие фиксированной связи объясняется активным стимулированием со стороны государства и недостаточно развитой инфраструктурой. Характерным признаком начавшегося процесса либерализации отрасли является увеличивающееся количество лицензий на предоставление услуг фиксированной связи в странах региона.

Однако анализ тенденций на рынке телекоммуникаций СНГ ясно показывает сдвиг от фиксированной к мобильной телефонии. Рынок подвижной связи СНГ развивается за счет новых технологий и предоставляемых услуг, таких как HSDPA, IMT-2000/3G/3,5G. Процент проникновения подвижной связи в странах СНГ выше, чем в среднем для развитых стран. Сектор электросвязи пользуется большими преимуществами благодаря большим возможностям для входа на этот рынок и высоким доходам, создаваемым мобильной телефонией.

Рынок Интернета вместе с рынком подвижной сотовой связи в регионе является важной областью роста телекоммуникационного рынка. Рост обеспечивается за счет России и Украины. Характерной особенностью рынка интернет-услуг является влияние размеров территории страны на ценовую политику поставщиков услуг Интернета. Как правило, чем дальше от крупных городов, тем меньше скорость Интернета и выше цены провайдеров.

Наряду с банковским сектором, транспортом и электричеством, телекоммуникации являются стратегической отраслью государственной политики. Задача государства в области телекоммуникаций сводится к разработке эффективных косвенных методов воздействия на развитие отрасли связи. Государственная политика должна определять условия вхождения оператора на рынок телекоммуникационных услуг; техническое регулирование выделения, распределение и мониторинг частот и номерного ресурса, сертификацию оборудования и политик стандартизации; регулирования деятельности операторов на рынке для обеспечения добросовестной конкуренции и соблюдения требований антимонопольного законодательства, защиты пользователей, контроля над ценами и качеством услуг.

Таким образом, для создания современного и развитого рынка телекоммуникационных услуг необходима выработка эффективной государственной политики в части создания нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность операторов на рынке телекоммуникационных услуг, обеспечивающей справедливое ценообразование на услуги операторов связи и стимулирующей телекоммуникационные компании для развития инфраструктуры в наименее развитых регионах.

ЛИТЕРАТУРА

[1] www.itu.int — Международный союз электросвязи.

[2] www.minsvyaz.ru — Министерство связи и массовый телекоммуникаций Российской Федерации.

[3] www.telegeography.com/cu/article.php?article_id=28580 — Информационно-аналитическое агентство TeleGeography.

[4] www.ictrussia.com — аналитическая компания РМЯ.

[5] http://reklamist.com.ua/8998 — Информационный портал о рекламе и маркетинге.

[6] www.ebrd.com — Международный банк реконструкции и развития.

[7] www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ.

[8] www.kt.kg — АО Кыргызтелеком.

[9] www.nas.kg — Государственное агентство связи при Правительстве Киргизской Республики.

DEVELOPMENT FEATURES OF TELECOMMUNICATION MARKET IN CIS REGION

S.A. Merkulova

People’s Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Differences in fixed, mobile and Internet penetration rates in CIS countries shows lack of homogeneity in different telecommunication segments there, that could be explained by differences in social and economic conditions, territorial features of CIS countries. The liberalization processes made mobile and Internet segments are the most developing and perspective for the operators. Legislative policy, anti-trust policy and fair price formation are the key aspects of government regulation, main methods of inferential control of the telecommunication industry.

Key words: telecommunications, fixed communication, mobile communication, broadband communication, internet, government policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.